В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Современные подходы к организации работы с родителями в ДОО

К организации работы с родителямиC:\Users\Ольга\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\QMICCAHB\wood_frame_003_by_ookamikasumi-d3djzfd[1].png






ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ




«Современные подходы

к организации работы

с родителями»


воспитателя

МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево

Искитимского района

Новосибирской области

Шамонаевой Ольги Александровны








Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.


Аннотация проекта

Проект разработан воспитателем Шамонаевой О.А. и призван способствовать активному вовлечению родителей в образовательный процесс ДОО, психолого-педагогической поддержке семьи на современном этапе.

В проекте представлены результаты исследования практического опыта взаимодействия с семьей, раскрываются новые подходы в общении с родителями, освещаются основные этапы, содержание, формы и методы работы.

Данная работа включает 3 этапа.

I этап: подготовительный – в содержание входит работа по самообразованию, методическое сопровождение проекта, диагностика.

II этап: основной – в ходе которого идет реализация авторской технологии «Взаимодействие», педагогических проектов «Ребенок тоже имеет право», «Тепло отцовских рук», работа семейного клуба «Родительский дом – начало начал».

III этап: подведение итогов – итоговый мониторинг работы в рамках реализации проекта.

В совместной работе активно использовались обобщение опыта семейного воспитания, конференция, выпуск газеты, круглые столы, семинары-практикумы, акции, выставки, совместные праздники, конкурсы и многие другие формы с использованием ИКТ.

Результатом данной работы явилось повышение уровня педагогической компетентности родителей, увеличение степени вовлеченности в образовательный процесс ДОО.


Актуальность проблемы

Центральное место в формировании личности занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее на 70% зависит, каким вырастет человек и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Семья – уникальный и пока единственный институт воспитания. Она призвана передавать ребенку религиозную, культурную, историческую и национальные традиции. Отсюда можно сделать вывод, что за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны этому содействовать [11].

Ни для кого не секрет, что взаимодействие воспитателя и родителей, детского сада и семьи необходимо, но не всегда это получается. Одни родители полагают, что они родили, кормили, а воспитывают и учат пусть в детском саду и школе. Другие родители не считают дошкольное детство важным периодом становления личности, не придают такого значения, как школе [8].

Семья и детский сад – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Если ДОО способствует интеграции ребенка в социуме, семья призвана обеспечивать индивидуализацию детского развития.

Практика показывает, что низкий уровень педагогической компетентности родителей, как правило, не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе ДОО. Они пока не очень хорошо осознают свои права и обязанности. Закономерное следствие этого – не только низкая активность, но и высокие конфликтность и безответственность [16].

Порой и сами воспитатели не готовы к активному, сознательному участию родителей своих воспитанников в образовательном процессе. В сложившейся ситуации наиболее целесообразно способствовать установлению тесных и неформальных контактов между педагогами детского сада и родителями [13].


Разработка и реализация профессионального педагогического проекта обусловлены изменением требований к подготовке выпускников детского сада. Проект дал мне возможность решить выявленные проблемы, т.е. создать комплекс современных условий для тесного взаимодействия и сотрудничества с родителями воспитанников.

Таким образом, реализация проекта будет способствовать совершенствованию воспитательно-образовательного процесса за счет расширения педагогического арсенала педагога и педагогической компетентности родителей детей, овладения ими методами и приемами воспитания. Разработка методических рекомендаций позволит использовать полученные результаты в практике работы других образовательных учреждений.

Участники проекта:

* Педагоги ДОУ, воспитанники и их родители

Длительность проекта: 3 года.

Основные формы реализации проекта:

* Семейные клубы.

* Семейные досуги.

* Газета для родителей.

* Семейные презентации

* Круглый стол

* Семейные стенгазеты

* Семейная родословная

* Семейные спортивные встречи и др.

Направления деятельности:

1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);

2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.

В соответствии с педагогическими принципами (целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность) представилось возможным выдвижение гипотезы проекта:

Если правильно организовать взаимодействие семьи и педагогов группы, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта: создать эффективные механизмы конструктивного партнерства с семьей через активное участие в воспитательно-образовательном процессе.

Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.

  2. Способствовать повышению педагогической грамотности родителей и их активному включению в деятельность ДОУ через проектную деятельность.

  3. Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.

  4. Внедрить в педагогическую практику оптимальные формы взаимодействия с родителями, используя ИКТ.

Ожидаемый результат:

* Будут найдены новые результативные подходы к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного всестороннего развития ребенка.

* Будет достигнута преемственность в работе ДОУ и семьи по вопросам оздоровления, обучения и воспитания, организации досуга.

*Появление в семье общих интересов, увлечений как для взрослых, так и для детей.

*Отражение результатов проекта на особый эмоциональный микроклимат семьи, на теплоту, нежность и духовное общение родителей и ребенка.

Критерии эффективности:

1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовывать педагоги-единомышленники, стремящиеся к активному саморазвитию, изучению и внедрению нового, что создает условия для перевода ДОУ из режима функционирования в режим развития.

2. Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно постоянное изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы группы с семьей.

3. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все новые формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.

4. Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть личные достижения своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развитии. Поэтому нужно использовать любые достижения и прогресс в способностях ребенка для оценки его успешности. Трансляция родителям положительного образа ребенка под девизом: "Ваш ребенок - лучше всех!" с осторожными советами. Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут на контакт и сотрудничество.

5. Преобразующий характер проекта. Традиционные формы работы с родителями не всегда дают хороший результат. Назрела пора создать новое взаимодействие ДОУ с семьей. Для этого нужны преобразовательные действия, которые позволяют в рамках проекта апробировать новые формы работы с родителями и избежать тех недостатков, которые присущи старым формам. Основные принципы преобразований при организации работы с семьей в рамках взаимодействия:

- Открытость детского сада для семьи.

- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Проект реализуется в три этапа.

I этапПодготовительный

Сроки

Содержание работы

Ответственные

В течение всего времени



Самообразование:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников;

  • Изучение учебной и научно-методической литературы по данной проблеме;

  • Изучение новых программ и педагогических технологий в данном направлении;

  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений, используя педагогические сайты;

  • Прохождение дистанционных курсов повышения квалификации на тему «Программа взаимодействия педагогов ОУ с семьей»

  • Изучить опыт работы коллег по данной проблеме на районных семинарах и конференциях;

  • Посещение Всероссийских научно-практических конференций при НИПКиПРО для изучения опыта работы коллег из других регионов.


Воспитатель

Шамонаева О.А.






Методическое сопровождение проекта:

  • Разработка модели по созданию единого образовательного пространства «ДОУ – семья-школа» на основе структурно-функционального взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников;

  • Разработка системы работы воспитателя с семьями воспитанников в детском саду;

  • Разработать модель взаимодействия родителей и ДОУ;

  • Выработать схему по взаимодействию специалистов ДОУ с родителями;

  • Разработать алгоритм взаимодействия с семьей, используя и активные методы сотрудничества с родителями;

  • Разработать технологию по организации работы с родителями в ДОУ «Взаимодействие»;

  • Организовать работу клуба по интересам для родителей.

  • Составить перспективный план совместных мероприятий, направленный на взаимодействие и тесное сотрудничество с родителями.


Воспитатель Шамонаева О.А.






Диагностика:

  • Провести анкетирование родителей для получения и анализа первичной информации о ребенке и его семье;

  • Создать банк данных о семьях воспитанников;

  • Выявить степень вовлеченности семей в образовательный процесс.


Воспитатель Шамонаева О.А.


II этап – Основной

В ходе основного этапа идет реализация авторской технологии «Взаимодействие».

Сроки

Содержание работы

Ответственные



























Сентябрь

Октябрь


Ноябрь

В теч.года

Март


Апрель



Ноябрь



Май





Май

Реализация педагогического проекта «Ребенок тоже имеет право»:

  • Создание клуба из числа родителей наших воспитанников «Взаимодействие».

- Выступление «Защита прав и достоинства маленького ребенка» (с участием общественного инспектора по охране прав детства из администрации р. п. Линево).

- Проведение мониторинга среди родителей на эффективность проведения данного проекта.

  • Выпуск газеты «Вести из Родничка».

  • Дискуссия «Защитим наших детей от…» с приглашением специалиста из соцзащиты администрации р. п. Линево.

  • Конкурс «Я у мамы модница (модник)!» с приглашением ТВ «Исток» для освещения в СМИ.

  • Лекция «Что такое достоинство маленького ребенка?»

  • Консультация «Факторы риска нарушения прав детей».

  • Встреча-диспут «Развитие индивидуальности ребенка в семье через соблюдение его прав, уважение к его свободе» (буклеты по теме встречи для родителей).

  • Выставка «Природа и фантазия» - совместное творчество родителей и детей.

- Совместный проект родителей и детей «Изучаем свои права»:

  • Панно «Наши права»;

  • Семинар-практикум по изготовлению семейного герба, эмблем.

  • Презентация альбома «Кто я?»

  • Выпуск бюллетеня «Здоровый ребенок»

  • Мини-презентации «Для чего человеку нужна семья?»

  • Деловая игра с педагогами и родителями нашего детского сада «Знаем ли мы права детей?»

  • Конференция с родителями наших воспитанников на базе д/с «Родничок» «Защита прав и интересов детей в условиях детского сада и семьи».

  • Конкурс «Мама – лучик золотой», посвященный Дню Матери (28 ноября) на базе д/с «Родничок».

  • Итоговое заседание клуба «Взаимодействие»:

*подведение итогов проекта;

*поздравления, награждения активных участников проекта.

  • Итоговый выпуск газеты «Вести из Родничка» по материалам проекта.



Воспитатели












Воспитатели

Шамонаева О.А.







Март


Март

Апрель


В теч. всего проекта

Май


Июнь


Июль



Август


Сентябрь


Октябрь





Ноябрь




Реализация педагогического проекта «Тепло отцовских рук»:

  • «Хороший папа это значит…» - съемка видеофильма с участием детей;

  • Выставка детских работ «Папин портрет»;

  • Создание клуба отцов «Тепло отцовских рук»;

  • Выпуск буклетов, памяток, бюллетеней;

  • «Папы наши помощники» - трудовой десант;

  • Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»;

  • Поход в лес «Чай у костра»;

  • Конкурс семейных фотографий «Как две капли»;

  • Презентация авторских видеофильмов о семье «Папа – мой лучший друг»;

  • Выставка «У осени в корзинке»;

  • Родительское собрание отцов «Быть хорошим отцом – подлинный талант» - обобщение и распространение положительного опыта ответственного отцовства;

  • Анкетирование родителей по итогам проекта;

  • Празднование Дня отцов «Богатыри Земли русской»;

  • Показ слайдов по проекту;

  • Размещение опыта работы по данной теме на сайте детского сада;

  • Опубликование статьи в газетах: «Вести из Родничка», районной «Знаменка» об итогах реализации проекта.



Воспитатели




Сентябрь

Октябрь


Ноябрь


Декабрь

Январь

Февраль


Май



Май

Организация работы семейного клуба «Родительский дом – начало начал»:

  • Круглый стол «Давайте знакомиться!»;

  • Встреча в гостиной «У свечи: семья сильна своими традициями»;

  • Семинар-практикум «О здоровье – всерьез»;

  • Практикум «Праздник елки в вашем доме»;

  • Круглый стол «Семья – убежище души»;

  • Дискуссия-размышление «Зимняя мозаика»;

  • Вечер воспоминаний «История семьи в истории Отечества»;

  • Проведение семейного конкурса «Ключ семейного счастья».

Воспитатели




III этап. Подведение итогов

Сроки

Содержание работы

Ответственные


  • Итоговый мониторинг результатов опроса родителей;

  • Оформление электронного портфолио проекта;

  • Выставка в ДОУ и презентация материала из опыта семейного воспитания «По страницам Конвенции…»

  • Спецвыпуск газеты «Вести из Родничка» по взаимодействию с родителями;

  • Участие в поселковом социально-значимом проекте на тему: «Ребенок тоже имеет право»;

  • Итоговая презентация по участию в социально-значимом проекте поселка;

  • Распространение опыта работы среди коллег района через научно-методические разработки «Мои инновации в образовании»;

  • Ежегодные участники поселкового конкурса «Мама и дочка»;

  • Обобщение и распространение опыта работы на Всероссийской научно-практической конференции «Содержание образования в аспектах реализации национальной образовательной инициативы «Наша школа» в НИПКиПРО – 2012 год;

  • Определение перспектив и корректировка планов работы с родителями.

Воспитатель Шамонаева О.А.


Описание опыта работы

Для системного подхода работы с родителями мною разработана авторская технология «Взаимодействие». Технология получила положительную рецензию преподавателя кафедры теории и методики дошкольного образования НИПК и ПРО Дружининой Н.В. В основу профессионального педагогического проекта легла авторская технология, которая позволила использовать разные формы взаимодействия с родителями, наполнить их актуальным содержанием и преподносить их так, чтобы они захотели ими воспользоваться.

Прежде чем выстраивать работу, я поставила цель, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Поэтому проводила работу дифференцированно, объединив мам и пап, в подгруппы. На данном этапе мне помогло анкетирование, в результате которого, я познакомилась с семьями воспитанников поближе. В основу этого союза, по моему мнению, положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. Так анализ работы в данном направлении показал, активное участие родителей в деятельность ДОУ: в начале проекта 36% родителей являлись наблюдателями, 32% заказчиками, а только 30% активными участниками проводимых совместных мероприятий между детским садом и семьей. В завершении проекта картина изменилась, активность родителей повысилась и составляет 85%, где во многих мероприятиях они сами проявляют инициативу.

Ожидаемым результатом стал такой подход к работе с родителями, который позволил добиться повышения педагогической грамотности родителей. По результатам диагностики можно сделать вывод, что увеличилось количество родителей, у которых ведущим мотивом является: повышение уровня педагогической грамотности; расширение педагогического кругозора; решение проблем воспитания и обучения детей;

Не все родители принимают активное участие в жизни группы. И это неудивительно, ведь все мы такие разные, с разными отношением и пониманием, взглядами и эмоциями. Но моя работа, по созданию эффективных механизмов конструктивного партнерства с семьей через активное участие в воспитательно-образовательном процессе приносит свои результаты.

Перспектива:

  • Продолжать изучать новые подходы и концепции по организации работы с родителями;

  • Развивать свои профессиональные качества необходимые для работы с родителями;

  • Совместно с узкими специалистами детского сада организовать работу «Педагогической гостиной», для решения актуальных проблем, которые стоят перед родителями по воспитанию и обучению детей, а для этого разработать педагогический проект «Мы вместе».




















МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ


  1. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2004.

  2. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. – М., 1989.

  3. Воспитание дошкольников в семье / Под ред. Т.А. Марковой. – М., 1979.

  4. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2002.

  5. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  6. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. / Авт.-сост.Глебова С.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

  7. Детский сад и семья / Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др.; Под ред. Т.А. Марковой. – М., 1986.

  8. Доронова Т.Н. Активные формы работы с родителями. М., 2000.

  9. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко – М., 2001.

  10. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  11. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  12. Зеленцова С.А. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка // Мат-лы науч.конференции. Челябинск, 2011.

  13. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

  14. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

  15. Маркова Т.А. Детский сад и семья. – М., 1986.

  16. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2006.

  17. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

  18. Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду: практ. пособие / Г.А.Прохорова. – М.: Айрис-пресс, 2009.

  19. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М., 2004.


11


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 12100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос