В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299















Синквейн как средство формирования

аналитических и творческих

компетенций учащихся





















Ф.И.О. автора:

Юракова Валентина Александровна

Должность, место работы:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Хотмыжская СОШ»


Борисовка 2014



СОДЕРЖАНИЕ

Информация об опыте…………………………………………………………….3

Технология опыта…………………………………………………………………5

Результативность опыта…………………………………………………………10

Библиографический список……………………………………………………..11

Приложения к опыту…………………………………………………………….12







































Раздел I

Информация об опыте


Тема педагогического опыта: «Синквейн как средство формирования аналитических и творческих компетенций учащихся»

Условия возникновения, становления опыта

Мой педагогический опыт «Синквейн как средство формирования аналитических и творческих компетенций учащихся» накоплен в МБОУ «Хотмыжская СОШ» села Хотмыжск Борисовского района Белгородской области.

В школе учатся дети, проживающие в селах Хотмыжск, Акулиновка и Никитское. Контингент обучающихся неоднороден по своему составу. Семьи учеников принадлежат к разным социальным слоям и группам: рабочие, интеллигенция, предприниматели. Также есть представители из неработающих и неблагополучных семей. Соответственно, разные:

  1. мотивация детей к изучению русского языка и литературы,

  2. уровень успеваемости,

  3. степень выполнения домашних заданий,

  4. родительский контроль выполнения домашних заданий.

За последние годы pаботы в данной образовательной организации я столкнулась с проблемой угасания познавательной активности обучающихся к 7-9 классам. При этом с 6-7 классов наблюдалось резкое падение их интереса к русскому языку и литературе и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно и логично выразить cвою мысль. Pешив предупредить данную проблему, я начала работу по формированию и развитию познавательной активности с 5-го класса.

Для измерения уровня познавательной активности в 5 классе (2011 год) мною была проведена предварительная диагностика по методу Б.К. Пашнева При анализе итогов диагностики выявилось, что низкий уровень активности имеют 67% школьников, 26% - средний, 7% - высокий. Полученные результаты заставили меня оценить серьезность уже появившейся проблемы низкого уровня познавательной активности и стимулировали искать методы и формы такой организации учебной деятельности, которая бы эффективно повысила уровень познавательной активности и способствовала формированию аналитических и творческих компетенций учащихся.

Наиболее конструктивным решением данной проблемы я посчитала создание таких условий обучения, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и выразить себя, свою индивидуальность, и в итоге повысить уровень познавательной активности. Так возникла идея приобщения учащихся к составлению синквейнов на уроках русского языка и литературы. Преподавание в 5-9 классах веду на общеобразовательном уровне по УМК русского языка под редакцией М.М. Разумовской; по литературе используется УМК под редакцией Г.С. Меркина.


Актуальность опыта

Предлагаемая форма организации познавательного процесса помогает решить многие актуальные проблемы сегодняшней школы: отсутствие у ребят интереса к познавательной деятельности, низкая школьная мотивация. Необходимо подготовить не столько обладающую багажом знаний личность, сколько научить самостоятельно добывать ответы на те вопросы, которые ставит жизнь, учить анализировать, сравнивать, прогнозировать результат. Уметь так обработать имеющуюся информацию, чтобы сделать ее доступной максимальному числу желающих. Только тот, кто умеет применить полученные знания, востребован сегодня обществом.

Предложенная интегративная модель развития аналитического и художественного мышления и речи учащихся создаёт условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в приобщении учащихся к составлению синквейнов на уроках русского языка и литературы, с целью формирования у них аналитических и творческих компетенций.

Длительность работы над опытом

С момента обнаружения описанных выше противоречий до появления первых результатов прошло 3 года. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2011-2012 годы) в ходе педагогических наблюдений, анализа школьной документации, бесед с учениками и родителями, тестирования изучались как фоновые знания каждого ребенка, так и его потребности саморазвития. Была подобрана по теме опыта литература, определены цель, спектр задач, формы и методы работы.

Второй этап исследования (2012-2013 годы) – апробирование выбранных форм, методов и приемов работы, способствующих развитию аналитических и творческих компетенций обучающихся, их саморазвитию, повышению интереса к изучаемым дисциплинам. Были разработаны формы проведения уроков русского языка и литературы, опирающихся на составление синквейнов на разных этапах.

На заключительном этапе исследования (2013-2014 годы) анализировалась динамика развития познавательной активности школьников, производился анализ и обобщение опыта.

Применение различных форм обучения позволило развить познавательную активность обучающихся, повысить интерес к русскому языку и литературе.

Диапазон опыта

Диапазон опыта охватывает организацию учебной деятельности по русскому языку и литературе в 5-11 классах и включает систему школьных уроков русского языка и литературы.

Теоретическая база опыта

Прежде чем обратиться к практическому применению идеи мною была изучена методическая литература по данному вопросу и определены ключевые понятия, с которыми предстояло работать.

Форму синквейна в начале XX века разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку [1] и танка. Так же, как и данные стихотворные формы, синквейн – идеальный способ фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и

ассоциаций. Можно встретить несколькоразновидностей синквейнов: традиционный, обратный, зеркальный, синквейн-бабочка и другие; а также ряд сходных по структуре стихотворных форм, например, даймонт, диаманта, хайку, штрихи (Т.Ю.Сторожева). В педагогике синквейны стали использоваться в дидактических целях, в качестве метода развития

образной речи и критического мышления, в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в ряде случаев – для выявления и оценки понятийного и словарного багажа учащихся [2]

Новизна опыта

Новизна опыта заключается

- в создании технологического алгоритма урока с использованием синквейна на стадии обучения данному жанру;

- в апробации данного дидактического приёма на разных этапах урока, а также на разных типах уроков русского языка и литературы.

Новизна опыта заключается в признании

- способности ребёнка к успешному саморазвитию и его права на самовыражение;

- в смене позиции педагога на координирующую (по отношению к деятельности школьника);

- в приоритете активного, диалогического способа обучения перед репродуктивным.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт может быть использован всеми учителями-предметниками на уроках различных типов, а также во внеурочной деятельности школьников.



Раздел II

Технология опыта

Целью педагогической деятельности является обучение учеников созданию синквейнов, что позволит формировать и развивать их познавательную активность, а также таким образом способствовать развитию интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы и повышению качества знаний по этим предметам.

1.

Делэ Н. Япония вечная. М., 2002. 160 с.

2.

О синквейне, даймонде, диаманте, хайку и штрихах...

Сайт «Вики. Владимир». Режим доступа:

http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru

Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:


    1. изучить современную методическую литературу, направленную на обеспечение информационной и методической поддержки по данному вопросу;

    2. научить создавать синквейны на разных этапах урока;

    3. создать условия для формирования и развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания учащихся;

    4. формировать у обучающихся аналитические и творческие компетенции;

    5. способствовать освоению новых форм поиска, переработки и анализа информации;

    6. содействовать повышению уровня самостоятельности школьников и их творческого развития.

Система работы учителя

Знакомство учеников с синквейном и его структурой провожу в 5 классе.

Для запоминания составляем схему-подсказку «Структура синквейна»




Синквейн помогает оживить уроки, вносит элемент новизны.

Жёсткая структура синквейна не сковывает полёта фантазии, но помогает чётко сформулировать задачи.

Познакомив учеников со структурой синквейна, начинаем коллективно работать над его составлением по тексту-описанию. Дети, предлагая своё слово, должны убедительно обосновать выбор.

Таким образом, синквейн использовался мной в качестве способа интерпретации чужого текста, способа конспектирования, сжатия информации. Например, работаем с отрывком из книги И.С. Шмелёва «Лето Господне»: «Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада, ... ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи... В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость»

Масленица

Пылающие (печи), снежная (дорога), веселые (сани)

Чувствую (слово), вызывает, живет

Сродни слову русская душа

Радость


Приём синквейна, как показывает практика, удачно, органично вписывается в ход урока любого типа (изучения нового, повторения) и уместен на любом этапе урока.

Обычно рекомендуется использовать синквейн на стадии рефлексии. Однако мой опыт показывает, что есть и другие возможности.

Использование синквейна на разных стадиях урока имеет разные задачи:


В начале урока

Проверка домашнего задания

Актуализация имеющихся знаний

Пробуждение интереса к получению новой информации

Постановка собственных целей обучения

При изучении новой темы


Осмысление содержания

Получение новой информации

Корректировка учеником

поставленных целей обучения

Заключительная часть урока


Обобщение, синтез информации

Сортировка информации (главное – второстепенное)

Рефлексия, обмен мнениями

Редактирование





Синквейн на уроках русского языка и литературы

Если ученик знает содержание учебного материала, умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, то составление синквейнов будет ему интересно.

На уроках применяю следующие способы работы учащихся с синквейнами:

- Составление нового синквейна.

- Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

- Коррекция и совершенствование готового синквейна.

-Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Так при изучении новых тем «Морфология», «Синтаксис», «Фонетика», «Орфография» работаем над составлением нового синквейна, что позволяет систематизировать материал:

Имя существительное

Собственное, нарицательное

Обозначает, называет, помогает

Интересная часть речи.

Предмет

***

Прилагательные

Яркие, образные

Образуют, изменяют, помогают

Украшают нашу речь.

Эпитеты

***

Прилагательное
Относительное, притяжательное
Относится, принадлежит, склоняется
Обозначает признак предмета.
Часть речи


На уроках литературы тоже предлагаю ученикам использовать этот способ (Приложение №1).

Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна, например:

Союзы

Сочинительные, подчинительные

Соединяют, разделяют, противопоставляют

Знать их нам надо.

Служебная часть речи

***

Жилин

Заботливый, трудолюбивый

Наблюдает, работает, действует

Старается вырваться из плена.

Смельчак

Используя предложенные синквейны, ученики составляют краткий рассказ.

Коррекция и совершенствование готового синквейна как на уроках русского языка, так и на уроках литературы позволяют выявить степень усвоения материала, например:

Глагол

Переходный, невозвратный

Обозначает, употребляется, объединяет

« Вся разительность прозы – в глаголе…» (Ю. В. Бондарев)

Часть речи

Изменённый синквейн:

Глагол

Переходный, возвратный

Обозначает, употребляется, объединяет

« Вся разительность прозы – в глаголе…» (Ю. В. Бондарев)

Часть речи

***

Остап

Храбрый, добрый

Продал (отчизну), погубил (себя), был проклят

«Как хлебный колос, повалился…»

Изменник

Изменённый синквейн:

Андрий

Храбрый, добрый

Продал (отчизну), погубил (себя), был проклят

«Как хлебный колос, повалился…»

Изменник

Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна, например:

(???????)

Собственное, нарицательное

Обозначает, называет, помогает

Интересная часть речи.

Предмет

Ответ: имя существительное

(???????)

Сочинительный, подчинительный

Связывает, помогает, служит

Знать нам союзы обязательно.

Часть речи

Ответ: союз

(???????)

Гордая, капризная
Любуется, мучает, веселится
«Ещё никогда она не была так чудно хороша».
Красавица

Ответ: Оксана

(???????)
Благородный, обедневший
Приехал, учил, влюбился
Мне его так жаль.
Дефорж

Ответ: Дубровский

(???????)

Мудрая, лучезарная

Врачует, спасает, любит

Душу человека сберегает.

Святая

Ответ: Феврония

Я убеждена, что эффективность использования синквейна велика. Этот методический приём является средством формирования аналитических и творческих компетенций учащихся. Составляя синквейны, ученики обогащают словарный запас, учатся формулировать идею, делают краткий пересказ, реализуют свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн – эффективный метод развития ребенка, который позволяет быстро получить результат.

Раздел III

Результативность опыта

Работая над темой опыта, я убедилась в том, что использование синквейна на уроках русского языка и литературы способствует развитию познавательной активности учащихся, повышению качества знаний и мотивации к изучению этих предметов. Ребята овладевают навыками самостоятельного добывания знаний в процессе работы с учебной, научно-популярной, справочной литературой, выполняют задания не только репродуктивного, но и творческого характера.

Это подтверждается результатами мониторинга уровня познавательной активности обучающихся на основе диагностического материала, используемого в работе, опросник изучения познавательной активности учащихся (по Б.К. Пашневу): на протяжении 6 полугодий отслеживались результаты работы учителя по формированию и развитию познавательной активности обучающихся. Данные представлены в таблице:



уч.

п/годие

2011-2012

I п/г

(5 кл.)

2011-2012

II п/г

(5 кл.)

2012-2013

I п/г

(6 кл.)

2012-2013

II п/г

(6 кл.)

2013-2014

I п/г

(7 кл.)

2013-2014

II п/г

(7 кл.)

Уровень

познават.

активности

низкий

67

58

26

20

12

10

средний

26

24

43

36

30

32

высокий

7

18

31

44


58

58


Итак, ученики умеют наблюдать, анализировать, они решают проблемные вопросы, могут работать в группах и индивидуально. Смена видов деятельности, а также свобода выбора учащимися заданий делают занятия интересными, минимизиpуют психологическую нагрузку.

Доказательством успешной работы по данной теме является также стабильное качество знаний учащихся и призовые места в конкурсах и олимпиадах (Приложение № 2).

Данные результаты свидетельствуют о положительной динамике показателей.

Таким образом, работа по данной теме является перспективной и будет продолжена.

Библиографический список

1.Акименко, В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие . /В.М. Акименко. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2.Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии. /В.М. Акименко. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Баннов, А.М. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. / А.М. Баннов. – М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
4.Гин, А.А.Приемы педагогической техники . пособие для учителя. /А.А. Гин. – М.: Вита – пресс, 2004.
5.Душка, Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. /Н.Д. Душка. – Журнал «Логопед», №5 2005.
6.Плёнкин, Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Книга для учителя: Из опыта работы./Н.А.Плёнкин. – М.: Просвещение, 1995. с.128.

7.Терентьева, Н. П.Синквейн по «Котловану». /Н.П. Терентьева. – Журнал «Первое сентября», №4 2006.

8. УМК «Литература. 5–9 классы» под редакцией Г.С. Меркина

9. УМК «Русский язык. 5–9 классы» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта

Электронные ресурсы:
1. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/articles/518752/
2.Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).
http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=2293
3. Педагогический словарь
http://enc-dic.com/pedagogics/Pedagogicheskaja-Tehnologija-1271.html

Приложения к опыту

1.Приложение № 1 – Составление нового синквейна на уроках литературы (творческие работы учащихся)



Приложение№1

Составление нового синквейна на уроках литературы

(творческие работы учащихся)

Илья Муромец

Большой, сильный

Встречается, отправляется, сражается

Побеждает Соловья-разбойника

Герой

***

Илья Муромец

Заботливый, храбрый

Встречается, побеждает, расправляется

Освобождает прямоезжую дорогу.

Защитник

***

Илья Муромец

Удаленький, дородный

Победил, отказался, приехал

«…он срубил ему да буйну голову».

Богатырь

***

Левша

Умелый, заботливый

Подковывает, посещает, возвращается

«Мы к своей родине привержены».

Патриот

***

Левша

Косой, трудолюбивый

Мастерит, едет, не остаётся

Подковал блоху искусно.

Умелец

***

Волк

Хитрый, злой

Встретил, обвинил, уволок

« И в тёмный лес Ягнёнка уволок»

Зло

***

Волк

Сильный, наглый

Рыскает, кричит, гневается

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…»

Грубиян

***

Ягнёнок

Крошечный, слабый

Приходит, оправдывается, погибает

Ни в чём не виноват.

Доброта

***

Ягнёнок

Беззащитный, вежливый

Приходит, оправдывается, страдает

«Мне от роду нет и года»

Жертва

***

Пушкин

Талантливый, интересный

Писал, любил, удивлял

«Это солнце русской поэзии».

Гений

***

Пушкин
Великий, известный
Слушает, изучает, сочиняет
Работает в разных жанрах.
Творец

***

Маяковский

Эмоциональный, красивый

Выступает, приглашает, пишет

Боится встречи с солнцем.

Поэт

***

Платонов
Мудрый, загадочный
Писал, сочинял, учил
У него самобытный стиль.
Климентов


Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru