Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Еланская средняя общеобразовательная школа №3"
Еланского муниципального района Волгоградской области
Рабочая программа
учебного курса
по технологии
для 3 класса
Учитель - составитель Лофицкая Наталья Ивановна
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО», утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373, Примерной программы по технологии и авторской программы Е.А. Лутцевой Издательство «Вентана-Граф» Москва 2013г., которая полностью соответствует требованиям стандарта, и является частью образовательной программы школы.
Рабочая программа рассчитана на изучение технологии на базовом уровне.
В результате изучения технологии реализуются следующие цели:
- развитие личностных качеств;
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека;
- формирование первоначальных конструкторско – технологических и организационно – экономических знаний;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации;
- использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам.
В результате изучения технологии ученик должен знать:
- сведения о древесине как сырье для получения искусственных материалов;
- названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов;
- последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью инструментов;
- косую строчку, ее варианты, назначения;
- назначение технологических машин;
- несколько названий видов информационных технологий;
- основные компоненты простейшей электрической цепи;
- правила безопасного пользования бытовыми приборами.
Уметь:
- читать простейшие чертежи разверток;
- соблюдать последовательность выполнения разметки, разверток;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
- оформлять изделие и соединять детали косой строчкой;
- собирать простейшую электрическую цепь.
Планируемые результаты освоения предмета:
Личностные:
-
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов;
-
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда;
-
понимать исторические традиции ремесел.
Метапредметные:
-
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
-
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
-
учиться выявлять и формулировать учебную проблему;
-
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
-
учиться предлагать конструкторско – технологические приемы.
Коммуникативные:
-
слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
-
вступать в беседу и обсуждение на уроке;
-
вести небольшой познавательный диалог по теме урока.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Для реализации данной программы используются следующий УМК:
- Технология: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. М.: Вентана-Граф 2013.
- Технология: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. М.: Вентана-Граф 2013.
Календарно - тематическое планирование
№ |
Наименование раздела |
Тема урока |
Количество часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты (требования ФГОС) |
Форма контроля |
Домашнее задание |
Дата |
||
УУД (метапредметные) |
Предметные |
план |
факт |
||||||||
1-2 |
Основы культуры труда, самообслуживание Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Конструирование и моделирование Использование информационных технологий. Практика работы на компьютере |
Рукотворный мир как результат труда человека |
2 |
Урок- исследование |
Рассказывать о созидательной деятельности человека. Понимать связь времен в основных строительных, архитектурных технологиях, в одежде. Понимать особенности профессии архитектора, строителямодельера. |
П. Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного. К. Уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других. Р.Уметь определять и формулировать цель. Л.Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Знать. .историю пуговицы, лампочки кисточки/.Национально-культурную специфику в жилище, его обустройстве. Быте и в одежде людей, а также в технических объектах Уметь наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения |
текущий |
|
|
|
3 |
Трудовая деятельность в жизни человека Человек - творец и созидатель, создатель духовной культуры и материальной среды. |
1 |
Урок –практикум |
Понимать историю мастерства в Древней Руси на примере русского зодчества. Рассуждать об особенностях конструкций крепостного комплекса. Обращать внимание на природное происхождение используемых в те времена материалов. Называть профессии древнерусских мастеров. |
П.Наблюдает конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Р.Определяет в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. К.Вступает в беседу и обсуждение на уроке. Л. Мотивация к обучению и познавательной деятельности |
Знать конструкторские и технологические задачи, решаемые древним зодчим – строителем Уметь выполнять коллективный проект из картона и бумаги. |
текущий |
|
|
|
|
4 |
1 |
Урок – исследование. |
Анализировать образцы и обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действия, действовать по плану. Выполнять работу по инструкции. Рассказывать об особенностях постройки первых русских крепостей. Называть каменные крепости, сохранившиеся до наших дней. |
П.Понимает особенности декоративно- прикладных изделий. К.Слушает учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. Р.Работает по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления). Л.Мотивация к обучению и познавательной деятельности |
Знать конструктивные особенности древних построек. Уметь выполнять творческий проект. Находить в учебнике информацию о колокольне Ивана Великого в Московском Кремле, Тульском Кремле. |
текущий |
|
|
|
||
5 |
Механизмы, работающие на энергии сил природы |
1 |
Урок –практикум. |
Объяснять значение природных сил: ветра, воды, пара для повышения производительности труда |
П.Понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. К.Вступать в беседу и обсуждение на уроке. Р.Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). Понимать исторические традиции ремесел. Л.Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. |
Знать понятия энергия, электричество, электрическая цепь. Знать значение природных сил: ветра, воды, пара для повышения производительности труда Уметь объяснять значение для человека энергии природных сил. |
текущий |
|
|
|
|
6 |
Великие изобретения человечества |
1 |
Урок -исследование. |
Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества |
П.Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. К.Слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Р.Планировать практическую деятельность на уроке. Л.Уважительно относиться к результатам труда мастеров. |
Знать о великих изобретениях человечестваот Средневековья до начала ХХ в. Тульский мастер левша, о чем мечтал Циолковский, кто изобрёл радио, компьютер Уметь Работать с разными источниками информации (словари энциклопедии, Интернет) . |
текущий |
|
|
|
|
7-8 |
Природа в художественно - практической деятельности человека |
2 |
Урок –практикум. |
Гармония предметного мира и природы, её отражение в быту и творчестве народов |
П.Предлагать конструкторско -технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий. К.Уметь участвовать в диалоге, сотрудничать в паре. Р.Определять самостоятельно и с помощью учителя цель деятельности на уроке. Л. Мотивация к обучению и познавательной деятельности |
Знать о дизайне и его роли в современной проектной деятельности Уметь выполнять композиции изделий декоративно - прикладного характера на плоскости и в объёме рассказывать о художественной культуре России. |
текущий |
|
|
|
|
9 |
Природа и техническая среда |
1 |
Урок –экскурсия |
Знакомиться с ремеслами на Руси в древние времена. Обсуждать ремесла, которыми славится место, где мы живем. Прослеживать связь времен. Рассказывать о современных производствах, возникших в нашем крае из старинных ремесел, традиционных для данной местности. |
П.Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознает их связь с выполняемыми утилитарными функциями. К.Ведет небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. Р.Осуществляет контроль точности выполнения операций. Л.Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы. |
Знать что такое ремесленное производство Уметь рассказывать о художественной культуре России. |
текущий |
|
|
|
|
10 |
Машины и механизмы- помощники человека, их назначение |
1 |
Урок -практикум |
Конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим схемам |
П.Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного. К.Ведет небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. Р.Определяет с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Л.Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию |
Знать простейшие способы достижения прочности конструкцийУметь подбирать рациональные технологические приёмы . Проводить практическое исследование |
текущий |
|
|
|
|
11 |
Человек в информационной среде. Мир звуков , образов,компью тер и его возможности |
1 |
Урок -исследование. |
Названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации |
П.С помощью учителя ищет наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. К.Вступает в беседу и обсуждение на уроке. Р.Выявляет и формулирует учебную проблему совместно с учителем. Л.Сотрудничает в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. |
Знать названия нескольких видов информационных технологий Уметь находить и использовать дополнительную информацию из различных источников. |
текущий |
|
|
|
|
12 |
Дом и семья. Самообслужива ние |
1 |
Урок -практикум |
Анализировать и характеризовать виды отделки одежды. Приводить примеры застежек, которые использовали в одежде в разные времена. Различать конструктивные особенности пуговиц. |
П. Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного. К.Выполняет предлагаемые задания в паре, группе. Р.Самостоятельно делает простейшие обобщения и выводы. Определяет самостоятельно и с помощью учителя цель деятельности на уроке. Л.Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информациюперерабатывать ее. |
Знать виды застёжек Уметь выполнять коллективную работу связанную с освоением приемов пришивания пуговиц. |
текущий |
|
|
|
|
13 14 15 16 |
Самообслуживание.Безопасное пользование бытовыми электрическими приборами Коммуникативная культура, предметы и изделия , обладающие коммуникативным смыслом Материалы, их свойства, происхождение и использование Инструменты и приспособления для обработки материалов . |
1 1
1 1 |
Урок –практикум. Урок -практикум Материалы, их свойства, происхождение и использование Урок практикум |
Соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами Изготовление открыток, сувениров Изобретение и использование синтетических материалов. Материалы получаемые из нефти, пластмасса, стеклоткань, пенопласт Название инструментов и приспособление их для обработки материалов |
П. Умение ориентироваться в своей системе знаний. К.Ведет небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. Р. Самостоятельно делает простейшие обобщения и выводы. Определяет самостоятельно и с помощью учителя цель деятельности на уроке Л.Уважительно относиться к культуре всех народов. П.С помощью учителя исследует конструкторско-технологические и декоративно –художественные особенности объектов. Р.Определяет с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. К.Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информациюЛ.Объяснять чувства и ощущении от восприятия результатов трудовой деятельности человека –мастера. |
Знать и соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами Уметь пользовать ся инструкциями при включении электроприбора. Знать понятие коммуникативная культура. Уметь выполнять разметку изделия и скреплять детали Знать и называть разные виды материалов, их свойства и происхождение. Название и свойства искусственных и синтетических материалов (бумага, ткань, металл Уметь планировать практическую работу. Составлять план операций.. Знать правила работы канцелярским ножом Уметь читать простейший чертёж, выполнять разметку |
Текущий Текущий Текущий текущий |
|
|
|
|
17 18 |
Общее представление о технологическом процессе Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани) Графические изображения в технике и технологии Изделие и его конструкция Элементарные представления о конструкции Конструирование и моделирование несложных объектов Знакомство с компьютером(5) Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма. Работа с информа цией Простые информациооные объекты (текст, таблица, схема) Работа с информацией |
2 4 2 1 1 3 1 1 1 1 1 |
Урок -исследование. |
Понимать особенности организации работы над проектом. Осознавать задачи, которые предстоит решить каждому автору проекта. Находить сходство и различие в работах взрослых и школьников при выполнении проекта. |
П.Наблюдает конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. К.Вступает в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. Р.Самостоятельно делает простейшие обобщения и выводы. Определяет самостоятельно и с помощью учителя цель деятельности на уроке Л.Уважительно относиться к культуре всех народов. |
Знать последовательность этапов работы над проектом от замысла до воплощения.. Уметь обсуждать и называть общие этапы изготовления изделий. Называть различные профессии. |
текущий |
|
|
|
|
19 20 21 22 |
Урок -практикум. |
Подбор материалов и инструментов. Обработка материалов (рицовка) Разметка развёрток с помощью линейки, угольника , циркуля.Сборка деталей, способы соединений (проволочное соединение) |
|
Знать особенности разных изделий, способы соединения деталей.Уметь анализировать конструкцию образцов. Решать творческие задачи художественно –конструкторского плана..Выполнять разметку и соединять детали |
текущий |
|
|
|
|||
23 24 |
Урок –практикум. |
Виды условных графических изображений: развёртка, схема.. Чтение чертежа, развёртки.Разметка с опорой на чертёж |
. |
Знать виды условных графических изображений: развёртка, схема.. последовательность чтения и выполнения развёртки Уметь выполнять разметку читать простейший чертёж |
текущий |
|
|
|
|||
25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 |
Урок практикум Урок-практикум Урок -практикум Урок-практикум Урок -практикум Урок-практикум |
Простые объёмные изделия на основе развёртокВыбирать технологически оправданный способы соединения деталей в зависимости от назначения изделия и материала. Полезность , прочность и эстетичность как общие требованияк различным конструкциям. Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного и технического характера Назначение основныхустройств компьютера для ввода и вывода информации Назначение основных устройств компьютера. Файлы, папки, Простейшие операции с файлами.Пользоваться клавиатурой, компьютерной, мышью Назначение основныхустройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации Назначение основныхустройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации |
П.Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. К.Слушает учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. Р.Учится планировать практическую деятельность на уроке. Л.Положительное отношение к учению. П.Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. К.Слушает учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. Р.Учится планировать практическую деятельность на уроке. Л.Положительное отношение к учению. |
Знать и называть простые объёмные изделия на основе развёрток. Выбирать технологически оправданный способы соединения деталей,способ достижения прочности конструкций Уметь конструировать и моделиоватьизделия из разных материалов Знать название материалов и виды конструкций Уметь создавать образ в соответствии с замыслом Знать простейшие способы достижения прочности конструкций Уметь конструировать и моделировать изделия из разных материалов. Знать название и назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации Уметь включать и выключать компьютер, подключать к нему устройства. Завершение выполнения программы Знать о назначении основных устройств компьютера Уметь выполнять простейшие операции с разными материалами Знать простые информационные объекты ( текст, таблица, схема, рисунок). Уметь пользоваться клавиатурой., читать информациювыполнять простейшие операции с файлами и папками Знать названия и назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Уметь выполнять простейшие операции с клавиатурой
Знать названия и назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Уметь выполнять простейшие операции с клавиатурой
|
Текущий Текущий Текущий
Текущий Текущий Текущии Текущий Текущий |
|
|
|
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Проектирование технологической карты современного урока технологии в условиях реализации ФГОС НОО и Профессионального стандарта педагога
- Технология развития критического мышления младших школьников в условиях реализации ФГОС
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»