В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Разработка урока "Слушай джаз"

Файл прикреплен к материалу: Разработка урока "Слушай джаз"
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

ЛОГОТИП).gifСлушай джаз!

Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки, 8 класс

Данные об авторе:

Авторы:

Толстова Татьяна Константиновна и Толстов Борис Евгеньевич

Место работы, должность:

МБОУ «Микряковская СОШ», учителя музыки.

Регион:

 Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

среднее общее образование

Целевая аудитория: 

 Учащийся (студент)

Класс(ы): 

 8 класс

Предмет(ы): 

 Искусство

 Музыка

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Цель: знакомство детей с понятием «джаз».

Задачи:

  • рассказать о характерных чертах джазовой музыки;

  • прививать любовь к музыке;

  • развивать культуру творческого самовыражения;

  • развитие вокально-хоровой культуры учащихся через пение джазовой песни

Оборудование:

  • компьютер,

  • мультимедиа,

  • экран,

  • презентация о джазе

  • звукозаписи джазовой музыки.

Используемые ЦОР: 

Показ анимаций, портретов – использованы ресурсы Интернет: http://ru:wikipedia.orq/wiki/

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд 1. Вход учащихся под песню в исполнении Леонида Утесова и Любови Орловой «Тюх-тюх» из кинофильма «Веселые ребята»

Приветствие:

Учитель поет мелодию вверх: «Здравствуйте, ребята»

Ученики: поют мелодию вниз: «Здравствуйте, учитель!»



ЛОГОТИП).gif

Учитель: Ребята, мы вошли в класс под песню «Тюх-тюх» в исполнении Леонида Утесова и Любови Орловой. Вы услышали особенные черты музыки?

Ученики. Да, это джаз.

2. Объяснение новой темы


Слайд 2

Учитель. Да, это джаз. В тетрадях нужно записывать самые основные факты из истории джаза.

Вряд ли кто решится объяснять, что такое джаз. Этого не стал делать даже великий в истории джаза человек – Луи Армстронг.


Слайд 3

История джаза начинается с 19 века в негритянской среде, когда существовал рабовладельческий строй. Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке. Негры удивительно музыкальны и ритмичны. Во время отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всему, что находилось под рукой. С годами негры стали петь то, что слышали вокруг себя - песни белых, но пели по

– своему, вкладывая в них свою боль, страстную надежду на лучшую жизнь. Так возникли негритянские духовные песни спиричуэл.


Слайд 4 - 6

Учитель: Лучшей исполнительницей их признана замечательная негритянская певица Махелия Джексон. ( прослушивание песни)

Учитель: Ребята, что можете сказать о музыке и певице?

Ученики: Музыка красивая, поэтичная, музыкальная. Голос сильный, красивый тембр.

Учитель: К какой музыке относится спиричуэл, к «легкой» или «серьезной»?

Ученики: К «серьезной» (прослушивание музыки).


Слайд 7

Учитель: На протяжении всей истории своего развития возникло много разных школ, направлений, стилей джазовой музыки:

Спиричуэл – духовная музыка чернокожих в особом ритме.

Блюз - «рабочая песня», холер (ритмичные вскрики, сопровождавшие работу в поле), выкрики в ритуалах африканских религиозных культов.

Свинг- быстрый темп и сложные импровизации, с неустойчивой пульсацией.

Рэг-тайм – возник на основе африканских танцев с прихлопыванием и притопыванием.

Бибоп— джазовый стиль, характеризуемый быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на обыгрывании гармонии а не мелодии.

Хард-боп – жесткая, экспрессивная ритмика с опорой на блюз.

Соул-джаз – африканский фольклор.

Фьюжен- слияние джаза с поп- музыкой и роком.





ЛОГОТИП).gif


Слайд 8

Учитель: Основные черты джазовой музыки: главенство ритма, импровизация, разговорные интонации, преобладание медных духовых инструментов: трубы, саксофона, тромбона

Слайд 9 - 12

Учитель: Как вы слышали в начале урока – Луи Армстронг – лучший джазовый исполнитель. Сейчас нам о нем расскажет ученик.

Сообщение ученика: Луи Армстронг родился в бедности, в Новом Орлеане 1900 г. Дед был рабом, мать – прачкой Мэри Энн. Родители разошлись. Воспитывала бабушка по отцовской линии. 1913 год . Новый Орлеан шумно отмечал праздник торжеством и фейерверками. Раздобыв пистолет, выстрелил в воздух. Отправлен в колонию для малолетних цветных “Уэйорс Хоум”. Там был создан медный духовой оркестр, его привлекли к творческой работе. Руководитель – Питер Девис, он сделал Луи горнистом колонии, затем научил играть на корнете. “Эта колония для меня была скорее школой – пансионатом, нежели тюрьмой”. (Армстронг хорошо овладел игрой на корнете). Через 3 года отец забрал его для нянчания (нянчил сводного брата от второго брака отца), В 16 лет – разносил и продавал угль. Организовал маленький оркестрик, который играл в дешевых барах и на вечеринках.

18 лет – ведущий корнетист.

  • 24 года – женился на Лиллиан Харден, пианистке из оркестра Оливера.

  • 25 лет – первые грамзаписи.

  • 1929 год – переехал в Нью-йорк. 17 лет был солистом большого оркестра. Ведущий представитель нового вида искусства, известного во всем мире.

  • Много гастролировал. Длительная гастрольная поездка по Европе.

  • 1946 год – эпоха свинга внезапно оборвалась, стал петь после 1950 года. “Хелло, Долли”, “Мэки Найф”. (Л.Армстронг “Wonderful world (прослушивание музыки)

Учитель:  Спасибо за интересное сообщение, садись. Ребята, что вы можете сказать о музыкальных качествах Луи Армстронга?

Ученики: Виртуозное владение инструментом и голосом.

Слайды 13 -16

Учитель: Элла Фицжеральд – очень известная американская джазовая певица. О ней нам расскажет ученик.

 Сообщение ученика о детских годах: Элла Фицжеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния, в семье с афроамериканскими и ирландскими корнями. Отец - водитель погрузчика, мать - прачка. После развода родителей Элла с матерью в Йонкерс. Там мать Эллы познакомилась с португальским иммигрантом Джозефом да Силва. Семья часто посещала церковь и воскресные службы, Элла с детства изучала Библию и полюбила церковные песнопения. Как и многие чернокожие певицы того времени, девочка развивала свой музыкальный талант благодаря пению спиричу- элсов  и госпелов. Как и все негритянские дети её квартала, она увлекалась танцами, кино, музыкой и даже спортом.  Её природный певческий диапазон — один из самых тёплых и излучающих радость среди тех, которые ему доводилось слушать. Фицджеральд обладала безупречным чувством ритма и безукоризненной интонацией. Её чуткость по отношению


ЛОГОТИП).gif

к гармонии просто потрясала. Вся суть, по мнению Генри Плезентс, заключалась в том, каких именно ошибок не делает Фицджеральд: «Говоря простыми словами, она не делает

ничего неверного. Ничто в её выступлении не вызывает сомнения… Она всё делает абсолютно правильно и никак иначе» (прослушивание музыки)


Слайды 17-21

Учитель: Спасибо за сообщение. В России джаз распространился с середины 20-х г. XX века. Родоначальником джаза в России считается Леонид Утесов - выдающийся деятель искусства, эстрадный певец, киноактер, музыкант, дирижер, руководитель джазового оркестра, народный артист СССР (просмотр слайдов и прослушивание музыки)

Слайды 22 – 27

Учитель: А это имя вам известно. Это Лариса Долина – современная российская джазовая певица. Родилась 10 сентября 1955 года в г. Баку. Музыкой начала заниматься с 7 лет. Известна как актриса в фильме «Мы из джаза». У нее много побед на разных конкурсах джазовой музыки, выпущены сольные альбомы, очень известная песня в ее исполнении «Погода в доме» (прослушивание песни С. Казановой «Льдинка»).

Слайды 28 – 34

Учитель: Про Олега Лундстрема послушаем сообщение ученика.

Сообщение ученика: Олег Лундстрем родился 2 апреля 1916 г. В 1921 году семья переезжает в г. Харбин, Маньчжурия (Китай). Народный артист России. Увлечение джазом началось с 1932, когда в руки Олега Лундстрема случайно попала пластинка с записью оркестра Дюка Эллингтона "DEAR OLD SOUTHLAND". Организовал джаз-оркестр в Харбине (1934). В 1936г с оркестром переехал в Шанхай, затем в 1947 г. в г. Казань . С 1956 года Луи Армстронг является художественным руководителем и главным дирижером эстрадного оркестра Росконцерта (Москва). Автор джазовых композиций. После второй Мировой войны оркестр в полном составе с семьями приезжает в СССР, в г. Казань, где была консерватория, оркестранты хотели получить музыкальное образование, т.к. оркестр состоял из дворовых музыкантов.
За 40 лет оркестр объездил более 300 городов нашей Родины и десятки за рубежом. Записано совместно со студией "Мелодия" 10 долгоиграющих пластинок джазовой музыки неизменный участник крупных международных джазовых фестивалей: "Таллин-67", " Джаз Джембори - 72" в Варшаве, "Прага-78" и "Прага-86", "София-86", "Джаз вДюктауне-88" в Голландии, фестиваль искусств СССР и Индии в 1988 году, "Гренобль-90" во Франции, фестиваль памяти Эллингтона в Вашингтоне 1991 год, фестиваль биг-бэндов "Иматра-92" в Финляндии, ряд наших международных фестивалей. В этом году оркестру -76лет. Самый "долгоиграющий" биг-бенд в мире (зафиксировано в российской книге рекордов Гиннеса). С оркестром пели лучшие певцы и певицы СССР: Валентина Дворянинова, квартет «Аккорд», Дмитрий Ромашков, квартет «Гайя», Ара Арсенян, Галина Козакова, Вероника Круглова, Майя Кристалинская. В 70-е годы пели Ирина Понаровская и Алла Пугачева. В 80-е годы Ирина Отиева, Светлана Рубинина, Ольга Кормухина, квартет «Москва-транзит»

Учитель: спасибо за исчерпывающее сообщение



ЛОГОТИП).gif

Слайд 35

3. Разучивание песни “Джаз” Я. Дубравина

Учитель: прохлопать ритм по фразам.

– Можно ли отнести джаз к легкой музыке?

Ответы ребят: да и нет.

3. Итог урока

– С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок- н-роллу, открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли.“Рок”, “фанк”, “соул”, эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовали многие элементы джаза.

Под плюсовку песни «Джаз» учащиеся уходят с урока.

Использованные ресурсы:

1.Фотографии и портреты музыкантов, певцов из сайтов:

ru.wikipedia.orgФицджеральдЭлла,

images.yandex.ruФицджеральдЭлла фото

ru.wikipedia.orgДжексонМахалия,

ru.wikipedia.orgАрмстронгЛуи,

images.yandex.ruЛариса Долина википедия,

kinopoisk.ruЛариса ДолинаФото

images.yandex.ruЛариса Долина фото,

images.yandex.ruолег лундстрем фото


2.Песни и музыкальные композиции из сайтов:

muzofon.comsearch/Лариса Долина льдинка,

muzofon.comsearch/Луи Армстронгзападной окраины

zaycev.netpages/24089/2408932.shtml

muzofon.comsearch/Оркестр Олега Лундстрема

muzofon.comsearch/MAHALIA JACKSON


3. Тексты из сайтов: ru.wikipedia.orgУтёсовЛеонид Осипович

ru.wikipedia.orgДжексонМахалия,

to-name.rubiography/oleg-lundstrem.htm

ru.wikipedia.orgДолинаЛариса Александровна

ru.wikipedia.orgЛундстремОлег Леонидович

ru.wikipedia.orgФицджеральдЭлла,




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru