В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Внеклассное мероприятие "Чудо Земли - хлеб"Чудо Земли _хлеб

Файл прикреплен к материалу: Внеклассное мероприятие "Чудо Земли - хлеб"
Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Соболевская средняя общеобразовательная школа »

Первомайский район

Оренбургская область






Внеклассное мероприятие «Чудо земли - хлеб»

3 класс










Учитель начальных классов: Левенцова Екатерина Анатольевна











село Соболево

Первомайский район

Оренбургская область


Пояснительная записка


Внеклассное мероприятие составлено для учащихся начальной школы с целью сформировать у детей представление о ценности хлеба, о процессе выращивания хлеба и профессиях людей задействованных в этом процессе.


В ходе проведения мероприятия решались следующие задачи:

  • приобщать детей к культуре и традициям русского народа;

  • расширять кругозор;

  • развивать речь учащихся.


.Подготовительная работа:

-Экскурсия на мехток;

-конкурс рисунков на тему «Хлеб - всему голова»;

-беседа на уроке рисования по тематической выставке репродукций картин;

-сбор пословиц, поговорок, народных примет по теме праздника.


Продолжительность мероприятия:45 минут.


Составитель: Левенцова Екатерина Анатольевна

Оренбургская область

Первомайский район

село Соболево

МБОУ «Соболевская СОШ»


Начальные классы

Внеклассное мероприятие «Чудо земли - хлеб»

3 класс



Литература.

1.Научно-практичный журнал «Завуч начальной школы».№4,2001 г.

2. Журнал «Начальная школа».№ 6,2004г

3.Занимательное азбуковедение. Кн. для учителя ./Сост. Волонина Т.Н.-М.:Просвещение.1991 г.









Внеклассное мероприятие «Чудо Земли – хлеб»


Цели:

- расширить и углубить представление детей о хлебе – его ценности для жизни человека, воспитывать у детей уважение к хлебу и к труду земледельцев, выращивающих хлеб, самое главное богатство страны;

-познакомить с русскими народными обрядами, связанными с уборкой урожая.



Оформление и оборудование:

-класс празднично украшен, подготовлена выставка хлебобулочных изделий;

-колосья хлеба, сноп;

-выставка рисунков учащихся на тему «Хлеб – всему голова»;

- репродукции картин И .Шишкина « Рожь»,Т.Н. Яблонской «Хлеб».


Ход праздника.


1. Ребята входят в зал под музыку песни «Русское поле» (слова Инны Гофф, музыка Яна Френкеля).

( В руках у девочки, одетой в русский народный костюм, хлеб- соль)


Девочка:

Слава миру на Земле!

Мальчик:

Слава хлебу на столе!

Девочка:

Если мы хотим кого – то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем,

С белоснежным рушником.



Мальчик:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук!

( Вручает хлеб – соль гостям праздника)


Чтец:

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченый

шел к тебе издалека.


Чтец:

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел,

В нем здоровье, наша сила,

В нем - чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.


Чтец:

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!


Ведущий:

Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы пригласили вас на наш праздник « Чудо земли - хлеб».

Праздник хлеба всегда на Руси был самым главным в году. Праздновали его в старину 29 августа. Старинное название августа - жнивень или серпень, так как убирают в августе хлеба- жнут. А жали их серпами. Вот и месяц назвали серпень или жнивень.


Девочка:

А чтобы вырос хороший урожай хлеба, нужно вложить много труда.

Сначала надо сохранить и прорастить зерно, починить соху и борону;

каждое утро до восхода солнца выезжать в поле – готовить землю, пахать и бороновать. И только потом можно уже было сеять.

Когда зерно посеяно, за ним нужно ухаживать: пропалывать, поливать, удобрять. Поля большие – глазом не окинуть, а труд земледельца был ручной, потому и очень тяжелый.

Вот почему так радовались люди хлебу. И ни одно значительное событие не обходилось у народа без песен, припевок, закличек.



Дети поют заклички:

1.Нива золотая,

Добра медовая.

Принеси нам хлеба,

Стебелек до неба!


2. Нивка, нивка, яровая жничка,

Уроди пшеничку, горох и чечевичку

На поле снопами, в доме пирогами.


Ведущая:

1.Лежало на свету,

Просилось в темноту,

Как бы выбраться на свет. ( Зерно).


2.Широко, а не море,

Золото, а не деньги. ( Пшеница).


3.Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Колос)


4.Сегодня на земле, а завтра на столе. (Хлеб).

5.Маленький, горбатенький,

Все поле избегал,

Домой прибежал, всю зиму пролежал. (Серп)


6.Жзлезный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет.(Плуг, соха)


7 .Что на сковороду наливают

Да вчетверо сгибают? ( Блины)


8 . Маленький Афанасий травкой подпоясан. ( Сноп)


Ведущая:

И вот наступила жатва - время уборки хлеба.

2 августа - начало жатвы- зажинки.

Весной пахали землю и сеяли хлеб мужчины, а уборка хлеба была целиком на плечах женщин. Женщины, которые жали хлеб, называли жницами.


Девочка, одетая в старинный русский костюм, имитирует движения и говорит:

-Жатва, как сев, святое дело. Поэтому начать её в старину поручали самой уважаемой и опытной жнице. Она брала с собой черный хлеб с солью и завязывала его в чистое полотенце вместе с иконкой. Быстро шла в поле и начинала жать(срезать) колосья вот таким серпом.


Ведущая:

Жатва- время для земледельца нелегкое, тут не до игр, не до забав. Надо ловить каждый погожий час, напрягать все силы, чтобы собрать хлеб без потерь.


Дети поют заклички:

1. Солнышко, выгляни,

Красное, высвети.

К нам на нивку иди,

Ладить косы и серпы.


2.Уйди,туча грозовая,

У нас нива трудовая,

Ей зеленою быть,

Нам с серпами ходить.

Жито, рожь пожать

И в снопы вязать.


Выходят девочки- жнеи, имитируют жатву.


3.Уж вы жнеи, вы жнеи,

Мои молодые!

Жнеи молодые,

Серпы золотые.

Уж вы жните, жните,

А обжавши нивку,

Пойте, веселитесь!


4.Уж мы песни поем,

Хлебу честь воздаем!

Жницы наши не стареют,

Золотые серпы не ржавеют.


Ведущая:

А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки об уборке хлеба и о труде.


Поговорки:

1. Не тот урожай , что в поле, а тот ,что в амбаре.

2. Горька работа - да хлеб сладок.

3 .На полатях лежать – куска хлеба не видать.

4. Не от росы урожай, а от поту.

5.Пшеничка тучная, так и жатва не скучная.

6. Зерно в колосу- торопись сжать полосу.

7. Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

8. Чисто жнеи жнут, богато на стол подадут.

9. Земелька черная, а хлеб белый родит.

10. Большое несчастье, если в жатву ненастье.


Ведущая:

28 августа заканчивалась жатва - дожинки. В этот день на Руси совершались обряды, посвященные последнему снопу.


Чтец:

Последний сноп- именинник.

Наряжали его в ленты, бусы, даже в сарафан. Называли крестьяне свой последний сноп «борода козла» (козел – символ плодородия и богатства). Земледельцы завивали колоски. переплетая их лентами.

Они считали, что этот обряд возвращает силу земле.


Дети украшают сноп и приговаривают.


-Лежит козел на меже,

Дивуется бороде.

-Ай, чья-то борода,

А вся медом улита,

а вся шелком увита.

-Уж мы вьем, вьем бороду

У Василия на поле.

-Завиваем бороду

У Ивановича нашего,

На ниве великой,

На полосе широкой.


-Вейся, вейся, борода,

Бородушка, вейся,

Сусек наполняйся,

Хлеба прибавляйся.


Ведущая:

Последний сноп заносили в дом и ставили в «красный угол» комнаты и приговаривали: «Сжали нивку до конца, до последнего венца».


Чтец:

И вот наступил 29 августа - праздник 3-й Спас Хлебный. Пекут хлеб из муки нового урожая и освещают его в храме. Поют, играют, веселятся, пекут пироги.

Пришел Спас - веселью час.



Девочки поют частушки.


1. Эй, девчушки-хохотушки,

Начинайте петь частушки,

начинайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.


2. Мы в поселке живем,

Сушки, пряники жуём,

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас споем.


3. Прянички печатные,

До того нарядные!

Мы ее сразу их съедим,

А сначала поглядим.


4. Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.


5. Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.


6. Взором радостным объемлю

Даль бескрайнюю полей.

Слава тем, кто любит землю!

Тем, кто трудится на ней!


Чтец:

Посеяли хлеб хлеборобы весною.

Созрел он и встал золотою стеною.

И слышит страна: « За уборку пора! Для хлеба комбайны нужны, трактора!»

« Дадим!- отвечают в цехах металлисты,-

Для хлеба машины мы сделаем быстро.

Но только нам нужен металл непременно!»

«Дадим!- отвечают немедля мартены.

-Нам только руду подавайте сюда!»

Для хлеба с рудою спешат поезда.

Для хлеба положены рельсы дорог, для хлеба идет на гора уголек.

Для хлеба плотины на реках встают,

И краны, и вышки до самого неба.

Для хлеба! Для хлеба!



Ведущая (учитель):

Есть хлеб - будет и песня.


Дети исполняют песню «Урожайная» (слова и музыка Пеньковой Л. Е., учителя музыки МБОУ «Соболевская СОШ».)


Чтец:

Корочка хлеба,

Хлебная крошка,

Что это много или немножко?

Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Когда он лежит в придорожной пыли.


Сказительница входит и кланяется:


-Верно, милый, верно!

Ох, как надо беречь хлебушек! Я сейчас расскажу вам сказку о девочке, которая наступила на хлеб.


Жила была девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке». Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она в грязь хлеб и наступила на него, чтобы быстрее перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб стремительно стал погружаться в болото. И Инге оказалась в подземелье у ядовитой старухи – Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги её окаменели, жирные пауки оплели её своей паутиной.

Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре все узнали историю о девочке ,которая наступила на хлеб.

Однажды эту историю услышала маленькая девочка. «Бедная,бедная Инге!- заплакала она. Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощенья, и ей позволили вернуться домой». Эти слова дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаяния.

И в тот же миг луч света проник в подземелье, и Инге вылетела маленькой птичкой на волю. Она вернулась в родительской дом. Инге и её мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.


Ведущая:

Ребята, как же надо относиться к хлебу?


Ответы детей:

1. Бублики, батоны, булки,

Плюшки, сайки, пироги

За столом и на прогулке

Уважай и береги!


2. Хлеб- драгоценность,

Им не сори,

Хлеба к обеду

В меру бери!


3. Кто труд уважает,

Тот хлеб не бросает.


Ведущая:

Святое дело - вырастить хлеб. Разве можно найти профессию более нужную, более почетную, чем профессия хлебороба!

Наш директор школы Черников Виктор Николаевич с 1975 по 1977 г. работал комбайнёром в колхозе « Родина».


Выступление Черникова В.Н.


Ведущая:

Нет для человека запаха более привлекательного, чем запах свежего хлеба, булочек, плюшек.

Слово предоставляется ещё одной нашей гостье - заведующей кулинарным цехом Бочаровой Н. И.


Учитель:

Когда за столом вы сидите, ребята,

То помните, кто для вас хлеб создаёт.


Чтец:

Напекли мы для гостей много разных сладостей,

булки, бублики, ватрушки!

Тары- бары растабары!

Выпьем чай из самовара!


Девочка исполняет песню «Пряники русские».


Чаепитие.

Игра «Колоски». Кто больше и быстрее соберет колоски с завязанными глазами.



Литература.

1.Научно-практичный журнал «Завуч начальной школы».№4,2001 г.

2. Журнал «Начальная школа».№ 6,2004г

3.Занимательное азбуковедение. Кн. для учителя ./Сост. Волонина Т.Н.-М.:Просвещение.1991 г.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru