Проект по гражданско - патриотическому воспитанию детей с ОВЗ «Расту гражданином планеты своей, весь предан и словом и делом я ей».
Пояснительная записка
Самореализация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в период реабилитации и после ее завершения, её социализация, адаптация к изменениям в обществе, являются целью реабилитационного процесса.
Педагоги и психологи одним из основных направлений в реабилитации рассматривают формирование у ребенка трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека и семье. Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию. Формирование сознания «Я – гражданин Российской Федерации» должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека. Родина нуждается в каждом из своих граждан, которые, используя свои права и свободу, неукоснительно соблюдают свои обязанности перед государством и другими людьми.
Целенаправленная организация процесса гражданско-патриотического воспитания является важным этапом в освоении исторически принятых в обществе ценностей, законов и норм жизни, формировании собственной гражданской позиции. Усвоение личностью гражданско-патриотических ценностей осуществляется через приобретение необходимой информации своих гражданских функций и социальных ролей. Приобщение человека к гражданско-патриотическим ценностям происходит в процессе реального включения личности в многообразие общественных отношений.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание оказывает влияние на все сферы социальной жизни детей и, следовательно, на социально-психологическую структуру личности. Наиболее существенные из них те мировоззренческие убеждения и гражданско-патриотические качества, которые предопределяют отношение детей с ограниченными возможностями здоровья к своим гражданским обязанностям.
В гражданско-патриотическом воспитании особое значение приобретает личностно ориентированный подход, когда в центре внимания находятся интересы ребёнка, его потребности и возможности, права конкретного индивида.
Всё это определяет актуальность разработки и реализации проекта «Расту гражданином планеты своей, весь предан и словом и делом я ей»
Включение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в реальную, социально востребованную и личностно значимую деятельность помогает им в овладении необходимым социальным опытом, формирует гражданскую готовность к творческой, социально – преобразовательной деятельности, расширяет сферы общения и самореализации инвалидов. В этом заключается социальная значимость проекта.
Дети и подростки нашего отделения принимают активное участие в ряде проектов:
- общественно – политических: «Открытка ветерану», «Новогодняя игрушка для городской елки»; «Твори добро»;
- экологических: «Кормушка» (подкормка птиц зимой и строительство кормушек), «Береги Байкал»;
- волонтерских: благотворительная акция «Подарите детям радость под Новый год», «Помоги собраться в школу»;
- здоровьесберегающих: «Я – за здоровый образ жизни», «Безопасная дорога глазами ребенка».
Дети с ограниченными возможностями здоровья, принимая участие в реализации вышеперечисленных проектов вместе с ребятами из других учреждений и школ, чувствуют себя «на равных», нужными, востребованными, полезными обществу, что особенно важно для этой категории детей. Высокая оценка их деятельности окружающими, благодарность, информация в СМИ повышают самооценку детей с ограниченными возможностями, создают атмосферу успеха. В свою очередь, школьники, не имеющие отклонений в развитии, учатся доброте, заботе о ближнем, толерантности.
Цикл мероприятий по данному проекту помогает детям понять себя, свое место в цепи поколений, способствует формированию системы гражданских ценностей, воспитанию граждан Российской Федерации как сознательных и достойных преемников отечественной истории, культуры и традиций, а также повышению социальной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в части гражданско-патриотического воспитания личности, готовой жить в гражданском обществе и правовом государстве; свободной, обладающей чувством собственного достоинства; любящей свою семью, школу, край; личности культурной и нравственной.
Задачи:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к культурному и историческому прошлому России, народным традициям.
2.Повышение уровня познавательной активности и расширения объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
3.Овладение историко – социологическими законами и знанием исторических фактов, необходимых в повседневной жизни.
4.Создание условий для осознания детьми своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.
5.Формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей и семейных ценностей.
6.Популяризация в молодежной среде здорового образа жизни.
7.Формирование активной жизненной позиции и ответственности.
8.Развития чувства собственного достоинства, способности к преодолению трудностей, умения ориентироваться в социальной среде и социальных процессах.
9. Воспитание нравственных качеств личности.
10. Воспитание творческого потенциала, художественных способностей, эстетического вкуса.
3. Сроки реализации проекта
Проект рассчитан на реализацию периодом в 4 месяца.
Целевая группа: дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья с 7 – 18 лет.
4. Содержание проекта
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, родному краю, Отечеству, планете Земля. В рамках проекта разрабатывается реальное участие детей с ограниченными возможностями здоровья в организации своей жизни. Знания и информация, полученные ими в ходе реализации проекта помогут принимать более правильные решения, играть в современном обществе более весомую роль.
Содержание гражданско-патриотического воспитания включает в себя те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.
Этапы реализации проекта:
I этап – организационный
- Вовлечение заинтересованных лиц в работу по реализации проекта (специалисты, родители, учреждения и общественные организации города)
- Диагностика уровня сформированности у детей подростков гражданско- патриотических качеств;
II этап –основной
- Деятельность по направлениям в рамках проекта;
III этап – заключительный (аналитический)
- Анализ деятельности по гражданско – патриотическому воспитанию детей в рамках проекта
- Создание банка методических разработок по гражданско-патриотическому воспитанию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
В течение реализации проекта по выбранному направлению проводятся систематические занятия психолога, социального педагога, музыкального руководителя. Психолог реализует основополагающее в гражданско – патриотическом воспитании личностное развитие ребенка по средствам формирования гражданского отношения к себе, своей семье и повышения социальной активности. Специалисты проводят по 1 - 2 занятия в неделю. Форму проведения занятий специалист выбирает с учетом индивидуальных особенностей детей, а также поставленных целей занятия. Необходимо отметить, что результативность данного проекта достигается комплексной и согласованной работой всех задействованных специалистов.
Формы работы:
- Познавательные мероприятия
- Просмотр видеофильмов
- Тренинги
- Праздники
- Конкурсы
- Экскурсии
- Встречи с ветеранами
- Участие в городских пректах
- Сочинения и диспуты и др.
Также предусмотрено проведение познавательно - развлекательных досуговых мероприятий тематически взаимосвязанных с занятиями специалистов. Каждый специалист проводит занятия согласно тематическому плану.
Реализация проекта осуществляется через различные формы взаимодействия с социумом – учреждениями и организациями города и области, многие из которых стали традиционными:
Взаимодействие с учреждениями города и области
№ п/п |
Учреждения города и области |
Форма взаимодействия |
Цель взаимодействия |
|
Архитектурно – этнографический музей «Тальцы» |
экскурсии |
воспитывать сознательное отношение к народному достоянию изучение историко-культурного и духовного наследия |
|
Храм Святой троицы |
||
|
Музеи г. Ангарска и области |
экскурсии |
формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина |
|
ИОСОИ «ИнваТурСпорт» |
Спортивные и досуговые мероприятия |
Развитие коммуникативных навыков, формирование здорового образа жизни |
|
Дворцы культуры |
Праздничные мероприятия, тематические вечера |
Воспитывать у детей чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы |
Школы искусств |
|||
Православная школа |
|||
|
КСК «Аллюр» |
Экскурсии, конные прогулки |
формировать бережное отношение детей к окружающей среде и животному миру как источнику радости и творчества людей |
|
Центральная детская библиотека |
Творческие вечера, вечера встреч с поэтами и писателями, познавательные мероприятия |
Воспитание творческого потенциала, художественных способностей, эстетического вкуса |
|
Школы города |
Театральные постановки, совместные мероприятия |
участие в художественной самодеятельности, развитие общественной активности |
Проект включает в себя 5 направлений, связанных между собой.
«Я И Я»
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ
Задачи:
формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
«Я И СЕМЬЯ»
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ СЕМЬЕ
Задачи:
формировать уважение к членам семьи;
воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
«Я И КУЛЬТУРА»
ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ
Задачи:
воспитывать у детей чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;
формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
«Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОТЕЧЕСТВУ
Задачи:
развивать общественную активность детей, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну
«Я И ПЛАНЕТА»
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
Задачи:
воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой;
формировать бережное отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Мероприятия по реализации проекта
Направления программы |
№ |
Название мероприятия |
Ответственные |
«Я и Я» |
1. |
Цикл занятий «Я и мои права»: - «Мои права и обязанности» - «Свобода и ответственность» - «Мои права в рисунках» - «Хочу» и «надо» – делаю выбор» |
психолог, социальный педагог |
2. |
Познавательное мероприятие «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» |
социальный педагог |
|
3. |
Тренинг «Чёрные буквы» (об алкоголизме, табакокурении и наркомании) |
психолог |
|
4. |
Оформление стенгазеты «Мы за здоровый образ жизни» |
социальный педагог |
|
5. |
Беседа по профориентации «Дороги, которые мы выбираем» |
социальный педагог |
|
«Я и СЕМЬЯ» |
1. |
Заочное путешествие «Здесь живёт моя семья» |
психолог |
2. |
Конкурс «Письмо о маме» |
социальный педагог |
|
3. |
Беседа «Фотографии из семейного архива» |
психолог |
|
4. |
Диспут «Что значит быть хорошим сыном или дочерью» |
психолог |
|
5. |
Вечер вопросов и ответов «Мой дом – моя крепость» Родительское собрание |
психолог, социальный педагог |
|
6. |
«Мои права и обязанности в семье» |
психолог |
|
7. |
«Расходы. Бюджет семьи» |
социальный педагог |
|
8. |
Тренинг «Умение «слышать» и «слушать» |
психолог |
|
9. |
Стенгазета «Наша дружная семья» |
социальный педагог |
|
10 |
Концерт для родителей «От всей души» |
музыкальный руководитель |
|
«Я и КУЛЬТУРА» |
1. |
Познавательное мероприятие «Культура родного края» |
социальный педагог |
2. |
Экскурсии по г. Ангарску «Памятники и знаменитые места родного города» |
социальный педагог |
|
3. |
Конкурс поделок и композиций «Дары природы» |
родители и дети |
|
4. |
Экскурсия в архитектурно-этнографический музей «Тальцы» |
социальный педагог |
|
5. |
Выставка декоративно-прикладного искусства «Мир моих увлечений» |
социальный педагог |
|
6. |
Экскурсия в Музей Минералов |
социальный педагог |
|
7. |
Организация и проведение турпоходов в пойму р. Китой |
социальный педагог |
|
8. |
Экскурсия в Музей Часов |
Социальный педагог |
|
9. |
«Фильм! Фильм! Фильм!» (коллективный просмотр кинофильмов) |
социальный педагог |
|
10. |
Танцевально-музыкальный конкурс «Созвездие юных дарований» |
музыкальный руководитель |
|
«Я и МОЕ ОТЕЧЕСТВО» |
1. |
Познавательное мероприятие «История Иркутской области» |
социальный педагог |
2. |
Конкурс рисунков «Моя Родина» |
социальный педагог |
|
3. |
Информационный час «Государственные символы РФ» |
социальный педагог |
|
4. |
Экскурсия в Музей Победы |
социальный педагог |
|
5. |
Акция «Ветеран живет рядом» |
социальный педагог |
|
6. |
«Что мы знаем о науке «экономика» |
социальный педагог |
|
7. |
«Откуда берутся товары и услуги» |
социальный педагог |
|
8. |
«Что могут деньги и для чего они нужны» |
социальный педагог |
|
9. |
«Наше право и наш интерес» |
психолог |
|
«Я и ПЛАНЕТА» |
1. |
Информационный час «Мир глазами детей» |
социальный педагог |
2. |
Мастерская кормушек «Покорми птиц» |
социальный педагог |
|
3. |
Экскурсия в Байкальский музей |
социальный педагог |
|
4. |
Игра «Мир вокруг нас» |
психолог |
|
5. |
Экскурсия в зоопарк |
социальный педагог |
|
6. |
Конкурс рисунков «Береги природу – наш дом» |
социальный педагог |
|
7. |
Праздник «Люблю березку русскую» |
музыкальный руководитель |
Для достижения поставленных задач необходим комплексный подход, регулярная работа, направленная на развитие у детей и подростков патриотических идеалов и нравственных ценностей. Поэтому мы специально выбираем разные формы проведения мероприятий. Использование информационно – компьютерных технологий в мероприятиях делает их более информативными, зрелищными и динамичными.
В ходе мероприятий дети включаются в разнообразные виды деятельности: самостоятельно осуществляют выбор, принимают решения и несут за них ответственность, что, несомненно, стимулирует их личностное развитие.
5. Планируемые результаты
Полная и последовательная реализация проекта рассчитана на получение следующих результатов:
Формирование гражданского отношения к себе:
высокий уровень самосознания
самодисциплина
понимание ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Формирование гражданского отношения к своей семье
представления о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством
сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать
сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Формирование отношения к искусству:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни
участие в художественной самодеятельности
Формирование гражданского отношения к Отечеству
убежденность детей в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Формирование гражданского отношения к планете
дети всерьез задумываются над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Автоматизация учёта предоставления услуг на предприятиях сферы туризма»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»