В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Элективный курс по географии Калмыкии

Файл прикреплен к материалу: Элективный курс по географии Калмыкии
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Мукабенова Т.А.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ульдючинская сельская национальная гимназия»





Рассмотрена «Утверждаю»

на заседании Методического совета Директор ________ И. Буваева

______________И. Бухаева

Протокол № 1 от 30.08.2014г. Приказ № 35 от 05.09.2014 г.












Программа

элективного курса


География Калмыкии










Автор - составитель

Мукабенова Т.А.,

учитель географии















с. Ульдючины, 2014г.

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс по географии Калмыкии для учащихся 8-9 класса разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к региональному компоненту федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Курс предусматривает полное и последовательное изучение своей республики. Это позволяет создать у учащихся целостное представление о географии своего региона, взаимосвязи и взаимозависимости и взаимном влиянии различных компонентов природы, населения и экономики республики. Уделяется внимание в нем охране природной среды, в том числе, вопросам сохранения естественных ландшафтов и памятников природы, а также экологическим проблемам. Необходимость изучать географию своей малой Родины вызвана особой значимостью знаний природных, социальных и экономических особенностей региона, где будет жить и трудиться выпускник школы. Географические знания и умения, полученные в процессе изучения курса, позволят повысить эффективность усвоения всего курса географии.

Особое внимание уделяется использованию географических карт, обработке статистической информации, использованию электронных образовательных ресурсов, вопросам взаимосвязи и взаимозависимости объектов, процессов.

Программа курса предусматривает экскурсии, повышает мотивацию к обучению. Направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении.

Формы организации обучения данному курсу могут быть самыми разнообразными и определяться по усмотрению учителя. Это лекции, беседы, семинары практические работы. Преподавание элективного курса должно быть не только познавательным, но и увлекательным, поэтому необходимо преподносить учащимся наиболее интересные и впечатляющие факты. Весьма полезны экскурсии в краеведческий музей, а также выезды на природу.

Изучение предлагаемого элективного курса будет способствовать привитию любви к своему родному краю, подготовка учащихся к выбору профессии.

Учащиеся должны расширить свой кругозор, получить новые знания о своём родном крае, определять свои интересы о возможности самореализации в современной жизни.

Курс рассчитан на использование учебного пособия «Рабочая тетрадь по географии Калмыкии», авторы - Г.Э. Настинов, Б.А. Дулаева, В.Э. Бадмаев.

Курс рассчитан на 12 часов и предусматривает изучение трех частей: физико-географическая часть, экономика и население, туризм и краеведение.

Цели: - расширить и углубить знания о природе, населении и хозяйстве Калмыкии;

- содействовать бережному отношению к природе и формированию умения правильно объяснять взаимодействие природы и общества, развитие опыта творческой и эмоционально – ценностной деятельности учащихся;

- способствовать развитию патриотических чувств, стремлению быть необходимым и полезным своей малой Родине.

Задачи:

- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, геоэкологических явлений и процессов;

- вооружить школьников практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации, как классическими, так и современными, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

- сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства республики;

- формировать представление о Республике Калмыкия как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль республики в Российской Федерации;

- развивать картографическую грамотность школьников;

- сформировать у школьников образные представления о районах и городах республики.


Учебно- тематический план


№ п/п

Название тем курса

Всего часов

В том числе

Форма

Лекции

Практикум

Семинары


1

Введение. Географическое положение, размеры, границы, АТД

1


1


Беседа Выполнение практической работы

2

Историко –географические особенности

1

0,5


0,5

Участие в семинаре

Кроссворд.

3

Рельеф и полезные ископаемые

1


1


Выполнение практической работы

4

Климат

1


1


Выполнение практической работы

5

Внутренние воды

1



1

Самостоятельная работа с источниками информации

6

Почвы. Природные комплексы

1



1

Участие в семинаре

7

Растительный, животный мир

1

0,5

0,5


Выполнение практической работы

8

Природные зоны, охраняемые памятники природы

1

0,5


0,5

Участие в семинаре

Экскурсия на озеро Маныч -Гудило


9

Население

1


1


Экскурсия в краеведческий музей им. Н.Н. Пальмова

10

Экономика

1


1


Статтаблицы

11

Транспорт

1


1


Решение задач

12

Итоговое занятие

1



1

Участие в деловой игре

Всего часов

12

1,5

6,5

4













Содержание программы.


Тема 1. Введение. Географическое положение, размеры, границы, АТД (1 час).

Особенности географического положения. Территория и границы. Транспортное положение. Административно – территориальный состав РК.

Практическая работа. (РТ, Выполнение №3 стр. 5-6 )

  1. Определить координаты крайних точек, занесение в таблицу.

  2. Определение соседей, нанесение на контурную карту.

  3. Вычислить протяженность С-Ю, З-В в км.


Тема 2. Историко –географические особенности(1 час)

Освоение территории Калмыкии. Появление калмыков в Северном Прикаспии.. Предки калмыков в составе Золотой орды. Присоединение к России. Калмыцкое ханство.

На семинарском занятии рассматриваются вопросы образования Калмыцкой автономии, КАССР, Республики Калмыкия. История возникновения Элисты и её названия, названия улиц столицы.


Тема 3. Рельеф и полезные ископаемые (1 час)

Рельеф (характер поверхности, абсолютные и относительные высоты, направление общего уклона поверхности, эрозионное расчленение, экзогенные процессы, формы рельефа). Влияние рельефа на особенности хозяйственной деятельности. Методы борьбы с эрозионными, антропогенными явлениями. Основные полезные ископаемые, добываемые в республике. Размещение минеральных ресурсов. Значение полезных ископаемых в развитии хозяйства

Практическая работа.

  1. На контурную карту республики нанести условными знаками морфоструктуры: Прикаспийскую низменность, Ергенинскую возвышенность, Сальско-Манычскую гряду и Кумо- Манычскую впадину.

  2. По шкале высот определить средние высоты возвышенностей и низменностей своего региона.

  3. Найти наивысшую точку и наименьшая высоту республики.

  4. Нанести на контурную карту условными знаками основные месторождения полезных ископаемых Калмыкии.


Тема 4. Климат. ( 1 час)

Климатообразующие факторы, влияющие на формирование климата. Климатический пояс, степень выраженности сезонов года, средние температуры, преобладающие ветры, годовое количество осадков, солнечная радиация. Сезонные явления в природе. Влияние климата на особенности хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа.

Описать времена года своей местности путём фенологических наблюдений в районе своей школы.

Решить кроссворд.


Тема 5. Внутренние воды. (1 час)

Основные водные бассейны. Реки. Подземные воды. Влияние на развитие рельефа. Озёра: Маныч -Гудило, Сарпинские, Состинские, Большое Яшалтинское. Водохранилища и каналы. Волга-главная река. Проблемы рек.

Самостоятельная работа с источниками информации.

Тема 6. Почвы. Природные комплексы. (1 час )

Основные почвы Калмыкии. Типы почв. Механический состав, естественное плодородие, хозяйственное использование почв. Ухудшение состояния почв, опустынивание.



Практическая работа.

Заполнить таблицу «Основные типы почв Калмыкии, их распространение», используя подзаголовки: «типы почв», «район распространения», «типичная растительность».

Выполнение теста «Проверьте себя»


Тема 7. Растительный и животный мир. ( 1 час )

Богатство и разнообразие растительного и животного мира своей республики. Влияние человека на флору и фауну. Охрана и рациональное использование. Растения и животные, занесённые в Красную книгу.


Тема 8. Природные зоны. Охраняемые памятники природы. ( 1 час )

Самостоятельная работа с источниками информации. Каждая группа работает по определённой теме. Выступления с индивидуальными и коллективными сообщениями.


Тема 9. Население (1 час)

История формирования населения. Численность, воспроизводство, миграции населения. Национальный состав. Размещение населения. Городское и сельское население. Рынок труда. Занятость населения.

Практическая работа

  1. Используя данные таблицы 4 и 6 (стр.85) определите плотность населения Калмыкии по районам, выявите районы с наибольшей и наименьшей плотностью, укажите причины.

  2. Дополните таблицу 6, определив типы населенных пунктов по районам, рассчитайте городское и сельское население по районам.

  3. Сделайте анализ данных миграционных потоков по районам из таблицы 6 и выпишите районы с пртоком и оттоком населения.

  4. Составьте круговую диаграмму структуры трудовых ресурсов: занятости населении в отраслях хозяйства, используя данные таблицы 7 (стр. 87).

Решите филворд «Народы Калмыкии».


Тема 10. Экономика (1 час)

Общая характеристика хозяйства Калмыкии. Природные, экономические, социальные предпосылки для развития. Отрасли хозяйства. Характеристика промышленности, Животноводство-ведущая отрасль сельского хозяйства Калмыкии. Проблемы развития.

Практикум. Анализ статистических таблиц. Выполнение заданий по РТ на стр. 93-94


Тема 11. Транспорт (1 час)

Краткая характеристика транспорта. Транспортный комплекс. Проблемы его развития. Авиационный, автомобильный, железнодорожный транспорт.

Выполнение заданий в рабочей тетради.


Тема 12. Итоговое занятие. (1 час )

Практическая работа (деловая игра).

Разработать проект (почвенный, растительный, животный) решения одной из проблем на территории своей республики, опираясь на гипотезы, теории, концепции.










Список литературы


1.Бакташева Н.М. Конспект флоры Калмыкии. -Элиста: КГУ, 1994. - 81 с.

2.Бакташева Н.М. Флора Калмыкии и ее анализ. -Элиста: АПП «Джангар», 2000. - 136 с.

3.Бакаев П.Д. Черные земли. - Элиста: АПП «Джангар», 2005. - 184 с.

4.Бананова В.А., Горбачев Б.П., Журкина Л.А. Растительный мир Калмыкии. - Элиста, 1977.

5.Калмыкия в цифрах: Статистический сборник / Т.Б. Кегдеева, Т.И. Матвенова, Н. С. Есенов. - Элиста, 2011. - 316 с.

6.Папуев В. Монгольские народы. Атлас истории и этнографии: Учебное пособие. - Элиста: АПП «Джангар», 2005. - 160 с.

7.Эрдниев, У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки / У.Э. Эрдниев. - 3-е изд., переработ, и доп. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985. - 282 с.

8. http://festival.lseptember.ru/articles

9. http://glava.kalm.ru/naselenie.html

10. http://kalmykia.ruschamber.net/commoninfo.php

11. http://rosavtodor.ru/doc/history/kalmyk.htm

12. http://ru.wikipedia.org/wiki




































Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru