В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Примерная модель развивающей предметно-пространственной среды во всех группах ДОУ







Калмыкова Анастасия Альбертовна

Высшая квалификационная категория

г. Саратов

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 233»

Старший воспитатель

ООП ДОУ составленная с учетом примерной программы Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Примерная модель развивающей предметно-пространственной среды

во всех группах ДОУ







Тип разработки «Другое»





















Пояснительная записка


Развивающая предметно-пространственная среда в детском образовательном учреждении служит развитию детской деятельности и, прежде всего, игровой деятельности. Внутри игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через развивающую предметно-пространственную среду мы формируем зону ближайшего развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, групповой ячейки, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.1

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей.

При построении и обновлении развивающей предметно-пространственной среды ДОУ соблюдались следующее:

  1. Насыщенность.

2) Трансформируемость.

3) Полифункциональность

4) Вариативность

5) Доступность среды

6) Безопасность

Модель развивающей предметно-пространственной среды 1 младшей группы


Мини-среда

Назначение

Наименование зоны развития


размещение

«Познавательная» - вводит ребенка в мир знакомых и малознакомых предметов, звуков, явлений, действий и отношений.

Для познавательно-речевого развития

(интегрировано с эстетическим)


Домик книги

Г

Картинки для забавы

Г

«Давайте познакомимся»

Р

Петрушкин театр

Г

Уголок ряженья

Г

Кладовочка Маши-растеряши

Р

Поздравлялочка

Р

Зеленый уголок

Г

Домик для рыбок

Г

Полочка игрушек

Г

Домик для одежды

Р

Для гендерного развития

Куклин дом

Г

«Я строитель»

Г

Кухня

Г

Поликлиника доктора Айболита

Г

Уголок уединения

Г

Парикмахерская

Г

Для художественно-эстетического развития

Стол для творчества

Г

Зона музыкального развития

Г

Наш вернисаж

Р

«Оздоровительная» - обусловливает развитие двигательной активности ребенка, содействует оздоровлению

Для физического развития

Умывалочка

У

Чудо-коврики

Г

Шапочки-перевращалочки

Г

Чудо-каталка

Г

Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната Г – групповая комната У – умывальная комната


Модель развивающей предметно-пространственной среды 2 младшей группы

Мини-среда

Назначение

Наименование зоны развития


размещение

«Познавательная» - удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность

Для познавательного развития (интегрировано с гендерным, речевым, эстетическим развитием)

Книжный дом

Г

Ферма

Г

Эти забавные животные

Г

Зеленый уголок (уголок природы)

Г

Дом для рыбок

Г

Мини-маркет (магазин)

Г

Стена времен года

Г

Мини-лаборатория

Г

Музыкальный салон

Г

Игротека

Г

Мини-музей «Дымковская игрушка»

Г

«Социально-коммуникативная» - направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера

Для гендерного развития

Кукольный домик

Г

Конструкторская

Г

Кухня

Г

Поликлиника доктора Айболита

Г

Салон красоты

Г

Автосалон

Г

«Речевая» - стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия

Для речевого развития

(интегрировано с эстетическим, познавательным)

Семейная гостиная

Г

Уголок уединения

Г

«Давайте познакомимся»

Р

Бюро находок «Потеряшки»

Р

Уютный диванчик

Г

Поздравлялочка

Р

«Оздоровительная» - обусловливает развитие двигательной активности ребенка, содействует оздоровлению

Для физического развития

Спортуголок

Г

Чудо-коврики

Г

Шапочки-перевращалочки

Г

«Творческая» - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию, самореализации

Для художественно-эстетического развития

Мы творим

Г

Театр «В гостях у сказки»

Г

Наш вернисаж

Р

Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната Г – групповая комната У – умывальная комната

Модель развивающей предметно-пространственной среды средней группы

Мини-среда

Назначение

Наименование зоны развития


размещение

«Познавательная» - удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность

Для познавательного развития (интегрировано с гендерным, речевым, эстетическим развитием)

Книжный дом

Г

Ферма

Г

Эти забавные животные

Г

Зеленый уголок (уголок природы)

Г

Дом для рыбок

Г

Мини-маркет (магазин)

Г

Стена времен года

Г

Мини-лаборатория

Г

Музыкальный салон

Г

Игротека

Г

Мини-музей «Поделки из дерева»

Г

«Социально-коммуникативная» - направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера

Для гендерного развития

Кукольный домик

Г

Конструкторская

Г

Кухня

Г

Поликлиника доктора Айболита

Г

Салон красоты

Г

Автосалон

Г

«Речевая» - стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия

Для речевого развития

(интегрировано с эстетическим, познавательным)

Семейная гостиная

Г

Уголок уединения

Г

«Давайте познакомимся»

Р

Бюро находок «Потеряшки»

Р

Уютный диванчик

Г

Поздравлялочка

Р

«Оздоровительная» - обусловливает развитие двигательной активности ребенка, содействует оздоровлению

Для физического развития

Спортуголок

Г

Чудо-коврики

Г

Шапочки-перевращалочки

Г

«Творческая» - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию, самореализации

Для художественно-эстетического развития

Мы творим

Г

Театр «В гостях у сказки»

Г

Наш вернисаж

Р

Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната Г – групповая комната У – умывальная комната

Модель развивающей предметно-пространственной среды старшей группы

Мини-среда

Назначение

Наименование зоны развития


размещение

«Познавательная» - удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность

Для познавательного развития (интегрировано с гендерным, речевым, эстетическим развитием)

Книжный дом

Г

Полка умных книг

Г

Эти забавные животные

Г

Зеленый уголок (уголок природы)

Г

Дом для рыбок

Г

Мини-огород

Г

Стена времен года

Г

Мини-лаборатория

Г

Музыкальный салон

Г

Игротека

Г

Наши коллекции

Г

Площадки Светофора

Г

«Социально-коммуникативная» - направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера

Для гендерного развития

Кукольный домик

Г

Конструкторская

Г

Кухня

Г

Почта

Г

Поликлиника

Г

Мини-маркет (магазин)

Г

Салон красоты

Г

Автосалон

Г

Ателье мод

Г

Для формирования патриотических чувств, чувств гражданской принадлежности

Уголок России

Г

Мой Саратов

Г

Мини-музей «Русская изба»

Г

Наша Армия

Г

«Речевая» - стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия

Для речевого развития

(интегрировано с эстетическим, познавательным)

Семейная гостиная

Г

Уголок уединения

Г

Поздравлялочка

Р

«Оздоровительная» - приобщает к физической культуре, помогает осваивать способы сохранения здоровья

Для физического развития

Мини-стадион

Г

Дорожки здоровья

Г

Уголок здоровья (валеологический)

Г

«Творческая» - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию, самореализации

Для художественно-эстетического развития

Мы творим

Г

Театр «В гостях у сказки»

Г

Наш вернисаж

Р



Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната

Г – групповая комната

У – умывальная комната


















Модель развивающей предметно-пространственной среды старшей логопедической группы

Мини-среда

Назначение

Наименование зоны развития

размещение

«Познавательная» - удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность

Для познавательного развития (интегрировано с гендерным, речевым, эстетическим развитием)

Книжный дом

Г

Полка умных книг

Г

Эти забавные животные

Г

Зеленый уголок (уголок природы)

Г

Дом для рыбок

Г

Мини-огород

Г

Стена времен года

Г

Мини-лаборатория

Г

Музыкальный салон

Г

Игротека

Г

Наши коллекции

Г

Площадки Светофора

Г

«Социально-коммуникативная» - направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера

Для гендерного развития

Кукольный домик

Г

Конструкторская

Г

Кухня

Г

Почта

Г

Поликлиника

Г

Мини-маркет (магазин)

Г

Салон красоты

Г

Автосалон

Г

Ателье мод

Г

Для формирования патриотических чувств, чувств гражданской принадлежности

Уголок России

Г

Мой Саратов

Г

Мини-музей «Золотая хохлома»

Г

Наша Армия

Г

«Речевая» - стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия

Для речевого развития

(интегрировано с эстетическим, познавательным)

Семейная гостиная

Г

Уголок уединения

Г

Поздравлялочка

Р

«Оздоровительная» - приобщает к физической культуре, помогает осваивать способы сохранения здоровья

Для физического развития

Мини-стадион

Г

Дорожки здоровья

Г

Уголок здоровья (валеологический)

Г

«Творческая» - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию, самореализации

Для художественно-эстетического развития

Мы творим

Г

Театр «В гостях у сказки»

Г

Наш вернисаж

Р



Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната

Г – групповая комната

У – умывальная комната


















Модель развивающей предметно-пространственной среды подготовительной логопедической группы

Мини-среда

Назначение

Наименование зоны развития

размещение

«Познавательная» - удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность

Для познавательного развития (интегрировано с гендерным, речевым, эстетическим развитием)

Книжный дом

Г

Полка умных книг

Г

Эти забавные животные

Г

Зеленый уголок (уголок природы)

Г

Дом для рыбок

Г

Мини-огород

Г

Стена времен года

Г

Мини-лаборатория

Г

Музыкальный салон

Г

Игротека

Г

Наши коллекции

Г

Площадки Светофора

Г

«Социально-коммуникативная» - направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера

Для гендерного развития

Кукольный домик

Г

Конструкторская

Г

Кухня

Г

Почта

Г

Поликлиника

Г

Мини-маркет (магазин)

Г

Салон красоты

Г

Автосалон

Г

Ателье мод

Г

Для формирования патриотических чувств, чувств гражданской принадлежности

Уголок России

Г

Мой Саратов

Г

Мини-музей «Народные традиции»

Г

Наша Армия

Г

«Речевая» - стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия

Для речевого развития

(интегрировано с эстетическим, познавательным)

Семейная гостиная

Г

Уголок уединения

Г

Поздравлялочка

Р

«Оздоровительная» - приобщает к физической культуре, помогает осваивать способы сохранения здоровья

Для физического развития

Мини-стадион

Г

Дорожки здоровья

Г

Уголок здоровья (валеологический)

Г

«Творческая» - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию, самореализации

Для художественно-эстетического развития

Мы творим

Г

Театр «В гостях у сказки»

Г

Наш вернисаж

Р



Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната

Г – групповая комната

У – умывальная комната




1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров