В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 классаизо

Получить подборку Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3»



Согласовано

Руководитель МО

____________

Протокол № ______


от «___»___________.

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

____________

Протокол № ______

«___»_____________.

Утверждаю:

Директор

МБОУ «Гимназия №3»

_______

Приказ ___

от «_» ___________







Рабочая программа

по учебному предмету «Изобразительное искусство»

для обучающихся 1 класса


Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год







Разработчик:

Захарова Лариса Васильевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории












г. Рубцовск, 2014



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Нормативные документы, лежащие в основе составления рабочей программы: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644); ООП ООО МБОУ «Гимназия №3»; Федеральный перечень учебников; авторская программа Т. А. Копцевой «Изобразительное искусство» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образовательная система «Гармония»); оценочные и методические материалы из авторского УМК; Учебный план МБОУ «Гимназия №3»; Положение о рабочей программе МБОУ «Гимназия №3»; годовой календарный график.

Цель уроков изобразительного искусства – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции. По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.

Задачи:

1. Передача и накопление опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности.

3. Обучение способам деятельности.

4. Сообщение (с учётом возрастных особенностей детей) знаний в своей области.

2. Творческая папка для учащихся к учебнику 1 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012 и послед.

Реализация данной программы предусматривает использование в педагогической практике учебно-методического комплекта:

Учебные пособия (УМК) для учащихся:

1. Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век, 2011 и послед.

Учебные пособия (УМК) для учителя:

  1. Программы общеобразовательных учреждений Т. А. Копцева Изобразительное искусство Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 – 4 классы. Cмоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

  2. Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век.

Курс «Изобразительное искусство» входит в инвариантную часть учебного плана.

Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 33 учебные недели, 33 часа (1 раз в неделю)

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Изобразительное искусство» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города и др.; уроки исследования; уроки-путешествия.

Формы проверки результатов обучения :

-выставки результатов изобразительного творчества;

(групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или тематическая и т.п.);

- викторины;

-кроссворды;

Контроль качества усвоения материала.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

Викторины

Кроссворды

Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

Формы обучения :

- индивидуальная;

-групповая (парная);

-фронтальная;

-коллективная;

Методы обучения :

- исследовательский;

- эвристический(частично- поисковый);

- сравнения

-метод моделирования

- рассказ, объяснение, беседа

-наблюдение, игровой;


















Содержание учебного предмета

Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования: «Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную.

Компонент художественного образования «Значимые темы искусства» в программе каждого класса объединены в четыре модуля «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства», содержание которых помогают ребёнку представить целостную картину мира, эмоционально-ценностно относиться к окружающей ребёнка действительности: живой и неживой природе, человеку, обществу, искусству; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка.

Компонент художественного образования - «Эстетическое восприятие», раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы. Опыт эстетического (художественного) восприятия выражается в умении:

  • выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;

  • различать основные виды художественной деятельности, понимать их специфику: графика, живопись, скульптура, архитектура (художественное конструирование и моделирование), декоративно прикладное искусство (дизайн);

  • различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.;

  • участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;

  • понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;

  • различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу.

  • «Виды художественной деятельности» - компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с:

  • живописными материалами и техниками: акварель, гуашь, пастель (сухая и масляная) и др.;

  • графическими материалами: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки и техниками: граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.;

  • скульптурными материалами: пластилин или глина;

  • конструктивными материалами: бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.

  • «Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения:

  • Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.

  • Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира.

  • Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.

  • Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.); в изобразительном творчестве, использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа; основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.

  • Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций, передавать основные пропорции животных и человека.

  • Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.;

  • Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т.п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре; выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point.

Четвёртый компонент содержания художественного образования «Значимые темы искусства» определяет основные разделы программы «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства», намечает эмоционально-ценностную направленность тематики практических заданий.

В первом разделе «Художник и мир природы» (7 ч.) определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений человека о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землей, цветами, травами, деревьями, полями, лесами, озерами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы является основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.

Второй раздел «Художник и мир животных» (8 ч.) расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, раковина улитка и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.

Третий раздел «Художник и мир человека» (11 ч.) расширяет горизонты детского познания окружающего мира - мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника отечества. Семья, как главная ценность для ребенка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Изображение семейных и государственных праздников, как формы выражения отношение школьника к важным событиям жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в аппозициях «высокий - низкий», «большой - маленький», «далекий - близкий» находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений: сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.

В четвёртом разделе «Художник и мир искусства» (7 ч.) осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, побуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. и, - вызывающих гнев, раздражение, презрение и т.д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т.д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.

Четыре раздела программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нашли отражение в тематическом планировании системы художественно-творческих занятий.



Тематический поурочный план (Изобразительное искусство)

п/п

Тема урока

Элементы содержания урока

Дата проведения

Коррекция

Основные виды деятельности

обучающихся

Информационные ресурсы

Учебное оборудование

Учебная тема: Художник и мир природы 7 ч

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения)

Универсальные

учебные

действия

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Введение

Творческая папка художника.

Творческое задание Создают рисунок на свободную тему любимым художественным цветным материалом, отражающим сферу интересов ученика. (Обложка творческой папки или альбома для рисования — визитная карточка художника.)



Знакомятся с художественными материалами (гуашь, цветные и простой карандаши, фломастеры, акварель, масляная пастель, белая и цветная бумага, пластилин), с формой хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка). Анализируют оформление обложки индивидуальной творческой папки юного художника.

ЭОР

Интер. доска

2

Художественные материалы. Многообразие цветов в природе


Творческое задание Создают образ цветика-многоцветика, используя цветной пластилин или другой материал.



Знакомятся с основными видами изобразительного искусства, с особенностями профессий художника-живописца, графика, скульптора, архитектора, дизайнера.

Исследуют изобразительные возможности цветных художественных материалов (фломастеров, цветных карандашей, гуаши или пластилина) при создании образа цветика- многоцветика, состоящего из основных (красного, синего, жёлтого) и составных (оранжевого, фиолетового, зелёного) цветов.

ЭОР

проектор

3

Художественные материалы. Многообразие цветов в природе


Творческое задание Создают образ цветика-многоцветика, используя цветной пластилин или другой материал.



Знакомятся с основными видами изобразительного искусства, с особенностями профессий художника-живописца, графика, скульптора, архитектора, дизайнера.

Исследуют изобразительные возможности цветных художественных материалов (фломастеров, цветных карандашей, гуаши или пластилина) при создании образа цветика- многоцветика, состоящего из основных (красного, синего, жёлтого) и составных (оранжевого, фиолетового, зелёного) цветов.

ЭОР

проектор

4

Мир природы дарит нам материалы для творчества

Творческое задание Создают (индивидуально или коллективно) композицию «Осеннее дерево», используя метод отпечатывания своей ладони или др.



Узнают, что в древние времена рука была первым инструментом для получения изображения. Делают вывод о том, что природа дарит художнику материалы для творчества: краски, уголь, цветную глину, ветки, камни.

Анализируют выразитель­ность наскальных изображений человеческой ладони (тёмное — на светлом, светлое — на тёмном). Составляют цветовой круг из осенних листьев. Знакомятся с выразительными свойствами цветов: тёплые цвета напоминают огонь, жаркое солнце; холодные цвета напоминают лёд, снег, далёкие небесные просторы.


мультимедийное оборудование

5

Небесные переливы цвета

Творческое задание Создают рисунки, используя технику «по сырому» или пейзаж. придумают к нему образное название.



Узнают, что природа-художница создаёт выразительные небесные картины. Анализируют краски восхода, заката, северного сияния, грозовых облаков: тёмные и светлые краски неба.

Знакомятся с выразительными возможностями акварельной техники «по-сырому», с приёмами работы акварельными красками по влажному листу.

Знакомятся с пейзажем как жанром изобразительного искусства.


мультимедийное оборудование

6

«Есть у солнца друг...»

Творческое задание Создают аппликативную композицию «Солнце и подсолнух – друзья» или др.



Узнают, что дары осени — это фрукты, овощи, семена, ягоды, грибы и др., что природа щедро делится своими богатствами с человеком. Сравнивают природные формы: особенное и общее в образе солнца и подсолнуха (солнца и других цветов). Знакомятся с выразительными возможностями техники обрывной аппликации: бархатистость обрывных краёв, неточность формы, примесь белого цвета во всех кусочках бумаги и др.

Узнают о приёмах выделения композиционного центра на рисунке (крупное изображение в центре, мелкие и маленькие - по бокам; яркий цвет в центре, блёклые, неяркие – по бокам или др.)


мультимедийное оборудование

7

Капризы природы

Творческое задание Создают иллюстрацию к стихотворению А. Плещеева «Скучная картина...» или др.






Знакомятся с литературными зарисовками природы, с умением человека одухо­творять природные явления: дождь капризный, ветер могучий, снег коварный, пушистый и т. п. Анализируют вы­разительные картины природы: ветер, дождь, снег; выразительные свойства графических материалов: линия, точка, штрих, пятно.

Знакомятся с искусством графики как с искусством чёрнобелого изображения, с выразительностью контраста светлого и тёмного.

Анализируют книжные иллюстрации, вычленяют выразительность графического изображения, выполненного тушью (пером, палочкой), гелиевой ручкой или др.


мультимедийное оборудование

Учебная тема: Художник и мир животных 8 ч

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения)

Универсальные

учебные

действия

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать ориги­нальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

8

Художник рисует зверей.

Творческое задание Создают образ дикого животного в движении, используя графические материалы.



Узнают, что наскальные рисунки со сценами охоты — древнейшие следы художе­ственной деятельности человека, что белый мел, цветная глина и уголь — первые художественные материалы человека.

Анализируют выразительность наскальных рисунков. Знакомятся с графическими материалами (уголь, мел, сангина, соусы), с приёмами нанесения изображения (плаш­мя, торцом, растиркой), с методами изображения дикого животного одной линией и от пятна.


мультимедийное оборудование

9

Художник рисует домашних жи­вотных

Творческое задание Создают образ домашнего животного, придумывают рисунку оригинальное название.



Анализируют рисунки животных, выполненных разными художественными материалами. Узнают, что название рисунка отражает замысел автора: «Напуганный котёнок», «Внимательный кот», «Красный кот», «Казанский кот» и др. Используют выразительные свойства материалов для передачи характера домашнего животного (грустный, весёлый, испуганный, хитрый и т. п.).

ЭОР


Проектор

10

«В аквариуме есть кусочек моря…»

Творческое задание Создают образ подводного царства с использованием смешанной техники — акварель и восковой мелок или др.



Знакомятся с богатством природных форм подводного мира, с образами необычных рыб: рыба-бабочка, рыба-ёж, рыба-попугай и др. Анализируют разнообразие форм и окраски аквариумных рыб. Изучают приёмы работы в смешанной технике: восковые мелки (масляная пастель или парафиновая свеча) и акварель в технике «по-сырому».


мультимедийное оборудование

11

Художник рисует птиц

Творческое задание Создают иллюстрацию к загадке про птиц, изображают птицу в характерной позе или др.



Узнают, что в природе существует большое многообразие птиц.

Узнают, что внешний вид птиц, их повадки способствовали созданию сказок, стихов, пословиц, поговорок, образных сравнений и аллегорий: орёл — царь, сова — мудрость, лебедь — преданность и др. Разгадывают и придумывают загадки про птиц. Знакомятся с приёмами изображения птиц одной линией, от пятна и поэлементно. Анализируют рисунки птиц художников В. Ватагина, Е. Чарушина.


мультимедийное оборудование

12

Букашки - таракашки

Творческое задание Создают рельефное изображение насекомого, придумывают ему оригинальное название.



Анализируют иллюстрации разных художников к одному и тому же сюжету сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха» или мультфильмы с участием насекомых.

Делают вывод о том, что оригинальность замысла — основа выразительной композиции, что каждому художнику присущ индивидуальный изобразительный стиль.

Знакомятся с приёмами получения рельефного изображения из цветного пластилина.


мультимедийное оборудование

13

У зверей тоже бывают мамы и папы.

Творческое задание Создают объёмный образ одного животного или группы на тему «У зверей тоже бывают мамы и папы» или выполняют иллюстрацию к стихотворению про животных.



Анализируют образы зверей в творчестве художника- графика Е. Чарушина и ху- дожника-скульптора В. Ватагина.

Узнают, что объём — выразительное средство скульптуры. Знакомятся с приёмами лепки: вытягивание из целого куска деталей и поэлементное соединение частей в целое.


мультимедийное оборудование

14

«Если б только мы умели понимать язык зверей…»

Творческое задание Создают кормушку для птиц, используя пакет из-под моло­ка, или создают маску любого животного из бумаги.




Знакомятся с содержанием Красной книги, с животными родного края, занесёнными в Красную книгу.

Узнают, что многие виды животных и птиц находятся на грани исчезновения. Анализируют возможные варианты помощи диким животным и птицам.

Узнают о животных — символах Нового года.


мультимедийное оборудование

15

Животные – наши соседи.

Творческое задание Создают рисунок на экологическую тему или выполняют иллюстрацию к стихотворению Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» или др.



Анализируют детские рисунки на экологическую тему, помещённые в учебнике.

Узнают о задачах экологии — науки о сохранении всего живого на Земле.

Знакомятся с цветом как средством художественного выражения, с возможностью тёплой и холодной гаммы цветов.

ЭОР

проектор

Учебная тема Художник и мир человека 11 ч

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения)

Универсальные

учебные

действия

  • Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

16

Ты художник

Творческое задание Создают рисунок на тему «Я люблю рисовать (лепить, кон­струировать)» подписывают свою работу.



Анализируют содержание детских рисунков и их названия, делают вывод о том, что название рисунка отражает основную идею автора, его замысел.

Знакомятся с оформлением этикетки к рисунку, необходимостью указать важные сведения об авторе рисунка: имя автора, возраст, класс, название рисунка.

Анализируют содержание рисунков на тему «Я — художник», помещённые в учебнике атрибуты изобразительного искусства.

Знакомятся с выразительными свойствами линии: плавная, корявая, непрерывная, прерывная.

ЭОР

Интер. доска

17

Художник рисует родной край

Творческое задание:

Создают рисунок на тему «Масленица», «Школьный праздник» или др.



Узнают, что каждый народ — художник, который стремится выразить природное и национальное своеобразие в произ­ведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Узнают о приёмах выделения в рисунке главного средствами композиции: ближе — больше, дальше — меньше; первый, второй план.

Анализируют композиции произведений художников и детских рисунков в учебнике: «Как я провёл зимние каникулы», «У бабушки в деревне» или др.

ЭОР

Интер. доска

18

«Какие бывают девочки…»

Творческое задание Создают портрет девочки или автопортрет.



Знакомятся с жанром портрета (автопортрета). Высказывают своё мнение об изречении: «Глаза — зеркало души». Анализируют произведения художников, изображающих портреты девочек.

Делают вывод, что отношение к портретируемому художники выражают по-разному. Анализируют цвет как средство художественного выражения в портрете: тёплый — холодный, нюансный — кон­трастный, светлый — тёмный. Знакомятся с приёмами изображения портрета, с основными пропорциями в изображении частей человеческого лица.


мультимедийное оборудование

19

«Какие бывают мальчишки…»

Творческое задание Создают изобразительный образ мальчика или автопортрет.



Вспоминают, что портрет — это жанр изобразительного искусства, а автопортрет — это картина, на которой художник рисует себя, глаза — это зеркало души. Отмечают, что отношение к портретируемому является важным условием изображения портрета (автопортрета).

Знакомятся с выразительными средствами графики (точкой, линией, пятном, штрихом), с приёмами изображения портрета мальчика, с основными пропорциями частей человеческого лица.


мультимедийное оборудование

20

Мужской портрет.

Творческое задание Создают изобразительный образ папы (дедушки) или портрет мужчины мужественной



Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике. Размышляют над высказыванием «Все профессии важны…».

Выражают отношение к портретируемому через композицию: добрый, суровый, серьёз­ный или уставший взгляд и др. Используют выразительные средства графики (точку, линию, пятно, штрих), учитывают основные пропорции в изображении частей человеческого лица для достижения замысла



21

Былинные богатыри

Творческое задание Создают портрет былинного героя или современного защитника Отечества.



Знакомятся с произведениями изобразительного искус­ства в учебнике: героическим и парадным портретами, с бы­линными героями. Высказывают своё мнение о ветеранах — участниках Великой Отечественной войны, о современных солдатах, моряках, пехотинцах, танкистах — защитниках Отечества. Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике. Знакомятся с этапами выполнения рисунка.

В рисунке выражают своё отношение к портретируемым через добрый, суровый или уставший взгляд, широкие плечи, через военные атрибуты: оружие, доспехи, награды, знамёна и др. Используют выразительные средства графики (точку, линию, пятно, штрих) и приёмы изображения человека во весь рост, учитывают основные пропорции при изображении фигуры человека и лица.


мультимедийное оборудование

22

Рисуем маму

Творческое задание Создают изобразительный образ мамы, у которой «руки трудовые».



Анализируют детские рисунки учебника и содержание стихотворения М. Родиной «Мамины руки».

Стремятся выразить отношение к маме (бабушке) через движение рук (мама моет, стирает, гладит и т. п.), через изо­бражение важных деталей: посуда на кухне, пылесос, комнатные цветы или др. Используют цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит, приёмы изображения человека во весь рост, учитывают основные пропорции человеческой фигуры.


мультимедийное оборудование

23

Моя семья

Творческое задание Изображают портрет своей семьи.



Анализируют произведения художников и детские рисунки на тему «Семья», помещённые в учебнике.

Стремятся к выражению своего отношения к портретируемым через изображение со­вместных дел семьи, улыбку, добрый взгляд или др. Анализируют цвет как сред­ство выражения: тёплый и холодный колорит.

Используют приёмы изображения человека в движении во весь рост.

Учитывают основные пропорции при изображении фигуры человека и лица.

ЭОР

Интер. доска

24

Знаменитые скульпторы

Творческое задание Создают объёмный образ человека в движении.



Знакомятся со скульптурной группой «Рабочий и колхозница» В. Мухиной, с особенностями передачи движения в объёме, с приёмами лепки человека во весь рост, с основными пропорциями фигуры человека.

Знакомятся с этапами выполнения индивидуальной или коллективной объёмной скульптурной группы.


мультимедийное оборудование

25

Транспорт на улицах

Творческое задание Создают тематический рисунок с изображением городского транспорта.



Знакомятся с видами пассажирского транспорта: автобусом, легковыми машинами разных марок, трамваем, трол­лейбусом, маршрутным такси и др., с городским спецтранспортом: машиной скорой помощи, пожарной машиной, полицейской машиной и др. Вспоминают правила дорожного движения.

Знакомятся с особенностями построения композиции, с выделением в рисунке главного: ближе — больше, дальше — меньше; приёмами изображения первого и второго плана при выполнении ком­позиции «Машины и пешеходы у светофора» или др.


мультимедийное оборудование


4Фантастический транспорт

Творческое задание Создают образ оригинальной чудо-машины, используя фло­мастеры или другие материа­лы, придумывают фантасти­ческому



Знакомятся с видами пассажирского транспорта: наземным, воздушным,водным и т. п. Знакомятся с профессией художника-дизайнера. Сравнивают форму насекомых, птиц и рыб с транспортными средствами передвижения.

Вспоминают литературные произведения и фильмы с участием чудо-машин, нари­сованных в фантастическом жанре.

Знакомятся с особенностями изображения чудо-машины, которая умеет и летать, и плавать, и передвигаться по земле. Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике.


мультимедийное оборудование

Учебная тема Художник и мир искусства 7ч

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения)

Универсальные

учебные

действия


Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

27

В мире книг

Творческое задание Создают оригинальный изобразительный образ буквы.



Знакомятся с книгой как источником знаний и мудрости. Узнают, что буквица — первая буква на странице, красная буква, красивая буква. Анализируют образное ре­шение буквиц, помещённых в учебнике, раскрывающих замысел автора.

Учатся использовать тёплые и холодные цвета, контраст светлых и тёмных цветов при изображении буквицы.

ЭОР

Интер. доска

28

Музыка цвета

Творческое задание Создают оригинальный изобразительный образ «музыкальных пятен» в технике монотипии.



Вычленяют весёлые и грустные цвета, соотносят их с весёлой и грустной музыкой. Знакомятся с некоторыми особенностями искусства мультипликации, техникой монотипии, с приёмами получения цветных «музыкальных» пятен.


мультимедийное оборудование

29

Цирковое представление

Творческое задание Создают оригинальную композицию на тему «Цирк».



Вспоминают, что цирковое представление — это всегда чудо, что люди и животные, выполняющие трюки на цирковой арене, — это виртуозные актёры: акробаты, фокусники, дрессировщики и т. п.

Анализируют выразительность детских рисунков в учебнике, умение детьми ис­пользовать цвет как средство выражения, помогающее художникам передать настрое­ние таинственности, настороженности, праздничности или др. Знакомятся с при­ёмами использования контраста светлых и тёмных цветов с целью достижения замысла. Знакомятся с элементарными приёмами изображения животных в движении (поднятая лапа, повёрнутая голова и др.).Повторяют основы композиционного построения изображений: ближе — больше, дальше — меньше; первый и второй изобразительный план.


мультимедийное оборудование

30

Планетарий

Творческое задание Изображают собак-космонавтов или здание планетария



Знакомятся с первым планетарием в России - в Москве.Узнают о том, что в планетариях читаются лекции по астрономии и космонавтике, сопровождающиеся показом искусственного звёздного неба на полусферическом экране-куполе и др. Вспоминают планеты Сол­нечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) Знакомятся с героями космоса) с собаками-космонавтами Белкой, Стрелкой. Вспоминают первого космонавта планеты — Ю. А. Гагарина.


мультимедийное оборудование

31

В мире музея

Творческое задание Создают оригинальный образ пасхального яйца



Знакомятся с музеем декоративно-прикладного искусства и с некоторыми его экспонатами.

Узнают о строении мира в древние времена через образ трёх царств: небесное, земное и подземно-подводное. Вспоминают о празднике Пасхи и о его символе — пас­хальном яйце.

Анализируют элементы декоративного узора, знакомятся с символическим значением некоторых элементов (линия, круг, спираль, звезда и др.).



32

Народные промыслы

. Творческое задание Украшают декоративную тарелку или любой другой шаблон (валенки, варежки, поднос, вазу или др.), при­думывают своей работе название.



Знакомятся с народными промыслами региона. Выявляют влияние климатических и геологических факторов на развитие на­родных промыслов.

Узнают особенности симметричного изображения предметов.

Повторяют элементы декоративного узора и их символическое значение: линия, круг, спираль, звезда и др



33

Москва – город-музей. Государственная Третьяковская галерея.

Творческое задание Создают тематическую композицию «Что я хочу посмотреть в Москве?» или «Что интересного я видел в Москве?»



Вспоминают название столицы Российской Федерации, размышляют над тем, почему Москву называют городом-музеем. Анализируют памятники архитектуры Красной площади, репродукции которых помещены в учебнике. Знакомятся с основными вехами истории Московского Кремля (деревянный, белокаменный, кирпичный). Повторяют особенности выделения главного в композиции: ближе — больше, дальше — меньше.


мультимедийное оборудование

Планируемые результаты на конец изучения курса

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения)



Универсальные

учебные

действия



Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.


Всего: 33 часа



Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые результаты освоения учебной программы 1 класса

В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:

  • умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

  • активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);

  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;

  • умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  • способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности.

  • Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других с ран мира;

в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Литература и средства обучения:

-для учащихся:

1) Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век.

-для учителя

1) Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век.

2) Программы общеобразовательных учреждений Т. А. Копцева Изобразительное искусство Программа 1 – 4 классы. поурочно-тематическое планирование. 1 – 4 классы. Cмоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

3) http://umk-garmoniya.ru/


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства обучения:

- классная доска с набором магнитов

- мультимедийный проектор;

- фотокамера цифровая ( по возможности)

- компьютер;

- интерактивная доска


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru