В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Познавательный проект "Загадочный мир насекомых " для детей среднего дошкольного возраста

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Загадочный мир насекомых»


















Автор проекта


















Торгашинова Е. Ю., воспитатель высшей квалификационной категории.



База экспериментальной работы

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Медведевский детский сад № 1 «Ягодка»


Адрес


452000, Республика Марий Эл, пгт Медведево, ул. Шумелёва, 8

e-mail: sadik-yagodka@mail.ru

сайт:http://edu.mari.ru/mouo-medvedevo/dou1/default.aspx


Срок работы

по проекту


1 месяц


Участники проекта


Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители детей.


Возраст детей


4-5 лет


Материально-технические ресурсы


Групповое помещение, прогулочные площадки, музыкальный зал, цветники, учебно-методическое обеспечение, компьютер и его комплектующие, проектор, музыкальный центр, фотокамера



АКТУАЛЬНОСТЬ: Когда присядешь отдохнуть на согретый летним солнышком лесной пригорок, то невольно диву даёшься: какая интересная жизнь кипит кругом! И муравей, и божья коровка, и кузнечик, и бабочка - насекомые. Они малы и часто незаметны, но играют большую роль в жизни планеты. Множество разных личинок жуков рыхлят землю, делая ее плодородной, пчелы опыляют растения, божьи коровки уничтожают тлю. Некоторые насекомые поедают зеленые листья. В живой природе все связано! Без насекомых не могли бы существовать птицы, остались бы без вкусного обеда ящерицы, летучие мыши и многие другие. Детям, начиная с младшего возраста надо помочь пробудить интерес к окружающему миру, почувствовать красоту родной природы, воспитать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

ЦЕЛЬ: Расширение кругозора и экологических представлений у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

  • Расширить представления детей о жизни насекомых в процессе познавательной деятельности.

  • Формировать навыки исследовательской деятельности.

  • Дать детям начальное представление о приспособленности насекомых к среде обитания.

  • Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка) обитающих в республике.

  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней,формировать у детей умение взаимодействовать с окружающим миром и гуманное отношение к природе.

  • Организовать успешное взаимодействие детей.


ГИПОТЕЗА:Если ребенка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он, несомненно, будет ценить и беречь все, что его окружает.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

  • Дети различают и называют насекомых(бабочка, божья

коровка, муравей…).

  • Имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, ползает, бегает), издают звуки (стрекочет, жужжит).

  • Знают о пользе и вреде насекомых, которую приносят людям, растениям.

  • Делают элементарные выводы и делятся впечатлениями об окружающем мире, своими познаниями.

  • Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.

  • ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Подбор иллюстративного материала по теме «Насекомые»;

  • знакомство с литературными произведениями: К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», С. Михалков «Академия наук», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,  В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»,

  • разучивание стихов о насекомых, пальчиковой гимнастики, загадывание загадок;

  • прослушивание аудиозаписи А. Чайковского «Вальс цветов»;Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»,

  • просмотр мультфильмов «Пчёлка Майя», «Лунтик», «Под грибом», «Дюймовочка».IMG_9199


ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

  • Беседы;

  • Игры;

  • Занятия;

  • Презентации;

  • Развлечение.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Беседы;

  • Консультации;241.jpg

  • Выставка.


МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

  • Игра;

  • Моделирование ситуаций;

  • Воспитывающие ситуации;

  • Непосредственное наблюдение;

  • Рассматривание;

  • Беседа;

  • Уточнение и пояснение малознакомых понятий;

  • Сравнения;

  • Заучивание наизусть несложных стихотворений, загадок;

  • Эвристические вопросы (Кто?, Зачем?, Где? Что?);

  • Поощрение;

  • Экологическая эмпатия;

  • Экологические ожидания;

  • Экологическая забота;

  • Организация выставок;

  • Создание ситуации успеха;

  • Музыкальные загадки;

  • Личный пример взрослого.



ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


ЭТАПЫ ПРОЕКТА

I этап

Подготовительный

  • Изучение методической, познавательной, художественной литературы, дидактического материала по заданной теме;

  • Определение цели, задач, основных направлений по реализации проекта;

  • Изучение и анализ инновационного опыта педагогов;

  • Создать условия для ознакомления детей с насекомыми;

  • Провести диагностический опрос детей.

- каких насекомых вы знаете?

- как вы думаете, зачем нужны насекомые?

-какую пользу приносят насекомые?

-какой вред наносят насекомые?

II этап

Основной


«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»


Рассматривание альбома «Насекомые»

Цель: Развивать любознательность.

Беседы «Кто такие санитары леса», «Зачем бабочки нужны»,

«Чем опасны гусеницы»

Презентация «Кто приносит мед?»

Цель: Совершенствовать знания о насекомых, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете.Побуждать участвовать в беседе, отвечать на вопросы, задавать их, развивать связную речь.

«Веселая полянка»

Цель: Совершенствовать естественно-научные представления детей о насекомых.

DSC03207


DSC03203












Занятие «Насекомые»

Цель: Развивать познавательные способности, активизировать словарь по теме«Насекомые».

IMG_5390

E:\садик работа\фото по работе подг гр\занятие Е. Ю. Торгашиновой насекомые\IMG_5381.JPG











Дидактическая игра «Бабочка»

Цель: совершенствование тонкой моторики.

IMG_9118












Дидактические игры:

«Где чей дом?»,«Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнего», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть – целое», «Карточная викторина», «Лабиринт», «Друзья спешат на день рождения к паучку»», «Найди 10 отличий», «Лото «Насекомое».

Цель: Закрепить знание об условиях их обитания, развивать логическое мышление, внимание.

Задания на прогулке:

- Покажи бабочку, которая сидит на цветке.

- Покажи бабочку, которая летает над цветами.

- Покажи жука, который сидит на листке.

- Покажи жучка, который ползает по травинке.

«Устройство клумбы и посадка цветов для привлечения бабочек и пчел». Цель:Формировать трудовые умения навыки, воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.IMG_9141

«Многие шестиногие» (выкладывание из камешков, ракушек и другого природного материала)

Цель: Развивать творчество, мелкую моторику рук, доставлять радость детям.

IMG_9114




E:\садик работа\фото по работе подг гр\занятие Е. Ю. Торгашиновой насекомые\IMG_5387.JPG













Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций.



«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Обогащение словарного запаса:


Существительные: жук, муха, комар, пчела, стрекоза, божья коровка,лапки, головка.

Глаголы: летает, жужжит, кусает, виться, порхать, летать, собирать.

Прилагательные: большой, маленький, проворный, кусачий, медовый, хрупкий, лёгкий.


Отгадывание загадок «Загадки, которые мы любим»

Цель: Учить внимательно, слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы- подсказки, развитие смекалки

Дидактические и словесные игры:

"Кто лишний", "Угадай по описанию", "Летает, не летает", "Найди отличия", "Подбери по цвету", "Подбери пару"

Цель: Развивать зрительную память, логическое мышление.

Упражнение «Назови ласково»

Цель:Упражнять в словообразовании, в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.




«Посчитай нас и обозначь количество»

Цель: Учить согласовывать числительное с существительным, соотносить количество и цифру(число).


Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Подуй на бабочку».

Цель: совершенствование артикуляторной моторики и речевого дыхания, закрепление произношения поставленных звуков.


IMG_9123














«О чем могут разговаривать пчела и цветок?»

Цель: Активизация словаря и творческого мышления.

Составление описательного рассказа о насекомых с опорой на картинку

Цель: Развивать речь,наблюдательность.

Ситуативная беседа «Если бы не прилетел комарик, кто бы помог спасти муху?»

Цель: Развивать детское речетворчество с использованием условного наклонения.

Чтение:

«Как муравьишка домой спешил», «Кто, где живет?» В.Бианки, «Жук на ниточке»Э.Ю. Шит,«Сказка про Комара-Комаровича» Д.Мамин-Сибиряк,«Божья коровка», «Кузнечик»В.Зотов, «Лечебница под сосной» В. Песков, «Светлячок» Т. Белозеров.

Цель:Закреплять знания о жизни насекомых через чтение художественной литературы, учить детей слушать, отвечать на вопросы.

Заучивание стихотворений о насекомых.«Я ловила комара», «Надоедливая гостья», «Рыжеусый хулиган» Т. Шорыгина, «Разговор лютика и жучка» И.Токмакова (на выбор).

Цель: Формировать интерес к поэтическому слову, развивать память, выразительность речи.





«СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы:

Цель: Формировать знания о защите от насекомых, сознательное отношение к собственному здоровью.

«Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»; «Осторожно на лугу», «Что делать, если укусила пчела?»


«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Рисование «Бабочка».

Цель: Учить самостоятельно рисовать предметы, состоящие из симметричных частей. Учить украшать предмет яркими цветами и красивыми узорами. Развивать творчество, воображение.

IMG_9201

IMG_9109










Аппликация «Бабочка».

Цель: Учить самостоятельно украшать аппликацию, соблюдая симметрию. Учить располагать предмет в центре листа.

Ручной труд («Оригами») «Божья коровка», «Бабочка».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение, навыки конструирования из бумаги.

Рисунки на асфальте «Веселые букашки»

Цель:Учить умению отражать свои наблюдения в рисунках, используя изобразительные навыки, закреплять знания о насекомых.

IMG_9075IMG_9070

Слушание:Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля», Франсуа Куперен « Бабочки»

Игровое упражнение «Гусеница»

Цель:Приобщать к музыкальному искусству, побуждать детей высказывать свое отношение к музыке.

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Пальчиковая гимнастика

«Паучок», «Фонарик», «Сороконожка», «Пчела».

Цель: Развивать моторику рук, речь.

Зрительная гимнастика

«Бабочка», «Жук»

Цель: Формировать умение снимать мышечные зажимы.

Физкультминутка

«Кузнечики», « Насекомые», «Гусеница».

Цель: Снятие статического напряжения.

Подвижные игры:

«Медведь и пчелы», «Ловишки-муравьишки», «Превращение», «Жуки рогачи».

Цель: Учить выполнять роль ведущего, поддерживать добрый дух соперничества.

«Поймай комара»

Цель: Упражнять в подпрыгивании до предмета.

«Птички, бабочки», «День, ночь».

Цель: Развивать двигательную активность, закреплять знания о способах передвижения насекомых.

IMG_9602













Общеразвивающие упражнения

«Бабочка»

Цель: тренировать навык правильной осанки

«Гусеница»

Цель: развитие подвижности позвоночника

«Муравей»

Цель: укрепление мышц нижних конечностей и плечевого пояса

«Пчёлка»

Цель: повышать гибкость в плечевых и лучезапястных локтевых суставах, увеличивать силовую выносливость мышц плечевого пояса

«Стрекоза»

Цель: развивать координацию движений, силу рук, ног, спины.



«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ»


Консультации:«Укусы насекомых»,«Как привить любовь к природе».«Что читать детям о насекомых»; «Как учить с детьми стихи дома»;

Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.

Оформление альбома «Удивительный мир насекомых».

Выставка совместного творчества детей и родителей«Шестиногие малыши»

Цель: Повышение уровня экологических знаний родителей.



IMG_5490



























III этап

Заключительный


Театрализованное представление «В гостях у Мухи-Цокотухи»

Цель: Привлечь детей к творческой деятельности, содействовать развитию индивидуальных творческих способностей. Закреплять знания о насекомых.

D:\с жесткого диска\Центр\насекомые\Представление детей фото муха цокотуха\IMG_9593.JPG


D:\с жесткого диска\Центр\насекомые\Представление детей фото муха цокотуха\IMG_9486.JPG









D:\с жесткого диска\Центр\насекомые\Представление детей фото муха цокотуха\IMG_9587.JPG













Вывод

В период работы над проектом у детей пополнился словарный запас.Сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети знают для чего нужны насекомые, полезны они или вредны, где живут, какое строение имеют и т.д. Проект способствовал развитию у детей творческих способностей, расширилсяпознавательный интерес к насекомым. Дети могут составлять простейшие экологические цепочки, проявляют радость от общения с природой.


Приложение № 1


Рисунок Анализ усвоения знаний детьми по проекту

«Загадочный мир насекомых»









Вопросы детям

Ответы детей

До реализации

проекта

После реализации проекта

Каких насекомых вы знаете?

Бабочка, муха, комар, жук, бабочка-коробочка

Божья-коровка,

сороконожка,

оса, пчела, стрекоза, шмель, слепень, светлячок, бабочки: лимонница, крапивница, белянка.

Где живут насекомые?

На улице, дома, в траве, на цветах

Бабочка спит в цветах, муравьи в муравейнике, пчелы в улье, оса в гнезде, шмель в норке в земле

Какой вред наносят?

Кусают, жужжат

Грызут листья, деревья червяки (личинки жуков) и гусеницы; переносят микробы мухи, тараканы; жалят пчелы, осы, шмели; кусаются комары и мухи

Какую пользу приносят?

Красивые, ползают, летают, делают мед

Переносят пыльцу бабочки пчелы; лечат зверей, птиц, насекомых пчелы, муравьи; убивают вредителей божьи коровки, птицы их едят и кормят птенцов.







Используемая программно-методическая литература:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

  2. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

  3. Алябьева, Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Ч. 1-2. –М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

  4. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

  5. Блинова, Г.М. Познавательное развитие.- М.: ТЦ Сфера, 2009.

  6. Затулина, Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа).- М., 2008.

  7. Колдина, Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет - М.: Мозаика-Синтез, 2009.

  8. Колдина, Д.Н. Аппликация с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

  9. Нищева, Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2010. – 240 с.

  10. Полякевич, Ю.В., Осинина, Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7лет. – Волгоград: Издательство "Учитель", 2010.

  11. Овчинникова, Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 176 с.

  12. Программа «Изи памаш» («Родничок») (Сост. Н. В. Казакова, Т. Н. Кудрявцева). – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2000. – 56 с.

  13. Трясорукова, Т. П. Вместе с мамой отгадай загадку и раскрась отгадку/ Т. П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 45 с.

  14. Шорыгина, Т.А. Насекомые. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 12100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос