В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299
Сорудейкина  Елена Войдите для скачивания файлов



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа №4»












Рабочая программа

Адаптационных занятий «Введение в школьную жизнь»


для 1 классов













Автор-составитель:

Сорудейкина Елена Анатольевна,

педагог-психолог











2014-2015 учебный год



Содержание

1

Пояснительная записка

3

2

Календарно-тематическое планирование

7

3

График проведения диагностических работ по программе адаптационных занятий «Ведение в школьную жизнь»

7

4


Материально- техническое обеспечение


7

5

Список литературы

8

6

Мониторинг адаптации к школьному обучению обучающихся 1 классов

9

7

Диагностические материалы

9









































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Рабочая программа адаптационных занятий «Введение в школьную жизнь» для обучающихся 1 классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования*, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лянторская СОШ №4»**, авторской программы адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь» - М.: Московский центр качества образования, 2010, авторы: Г. А. Цукерман, К. Н., Поливанова.


1.2 Количество учебных часов.

Программа адаптационных занятий «Введение в школьную жизнь», 1 класс рассчитана на 20 часов 1раз в неделю во II, III и IV четверти.


1.3 Общая характеристика программы адаптационных занятий «Введение в школьную жизнь».

Предлагаемая программа уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего – в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы. Первой темой, изучаемой на занятиях по адаптации, является тема «Я — школьник», которая включает занятия, посвященные знакомству со школой, с учениками своего класса, привыканию к требованиям обучения. Вторая тема — «Мои чувства» — помогает детям научиться понимать и контролировать свои эмоциональные состояния. В программе используются приёмы групповой и индивидуальной работы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В программу занятий включено много полифункциональных упражнений, с одной стороны, дающих возможность решать несколько задач, с другой — позволяющих оказывать на разных детей различное воздействие.


1.4 Цели и задачи программы адаптационных занятий «Введение в школьную жизнь»

Цель: психологическая адаптация обучающихся к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе образовательного процесса.

Задачи:

  1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.

  2. Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

  3. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

  4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.

  5. Формирование навыков учебного сотрудничества.

  6. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

  7. Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.


приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22.12.2009 №15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012)

**приказ МБОУ «Лянторская СОШ № 4» от 30.08.2014 № 463 «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования»


Формы работы:

  • Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время.

  • Диагностика, проведение итоговой диагностики детей «группы риска».

  • Профилактические и просветительские беседы с обучающимися.

  • Занятия с элементами песочной терапии, сказкотерапия и арт-терапии (рисование, лепка), элементов дыхательной гимнастики, музыкотерапии.

  • Неделя службы ППМС сопровождения.


1.5 Личностные, метапредметные результаты


Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):

  • Положительное отношение к школе.

  • Принятие социальной роли ученика.

  • Сформированность внутренней позиции школьника.

  • Осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

  • Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

  • Сформированность учебных мотивов стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений.

  • Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Помнить и удерживать правило, инструкцию во времени.

  • Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу.

  • Овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

  • Предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки.

  • Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.

  • Тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.

  • Способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

  • Освоение способов решения проблем творческого характера.


Познавательные УУД:

  • Уметь фантазировать.

  • Уметь выделять главные и второстепенные функции предметов.

  • Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью.

  • Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью взрослого.

  • Учиться наблюдать.

  • Моделировать ситуацию с помощью взрослого.

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других.

  • Способность к планированию учебного сотрудничества с учителем.

  • Сформированность умения задавать вопросы; умения знакомиться, благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умение осознавать свои чувства и выражать их.

  • Уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

  • Уметь работать в паре и в группе.

1.6. Содержание адаптационных занятий программы «Введение в школьную жизнь»


Раздел I Формирование и развитие личностных УУД (10 часов)

1 этап. Формирование внутренней позиции школьника (4 часа)

Формирование положительного отношения к школе, чувства необходимости учения, стремления к занятиям специфически школьного содержания. Проявление особого интереса к новому собственно школьному содержанию занятий.

2 этап. Развитие мотивов учения (4 часа)

Развитие познавательной потребности ребенка, а именно интереса к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями. Упражнения, направленные на развитие способности ребенка подчинять свои импульсивные желания сознательно поставленным целям.

3 этап. Формирование самооценки (2 часа)

Обучение обучающегося дифференцированной самооценке, позволяющей сравнивать свои прежние достижения с сегодняшними результатами.


Раздел II Формирование регулятивных учебных действий (5 часа)

Развитие способности к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности, непроизвольности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

Упражнения, направленные на развитие умений: выбирать средства для организации своего поведения; помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.


Раздел III Формирование и развитие коммуникативных учебных действий (4 часа)

1 этап. Развитие коммуникативных умений (4 часа)

Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Анализировать свои и чужие высказывания, воспринимать и воспроизводить основные мысли собеседника.


Раздел VI. Итоговая диагностика обучающихся (1 час)

Диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы ребенка в результате коррекционных воздействий.

ИТОГО: 20 часов


1. 7. Структура адаптационных занятий программы «Введение в школьную жизнь»


Раздел первый содержит упражнения с элементами сказкотерапии, арт-терапии, песочной-терапии, направленные на формирование положительного отношения к школе, развитие познавательной потребности ребенка и формирование положительной самооценки ребенка. В этом же разделе используются элементы сказкотерапии (анализ сказок) для активизации процессов самопознания, повышения собственной ценности и преодоления эмоционально-личностного эгоцентризма.

Раздел второй содержит развивающие упражнения и малые игры, направленные на развитие способности к организации своей деятельности

Раздел третий начинается с психогимнастики и арт-терапии, так как эти упражнения облегчают процесс коммуникации, создают психологические условия для осознания ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний. Данный раздел содержит упражнения и занятия с элементами групповой работы, направленные на формирование коммуникативных действий и операций. Систематически используется игровые методы, позволяющие моделировать социальные отношения в наглядно-действенной форме, что способствует возрастанию социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.

Содержание последнего раздела составляют психодиагностические методики направленные на определение уровня сформированности познавательных процессов, личностных и регулятивных универсальных учебных действий и эффективности проводимых коррекционных занятий на каждом этапе.


1.8. Учебно-тематический план адаптационных занятий программы «Введение в школьную жизнь»


Содержание программы

Количество часов

1

Знакомство. Поговорим о наших именах. Введение знака «Я».

1

2

Снятие страха перед школой, ускорение адаптации к школе. Упражнение с элементами сказкотерапии «Школа».

1

3

Мотивационная беседа «Два пловца». Обсуждение истории с детьми. Игротерапия «Я слушаю».

1

4

Просматривание иллюстраций на тему «Школа». Сюжетно-ролевая игра «В школе».

1

5

Школьные правила вежливости. Схема школы. Снятие напряженности. Упражнение «Дракон кусает свой хвост».

1

6

Моя школа. Упражнение с элементами арт-терапии

«Что мне нравится в школе».

1

7

Введение понятия «Черновик». Обучение работе с «черновиком».

1

8

Введение понятий «Стол – помощник», «Стол заданий».

1

9

Я – ученик. График «Мои достижения». Элементы сказкотерапии «Цветик - семицветик». Закрепление положительных качеств.

1

10

Оценка и самооценка. Сюжетно-ролевая игра «Какой я - ученик?». Заключительное упражнение «Я - уникальный». Закрепление адекватной самооценки.

1

11

Развитие самоконтроля, произвольности, а также укрепление навыков счета. Упражнение «Флажок». Игра «Запретный номер», «Запрещенное движение».

1

12

Что такое план дня? Построение распорядка дня.

1

13

Учимся ставить цель. Личный план действий.

1

14

Обучение секретам планирования. Выделение главного.

1

15

Расширение представлений о способах самоанализа. Упражнение «Какое решение верно».

1

16

Знакомство с психогимнастикой. Психогимнастика «Верх по радуге». Обучение владению собой «Дыши и думай красиво».

1

17-18

Освоение приёмов активного общения «Я и другие». Развитие выразительности движений ребенка, его коммуникативных способностей. Игра «Я не знаю».

2

19

Занятие с элементами сказкотерапии, направленное на закрепление качеств, необходимых для активного общения «Какой я и какие другие».

1

20

Итоговая диагностика.

1

Всего

20


2. Календарно-тематическое планирование адаптационных занятий «Введение в школьную жизнь»


Представлено на бумажном носителе


3. График проведения диагностических работ по программе адаптационных занятий «Ведение в школьную жизнь»


п/п

Тема раздела

Форма проведения

Ко-во

часов

Календарные сроки

1.

Итоговая диагностика адаптации к школьному обучению

Устная

(тестирование)

1

20.04-1а

21.04-1б

22.04-1в

23.04-1г


4. Материально-техническое обеспечение адаптационных занятий «Введение в школьную жизнь»

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

1

Методические пособия

1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

2.Уроки психологии в начальной школе /Никольская И.М., Бардиер Г.Л.-СПБ.: Речь, 2011- 190с.: ил.

3. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. - 4-е изд., стер.-М.: 2008;

4.Психогимнастика в начальной школе Алябьева Е.А. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М.: 2003.

5.Обучение через развитие познавательных процессов Ермолаева-Томина Л.Б., Акопяц И.А. –М.: «Из-дат-Школа», 2005.

2

Электронный предметно-методический журнал «Школьный психолог», «Начальная школа» с приложением (презентации, раздаточные материалы, образовательное видео).

Адрес сайта: http://digital.1september.ru/

3

Учебно-наглядные пособия

3.1

Таблицы


  1. Копирование точек

  2. Контурное изображение предметов

  3. Образцы лабиринтов

  4. Цифровые таблицы

  5. Бланки «Перепутанные линии»

  6. Картинки чего не хватает

  7. Таблица «Красно-черные пары»

  8. Таблица с животными

  9. Таблица «Путешествие животных»

  10. Составь фигуру

  11. Кубики, палочки

  12. Обручи

  13. Необычное домино

3.2

Картинки



  1. «На что это похоже»

  2. Заполни пробелы

  3. Найди закономерность

  4. Разрезные картинки

  5. Сюжетные картинки

3.3

Индивидуальный дидактический, раздаточный материал



  1. Карточки с бессмысленными словами

  2. Образцы для выполнения и продолжение узора

  3. Буквенный текст с вставленными словами

  4. Бланк «Конкретизация абстрактного»

  5. «Нелогичные» парные ассоциации слов

  6. Запоминание слов, стихов

  7. Подбери слова

  8. Найди общее слово

4

Диагностический материал


  1. Тест различения и выбора фонем.

  2. Методика «Узор»

  3. Методика Рене Жиля

  4. Методика «графический диктант»

  5. Методика изучения и распределения внимания.

  6. Методика «Оперативная память»

  7. Методика «Рисование по точкам»

  8. Методика «Запомни пару»

  9. Методика «Лабиринт»

  10. Детский вариант характерологического опросника Г. Айзенка.

  11. Методика «Лесенка»

  12. Анкета для определения школьной мотивации

  13. Тест «Нелепицы», Четвертый лишний.

  14. Методика «Запоминание 10 слов по А,Р, Лурия»

  15. Методики «Исключение предметов, понятий»

  16. Методика «Выделение двух существенных признаков»

  17. Методика Кооса.

  18. Методика Пьерона- Резера, Корректурные пробы.


5. Список литературы


Литература для педагога-психолога

1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В.. Попова А.Х. Психологическая азбукаПрограмма развивающих занятий в 1-м классе _М.: Генезис, 2014

2.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СпПб.: Питер, 2000.

3.Айхингер А., В. Холл «Психодрама в детской групповой терапии». -М: ГЕНЕЗИС, 2003.

4.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. – 2-е издание. – М.: Издательство «Ось-89», 2000.

5.Глазунов Д.А. Развивающие занятия,1 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2008.

6.Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М.: Издательство «Речь», 2000.

7.Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. «Проективная диагностика в сказкотерапии». - СПб «РЕЧЬ», 2003.

8.Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ Экзакусто. – Феникс, 2003.

9.Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». «Феникс», 2011.

10.Кравцова Е.Е Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8/ – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 г.

11.Карелина И. О. «Эмоциональное развитие детей». - Ярославль: «Академия развития», 2006.

12.Младший школьник. Развитие познавательных способностей/ под ред. И.В.Дубровиной – М.: Просвещение, 2003.


Литература для обучающихся, родителей

1.Вачков И.В. Психология для малышей или сказка о самой душевной науке.- М.: «Педагогика-Пресс» 2000г.

2.Елисеева И.В Возможности и добрые находки на всякую неделю: 52 истории, полезные для достижения целей, М.: Генезис, 2015  

3.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 2003г.

4.Платонов К.К. Занимательная психология. СпПб.: Питер, 2007. – 284с.

4.Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, Коммуникабельности. Пособие для родителей и педагогов.



6.Мониторинг адаптации к школьному обучению обучающихся 1 классов

п/п


Ф.И учащегося

Внутренняя позиция учащегося

Уровень учебной мотивации

Эмоциональное состояние учащегося в школе


Школьная тревожность

Самооценка


Социальный статус


Прогноз






















7.Диагностические материалы представлены на бумажном носителе.





















Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru