В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Рабочая программа по информатике на 2014 – 2015 учебный год 5-9 классы

Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Сосногорска







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике

на 2014 – 2015 учебный год

5-9 классы

Составители программы:

Сметанина Л. Б.

учителя информатики и ИКТ





















г. Сосногорск

2014





Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

Общеобразовательный курс информатики – один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно - учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития.

Основной целью курса информатики является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами знаний о процессах преобразования, передачи и использования информации, роли информационных процессов в формировании современной научной картины мира, привитие учащимся навыков сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной, а затем и в профессиональной деятельности.

Изучение информатики и ИКТ в 5–6 классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

  • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Цели изучения информатики в 7 – 9 классе

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. В содержании курса информатики основной школы делается акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. В этой связи на этапе школьного образования ставится задача достижения новых образовательных результатов, под которыми понимается:

    • развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации;

    • развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации;

    • выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки полученных результатов;

    • формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов;

    • формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение.


Место учебного предмета в учебном плане


Класс

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

5-8

1

35

9

2

34


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения информатики.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права



Цели и задачи изучения информатики в основной школе

Главная цель изучения предмета «Информатика и ИКТ» в 5-9 классах основной школы – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.

Общие цели:

   освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира и составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях;

   формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ;

   формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества;

   осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;

   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

   приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;

   овладение умениями создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;

   выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Реализация целей потребует решения следующих задач:

   систематизировать подходы к изучению предмета;

   сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

   научить пользоваться распространенными пакетами прикладных программ;

   показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

   обучить приемам построения вычислительных алгоритмов;

   сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

В основу представляемого курса информатики для 5-9 классов положены такие принципы, как:

  Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям.

  Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей» информатики, для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо - если что-то слишком сложно для школьников - не учить этому вовсе.

  Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментированная всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

  Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

  Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Основные разделы предмета «Информатика».

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

  информационные процессы;

  разработка алгоритмов и программирование;

  информационные технологии современного общества.

Раздел 1. Информационные процессы

Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования.  Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Возможность дискретного представления аудиовизуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудиовизуальной информации.

Различные подходы к измерению информации. Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Подход Колмогорова к определению количества информации в сообщении. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители  информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации.  Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.  Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции, выражения.

 

Раздел 2. Разработка алгоритмов и программирование

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных  данных с использованием промежуточных результатов.

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование. Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод). Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Раздел 3. Информационные технологии современного общества

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система. Типичные размеры текстовых (страница печатного текста,  книга, многотомное издание), звуковых (речь, музыка), видео файлов (полуторачасовой фильм).

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.

Примеры алгоритмов сжатия информации. Архивирование и разархивирование.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных  текстовых форматах.

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора.  Компьютерное представление цвета.  Компьютерная графика (растровая, векторная, фрактальная).  Интерфейс графических редакторов.  Форматы графических файлов.

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.  Технические приемы записи звуковой и видео информации. Композиция и монтаж.

Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.  Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Сетевые технологии.  Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры.  Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы,  компьютерные энциклопедии и справочники.  Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.

Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования,  управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных,  образование (дистанционное обучение, образовательные источники).

Основные этапы развития ИКТ. Динамика количественных и качественных изменений в сфере ИКТ за последние 50 лет.

Информационная безопасность личности, государства, общества.

Защита собственной информации от несанкционированного доступа.

Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.



Технологии применяемые на уроках информатики.

Компьютерная технология обучения.

В разработке компьютерной технологии можно выделить следующие этапы: выбор целей разработки компьютерной технологии; анализ предполагаемых результатов; выбор варианта компьютерной технологии; определение содержания обучения; определение последовательности изучения разделов и тем; анализ и выбор средств компьютерной поддержки; выбор направлений использования средств компьютерной поддержки; методическая проработка разделов и тем. Вариант компьютерной технологии выбирается в соответствии с техническими возможностями: простейшая форма – интегрированные с курсом информатики уроки по отдельным темам предмета; второй уровень – компьютерный практикум по отдельным разделам или группе разделов курса; третий уровень – полностью компьютеризованный курс, когда все или большинство занятий проводятся с использованием средств программной поддержки. Требования к составу и основные виды программных средств поддержки учебного процесса: информационно-демонстрационные моделирующие и контролирующие программы, проблемно-развивающие учебные среды, инструментальные средства преподавателя для разработки авторских обучающих программ. В последние годы появилось новый тип средств компьютерной поддержки - информационные ресурсы Интернет, в том числе обучающие программы для дистанционного обучения. На сегодняшний день объективно сложились условия для серьезных разработок компьютерных технологий преподавания учебных предметов: имеются мультимедийные компьютеры, разработаны и свободно продаются программные пакеты хорошего качества по предметам. На сайтах образовательных учреждений в Интернет накопилось много программных продуктов учебного назначения, в том числе и некоммерческих, которые можно получить или работать с ними дистанционно.

Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Основными целями  здоровьесбережения на уроках информатики, являются следующие:

  • Создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;

  • Создание материально – технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

Для реализации данных целей необходимо решить следующие задачи :

  • Четкое отслеживание  санитарно – гигиенического состояния класса;

  • Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания;

  • Освоение новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;

  • Привлечение системы кружковой, внеклассной, предпрофильной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

Работа учителя информатики невозможна без здоровьесберегающих технологий. Не случайно первым пунктом в организации урока на основе здоровьесбережения  стоят обстановка и гигиенические условия. Урок информатики начинается с перемены. В нашей школе из года в год действуют простые правила: кабинет информатики после каждого урока проветривается, для повышения влажности в помещении применяется влажная уборка два раза в день. Такое внимание к воздушно – тепловому режиму в классе не случайно –  работающие компьютеры увеличивают температуру в классе на 3-4 0С, а в последнее время наблюдается рост числа детей с аллергиями, для которых характеристики воздуха определяют ощущения комфорта, работоспособность, темп нарастания утомления  и т.д.

Игровые технологии.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и активного участия обучаемых в самом процессе обучения.

Деловая игра, как бы сжимая время, сближает время, сближает события, далеко разнесенные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам возможности долгосрочных стратегий и их влияния на эффективность деятельности. Кроме того, игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение участников в события, допуская возможность вернуть ход и попробовать другую стратегию, создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию. При игре меняется мотивация обучения, знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе.

Качество игры тем выше, чем ближе модель к изучаемому или исследуемому механизму. Наибольшей активности позволяют достичь компьютерные модели и компьютерные игровые технологии. Если деловая игра как имитационная модель действительно отражает основные закономерности изучаемых явлений, то она может с успехом применяться как в учебных, так и в исследовательских целях.


Учебные проекты

Учебные проекты применяются как форма работы по обобщению и систематизации ЗУН по информатике и для демонстрации их применения на практике при решении проблемы из какой–либо предметной области. Итоги своей деятельности дети демонстрируют на заключительной конференции. Здесь же они формируют первичную схему работы над проектом с применением вычислительной техники.

В 9–ом классе проект может идти как основная учебная деятельность на уроках информатики и совмещаться с изучением разделов "Моделирование" и "Основы алгоритмизации и программирование" или, как в 8 –м классе, использоваться в качестве итоговой работы. В процессе разработки проекта у учащихся формируются навыки коллективной работы над программным комплексом и общие представления об использовании языка программирования для моделирования реальных процессов.

При применении учебно–исследовательских проектов обеспечивает более высокое качество знаний учащихся за счет:

1. четкого планирования работы;

2. повышения мотивации при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе изначально самостоятельно выбранной ребенком;

3. спирального подхода к формированию к вышеперечисленных умений и приемов работы.






содержание учебного курса


5        класс

1. Информация вокруг нас

Как человек получает информацию. Виды информации по форме представления. Действия с информацией.

2. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

Что умеет компьютер. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

3. Ввод информации в память компьютера.

Устройства ввода информации. Клавиатура. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1. Вспоминаем клавиатуру.

4. Управление компьютером.

Программы и документы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Что можно выбрать в компьютерном меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №2. Вспоминаем приемы управления компьютером.

5. Хранение информации.

Память человека и память человечества. Оперативная и долговременная память. Файлы и папки.

Компьютерный практикум.

Практическая работа № 3. Создаем и сохраняем файлы.

6. Передача информации.

Схема передачи информации. Электронная почта.

Компьютерный практикум.

Практическая работа № 4. Работаем с электронной почтой.

7. Кодирование информации.

В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат.

8. Текстовая информация.

Текст как форма представления информации. Текстовый документ. Компьютер - основной инструмент подготовки текстов. Ввод текста. Редактирование текста. Форматирование текста.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5. Вводим текст.

Практическая работа №6. Редактируем текст.

Практическая работа №7. Работаем с фрагментами текста.

Практическая работа №8. Форматируем текст.

9. Представление информации в форме таблиц.

Структура таблицы. Табличный способ решения логический задач.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №9. Создаем простые таблицы.

10. Наглядные формы представления информации.

От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Диаграммы.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №10. Строим диаграммы.

11. Компьютерная графика.

Графический редактор. Устройство ввода графической информации.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №11. Изучаем инструменты графического редактора.

Практическая работа №12. Работаем с графическими фрагментами.

Практическая работа №13. Планируем работу в графическом редакторе.

12. Обработка информации.

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. Поиск информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №14. Создаем списки.

Практическая работа №15. Ищем информацию в сети Интернет.

Практическая работа №16. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.

Практическая работа №17. Создаем анимацию.

Практическая работа №18. Создаем слайд-шоу.


Учебно-тематический план.


Раздел

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

1

Информация вокруг нас

2

0

0

2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

2

0

0

3

Ввод информации в память компьютера.

1

1

0

4

Управление компьютером.

3

1

1

5

Хранение информации.

2

1

0

6

Передача информации.

1

1

0

7

Кодирование информации.

2

0

1

8

Текстовая информация.

6

4

0

9

Представление информации в форме таблиц.

2

1

0

10

Наглядные формы представления информации.

1

1

0

11

Компьютерная графика.

4

3

1

12

Обработка информации.

8

5

0


Итоговой контроль


1

0

1


Итого:

35

18

18




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


6        класс

  1. Компьютер и информация.

    Т.Б. Компьютер как универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности

    Двоичное кодирование числовой информации (двоичная система счисления)

    Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления

    Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word

    Кодирование текстовой информации.

    Создание документов в текстовом процессоре Word

    Контрольная работа №1 за первую четверть

    Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».

    Создание документов в текстовом процессоре WORD. Практическая работа №4 «Нумерованные и маркированные списки».

    Растровое кодирование  графической информации.

    Практическая работа №5 «Изучаем графический редактор Paint

    Практическая работа №6 «Планируем работу в графическом редакторе».

    Контрольная работа № 2 за вторую четверть

    Векторное кодирование  графической информации. Практическая работа №7 «Рисуем в редакторе Word».

    1. Человек и информация.

    Информация и знания. Чувственное познание мира

    КонПонятие как форма мышления

    Как образуются понятия. Структурирование и визуализация информации

    Содержание и объем понятия

    Отношение тождества, пересечения и подчинения

    Отношение соподчинения, противоречия  и противоположности

    Определение понятия

    Классификация. Практическая работа №8 «Создаем таблицы».

    Суждения как форма мышления. Практическая работа №9 «Размещаем текст и графику в таблице».

    Умозаключения как форма мышления. Практическая работа №10 «Строим диаграммы».

    Контрольная работа №3 за третью четверть


  2. Элементы алгоритмизации.

Понятие алгоритма. Исполнители вокруг нас

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов

Линейный алгоритм Практическая работа №11 Графические исполнители DRAW в среде программирования Qbasic

Алгоритмы с ветвлением

Практическая работа №12 Графические исполнители LINE. в среде программирования Qbasic

Циклические алгоритмы. Практическая работа №13 Графические исполнители CIRCLE. в среде программирования Qbasic

Контрольная работа №4 за четвертую четверть.




Учебно-тематический план.


Раздел

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

1

Компьютер и информация

16

7

2

2

Человек и информация


11

3

1

3

Элементы алгоритмизации

8

3

1


Итог:

35

13

4





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


7        класс


1.Компьютер и программное обеспечение

Устройство компьютера

Правила техники безопасности. История развития вычислительной техники. Центральное устройство компьютера- процессор. Устройства ввода и вывода информации. Оперативная и долговременная память. Типы персональных компьютеров.

Данные и программы

Файлы и файловая система

Файл. Файловая система. Архивация и дефрагментация файлов.

Программное обеспечение компьютера

Программное обеспечение компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение. Операционная система: назначение и основные функции. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.

Графический интерфейс операционных систем

Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Рабочий стол операционной системы. Окна. Диалоговые панели. Контекстные меню объектов.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

 

Компьютерный практикум

Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Практическая работа №2 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа №3 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты».

Практическая работа №4 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши».

Практическая работа №5 «Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти»

Практическая работа №6 «Знакомство с графическим интерфейсом Windows»

Практическая работа №7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Компьютер и ПО»

2. Кодирование и обработка графической информации

Растровая и векторная графика

Способы представления графической информации. Пиксель. Графические примитивы. Растровая и векторная графика. Растровые и векторные редакторы. Сохранение графических файлов в различных форматах.

Интерфейс графических редакторов

Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные возможности. Графические объекты и операции над ними. Редактирование рисунка. Палитра цветов. Текстовые инструменты. Геометрические преобразования



Системы компьютерного черчения

Системы компьютерного черчения. Построение основных чертежных объектов.

Компьютерный практикум

Практическая работа №8 «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint»

Практическая работа №9 «Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word»

Практическая работа № 10 «Сохранения изображения в различных графических форматах с помощью растрового редактора»

Практическая работа №11 «Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе Draw»

Практическая работа №12 «Рисование в векторном редакторе Draw»

Практическая работа № 13 «Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях»

Контроль знаний и умений

Контрольная работа №2 по теме «Обработка графической информации»

 

3. Компьютерные презентации

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование анимации и звука в презентации. Мультимедийные интерактивные презентации. Демонстрация презентации.

 

Компьютерный практикум

Практическая работа №16 «Создание анимации, встроенной в презентацию».

Практическая работа №17 «Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах»

Практическая работа №18 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»»

Практическая работа №19 «Разработка презентации «История развития ВТ» с помощью автопилота».

Урок повторения и систематизации знания.

 

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 3 по теме «Компьютерная графика»



Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

1

Компьютер и программное обеспечение

14

7

1

2

Кодирование и обработка графической информации

9

6

1

3

Компьютерные презентации

11

4

1

4

Урок повторения и систематизации знания

1

0

0


Итог:

35

17

3





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


8        класс

1. Информация и информационные процессы

Информация в природе, обществе и технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Количество информации.

Компьютерный практикум:

Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

Практическая работа №2 «Перевод единиц измерения информации с помощью калькулятора»

2. Кодирование текстовой и графической информации

Двоичное кодирование текстовой информации. Кодирование графической информации.

Компьютерный практикум:

Практическая работа № 3 «Кодирование текстовой информации».

Практическая работа № 4 «Кодирование графической информации».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование текстовой информации».


3. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео

Звуковая информация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.

Компьютерный практикум:

Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации».

Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

Практическая работа № 7 «Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео».


4. Кодирование и обработка числовой информации.

Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Диаграммы и графики в электронных таблицах.

Компьютерный практикум:

Практическая работа № 8 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую».

Практическая работа № 9 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

Практическая работа № 10 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

Практическая работа №11 «Построение диаграмм различных типов»

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации».

5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных.

Базы данных. Системы управления базами данных. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Компьютерный практикум:

Практическая работа № 12 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

6. Коммуникационные технологии.

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.

Компьютерный практикум:

Практическая работа № 13 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

Практическая работа № 14 «География Интернета».

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 4 по теме «Коммуникационные технологии».





Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

1

Информация и информационные процессы

6

2

0

2

Кодирование текстовой и графической информации

4

2

1

3

Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео

2

3

1

4

Кодирование и обработка числовой информации.

8

4

1

5

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных.

3

1

0

6

Коммуникационные технологии.

12

3

1


Итог:

35

15

4







СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


9        класс

1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.

Компьютерный практикум:

Практическая работа 1. Кодирование графической информации
Практическая работа 2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе
Практическая работа 3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе
Практическая работа 4. Анимация
Практическая работа 5. Кодирование и обработка звуковой информации
Практическая работа 6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу
Практическая работа 7. Захват и редактирование цифрового видео

Контроль знаний и умений

Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»


2. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентиров энного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентиреванного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005 133

Компьютерный практикум:


Практическая работа 8. Знакомство с системами объектно-ориентирован но го и алгоритмического программирования
Практическая работа 9. Проект «Переменные»
Практическая работа 10. Проект «Калькулятор»
Практическая работа 11. Проект «Строковый калькулятор»
Практическая работа 12. Проект Даты и время»
Практическая работа 13. Проект «Сравнение кодов символов»
Практическая работа 14. Проект «Отметка»
Практическая работа 15. Проект «Коды символов»
Практическая работа 16. Проект «Слово-перевертыш
Практическая работа 17. Проект «Графический редактор»
Практическая работа 18. Проект «Системы координат»
Практическая работа 19. Проект «Анимация»

Контроль знаний и умений

Контрольная работа №2 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».


3. Моделирование и формализация


Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами

Компьютерный практикум:


Практическая работа 20. Проект «Бросание мячика в площадку»
Практическая работа 21. Проект «Графическое решение уравнения
Практическая работа 22. Проект «Распознавание удобрений»
Практическая работа 23. Проект «Модели систем управления»

Контроль знаний и умений

Контрольная работа №3 по теме «Моделирование и формализация».

4. Хранение, поиск и сортировка информации

Базы данных и системы управления базами данных.

Сортировка в базах данных.

Поиск в базах данных.


Компьютерный практикум:

Практическая работа № 24. Сортировка данных в электронных таблицах.

Практическая работа № 25. Поиск данных в электронных таблицах.

Практическая работа № 26. Создание и редактирование базы данных «Записная книжка».

Контроль знаний и умений:

Контрольная работа № 4 по теме «Хранение, поиск и сортировка информации».

Глава 5. Коммуникационные технологии

Передача информации. Локальные компьютерные сети.

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Информационные ресурсы Интернета.

Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

Структура Web–страницы.

Форматирование текста на Web–странице.

Вставка изображений в Web–страницы.

Гиперссылки на Web–страницах.

Списки на Web–страницах.

Интерактивные формы на Web–страницах.

Разработка Web-страниц с использованием языка разметки гипертекста HTML.

Практическая работа №23. Разработка сайта с использованием Web–редактора.

Разработка собственного сайта (страницы).

Защита проекта «Мой сайт (страница)».

Компьютерный практикум:

Практическая работа № 27. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

Практическая работа № 28. Подключение к Интернету.

Практическая работа № 29. «География» Интернета.

Практическая работа № 30. «Путешествие» по Всемирной паутине.

Практическая работа № 31. «Путешествие» по Всемирной паутине.

Практическая работа № 32. Загрузка файлов с серверов файловых архивов.

Практическая работа № 33. Поиск информации в Интернете.

Контроль знаний и умений:

Контрольная работа №5 на тему «Коммуникационные технологии».


6. Информатизация общества

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Контроль знаний и умений:

Итоговая контрольная работа




Учебно-тематический план


Раздел

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

1

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15

7

1

2

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

24

12

1

3

Моделирование и формализация

7

4

1

4

Хранение, поиск и сортировка информации

8

3

1

5

Коммуникационные технологии

12

7

1

6

Информатизация общества

2

0

1


Итог:

68

33

6














Планируемые результаты изучения учебного предмета

Раздел 1. Введение в информатику

Ученик научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

  • анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;

  • строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

Ученик получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.

  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;

  • познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов

  • научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Ученик научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;

  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл»

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

  • ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;

  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.



Ученик получит возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;


Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Ученик научится:

  • оперировать объектами файловой системы;

  • применять основные правила создания текстовых документов;

  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

  • использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;

  • работать с формулами;

  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;

  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.

Ученик получит возможность:

  • систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.



Контроль знаний учащихся.


Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, ею определяется результативность, эффективность обучения.

Наиболее точно и качественно оценивать знания учащихся позволяет разнообразие видов и форм контроля.

Как ни в каком другом учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование; для оценивания практических навыков – практическую работу.

Все чаще на уроках информатики используются такие нетрадиционные формы контроля как рефераты, конкурсные проекты, дидактические игры.

В качестве итогового контроля может служить проект, отражающий как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами.


Традиционные способы

Безмашинные способы контроля

Смешанные способы

Машинные способы контроля

-устный опрос

-устная самостоятельная работа

-выступление с сообщением

- устный зачет

- блиц-опрос

-диктант

-самостоятельная работа

-контрольная работа

-зачет

-тест

-экзамен

-олимпиада

-практическая работа

-лабораторная работа

Нетрадиционные способы

 

-исследовательская работа

-творческая работа

-реферат

-сочинение

-соревнования (конкурсы, турниры, КВН)

- конференция

- аукцион

 


Устный опрос.

Эта форма проверки используется для:

  • выяснения готовности класса к изучению нового материала,

  • определения сформированности понятий,

  • проверки домашних заданий,

  • поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,

  • при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.

Письменный контроль.

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно.


Диктант.

Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.

Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися.

Самостоятельная работа.

Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.

Контрольная работа.

Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.


Практическая работа.

Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.

Тест.

Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.


Кроссворд.

Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки.

Викторина.

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения.



Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся по курсу «Информатика».


Критерий оценки устного ответа.

Оценка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Оценка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Оценка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1»: отсутствие ответа.

Критерий оценки практического задания.

Оценка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Оценка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок, исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Оценка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Оценка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка «1»: работа не выполнена.



Материально-техническое обеспечение учебного процесса


Печатные пособия

  1. Босова Л. Л. Информатика – 5. Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ, 2013.

  2. Босова Л. Л. Информатика – 6. Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ, 2013.

  3. Угринович Н.Д. Информатика -7. Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ, 2012.

  4. Угринович Н.Д. Информатика -8. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, 2012.

  5. Угринович Н.Д. Информатика -9. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ, 2012.

Учебники содержат полное и систематическое изложение курса. В учебниках большое внимание уделяется формированию практических умений и навыков по информационным и коммуникационным технологиям. В структуре учебников практические работы отделены от теории и вынесены в раздел «Компьютерный практикум».

Экранно-звуковые пособия

  1. Персональный компьютер

Устройства ввода-вывода звуковой информации: колонки, наушники, мультимедийный проектор.

Технические средства обучения

  1. Рабочее место учащегося - 8 компьютеров, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы.

  2. Рабочее место учителя - акустические колонки, мультимедийный проектор.

  3. Комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер.

Оформлен стенд «Информационные технологии».





Календарно-тематическое планирование 5 класс.

урока

Количество часов

Тема урока

1

1

Как человек получает информацию. Виды информации по форме представления.

2

1

Действия с информацией

3

1

Что умеет компьютер. Как устроен компьютер.

4

1

Техника безопасности и организация рабочего места.

5

1

Устройство ввода информации. Клавиатура. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Практическая работа №1. Вспоминаем клавиатуру.

6

1

Программы и документы. Рабочий стол.

7-8

2

Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Что можно выбрать в компьютерном меню. Практическая работа №2. Вспоминаем приемы управления компьютером.

9

1

Контрольная работа за I четверть

10

1

Память человека и память человечества. Оперативная и долговременная память.

11

1

Файлы и папки. Практическая работа № 3. Создаем и сохраняем файлы.

12

1

Схема передачи информации. Электронная почта. Практическая работа № 4. Работа с электронной почтой

13

1

В мире кодов. Способы кодирования информации.

14

1

Метод координат. Контрольная работа за II четверть.

15

1

Текст как форма представления информации

16

1

Текстовые документы. Практическая работа № 5. Вводим текст

17

1

Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. Ввод текста.

18

1

Редактирование текста. Практическая работа № 6. Редактируем текст

19

1

Практическая работа № 7. Работаем с фрагментами текста

20

1

Форматирование текста. Практическая работа № 8. Форматируем текст

21

1

Структура таблицы. Практическая работа № 9. Создаем простые таблицы

22

1

Табличный способ решения логических задач.

23

1

От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Диаграммы. Практическая работа № 10. Строим диаграммы

24

1

Графический редактор. Практическая работа № 11. Изучаем инструменты графического редактора.

25

1

Устройства ввода графической информации. Практическая работа № 12. Работаем с графическими фрагментами.

26

1

Практическая работа №13. Планируем работы в графическом редакторе.

27

1

Контрольная работа за III четверть.

28

1

Разнообразие задач обработки информации. Практическая работа №14. Создаем списки.

29

1

Систематизация и поиск информации. Практическая работа №15. Ищем информацию в сети Интернет.

30

1

Изменение формы представления информации. Практическая работа №16. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.

31

1

Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений.

32

1

Разработка плана действий и его запись.

33

1

Создание движущихся изображений. Практическая работа № 17. Создаем анимацию.

34

1

Практическая работа № 18. Создаем слайд-шоу.

35

1

Итоговая контрольная работа.



Календарно-тематическое планирование 6 класс.

урока

Кол-во часов

Тема урока



Компьютер и информация

1

1

Т.Б. Компьютер как универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности

2

1

Файлы и папки. Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками»


3

1

Информация в памяти компьютера. Система счисления


4

1

Двоичное кодирование числовой информации (двоичная система счисления)

5

1

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления


1

Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word

7

1

Кодирование текстовой информации.

8

1

Создание документов в текстовом процессоре Word

9

1

Контрольная работа №1 по теме: «Компьютер как универсальная машина для работы с информацией».

10

1

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».

11

1

Создание документов в текстовом процессоре WORD. Практическая работа №4 «Нумерованные и маркированные списки».

12

1

Растровое кодирование  графической информации.

13

1

Практическая работа №5 «Изучаем графический редактор Paint


14

1

Практическая работа №6 «Планируем работу в графическом редакторе».

15

1

Контрольная работа № 2 по теме: «Компьютер и информация».

16

1

Векторное кодирование  графической информации. Практическая работа №7 «Рисуем в редакторе Word».



Человек и информация

17

1

Информация и знания. Чувственное познание мира

18

1

КонПонятие как форма мышления


19

1

Как образуются понятия. Структурирование и визуализация информации



20

1

Содержание и объем понятия


21

1

Отношение тождества, пересечения и подчинения


22

1

Отношение соподчинения, противоречия  и противоположности


23

1

Определение понятия


24

1

Классификация. Практическая работа №8 «Создаем таблицы».


25

1

Суждения как форма мышления. Практическая работа №9 «Размещаем текст и графику в таблице».


26-27

2

Умозаключения как форма мышления. Практическая работа №10 «Строим диаграммы».

Контрольная работа №3 по теме: «Человек и информация»



Элементы алгоритмизации

28

1

Понятие алгоритма. Исполнители вокруг нас

29

1

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов


30

1

Линейный алгоритм Практическая работа №11 Графические исполнители DRAW в среде программирования Qbasic


31

1

Алгоритмы с ветвлением


32

1

Практическая работа №12 Графические исполнители LINE. в среде программирования Qbasic

33-34

2

Циклические алгоритмы. Практическая работа №13 Графические исполнители CIRCLE. в среде программирования Qbasic


35

1

Контрольная работа №4 за четвертую четверть.







Календарно-тематическое планирование 7 класс.

урока

Количество часов

Тема урока

1

1

Развитие информационных средств.

2

1

История развития вычислительной техники.

3

1

Развитие электронно-вычислительной техники.

4

1

Центральное устройство ПК– процессор. Т.Б. при работе с ПК. Типы ПК.

5

1

Устройства ввода и вывода информации. Пр. раб. № 1 «Ввод информации с клавиатуры».

6

1

Оперативная и долговременная память.

7

1

Данные и программы.

8

1

Файлы и файловая система. Пр. раб № 2 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

9

1

Системное программное обеспечение.

10

1

Пр. раб № 3 «Графический интерфейс Windows. Разрешающая способность экрана монитора и мыши».

11

1

Пр. раб. № 4 «Форматирование, проверка, дефрагментация дискеты», № 5 «Установка даты и времени с помощью графического интерфейса ОС».

12

1

Прикладное программное обеспечение.

13

1

Графический интерфейс операционных систем и приложений. Рабочий стол. Окна. Диалоговые панели. Контекстные меню объектов.

14

1

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Пр. раб. № 6 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

15

1

К.р. № 1–20мин. Растровая и векторная графика.

16

1

Растровые графические редакторы.

17

1

Векторные графические редакторы.

18

1

Сохранение графич. файлов в различных форматах.

19

1

Интерфейс графических редакторов. Пр. раб. № 7 «Редактирование изображения в растровом редакторе Paint».

20

1

Пр. раб. № 8 «Замена цветов в растровых изображениях». Пр. раб. № 9 «Сохранение изображения в различных графических форматах».

21

1

Интерфейс графических редакторов. Пр. раб. № 10 «Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в Word».

22

1

Системы компьютерного черчения. Пр. раб. № 11 «Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС».

23

1

Пр. раб. № 12 « Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС».

24

1

Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов в среде PowerPoint.

25

1

Пр. раб. № 13 «Создание анимации, встроенной в презентацию».

26

1

Использование анимации и звука в презентации. Пр. раб № 14 «Мультимедийные эффекты при появлении объектов на слайдах».

27

1

Пр. раб. № 15 « Разработка мультимедийной интерактивной презентации.

28

1

Пр. раб. № 15 « Разработка мультимедийной интерактивной презентации.

29

1

Доработка и защита творческого проекта.

30

1

К.р. № 2 –20 мин.

31

1

Моделирование и формализация (4 часа).

32

1

Моделирование как метод познания.

33

1

Модели материальные и модели информационные.

34

1

Пр. работа № 16 «Разработка модели генеалогического древа». К.р. №3 – 20 мин.

35

1

Урок повторения и систематизации знаний





Календарно-тематическое планирование 8 класс.

урока

Количество часов

Тема урока

1

1

Информация и информационные процессы в неживой и живой природе.

2

1

Человек: информация и информационные процессы. ИП в технике.

3

1

Знаки. Знаковая система. Кодирование информации. Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

4

1

Количесвто информации как мера уменьшения неопределенности знания.

5

1

Определение количества информации. Практическая работа №2 «Перевод единиц измерения информации с помощью калькулятора»

6

1

Алфавитный подход к определению количества информации.

7

1

Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 3 «Кодирование текстовой информации».

8

1

Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование текстовой информации». Пространственная дискретизация.

9

1

Растровые изображения на экране монитора. Практическая работа № 4 «Кодирование графической информации».

10

1

Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB/

11

1

Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации».

12

1

Цифровое фото и видео. Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

13

1

Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео».

Практическая работа № 7 «Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»

14

1

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 8 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую».

15

1

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

16

1

Двоичное кодирование чисел в компьютере.

17

1

Основные параметры электронных таблиц.

18

1

Основные типы и форматы данных.

19

1

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа № 9 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

20

1

Встроенные функции. Практическая работа № 10 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

21

1

Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №11 «Построение диаграмм различных типов»

22

1

Базы данных в электронных таблицах. Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации».

23

1

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа № 12 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

24

1

Передача информации.

25

1

Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 13 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

26

1

Состав Интернета. Практическая работа № 14 «География Интернета».

27

1

Адресация в Интернете.

28

1

Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.

29

1

Web-Страницы и Web-сайты. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

30

1

Структура Web-страницы

31

1

Форматирование текста на Web-странице.

32

1

Вставка изображений в Web-страницы.

33

1

Гиперссылки на Web-страницах.

34

1

Списки на Web-страницах.

35

1

Интерактивные формы на Web-страницах. Контрольная работа № 4 по теме «Коммуникационные технологии».





Календарно-тематическое планирование 9 класс.

п/п

Кол-во часов

Название темы и урока

1

1

Вводное занятие.

2

1

Кодирование графической информации.

3

1

Практическая работа № 1. Кодирование графической информации.

4

1

Растровая и векторная графика.

5

1

Интерфейс и основные возможности графических редакторов.

6

1

Практическая работа № 2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

7

1

Интерфейс и основные возможности графических редакторов.

8

1

Практическая работа № 3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.

9

1

Растровая и векторная анимация.

10

1

Практическая работа № 4. Создание GIF и flash-анимации.

11

1

Кодирование и обработка звуковой информации.

12

1

Практическая работа № 5. Кодирование и обработка звуковой информации.

13

1

Цифровое фото и видео.

14

1

Практическая работа № 6. Захват и редактирование цифрового фото и видео.

15

1

Контрольная работа № 1. + четвертая

16

1

Алгоритм и его формальное исполнение.

17

1

Основы объектно–ориентированного визуального программирования на языке Visual Basic.

18

1

Переменные: тип, имя, значение.

19

1

Арифметические, строковые и логические выражения.

20-21

2

Функции в языке программирования Visual Basic 2005.

22-23

2

Кодирование алгоритмических структур основных типов на языке программирования Visual Basic.

24

1

Графические возможности языка программирования Visual Basic 2005.

25

1

Практическая работа № 7. Разработка проекта «Выбор цвета» на языке программирования Visual Basic 2005.

26

1

Практическая работа № 8. Разработка проекта «Текстовый редактор» на языке программирования Visual Basic 2005.

27

1

Практическая работа № 9. Разработка проекта «Движение земли» на языке программирования Visual Basic 2005.

28

1

Моделирование, формализация, визуализация.

29

1

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

30

1

Приближенное решение уравнений.

31

1

Контрольная работа № 2. +четвертная

32

1

Практическая работа № 10. Приближенное решение уравнений графическим методом и с помощью метода «Подбор параметра».

33

1

Построение геометрических моделей.

34

1

Практическая работа № 11. Биологическая модель развития популяций «Жертва – хищник».

35


Экспертные системы распознавания химических веществ.

36

1

Практическая работа № 12. Построение модели экспертной системы для лабораторной работы по химии «Распознавание пластмасс» на языке Visual Basic 2005.

37

1

Информационные модели управления объектами.

38

1

Самостоятельное решение задач на моделирование ситуаций.

39

1

Контрольная работа № 3.

40

1

Базы данных и системы управления базами данных.

41

1

Сортировка в базах данных.

42

1

Практическая работа № 13. Сортировка данных в электронных таблицах.

43

1

Поиск в базах данных.

44

1

Практическая работа № 14. Поиск данных в электронных таблицах.

45

1

Практическая работа № 15. Создание и редактирование базы данных «Записная книжка».

46

1

Контрольная работа № 4.

47

1

Передача информации. Локальные компьютерные сети.

48

1

Практическая работа № 16. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

49

1

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа № 17. Подключение к Интернету.

50

1

Практическая работа № 18. «География» Интернета.

51

1

Информационные ресурсы Интернета.

52

1

Практическая работа № 19. «Путешествие» по Всемирной паутине.

53

1

Контрольная работа №5 + четвертная

54

1

Практическая работа № 20. Работа с электронной Web–почтой.

55

1

Практическая работа № 21. Загрузка файлов с серверов файловых архивов.

56

1

Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

57

1

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

58

1

Практическая работа № 22. Поиск информации в Интернете.

59

1

Структура Web–страницы.

Форматирование текста на Web–странице.

60

1

Вставка изображений в Web–страницы.

Гиперссылки на Web–страницах.

61

1

Списки на Web–страницах.

Интерактивные формы на Web–страницах.

62

1

Разработка Web-страниц с использованием языка разметки гипертекста HTML.

63

1

Практическая работа №23. Разработка сайта с использованием Web–редактора.

64-65

2

Разработка собственного сайта (страницы).

66

1

Защита проекта «Мой сайт (страница)».

67

1

Информационное общество. Информационная культура.

68

1

Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Контрольная работа № 6





Список литературы для учащихся

  1. Босова Л. Л. Информатика – 5. Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ, 2013.

  2. Босова Л. Л. Информатика – 6. Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ, 2013.

  3. Угринович Н.Д. Информатика -7. Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ, 2012.

  4. Угринович Н.Д. Информатика -8. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, 2012.

  5. Угринович Н.Д. Информатика -9. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ, 2012.

  6. Босова Л.Л. Новый учебно-методический комплект по информатике и информационным и коммуникационным технологиям для 8-9 классов — М.: Образование и информатика,  2010. — №10.

  7. Информатика и ИКТ. Задачник - практикум / Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  8. Информатика и информационные технологии. Тематические тесты. 8 класс / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман. – М.: Просвещение, 2009г.

  9. Информатика и информационные технологии : задачник-практикум : учеб. Пособие для учащихся 8-9 кл. общеобразоват.  учреждений / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман. - М .: Просвещение, 2008г.

  10. Информатика : 8кл. : кн. для учителя / А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд. Просвещение. – М.: Просвещение, 2008.

  11. Информатика. 9 класс : поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича / авт.-сост. А.С. Николаев. – Волгоград : Учитель, 2012

  12. Информатика в схемах / Н.Е. Астафьева, С.А. Гаврилова, Е.А. Ракитина, О.В. Вязова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.

  13. Информатика. 5-11 классы : развернутое тематическое планирование по учебникам Л.Л. Босовой, Н.Д. Угриновича / авт.-сост. А.М. Горностаева. – Волгоград : Учитель, 2012.

  14. Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 8 класс / Сост. Н.А. Сухих, М.В. Соловьёва. – М.: ВАКО, 2012.

  15. Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 9 класс / Сост. М.В




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru