В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Методическая разработка занятия по формированию математических представлений у детей с ТНР подготовительной группы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребенка №3 «Петушок» городского округа Стрежевой»

Международный конкурс программ внеурочной деятельности

«От мастерства до гениальности»










Тема работы


«Методическая разработка занятия по формированию математических представлений у детей с ТНР подготовительной группы» .










Автор : Потапова Наталья Владимировна

Должность : воспитатель высшей квалификационной категории

телефон 83825938801

Адрес электронной почты NBear74@yandex.ru









Стрежевой город


2021 г.




Пояснительная записка.

Математика сложная наука для детей дошкольного возраста. От того как педагог настроит детей на восприятие математики в детстве зависит дальнейший интерес к ней. Если процесс обучения сделать занимательным и интересным ,то дошкольникам будет открыт путь к дальнейшим познаниям с увлечением и интересом.

Данное занятие разработано с учетом особенностей каждого ребенка компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. На результат процесса обучения плодотворно влияет наглядный материал разнообразный ,который сопровождает детей в течение всего занятия и смена деятельности не дает детям устать, это важная особенность обучения дошкольников.

Занятие часть проекта «Мир насекомых», что позволило в непосредственной форме закрепить знания детей о насекомых, умения составлять задачи , порядковый и количественный счет.

Новизна - занятие интегрированное, охватывает образовательные области "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", что позволяет развивать личность дошкольника, создает познавательную мотивацию. Применение ИКТ создает положительный настрой и поддерживает интерес для действий детей. Лэпбук современный наглядный материал созданный в совместной деятельности родителей ,детей и педагогов обобщает полученные знания и помогает сохранить их для дальнейшей деятельности.

Цель: формировать умения составлять и решать задачи действиями сложения.

Коррекционно – образовательные задачи.

Совершенствовать навык счета на слух в пределах 10, навыка количественного, порядкового счета в пределах десяти, вычислительных навыков.

Формировать умения составлять условие, ставить вопрос задачи, решать задачу, пользуясь математическими знаками.

Формировать умения увеличивать множество предметов используя прием присчитывание по одному.

Формировать умение составлять математические связные предложения (повествовательные и вопросительные).

Формировать умение преобразовывать существительные в родительном падеже.

Коррекционно-развивающие задачи.

Развитие мыслительной и речевой деятельности, речевого слуха.

Развитие артикуляционной, пальцевой моторики.

Развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами : знаний предыдущего и последующего чисел для числа натурального ряда в пределах 10, умение преобразовывать количественные числительные в порядковые .

Воспитательные задачи.

Воспитание интереса к математическим знаниям , самостоятельности, инициативности, уважение друг к другу через соблюдение правил.

Предварительная работа: сбор материала о перелетных птицах ,чтение стихотворений , изготовление лэпбука «Насекомые»

Предварительная работа : сбор материала о насекомых ,чтение стихотворений ,сказок, наблюдение в природе, изготовление лэпбука.

Индивидуальная работа:

Дима ,Женя - активизация речи с опорой на наглядность, мотивация на успех.

Ибрагим, Денис – формирование элементов произвольной поведенческой реакции через соблюдение правил поведения на наглядной основе.

Саша, Артем - активизация речевой активности с опорой на наглядность.

Илья , Настя – мотивация на успех ,активизация мышления, развитие координации речи с движением.

Оборудование: карточки PECS «Правила поведения», магнитная доска, плоскостные изображения насекомых, карточки с заданиями «Добавь насекомое», конверт с картинками насекомых, карточки с заданиями «Добавь пропущенную цифру» ,контейнер с математическими знаками и цифрами, простые карандаши по числу детей, клей ,интерактивное глазодвигательное упражнение «Следи за шмелем», интерактивное наглядное пособие для дыхательного упражнения «Подуй на тучку», лэпбук «Насекомые», карточка с правильным написание цифры

Ход занятия .



Педагог

(слайд 1) Пасмурное утро сегодня, тучка. Давайте подуем на нее , и она улетит.

Ритуал дыхательное упражнение «Подуй на тучу»

( дети дуют на тучку, она улетает, появляется солнышко)

Дети

Выполняют дыхательное упражнение.

Педагог

(слайд 1)Появилось солнышко веселое и у нас тоже хорошее настроение, ребята улыбнитесь друг другу.

Дети

Дети улыбаются.

Педагог

Вспомним правила поведения на занятии (показать карточки)

Дети

Дима : «Слушаем», Ибрахим: «Смотрим» , Денис «Не шумим». Саша показывает на карточку: «Сидим ровно»

Педагог

В нашем лэпбуке появилась математическая страничка .Слушайте внимательно стихотворение ,считайте количество насекомых ,о которых говорится в стихотворении.

Мир великих насекомых,

Как великолепен он!

Видов их на свете много:

Бабочки, жуки, стрекозы,

Тараканы, муравьи,

Мухи ,блохи, пчелы, осы, комары.

Всех узнать их невозможно,

Хоть и рядышком они,

Да , неисчислимо много!

Что ж их меж собой роднит?

Анатомия, секреты:

Голова и грудь,

Не один ведь миллион!

Сколько насекомых названо , в стихотворении?

Дети

В стихотворении названо 10 насекомых

Педагог

Давайте проверим внимательно ли вы слушали.

Я буду читать, а Саша показать на картинке насекомых по тексту.

(Индивидуально попросить каждого повторить, кого показывает Саша)

Давайте теперь пересчитаем всех насекомых.

Дети

Саша показывает, а дети считают вслух.

Педагог

Правильно! Вы очень внимательны!

Следующий этап работы в лэпбуке это «Задачи о насекомых» предлагаю вам составить задачу о насекомых

Чтобы четко говорить сделаем упражнения для язычка.

Дети

(слайд 2.3,4 ) Артикуляционные упражнения «Хоботок шмеля », «Чашечка пчелки», «Часики».

Педагог

Часики нам показали, что пора составлять задачи.

Ребята, вспомните, из каких частей состоит задача.

( Схема )

Дети

Условие, вопрос, решение, ответ

Педагог

Составляем условие. Посмотрите сколько бабочек на полянке сидит?

Дети

На полянке сидят 6 бабочек.

Педагог

Сколько стрекоз прилетело к бабочкам?

Дети

К бабочкам прилетело 2 стрекозы.

Педаго

Условие есть. Настя и Илья подойдите, возьмите цифру обозначающую количество бабочек и стрекоз.

Дети

Дети подходят, выбирают цифру 6 и 2,прикрепляют на доску.

Педагог

Кто может повторить условие?

Дети

На полянке было 6 бабочек ,к ним прилетело 2 стрекозы.

Педагог

Теперь вам надо придумать вопрос к задаче.

Дети.

Сколько всего стало насекомых на полянке?

Педагог

Может это предложение быть вопрос к задаче?

Кто может повторить вопрос к нашей задаче.

Дети.

Сколько всего стало насекомых на полянке?

Педагог

А сейчас перейдем к следующему этапу решению задачи.

Решением задачи является пример.

Чтобы найти ответ на вопрос, надо поставить знак между цифрами, какой знак надо поставить?

Дети.

Плюс. (Дима выбирает знак и прикрепляет между цифрами)

Педагог

Прочитайте выражение.

Дети

Шесть плюс два

Педагог

Чтобы найти ответ на вопрос, какой знак ставим?

Дети

Равно. (Дети выбирают знак =)

Педагог

А теперь находим ответ и ставим соответствующую цифру рядом со знаком равно.

Дети

8 (Дима выходит, находит цифру 8)

Педагог

Мы решили задачу. Повторите , какой вопрос был у задачи.

Дети

Сколько всего стало насекомых на полянке?

Дети

На поляне стало 8 насекомых.

Педагог

Молодцы, вы составили и решили задачу.

Пройдите на край ковра, встаньте ко мне лицом.

Мы будем выполнять следующие задания пальчиками ,для этого мы их разомнем.

Педагог

Сейчас мы будем выполнять задания группами, будем рисовать и писать .Для этого разомнем наши пальчики.

Дети

Пальчиковая игра «Прилетела к нам пчела»

Прилетела к нам вчера полосатая пчела, (загнуть пальцы по очереди)

А за нею шмель, шмелек и усатый мотылек,

Два жука и стрекоза

Как фонарики глаза. (Указательный и большой соединить)

Полетали, пожужжали, (пальцами махать)

От усталости упали. (Встряхнуть кисти рук)

Педагог

А сейчас я предлагаю задания на выбор, выполнив эти задания, заполните кармашки в лэпбуке.

Послушайте внимательно, что вам надо будет сделать.

На этом столе вас ждет задание «Добавь насекомых»

Карточка разделена две строчки. На верхней строчке, изображено некоторое количество насекомых, вам необходимо ещё доклеить или дорисовать столько насекомых, что бы на карточке их оказалось столько, сколько показывает цифра.

На нижней строчке напишите пример соответствующий вашему рисунку.

На этом столе задание «Добавь пропущенную цифру»

На каждой полянке сидят по 3 насекомых те, что сидят по краям у них цифры есть, а средние потеряли цифру. Вам надо вспомнить порядковый счет и добавить цифру, которая обозначает, какое по порядку насекомое и дописать или доклеить недостающую цифру.

. Кто справился с заданием, заштрихуйте насекомых.

Обратите внимание, на столах стоит цифра, обозначающая количество мест за этим столом, необходимо распределиться так за столами, чтоб не нарушить заданное количество рабочих мест.

Подумайте, кто, какое задание хотел бы выполнить, и пройдите за столы

Дети

Дети работают в группах

Педагог

Молодцы ребята, справились с заданиями, разместим наши карточки в лэпбуке.(Каждому ребенку задать вопрос по выполненному заданию: как насекомое называется в твоем задании? Сколько насекомых ты добавил? Какое по счету насекомое потеряло номер? )

Дети

В лэпбуке математическая страничка пополнилась и новыми заданиями. В свободное время вы можете выполнить те задания, которые сегодня не выполняли. Кто не успел, оставьте в лэпбуке свою карточку, выполните позже, можно разукрасить ваши картинки.

Молодцы ребята, хорошо поработали!













Приложение 1. Карточки для заданий «Добавь насекомых»


9cb8283c3049df19bc5a662ea8bd4c3c





6









https://рассказы.дети/wp-content/uploads/2019/08/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0.jpg

https://рассказы.дети/wp-content/uploads/2019/08/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0.jpg

https://рассказы.дети/wp-content/uploads/2019/08/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0.jpg






7

















9












https://i.pinimg.com/736x/fe/ac/de/feacde075d8b99a3f9e9f748a93b2343--bugs-clipart.jpg

https://i.pinimg.com/736x/fe/ac/de/feacde075d8b99a3f9e9f748a93b2343--bugs-clipart.jpg





5













8








Приложение 2. Карточки для заданий «Добавь пропущенную цифру»https://raskrasil.com/wp-content/uploads/raskraska-nasekomie-38.jpg




3

5








http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/raskraska_nasekomie16.jpg

5





7







10

8


https://1.bp.blogspot.com/-waEV5rMG6Y8/Xi842jq0yRI/AAAAAAABuPQ/Klmx2ijQg4MveiWaWqrrfBoRa5r_4pe7ACLcBGAsYHQ/s1600/Projecsst4.jpg






8

6

https://1.bp.blogspot.com/-waEV5rMG6Y8/Xi842jq0yRI/AAAAAAABuPQ/Klmx2ijQg4MveiWaWqrrfBoRa5r_4pe7ACLcBGAsYHQ/s1600/Projecsst4.jpg































Литература .

1.Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. Издательство: ДЕТСТВО - ПРЕСС,2021

2.Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (С 6- 7 лет).- СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,2014



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 12200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров