В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Разработка урока "Слушай джаз"Слушай джаз (разработка урока)

Файл прикреплен к материалу: Разработка урока "Слушай джаз"
Войдите для скачивания файлов

ЛОГОТИП).gifСлушай джаз!

Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки, 8 класс

Данные об авторе:

Авторы:

Толстова Татьяна Константиновна и Толстов Борис Евгеньевич

Место работы, должность:

МБОУ «Микряковская СОШ», учителя музыки.

Регион:

 Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

среднее общее образование

Целевая аудитория: 

 Учащийся (студент)

Класс(ы): 

 8 класс

Предмет(ы): 

 Искусство

 Музыка

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Цель: знакомство детей с понятием «джаз».

Задачи:

  • рассказать о характерных чертах джазовой музыки;

  • прививать любовь к музыке;

  • развивать культуру творческого самовыражения;

  • развитие вокально-хоровой культуры учащихся через пение джазовой песни

Оборудование:

  • компьютер,

  • мультимедиа,

  • экран,

  • презентация о джазе

  • звукозаписи джазовой музыки.

Используемые ЦОР: 

Показ анимаций, портретов – использованы ресурсы Интернет: http://ru:wikipedia.orq/wiki/

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд 1. Вход учащихся под песню в исполнении Леонида Утесова и Любови Орловой «Тюх-тюх» из кинофильма «Веселые ребята»

Приветствие:

Учитель поет мелодию вверх: «Здравствуйте, ребята»

Ученики: поют мелодию вниз: «Здравствуйте, учитель!»



ЛОГОТИП).gif

Учитель: Ребята, мы вошли в класс под песню «Тюх-тюх» в исполнении Леонида Утесова и Любови Орловой. Вы услышали особенные черты музыки?

Ученики. Да, это джаз.

2. Объяснение новой темы


Слайд 2

Учитель. Да, это джаз. В тетрадях нужно записывать самые основные факты из истории джаза.

Вряд ли кто решится объяснять, что такое джаз. Этого не стал делать даже великий в истории джаза человек – Луи Армстронг.


Слайд 3

История джаза начинается с 19 века в негритянской среде, когда существовал рабовладельческий строй. Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке. Негры удивительно музыкальны и ритмичны. Во время отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всему, что находилось под рукой. С годами негры стали петь то, что слышали вокруг себя - песни белых, но пели по

– своему, вкладывая в них свою боль, страстную надежду на лучшую жизнь. Так возникли негритянские духовные песни спиричуэл.


Слайд 4 - 6

Учитель: Лучшей исполнительницей их признана замечательная негритянская певица Махелия Джексон. ( прослушивание песни)

Учитель: Ребята, что можете сказать о музыке и певице?

Ученики: Музыка красивая, поэтичная, музыкальная. Голос сильный, красивый тембр.

Учитель: К какой музыке относится спиричуэл, к «легкой» или «серьезной»?

Ученики: К «серьезной» (прослушивание музыки).


Слайд 7

Учитель: На протяжении всей истории своего развития возникло много разных школ, направлений, стилей джазовой музыки:

Спиричуэл – духовная музыка чернокожих в особом ритме.

Блюз - «рабочая песня», холер (ритмичные вскрики, сопровождавшие работу в поле), выкрики в ритуалах африканских религиозных культов.

Свинг- быстрый темп и сложные импровизации, с неустойчивой пульсацией.

Рэг-тайм – возник на основе африканских танцев с прихлопыванием и притопыванием.

Бибоп— джазовый стиль, характеризуемый быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на обыгрывании гармонии а не мелодии.

Хард-боп – жесткая, экспрессивная ритмика с опорой на блюз.

Соул-джаз – африканский фольклор.

Фьюжен- слияние джаза с поп- музыкой и роком.





ЛОГОТИП).gif


Слайд 8

Учитель: Основные черты джазовой музыки: главенство ритма, импровизация, разговорные интонации, преобладание медных духовых инструментов: трубы, саксофона, тромбона

Слайд 9 - 12

Учитель: Как вы слышали в начале урока – Луи Армстронг – лучший джазовый исполнитель. Сейчас нам о нем расскажет ученик.

Сообщение ученика: Луи Армстронг родился в бедности, в Новом Орлеане 1900 г. Дед был рабом, мать – прачкой Мэри Энн. Родители разошлись. Воспитывала бабушка по отцовской линии. 1913 год . Новый Орлеан шумно отмечал праздник торжеством и фейерверками. Раздобыв пистолет, выстрелил в воздух. Отправлен в колонию для малолетних цветных “Уэйорс Хоум”. Там был создан медный духовой оркестр, его привлекли к творческой работе. Руководитель – Питер Девис, он сделал Луи горнистом колонии, затем научил играть на корнете. “Эта колония для меня была скорее школой – пансионатом, нежели тюрьмой”. (Армстронг хорошо овладел игрой на корнете). Через 3 года отец забрал его для нянчания (нянчил сводного брата от второго брака отца), В 16 лет – разносил и продавал угль. Организовал маленький оркестрик, который играл в дешевых барах и на вечеринках.

18 лет – ведущий корнетист.

  • 24 года – женился на Лиллиан Харден, пианистке из оркестра Оливера.

  • 25 лет – первые грамзаписи.

  • 1929 год – переехал в Нью-йорк. 17 лет был солистом большого оркестра. Ведущий представитель нового вида искусства, известного во всем мире.

  • Много гастролировал. Длительная гастрольная поездка по Европе.

  • 1946 год – эпоха свинга внезапно оборвалась, стал петь после 1950 года. “Хелло, Долли”, “Мэки Найф”. (Л.Армстронг “Wonderful world (прослушивание музыки)

Учитель:  Спасибо за интересное сообщение, садись. Ребята, что вы можете сказать о музыкальных качествах Луи Армстронга?

Ученики: Виртуозное владение инструментом и голосом.

Слайды 13 -16

Учитель: Элла Фицжеральд – очень известная американская джазовая певица. О ней нам расскажет ученик.

 Сообщение ученика о детских годах: Элла Фицжеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния, в семье с афроамериканскими и ирландскими корнями. Отец - водитель погрузчика, мать - прачка. После развода родителей Элла с матерью в Йонкерс. Там мать Эллы познакомилась с португальским иммигрантом Джозефом да Силва. Семья часто посещала церковь и воскресные службы, Элла с детства изучала Библию и полюбила церковные песнопения. Как и многие чернокожие певицы того времени, девочка развивала свой музыкальный талант благодаря пению спиричу- элсов  и госпелов. Как и все негритянские дети её квартала, она увлекалась танцами, кино, музыкой и даже спортом.  Её природный певческий диапазон — один из самых тёплых и излучающих радость среди тех, которые ему доводилось слушать. Фицджеральд обладала безупречным чувством ритма и безукоризненной интонацией. Её чуткость по отношению


ЛОГОТИП).gif

к гармонии просто потрясала. Вся суть, по мнению Генри Плезентс, заключалась в том, каких именно ошибок не делает Фицджеральд: «Говоря простыми словами, она не делает

ничего неверного. Ничто в её выступлении не вызывает сомнения… Она всё делает абсолютно правильно и никак иначе» (прослушивание музыки)


Слайды 17-21

Учитель: Спасибо за сообщение. В России джаз распространился с середины 20-х г. XX века. Родоначальником джаза в России считается Леонид Утесов - выдающийся деятель искусства, эстрадный певец, киноактер, музыкант, дирижер, руководитель джазового оркестра, народный артист СССР (просмотр слайдов и прослушивание музыки)

Слайды 22 – 27

Учитель: А это имя вам известно. Это Лариса Долина – современная российская джазовая певица. Родилась 10 сентября 1955 года в г. Баку. Музыкой начала заниматься с 7 лет. Известна как актриса в фильме «Мы из джаза». У нее много побед на разных конкурсах джазовой музыки, выпущены сольные альбомы, очень известная песня в ее исполнении «Погода в доме» (прослушивание песни С. Казановой «Льдинка»).

Слайды 28 – 34

Учитель: Про Олега Лундстрема послушаем сообщение ученика.

Сообщение ученика: Олег Лундстрем родился 2 апреля 1916 г. В 1921 году семья переезжает в г. Харбин, Маньчжурия (Китай). Народный артист России. Увлечение джазом началось с 1932, когда в руки Олега Лундстрема случайно попала пластинка с записью оркестра Дюка Эллингтона "DEAR OLD SOUTHLAND". Организовал джаз-оркестр в Харбине (1934). В 1936г с оркестром переехал в Шанхай, затем в 1947 г. в г. Казань . С 1956 года Луи Армстронг является художественным руководителем и главным дирижером эстрадного оркестра Росконцерта (Москва). Автор джазовых композиций. После второй Мировой войны оркестр в полном составе с семьями приезжает в СССР, в г. Казань, где была консерватория, оркестранты хотели получить музыкальное образование, т.к. оркестр состоял из дворовых музыкантов.
За 40 лет оркестр объездил более 300 городов нашей Родины и десятки за рубежом. Записано совместно со студией "Мелодия" 10 долгоиграющих пластинок джазовой музыки неизменный участник крупных международных джазовых фестивалей: "Таллин-67", " Джаз Джембори - 72" в Варшаве, "Прага-78" и "Прага-86", "София-86", "Джаз вДюктауне-88" в Голландии, фестиваль искусств СССР и Индии в 1988 году, "Гренобль-90" во Франции, фестиваль памяти Эллингтона в Вашингтоне 1991 год, фестиваль биг-бэндов "Иматра-92" в Финляндии, ряд наших международных фестивалей. В этом году оркестру -76лет. Самый "долгоиграющий" биг-бенд в мире (зафиксировано в российской книге рекордов Гиннеса). С оркестром пели лучшие певцы и певицы СССР: Валентина Дворянинова, квартет «Аккорд», Дмитрий Ромашков, квартет «Гайя», Ара Арсенян, Галина Козакова, Вероника Круглова, Майя Кристалинская. В 70-е годы пели Ирина Понаровская и Алла Пугачева. В 80-е годы Ирина Отиева, Светлана Рубинина, Ольга Кормухина, квартет «Москва-транзит»

Учитель: спасибо за исчерпывающее сообщение



ЛОГОТИП).gif

Слайд 35

3. Разучивание песни “Джаз” Я. Дубравина

Учитель: прохлопать ритм по фразам.

– Можно ли отнести джаз к легкой музыке?

Ответы ребят: да и нет.

3. Итог урока

– С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок- н-роллу, открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли.“Рок”, “фанк”, “соул”, эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовали многие элементы джаза.

Под плюсовку песни «Джаз» учащиеся уходят с урока.

Использованные ресурсы:

1.Фотографии и портреты музыкантов, певцов из сайтов:

ru.wikipedia.orgФицджеральдЭлла,

images.yandex.ruФицджеральдЭлла фото

ru.wikipedia.orgДжексонМахалия,

ru.wikipedia.orgАрмстронгЛуи,

images.yandex.ruЛариса Долина википедия,

kinopoisk.ruЛариса ДолинаФото

images.yandex.ruЛариса Долина фото,

images.yandex.ruолег лундстрем фото


2.Песни и музыкальные композиции из сайтов:

muzofon.comsearch/Лариса Долина льдинка,

muzofon.comsearch/Луи Армстронгзападной окраины

zaycev.netpages/24089/2408932.shtml

muzofon.comsearch/Оркестр Олега Лундстрема

muzofon.comsearch/MAHALIA JACKSON


3. Тексты из сайтов: ru.wikipedia.orgУтёсовЛеонид Осипович

ru.wikipedia.orgДжексонМахалия,

to-name.rubiography/oleg-lundstrem.htm

ru.wikipedia.orgДолинаЛариса Александровна

ru.wikipedia.orgЛундстремОлег Леонидович

ru.wikipedia.orgФицджеральдЭлла,




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru