В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Программа внеурочной деятельности "Страна Картонная"

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов










ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СТРАНА КАРТОННАЯ»

ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ









Автор-составитель:

Телякова Татьяна Анатольевна

учитель начальных классов









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа разработана  в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, отражая духовно-нравственное и социальное направления.

Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда. У обучающихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Цель программы:  развивать творческие способности младших школьников, эстетический вкус, умение воплощать в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы:

  • развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Программа рассчитана на обучающихся 8-10 лет. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Продолжительность занятия 40 минут с обязательным применением физкультминутки.

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе – 10 человек. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к. музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают свое рабочее место за партами.

Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлено на овладение младшими школьниками элементарными приемами ручной работы.

При реализации программы «Страна Картонная» создаются условия для воспитания:

  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов).

В процессе проведения занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия, самостоятельная работа, коллективная работа, конкурсы и другие.

А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);

  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой – организация работы в группах;

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.



Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,

  • совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;

  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на умение чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;

  • слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах

Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.

знать

  • основные геометрические понятия;

  • условные обозначения к схемам;

  • названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

  • технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

  • способы разметки: сгибанием;

  • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

  • виды отделки: раскрашиванием, аппликационной, прямой строчкой и её вариантами;

уметь

  • под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

  • различным приемам работы с бумагой;

  • реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.



































Учебно – тематический план

п/п

Тема занятия


Количество

часов

Всего часов

теория

практика


Вводная беседа1 час

1

Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами. Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги.

1


1

Аппликация и моделирование – 17 часов

2-3

Обрывная аппликация. Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Котенок».

1

1

2

4

Аппликация из природных материалов на картоне «Птица».

0,5

0,5

1

5-6

Аппликация из ткани на картоне «Колобок».

1

1

2

7-8

Прорезная аппликация «Овощи с нашей грядки»

1

1

2

9-10

Аппликация из птичьих перьев на картоне «Сова»

1

1

2

11

Аппликация из природного материала (яичная скорлупа) «Лебедь».

0,5

0,5

1

12

Мозаика из ватных комочков на цветном картоне «Первый снег».

0,5

0,5

1

13-14

Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Заяц и лисица.

1

1

2

15-16

Моделирование из картона. Рамочка для пейзажей.

1

1

2

17-18

Моделирование из гофрированной бумаги «Роза – королева цветов».

1

1

2

Работа с пластическими материалами на бумаге - 8 часов

19-20

Аппликация из пластилина. Фрукты (по выбору детей).

1

1

2

21-22

Выпуклая аппликация из пластилина «Аквариум».


2

2

23-24

Выпуклая аппликация из пластилина «Одуванчики».


2

2

25-26

Аппликация из пластилина «Грибы в нашем лесу».


2

2

Игрушки из картона с подвижными деталями - 8 часов.

27-28

Подвижная игрушка «Клюющие цыплята».

1

1

2

29-30

Подвижная игрушка «Белочки с орешками».


2

2

31-32

Подвижная игрушка «Голодный Топтыжка».


2

2

Аппликация из текстильных материалов – 2 часа.

33-34

Аппликация из нарезанных ниток «Собачка».

0,5

1,5

2

Оформление выставочных работ – 1 час.

35

«Чему мы научились за год». Выставка поделок.


1

1













Содержание программы


Вводная беседа – 1 час.

Тема. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами. Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги.- 1 час.

Содержание. Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности. Виды бумаги и картона. Рассказ «Из истории бумаги». Изучение свойств бумаги и картона.

Аппликация и моделирование – 17 часов.

Тема. Обрывная аппликация. Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Котенок».- 2 часа.

Содержание. Знакомство с техникой обрывной аппликации. Беседа о домашних животных. Изготовление аппликации из обрывных кусочков бумаги «Котенок».

Тема. Аппликация из природных материалов на картоне «Птица». – 1 час.

Содержание. Работа с природными материалами (Сухие листья, цветы)

Тема. Аппликация из ткани на картоне «Колобок».- 2 часа.

Содержание. Знакомство с приёмами работы с плотными видами картона и тканью.

Тема. Прорезная аппликация «Овощи с нашей грядки». – 2 часа.

Содержание. Знакомство с приёмами прорезания различных видов бумаги и картона. Наблюдение и рассмотрение форм и цветовой гаммы овощей и фруктов с наших огородов.

Тема. Аппликация из птичьих перьев на картоне «Сова» - 2 часа.

Содержание. Знакомство с приёмами работы с перьями на бархатной бумаге. Беседа о птицах нашей страны.

Тема. Аппликация из природного материала (яичная скорлупа) «Лебедь». – 1 час.

Содержание. Знакомство с приёмами работы с яичной скорлупой на цветном картоне.

Тема. Мозаика из ватных комочков на цветном картоне «Первый снег». – 1 час.

Содержание. Работа с ватными комочками на цветном картоне.

Тема. Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Заяц и лисица. – 2 часа.

Содержание. Использование геометрических фигур в аппликации. Беседа о диких животных нашего края.

Тема. Моделирование из картона. Рамочка для пейзажей.- 2 часа.

Содержание. Знакомство с приёмами декорирования способом фигурного вырезания деталей. Беседа и демонстрация фотографий «Пейзажи родного края».

Тема. Моделирование из гофрированной бумаги «Роза – королева цветов».- 2 часа.

Содержание. Знакомство с приёмами вырезания, растягивания, скручивания гофрированной бумаги. Беседа «Роза-королева цветов» о разнообразии видов роз.

Работа с пластическими материалами на бумаге - 8 часов.

Тема. Аппликация из пластилина. Фрукты (по выбору детей). – 2 часа.

Содержание. Отработка приёмов рисования пластилином. Беседа и демонстрация фотографий «Фрукты нашего края». Составление композиции из фруктов.

Тема. Выпуклая аппликация из пластилина «Аквариум».- 2 часа.

Содержание. Формирование приёмов скатывания и прищипывания пластилина. Беседа, наблюдение и демонстрация слайдов «Аквариумные рыбки».

Тема. Выпуклая аппликация из пластилина «Одуванчики».

Содержание. Формирование приёмов скручивания пластилина в различных направлениях. Беседа и демонстрация слайдов «Одуванчики».

Тема. Аппликация из пластилина «Грибы в нашем лесу». – 2 часа.

Содержание. Отработка приёмов рисования пластилином. Беседа и демонстрация слайдов «Грибы нашего леса».

Игрушки из картона с подвижными деталями - 6 часов.

Тема. Подвижная игрушка «Клюющие цыплята».- 2 часа.

Содержание. Знакомство с новым видом работы с картоном и проволокой – игрушки с подвижными частями.

Тема. Подвижная игрушка «Белочки с орешками».- 2 часа.

Содержание. Отработка приемов работы с картоном и проволокой при изготовлении подвижной игрушки.

Тема. Подвижная игрушка «Голодный Топтыжка». – 2 часа.

Содержание. Отработка приемов работы с картоном и проволокой при изготовлении подвижной игрушки.

Тема. Аппликация из нарезанных ниток «Собачка».- 2 часа.

Содержание. Знакомство с новым видом работы - аппликация из цветных шерстяных ниток.

Оформление выставочных работ – 1 час.

Тема. «Чему мы научились за год». Выставка поделок – 1 час.

Содержание. Диагностика по итогам года. Выставка.




Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса имеются следующие принадлежности:

  • оборудование (компьютер, принтер, сканер, проектор);

  • видео-, аудиоматериалы (звуковые файлы «звуки природ», детские песни);

  • печатные пособия (фотографии животных, птиц, растений, грибов, пейзажи).

Занятия проводятся учителем начальных классов или педагогом дополнительного образования, обладающий достаточным опытом работы с детьми.



Календарно-тематическое планирование

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Виды контроля

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

Вводная беседа – 1 час.

1

Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами. Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги.

Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопаснос-ти. Виды бумаги и картона. Рассказ «Из истории бумаги». Изучение свойств бумаги и картона.

1

Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы.

Работа с бумагой



Аппликация и моделирование – 17 часов

2-3


Обрывная аппликация. Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Котенок».


Знакомство с техникой обрывной аппликации.

Беседа о домашних животных. Изготовление аппликации из обрывных кусочков бумаги «Котенок».


2

Практическое занятие. Практический и репродуктив

ный методы.

Работа с бумагой (журнальной, цветной, тетрадной, картоном), клеем.

Выставка


4

Аппликация из природных материалов на картоне «Птица».

Работа с природными материалами (сухие листья, цветы)

1

Практическое занятие. Практический и репродуктив

ный методы.

Работа м природным материалом

(сухие листья, цветы), клеем

Выставка


5-6

Аппликация из ткани на картоне «Колобок».

Знакомство с приёмами работы с плотными видами картона и тканью.

2

Практическое занятие. Практический и репродуктив

ный методы.

Работа с накрахмаленной тканью, картоном, клеем.

Выставка


7-8

Прорезная аппликация «Овощи с нашей грядки».

Знакомство с приёмами прорезания различных видов бумаги и картона. Наблюдение и рассмотрение форм и цветовой гаммы овощей и фруктов с наших огородов.

2

Практическое занятие. Практический и репродуктив

ный методы.

Работа с картоном, клеем, различными материалами (ткань, цветная бумага, бархатная бумага).

Выставка


9-10

Аппликация из птичьих перьев на картоне «Сова».

Знакомство с приёмами работы с перьями на бархатной бумаге. Беседа о птицах нашей страны.

2

Практическое занятие. Практический и репродуктив

ный, исследовательский методы.

Работа с бархатной бумагой, перьями птиц, клеем.

Выставка


11

Аппликация из природного материала (яичная скорлупа) «Лебедь».

Знакомство с приёмами работы с яичной скорлупой на цветном картоне.

1

Практическое занятие. Практический и репродуктив

ный методы.

Работа с цветным картоном, клеем, яичной скорлупой.

Выставка


12

Мозаика из ватных комочков на цветном картоне «Первый снег».

Работа с ватными комочками на цветном картоне.

1

Практическое занятие. Практический и репродуктив

ный методы.

Работа с цветным картоном, клеем, ватой

Выставка


13-14

Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Заяц и лисица.

Использование геометрических фигур в аппликации.

Беседа о диких животных нашего края.

2

Практическое занятие. Практический и репродуктив

ный, исследовательский методы.

Работа с цветной бумагой, клеем и картоном.

Выставка


15-16

Моделирование из картона. Рамочка для пейзажей.

Знакомство с приёмами декорирования способом фигурного вырезания деталей. Беседа и демонстрация фотографий «Пейзажи родного края»

2

Практическое занятие. Практический и репродуктив

ный методы.

Работа с цветной бумагой, клеем и картоном

Выставка


17-18

Моделирование из гофрированной бумаги «Роза – королева цветов».

Знакомство с приёмами вырезания, растягивания, скручивания гофрированной бумаги. Беседа «Роза-королева цветов» о разнообразии видов роз.


2

Практическое занятие. Практический и репродуктив

ный методы.

Работа с гофрированной бумагой

Выставка


Работа с пластическими материалами на бумаге - 8 часов.

19-20

Аппликация из пластилина. Фрукты (по выбору детей).

Отработка приёмов рисования пластилином. Беседа и демонстрация фотографий «Фрукты нашего края». Составление композиции из фруктов.

2

Практическое занятие. Практический и репродуктив

ный методы.

Работа с картоном и пластилином.

Выставка


21-22

Выпуклая аппликация из пластилина «Аквариум».

Формирование приёмов скатывания и прищипывания пластилина. Беседа, наблюдение и демонстрация слайдов «Аквариумные рыбки»

2

Практическое занятие. Практический и репродуктив

ный, исследовательский методы.

Работа с картоном и пластилином

Выставка.

Выполняется общая композиция

23-24

Выпуклая аппликация из пластилина «Одуванчики».

Формирование приёмов скручивания пластилина в различных направлениях. Беседа и демонстрация слайдов «Одуванчики».

2

Практическое занятие. Практический и репродуктив

ный методы.

Работа с картоном и пластилином

Выставка


25-26

Аппликация из пластилина «Грибы в нашем лесу».

Отработка приёмов рисования пластилином. Беседа и демонстрация слайдов «Грибы нашего леса».

2

Практическое занятие. Практический и репродуктив

ный методы.

Работа с картоном и пластилином

Выставка


27-28

Подвижная игрушка «Клюющие цыплята».

Знакомство с новым видом работы с картоном и проволокой –игрушки с подвижными частями.

2

Практическое занятие. Практический и репродуктив

ный методы.

Работа с картоном, цветной бумагой, шилом, проволокой.

Выставка


29-30

Подвижная игрушка «Белочки с орешками».

Отработка приемов работы с картоном и проволокой при изготовлении подвижной игрушки.

2

Практическое занятие. Практический и репродуктив

ный методы.

Работа с картоном, цветной бумагой, шилом, проволокой.

Выставка


31-32

Подвижная игрушка «Голодный Топтыжка».

Отработка приемов работы с картоном и проволокой при изготовлении подвижной игрушки.

2

Практическое занятие. Практический и репродуктив

ный методы.

Работа с картоном, цветной бумагой, шилом, проволокой.

Выставка


33-34

Аппликация из нарезанных ниток «Собачка».

Знакомство с новым видом работы - аппликация из цветных шерстяных ниток.

2

Практическое занятие. Практический и репродуктив

ный методы.

Работа с нарезанными нитками, картоном, клеем.

Выставка


35

Оформление выставочных работ – 1 час.


Диагностика по итогам года. Выставка.

2

Практическое занятие. Практический и репродуктив

ный методы.





























Список литературы


Для учителя:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.


Для обучающихся:

«Весёлые поделки из природных материалов». Сабина Лоф. – Москва – 2005 г.



Интернет – ресурсы для реализации программы

1. http://detkamnazabavu.ru/

2. http://stranamasterov.ru/

3. http://kartonkino.ru/

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос