«Рассмотрено» Руководитель ШМО _________/___________________ «_____»_______________20____г |
«Согласовано» заместитель директора по НМР _____________/_________________ «_____»________________20_____г |
Календарно-тематическое планирование
по немецкому языку
на 2014-2015 учебный год
(на основе авторской программы базового курса обучения немецкому языку И. Л. Бим)
Учитель – Ворошилова Екатерина Анатольевна
Содержание
-
Пояснительная записка………………………………………….……..…3
-
Учебно-тематический план………………………………….…..……….9
-
Содержательная часть……………………………………..…………….15
-
Методическая часть…………………………………………..………….20
-
Диагностическая часть……………………………………………..……23
-
Список литературы…………………………………..…………………..24
Пояснительная записка
Новые политические, социально-экономические и культурные реалии в России и во всем мире, интенсивное развитие международных связей между российскими и зарубежными предприятиями, фирмами, организациями, расширение прямых связей между российскими и зарубежными образовательными учреждениями обусловливают актуальность изучения иностранного языка как учебной дисциплины. Актуальность данной дисциплины в современных условиях заключается в необходимости повышения уровня владения иностранным языком в соответствии с государственными образовательными стандартами и международными требованиями.
Новизна и педагогическая целесообразность данной рабочей программы заключается в том, что при обучении немецкому языку учащихся начальной школы приоритетным направлением является учет психологических и физиологических особенностей младших школьников: большая подвижность речевых механизмов, развивающаяся речевая способность, склонность к игровой деятельности и отсутствие психологических барьеров, недостаточное развитие произвольного внимания и логической памяти, быстрая утомляемость. Младшим школьникам требуется особое внимание, поэтому реализовываются принципы дифференциации и индивидуализации обучения.
Необходимо учитывать то, что значительное место в жизненном опыте второклассников занимает игровая деятельность. Важно помнить и то, что у детей семилетнего возраста недостаточно развито произвольное внимание и логическая память, поэтому следует опираться на непроизвольное внимание и эмоционально-образную память, включая подлежащий запоминанию языковой материал в рифмовки, считалки, песенки, широко используя иллюстративную наглядность, а также движения и музыку.
Рабочая программа по немецкому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы начального общего образования по немецкому языку, авторской программы И. Л. Бим по немецкому языку к УМК «Deutsch. Die ersten Schritte» для учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений (Просвещение, 2010).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Deutsch. Die ersten Schritte» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений (Просвещение, 2005).
Основная цель обучения школьников немецкому языку во 2 классе – развитие учащихся средствами учебного предмета: речевое и интеллектуальное развитие, развитие мотивации к изучению немецкого языка, развитие чувств и эмоций, ценностных ориентаций, творческих способностей, а также способности и готовности осуществлять самое элементарное общение на немецком языке в рамках очень ограниченного числа наиболее распространенных ситуаций общения.
Данная программа ориентирована на достижение исходного уровня коммуникативной компетенции – уровня начинающего. Это предусматривает развитие умений решать следующие элементарные учебные и собственно коммуникативные задачи – как промежуточные, так и конечные для данного года обучения, а именно:
I.
-
Научиться читать и писать немецкие буквы, буквосочетания, слова, предложения.
-
Овладеть алфавитом.
-
Научиться относительно правильно произносить основные немецкие звуки, звукосочетания, а также слова и фразы, соблюдая наиболее важные интонационные правила (ударение в словах, фразах, восходящую и нисходящую мелодии).
-
Овладеть исходным словарным запасом. Его объем – 70 лексических единиц в первой части учебного пособия, 130 ЛЕ во второй части учебника. Всего около 200 ЛЕ за первый год обучения.
-
Научиться грамматически правильно оформлять свою речь на элементарном уровне в ходе решения исходных коммуникативных задач, овладевая несколькими основными типами немецкого простого предложения.
-
Совершенствовать уже известные и наиболее важные приемы учения – списывание, выписывание работу с текстом, в том числе чтение по ролям диалогов, др.
-
Овладевать новыми учебными приемами, например, элементарным переводом с немецкого языка на русский язык, отдельных предложений, а также умением использовать языковую догадку.
II.
-
Уметь решать следующие коммуникативные задачи в русле устной речи частично письма:
А) – приветствовать на немецком языке, представлять себя и других; давать краткие сведения о себе, других и запрашивать аналогичную информацию у партнера;
- что-то утверждать, сообщать, подтверждать;
- выражать сомнение, переспрашивать;
- возражать;
- запрашивать информацию с помощью вопросительных предложений с вопросительными словами: “Wer? Was? Wie? Woher?”;
- о чем-то просить (с помощью повелительных предложений); выражать мнение, оценку, используя оценочную лексику, клише типа: “Klasse! Toll! Das klingt gut!”;
-соблюдать речевой этикет при непосредственном общении: знать, как обратиться к сверстнику, взрослому, как поблагодарить, начать разговор, завершить его и т.п.;
- соблюдать речевой этикет при написании письма;
Б) вести ритуализированные диалоги в таких типичных ситуациях общения, как «Знакомство», «Встреча», «Разговор по телефону» (о том, кто что делает), и некоторых других;
В) уметь делать краткие связные сообщения: описывать/характеризовать, говорить комплименты, рассказывать (в том числе о себе).
2. Уметь решать следующие коммуникативные задачи при чтении с полным пониманием читаемого (над другими видами чтения работа целенаправленно не ведется):
А) зрительно воспринимать текст, узнавая знакомые слова, грамматические явления, и полностью понимать его;
Б) догадываться при этом о значении отдельных незнакомых слов по сходству с русским языком, по контексту;
В) определять значение незнакомого слова по данному в учебнике переводу.
3. Уметь решать следующие коммуникативные задачи в области аудирования:
А) понимать в целом речь учителя по ведению урока, узнавая на слух знакомые языковые средства и догадываясь по его действиям, мимике, жестам о значении незнакомых языковых средств;
Б) распознавать и полностью понимать речь одноклассника в ходе диалогического общения с ним;
В) распознавать на слух и полностью понимать монологическое высказывание соученика, построенное на знакомом материале;
Г) понимать в целом основное содержание сообщения учителя, диктора, включающего некоторые незнакомые явления, благодаря владению основными приемами смыслового распознавания текста и при восприятии на слух.
4. Иметь представление о некоторых основополагающих языковых правилах, например о порядке слов в немецком простом предложении, о наличии артикля и его употреблении, об особенностях спряжения и т.п., и опираться на них, оформляя свою речь.
5. Знать ряд страноведческих реалий, например: названия крупных немецких городов, имена людей и животных, имена персонажей известных немецких сказок и т.п.
Отличительные особенности данной программы заключаются в следующем: особое место в обучении младших школьников немецкому языку отводится игровой деятельности, выполнению индивидуальных дифференцированных заданий, которые представлены достаточно широко в рабочей тетради.
Ключевые понятия, которыми оперирует автор-составитель, следующие: лексика и выражения классного обихода и речевого этикета; речевые образцы простого повествовательного и вопросительного предложения; числительные от 1 до 12; названия крупных городов Германии; имена существительные, нарицательные; род имени существительного; единственное и множественное число существительных; личные местоимения; определенный и неопределенный артикли; спряжение глагола sein в Präsens; притяжательные местоимения; родительный падеж имен собственных; отрицание nicht с глаголами; спряжение глаголов в Präsens; употребление глаголов können и wollen; повелительная форма известных глаголов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 8-9 лет.
Сроки реализации образовательной программы: 2013-2014 учебный год.
Автором данной рабочей программы были внесены некоторые дополнения по работе с грамматическим материалом по темам «Род имени существительного», «Личные местоимения», «Притяжательные местоимения» и «Модальные глаголы können и wollen» в связи с возникающими трудностями при понимании этих грамматических явлений из-за отсутствия опоры на родной язык. Данные грамматические явления в родном языке изучаются в третьем классе.
Режим занятий: 68 часов в год при 2 часах в неделю, уроки проводятся согласно расписанию.
Данная рабочая программа реализуется также во втором и третьем классах VII вида в течении 2013-2014 и 2014-2015 учебных лет по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Раздел |
Тема |
Общее количество часов |
Количество часов на теорию |
Количество часов на практику |
1 |
Раздел 1 |
Вводный курс |
34 |
17 |
17 |
2 |
Раздел 2 |
Основной курс. Наши новые персонажи учебника. Кто они? Какие они? |
6 |
3 |
3 |
3 |
|
Чьи это фотографии? Что они рассказывают? |
5 |
3 |
2 |
4 |
|
Что Сабина и Свен охотно делают дома? А мы? |
6 |
3 |
3 |
5 |
|
И что мы только не делаем! |
5 |
3 |
2 |
6 |
|
Инсценируем на нашем празднике сценки из сказки? |
6 |
3 |
3 |
7 |
|
Добро пожаловать на наш праздник! |
4 |
3 |
1 |
Календарно-тематическое планирование по немецкому языку для 2 класса
Вводный курс (Учебник. Часть 1)
Тема |
Изучаемые вопросы |
ИКТ и педагогические технологии |
Домашнее задание |
Сроки изучения |
Урок 1. Вводный урок |
Беседа о значении изучения иностранных языков; знакомство с УМК. |
|
РТ: с. 3, упр. 1-2 |
|
Урок 2. Давайте познакомимся! |
Обучение устной речи (приветствие, знакомство); знакомство с графикой и правилами чтения букв (Aa, Ee, Ii, Oo, Uu); обучение лексике и выражениям классного обихода. |
|
С. 11, домашнее задание 1-2 |
|
Урок 3.Обучение устной речи (приветствие, знакомство). |
Введение новой лексики по теме знакомство; повторение пройденных букв и знакомство с графикой и правилами чтения новых букв (Gg, Tt, Nn); обучение чтению. |
|
С. 14, ДЗ 1; РТ: с. 6-8, упр. 1-4 |
|
Урок 4. Обучение диалогической речи по теме «Знакомство» |
Повторение пройденной лексики и введение новой; обучение диалогической речи по теме «Знакомство»; чтение диалогов по ролям; знакомство с новыми буквами (Ss, Hh, Dd, Cc, β) и буквосочетаниями (eu, ch). |
|
РТ: с. 8-11, упр. 1-5 |
|
Уроки 5-6. Повторение. |
Тренировка и контроль навыков и умений устной диалогической речи в ситуации «Знакомство»; повторение графики и правил чтения пройденных букв и буквосочетаний; чтение; выполнение письменных упражнений. |
|
РТ: с. 12-15, упр. 1-3, 5-7 |
|
Урок 7. Обучение устной речи (ситуация «Знакомство») |
Обучение диалогической речи в ситуации «знакомство», используя речевой образец Das ist …, Das sind …; знакомство с новыми буквами (Ff, Rr, Ww); чтение предложений; знакомство со схемами немецких простых упражнений. |
|
Сделать пальчиковые куклы; РТ: с. 16-18, упр. 1-4 |
|
Урок 8. Обучение диалогической речи (ситуация «Знакомство») |
Обучение ведению диалога «Знакомство» (обучение переспросу, выражая сомнение); знакомство с буквами Mm, Ll, Jj и буквосочетаниями eu, au. |
|
С. 30, ДЗ № 2-3; РТ: с. 19-20, упр. 1, с. 21-22, упр. 4 |
|
Урок 9. Обучение переспросу (вопросу-сомнению) |
Обучение утвердительному и отрицательному ответу на вопрос-сомнение (переспрос); знакомство с буквами Bb,Kk и буквосочетанием ck; ведение диалога «Знакомство» с представлением других людей. |
|
С. 35, ДЗ № 2, 4; РТ: с. 23-26, упр. 1-4 |
|
Уроки 10-11. Повторение |
Повторение рифмованного материала, графики, орфографии (написание имен, цифр); чтение диалогов; закрепление грамматических навыков (переспрос, положительный и отрицательные ответы на него). |
|
РТ: с. 29, упр. 1, с. 31, урок 12 |
|
Урок 12. Обучение ответу на вопрос «Wer ist dаs?» |
Обучение ответу на вопрос «Wer ist das?»; разучивание новой грамматической песенки; знакомство с графикой и правилами чтения букв Zz, Vv и буквосочетания ie. |
|
С. 42, ДЗ № 2; РТ: с. 32-34, упр. 1-2, 4-5 |
|
Урок 13. Обучение счету до 10 |
Чтение и разыгрывание диалогов в ситуации «Знакомство» с использованием вопроса Wer ist das?»; знакомство с графикой и правилами чтения буквы Pp и буквосочетаний eh, ah, oh; обучение счету от 1 до10. |
|
С. 45, ДЗ № 1; РТ: с. 34-37, упр. 1-4, 6 |
|
Урок 14. Обучение формулам речевого этикета |
Знакомство с новыми буквами Xx, Ӓä, Üü, Öö и буквосочетанием chs; чтение диалогов по ролям; знакомство с формулами речевого этикета (Wie heiβen Sie? Bis bald! Sehr angenehm!); знакомство с цифрами 11 и 12. |
|
С. 48, ДЗ № 2; РТ: с. 37-52, упр. 1-4 |
|
Уроки 15-17. Повторение |
Повторение рифмовок; чтение и разыгрывание диалогов диалогов; повторение пройденных букв и буквосочетаний; повторение пройденного лексического материала. |
|
РТ: с. 52-54, упр. 1-3, урок 18 |
|
Урок 18. Обучение ответу на вопрос «Woher kommst du?» |
Обучение ответу на вопрос «Woher kommst du?»; знакомство с графикой и правилами чтения буквосочетаний sch, sp, st; чтение и разыгрывание диалогов; повторение числительных и счета до 12; знакомство с названиями немецких городов, как принято называть номер телефона в Германии. |
|
С. 58, ДЗ № 1, 3; РТ: с. 55-56, упр. 1-3 |
|
Урок 19. Обучение ответу на вопрос «Wie alt bist du?» |
Обучение ответу на вопрос «Wie alt bist du?»; работа с картинками; знакомство с графикой и правилами чтения буквосочетаний tz, th, ph; чтение и разыгрывание диалогов. |
|
С. 63, ДЗ № 2-3; РТ: с. 57-59, упр. 1-4 |
|
Урок 20. Обучение краткому монологическому высказыванию |
Обучение краткому монологическому высказыванию (рассказ о себе); знакомство с картой Германии, названием этой страны на немецком языке, названиями немецких городов; знакомство с буквосочетаниями tsch, aa, äu. |
|
РТ: с. 59-62, упр. 1-3; с. 68, ДЗ № 2 |
|
Уроки 21-23. Повторение |
Повторение известных букв и буквосочетаний, начала алфавитной песенки; чтение и разыгрывание диалогов; подготовка к «Празднику алфавита»; повторение числительных; повторение рифмованного материала и грамматических песнок. |
|
РТ: с. 63-66, упр. 1-5, урок 24 |
|
Урок 24. Употребление определенного и неопределенного артиклей |
Обучение употреблению имен существительных, нарицательных; обучение употреблению определенных и неопределенных артиклей; обучение личным местоимениям; знакомство с буквами Qq, Yy и буквосочетанием qu. |
|
С. 79, ДЗ № 1-3; РТ: с. 67-70, упр. 1-5 |
|
Урок 25. Обучение характеристике сказочных персонажей |
Повторение немецкого алфавита и известных буквосочетаний; разучивание алфавитной песенки до конца; повторение употребления определенного и неопределенного артиклей и личных местоимений в ед. ч.; знакомство с личным местоимением sie (мн. ч.); знакомство с новыми буквосочетаниями ng, ig; обучение характеристике сказочных персонажей; чтение мини-текстов. |
|
С. 85, ДЗ № 1-2; РТ: с. 71-72, упр. 1-3, с. 73, упр. 5 |
|
Урок 26. Обучение характеристике людей, животных |
Повторение алфавита и буквосочетаний; чтение мини-текстов; знакомство с новыми словами, обозначающими качество; обучение характеристике людей, животных. |
|
С. 90, ДЗ № 2-3; РТ: с. 74-76, упр. 1-6 |
|
Урок 27. Подготовка к «Празднику алфавита» |
Разучивание новой песенки к «Празднику алфавита»; обучение делать комплименты друг другу и кратко характеризовать участников и персонажей «Праздника алфавита»,а также окружающих; чтение кратких сообщений. |
|
С. 97, ДЗ № 1-3; РТ: с. 77- 80, упр. 1-5 |
|
Уроки 28-29. Повторение |
Повторение всего рифмованного материала и песенок; повторение всех пройденных речевых образцов, в частности специальных и общих вопросов; рассказывание о себе в роли сказочного персонажа, а также в «Я-роли»; обсуждение программы «Праздника алфавита». |
|
РТ: с. 81, упр. 2 |
|
Урок. 30. «Праздник алфавита» |
|
РТ: с. 83, упр. 1-4; подготовиться к контрольной работе |
|
|
Урок. 31. Контрольная работа |
|
|
|
|
Урок 32. Работа над ошибками |
|
|
|
Основной курс (Учебник. Часть 2)
Тема 1. Новые персонажи нашего учебника. Кто они? Какие они?
Тема |
Изучаемые вопросы |
ИКТ и педагогические технологии |
Домашнее задание |
Сроки изучения |
Урок 33. Персонажи немецких книжек. Обучение устной речи |
Чтение в группах небольших текстов о персонажах немецких сказок, определяя значение новых слов по контексту, пользуясь сносками; выполнение письменных упражнений; обучение рассказу о персонажах немецких книжек. |
|
С. 6 , ДЗ № 1-4; РТ: с. 3-5, упр. 1-4 |
12 сент. |
Урок 34. Спряжение глагола-связки sein в Präsens |
Обучение аудированию; знакомство со спряжением глагола-связки sein в Präsens; чтение писем сверстников из Германии; обучение ответу на вопрос «Was machen sie?». |
|
С. 10-11, ДЗ № 2-4; РТ: с. 5-6, упр. 1-2 |
16 сент |
Урок 35. Написание поздравительной открытки |
Выполнение упражнений на употребление связки sein; знакомство с новой лексикой (по подтеме «Die Post»), а также с названиями красок; обучение чтению небольших по объему текстов вслух; обучение написанию поздравительной открытки. |
|
С.15, ДЗ № 1-4; РТ: с. 8-9, упр. 1-6 |
23 сент |
Уроки 36-38. Повторение |
Повторение лексики, употребление ее в речи; выполнение грамматических упражнений (употребление глагола sein); обучение чтению «рассказов-загадок»и составлению своих по аналогии. |
|
РТ: с. 10, упр. 2-3 |
30 сент. 7 окт. 14 окт. |
Урок 39. Обучение чтению небольших текстов с полным пониманием |
Введение лексики по теме «Семья»; обучение чтению небольших текстов с полным пониманием, пользуясь сносками; обучение ведению диалога по телефону в ситуации «Номер набран неправильно». |
|
С. 24, ДЗ № 1-3; РТ: с.12, упр. 1, с. 3 |
21 окт. |
Урок 40. Притяжательные местоимения mein и dein |
Повторение лексики по теме «Семья», введение новой лексики; обучение работе с картинкой (высказывание предположения о ее содержании); обучение аудированию и чтению текстов; знакомство с притяжательными местоимениями mein и dein. |
|
С. 28, ДЗ № 2-3; РТ: с. 14-16, упр. 1-2 |
11 нояб. |
Урок 41. Письмо от Свена |
Повторение и систематизация лексики по теме «Семья»; обучение написанию письма зарубежному сверстнику; знакомство с употреблением вопросительных слов «Wo?»и «Warum?». |
|
С.32, ДЗ № 2-4; РТ: с. 17-19, упр. 1-3 |
18 нояб. |
Уроки 42-43. Повторение |
Повторение рифмовок и песенок; выполнение грамматических упражнений (употребление притяжательных местоимений); рассказывание о своей семье, написание о ней в «Книгу о себе». |
|
РТ: с.20-21, упр. 1-4 |
25 нояб. |
Урок 44. Что рассказывают семейные фотографии Свена? |
Обучение аудированию; обучение чтению, систематизируя новую лексику по контексту и с опорой на сноски; обучение составлению рассказа о семье с опорой на вопросы и рисунки; знакомство с притяжательными местоимениями sein, ihr и обучение ответу на вопрос «Wessen?», используя их. |
|
С. 42, ДЗ № 2-4; РТ: с. 23-25, упр. 1-4 |
|
Урок 45. Употребление глаголов в 3-м л. ед. ч. в Präsens |
Чтение текстов; обучение употреблению глаголов в 3-м л. ед. ч. в Präsens для называния различных действий; знакомство с притяжательными местоимениями unser, euer. |
|
С. 47, ДЗ № 2-3; РТ: с. 25-27, упр. 1-2, 4 |
|
Урок 46. Отрицание nicht с глаголами |
Чтение текстов; обучение возражению, употребляя отрицание nicht с глаголами; обучение ответу на вопрос «Was machst du?», «Was macht er?». |
|
С. 51, ДЗ № 1-3; РТ: с. 28-31, упр. 1-5 |
|
Урок 47-49. Повторение |
Повторение считалок, рифмовок и песен; тренировка учащихся в устной речи; обучение беседе по телефону. |
|
РТ: с. 32-34, упр. 2-3 |
|
Урок 50. Спряжение глаголов в Präsens |
Обучение парадигме спряжения глаголов в Präsens; разыгрывание диалогов (интервью); обучение аудированию. |
|
С. 59, ДЗ № 2-4; РТ: с. 37-38, упр. 1-2 |
|
Урок 51. Спряжение сильных глаголов с корневой гласной «е» |
Знакомство с персонажем немецкого фольклора Касперле и тренировка употребления известных им глаголов в настоящем времени; обучение устной речи (обсуждение программы проведения праздника). |
|
С. 65, ДЗ № 2, 4; РТ: с. 40-43, упр.1-4 |
|
Урок 52. Обучение написанию писем |
Обучение поисковому чтению; обучение правильному оформлению письма на немецком языке; знакомство со спряжением сильных глаголов с корневой гласной «а». |
|
С. 71, ДЗ № 1-3; РТ: с. 44-45, упр. 1-2 |
|
Уроки 53-54. Повторение |
Повторить рифмовки, считалки, песенки; тренировка употребления глаголов с корневой гласной «а» и «au»; обучение устной речи (рассказ о своем друге или подруге); знакомство с первой сценой сказки «Золотой гусь» и обучение чтению сказки по ролям. |
|
РТ: с. 45-49, упр. 1-4 |
|
Урок 55. Модальные глаголы wollen, können |
Обучение устной речи; знакомство с особенностями употребления глаголов können, wollen; обучение чтению текста сказки по ролям, используя сноски на плашках для понимания новых слов. |
|
С. 82-83, ДЗ № 2,4; РТ: с. 50-53, упр. 1, 3-4 |
|
Урок 56. Обучение чтению с полным пониманием содержания |
Обучение выражению желания с помощью глагола wollen и рассказыванию о том, кто что умеет делать, используя глагол können; обучение выражению просьбы или приказания; обучение чтению сказки с полным пониманием содержания. |
|
С. 87, ДЗ № 2-3; РТ: с. 54-55, упр. 1-2 |
|
Урок 57. Обучение инсценированию сказки |
Обучение выражению команд, прикзаний, а также восприятию их на слух и выполнению; обучение чтению текста сказки с полным пониманием содержания; обучение инсценированию сказки. |
|
С. 90, ДЗ № 2-3; РТ: с. 57-59, упр. 1-3 |
|
Урок 58-60. Повторение |
Повторение содержания последней сцены из сказки «Золотой гусь»; обучение чтению с полным пониманием текста сказки нахождению в тексте ответов на вопросы; знакомство с новой рифмовкой к празднику. |
|
РТ: с. 59-62, упр. 1-3 |
|
Урок 65. Обучение чтению объявлений |
Обучение чтению объявлений о празднике и обсуждению его; обучение чтению с полным пониманием содержания текста сказки и инсценированию ее. |
|
С. 98, ДЗ № 2; РТ: с. 63-65, упр. 1-3 |
|
Уроки 66-67. Обучение пересказу с опорой на текст |
Обучение краткому пересказу с опорой на текст с пропусками; обучение аудированию; обучение чтению текста с полным пониманием. |
|
С. 101, ДЗ № 1-2; с. 65-67, упр.1-4 |
|
Урок 68. Праздник «До свидания, 2 класс!» |
Смотр достигнутого. |
|
|
|
Содержательная часть
Предметное содержание речи:
-
Знакомство. Моя семья и я (члены семьи, их возраст, внешность, их профессии). Любимое домашнее животное. Мой дом, квартира, комната. Праздники: день рождения, Новый год, Рождество. Игрушки, одежда. Мои друзья (имя, возраст, внешность, характер, увлечения, семья) – 35 % учебного времени.
-
Времена года, погода. Любимое время года. Мои увлечения. Выходной день, каникулы. – 15 % учебного времени.
-
Школьные принадлежности, учебные предметы – 10 % учебного времени.
-
Страны изучаемого языка и родная страна. Крупные города. Литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора (стихи, песни, сказки) – 30 % учебного времени.
Формы организации учебного процесса - проектная методика, ИКТ, обучение в сотрудничестве в малых группах, в парах, интерактивное обучение, ролевые игры.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
-
Произносительная сторона речи.
-
Говорение:
Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора:
-диалог этикетного характера – уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться;
-диалог-расспрос – уметь задавать вопросы: кто? что? когда? где? куда?;
-диалог-побуждение к действию – уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ её выполнить, используя побудительные предложения;
Объём диалогического высказывания – 2-3 реплики с каждой стороны.
Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своём друге, своей семье; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку.
Объём монологического высказывания – 5-6 фраз.
-
Аудирование.
Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку).
Время звучания текста для аудирования – до 1 минуты.
-
Чтение.
Чтение вслух небольших текстов, построенных на изучаемом языковом материале; соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание текстов, содержащих только изученный материал, а также текстов, содержащих отдельные незнакомые слова; нахождение в тексте необходимой информации. Использование двуязычного словаря учебника. Объём текстов – примерно 100 слов (без учёта артиклей).
-
Письмо и письменная речь.
Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма.
-
Языковые знания и навыки (практическое усвоение).
-
Графика и орфография.
Все буквы алфавита, основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
-
Фонетическая сторона речи.
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и основных звукосочетаний немецкого языка. Соблюдение норм произношения гласных и согласных звуков: долгота и краткость гласных, твёрдый приступ, оглушение согласных в конце слога, слова, отсутствие палатализации согласных перед гласными переднего ряда. Ударение в слове и в предложении. Интонация утвердительного, вопросительного и побудительного предложений.
-
Лексическая сторона речи.
Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объёме 200 лексических единиц для двустороннего усвоения: простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка. Начальное представление о способах словообразования. Интернациональные слова.
-
Грамматическая сторона речи.
Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное. Общий и специальный вопрос. Вопросительные слова. Порядок слов в предложении. Утвердительное и отрицательное предложения. Предложения с простым глагольным сказуемым, с составным именным и составным глагольным сказуемыми. Безличные предложения. Нераспространённые и распространённые предложения. Сложносочинённые предложения с союзами und, aber. Спряжение слабых и некоторых сильных глаголов в Prasens. Спряжение модальных глаголов. Неопределённая форма глаголов. Повелительное наклонение наиболее распространённых глаголов в утвердительной и отрицательной форме. Существительные мужского и женского рода ед. и мн. числа с определённым и неопределённым артиклем. Склонение существительных. Местоимения личные, притяжательные, указательные. Качественные прилагательные. Количественные до 100 и порядковые числительные до 30. Отрицания kein, nicht. Наиболее употребительные предлоги (in, auf, neben, mit, uber, nach, zwischen).
Требования к уровню подготовки учащихся, освоивших программу за второй класс
В результате изучения немецкого языка ученик должен:
знать\ понимать
-алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
- основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;
- особенности интонации основных типов предложений;
- название страны \ стран изучаемого языка, их столиц;
- имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений;
- наизусть рифмованные произведения детского немецкого фольклора;
уметь
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегчённых текстов с опорой на зрительную наглядность;
- участвовать в элементарном этикетном диалоге;
- расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (что? кто? где? когда?) и отвечать на вопросы собеседника;
- кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
- составлять небольшие описания предмета, картинки по образцу;
- читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
- читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов, доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости словарём;
- списывать текст на немецком языке , выписывать из него или вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;
- писать краткое поздравление (с днём рождения, с праздником) с опорой на образец;
использовать приобретённые знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- устного общения с носителями немецкого языка в доступных младшим школьникам пределах; развития дружелюбного отношения к представителям других стран;
- преодоления психологических барьеров в использовании немецкого языка как средства общения;
- ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы на немецком языке;
- более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка.
Методическая часть
Перечень учебно-методического обеспечения
УМК, применяемый на занятиях по немецкому языку для учащихся второго класса состоит из следующих составных частей:
-
рабочая программа
-
учебник “Немецкий язык. Первые шаги для 2 класса(в двух частях)”, разработанный Бим И.Л. Рыжовой Л.И., изданный в 2007 г.. Учебник состоит из двух частей: вводного курса и основного курса.
Вводный курс нацелен на алфабетизацию школьников – на овладение новым для них латинским алфавитом, техникой чтения и письмо, самыми начальными навыками и умениями устной речи (аудирования и говорения). Обучение всем видам речевой деятельности осуществляется параллельно с незначительным устным опережением на самых первых порах. Школьники овладевают первичными навыками грамматического оформления речи, а также определенным словарным запасом и коммуникативными умениями, позволяющими осуществлять речевое взаимодействие в самых исходных ситуациях общения, например, «Знакомство», «Представление других при знакомстве», «Встреча», «Сообщение сведений о себе» и др.Всего на вводный курс отведено 30 учебных часов.
Основной курс ставит своей задачей дальнейшее развитие личности школьников, их иноязычных коммуникативных умений на базе приобретенных ранее и осваиваемых попутно языковых умений и навыков.
Содержательный план этой части включает заочное знакомство с немецкими сверстниками. Дает представление о возможной переписке и нацелен на подготовку к празднику «Прощай, 2-й класс!» - смотру достигнутого за 1-й год обучения немецкому языку.. Серии «шагов» объединены в параграфы (главы). Эта часть учебника рассчитана на 34 часа с учетом того, что на весь курс обучения во втором классе отводится 68-70 учебных часов (35 недель по 2 часа).
-
аудиокассета с текстами из учебника, текстами для развития навыков понимания на слух и фонетическими упражнениями.
-
рабочая тетрадь с заданиями в двух частях (А и Б), составленные авторами Бим И.Л. и Рыжовой Л.И.. Задания и упражнения направлены на закрепление и углубление языкового материала и коммуникативных речевых структур, пройденных на занятиях.
-
книга для учителя, составленная авторами Бим И.Л., Рыжовой Л.И., Садомовой Л.В.
Регулярно проводятся словарные диктанты, что способствует лучшему усвоению студентами лексики.
Особое внимание уделяется широкому и эффективному внедрению в учебный процесс технических средств обучения. Применение ТСО на занятиях позволяет тренировать различные виды речевой деятельности одновременно, сочетать их в различных комбинациях. Помимо текстов и диалогов, расширяющих и активизирующих у студентов запас повседневно-обиходной, социально-культурной лексики, на занятиях проводится работа по аудированию текстов профессиональной направленности.
Для организации учебного процесса используются:
-
Методы – метод проектов, метод ролевой игры, объяснительно-иллюстративный метод, творческий метод, познавательные игры, метод эмоционального стимулирования, метод учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований, метод устного и письменного контроля;
-
Приемы – нестандартный вход в урок, ассоциативный ряд, лови ошибку, совмещение противоположностей, интонационное выделение важного, индивидуальное и групповое проговаривание, наводящие вопросы, риторические вопросы, обобщение фактов, взаимодействие.
Формы контроля
Формы промежуточного контроля: текущий контроль, проверочная работа за вводный курс и итоговая проверочная работа, лексико-грамматические тесты по материалам основного курса, проектная работа. Тесты и словарные диктанты даются на соответствующую тему по усмотрению учителя не более чем на 10 мин.
-
Контроль навыков чтения (основной курс).
-
Контроль навыков письменной речи (на протяжении всего учебного года).
-
Контроль навыков монологической и диалогической речи (на протяжении всего учебного года в ролевых играх).
Диагностическая часть
В качестве измерителей для оценки развития способностей, знаний и навыков обучающихся выступают отчетные уроки, проводимые в виде праздников «Праздник алфавита» (конец декабря) и «До свидания 2 класс!» (конец мая). Основная задача каждого праздника – подготовить выступления на немецком языке: чтение наизусть рифмовок, считалок, разыгрывание сценок (инсценировка готовых диалогов, а также видоизмененных, составленных по аналогии), пение песенок, сопровождаемое танцами, рассказы о персонажах учебника, о себе, своей семье. Ориентация на праздник – как итоговое мероприятие – мотивирует школьников, развивает инициативу, творчество. Важно найти подходящие роли для каждого ребенка, учитывая его возможности, желания, способности. Подготовка к итоговым урокам предусматривает работу в сотрудничестве, что помогает развитию взаимопомощи, толерантности, чувства ответственности, включение иноязычной речевой деятельности в другие виды деятельности.
На праздники приглашаются учащиеся других классов, учителя, родители, друзья из других школ, что придает смотру достигнутого социальную значимость.
Список литературы
-
Бим И. Л. Первые шаги: Кн. для учителя к учеб. нем. яз. Для 2 кл. общеобразоват. учреждений / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова, Л. В. Садомова. – М.: Просвещение, 2003. – 104 с.
-
Бим И. Л., Рыжова Л. И. Немецкий язык. Программы общеобразовательных учреждений. 2-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: просвещение, 2010. – 62 с.
-
Немецкий язык. 2 класс: поурочные планы по учебнику И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой / авт.-сост. Т. П. Сухова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 135 с.
- Новые технологии обучения младших школьников английскому языку в условиях реализации ФГОС
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Развитие УУД на уроках иностранного языка в начальной школе
- Использование лексических игр в преподавании английского языка для младших школьников
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»