В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Быть на Земле человекомПрограмма быть на земле человеком

Файл прикреплен к материалу: Быть на Земле человеком
Войдите для скачивания файлов

Архангельская область, Верхнетоемский район

МБОУ «Корниловская средняя школа»









ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

«Быть на Земле человеком»


(Программа воспитания для учащихся 1 – 4-х классов)








Варенцова В. А., воспитатель группы продлённого дня















п. Двинской




Пояснительная записка



Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников всё большего умственного и нервно-психологического напряжения. Новое качественное образование может быть реализовано лишь при создании определённых условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на развитие здоровья в широком смысле этого слова: физического, психологического, нравственного. Современная жизнь и её социально-экономические реальности требуют от педагогов новых подходов, форм, методов работы с детьми.

Воспитательная программа «Быть на Земле человеком» предусматривает создания единого пространства для формирования (воспитания) духовно-нравственной личности, гармонично развитой физически. Программой предусматриваются мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, на формирование нравственно-духовых и культурно-исторических ценностей.

Воспитательная программа в группе продленного дня выстраивается в соответствии с целями и задачами воспитательной программы школы, в которой приоритетными направлениями является укрепление и сбережение здоровья, формирование патриотического сознания, воспитание гражданина.

Данная программа объединяет и координирует усилия педагога-психолога, социального педагога, классных руководителей, родителей и воспитателя группы продлённого дня.



Цель программы: формирование нравственной культуры, патриотического сознания младшего школьника, укрепление и сбережение здоровья.

Задачи:

  1. Формирование ответственного поведения у учащихся.

  2. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

  3. Активизация творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности учащихся.

  4. Развитие бережного отношения к окружающей природе.

  5. Формирование чувства гордости и любви к Родине, родному краю.






Ожидаемый результат



Повышение уровня нравственной культуры и уровня воспитанности учащихся.

Приобретение навыков самоконтроля, самооценки.

Овладение навыками бережного отношения к окружающей природе.

Овладение навыками здорового образа жизни.

Повышение творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности учащихся.

Ценностное отношение к Родине и родному краю.



Методики оценки результатов



Проективная методика «В школе и Про самое интересное». Проводит психолог. (1 класс)

Тест «Незнакомый тезис». Проводит психолог.

Методика «Ранжирование». Проводит психолог.

Методика Н. П. Капустина (Уровень воспитанности, карты). Проводит воспитатель.

Методика С. М. Петровой «Пословицы» (Уровень нравственной воспитанности учащихся, особенности ценностных отношений к жизни, людям, себе). Проводит воспитатель.



Нормативно правовая база


Закон РФ «Об образовании»;

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин 2.4.2. 1178-02;

Устав образовательного учреждения;

Типовое положение об образовательном учреждении;

Положение о группе продленного дня муниципального образовательного учреждения. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в редакции от 20.07.2000г. №103-ФЗ) Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Концепция модернизации Российского образования до 2010г. от 29.12.01г. № 1756-р Конституция РФ




Участники реализации программы: педагоги, ученики начальных классов, родители.


Период реализации программы: 2012– 2016г.


Место реализации: школа, семья, ДЮЦ.


Разделы программы:

  1. Долгожитель, здоровый образ жизни.

  2. Волшебные слова и добрые поступки.

  3. Книжный мир.

  4. С любовью к природе.

  5. Россия – Родина моя.





Условия реализации программы


Программа предусматривает техническое и дидактическое оснащение занятий и внеклассных мероприятий:


Техническое и дидактическое оснащение:

Методическая литература

Аудиокассеты

Аудиомагнитофон

Фотоаппарат

Компьютер, ксерокс

Игровой материал, спортивный инвентарь




Основные формы работы


Игры

Конкурсы

Праздники

Беседы

Чтение книг

Экскурсии и прогулки

Викторины

Практические занятия




Содержание программы


«Долгожитель, здоровый образ жизни»



Задачи:

  • Расширить и углубить знания о здоровом образе жизни.

  • Способствовать формированию внутренней мотивации к здоровому образу жизни, необходимости проявления заботы о своём здоровье и здоровье окружающих.

  • Развивать у детей потребность в занятиях физической культурой

и спортом.


Формы внеклассной работы


Темы


Класс


Реализация

1.Занятия - практикумы

«В гостях у Мойдодыра», «У школь-ного врача», «Удивительная школа», «Ну-ка, дружок, со щёткой зубной подружись», «Гигиена кожи» и т.д.

1,2 класс

1-2 раза в месяц

2.Тематичес- кие беседы

«Правила моего здоровья», «Человек- часть природы», «Режим питания», «Режим дня», «Где чистота, там и здоровье», «Закаляйся- будь здоров»..

1,2 класс

1-2 раза в месяц

3.Профилак- тические бе- седы по пре- дупреждению вредных при-вычек

«Вредные привычки», «Полезные привычки», «Вкусы и увлечения», «Опасные и безопасные ситуации», «Я становлюсь увереннее», «Учусь говорить нет», «О вреде курения», «Живи разумом, так и лекаря не надо» и т.д.

3,4 класс

1 раз в неделю

4.Неделя здо-ровья

Общегрупповое или общешкольное мероприятие

1-4 класс

1 раз в год

5.Весёлые старты, КВН, эстафеты, спортивные конкурсы

«Быстрее, выше, сильнее», «Помоги себе сам», «Всех дальше», «Кто быст-рее», «Самый сильный», «Чтоб силь-ным и здоровым быть- спортивный зал надо любить» и т.д.

1-4 класс

1 раз в неделю

6.Беседы, иг-ры, конкурсы, викторины по дорожной и пожарной бе-зопасности


7.Уголок здо-ровья

«Светофор – наш верный друг», «Пу-тешествие в страну дорожных зна- ков», «На наших улицах», «Мы идём в школу», «Мы пассажиры», «Пожар- стихийное бедствие», «Безопасное обращение с электроприборами»…


«Закаляйся и будь здоров», «Поведе-ние на водоёмах», «Здоровые зубы- здоровью любы», «О вреде курения» и т.д. (Уголок, как продукт проекта)

1-4 класс






2-4 класс

1-2 раза в месяц






2-3 раза в год


«Книжный мир»



Задачи:

  • Формировать интерес к книге, умение пользоваться книгой.

  • Способствовать формированию через книгу доброго отношения к окружающим, друг к другу, к природе.

  • Развивать познавательный интерес, понимание того, что книга – источник знаний.


Формы внеклассной работы


Темы


Класс


Реализация

1.Посещение библиотеки

Правильное обращение с книгой. Знакомство с книжными новинками. Работа с энциклопедическими справочниками, выбор литературы для домашнего чтения, выставки книг по темам, организация игр, викторин и т.п.

1-4 класс

1 раз в месяц

2.Конкурс чтецов

«Живое слово русского Севера», «В горнице моей светло», «Не жалею, не зову, не плачу» и т.д.

1 - 4 класс

1 раз в год

3.Чтение и об-суждение произведений

Рассказы Н.Носова, В.Драгунского, А.Гайдара, К.Ушинского, Л.Воронко-вой, Н.Павловой, С.Баруздина и т.д.

1-4 класс

1 раз в месяц

4.Знакомство с творчеством писателей: бе-седы, кросс- ворды, викто-рины, КВН, доклады, кон-курсы рисун-ков по произ-ведениям

А.Барто, С.Маршак, С.Михалков, К.Чуковский, В.Маяковский и др.


В.Осеева, Е.Пермяк, Б.Житков, П.Ба-жов, Братья Гримм и т.д.


М.Пришвин, Э.Шим, К.Паустовский, В.Бианки, Е.Чарушин и т.д.


Н.Рубцов, О.Фокина, Б.Шергин, Ф.Абрамов, С.Писахов и др.

1 класс



2 класс



3 класс



4 класс

1-3 раза в месяц










«Волшебные слова и добрые поступки»



Задачи:

  • Формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим, умение жить в согласии.

  • Способствовать формированию у детей сознательной дисциплины и умения преодолевать конфликты.

  • Развивать потребность вести себя культурно.




Формы внеклассной работы


Тема


Класс


Реализация

1.Занятия по программе Н.П.Слободяник

«Психологичес-кая помощь школьникам с проблемами в обучении»

«Такие разные настроения», «Как справиться с плохим настроением?»

«Как стать уверенным в себе?», «Как делать выбор?», «Как добиться успеха?», «Трудное слово «нет», «Чем мы отличаемся друг от друга?», «Как победить страх?», «Учимся говорить себе «стоп» и др.

1 класс

1 раз в неделю

2.Уроки этики

Дорофеевой Ю.Г.





3. «Беседы о хорошем и плохом поведении» Шо-рыгиной Т.А.

«Жадность и щедрость», «Упрямство, упорство, миролю-бие», «Находчивость, взаимовыруч-ка», «Хвастовство и тщеславие», «Хитрость и коварство», «Согласие и вражда» и т.д.


«Добро не умрёт, а зло пропадёт», «Смелые глаза - молодцу краса», «Терпение и труд, всё перетрут», «Нет друга – ищи, а найдёшь – береги» и т.д.

2 класс







2 класс

1 раз в неделю






1-3раза в месяц

4. Занятия по программе Лаврентьевой Л.И. «Азбука этики»

«Как я выгляжу», « Нравственный мир сказок», « Устав – основной закон школы», « Я и мои друзья», «Верность слову», « Умение общаться», « Этикет в обществен-ных местах», « Отзывчивость и доброта» и т.д

3 класс

1 раз в неделю

5. Занятия по программе Лаврентьевой Л.И. «Нравственное воспитание личности»

«Культура поведения и такт», «Культура общения», « Человек и его имя», « Моя малая Родина», «Речевой этикет», « Чувство, настроение и характер», « Школь-ный этикет», « Нравственное отношение в коллективе» и т.д.

4 класс

1 раз в неделю




«С любовью к природе»


Задачи:

  • Формировать нравственное отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными

нормами.

  • Прививать любовь к природе, потребность в общении с природой.

  • Способствовать формированию экологической и этической культуры.

  • Развивать познавательный интерес к миру природы.




Формы внеклассной работы


Тема


Класс


Реализация

1. Экскурсии, прогулки в природу.

«Сезонные изменения в природе», «Река Большая Свага», «Лес - наше богатство», « Школьный парк», «Что такое луг?», «Лесная опушка» и т.д.

«Осень- славная осень», «Зимушка- зима», «Весенний ледоход на ре-ке», «Хвойный и смешанный лес», и т.д.

«В рябиновом сентябре», «В листо-паде октября», «В сумерках нояб-ря», «В студеном декабре», «Фев-раль - бокогрей», «Апрель - капель-ник», «Май - травень» и т.д.

«Сезонные наблюдения за природой», «Поведение человека в природе»

1 класс





2 класс




3 класс





4 класс

1-3 раза в неделю




в течение года



в течение года




в течение года

2. Цикл рассказов о животных и птицах.


3. Цикл рассказов о грибах, ягодах и насекомых.



4. Элективный курс «Такие знакомые незнакомцы»



5. Занятия в кружке «Комнатное цветоводство»

«Животные дикие и домашние», «Звери наших лесов», «Перелётные и зимующие птицы», «Птицы Архангельской области» и т.д.


«Съедобные и ядовитые грибы», «Ягоды северного края», «Пол-зающие, прыгающие, жужжащие», «Полевые и луговые растения нашей местности» и др.


«Берёза – символ России», «Цветёт черёмуха к похолоданию», «Плачу-щее дерево – ива», «Сосна – кла-дезь витамина С», «Рябина – ягода снегирей» и т.д.


«Выращивание комнатных расте-ний», «Правила ухода за растения-ми», «Световой режим», «Наблю-дения за ростом растений», «Пра-вила пересадки» и т.д.

1 класс





2 класс






3 класс






4 класс

1 раз в неделю




1 раз в неделю





1 раз в неделю





1 раз в неделю

6.Экологические акции и рейды

«Пластиковая бутылка», «Сделаем нашу Землю чище», «Пусть наш посёлок будет чистым», «Поможем Планете быть чистой» и др.

1-4 классы

1-3 раза в год

7.Экологическая акция «Помоги зимующим птицам».

Заготовка корма; изготовление кормушек; подкормка птиц; беседы о пользе птиц, наблюдение за птицами.

1-2 классы

декабрь-март

8.Проектная деятельность

«Каждой пичужке по кормушке», «Столовая для пернатых» и др. (Участие во Всероссийской эколого-культурной акции «Помогите птицам»)

3-4 классы

декабрь-март



«Россия – Родина моя»


Задачи:

  • Расширить знания об истории и культуре Отечества и родного края.

  • Формировать и развивать национальные начала, уважение и интерес ко всем нациям.

  • Способствовать формированию гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории.

  • Расширить знания о праве и правовой культуре.



Формы внеклассной работы

Тема


Класс


Реализация

1.Цикл бесед

«Символика России, Архангель -ской области, Верхнетоемского района», «Мы – маленькие гражда-не своей страны», «Наши права и обязанности», «Детям планеты - мир без тревоги и слез», «Россия - многонациональная страна» и т.д.

1-4 классы

1-2 раза в месяц

2.Календарные праздники

День Матери, Новый год, День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы и т.д.

1-4 классы

в течение года

3. Дни воинской славы. Цикл бе-сед, викторины, конкурсы, ин-теллектуальные игры

«А. Невский», «Д. Донской», «А. Суворов», «Г. Жуков», «Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда», «Города-герои», «Герои-земляки», «Пионеры – герои» и т.д.

1-4 классы

в течение года

4.Экскурсии

«Вот эта улица, вот этот дом», «Обелиск павшим в войне», «Вахта памяти в школе», «Страницы истории в кабинете истории», «Верхнетоемский музей» и т.п.

1-4 классы

в течение года

5. Занятия в школьном краеведческом музее

«Терем-теремок», «Делу - время, потехе час», «Я и моя история», «Бабушкин сундук», «Печные изразцы» и т.д.

1-4 классы

1 раз в месяц

6. Цикл занятий-бесед

«Православные праздники на Руси» (Рождество, Крещение Господне, Благовещение, Светлое Христово Воскресение и т.д.)

2,4 классы

в течение года

7.Организация заочных экскурсий


8.Цикл рассказов о великом Поморе

Сийский монастырь, Архангельск, Москва, Великий Устюг, Каргополь, Ломоносово и т.д.


Достояние земли Поморской: М. В. Ломоносов (детские годы, учёба в Москве, научные открытия и т.д.)

1-4 классы



1-4 классы

1раз в месяц



в течение года













Работа с родителями


«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира -

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский


В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Признание приоритета семейного воспитания требует во взаимоотношении с семьей сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Для проведения адресной работы с родителями воспитанников группы продленного дня проводится анкетирование. Данная работа позволяет выяснить качественные характеристики семей, отношение родителей к работе группы продленного дня. В работе с родителями используются различные формы работы: индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями, посещение семей учащихся, родительские собрания, дружеские посиделки, оформляется образовательный материал (памятки для родителей). Анализ проводимой работы показывает положительное отношение родителей к деятельности группы продленного дня.


Цель:

- просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.


Задачи:

- способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка.

- вовлечение родителей в образовательный процесс, в физическое и эмоциональное воспитание детей.





Организация работы с родителями в группе продленного дня


1.Информационно – аналитическое направление

· посещение родительских собраний и консультаций;

· присутствие родителей на детских праздниках, участие в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках;

· помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

2.Познавательное направление

· создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

· установление доверительных и партнерских отношений с родителями;

· вовлечение семьи в единое образовательное пространство;

· активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

· работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.










Взаимодействие субъектов воспитательного процесса при реализации данной программы.


Группа продленного дня


1. ДЮЦ (занятия в объединениях и клубах по интересам).

2. Школьная и поселковая библиотеки (знакомство с книжными новинками, организация выставок по различным темам, литературные викторины, путешествия в мир сказок и т.д.) 3 .Верхнетоемская школа (совместные мероприятия с ГПД).

4. Социально-психологическая служба (диагностика воспитательного

процесса, работа с детьми группы риска) 5. Учителя (совместная образовательная и воспитательная работа) 6. Родители (привлечение к активному участию в воспитании детей и делах группы).








Список используемой литературы.


  1. Касаткина Н.А.« Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня». Учитель 2008 г. Выпуск 1.

  2. Касаткина Н.А. « Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня». Учитель 2008 г. Выпуск 2.

  3. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. «Группа продленного дня» 3 – 4 классы.

ВАКО 2010 г.

  1. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. «Группа продленного дня» 1 – 2 классы.

ВАКО 2011 г.

  1. Пашнина В.М., Шепелева Т.В. и др. «Занятия в группе продленного дня».

Учитель 2011 г.

  1. Мищенкова Л.В. «Творческие игры и развивающие упражнения для группы продленного дня». Учитель 2010 г.

  2. Гордеева В.В. «Система воспитательной работы в группах продленного дня». Учитель 2009 г.

  3. Шепелева Т.В. «Государственные символы России».

Учитель 2009 г.

  1. Гальцова Е.А. «История Российского государства».

Учитель 2007 г.

  1. Давыдова Т. «История России в рассказах».

Стрекоза 2009 г.

  1. Суворова В.М. «Опыт экологической работы со школьниками».

Учитель 2009 г.

  1. Васильева Н.Ю. «Растения России».

Москва ВАКО 2009 г.

  1. Яценко И.Ф. «Реки, моря, озера, горы России»

Москва ВАКО 2009 г.

  1. Ситникова Т.Н. «Птицы России».

ВАКО 2010 г.

  1. Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. «Классные часы. 1 – 4 классы».

Учитель 2009 г.

  1. Попова Г.П. «Классные часы. 2 класс».

Учитель 2010 г.

  1. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию». ВАКО 2007 г.

  2. Козлова М.А. «Классные часы: внеклассная работа: 1 – 4 классы».

Экзамен 2011 г.

  1. Добрынина Н.Н. «Классные часы: 4 класс».

ВАКО 2008 г.

  1. Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе»

1 – 4 классы. Глобус 2008 г.

  1. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры».

Айрис-пресс 2003 г.

  1. Митяева С. «Подвижные игры – дома и на улице».

Айрис-пресс 2008 г.

  1. Левина С.А., Тукачева С.И. «Физкультминутки».

Учитель 2011 г.

  1. Шорыгина Т.А. «Беседы о хорошем и плохом поведении».

ТЦ Сфера 2010 г.

  1. Эльгин Г.Н. «Правила безопасного поведения на дороге».

Литера 2008 г.

  1. Степанов В. «Моя Родина – Россия».

Фламинго 2007 г.

  1. Елизарова Е.М. «Такие незнакомые знакомые растения».

Панорама 2006 г.

  1. Агафонова А.В. «Классные часы на темы этикета».

Глобус 2009 г.

  1. Зелинский К.В., Черникова Т.В. «Нравственное воспитание школьников». Планета 2010 г.

  2. Волкова Т.В. «Наука быть человеком».

Учитель 2008 г.

  1. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. «Я – гражданин России».

ВАКО 2008 г.

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Общество хороших манер».

Учитель 2009 г.

  1. Степанова О.А. «Игра и оздоровительная работа в начальной школе».

ТЦ Сфера 2004 г.

  1. Алексеева Н.А. «Калейдоскоп родительских собраний».

ТЦ Сфера 2003 г.

  1. Кузнецова Л.В. «Сценарии школьных праздников».

Школьная пресса 2004 г.

  1. Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности».

ТЦ Сфера 2003 г.

  1. Волович А.И. «Этика и этикет».

Школьная пресса 2005 г.

  1. Аралова М.А. «Классный час играючи».

ТЦ Сфера 2003 г.

  1. Щербакова В.Н., Солдатенкова Н.Н. «Калейдоскоп школьных дел».

ТЦ Сфера 2004 г.

  1. Щербакова В.Н., Александрова М.А. и др. «Калейдоскоп школьных дел». ТЦ Сфера 2004 г.

  2. Степанов Е.Н. «Личностно-ориентированный подход к работе педагога».

ТЦ Сфера 2004 г.

  1. Белибихина Н.А., Королева Л.А. «Организация дополнительного образования в школе». Учитель 2009 г.

  2. Господникова М.А., Полянина Н.Б. и др. «Проектная деятельность в начальной школе». Учитель 2009 г.

















Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru