МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Психопрофилактическая программа
работы с родителями
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Педагог-психолог
Андрющенко Я.А.
Год разработки программы – 2019
Паспорт программы
Наименование организации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»
Наименование программы: психопрофилактическая программа работы с родителями
Цель программы: содействие в создании в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса, а также равные стартовые возможности детям.
Срок реализации программы: 1 год.
Участники программы: основным звеном программы являются родители и дети, а также педагоги, педагог-психолог и социальный педагог.
Составитель программы:
Педагог-психолог
Андрющенко Яна Алексеевна
Содержание:
Пояснительная записка
План работы с родителями
Диагностический материал
Пояснительная записка
Работа педагога-психолога с родителями связана в первую очередь со стремлением способствовать созданию единой воспитательной среды, которая позволит максимально раскрыты потенциальные возможности каждого ребенка.
Общепризнан приоритет семейного воспитания над общественным. Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому психологическое просвещение родителей является важной задачей педагога-психолога. Не секрет, что часто родители обращаются за помощью к психологу только в кризисных ситуациях. В этих условиях необходимым является профилактическое взаимодействие педагога-психолога с семьей, организованное так, чтобы это направление стало востребованным со стороны родителей. При этом нужно учитывать, что лекционные формы работы с родителями малоэффективны, они не принимают во внимание собственные запросы и жизненный опыт родителей, поэтому необходимо использовать всю палитру доступных психологу методов и форм взаимодействия с родителями. Сегодня в работе с семьей актуальными и востребованными становятся активные методы.
Психопрофилактическая программа работы с родителями соответствует законодательной базе:
-
Закон об образовании 2013 – ФЗ от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Конвенция о правах ребенка.
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
-
Закон СК от 30.07.2013г. № 72 – кз «Об образовании».
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации режима работы образовательных организаций ДОД».
-
Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творческого».
-
Положение о дополнительной общеразвивающей программе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творческого».
Актуальность
Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного процесса вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
Успешность сотрудничества семьи и образовательного учреждения в современной образовательной ситуации зависит от успешности взаимодействия психолога с родителями, которое способствует увеличению позитивных связей в семье и качественно изменяет структуру отношений.
Объединение усилий психолога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Принципиальные условия для ее решения заключается в создании особой формы общения между родителями и психологом, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.
Цель программы: помощь родителям сформировать позитивный стиль общения с детьми, обучения их навыкам эффективного разрешения конфликтных ситуаций, решение проблемы дисциплины, найти поддержку и понимание со стороны педагога-психолога.
Задачи:
-
Обучить родителей эффективным приемам общения с ребенком.
-
Формировать активную педагогическую позицию родителей.
-
Вооружить родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
-
Оказать помощь родителям в организации педагогического самообразования.
-
Повысить воспитательный потенциал семьи.
Поставленные цели и задачи реализуются путём взаимодействия родителей, педагогов, направленного на включение естественных механизмов развития и формирования у детей и подростков здорового мировоззрения.
Работа с родителями старшеклассников как компонент психолого-педагогического сопровождения выбора профессии
Срок реализации: 1 год.
Приоритетные направления:
-
профилактическое и просветительское – содействие повышению психологической компетентности родителей;
-
диагностическое – выявление особенностей детско-родительских отношений, условий и факторов, влияющих на развитие ребенка в семье;
-
консультативное – помощь родителям в решении актуальных вопросов воспитания и развития ребенка.
Психологическое просвещение и профилактика осуществляется посредством использования педагогом-психологом групповых, индивидуальных и наглядно-информационных форм работы.
1.Групповые формы работы с родителями наиболее распространенные. Это совместные мероприятия педагога-психолога, педагогов и родителей:
-
родительские собрания, включающие выступления педагога-психолога;
-
групповые беседы, лекции и консультации педагога-психолога;
-
психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга;
-
дискуссии, обсуждение проблемных ситуаций;
-
психологические разминки;
-
круглые столы, родительские конференции;
-
семинары-практикумы.
Участвуя в тренингах, дискуссиях родители не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение, дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более точные формы, заменять нежелательные конструктивными.
2.Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями (другими членами семьи) воспитанников. К ним относятся индивидуальные психологические консультации и беседы. Широкое использование педагогом-психологом в своей практике индивидуальных консультаций с родителями позволяет выделить наиболее часто встречающиеся причины обращения родителей к психологу:
-
проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;
-
проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);
-
детские страхи;
-
проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления и т.д.);
-
внутрисемейные конфликты (ситуации развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);
-
воспитание ребенка в неполной семье;
-
нарушение речи у ребенка;
-
консультации по результатам психодиагностики, мониторингов;
-
проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.
3.Наглядно-информационные формы работы педагога-психолога с родителями играют роль опосредованного общения психолога с родителями:
-
информационный стенд психолога;
-
страница на сайте учреждения;
-
памятки;
-
буклеты.
Ожидаемые практические результаты:
-
создание педагогами и родителями совместной воспитательной платформы для воспитания обучающихся;
-
формирование у учащихся способностей к реальной оценке окружающей действительности в сети общечеловеческих ценностей и естественных прав человека;
-
развитие способностей к самооценке и самосовершенствованию;
-
психологическое благополучие ребенка в семье;
-
устранение дефицита психологических знаний, умений и навыков;
-
оптимизация отношений между детьми и родителями;
-
позволит сделать родителей активными участниками педагогического процесса;
-
повысит готовность родителей к взаимодействию с педагогами;
-
углубляется воздействие на родителей: они получают опыт непосредственного проживания и реагирования, что способствует интеграции психологических знаний и навыков.
План работы педагога-психолога с родителями
№ п/п |
Содержание деятельности (мероприятие) |
Сроки |
Ответственные |
Направление: Диагностическая работа |
|||
1 |
Диагностическая работа по запросу: администрации, родителей, педагогов, обучающихся. |
В течение учебного года |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
2 |
Диагностика обучающихся на выявление потенциальной творческой одаренности. |
По запросу в течение учебного года |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
3 |
Диагностика уровня удовлетворенности родителей содержанием и формами взаимодействия с педагогом-психологом. |
В течение учебного года |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
4 |
Диагностика уровня удовлетворенности родителей содержанием и формами работы летнего лагеря с дневным пребыванием. |
Июнь – июль |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
Направление: Коррекционно-развивающая работа |
|||
1 |
Тренинги, направленные на совершенствование форм и методов работы с родителями. |
В течение учебного года |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
2 |
Тренинги по оптимизации детско-родительских отношений. |
В течение учебного года |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
Направление: Консультирование |
|||
1 |
Консультативная работа по результатам диагностик. |
В течение учебного года |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
2 |
Групповые консультации родителей по вопросам воспитания талантливых и одаренных детей. |
В течение учебного года |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
3 |
Письменная консультация для родителей: «Родительский авторитет. Зачем он нужен?». |
Сентябрь |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
4 |
Письменная консультация для родителей: «Возможности дополнительного образования вашего ребенка». |
Октябрь |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
5 |
Письменная консультация для родителей: «Что такое талант. И где его взять?». |
Ноябрь |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
6 |
Письменная консультация для родителей: «Как наши страхи становятся страхами наши детей?». |
Декабрь |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
7 |
Групповая консультация для родителей по вопросам воспитания талантливых и одаренных детей. |
Февраль |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
8 |
Письменная консультация для родителей: «Как воспитать ребенка счастливым?». |
Март |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
9 |
Письменная консультация для родителей: «Знаете ли вы своего ребенка?». |
Апрель |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
Направление: Просветительская работа |
|||
1 |
Разработка информационных брошюр для педагогов и родителей. |
В течение учебного года |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
2 |
Оформление информационного стенда для родителей и педагогов на тему: «Трудности периода адаптации младших школьников и пути их преодоления». |
Сентябрь |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
3 |
Оформление информационного стенда для родителей на тему: «Кодекс поведения в семье, зачем он нужен?». |
Октябрь |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
4 |
Оформление информационного стенда для родителей на тему: «Нужны ли семейные традиции?». |
Ноябрь |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
5 |
Оформление информационного стенда для родителей на тему: «Умеем ли мы говорить с нашими детьми?». |
Декабрь |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
6 |
Оформление информационного стенда для родителей на тему: «Дети и компьютер». |
Январь |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
7 |
Оформление информационного стенда для родителей на тему: «Бить или не бить? Вот в чем вопрос.». |
Февраль |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
8 |
Оформление информационного стенда для родителей и педагогов на тему: «Выбор профессии. Чье это дело?». |
Март |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
9 |
Оформление информационного стенда для родителей на тему: «Секреты успешного родителя». |
Апрель |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
10 |
Оформление информационного стенда для родителей на тему: «Секреты родителям первоклашки». |
Май |
Педагог-психолог Андрющенко Я.А. |
Диагностический материал
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Анкета
«Влияние дополнительного образования на развитие ребенка»
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1.Как Вы относитесь к дополнительному образованию Вашего ребенка в ДДТ? _____________________________________________________________
2.По Вашему мнению влияет ли благотворно данная деятельность на развитие Вашего ребенка? ___________________________________________________
3.Каким образом данная деятельность влияет на развитие Вашего ребенка? _____________________________________________________________________________________________________________________________
4.Может ли опыт, полученный на занятиях пригодиться Вашему ребенку в жизни? ____________________________________________________________
5.Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок продолжительное время посещал выбранную им студию? ______________________________________________
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Анкета
«Удовлетворенность родителей дополнительными занятиями ребенка»
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1.Как Вы относитесь к дополнительному образованию Вашего ребенка в ДДТ? _____________________________________________________________
2.Вкакой студии занимается Ваш ребенок? _______________________________
3.Вы ознакомлены с программой студии? _______________________________
4.Мешают ли дополнительные занятия учебе в школе? ____________________
__________________________________________________________________
5.Вы считаете, что ребенок должен заниматься одним видом деятельности в ДДТ или несколькими? ______________________________________________
__________________________________________________________________
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Анкета обратной связи
Ваше мнение о полученной консультации важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать работу психологической службы еще более эффективной. Пожалуйста, поставьте свои оценки, отметив на шкале от 0 до 10:
1.Мое настроение до консультации.
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2.Мое настроение после консультации.
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3.Насколько мне все было ясно и понятно во время консультации.
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4.В следующий раз я обращусь за помощью именно сюда.
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Анкета для родителей
1.Ваш ребенок посещал летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей потому, что….
а) нет возможности организовать семейный отдых в данный период;
б) ребенку необходима адаптация в новых условиях взаимодействия со сверстниками;
в) ребенок в прошлом году посещал лагерь и ему понравилось.
2.Ваш ребенок посещал лагерь чаще с…
а) с желанием
б) без желания
3.Ежедневно после посещения ребенком лагеря Вы, обсуждая с ним прошедший день, делали вывод:
а) об интеллектуальном, творческом развитии ребенка и укреплении его здоровья через мероприятия, организованные в летнем лагере;
б) об общей удовлетворенности ребенка;
в) о бесполезном проведении времени Вашим ребенком.
4.Работа и действия администрации, воспитателей, вожатых в отношении детей, по Вашему мнению:
а) направлены на создание комфортных условий для детей, и это им удается;
б) не удовлетворяет потребностям Вашего ребенка;
в) Вы затрудняетесь ответить.
5.По Вашему мнению программа лагеря:
а) насыщена, интересна, всесторонне развивает ребенка;
б) оставляет ребенка равнодушным;
в) Вам об этом ничего не известно.
6.Оцените, пожалуйста, качество организации питания в лагере с дневным пребыванием детей:
а) хорошая организация;
б) удовлетворительная организация;
в) Вам об этом ничего не известно.
7.На данный момент Вы:
а) абсолютно удовлетворены результатами участия ребенка в лагере;
б) не пожалели о том, что ребенок стал его участником;
в) сожалеете, разочарованы.
8.Вы уже сейчас четко понимаете, что:
а) Ваш ребенок станет участником лагеря в следующем году;
б) Ваш ребенок и Вы не удовлетворены деятельностью лагеря и в следующем году отдых ребенка будет организован иначе;
в) нет однозначного решения.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Анкета для детей
1.Понравилось ли Тебе в лагере?
-
Да
-
Нет
2.Было ли Тебе скучно в лагере?
-
Да
-
Нет
-
Иногда
3.Какое мероприятие Тебе понравилось больше всего?
-
Фольклорный праздник «Русская березка»
-
Квест посвященный Дню России
-
Дискотека «Диско шоу – бум»
-
Спортивный турнир «В сильном теле – сильный дух»
-
Закрытие смены «Пусть всегда будет солнце»
4.Какой кружок Тебе понравился больше всего?
-
Декоративный кружок «Флора» (Тарасова В.А.)
-
Декоративный кружок «АРТ-дизайн» (Ольховченко Э.А.)
-
Декоративный кружок «Юный моделист» (Крамаренко А.В.)
-
Хореографический кружок «Фантазия» (Карташева О.А.)
5.Как Ты считаешь, то еще нужно добавить в работу лагеря?
-
Конкурсы без подготовки
-
Спортивные соревнования
-
Свободное время для общения
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Арт-терапия в профилактике поведенческих отклонений, тревожности, стрессовых состояний у детей: песочная, игровая, музыкальная, цветовая терапия, фрактальная живопись, нейрографика, медиативное рисование, эко-арт, имаготерапия, сказкотерапия»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»