В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Методика предупреждения ошибок учащихся при ручной обработки древесины.docx (Методика редупреждения ошибок учащихся при ручной обработки древесины)

Александр Козлов Войдите для скачивания файлов

C:\Users\user\Desktop\uchmet_120_60.gif


Методика предупреждения ошибок учащихся при ручной обработки древесины

Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Многолетний опыт работы учителей технологии, освещенный в различных учебно-методических пособиях, журналах, опыт работы учебных мастерских свидетельствуют о том, что полностью ошибок при ручной обработке древесины учащимся не избежать. Анализируя их причины, нашей основной целью стало разработка мероприятий, направленных на их предупреждение. Тем более что есть типичные ошибки, повторяющиеся из года в год.

Ошибки при изучении любого предмета нежелательны, поэтому, изучая ошибки, учащиеся будут сравнительно легко устранять их, и объективно подходить к разработке будущих проектов. Ведь чаще всего ошибки в работе допускаемые учащимися, являются следствием недоработок учителя. Попробуем показать это на примере обучения школьников ручной обработки древесины.

Всегда ли этому важному требованию уделяется должное внимание в учебном процессе? Одних знаний тут мало, нужна соответствующая привычка, которая складывается не сразу. Эту важную задачу надо держать на контроле с первого дня пребывания учащихся в мастерских. Как и во всём другом, здесь обязан быть пример учителя, на рабочем месте которого всегда должен быть идеальный порядок.

Существует ряд требований к размещению инструментов на рабочем месте, на разъяснение которых учащимся не следует жалеть времени. Надо пояснить, что чаще используемый инструмент располагают ближе, остальной дальше, но, как правило, в пределах досягаемости, слегка согнутых в локте правой и левой руки. Не следует допускать такой раскладки инструментов, когда работающему, чтобы ими воспользоваться, приходится поворачиваться, сгибаться или перекладывать их из одной руки в другую и т.п. Всё это элементарные требования эргономики.

Не менее важно и состояние инструментов и оборудования: готовность к работе, привлекательный внешний вид. Полезно закрепить индивидуальные рабочие места с имеющимся на них инструментом за конкретным учащимся, использовав карточки с их фамилиями, определить порядок пользования инструментами и приспособлениями общего назначения. Плохо, когда учащийся относится к своему рабочему месту как к времянке. Например, так сильно зажал заготовку клиньями, что она поднялась над верстаком, и давай осаживать ее сильными ударами киянки, ведь это может привести к поломке упоров. Частая ошибка, когда струги кладутся подошвой вниз. При этом царапается поверхность столешницы, и тупятся резцы.

Изготовление любой детали начинается с разметки. От ее точности зависит качество изделия. В 5-ом классе на первых порах для этого приходится использовать карандаш, линейку и столярный угольник. И тут же начинаются типичные ошибки. Неправильно приводится карандашом риска, Разметка откладывается не от нуля, а от единицы. Происходит это потому, что проводят по искомому размеру. Но измерить – значит сравнить с готовой величиной. Следует совместить начало линейки с краем плоскости, найти нужный размер и провести разметочную линию. К слову сказать, почти в каждом деле есть свои маленькие хитрости. Надо помочь учащимся взять их на вооружение.

Обычная ошибка, когда искомый размер откладывается один раз, а затем по линейке проводится линия разметки, которая непараллельная кромке. Нужно предупредить, что параллельность может быть обеспечена, если проведены две разметочные риски.

Часто ученики не понимают, что значит разметить под прямой угол, или, как мы говорим для краткости, - под угольник. Ошибка состоит в том, что угольник используется как линейка, т.е. колодка не прижата к заготовке, отчего риска выходит не под прямым углом. При разметке нескольких заготовок и последующем пилении размер оказывается на 2-3 мм меньше, так как материал уходит в опилки. Чтобы предупредить эту ошибку есть два пути: первый — размечать и отпиливать по одной заготовке, а второй — провести риску разметки и рядом с нею другую на расстоянии 2-3 мм. Этот припуск и пойдет на распил.

Нередко при разметке ученик располагает пальцы на линейке, и она при проведении риски карандашом сдвигается. Для устойчивости надо расположить пальцы не только на линейке, но и на размечаемой плоскости. При разметке заготовки на две равные части, особенно, если она длиннее линейки, учащимся приходится измерять ее неоднократно. А есть простой способ. На линейке или просто планке отметить на глаз примерно половину, прижать этот размер пальцем, совместить его с кромкой заготовки и провести риску. Затем, не сдвигая палец с размера, отложить его с противоположной стороны. Между двумя рисками будет искомая величина, которую можно отметить на глаз — погрешность будет невелика.

При разметке заготовки по шаблону следует предупредить учащихся, что размер получается несколько большим. Для точности прямые линии следует обвести с помощью линейки.

Без знания азов черчения, особенно на первых порах, учащимся трудно выполнять разметку, как это положено, от осевых линий. Например, деталь симметричная, даны размеры центров отверстий, а учащийся выясняет, какой размер от края заготовки до отверстия.

При разметке рейсмусом первоначальная ошибка — непараллельные линии. Ученики не сразу овладевают этим инструментом. Надо потренировать их на бросовом материале. На первых порах детям трудно удержать одной рукой заготовку, а другой рейсмус и провести им риску. Можно рекомендовать им закрепить заготовку на верстаке. Бывает, что иголки рейсмуса великоваты и врезаются глубоко в материал, что затрудняет проведение параллельной линии. Необходимо наклонить рейсмус, чтобы по материалу скользила его ножка. Еще лучше, чтобы ученический рейсмус имел низкую иглу.

Нередко дети забывают про рейсмус и пытаются провести разметку линейкой. Это можно делать, если его нет под рукой. Для этого следует отложить ногтем большого пальца правой руки необходимый размер на линейке. Прижать палец к кромке материала, а к концу линейки карандаш и, двигая ноготь на себя, произвести параллельную риску.

При освоении штангенциркуля типичная ошибка — неправильный хват. При этом ученик не отодвигает подвижную губку большим пальцем, а пытается раздвинуть обе губки двумя руками. Получается, что ему как бы не хватает третьей руки для удержания заготовки. Путь исправления этой ошибки — показ правильного приема и упражнения. Другая типичная ошибка — отсчет размера от 0 до начала подвижной губки, а не первой риски нониуса. Выход здесь тот же — закрепление правильного приема упражнениями.

Массовая ошибка при работе на токарном станке по дереву, когда размер «ловится» по всей длине заготовки. Отсутствие опыта ведет к уменьшению размера, а значит, к браку. Следует неоднократно повторять, что размер протачивается на расстоянии 5-7 мм от края и в случае ошибки этот кусочек можно отрезать.

Немало типичных ошибок допускают учащиеся и при усвоении операции строгания. Знакомство с ним начинается в 5-м классе, когда ученики к этому физически еще не готовы. Струги «взрослые», и для детей тяжелы. Дополнительную трудность вносят не регулируемые по их росту верстаки. И, конечно, очень желательно, чтобы, особенно на первых порах, древесина, предназначенная для обработки, была сухой и мягких пород.

В процессе строгания можно выделить три составляющие: начало движения, его основная часть и окончание. В первый момент преодолеваются инерция и сопротивление материала, струг скользит, недостаточно врезаясь в древесину. Основное движение происходит обычно нормально, а вот прекращение его характеризуется более глубоким захватом, ибо к тяжести струга добавляется давление наклоненной верхней части туловища. Все это стоит предусмотреть и скорректировать разъяснением.

Следующая типичная ошибка, когда строгают дальше линии разметки. Приходится неоднократно предупреждать, что строгать надо до нее, сохраняя разметку. Или ученик строгает, ориентируясь лишь на линию разметки со своей стороны.

Возникновение ошибок можно предупредить различными приемами. Например, применяя несложное приспособление. У стусла сделаны по бокам дополнительные стеночки с пазами. Они подвижны и закрепляются гайкой-барашком. Зафиксировав высоту заготовки, ученик закладывает ее в стусло и подгоняет под необходимый размер.

Или применяем рубанок, у которого с двух сторон прикреплены регулируемые по высоте планки, с помощью которых при окончательном строгании выдерживаются необходимый размер и параллельность.

Строгая длинные заготовки, учащиеся часто допускают перекос плоскости, получается, как бы винт-пропеллер. Происходит это от неумения и отсутствия контроля вовремя работы. Бывает, что на холостом ходу ученики не тащат струг, а переносят, совершая тем самым ненужную работу. Частенько при косослое они переворачивают не заготовку, а струг и тянут его на себя, также привнося в работу неудобство.

При наладке стругов допускаются обычно две ошибки. Из-за малого вылета резца стружка не снимается или при большом вылете резец врезается в древесину, словно топор. Это особенно часто происходит при отсутствии регулирующего его выход винта. Еще одна типичная ошибка — перекос резца. Строгание тогда происходит одной его выпущенной частью, поверхность получается неровной, с типичной полосой. Учащимся необходимо постоянно напоминать о правильной наладке струга. И если с шерхебелем дело обстоит проще — там выход резца от 1 до 3 мм, то с рубанком сложнее. У него правильный выход резца — 0,1 мм. При этом стружка получается тонкая, словно бумага. Ученики, знакомые с наладкой рубанка с деревянной колодкой, пытаются и в случае если она металлическая выпустить резец ударами молотка, что ведет к порче инструмента. Еще одна ошибка, когда пытаются вынуть резец из струга с деревянной подошвой, ударяя по передней части рубанка или подбивая резец, поставив инструмент на верстак. Но это необходимо делать на весу и обязательно держа, рубанок вверх подошвой.

Начинающее «мастера» сплошь и рядом пытаются проверить чистоту простроганной поверхности ладонью. А в результате — занозы. При забивании летка стружкой очищают его пальцами, что также небезопасно. Учащиеся, обладающие некоторым навыком, пытаются строгать заготовку без предварительной разметки да, вдобавок, проверять искомую толщину от поверхности верстака. А ведь заготовка сильно сжата упорами и слегка приподнята. В результате ее размеры оказываются заниженными.

При обработке кромок фанеры во избежание отколов их строгают примерно до середины, а затем поворачивают заготовку и продолжают строгать как бы поперек листа. Продольное строгание выполняют с начала до конца. Откол происходит и при торцевании древесины, если не применить вспомогательный брусочек, в сторону которого и проводится строгание.

Важный этап в усвоении технологических операций — показ и продуманное объяснение. Учителя показывают приемы их выполнения обычно со своего рабочего места, и учащиеся воспринимают это в зеркальном отражении. Демонстрировать изучаемые операции лучше на рабочем месте ученика, поставив ребят так, чтобы они видели все из-за вашего плеча. И показывать прием следует несколько раз подряд. Ведь далеко не каждый ученик схватывает и запоминает все с первого раза. Демонстрируя приемы хватки инструмента, надо обратить внимание на опасность близкого расположения пальцев правой руки к его подошве. Строгание производится только движением рук на полный размах, а корпус при этом остается неподвижным, иначе работающий быстро устанет.

При изготовлении изделий круглого сечения (ручка для лопатки, тяпки и т.п.) учащиеся нередко отступают от давно отработанного порядка. Сначала выстругивают заготовку квадратного сечения заданного диаметра. Затем каждую плоскость делят на три равные части и состругивают четыре ребра. После чего заготовка становится восьмигранником. Еще раз, сострогав ребра, получают шестнадцатигранник, приближающийся к окружности в сечении. Без напоминания об этом ученики обрабатывают заготовку, предварительно ее не разметив. В результате времени затрачивается больше и изделие получает в сечении овальную форму.

Типичные ошибки допускаются и при пилении. Самая, пожалуй, распространенная ошибка, когда пиление производится по линии разметки, а не рядом с ней со стороны остатка материала. При разметке по одной плоскости ножовка во время пиления заваливается и получается перекос. Необходимо размечать заготовку с трех сторон и ориентироваться при пилении на все разметочные линии. При работе без стусла и упоров заготовка скользит по верстаку. Иногда ученик зажимает ее вертикально и пилит согнувшись. Вполне уместна в этом случае шутка, что очень неудобно чесать левой рукой за правым ухом. Она порой срабатывает куда лучше замечания. Нередка ошибка, когда заготовку размечают и распиливают на несколько частей, а они получаются меньшего, чем надо, размера. На вопрос, почему так происходит, ученики обычно дают правильный ответ: часть материала при распиливании превращается в опилки. Как быть? Можно размечать и пилить по одной заготовке или оставлять между рисками разметки зазор в 2-3 мм на распил.

Недопустимо делать запил без приспособления или упора, расположив руку близко к ножовке. В мастерской для этого надо иметь специальное приспособление, а в других случаях использовать брусочек, по торцу которого и производить запил. При пилении длинной заготовки ее обычно кладут на две опоры, но в конце реза ножовка зажимается. Чтобы избежать зажима, один конец заготовки должен свисать. Но чтобы в конце пиления не произошло откола, его надо поддержать.

Ошибка, встречающаяся у большинства учеников, когда пропил выполняется не под прямым углом к кромке и поверхности верстака, потому что заготовка зажимается, как попало. При этом пилят они изогнувшись. Приходится неоднократно поправлять их, пока не наработается необходимый навык. Примелькавшаяся ошибка — неверный наклон ножовки при распиливании. Напомним, что при пилении древесины он должен составлять примерно 45°, а фанеры, что еще важнее, — 15°. И как только он увеличивается, ножовку затирает. Случается, что ученики вообще, не мудрствуя лукаво, пытаются пилить фанеру под прямым углом к кромке, что ведет к раскрашиванию ее слоев.

Лучковую пилу, как показывает опыт, используют реже. Хотя при изготовлении шиповых соединений и других подобных работ это наиболее удобный инструмент. Иногда вместо нее применяют ножовку по металлу. Но, во-первых, это не совсем удобно: закрывается линия разметки, а во-вторых, инструмент рекомендуется применять по прямому назначению. Иное дело — использование самодельных лучковых пил с полотном от ножовки по металлу. Это удачная конструкция, легкая и весьма удобная, тем более для младших классов.

С продольным распилом заготовок больших размеров учащиеся практически не имеют дела, но получить представление об этой операции им необходимо. Обычная ошибка при этом — увод полотна от линии пиления. Чтобы ее исключить, нужны разметка с обеих сторон и контроль во время пиления. Частая неправильность, когда заготовка высоко поднята над верстаком. От этого возникают излишняя вибрация, неудобство, потому что высоко подняты руки. Рекомендуется поднимать заготовку по мере пропила, работать с интервалами.

На первых порах работы с лучковой пилой часто случается неправильный хват — зубья направлены к себе. Необходимо не только показать, как надо правильно держать этот инструмент, но и пояснить, что рабочий ход, по логике, должен быть только от себя. При этом пилящий наваливается корпусом, используя силу земного притяжения, что облегчает работу. Частенько ученики завышают темп пиления. Он должен быть в пределах 60-80 движений в минуту. Надо также разъяснить учащимся, что нельзя во время работы бросать ножовку куда попало. Это может привести к травме.

Опыт показал, что рассказ об операции сверления надо начинать не с коловорота и дрели, а со сверлильного станка. Неизменная ошибка учеников при овладении ручным сверлильным инструментом — завал его, а значит, сверление под углом при требовании перпендикулярности. Другие ошибки начинающих: вращение сверла против часовой стрелки, сверление на верстаке сквозного отверстия без подкладки под заготовку и предварительной наметки отверстия шилом.

При сверлении перовым сверлом его нередко поднимают, не досверлив до конца. Затем на ходу пытаются ввести в отверстие вновь, из-за чего у него получаются рваные края. Необходимо выключить станок, вставить сверло в отверстие и продолжать сверление.

Обычно в 7-м классе происходит знакомство учащихся с заточкой сверл. Показывать эту операцию следует обязательно на сверле большого диаметра, у которого хорошо видны режущие кромки, неправильности заточки. Если режущая кромка ниже задней, оно просто не врезается в материал, особенно твердых пород.

При сборке изделий на гвоздях, шурупах, шиповых соединениях часто встречаются такие ошибки. На вопрос к учащимся, умеют ли они забивать гвозди, обычно следует ответ «Да». Как правило, забивая гвоздь, особенно длинный, ученик удерживает его у основания, при этом соскользнувший со шляпки молоток, двигаясь по стержню гвоздя как по направляющей, бьет по пальцам, или гвоздь отклоняется от вертикали и забивается косо, а то и гнется, поскольку удары производятся не под прямым углом. Мелкие гвозди ученики забивают, не наколов шилом отверстия. Отсюда также ушибы пальцев, низкая производительность труда. В некоторых соединениях гвоздь выходит наружу и его требуется загнуть. Ученик пытается утопить его поперек волокон, что неправильно. Делает много лишних ударов, от которых получаются на древесине вмятины, а добиться нужного результата так и не удается. Тут же необходимо показать учащимся, как выступающий длинный конец гвоздя загибается с помощью круглой оправки в полукольцо, и тогда он легко входит в древесину. Иногда необходимо утопить шляпку гвоздя. Пытаясь сделать это молотком, ученики сминают вокруг нее древесину. При последующей отделке лаком этот дефект еще больше выявляется. Поясняю им, что перед забиванием гвоздя надо сплющить шляпку. Плоскую ее часть направить вдоль волокон, а сплющенную и сам гвоздь утопить или шляпкой другого гвоздя, или справочкой. При соединении двух деталей тонкую надо прибивать к толстой, а не наоборот, как это часто делают учащиеся.

Обычно учитель сам подбирает необходимые для работы гвозди, но ученикам надо знать, что длина гвоздя должна быть в 2-3 раза больше толщины прибиваемой детали, иначе получим непрочное соединение. Частая ошибка, допускаемая учениками, когда гвоздь прибивается близко к краю и деталь раскалывается. Надо забивать его на расстоянии, равном половине или чуть больше площади детали, и с учетом ее толщины. К сожалению, бывает, что гвоздь загнулся, а школьник старается добить его, считая, что и так сойдет. Это грубая ошибка, которую надо предотвращать.

При вытаскивании гвоздей иногда неправильно пользуются клещами. Держат их на весу, не используя рычаг, и тянут гвоздь вверх. А еще опирают клещи на отделанную поверхность, оставляя на ней вмятину, вместо того чтобы использовать подкладку под клещи.

Грубая ошибка при соединении на шурупах — забивание их, словно это гвоздь. Бывает это из-за недостаточной глубины предварительного выполненного отверстия под шуруп. Оно должно быть равным 3/4 его длины. Без этого можно обойтись лишь при вворачивании шурупа маленького диаметра в древесину мягких пород. Другие ошибки, когда отверстие под шуруп сделано слишком большого диаметра или при вворачивании в твердую древесину шуруп не смазан мылом, а также, если лезвие отвертки много меньше его шлица.

Опыт убеждает, что в 6-м классе учащиеся не в силах выполнить достаточно качественное шиповое соединение. Ведь оно требует тщательной разметки, аккуратной обработки и подгонки. Опытные учителя проводят с учащимися предварительно тренировочную работу на бросовом материале и лишь потом на соединяемых деталях. Частые промахи при этом: разметка не рейсмусом, а линейкой и угольником, что приводит к неточности; неправильное запиливание: шип надо запиливать снаружи разметки, а проушину — внутри; ориентир при пилении лишь на внешнюю сторону разметки, отсюда перекос. Отпиливая щечки, полотно пилы наклоняют в сторону остающегося материала, из-за чего при сборке в соединении получается щель. Необходимо его держать перпендикулярно, а еще лучше с небольшим наклоном в сторону отпиливаемой щечки.

Ошибки при долблении бывают такие. Обычно ученики долбят, как забивают гвозди. Ведь они впервые столкнулись с этой операцией. В работе участвует главным образом кисть. Правильно же, когда рука работает в плече (плечевом суставе). А это получается не сразу: возникает боязнь сильного удара. Есть размах, но затем следует замедление, и удар получается слабенький. Нельзя подменять долото стамеской. Во избежание ошибок приходится напоминать, что эти инструменты при кажущемся сходстве имеют наличие. Назначение долота — долбление проушин и гнезд. Неправильно, когда сквозные окна долбят с одной стороны, что обычно приводит к отколу древесины с противоположной. Удары киянкой при долблении наносятся строго перпендикулярно. Вместо последовательного долбления с края иногда вырубается окошко посередине, и от него долбят в обе стороны. Бывает, что в начале долбления долото ставится скосом (фаской), а не прямой стороной под углом 90°. Ученик пытается сразу выдолбить толстый слой древесины, а надо в среднем забирать около 3 мм.

Стамеска служит для снятия фасок, подрезания торцов, обработки криволинейных поверхностей, подчистки шипов и проушин. По ней не бьют киянкой. Толщина снимаемой стружки обеспечивается нажимом рук. И надо обязательно предупредить возможную ошибку, когда рука оказывается впереди инструмента. Может быть сильный порез! Недопустимо применение тупого инструмента. Это путь к травматизму. Ведь тупая стамеска не перерезает волокна, а мнет их, давит и соскальзывает с заготовки.

При работе на токарном станке по обработке древесины нередко случается неправильный хват инструмента: черновой резец держат неправильно обрабатываемой плоскости или чистовой прикладывают к заготовке всей режущей кромкой. При отрезании заготовки резец иногда просто углубляют в материал под прямым углом, начисто забывая правильную последовательность отрезания. А это ведет к подгоранию материала, излишнему нагреванию резца и даже к его отпуску. Увлекшись, ученики не следят за увеличением зазора между заготовкой и подручником и не подвигают во время последней. А при большом зазоре можно подцепить заготовку и выбросить ее резцом, как рычагом.

При зачистке, шлифовании изделия необходимо закреплять шлифовальную шкурку на бруске или напильнике, а не удерживать ее в руках. Если деталь маленькая, следует зажать брусок со шлифовальной шкуркой в зажиме продвигать ее самому, а не наоборот.

Ошибки, учащихся при овладении трудовыми умениями неизбежны. Важно чтобы они были вовремя замечены и исправлены учителем, пока не стали привычными. Ведь переучивать много сложнее, чем учить.

Анализируя ошибки, учащихся при ручной обработке древесины, мы решили систематизировать их, изложить в виде таблицы, для более быстрого поиска и усвоения. Таблицу можно представить в виде стенда в учебных мастерских, использовать как, приложения при изучении конкретных операций ручной обработки древесины.

При предупреждении ошибок у учащихся:

- происходит правильное формирование технических и технологических понятий при обработки древесины;

- вырабатываются навыки правильного использования инструментов и приспособлений;

- происходит более глубокое ознакомление учащихся с устройством наладкой, и способами применения инструментов и приспособлений;

- вырабатываются правильные приемы работы по изучаемым операциям;

- создается атмосфера психологического комфорта. «Если во время целевых обходов учитель ровно, терпеливо, с одинаковой степенью доброжелательности поправляет неверные движения, устраняет ошибки в работе школьников, это формирует правильное взаимоотношение, порождает интерес и любовь к занятиям. Если на заключительном инструктаже допущенные школьниками ошибки не выпячиваются, результаты труда, даже при неверном исполнении, не драматизируются, у учащихся не подрывается вера в свои силы и возможности – в этом залог будущих обязательных успехов»;

- приводит к предотвращению травматизма.
























Типичные ошибки, возникающие при ручной обработке древесины.

Название приёмов при ручных операциях обработке древесины

Типичные ошибки, возникающие при ручной обработке древесины

Предупреждение ошибок, учащихся при обработке древесины

1. Организация рабочего места

- неправильное расположение инструмента и приспособлений на рабочем месте;

- плохое отношение учащихся к своему рабочему месту;

- соблюдение требований эргономики;

- пояснять, что используемый инструмент располагают ближе, остальной дальше;

- закрепить, индивидуальные рабочие места, с имеющимся на нем инструментом за конкретным учеником;

2. Разметка

- неправильное проведение риски;

- искомый размер откладывается один раз;

- размер откладывается не от 0 а от1;

- использование угольника как линейки;

- колодка угольника не прижата к заготовке;

- расположение пальцев только на линейке, как следствие при проведении риски сдвигается;

- неправильная разметка детали от осевой линии;

- при разметки рейсмусом - непараллельные линии;

- при освоении штангенциркуля – неправильный хват. Отсчет размера от 0 до начала подвижной губки, а не первой риски нониуса;

- показ правильных приемов и упражнений;

- предупреждать, что параллельность достигается путем откладывания двух разметочных рисок;

- при массовом распиливании – размечать и распиливать по одной заготовке;

- располагать пальцы не только на линейке, но и на размечаемой плоскости;

- при разметке по шаблону, учитывать, что размер получается несколько большим;

- при разметке рейсмусом – тренировка на бросовом материале; закрепление заготовке на верстаке; использование низкой посадке иглы при разметке;

- закрепление правильных приемов упражнениями;

3. Строгание

- неправильное движение стругом по обрабатываемой поверхности;

- слишком большое давление на струг – глубокий захват;

- строгание дальше линии разметки;

- при строгании длинных заготовок – перекос плоскости;

При наладке стругов:

- малый либо наоборот большой вылет резца;

- перекос резца;

- выпуск резца ударами молотка;

- изъятие резца из струга с деревянной подошвой, ударяя по передней части рубанка;

- проверка проструганной поверхности ладонью;

- очистка стругов при забивании пальцами;

- строгание без предварительной разметке;

- проверка плоскости простроганной поверхности на глаз;

- неправильное строганий изделий круглого сечения (получение шестнадцатигранника);


- показ правильного приёма и закрепление его упражнениями;

- строгание производить, сохраняя размету;

- применение различных приспособлений при строгании;

- предупреждать о правильной наладке стругов;

4. Пиление

- пиление заготовки непосредственно по линии разметки;

- перекос при пилении в плоскости;

- пиление без стусла и упоров;

- получение сколов при распиливании;

- пиление не под прямым углом;

- неверный наклон ножовки при распиливании;

- увод полотна от линии пиления, при продольном распиливании;

- заготовка расположена слишком высоко над верстаком;

- неправильный хват, при работе с лучковой пилой;

- завышенный темп пиления;

- показ правильного приема и закрепление его упражнениями;

- разметку заготовки производить с трёх сторон;

- применение специальных приспособлений и приёмов;

- постоянно контролировать процесс пиления;

- рекомендовать поднимать длинную заготовку по мере пропила, работать с интервалами;

- напоминать постоянно о мерах безопасности;

5. Сверление

- поднятие сверла недосверлив отверстие;

- сверление под углом при требовании перпендикулярности;

- вращение сверла против часовой стрелки;

- сверление на верстака сквозного отверстия без подкладки;

- сверление без предварительной наметки отверстия шилом;

- показ правильного приема и закрепление его упражнениями;

- применение специальных приспособлений;

- предупреждать об использовании подкладки под заготовку;

6.Сборка изделий на гвоздях шурупах, шиповых соединениях

- забивание гвоздей не под прямым углом;

- нанесение ударов молотком не под прямым углом;

- забивание мелких гвоздей без предварительного накалывания шилом;

- загибание выступающих гвоздей вдоль волокна;

- прибивание гвоздя близко от края;

- неправильно подобранный гвоздь для соединения;

- неправильное использование клещей при вытаскивания гвоздя;

- забивание шурупов молотком;

- недостаточная глубина предварительного выполненного отверстия по шуруп;

- слишком большое отверстие под шуруп;

- использование отвертки многой меньшего размера, чем шлиц у шурупа;

- неточная разметка при выполнении шипового соединения;

- неправильное запиливание;


- показ правильного приема и закрепление его упражнениями;

- использование оправок при загибании гвоздей;

- подбор учителем гвоздей для соединения;

- при забивании гвоздей учитывать размеры заготовки;

- использование подкладки под клещи;

- правильный подбор шурупов при соединении, учитывая диаметр предварительно просверленного отверстия;

- правильный подбор отверток;

- тщательная разметка и подгонка при шиповом соединение;


7. Долбление

- неправильное использования долота, замена его стамеской;

- долбление сквозных отверстий с одной стороны;

- неправильное нанесение отверстий;

- неправильная установка долота, фаской;

- снятие толстого слоя древесины;

- применение тупого инструмента;

- показ правильного приема и закрепление его упражнениями;

- использование по назначению долота и стамески;

- предупреждать об использовании только заточенного инструмента;

























Список литературы.

1. Атутов П.Р. Политехническое образование школьников / П.Р. Атутов. – М.: Педагогика, 1986. - 175.

2. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников; вопросы теории и методики. / С. Я. Батышев. – М.: Педагогика, 1991. – 192 с.

  1. Белонин И.В. Предупреждение ошибок, учащихся при обработки древесины / И.В. Белонин // Школа и производство. – 2002. - №6. – с. 47-52.

  2. Бронников Н.Л. Методика обучения учащихся 5 класса технологии. / Н.Л. Н.В. Бронников, Н.В Матяш, В.Д. Симоненко. – Брянск: Изд-во БГПУ НМЦ «Технология», 1999. – 147 с.

  3. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей / Л.Н. Буйлова. – М.: Академия, 1999. – 118 с.

  4. Дидактика технологического образования: книга для учителя / под редакцией П.Р. Атутова. – М.: Иосд рао, 1997. – 230.

  5. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов / Под редакцией О.Е. Лебедева. – М.: Владос, 2003.

  6. Евладова Е.Б. Дополнителиное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений средне-проф. образования. / Е.Б Евладова, Л.Г Логинова, Н.Н. Михайлова. – М.: Владос, 2002. – 352 с.

  7. Елкин В.Н. Дерево рассказывает сказки / В.Н. Елкин. – М.: Просвещение, 1971.

  8. Журавлёв Б.А Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5-6 классов вспомогательной школы / Б.А. Журавлев. – М.: «Просвещение», 1987. – 255 с.

  9. Зеаенчик В.М. Основы творческо конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. Заведений / В.М. Заенчик, А.А. КАрачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

  10. Иванчиков С.С. Справочник домашнего мастера / С.С. Иванчиков. – Донецк: Донбасс, 1985.

  11. Коваленко В.И. Объекты труда: 5 класс.: Пособие для учителя. / В.И. Коваленко, В.В. Кулененок. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.

  12. Концептуальные основы образовательной области «Технология» / Под ред. проф. Ю.Л. Хотунцева. - М.: 1999.

  13. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.И. Кругликов. - М.: Академия,2002. – 480 с.

  14. Кучущев Х.Г. 1000 советов любителю мастерить / Х.Г Кучущев. – Казань: Татарское княжеское издательство, 1984.

  15. Лямин И.В Декоративные работы по дереву / И.В. Лямин. – М.: Лесная промышленность, 1973.

  16. Методика обучения технологии: Книга для учителя. / под ред. В. Д. Симоненко. – Брянск, Ишим: Издательство Ишимского государственного педагогического института. НМЦ «Технология», 2001. — 296 с.

  17. Методика преподавания технического творчества: лабораторно-практические работы для студентов, обучающихся по специальности «Технология и предпринимательство» / сост.: Е.И Чернышева. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 23 с.

  18. Муравьев Е.М. Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии Е.М. Муравьев., В.Д. Симоненко. – Брянск: Из-во БГПУ, НМЦ «Технология», 2000. – 235 с.

  19. Программно-методические материалы: Технология. 5 - 11 кл./ Сост. А.В. Марченко. - 2-е изд., исп. и доп. – М.: Дрофа, 1999. – 192 с.

  20. Симоненко В.Д. Технологическое образование школьников: Теорико-методологические аспекты / В.Д. Симоненко. – Брянск, 1999.

  21. Тхоржевский А.Д. Методика трудового обучения с практикумом / А. Д. Тхоржевский.- М:,1987.

  22. Материалы сайта http: // parent.fio.ru;




Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru