Муниципальное общеобразовательное учреждение
“Основная общеобразовательная школа с.Клевенка
Ивантеевского района Саратовской области”
Внеклассное мероприятие
Книги – наши друзья
(Игра-путешествие)
1-4 кл.
Работу выполнила:
библиотекарь МОУ «ООШ с.Клевенка»
Бондарева
Татьяна Семёновна
2015 г
с.Клевенка
Ивантеевский район
Саратовская область
ИГРА — ПУТЕШЕСТВИЕ «КНИГИ — НАШИ ДРУЗЬЯ».
Оборудование: компьютер, мультимедиопроектор, рисунки детей, «волшебный» ящик со сказочными предметами (лимон, горошина, туфелька золушки, корзинка, мочалка), памятки «Правила работы с книгой» и «Полезные советы», презентация (приложение1), выставка книг., памятная медалька «Я люблю читать» (Приложение 5)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Ведущий: Здравствуйте дети, уважаемые гости и родители. Мы рады, что вы сегодня собрались здесь, чтобы совершить увлекательное путешествие в мир книг, которое мы назвали…
Все: Книги - наши друзья. (Слайд 1)
Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека. Прекрасно, что все мы, и взрослые и дети, любим читать! А как внимательно и много вы читаете книг, мы увидим сегодня. Я предлагаю вам уважаемые родители и вам ребята, проявить сегодня свои умения и знания. Мы отправимся в путешествие. А чтобы нам было интересно, мы будем делать остановки и выполнять различные задания.
В ходе нашего путешествия активные участники будут получать жетоны за правильные ответы. В конце путешествия, после подведения итогов, будут выявлены самые активные участники.
Пусть каждый
смело вступит в бой,
В азарт
соревнования;
Успех придет не сам
собой,
Помогут ваши знания.
- Угадайте, на чем же мы будем путешествовать
Я и дом украшаю,
Я и пыль собираю.
А меня люди топчут
ногами,
Да потом ещё бьют батогами.
(Ответ: ковёр)
Верно - это ковер! Да не простой, а ковер-самолет. (Слайд 2) Встали все, взялись за руки, чтобы не свалиться с ковра, и произнесем волшебные слова:
(щелчок мыши) Раз-два-три-лети! Наш ковер-самолет летит и мы вместе с ним. И вот на нашем пути первая остановка -
«ИСТОРИЧЕСКАЯ» (Слайд 3)
Ведущий:С первого дня человек, появившись на свет, начинает учиться. Он учиться ходить, понимать мир, говорить, читать. В основном через чтение человек получает знания. Книги рассказывают нам о многом: о природе, людях, об истории...
Родитель: Книга прошла целый путь, пока стала такой, какой мы привыкли ее видеть. Книги всегда рядом с нами. О чем бы мы ни захотели узнать, книги расскажут, ответят на любой вопрос. Книги — это верные, надежные друзья.
В самом начале своей истории книга была живой, в прямом смысле этого слова. Она умела не только говорить, но и петь. Сказочники и поэты были всегда, а перо и бумага – нет.
Поэтому первой книгой был... человек!
Истории известен богатый римлянин, который завел целую библиотеку из книг-людей. Он искал на невольничьих рынках умных рабов, которые заучивали по целой книге, и хвастался перед гостями. Удивительно, не правда ли?
При раскопках древнего замка археологи нашли книгу, написанную на золотых пластинах. Несколько веков пролежала она в земле и не испортилась! Первые книги состояли из глиняных плиток, деревянных досок, папируса (растение), кожи (пергамент). В России первые книги писали на бересте. Затем, их стали делать из бумаги. С появлением книгопечатного станка, книги стали быстрее создаваться. Книг стало больше, и они стали доступны всем. (Слайд 4) У нас на Руси первым книгопечатанником был Иван Федоров.
Ведущий: Ну, нам пора в путь. Произнесем волшебные слова: Раз-два-три-лети!
Мы продолжаем наше путешествие.
- Ребята, поднимите руки те, кто на нашей первой остановке узнал что-то новое и интересное для себя (ответы детей). За разговором и дорога коротка.
А вот и наша следующая остановка, которая называется
«МУДРОСТЬ НАРОДНАЯ» (Слайд 5)
Наш русский народ издавна ценил меткое слово, находчивый ум. Так до нашего времени и дошла народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках. Благодаря им, наш язык становится образнее, ярче ... А сами мы немного мудрее. Люди придумали очень много пословиц о книге и чтении.
1. Задание: Закончи пословицу (По щелчку мыши – появляется вторая часть пословицы)
Хорошая книга – лучший друг
Кто много читает, тот много знает.
Книги читать - скуки не знать.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Одна книга тысячу людей учит.
Дом без книги – что день без солнца.
Книга - лучший подарок.
С книгой поведешься — ума наберешься.
- Как вы их понимаете, объясните.
2. А вот что говорят о пользе чтения великие люди (Слайд 6):
(Читают дети)
-
«Чтение – вот лучшее учение» А.С.Пушкин
-
Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д.Дидро
-
«Чтение для ума то же, что и физическое упражнение для тела» Д.Аддисон
-
«Книги объясняют людям, как сделать жизнь получше, как сделать людей честнее, добрее друг к другу, научить людей любить труд, уважать труд других людей» Л.Н.Кассиль»
-
«Думаю, что чем больше человек прочитает хороших книг, тем разумнее, грамотнее он станет» Ю.А.Гагарин
- Как вы думаете, зачем же надо читать книги? (Ответы детей)
Ученик:
Книга поможет
Узнать обо всем:
Про одежду и дом,
Про собаку и кошку,
Про всех понемножку.
В веселых стихах,
О числе и счете
Тоже прочтете
О мудрецах древних,
Про лето в деревне,
Разговор овощей,
Истории вещей.
Веселые стихотворения
Про изобретения,
Про случаи в школе
И театральные роли …
Всего не перечесть!
Не лучше ли прочесть?
Ведущий: На свете существует множество книг – и больших, и маленьких. Каждая открывает нам путь в мир знаний.
Все, что создано умом
Все, к чему душа стремиться,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
МУЗЫКАЛЬНАЯ МИНУТКА: Продолжим наше путешествие
-Раз-два-три-лети! И вот мы летим дальше. Но, что это? Подул сильный ветер и мы того и гляди упадем с ковра самолета. Быстро все встанем и удержим равновесие, чтобы не упасть (Машем руками под музыку, словно крыльями, удерживая равновесие на ковре - самолете.). (Слайд 7) (Звучит куплет песни «Герои детских книг»)
-Но вот и следующая остановка. Мы около какого-то дома. Угадайте, как он называется.
О сколько в этом
доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках
улеглись.
Они поговорят с тобой.
И
ты, мой юный друг,
Весь путь истории
земной,
Как бы, увидишь вдруг…
- Что же это за дом? (Ответы детей)
Правильно это библиотека. Как вы догадались? А остановка называется (Слайд 8)
БИБЛИТОТЕЧНАЯ.
- Как вы думаете, для чего нужны библиотеки?
- Какие книги можно здесь найти?
На Руси первая библиотека была создана князем Ярославом Мудрым в ХI веке.
- Ребята, поднимите руки те из вас, кто часто ходит в библиотеку…
1) А сейчас проведем блиц-опрос «Наша библиотека»
На каком этаже находится школьная библиотека? (2)
Сколько окон в нашей библиотеке? (1)
Сколько компьютеров в нашей библиотеке? (1)
В котором часу начинает работу библиотека? (8.30)
Можно ли бегать в библиотеку на уроке? (нет)
На какой перемене лучше ходить в библиотеку? ( На большой)
Сколько дней можно держать библиотечную книгу дома?(10 дней)
Как зовут библиотекаря нашей школы? (Татьяна Семеновна)
С какими словами надо входить в библиотеку? (Здравствуйте)
Сколько книг в школьной библиотеке? (Много)
2) Очень много разных книг в библиотеке! А как вы думаете, ребята, что
надо знать, чтобы стать умелым читателем? (Ответы детей)
Чтобы стать умелым читателем надо знать, как надо обращаться с книгой.
А вы знаете эти правила? (ответы детей)
В библиотеке
для ребят,
На полках книги в ряд
стоят.
Бери, читай и много знай,
Но
книгу ты не обижай.
Она откроет мир
большой,
А если сделаешь больной
Ты
книжку – навсегда,
Страницы замолчат
тогда. (Т. Блажнова)
Ведущий: С библиотечными книгами нужно обращаться особенно бережно, ведь их потом будут читать другие ребята. Когда вы берете библиотечную книгу домой, вы становитесь ее полноправным хозяином: ровно на 10 дней – она ваша. Вы можете рассматривать картинки, читать и перечитывать книгу.
-Ребята, подумайте и ответьте, какие книги называют самыми умными?
- Самые умные среди книг – это энциклопедии, словари, справочники. Как выдумаете, почему так считают? (Слайд 9)
ФИЗМИНУТКА
А теперь давайте поиграем, а заодно проверим: насколько вы внимательны? Все встанем.
Хочу я вам задать вопрос
А вы затем над ним всерьез подумайте
Одно из двух: «Да» или «Нет» - скажите вслух.
Если ваш ответ «Да» - то вы поднимаете руки вверх и киваете головой, если ваш ответ «Нет» - вы протягиваете руки вперед и качаете головой
Вопросы:
-
Книга боится дождя? (Да)
-
Книга любит снег? (Нет)
-
Книга боится грязных рук? (Да)
-
Закладкой для книги может быть карандаш? (Нет) Закладка? (Да)
-
Книга любит, когда ее читают во время еды? (Нет)
-
Книга любит, когда ее разрисовывают и расписывают? (Нет)
-
Книга боится быть порванной (Да)
Библиотекарь:
Дружите с книгою всегда
Она вам верный друг
Она в учебе вам поможет
И скрасит ваш досуг,
Книг ведь в мире много разных,
Интересных и смешных,
Приглашаю вас, ребята,
Прочитать побольше их!
- Нам пора продолжить путь! Раз-два-три-лети! (Щелчок мыши-Куплет песни «Библиотекарь») Впереди у нас показалась следующая остановка
ЗАГАДОЧНАЯ (Слайд 10)
Ведущий: Пришла пора и вашим родителям показать, как они знают литературных героев. Я буду читать загадку, а вы, дорогие родители, должны сказать о ком идет речь, назвать книгу и желательно назвать автора этой книги. Дети могут помогать своим родителям.
1.Всех на свете он
добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из
болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор ( доктор Айболит )
2.
С голубыми волосами
И огромными
глазами.
Эта кукла-актриса,
И
зовут ее…(Мальвина)
3. Потерял он как-то хвостик,
Но
его вернули гости.
Он ворчлив, как
старичок.
Этот грустный…(Ослик Иа)
4.
Он большой шалун и комик,
У него на
крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его… (Карлсон)
5.
Много дней он был в пути,
Чтоб жену
свою найти,
А помог ему клубок.
Его звали…(Иван Царевич)
6.Любимый
всеми малышами
Зверек с пушистыми
ушами,
Все угадают без промашки
Знакомый облик (Чебурашка)
7. Мои друзья – Пьеро и Арлекино.
Зовусь я просто – (Буратино)
Ведущий: Ваши родители, ребята, блестяще справились с заданием. Наверно, с книгами в детстве они были хорошими друзьями, да и сейчас, я думаю, тоже дружат и смогут ответить и на более трудные вопросы. Но нам уже пора в путь. Мы продолжим путешествие. Раз-два-три-лети!
ФИЗМИНУТКА
(Взмахи руками, словно крыльями, удерживая равновесие на ковре-самолете)
Мы летим под облаками,
А земля плывет под нами:
Роща, поле, сад и речка,
И дома, и человечки.
Мы летали и устали
Приземлимся на поляне.
А приземлились мы на остановке
СЕМЕЙНАЯ (Слайд 11)
Пусть поднимут руки те дети, кто считает, что они много читают. Хорошо! А теперь поднимите руки те, кто читает вместе с родителями. Замечательно!
1.Дела семейные.
- Ребята, расскажите, как вы считаете – можно ли считать вашу семью читающей? И почему вы так считаете? Родители могут помочь своему ребенку ответить на этот вопрос. (Рассказы детей и их родителей)
- Какие книги любят читать в вашей семье?
- Есть ли у вас и ваших родителей любимые книги? Кратко расскажите о своей любимой книге.
- Вы получили задание нарисовать своего любимого литературного персонажа. Покажите свой рисунок и расскажите, за что вы его полюбили?
- После прочтения книги обсуждаете ли вы ее с семьей?
- Каких авторов произведения больше нравится читать у вас в семье?
2. Писатели и поэты
– У любой книги есть свой автор. Вам будут представлены портреты писателей и поэтов, а вам нужно будет назвать их фамилии (Слайд12) (С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Ш. Перро, А.С. Пушкин, Н.Н. Носов, К.И. Чуковский, И.А. Крылов, Г.Х. Андерсен.)
3.Задания на внимательность.
- А сейчас проверим, насколько вы внимательно читаете книги. В затруднительных ситуациях можно будет посоветоваться с родителями. Ведь: Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
-
Название материка, у берегов которого произошли события в рассказе Л.Н. Толстого «Акула» (Африка.)
-
Он чудный, цветущий – приснился главному герою стихотворения И.З. Сурикова «Детство». (Сад.)
-
Какой предмет вслед за сковородкой кинула в несшегося на нее огромного пса главная героиня рассказа Н. Артюховой «Трусиха»? (Совок.)
-
Назовите автора стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» (Н.А.Некрасов)
-
Каков любимый жанр творчества Крылова? (Басня.)
Ведущий: Молодцы! Отлично справились со всеми заданиями. Значит, вы внимательно и много читаете книг.
Продолжим наше путешествие. Раз-два-три-лети!
Ведущий: Любите ли вы читать сказки? А вы, уважаемые родители?
Ведущий: Что вам больше всего нравится в сказках? Чему они учат? (ответы детей). Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Каждая сказка учит нас чему-нибудь хорошему: доброте и справедливости, храбрости и смекалке, воспитывают в нас чувство товарищества и любовь к родному краю.
Но вот и следующая остановка так и называется:
СКАЗОЧНАЯ (Слайд 13)
Ведущий: Вы назвали много причин для того, чтобы читать сказки. Ну, а сейчас определим, кого из вас можно назвать знатоком сказок.
-
Чей предмет.
- Ребята, в этом волшебном ящике разные сказочные предметы. Что за сказочные предметы, и из какой они сказки ? (Слайд13)
-
Горошина - Г.Андерсен - «Принцесса на горошине»
-
Лимон - Д.Родари - «Приключения Чиполлино»
-
Туфелька - Ш.Перро - «Золушка»
-
Корзинка - Ш.Перро - «Красная шапочка»
-
Мочалка - К.Чуковский - «Мойдодыр»
-
Задание для родителей. Задание и вам, уважаемые родители.
- Ребята, если ваши родители будут затрудняться ответить (ведь они очень давно читали сказки), вы им помогайте.
1. Как называется летательный аппарат, на котором женщина впервые поднялась в воздух? (Метла, ступа.)
2. Как называется русская народная сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок.)
3. Какое самое удобное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубок ниток.)
4. Какую награду за подвиг обещают сказочные цари? (Полцарства.)
5. Назовите сказку, герой которой удачливый рыбак, но которому сказочно не повезло с женой? (Сказка о рыбаке и рыбке.)
6. Какая сказка рассказывает огородную историю о семейном подряде? (Репка.)
7. В какой сказке герой подвергся незаконному выселению из своего жилища? («Заюшкина избушка»).
- Молодцы! Справились с заданием.
-
Кроссворд (кроссворд на доске) (Приложение 2)
-Ребята давайте посмотрим, какие герои сказок живут в этом кроссворде?
-
Блиц-опрос «Сказочный». Ну, а сейчас вопросы и для детей и для взрослых. Кто быстрее ответит?
-
Спаситель «Мухи-цокотухи»? (Комар)
-
Волшебник, который всегда лезет в бутылку? (Джин)
-
Где спрятался седьмой козлик из сказки? (В печке)
-
Как фамилия почтальона из деревни Простоквашино?
-
Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? .
-
Из чего сделала фея карету для Золушки? (из тыквы)
-
Как звали собаку Элли в «Волшебнике изумрудного города? (Тотошка)
-
Осколок чего попал Каю в глаз? (осколок зеркала)
-
Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)
10.Как звали самого умного поросенка из сказки С. Михалкова? (Наф-Наф)
11. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)
12. Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)
- Отлично! Со всеми заданиями справились. Вы настоящие знатоки сказок!
Но нам пора продолжить наш путь. Раз-два-три-лети!
Пословица – Книга -лучший подарок. А вы как считаете? (ответы детей) (Слайд - Куплет песни «Новая книжка»)
И вот и последняя остановка
ПОЭТИЧЕСКАЯ (Слайд14)
Ведущий:
-Кто из вас любит стихи? Назовите любимые стихи вашей семьи и можете по желанию их прочесть. (Ответы детей)
1. Задание «Продолжи строку и назови автора»
-
Мороз и солнце день чудесный!… (Пушкин)
-
Люблю грозу в начале мая… (Тютчев)
-
Еду тихо, слышны звоны
Под копытом на снегу… (С.Есенин «Пороша») -
Вместо шапки на ходу он надел сковороду… (Михалков)
-
Я вас люблю, чего же боле?.. (Пушкин)
-
Одеяло убежало, улетела простыня… (Чуковский)
-
На рынке корову старик продавал… (Михалков)
-
Унылая пора, очей очарованья… (Пушкин)
-
Вороне как-то бог послал кусочек сыра… (Крылов)
-
Скажи-ка, дядя, ведь не даром… (Лермонтов)
-
Белая черемуха под моим окном… (С. Есенин)
2. А теперь задание для первоклассников
- Я буду читать одну строчку из известных четвёростиший или отрывок из сказки, а первоклассники должны без подготовки продолжить его.
1) Наша Таня
громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише
Танечка не плачь,
Не утонет в речку
мяч.
2) Уронили
Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу,
Всё
равно его не брошу,
Потому что он
хороший
4) Идёт бычок
качается,
Вздыхает на ходу.
Ох,
доска кончается,
Сейчас я упаду.
5) Белка
песенки поёт,
Да орешки всё грызёт,
А
орешки не простые -
Все скорлупки
золотые.
6) Дед бил-бил
- не разбил,
Баба била-била - не
разбила!
Мышка
бежала, хвостиком махнула,
Яичко
упало и разбилось.
7) Свет мой
зеркальце, скажи,
Да всю правду
доложи:
Я
ль на свете всех милее,
Всех румяней
и белее.
Молодцы! Вы очень хорошо знаете стихи!
3. Прочти буриме. (щелчком мыши открываются столбцы слов)
Ведущий: Знаете, что такое буриме? Это сочинение стихотворения, ориентируясь на последние слова в строках. Я называю окончание стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами, ваша задача – вспомнить и прочитать стихотворение, из которого они взяты, и назвать фамилии их авторов.
-
Кроет, крутя, завоет, дитя
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С. Пушкин. «Зимний вечер») -
Одинокий, голубом, далеком, родном
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
(М.Ю. Лермонтов. «Парус») -
Пору, мороз, в гору, воз
Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Гляжу - поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
(Н.А. Некрасов. «Мужичок с ноготок»)
-
Зеленый, том, учёный, кругом
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
(А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)
Подведение итогов: (Слайд15) Вот и закончено наше путешествие. Кому понравилось? Что вам показалось особенно интересным? Вы были с родителями настоящей командой и справились со всеми заданиями! Что помогло вам справиться с ними?
Подсчет жетонов и оглашение общей суммы баллов. Награждение самых активных участников грамотами. Все дети получают памятки «Правила обращения с книгами» и медальки «Я люблю читать» (Приложение 5), а родители – памятку «Полезные советы» (Приложение 3)
Ученик:
Книга
– наш друг, большой и умный,
Не даст скучать и
унывать:
Затеет спор – весёлый, шумный,
Поможет новое
узнать.
Расскажет книжка про героев,
На юг, на север
поведёт.
С ней даже космос, как-то ближе:
Она на всё ответ
найдёт.
И
пусть девчонки и мальчишки,
Вся озорная детвора,
Сегодня
скажут звонко-звонко:
Все:
“Спасибо,
книжная страна!”.
Ведущий:
Книга
научит, книга расскажет,
Книга подскажет, как поступать.
Значит нам нужно, очень всем нужно,
Умные, добрые книжки читать
(Щелчок мыши - Звучит куплет песни «Читайте». Все подпевают.)
Фото данного мероприятия (Приложение 4)
Литература и ресурсы:
-
Интегрированные уроки. 1 класс. Н.Ю.Васильева. М: «ВАКО», 2008
-
Нестандартные уроки по литературному чтению. Т.С.Гулуева. 3 кл. ИТД «Корифей», 2006
-
«Педагогическое творчество» №2-2008
-
«Педагогическое творчество» №6-2004
-
http://ped-kopilka.ru/blogs/sokolovskaja-ina/literaturnaja-viktorina-po-stranicam-detskih-knig.html
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Вебинар «Маршрут непрерывного образования педагога: нормативно-правовые основы и эффективные технологии»
- Мастер-класс как эффективная педагогическая технология успешной аттестации и повышения профессиональной компетентности
- Новый порядок проведения аттестации педагогических работников. Комментарии и разъяснения к приказу от 7 апреля 2014 года № 276 и положению