В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Этика и этикет

Файл прикреплен к материалу: Этика и этикет
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА № 1381»

129346, Москва, Янтарный проезд, д. 2; 499 -184-59-60, 499 -184-72-79 (факс); E-mail: 1381@edu.mos.ru

ИНН/КПП 7716789580/771601001, ОГРН 5147746334159, ОКПО 40101892

Структурное подразделение 1778

«МОСКОВСКИЙ ШЕРЕМЕТЬЕВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»

129346, Москва, Коминтерна ул., д.52; тел. / факс. 8-499-184-23-36; E-mail: kad1778@edu.mos.ru

____________________________________





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Этика и этикет»



Возраст обучающихся – 10-13 лет

Срок реализации – 2 года





Педагог дополнительного образования:

Юрьева Светлана Рифовна





Москва 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ


Пояснительная записка 3

Направленность, обоснование, актуальность программы 3

Цели и задачи программы 4

Методы и принципы педагогической работы 4

Ожидаемый результат 4

Механизм и критерии оценки эффективности работы 5

Особенность и педагогическая целесообразность 5

Формы работы 6

Организация обучающего процесса 6

Условия реализации программы 6

Учебно-тематический план 8

Первый год обучения 8

Второй год обучения 9


Содержание программы 10

Первый год обучения 10

Второй год обучения 15


Методическое обеспечение 19


Список литературы 23

Для учителей 23

Для учащихся 24














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «Этика и этикет» реализуется в рамках культурологической направленности.

Данная программа разработана в 2014 году педагогом дополнительного образования Юрьевой С.Р. и включена в программно-методическое обеспечение плана дополнительного образования «Московского Шереметьевского кадетского корпуса». В 2015 году она была доработана с учетом результатов апробации и пожеланий учащихся, учителей и родителей.

В соответствии со стандартами нового поколения в начальной школе предусмотрены этические темы уроков при изучении окружающего мира, русского языка, основ светской этики, проведении классных часов и внеурочных занятий. Программно-методический комплекс «Этика и этикет» является продолжением этих уроков, и рассчитан на учащихся средней ступени обучения в возрасте 10-13 лет. Кроме того, он призван дополнить набор базовых дисциплин, обеспечивающих общекультурный минимум образования, а также помочь в изучении гуманитарных дисциплин, формирующих гуманистическое мировоззрение.

Современное российское общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств. Поэтому наряду с военно-патриотическим, приоритетным направлением в деятельности кадетского образовательного учреждения является светское воспитание, что предполагает приобщение кадет к основам современного этикета. Курс «Этика и этикет» актуален для кадетского корпуса, где хорошие манеры, культура общения, поведения и внешнего вида, знание основ воинского этикета являются внутренней потребностью каждого воспитанника. Разнообразные формы и методы предъявления учебно-познавательного материала, представленные в программно-методическом комплексе, делают содержание доступным, интересным и привлекательным для ребят и позволяют решить многие задачи, связанные с формированием духовно-нравственных ценностей, воспитанием толерантности, дружелюбия, вежливости, ответственности, коммуникативности. Материалы для проведения практических занятий предполагают моделирование и оценивание ребенком различных ситуаций поведения в школе, других общественных местах, умение различать допустимые и недопустимые, а также оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Цель программы - создание педагогических условий для формирования нравственно-этической культуры школьников на основе усвоения и соблюдения общепринятых норм и правил поведения в обществе.

Поставлены следующие задачи:

  • формирование устойчивых знаний в области современного этикета, включая воинский этикет;

  • развитие навыков культурного поведения в повседневной жизни и опыта нравственных взаимоотношений в коллективе;

  • воспитание потребности личности ребенка в самосовершенствовании и саморазвитии.

Реализация задач осуществляется через различные методы педагогической работы: словесно – информативные, наглядные, метод проблемного обучения, игровые методы обучения, работа с образцами деловых бумаг, тестами, анкетами, словарями, книгами, Интернет-ресурсами, электронными учебниками, программами, презентациями, фото- и видеоматериалами.

Обучение основывается на принципах сознательности, активности, систематичности, последовательности, прочности, научности, доступности, связи теории с практикой, единства эмоционального и сознательного.

В результате изучения курса учащиеся должны:

- знать правила этикета и уметь ими пользоваться;

- усвоить, освоить и присвоить навыки культурного поведения и общения, культуру внешнего вида, быта и чувств;

- уметь понимать и оценивать себя и других, стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию.

Ожидаемая модель выпускника:

- личность, проявляющая знания общепринятых норм и правил поведения;

- личность с формировавшими нравственными качествами;

- личность социально - активная;

- личность, способная к восприятию человеческой жизни как главной ценности, уважение и защита прав человека и его основных свобод;

- личность, ведущая здоровый образ жизни;

- личность, способная к саморазвитию и самоизменению.


Критерии эффективности работы с наибольшей полнотой раскрываются через систему следующих показателей, отслеживание которых выявляет степень успешности хода реализации программы:

  1. Уровень учебных достижений ученика в соответствии с программными целями. Определяется тестированием в начале обучающего периода (входной контроль), а также итоговой аттестацией в конце обучения в форме зачётного урока и защиты проектной работы.

  2. Отношение к учению, включая мотивацию и интерес к занятиям. Определяется с помощью анкетирования; значимым показателем является сохранность контингента обучающихся, посещаемость занятий, результаты участия в школьных и окружных научно-практических конференциях и конкурсах проектов и др.

  3. Уровень развития общеучебных (интеллектуальных) умений: умений высказывать гипотезы, проводить учебное исследование, включающее наблюдение, поиск информации, поиск аналогий и понимание сущности, передачу информации, формулирование вопросов и разрешение проблем, применение изученного в новой ситуации, оценка проделанной работы.

  4. Уровень социальной адаптации выпускников к жизни. Это - проявление у обучающихся гибкости поведения, уверенности в себе, адекватности самооценки, толерантности.

Успехи учащихся контролируются во время зачетных уроков (итоговый контроль), на уроках-семинарах и уроках-конференциях (тематический контроль), путем опроса (промежуточный и ежеурочный контроль), контрольным составлением и заполнением некоторых деловых бумаг и т.д. Формы подведения итогов реализации программы: работа над проектами и их защита, участие в учебно-исследовательских конференциях, конкурсах проектов и др.

О значении и содержании этикета написано много книг, его изучают в различных учебных заведениях, он стал предметом научных исследований. В последние годы опубликовано множество статей, авторских программ и методик, книг и учебных пособий, посвященных вопросам этического воспитания детей и подростков. Большой вклад в развитие и исследование этой проблемы внесли Щуркова Н.Е., Абзалова О.А., Байбурин А.К., Балакай А.А., Волченко Л.Б., Воронецкая О.С. и др. Исследования, проведенные Белашовой Л.А., Евграфовой М.Г., Коробковой О.Ф. касаются обучения правилам этикета детей дошкольного и младшего школьного возраста. Важны психолого-педагогические исследования по организации нравственного воспитания М.И. Лисиной, Смирновой Е.О., Эльконина Д.Б., Якобсон С.Г. Наконец, огромную ценность представляют работы Д.С.Лихачева, В.А.Сухомлинского, Л.С.Выготского, М.С.Кагана, А.С.Макаренко.

При неоспоримой значимости упомянутых исследований особенность данной программы состоит в том, что в ней представлено целостное видение проблемы формирования этической культуры школьников, разрешения противоречия между знанием правил этикета и их практическим применением, повышения уровня нравственной воспитанности детей. Кроме того, разработаны содержание, формы и методы работы в данном направлении в практике кадетской школы.

Для достижения предусмотренных образовательными стандартами целей программа может оказать помощь учителю, классному руководителю, воспитателю в решении следующих практических задач: познакомить детей с правилами этикета, нормами поведения в общественных местах; дать представления об этических нормах, традициях; научить социально-проблемным способам общения и уважительному, тактичному отношению к личности другого человека, а также сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками, взрослыми, устойчивую положительную самооценку.

Настоящая программа составлена на основе достижений классических и современных методик, позволяющих научить детей общепринятым нормам и правилам поведения в обществе, воспитать в них стремление повсеместно их соблюдать; построена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей и направлена на развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка. В основе данной программы - принципы воспитания А.К.Байбурина, рабочие диагностики Щурковой Н.Е. и Овчаровой Р.В., алгоритмы Суслова В.Н., практические рекомендации в обучении воинскому этикету Б.Н.Платонова, В.Я.Подоляк, В.Н.Панкратова.

Программа включает следующие формы работы: беседы, лекции, семинары, круглые столы, конференции, дискуссии, диспуты, защита проектных работ; сюжетно-ролевые игры, игры-споры, подвижные игры, дидактические игры, деловые игры, конкурсы, викторины, театрализованные постановки, турниры знатоков этикета; решение проблемно-творческих и практических задач, заполнение бланков деловых бумаг, анкетирование и тестирование, социально-психологические тренинги, выполнение упражнений подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений; иллюстрирование понятий и своего отношения к теме; просмотр художественных рисунков, иллюстраций, фотографий, презентаций, обучающих фильмов; работа с книгами, журналами, электронными учебниками, программами, Интернет-ресурсами; создание сочинений, эссе, проектных работ; экскурсии (посещение культурных учреждений, выход на природу, прогулки по улицам города).

Программно-методический комплекс «Этика и этикет» рассчитан на учащихся 5-6 кадетских классов в возрасте 10-13 лет. Срок обучения – 2 года. Работа проводится с учебной группой в режиме 2 занятия по 1 академическому часу в неделю. Всего – 72 часа в год. Наполняемость группы 12-20 человек. Деление на группы производится по возрастам: 10-11 лет (5 класс) и 12-13 лет (6 класс). Набор в группы осуществляется 1 раз в год в начале учебного года. Условиями отбора детей в группу являются их желание изучать этикет и способность к систематическим занятиям. Возможность поступить в группу второго года обучения отсутствует.

Занятия ведутся в специально оборудованном помещении, отвечающем санитарно-эпидемиологическим и эргономическим требованиям к условиям и организации обучения школьников. Обязательно наличие ученических столов и стульев, меловой доски, технического оснащения: компьютер, проектор, экран, звуковые колонки. Необходимые методические (наглядные) пособия: художественные рисунки и иллюстрации, книги, раздаточный материал (карточки, таблицы, образцы деловых бумаг, тесты, тексты для чтения и прочее), фото- и видеоряд, слайды, презентации, фильмы и другие графические и визуальные средства обучения.




















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теоретич.

практич.

1

Раздел 1. Введение в предмет

8

4

4

1.1

Какой он, «культурный человек»?

2

1

1

1.2

Из истории этикета

1

1

-

1.3

Этика и этикет

2

2

-

1.4

Светский этикет

2

-

2

1.5

Вглядись в себя - сравни с другими

1

-

1

2

Раздел 2. Культура поведения

30

14

16

2.1

Человек – мера всему

1

-

1

2.2

Правила поведения в школе

1

1

-

2.3

Культура быта: дом, семья

2

1

1

2.4

Культура режима и распорядка дня

2

1

1

2.5

Идем в гости

4

2

2

2.6

Столовый этикет

4

2

2

2.7

В общественных местах

2

1

1

2.8

В общественном транспорте

2

1

1

2.9

В культурных учреждениях

2

1

1

2.10

В магазине

2

1

1

2.11

Человек и природа

2

1

1

2.12

Развлечения

2

1

1

2.13

Человек общается с книгой

2

1

1

2.14

Твой стиль поведения

1

-

1

2.15

Я горжусь собой за…

1

-

1

3

Раздел 3. Культура общения

28

12

16

3.1

Человек расширяет знакомства

2

1

1

3.2

Коллектив начинается с тебя

1

-

1

3.3

Дружба как духовная ценность

1

-

1

3.4

Благородство и женственность

2

1

1

3.5

Авторитет. Лидер.

1

1

-

3.6

Культура устного общения

8

4

4

3.7

Культура письма

2

-

2

3.8

Сетевой этикет (e-mail)

2

1

1

3.9

Культура делового общения

8

4

4

3.10

Скажи сам себе…

1

-

1

4

Раздел 4. Культура чувств

6

2

4

4.1

Мужчина и женщина

2

1

1

4.2

Быть галантным – это просто!

1

-

1

4.3

Красота и привлекательность

1

-

1

4.4

О дружбе и любви

2

1

1


Всего часов

72

32

40


Второй год обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теоретич.

практич.

1

Раздел 1. Культура внешнего вида

20

6

14

1.1

Мой внешний вид

2

1

1

1.2

Культура движений человека

1

-

1

1.3

Культура одежды

6

2

4

1.4

Мода и стиль

4

1

3

1.5

Внешность

6

2

4

1.6

Посоветуемся с зеркалом…

1

-

1

2

Раздел 2. Воинский этикет

16

4

12

2.1

Воинская честь

3

1

2

2.2

Офицерская честь

3

1

2

2.3

Честь мундира

3

1

2

2.4

Военные суды чести

2

1

1

2.5

Отношения - начальник-подчиненный, подчиненный-начальник

2

-

2

2.6

Порядок представления военных

2

-

2

2.7

Гражданином быть обязан

1

-

1

3

Раздел 3. Обобщение понятий курса

36

14

22

3.1

Культура как система

8

4

4

3.2

Основы общей культуры человека

10

4

6

3.3

Этика как наука

1

1

-

3.4

Этические нормы

4

2

2

3.5

Этикет, или Правила хорошего тона

12

2

10

3.6

«При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою»

1

1

-


Всего часов

72

24

48



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения


Раздел 1. Введение в предмет. Основные понятия курса.

Тема 1. Какой он, «культурный человек»?

Этикет как правила хорошего тона. «Золотое» правило этикета. Роль воспитания, образования, общества в формировании культуры человека.

Основные понятия: культура человека, этикет, образованность, воспитанность, вежливость, такт.

Формы работы: тест, беседа.

Тема 2. Из истории этикета.

Происхождение этикета, его роль в жизни человека.

Форма работы: рассказ, просмотр презентации «История этикета».

Тема 3. Этика и этикет.

Этика как внутренняя культура человека. Этика как раздел философии, наука о морали. Этикет как внешняя культура человека.

Основные понятия: этика, мораль, совесть, философия, нравственность, духовность. Культура поведения, общения (речевой этикет), внешнего вида, быта, чувств. Манеры.

Формы работы: лекция, семинар, просмотр презентаций, работа с книгами.

Тема 4. Светский этикет или Об умении держать себя в обществе.

Форма работы – просмотр обучающей видеопрограммы «Этикет: трактат для подростков, желающих стать культурными людьми». Автор: Даниил Никулин.

Тема 5. Вглядись в себя - сравни с другими.

Цель - научить оказывать знаки внимания окружающим людям, говорить комплименты, проявлять интерес к другому человеку, возражать и оценивать другого человека.

Формы работы: беседа, ролевые игры.


Раздел 2. Культура поведения. Повседневный этикет.

Тема 1. Человек – мера всему

Основные понятия: неписаные нормы и правила поведения, совесть, общественное мнение.

Форма работы: круглый стол.

Тема 2. Правила поведения в школе

Правила поведения на уроках и на переменах, школьные правила этикета: по отношению к учителям и работникам школы, одноклассникам, гостям школы.

Формы работы: беседа, ролевая игра.

Тема 3. Культура быта. Культура поведения в доме и семье

Среда обитания человека, жилище, дом. Порядок в доме. Как знание этикета влияют на интерьер дома?

Семья - это семь "Я". Как строить отношения с родителями? Каким должен быть семейный разговор? Что делать, если ссоры избежать не удалось? Как следует вести себя с родственниками и близкими?

Семейные праздники и торжества. Как организовать семейный праздник? Что дарить близким? Как украсить дом?

Правила поведения по отношению к родителям, родственникам, соседям. Режим жизни семьи. Культура устройства рабочего места и зоны отдыха в доме.

Формы работы: беседа, анкетирование, сюжетно-ролевая игра.

Тема 4. Культура режима и распорядка дня

Цель - объяснить, как важно помнить об обещании, режиме дня и ночи, работы и отдыха; научить уважать режим работы и отдыха других людей.

Тема 5. Идем в гости

Поездка в гости и прием гостей. Правила поведения при появлении гостя в доме и в гостях. Формы благодарности. Время визита. Неожиданный визит. Визит к больному. Правила обхождения с гостями. Гостеприимство. Традиции гостеприимства.

Подарки. Этикет любви: подарки для близких и коллег. "Оригинальные" подарки. Что дарить человеку, у которого "все есть"?

Цветы. Как дарить цветы? Как выбрать букет? Понятие цветочного этикета. Практические занятия «Составляем букет», «Рисуем цветы».

Праздники и торжества. Правила поведения на праздниках. Как организовать праздник? Новый год со вкусом: оформляем интерьер и подарки. Праздники любви: 14 февраля и 8 марта. Свадьба: можно ли дарить деньги?

Печальные события. Правила поведения на траурных церемониях. Соболезнование.

Твой день рождения. Сюжетно-ролевая игра «С днем рождения!»

Тема 6. Столовый этикет

Правила поведения за столом, общения во время еды. Правила пользования приборами и салфетками. Предметы сервировки. Варианты сервировки. Банкет (банкет за столом с полным или частичным обслуживанием; банкет-фуршет; банкет-коктейль; банкет-чай). Официальный и неофициальный обед, торжественный ужин. Блюда и закуски. Напитки.

Формы работы: рассказ, беседа, просмотр презентации «Сервировка стола», практические занятия «Приемы складывания салфеток», «Оформление праздничного стола».

Тема 7. В общественных местах

Правила поведения во время прогулки, перехода через улицу и дорогу, на улице при чрезвычайных обстоятельствах. Двери, лестницы, лифты, эскалаторы. Правила поведения на улице, в кафе, в ресторане.

Формы работы: беседа, прогулка по улицам города.

Тема 8. В общественном транспорте

Правила поведения в метро, автобусе, автомашине, самолете, поезде, теплоходе. Правила хорошего тона автолюбителей.

Формы работы: беседа, дидактическая игра.

Тема 9. В культурных учреждениях

Правила поведения в театре, кино, музее.

Формы работы: беседа, экскурсия (посещение картинной галереи).

Тема 10. В магазине

Правила поведения в магазине. Культура оплаты товара, упаковка покупки.

Формы работы: беседа, деловая игра «Продавец-покупатель».

Тема 11. Человек и природа

Цель - научить слушать природу, замечать красоту вокруг, восхищаться ею.

Формы работы: беседа, экскурсия (выход на природу в парк).

Тема 12. Развлечения

Танцевальный вечер. Правила поведения на вечеринке, дискотеке. Соблюдение этикета в танце.

Отдых. Пикник. Поход. Пляж. Туризм. Зарубежный туризм. Экскурсии.

Этикет и спорт. Бильярд, лыжи, горные лыжи, коньки, ролики, велосипед, плавание, бег, волейбол, футбол, теннис, фитнес.

Как мы проводим досуг. Ролевая игра «Встреча с друзьями».

Тема 13. Человек общается с книгой

Культура чтения книги. Книга как источник знаний.

Тема 14. Твой стиль поведения

Обобщающее занятие.

Формы работы: решение проблемно-творческих и практических задач, деловая игра.

Тема 15. Я горжусь собой за…

Обобщающее занятие.

Цель - научить анализировать свои поступки и работать над собой.

Основные понятия: самовоспитание, самоконтроль, самооценка.


Раздел 3. Культура общения и человеческих отношений

Тема 1. Человек расширяет знакомства

Правила поведения при знакомстве: на улице, в гостях, в своём доме; как продолжить знакомство, как проявить знаки симпатии и как оказать знаки внимания новому знакомому. Правила этикета при знакомстве и представлении. Место знакомства. Как представлять людей друг другу?

Формы работы: беседа, дидактическая игра «Давайте познакомимся».

Тема 2. Коллектив начинается с тебя

Цель - воспитать доброе отношение к одноклассникам, товарищам, друзьям, знакомым; оказывать им внимание и помощь; воспитать чувство коллективизма.

Тема 3. Дружба как духовная ценность

Понятия “знакомый – приятель – товарищ – друг”, доверие, уважение, ответственность. Юмор, смех и дружба.

Тема 4. Благородство и женственность

Благородство как неотъемлемое качество мальчика. Роль этикета в формировании женственности девочек.

Тема 5. Авторитет. Лидер.

Понятия авторитета, лидерских качеств. Авторитет как пример каждому в учёбе, поведении.

Тема 6. Культура устного общения

«Когда какое слово молвить…». Понятие речевого этикета.

«Доброе слово, что ясный день». Голос, тон.

Беседа. Как начать беседу, как продолжить беседу, как закончить беседу. Понятия: монолог-диалог, тет-а-тет. Искусство ведения беседы. Правила беседы. Чего в разговоре лучше избегать?

Публичные выступления. От чего зависит успех публичного выступления? Как подготовить речь?

Разговор по телефону. Как вести телефонный разговор? Звонить или не звонить? Когда звонить по телефону не принято? Время телефонных разговоров. Как начать разговор по телефону? Разговор с автоответчиком. О мобильных телефонах. Сюжетно-ролевая игра «Телефонный звонок».

Извинения и прощения. Этикетные выражения, мимика и жесты при извинении и прощении.

Благодарность. Цель - усвоение золотого правила: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

Комплименты. В какой манере следует произносить комплимент? Как правильно реагировать на искренний комплимент?

Спор. Понятия: спор, диспут, конфликтная ситуация, критика.

Неловкие ситуации. Этикетные выражения при неловких ситуациях.

Обращение и приветствие. Как обращаться к людям? Общие правила приветствия при встрече. С чего начинается общение? Что важно в приветствии? Как отвечать на приветствия? Рукопожатия. Поцелуи. Игровая деятельность «Чаще улыбайтесь!»

Тема 7. Культура письма

Письма и поздравительные открытки. Письмо другу, приятелю. Деловое письмо. Письмо зарубежному партнеру, другу. Поздравительная открытка.

Формы работы: практикум «Я к вам пишу…», продуктивная деятельность – изготовление открыток.

Тема 8. Сетевой этикет (e-mail)

Правила этикета при общении он-лайн. Вежливость, тактичность при общении по электронной почте.

Адреса и персональные имена. Обмен электронными адресами.

Электронное письмо (Subject). Тема письма, длина, содержание и формат письма.

Ответы, подписи, "смайлики". Обмен электронными письмами.

Тема 9. Культура делового общения

Понятие о деловом общении. Правила делового общения. Речевая, логическая, психологическая и невербальная культура делового разговора.

Порядок представлений и знакомств в деловом общении. Правила представлений и знакомств в деловом этикете.

Деловая и светская беседа. Правила ведения беседы с деловыми партнерами, коммерческих переговоров.

Об этикете на официальных мероприятиях. Правила поведения на приемах, официальных обедах.

Этикет бизнесмена. Бизнесмен за рубежом. Сравнительный анализ делового этикета в различных странах.

Оформление деловых бумаг. Языковые и лексические средства официально-делового стиля. Фразеология деловой речи. Морфологические средства языка. Синтаксические и речевые ошибки делового стиля. Практические занятия по заполнению бланков деловых бумаг.

Автобиография. Практикум по написанию автобиографии.

Резюме. Практикум по составлению резюме.

Заявление. Практикум по написанию заявления, доверенности, служебной записки.

Тема 10. Скажи сам себе…

Обобщающее занятие.

Цель - научить применять правила этики общения на уровне навыка и привычки; соблюдать интересы человека и интересы окружающих его людей, этику общения с незнакомыми людьми: приветливость, доброжелательность, великодушие.


Раздел 4. Культура чувств.

Тема 1. Мужчина и женщина

Внешний облик, манеры поведения. Как познакомиться? Как выразить симпатию? Как сделать комплимент? Предложение руки и сердца. Свадебные хлопоты. В загсе. Свадебные торжества. Подарки на свадьбу. Поздравления по случаю рождения ребенка. Выбор имени.

Тема 2. Быть галантным – это просто!

Урок тактики для юношей

Тема 3. Красота и привлекательность

Урок женственности для девушек

Тема 4. О дружбе и любви

Обобщающее занятие.


Второй год обучения


Раздел 1. Культура внешнего вида.

Тема 1. Мой внешний вид

Вводное занятие.

Форма практического занятия - игра “Свет мой, зеркальце, скажи…”.

Цель - объяснить детям важность осанки и походки человека, акцентировать внимание на позах стоящего и сидящего человека.

Тема 2. Культура движений человека

Сдержанность, спокойствие; умение соблюдать дистанцию, извинения за неосторожность движения.

Тема 3. Культура одежды

Уличная, повседневная, рабочая, домашняя одежда. Аккуратность, собранность, сдержанность в одежде.

Требования к одежде. Требования к внешнему виду учащихся школы; требования к одежде, гигиене, внешнему виду современного человека.

Гармония и дисгармония в одежде. Какую одежду можно комбинировать, а какую нельзя? Правила соответствия костюм-сорочка. Варианты подбора цвета.

Гардероб современной женщины. Как одевается современная женщина?

Гардероб мужчины. Какая одежда должна быть в мужском гардеробе?

Выбор одежды, её соответствие времени, месту, случаю и степени официальности мероприятия. Выбор одежды для торжества.

Выбор обуви, её соответствие одежде, времени, месту, случаю и степени официальности мероприятия.

Немного о галстуке. Как правильно подобрать галстук? Виды узлов. Практические занятия «Как правильно завязать галстук?»

Шляпы, перчатки, шарфы. Соответствие перчаток, головного убора, шарфа и платка по фактуре, цвету и рисунку остальным деталям туалета.

Элегантность. Представления об элегантности, красоте и привлекательности внешнего облика человека. Чувство пропорции и цвета.

Стиль. Стили одежды. Ролевая игра «Встречают по одежке, провожают по уму».

Тема 4. Мода и стиль

Понятие моды и стиля. Что значит модно одеваться.

Мода и история. История возникновения и развития моды.

Мода и вкус. Рационально подобранная и аккуратная одежда - свидетельство хорошего вкуса владельца.

Мода и интересы. Роль привычек и образа жизни в выборе одежды.

Современные взгляды на моду. Модные тенденции.

Мода для женщин и мужчин. Интерес к моде женщин и мужчин.

Формы работы: дискуссия «Что значит быть модным и современным?», просмотр обучающих видеопрограмм «История возникновения стиля», «Основные стили в современной одежде».

Тема 5. Внешность

Аксессуары. Сумка, портфель, ремень, перчатки, зонт: правила ношения.

Украшения. Бижутерия, украшения из золота и серебра, драгоценности. Виды украшений.

Макияж. Разумное использование косметики, соответствие случаю.

Прическа. Мужские и женские прически, стрижки, укладки, соответствие случаю.

Красивая походка и осанка. Беседа о необходимости физических упражнений и занятий спортом

Очарование улыбки. Беседа о рациональном питании, здоровом образе жизни. Естественная красота.

Гигиена тела. Аккуратность. Беседа о гигиене тела и вреде курения. Как быть аккуратным во всем?

Имидж и образ. Проблема имиджа и образа человека.

Формы работы: дискуссии «Почему нужно заботиться о своем имидже?», «В чем красота девушки и юноши?», ролевая игра «Твой идеал девушки (юноши)», практикумы для девочек «Искусство визажа».

Тема 6. Посоветуемся с зеркалом …

Обобщающее занятие.

Форма практического занятия - игра “Свиток”. Цель - формировать представление о внешнем виде воспитанного человека, об уместном использовании украшений.


Раздел 2. Воинский этикет.

Тема 1. Воинская честь.

Совокупность положительных качеств, присущих человеку в военной форме.

Тема 2. Офицерская честь.

Понятие офицерской чести. Обязанности офицера. История возникновения чина.

Тема 3. Честь мундира.

Понятие мундирской чести. Традиции ношения головного убора.

Тема 4. Военные суды чести.

Военные суды России: история учреждения, функции. Служебный этикет военнослужащего российской армии.

Тема 5. Отношения - начальник-подчиненный, подчиненный-начальник.

Правила этикета начальника с подчиненными, подчиненный-начальник.

Тема 6. Порядок представления военных.

Правила представления в воинском этикете.

Тема 7. Гражданином быть обязан.

Обобщающее занятие.

Формы работы:

- изучение Общевоинских уставы Вооруженных Сил Российской Федерации,

- лекции и беседы с офицерами запаса,

- просмотр презентации «Военный мундир», документального фильма «Кадетская перекличка» (режиссер – Н.Михалков),

- практикум мужества и благородства для юношей «Каким я буду солдатом?»,

- круглый стол «Мы живем, чтобы оставить след»,

- дискуссия «Дороги, которые мы выбираем»,

- творческий конкурс на лучшее чтение стихотворения и исполнения песни о подвигах, мужестве, славе, мире.

Раздел 3. Обобщение основных понятий курса.

Тема 1. Культура как система

Сущность и предназначение культуры. Культура как смысловой мир человека. Человек как творец и творение культуры. Диалог культур. Основные формы духовной культуры. Структурная целостность культуры. Материальная и духовная культура. Предназначение культуры. Культура как ценностная и познавательная деятельность человека. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Человек – системообразующий фактор в развитии культуры. О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия.

Формы работы: лекции, семинары, работа с научной литературой, Интернет-ресурсами, создание презентаций, проектная деятельность, консультации.

Тема 2. Основы общей культуры человека

Внешняя и внутренняя культура человека. Факторы формирования культуры человека. Роль саморазвития и самосовершенствования. Совесть, мораль, жизненные принципы, духовные ценности. Душа человека. Духовность – внутренняя сила человеческой души.

Формы работы: лекции, семинары, создание эссе «Душа – это наше творение», проектная деятельность, консультации.

Тема 3. Этика как наука

Возникновение этики и её предмет. Этика – учение о морали. Структура морального сознания. Основные направления и школы в этике. Прикладная этика.

Формы работы: беседы, консультации по проектным работам.

Тема 4. Этические нормы

Этические нормы поведения человека. Этика и социальные роли человека в обществе.

Формы работы: беседы, консультации по проектным работам.

Тема 5. Этикет, или Правила хорошего тона

Ритуал и этикет. Традиционная культура и ритуалы. Ритуал и этикет: сходства и различия.

Современный этикет – наследник обычаев и традиций поведения всех народов. Особенности этикета у разных народов. Возникновение и развитие правил современного этикета.

Формы работы: конференция (защита проектных работ), конкурс проектов, зачётный урок.

Тема 6. «При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою»

Итоговое занятие.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Материал курса “Этика и этикет” условно может быть разделен на четыре части:

часть первая – “Культура поведения” (первый год обучения);

часть вторая - “Культура общения” (первый год обучения);

часть третья - “Культура внешнего вида” (второй год обучения);

часть четвертая - “Воинский этикет” (второй год обучения).

Первая часть программы “Культура поведения” знакомит учащихся с понятиями “этика”, “этикет”, “служебный этикет”, “культура быта”, с нормами поведения в коллективе. Воспитанники получают рекомендации по поведению в школе, на улице, в общественных местах, в общественном транспорте, в гостях, в учреждениях культуры, за столом и т.д., и присваивают навыки культурного поведения в обществе.

Назначение второй части – познакомить учащихся с некоторыми правилами этикета телефонного разговора, невербальными средствами общения, усвоить навыки устного и письменного этикета, получить практикум составления деловых бумаг.

При изучении третьей части программы воспитанники получают представления об элегантности, красоте и привлекательности внешнего облика человека, чувстве пропорции и цвета; а также о требованиях к одежде, гигиене, внешнему виду современного человека.

Четвертая часть – это кадетский компонент, реализация которого заключается в изучении этических норм поведения и общения в условиях военной службы, положений Общевоинских уставов ВС РФ о воинском этикете.

Задачи, поставленные перед учащимися, постепенно усложняются. Тематический материал по годам обучения распределяется по степени сложности. Работа над практическим применением полученных навыков культурного поведения и общения проходит на протяжении всего курса обучения.

В работе с детьми особое внимание уделяется развитию умения понимать людей, проявлению доброжелательного отношения, развитию эмоциональной отзывчивости, формированию правил и норм культуры поведения в обществе. Всё это необходимо для разрешения противоречия между знанием этикета и его практическим применением, и достижения основной цели – формирование нравственно-этической культуры школьников, т.е. тех качеств личности, которые определяют поведение человека в повседневной жизни.

В процессе обучения используются различные методы педагогической работы: словесно – информативные, наглядные, метод проблемного обучения, игровые методы обучения, работа с образцами деловых бумаг, тестами, анкетами, словарями, книгами, Интернет-ресурсами, электронными учебниками, программами, презентациями, фото- и видеоматериалами.

Освоение учебного материала производится в ходе лекционных занятий и семинаров, а также в форме дискуссий и круглых столов. 1

Представленные в данном программно-методическом комплексе материалы для проведения практических занятий предполагают моделирование и оценивание ребенком различных ситуаций поведения в школе, других общественных местах, умение различать допустимые и недопустимые, а также оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Неотъемлемой частью практических занятий является решение проблемно-творческих задач, заполнение бланков деловых бумаг, тренинги, выполнение упражнений подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений, иллюстрирование понятий и своего отношения к теме, инсценировку ситуации по теме и т.д. Для этого используются классические методики, позволяющие научить детей общепринятым нормам и правилам поведения в обществе, воспитать в них стремление повсеместно их соблюдать.

Большой интерес учащихся вызывает просмотр и обсуждение обучающих видеопрограмм и презентаций, например, по темам: «Сервировка стола», «Военный мундир», «Стили в современной одежде» и др.

В ходе практических занятий проводятся сюжетно-ролевые, дидактические, деловые игры. Деловая игра "Турнир знатоков этикета" позволяет не только проверить знания обучающихся, но и уровень воспитательного воздействия на них. 2

Особое внимание уделяется проектной деятельности школьников. На первом году обучения воспитанники выбирают тему исследовательской работы, работают над ней, создают презентации, а в конце второго года обучения - защищают проектную работу в рамках научно-практических конференций и конкурсов проектов. Творческая деятельность представлена в следующих формах работы: свободный рисунок, аппликация, конкурс на лучшее чтение стихотворения или исполнения песни, создание сочинений и эссе. 3

В воспитательном влиянии на детей важно закрепить получаемые навыки. Для оценки достижений в программно-методическом комплексе представлена такая модель инструментария, как тестирование, в ходе которого у детей формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, эффективно работать с текстом, пользоваться словарями и дополнительной информацией к текстам. Вопросы составлены таким образом, что позволяют учителю получить полную информацию об усвоении каждым воспитанником норм поведения и верном применении их в различных жизненных ситуациях.

Уровень учебных достижений воспитанников определяется тестированием в начале обучающего периода, а также итоговой аттестацией в конце обучения в форме зачётного урока и защиты проектной работы. Успехи учащихся контролируются также на уроках-семинарах, в ходе опроса, тестирования, проведения викторин, выполнения упражнений, а также контрольным составлением и заполнением некоторых деловых бумаг. Контрольно-оценочная система представляет собой 10-бальную шкалу, по которой определяется уровень усвоения материала каждым школьником. Но в дополнительном образовании достижение учебных результатов не является самоцелью. Особое внимание уделяется формированию личностных качеств. 4

Отношение к учению, включая мотивацию и интерес к занятиям, определяется с помощью анкет. Кроме того, в соответствии с программными целями, проводится мониторинг уровня воспитанности школьников, определяется его динамика. Диагностика уровня воспитанности школьников по методике Р.В.Овчаровой позволяет отслеживать личностное развитие каждого ученика, выявить его статус, чтобы во время заметить неблагополучия и корректировать отклонения. Программа воспитания Н.Е.Щурковой, алгоритмы А.К.Байбурина, практические рекомендации в обучении воинскому этикету Б.Н.Платонова, В.Я.Подоляк и В.Н.Панкратова также являются необходимыми и эффективными в деле этического воспитания подрастающего поколения.5

Для достижения предусмотренных образовательными стандартами целей программа может оказать помощь учителю, классному руководителю, воспитателю в решении следующих практических задач: познакомить детей с правилами этикета, нормами поведения в общественных местах; дать представления об этических нормах, традициях; научить социально-проблемным способам общения и уважительному, тактичному отношению к личности другого человека, а также сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками, взрослыми, устойчивую положительную самооценку.

Программно-методический комплекс реализуется в работе с учащимися 5-6 кадетских классов в возрасте 10-13 лет в рамках дополнительных занятий «Этикет». Срок обучения – 2 года. Работа проводится с учебной группой в режиме 2 занятия по 1 академическому часу в неделю. Всего – 72 часа в год. Наполняемость группы 12-20 человек. Деление на группы производится по возрастам: 10-11 лет (5 класс) и 12-13 лет (6 класс). Набор в группы осуществляется 1 раз в год в начале учебного года. Условиями отбора детей в группу являются их желание изучать этикет и способность к систематическим занятиям.

Результаты реализации программы:

-Высокий уровень учебных достижений учеников в соответствии с программными целями (подтверждается результатами тестирования в начале и конце обучающего периода, активной продуктивной деятельностью кадет, включая исследовательскую работу над проектами, успешным участием воспитанников в школьных и окружных научно-практических конференциях и конкурсах проектов).

-Высокий уровень развития универсальных учебных действий: умений высказывать гипотезы, проводить учебное исследование, включающее наблюдение, поиск информации, поиск аналогий и понимание сущности, передачу информации, формулирование вопросов и разрешение проблем, применение изученного в новой ситуации, оценка проделанной работы.

-Наличие мотивации и интереса к занятиям (подтверждается результатами анкетирования, сохранностью контингента обучающихся, посещаемостью занятий).

-Социальная адаптация выпускников к жизни (проявление гибкости поведения, уверенности в себе, адекватности самооценки, толерантности).























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Для педагогов:

  1. Абзалова О.А. Введение в теорию и практику этикета. Программа курса для ВУЗов культуры и искусств. - М., 2003.

  2. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. - М.: ДЕЛО, 2001.

  3. Алясева  Е.Ю. Дети и этикет (комплексно-целевая программа) [Электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/articles/310354/

  4. Воинский этикет. Этикет для кадетов [Электронный ресурс] // http://www.etiquette.ru/modern/military/

  5. Курочкина И.Н. Внедрение этикета в жизнь общества [Электронный ресурс] // http://etiquette-life.narod.ru/statya2.html

  6. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов. – М: Школьная Пресса, 2002.

  7. Фирсенков В.А. Правила этикета и культура поведения военнослужащего // Ориентир. - 2001. - № 8.

  8. Щуркова Н.Е. Программа воспитания. – М., 2009.

  9. Язвенко О.А. «Роль этического воспитания в самореализации личности учащихся» [Электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/articles/102404/


Для учащихся:


  1. Воинский этикет. Этикет для кадетов [Электронный ресурс] // http://www.etiquette.ru/modern/military/

  2. Воинский этикет. Учебник / Под общ. ред. Б.В. Воробьева - М., 2005.

  3. Лубенец С. Секреты общения. - М: Эксмо, 2008.

  4. Мараваль-Ютен С. Искусство общения: друзья и родители. - М: Махаон, 2009.

  5. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М., 1994.

  6. Петрович Я. Этикет для начинающих. – М: Добрая книга, 2007.

  7. Польманн Н. Как завязать галстук: 26 способов / пер.с нем. – М: Астрель, 2009.

  8. Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения. Тесты, практические задания: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2010.

  9. Усачева Е. Все о стиле и красоте для девочек. - М: Эксмо 2008.

1 В методическом приложении представлен лекционный материал к разделу «Воинский этикет».

2 В методическом приложении представлена методика проведения деловой игры «Турнир знатоков этикета».

3 В методическом приложении представлена тематика проектных и творческих работ.

4 В методическом приложении представлены материалы для осуществления входного, промежуточного и итогового контроля учебных достижений учащихся

5 В методическом приложении представлены методики изучения уровня воспитанности учащихся Н.Е.Щурковой и Р.В.Овчаровой


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров