1. ПРОГРАММА «Олимпийцы среди нас»
2. Автор – разработчик: Компанец Любовь Ивановна, учитель физической культуры
3. Актуальность, цели и задачи программы.
На протяжении всего существования МБОУ Лопанская СОШ №3 приоритетным направлением работы педагогического коллектива является сохранение и укрепление здоровья школьников, а также привлечение максимального количества учащихся к занятиям физической культурой и спортом. Школа определена базовым общеобразовательным учреждением по реализации модернизации образования.
Актуальность программы «Олимпийцы среди нас» продиктована основными положениями Концепции российского олимпийского образования, принятой в преддверии сочинской олимпиады 2014 года.
3.1. Обоснование темы программы.
Программа «Олимпийцы среди нас» разработана для формирования здорового образа жизни посредством вовлечения учащихся в спортивно – массовые мероприятия школы и приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, период реализации программы с 2011 по 2015 годы.
3.2. Цель программы: создание условий для повышения эффективности работы школы по формированию культуры здорового образа жизни и духовно-нравственных ценностей обучающихся, связанных со спортом, олимпийским движением.
3.3. Задачи:
-
разработка новых физкультурно-оздоровительных технологий и методик адаптивной физкультуры, основанных на индивидуализации параметров физических нагрузок и способствующих формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
-
пропаганда среди школьников основополагающих принципов олимпизма;
-
распространение знаний об олимпизме, олимпийском движении и Олимпийских играх в школе;
-
Создание олимпийского уголка, связанного с олимпийским движением;
-
пропаганда идеалов и принципов чести и благородства в спорте и в жизни;
-
Предоставление возможности школьникам развития, совершенствования и реализации своих физических навыков;
-
оснащение материально-технической базы школы для повышения результатов школьников в области физической культуры и спорта.
4. Сроки реализации программы
Программа реализуется в течение четырёх лет, состоит из трёх этапов:
1 этап (подготовительный) – ноябрь 2011 года;
2 этап (практический) – ноябрь – 2011 – май 2014 года;
3 этап (рефлексивный - обобщающий) июнь-сентябрь – 2015 года.
5. Содержание программы
5.1. Механизм реализации программы.
Реализация программы осуществляется путем:
- построения программы формирования культуры здорового образа жизни на основе ФГОС;
- разработки новых спортивно - оздоровительных технологий;
- разработки и внедрения системы самооценки уровня здоровья и самооздоровления;
- создания единого пространства на основе сетевого взаимодействия Управляющего совета, совета старшеклассников «Шкода», методического совета школы;
- максимального привлечения ресурсов школы, содействующих здоровью и олимпийскому обучению;
- обновления и дополнительного оснащения материально-технической базы школы для расширения возможностей приобщения обучающихся к занятиям физкультурой, спортом и олимпийскому образовании;
- формирования у школьников активной жизненной позиции, духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, олимпийским движением;
- вовлечения в занятия массовыми видами спорта и выявление одарённых детей в спорте для участия в соревнованиях различного уровня;
- обеспечения качества и безопасности в проведении спортивно – массовых мероприятий;
- проведения мониторинга здоровья для создания банка данных о динамике здоровья.
№ |
Этап |
Мероприятия |
Исполнители |
1. |
Подготовительный |
Разработка программы формирования культуры здорового образа жизни и олимпийского образования. Создание нормативных документов, регламентирующих деятельность программы |
Администрация школы, рабочая группа |
2. |
Практический
|
Введение в рабочие программы по физической культуре изучение олимпийских видов спорта. Привлечение максимального числа учащихся школы в спортивные соревнования различных уровней. Беседы: о здоровье и здоровом образе жизни, об истории олимпийских игр, о развитии олимпийского движения, об Олимпийских чемпионах; (Олимпийские уроки, урока паралимпизма, знакомство с сайтом http://www.sochi2014.com/ , уроки здоровья); Олимпийское образование во внеурочное время (спортивно – массовые мероприятия; соревнования различного уровня); Олимпийское образование во внеклассной работе (спортивные традиции школы, волонтёрское движение: «Олимпийцы среди нас»; - конкурсы презентаций, проектов среди учащихся; - совместная работа с родителями, молодёжью села, классные часы). Вовлечение 100% школьников в спортивные секции школы, ДЮСШ, ЦВР. |
Учитель физкультуры, учителя предметники, классные руководители, учащиеся, родители, молодёжь села |
3 |
Рефлексивный - обобщающий |
- отслеживание результатов участия в соревнованиях различного уровня; - мониторинг здоровья учащихся; - результативность участия в конкурсах; - публикации в прессе и на сайтах; - обобщение опыта работы об олимпийском обучении и воспитании здоровому образу жизни в процесс образования. |
Администрация школы, учитель физкультуры, классные руководители, медперсонал, родители. |
5.2. Программа мониторинга
№ |
Критерий |
Показатели |
Оценка показателя |
Подтверждение |
|
Да 1 балл
|
нет (0 баллов) |
||||
1. |
Наличие необходимой нормативно-правовой базы для реализации программы |
Наличие решений педагогического совета, управляющего совета о применении в образовательном учреждении программы формирования культуры здорового, безопасного образа жизни и олимпийского образования. Наличие приказа о создании рабочей группы. |
|
|
Протоколы заседаний педагогического совета, управляющего совета, на которых принято решение об Утверждении программы, приказы, наличие подписей. |
2. |
Обеспечение принципа демократичности и открытости хода программы |
Своевременное информационное наполнением сайта школы. Проверка достоверности представленной информации |
|
|
Сайт пополняется систематически. Информация достоверна. |
3 |
Работа над формированием программы |
Разработка программы формирования культуры здорового, безопасного образа жизни и олимпийского образования. |
|
|
Аналитическая справка, публикация на сайте. |
4 |
Оснащение материально-технической базы школы |
Инвентаризация. Дооснащение спортивным оборудованием и инвентарём. Возложение материальной ответственности. |
|
|
Наличие накладных документов о поставке. Наличие приказов о возложении материальной ответственности. Постановка инвентарных номеров на новое оборудование. |
5 |
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс |
Разработка инновационных физкультурно-оздоровительных технологии и методик адаптивной физкультуры. Применение технологий на уроках физической культуры, во внеклассной спортивной работе |
|
|
Наличие рецензии на методические разработки от методического совета. Анализ посещенных уроков, мероприятий. |
6 |
Соблюдение санитарно-гигиенических требований при составление школьного расписания уроков |
Соответствие расписания уроков санитарно-гигиеническим требованиям. |
|
|
Наличие экспертизы от территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека по Ростовской области |
7 |
Использование дополнительного образования как ресурса релаксации и реабилитации возможностей обучающихся. |
Охват обучающихся школы занятиями в системе дополнительного образования: спортивных секций, кружков, работа специальных групп. |
|
|
Аналитическая справка, публикация на сайте школы. |
8 |
Обеспечение массовости участия обучающихся в спортивных внешкольных соревнованиях, акциях. |
Рост числа обучающихся участвующих в массовых спортивных внешкольных соревнованиях, акциях. |
|
|
таблица участия |
9 |
Разработка Программы формирования культуры здорового, безопасного образа жизни и олимпийского образования на основе ФГОС. |
Приказ на реализацию программы на рассмотрении у администрации школы |
|
|
Наличие приказа публикация на сайте школы. |
10 |
Удовлетворенность участников образовательного процесса работой школы в области здоровья |
Результаты социологического опроса |
|
|
Аналитическая справка, публикация на сайте |
11 |
Обеспечение в школе возможности получения качественного образования детьми с особыми проблемами в состоянии здоровья |
Изучение опыта работы других школ по обучению детей-инвалидов, учащихся находящихся на индивидуальном обучении, получающих образование в семье и имеющим специальную медицинскую группу. |
|
|
таблица социологическое исследование уровня удовлетворенности учащихся с особыми проблемами в состоянии здоровья и их родителей работой школы |
6. Ресурсное обеспечение программы
6.1. Наличие организационных условий для реализации программы
В школе создана группа по реализации программы. Координацию деятельности педагогического коллектива, обучающихся, родителей по проведению деятельности олимпийского образования осуществляет совет, в который входят: администрация школы, учителя ФК, биологии, медработник, представители Управляющего Совета школы, Попечительского совета от родителей, детской организации «Шкода», психолог.
В школе функционирует детская команда здоровья (волонтеры), в состав которой входят обучающиеся 6-11 классов. Под руководством педагогов школьники в течение года проводят тренинги по обучению здоровью, акции, реализовывают волонтерские проекты, принимают участие в конкурсах социальных проектов по ЗОЖ и олимпийскому обучению.
Большую роль в формировании культуры здорового образа жизни, олимпийского обучения играет Управляющий совет, в состав которого входят родители, представители общественности. При материальной поддержке Управляющего совета проводятся конкурсы: «Самый спортивный - здоровый класс», «Самый спортивный ученик года», «Малая Олимпиада школы», Дни здоровья, конкурс «Олимпийцы среди нас» и др.
6.2. Наличие заинтересованных сторон.
-
Центр Внешкольной работы детей (проведение акции «Молодежь за ЗОЖ», конкурсы агитбригад, рисунков и т.д.);
-
Медицинские учреждения (диагностико - консультативная помощь специалистов, организация встреч и бесед с учащимися и родителями);
-
Детской школы искусств (филиал ДШИ на базе школы);
-
Отдел образования (методическое сопровождение организации учебно-воспитательного процесса);
-
Управляющий совет (софинансирование деятельности школы);
-
Детская юношеская спортивная школа (охват учащихся спортивной занятостью);
-
Классные руководители (проведение олимпийских уроков, семейных спортивных соревнований);
-
Медицинское учреждение «Лопанская амбулаторная больница» (диспансеризация, медицинские консультации, санитарно-просветительская работа);
-
Специалисты Лопанского сельского поселения (привлечение старшеклассников к участию в межпоселенческих спортивных соревнованиях, а также строительство спортивной площадки);
-
Детская конноспортивная школа ЗАО «Донской».
6.3. В качестве источника софинансирования можно рассматривать имеющуюся материально-техническую базу школы.
В школе создана хорошая материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения результативности школьников в области физической культуры и спорта: спортивный зал, столовая, спортивная площадка, сельское футбольное поле, Дом культуры.
Данные ресурсы являются стартовой базой для реализации программы, но, тем не менее, материально-техническая база школы нуждается в дополнительной модернизации, что будет произведено в 2014-2015 учебном году.
Для софинансирования программы планируется привлечение средств местного бюджета, спонсорская помощь.
В школе созданы необходимые условия (организационные, методические, педагогические, материально-технические) для реализации программы по формированию культуры здорового образа жизни и олимпийского образования.
7. Ожидаемые результаты от реализации программы:
- Разработка новых физкультурно-образовательных технологий и методики адаптивной физической культуры, приемлемых для нашей школы;
-Формирование культуры здорового, безопасного образа жизни и олимпийского образования;
- Составление паспортов здоровья на каждого обучающегося школы;
- Модернизация материально-технической базы школы;
- Улучшение условий для занятия физической культурой;
- Создание Банка данных о динамике здоровья обучающихся;
-Увеличение доли участия обучающихся школы в олимпийском движении;
-Увеличение количества обучающихся, охваченных системой дополнительного образования до 100%.
8. Критерии эффективности, оценка степени эффективности с указанием результатов.
Показателями эффективности реализации программы являются следующие достижения:
8.1.1.Динамика и разнообразие форм включения школьников во внеурочную деятельность по предмету.
Значительное расширение внеурочной деятельности происходит за счёт использования возможностей системы дополнительного образования: Детской юношеской спортивной школы и Центра внешкольной работы.
8.1.2. Охват школьников в спортивных кружках и секциях.
Более 90% школьников охвачены внеурочной деятельностью.
Увеличение количества секций даёт положительный результат по итогам соревнований, улучшаются физические показатели и здоровье школьников.
При составлении расписания уроков, работы спортивных кружков и секций, мероприятий во внеурочное время предпочтение отдаётся желанию детей.
Ежегодно проходят внутришкольные соревнования и внеклассные мероприятия с привлечением к ним учащихся всей школы.
8.1.3. Положительная динамика массовости участия школьников в спортивных соревнованиях:
Участие во всех видах соревнований спартакиады школьников Целинского района. Охват наибольшего количества учащихся во внутришкольных спортивно – массовых мероприятиях.
8.1.4. Наличие призовых мест общеобразовательного учреждения в области физической культуры и спорта за последние три года
8.1.5. Положительная динамика роста здоровья детей МБОУ Лопанская СОШ №3.
8.1.6. Наличие измеримых показателей результатов внедрения программы «Олимпийцы среди нас».
Количественные индикаторы реализации программы:
- Снижение сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний костно-мышечной системы, нарушения зрения (по прогнозу диспансеризации 2011 года);
- Рост участия в массовых спортивных акциях до 100%.
- Увеличение уровня удовлетворенности родителей, учащихся работой школы до 100% в направлении развития физической культуры и спорта.
- Разработка в каждой параллели не менее 10 методических разработок по ЗОЖ и олимпийскому образованию учащихся.
8.1.7. Наличие системы обобщения и распространения позитивного опыта реализации программы.
Обобщение опыта программы будет осуществляться через:
- размещение информации на сайте школы, в СМИ;
- проведение семинаров на МО, РМО;
- трансляцию передового педагогического опыта через сайты учителей.
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Социально-педагогическая сущность создания ситуации успеха для обучающихся в системе дополнительного образования детей»