Рудь Светлана Александровна
высшая квалификационная категория
г.Оха, Сахалинская область
МБОУ СОШ №7
начальные классы
УМК Занкова
Родительское собрание – праздник
(совместно с обучающимися)
ТРАДИЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ
1 класс
Продолжительность 60 минут
Пояснительная записка
«Традиции часто ведут народ надежнее, чем самые умные головы».
Вильгельм Швебель
Семейная среда, личностные особенности родителя особым образом влияют на формирование стиля семейного воспитания. В стилевых особенностях родительского воспитания не могут не учитываться и индивидуальные особенности самого ребенка. Отношение родителей к ребенку является существенным фактором в формировании и развитии индивидуально-личностных особенностей и поведения ребенка.
В основе того или иного стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку.
Цель и задачи мероприятия: создание условий для расширения единого образовательного пространства.
-
приобщать родителей к школьной жизни детей;
-
воспитывать чувство коллективизма, товарищества;
-
формировать партнерские отношения на основе обмена информацией с родителями;
-
создавать атмосферу общности интересов в детско-родительских отношениях;
-
повышать социально-психологическую культуру родителей и детей;
-
повышать статус ребенка в глазах родителей.
Форма проведения: собрание-праздник.
Подготовительная работа: подготовка пригласительных билетов, оформление дипломов участникам собрания (родителям и детям), оформление зала, подготовка выставок детских работ, фотографий
Оформление: выставка семейных фотографий, детские работы, грамоты, медали, музыкальные инструменты, магнитофон, слова: «Традиции часто ведут народ надежнее, чем самые умные головы», «Я + Я = счастливая и дружная, надёжная и верная семья» «Любовью и уступками достигается всё» (Жан Поль Рихтер), «Отношения между родителями и детьми столь же драматичны, как и отношения между любящими» (А. Моруа), пословицы о семье.
План проведения мероприятия
-
Вступительное слово классного руководителя;
-
Выступление детей.
-
Конкурсные задания для совместных (дети + родители) команд;
-
Проектная работа (создание мини проектов: символы семьи, класса), представление созданных проектов;
-
Выступления родителей о традициях семьи;
-
Выступления детей о мире своих увлечений;
-
Рефлексия
-
Заключительное слово классного руководителя.
Ход собрания-праздника
Ученик:
В нашей школе – праздник славный.
Думаю, что нет его важней.
Здесь сегодня наши папы, мамы.
Есть ли кто-нибудь на свете ближе и родней?
Классный руководитель:
Мы пригласили вас сегодня на праздник «ТРАДИЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ», чтобы вы немного отвлеклись от будничных дел, увидели, какие чудесные, талантливые у нас дети, чтобы дети увидели, как мамам и папам интересно быть рядом с ними, чтобы вы почувствовали себя семьей.
Когда появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам -
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила: «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я - тихо молвила Ева, - я, я», -
Сказала она чудесных семь «я».
Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.
Ученик:
Есть мужские дороги - круты и тернисты,
Там дела за делами по вечному кругу идут...
Но всегда впереди светит окнами тихая пристань,
Где и ночью, и днем твоего возвращения ждут.
Ученик:
Этот добрый причал называется буднично домом.
Ты вступаешь в него и опять набираешься сил,
И на каждом шагу проступает приятно
Все, во имя чего по дорогам своим колесил.
Ученик:
Здесь родные глаза, здесь усталые верные руки –
К ним скорее ты душу спешишь приклонить.
Здесь доверчиво льнет после долгой разлуки
Продолженье твое, без которого незачем жить.
Классный руководитель:
Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования.
Классный руководитель:
Семья - самое главное в жизни. С чего начинается семья? С понимания, доброты и заботы. Думаю, в ваших семьях царят именно такие отношения. Сегодня у нас праздник - День семьи!
Ученик:
Люди есть такие —
Самые дорогие,
Самые любимые,
Самые ранимые.
Рассмешат они всегда,
Грусти некуда деваться —
Ей приходится скрываться.
Если спросите: кто это?
Вам недолго ждать ответа,
На вопрос отвечу я: просто-напросто семья!
Ученик:
Когда родилась наша дружная семья.
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто смотрю на фото их красивое.
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»
Отвечает папа: «Не было тебя!»
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная счастливая семья?
Ученик:
И скажу вам честно я:
Хороша моя семья!
Папа любит мастерить, ну а мама любит шить,
И вязать, и вышивать, и готовить, и читать.
А ещё сестра моя —
С ней навечно мы друзья.
Мы друг друга понимаем, мы друг другу доверяем.
Ученик:
Мама, папа, брат и я — наша дружная семья.
Никогда семья не бросит, не оставит в трудный час.
Ну а если сын попросит: «Приходи сегодня в класс»,
Папа с удивленьем спросит:
«Что случилось в этот раз?»
И в семье бывают споры,
И бывают в школе ссоры,
Папа с мамой недовольны,
Всё равно простят невольно.
Для того нужны нам семьи,
Чтоб друг друга защищать,
Чтобы нам в другое время
Вместе радости встречать!
(Асхат Саяпов. «Моя семья».)
Ученик:
Я так люблю, когда луна в окошко.
И сказки бродят по углам.
А рядом мама держит за ладошку
И гладит волосы слегка.
Классный руководитель:
Приятно видеть людей с доброй, приветливой улыбкой, счастливым взглядом, а если это семья - приятно вдвойне. Мы с удовольствием познакомим вас с такими семьями. Создать семью нелегко, а сохранить ее еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается - недостает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вместе вспомним.
Конкурсное задание «Пословица недаром молвится» состоит в том, чтобы из набора слов, который получат группы, составить пословицы.
Команда 1.
ее, удача, в, если, всегда, семья, согласии, ждет, живет
Ответ: Если семья живет в согласии, ее всегда ждет удача.
так, семья, месте, на, вся, вместе, и, удача
Ответ: Вся семья вместе - так и удача на месте.
Классный руководитель:
Семейная среда, личностные особенности родителя особым образом влияют на формирование стиля семейного воспитания. В стилевых особенностях родительского воспитания не могут не учитываться и индивидуальные особенности самого ребенка. Отношение родителей к ребенку является существенным фактором в формировании и развитии индивидуально-личностных особенностей и поведения ребенка.
В основе того или иного стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку.
Родительское отношение - это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания индивидуально-психологических особенностей ребенка его поступков. Влияние воспитания, родительского отношения, стоящего за родительским поведением, стилем воспитания, огромно и затрагивает самые разнообразные аспекты психической жизни и поведения ребенка. Само родительское отношение разнообразно. Это сложное образование, складывающееся под влиянием многих факторов.
Под родительским отношением понимается система, или совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.
Отношение родителей к ребенку является одним из существенных факторов в формировании и развитии индивидуально-личностных особенностей и поведения ребенка. Нарушенные взаимоотношения между родителем и ребенком имеют серьезные последствия для психического развития ребенка, формирования его характера, личности.
Наиболее важными для развития личности ребенка представляются три группы детерминант родительского отношения: объективное влияние родителей, развитие личности самого ребенка, а также способы общения и взаимоотношения в семье.
Ученик:
Если вы, родители, ласкатели, хвалители.
Если вы, родители, прощатели, любители,
Если разрешители, купители, дарители,
Тогда вы не родители,
А просто восхитители.
Если вы, родители, ворчатели, сердители,
Если вы, родители, ругатели, стыдители,
Гулять-неотпускатели, собакозапретители,
То знаете, родители, вы — просто крокодители!
(М. Шварц «Если вы, родители…»)
Классный руководитель:
Ну что, уважаемые родители, узнали себя? Кто вы для своего ребёнка – восхитители или крокодители? Конечно, любой нормальный родитель время от времени бывает и хорошителем и плохителем, но детям всё таки хочется, чтобы хорошительность в родителях преобладала. Давайте не будем обманывать их надежд!!!
Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Отец и мать, а также другие члены семьи – дедушка и бабушка, старшие братья и сестры – формируют личность ребенка с раннего возраста. Членов семьи объединяет родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей. Тесное общение бабушек и дедушек со своими внуками, их доброта и справедливость, терпение и жизненный опыт делают жизнь малышей радостной и содержательной. К сожалению, современный ритм и образ жизни родителей, суета и спешка, теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок, поэтому школа активно привлекает не только родителей, а также бабушек и дедушек к участию в различных формах жизни класса и школы.
В совместной деятельности детей и родителей развиваются творческие способности всех членов семьи; улучшаются взаимоотношения в семье, раскрываются семейные таланты. Совместное творчество детей родителей и прародителей позволяет приобщить воспитанников к семейным традициям.
Каждая семья – это государство. У государства есть своя символика: гимн, герб, флаг.
У нас с вами два государства – это ваши семьи и наш классный коллектив – семья. Поэтому, наше сотрудничество и сотворчество начнём с создания символики наших малых государств.
(Родители и дети, предварительно разделённые на 4 группы по жетонам разного цвета, создают: флаг семьи, флаг класса, герб семьи, герб класса. Затем каждая группа свои проекты защищает). Гимн класса - песня о дружбе.
В каждом государстве есть не только своя символика, но и обычаи, традиции, праздники.
Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой или функциональной семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.
Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.
В культурном наследии русского народа важное место занимают традиции, связанные с социализацией детей в семье. Культура народа накладывает отпечаток на семейный уклад жизни, а через него и на процесс вхождения детей в мир взрослых. Отношения, возникающие внутри семьи, влияют на личностное развитие ребенка. Поэтому семья, как важнейшее звено в социализации ребенка.
Поскольку культурные традиции семейного воспитания складывались веками, в педагогической культуре родителей воплощается накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Традиции представляют собой нравственные законы и принципы человеческих взаимоотношений, выработанные данной культурой. Именно в культурных традициях семейного воспитания находят отражение правила межличностного взаимодействия, которые передаются от родителей к детям. Таким образом, в культурных традициях народа закрепляются законы социального взаимодействия, на которые опираются взрослые члены семьи в процессе социализации детей.
(Слово родителям – рассказывают о традициях в семьях)
Совместное творчество и деятельность способствует улучшению эмоционального и познавательного развития детей. А школа становится детско-взрослым сообществом, для которого характерно сотворчество, сопереживание, учет интересов, склонностей и особенностей каждого члена. Наши традиции по улучшению детско-родительских отношений создают положительно-эмоциональную атмосферу в классе, позволяют установить доверительные отношения между родителями и педагогами, родители знакомятся с деятельностью педагогов, с жизнью детей в классе и школе, наблюдают за их общением и развитием, включаются в общие дела.
Но любые традиции не могут появиться без увлечений и желаний. Наши ребята, хотя и маленькие, но уже имеют стойкие увлечения, которые помогли образоваться новым традициям в ваших семьях. Увлечения у них самые разнообразные, о них они сейчас и расскажут, и даже покажут.
-
Спорт имеет огромное значение в жизни человека, спорт даёт возможность сохранять и укреплять здоровье, воспитывает волю к победе, решительность, и другие хорошие качества. Есть у нас ребята, которые занимаются спортом серьёзно. Они хотят быть сильными, ловкими, смелыми. Дадим им слово.
(слово предоставляется спортсменам, которые рассказывают о себе и своих успехах.)
-
Некоторые ребята могут выразить свои чувства, переживания, взгляд на мир через рисунки и стихи. Это наши юные художники и поэты. (слово детям)
-
Большую роль в жизни людей играет музыка. Мы слышим её с рождения. Она заставляет переживать, сочувствовать радоваться. У нас есть ребята, которые увлечены этим искусством. (слово детям)
-
Умение правильно подобрать, оформить, рассортировать нужные вещи, пусть это будут фантики или пуговицы, требует внимательности и усидчивости, такие дети у нас тоже есть, коллекционеры, даём вам слово.
-
А какой нужен талант и сила воли, чтобы самому мастерить своими руками поделки из различных материалов и довести начатое до конца, получить плод своего труда… Слово даём конструкторам и изобретателям.
-
Прекрасен мир танца…, при помощи движений, жестов, мимики, передаётся настроение, характер. В нашем коллективе присутствует группа ребят, которые серьёзно увлекаются этим видом искусства. (слово детям)
-
А все вместе мы любим петь:
Ученик:
Повсюду песни звонкие –
Не петь никак нельзя,
Здесь собрались на празднике
Хорошие друзья!
Кто всех быстрей, кто всех ловчей –
Нам очень интересно.
Пусть слышится веселый смех,
Пусть не смолкают песни!
(дети поют любимую песню)
Классный руководитель:
Рефлексия.
-
Поднимите руки те, кто не занимается в кружках. Прослушав рассказы ребят, кто из вас хочет тоже записаться в какой-нибудь кружок, секцию?
-
Всегда ли эти занятия это только праздник?
-
Скажите, может ли ваше увлечение стать смыслом вашей взрослой жизни?
Ученик:
Время - вроде замкнутого круга:
Год мелькнул, как месяц, день - как час.
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга все ж успеем мы?
Может, скажем то, что наболело,
Оглянуться в прошлое успев?
Чем вот так кружиться ошалело,
Что-нибудь ответь мне нараспев.
Ну и пусть спрессованы упруго
Жизни год - как месяц, день - как час...
Очень жаль, что выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Уважаемые мамы и папы мы пригласили вас сегодня на это собрание-праздник, чтобы вы немного отвлеклись от будничных дел, увидели, какие чудесные, талантливые у нас дети, чтобы дети увидели, как мамам и папам интересно быть рядом с ними, чтобы выслушать друг друга, сделать выводы для себя.
Ученик:
Любите нас такими,
Какие все мы есть.
Пусть недостатков в нас не счесть,
Но мы же ваши дети,
И никого дороже
На всем огромном свете
Никто из вас не сможет
Найти средь суеты.
Мы вашим станем продолженьем,
Надеждой вашей и судьбой,
Тревогой, счастьем, вдохновеньем.
Но чтобы вдруг не стали мы бедой,
Своею жизнью день за днем.
Быть благодарными учите
Любви родительской, огнем
Любовь ответную будите.
Ведь лишь она одна
Очаг домашний согревает.
Бывает так она сильна,
Что все невзгоды побеждает.
Так будьте же терпимей к нам,
Понять нас просто постарайтесь
И вопреки безжалостным годам
Душою молодыми оставайтесь.
Классный руководитель:
Собрание наше закончилось, но вы продолжайте так же твёрдо и уверенно заниматься вашим любимым делом. Вы по-настоящему увлечены, а это говорит о вашем богатом духовном мире. Большое спасибо всем кто приготовил своё выступление. Не огорчайтесь те, кто не рассказал о своих традициях и увлечениях. Этот разговор мы обязательно продолжим, ведь совместная деятельность помогает решать вопросы взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества школы и семьи. Активное участие семьи в разнообразных формах работы с родителями свидетельствует не только об улучшении детско-родительских отношений, но и являются уникальным средством воспитания детей в добрых традициях.
Сегодня мы еще раз убедились, как хорошо, когда все вместе: и дети, и родители, и учителя. Мы верим, что если каждый день мы будем вместе, то наших детей ждет радостное и счастливое будущее.
Желаем счастья вам!
Чтоб все мечты сбывались!
С хорошим настроением
Чтоб вы не расставались!
Здоровья вам на сотни долгих лет,
А это, право, дорогого стоит!
В работе - много творческих побед!
В семейной жизни - мира и покоя!
Использованная литература
-
Словарь русского языка в четырёх томах. Издательство «Русское слово», 1983г.
-
Внеклассная работа в начальной школе. Внеклассные мероприятия в начальной школе: праздники, игры, внеклассные занятия. – вып.5/ авт.-сост. И.Н. Корбакова. – Волгоград: Учитель, 2007.- 124с.
-
Школа и родители. Родительские собрания в начальной школе (лекции, беседы, разработки). Выпуск 2/авт.сост.Г.Т. Дьчкова, Е.В. Волкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 103с.
-
Родительские собрания: 2 класс/Авт.-сост. О.П. Варенька. – М.:ВАКО, 2008. – 240 с. (Учебный год).
-
Классные часы: 2 класс/Авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2011. – 272с.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Методика работы с неговорящими детьми с ОВЗ по чтению и развитию речи ФГОС НОО
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Международный вебинар «Новые технологии для нового поколения. Интерактивная инфографика в детском саду как современный тренд в мнемотехнике»