Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 13»
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ г. Астрахани «СОШ №13» Е.А.Муравьева__________________ « » _______ 2014г. |
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР
_______________Л.В.Рахманова « » _________ 2014 г. |
Рассмотрено на заседании МО ЕМЦ « » ___________ 2014 г. ______________ Н.В.Бурмакина |
Рабочая программа
по геометрии для 7 класса
на 2014-2015 учебный год.
Учитель математики и физики
Колесникова Светлана Владимировна
педагогический стаж 27 лет
первая квалификационная категория.
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по геометрии к учебнику для 7—9 классов общеобразовательных школ авторов J1.C. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка и И.И. Юдиной.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, поурочное планирование, примерные контрольные работы, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Цели
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 7 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 7 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Распределение учебных часов по разделам программы
Начальные геометрические сведения — 11 часов.
Треугольники —18 часов.
Параллельные прямые —13 часов.
Соотношения между сторонами и углами треугольника — 20 часов.
Повторение —6 часов.
В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:
-
введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
-
развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
-
совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
-
формирование умения доказывать равенство данных треугольников;
-
отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
-
формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых, что находит широкое применение в дальнейшем курсе геометрии;
-
расширение знаний учащихся о треугольниках.
В ходе изучения материала планируется проведение пяти контрольных работ по основным темам и одной итоговой контрольной работы.
Начальные понятия и теоремы геометрии. Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства. Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Многоугольники. Окружность и круг.
Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника.
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Величина угла. Градусная мера угла.
Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
-
основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
-
формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;
-
решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения, при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности их применения;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
-
владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии; решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
-
владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.
Используемый учебно-методический комплект
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7—9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия: Рабочая тетрадь для 7 класса. М.: Просвещение, 2009.
Календарно-тематическое планирование по геометрии в 7 классе 2014-2015 уч.год
№ п/п 3 №п.п |
Дата проведения |
Тема урока |
Контроль |
Используемые ресурсы |
Домашнее задание |
примечание |
|
||||
По плану |
фактически |
|
|||||||||
1ур 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
||||
|
|
Глава I Начальные геометрические сведения (11ч) |
|
|
|||||||
а 1 |
|
|
Прямая и отрезок |
|
Презентация «Прямая и отрезок» |
П. 1-2, вопросы 1—3, задачи 1-4 |
|
|
|||
2 2 |
|
|
Луч и угол |
Фронтальный опрос |
|
П. 3-4, вопросы 4—6, задачи 13—15 |
|
|
|||
3 3 |
|
|
Сравнение отрезков и углов |
Работа в группах |
Раздаточный материал |
П. 5-6, вопросы 7—11, задачи 18, 19, 22, 23 |
|
|
|||
4 4 |
|
|
Измерение отрезков |
Решение задач по алгоритму |
|
П. 7-8, вопросы 12—13, задачи 27—29 |
|
|
|||
5 5 |
|
|
Решение задач по теме «Измерение отрезков» |
Самостоятельная работа |
Раздаточный материал |
П. 7-8, задачи 35-37, 39 из учебника |
|
|
|||
66 6
|
|
|
Измерение углов |
Индивид.задания |
Презентация |
П. 9-10, вопросы 14—16 |
|
|
|||
7 7 |
|
|
Смежные и вертикальные углы |
Фронтальный опрос |
Презентация |
П. 11, вопросы 17-18, задачи 42, 45 |
|
|
|||
888 8 |
|
|
Перпендикулярные прямые |
Решение задач |
Раздаточный материал |
12,вопросы 19—21, задачи 66, 68 из учебника |
|
|
|||
9 9 |
|
|
Решение задач. Подготовка к контрольной работе |
Индивид.задания |
|
Задачи 74, 75, 80, 82 из учебника |
|
|
|||
10 10 |
|
|
Контрольная работа 1. Основные свойства простейших геометрических фигур. |
Тематический контроль |
Раздаточный материал |
повторение |
|
|
|||
11 11 |
|
|
Анализ ошибок контрольной работы. Работа над ошибками |
Работа над ошибками |
|
Задачи 76-79 из учебника |
|
|
|||
|
Глава II Треугольники (18ч) |
||||||||||
Т 12 |
|
|
Треугольники |
|
Презентация |
П. 14, вопросы 1-2, задачи 90, 92 из учебника |
|
|
|||
13 13 |
|
|
Первый признак равенства треугольников |
Фронтальный опрос |
|
П. 15, вопросы 3—4, задачи 94—96 из учебника |
|
|
|||
14 14 |
|
|
Решение задач на применение первого признака равенства треугольников |
Самостоятельная работа |
Раздаточный материал |
П. 15, вопросы 3-4, задачи 88,89 |
|
|
|||
15 15 |
|
|
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника |
Проверка навыков построения геометрических фигур |
Раздаточный материал |
П. 16-17, вопросы 5—9, задачи 104-107 |
|
|
|||
16 16 |
|
|
Свойства равнобедренного треугольника |
Тестирование |
|
П. 18, вопросы 10-13, задачи 108, 110, 112 из учебника |
|
|
|||
17 17 |
|
|
Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» |
Решение задач по алгоритму |
Раздаточный материал |
П. 18, вопросы 10—13, задачи 116-119 из учебника |
|
|
|||
18 18 |
|
|
Второй признак равенства треугольников |
Решение задач по алгоритму |
|
П. 19, вопрос 14, задачи 122-125 из учебника |
|
|
|||
19 19 |
|
|
Решение задач на применение второго признака равенства треугольников |
Работа в группах |
Раздаточный материал |
П. 19, вопрос 14, задачи 128, 129, 132, 134 из учебника |
|
|
|||
20 20 |
|
|
Третий признак равенства треугольников |
|
|
П. 20, вопрос 15, задачи 135, 137, 138 из учебника |
|
|
|||
21 21 |
|
|
Решение задач на применение признаков равенства треугольников |
Самостоятельная работа |
Раздаточный материал |
Задачи 140-142 из учебника |
|
|
|||
22 22 |
|
|
Окружность |
Проверка навыков построения геометрических фигур |
Презентация |
П. 21, вопрос 16, задачи 144, 145, 147 из учебника |
|
|
|||
23 23 |
|
|
Примеры задач на построение |
Проверка навыков построения геометрических фигур |
|
П. 22-23, вопросы 17-21, задача 153 из учебника |
|
|
|||
24 24 |
|
|
Решение задач на построение |
Фронтальный опрос |
|
П. 22-23, вопросы 17—21, 151, 155 из учебника |
|
|
|||
25 25 |
|
|
Решение задач на применение признаков равенства треугольников |
Индивид.задания |
Раздаточный материал |
Задачи 156, 161, 164 из учебника |
|
|
|||
26 26 |
|
|
Решение задач |
Тестирование |
Раздаточный материал |
Задачи 168, 170, 172 из учебника |
|
|
|||
27 27 |
|
|
Решение задач. Подготовка к контрольной работе |
Геометрический диктант |
|
Задачи 180, 182, 184 из учебника |
|
|
|||
28 28 |
|
|
Контрольная работа 2. Треугольники |
Тематический контроль |
Раздаточный материал |
повторение |
|
|
|||
29 29 |
|
|
Работа над ошибками |
|
|
Три-четыре задачи на устранение пробелов в ЗУН учащихся |
|
|
|||
|
Глава III Параллельные прямые (13ч) |
||||||||||
30 |
|
|
Признаки параллельности прямых |
|
Презентация |
П. 24-25, вопросы 1-5, задачи 186, 187 из учебника |
|
|
|||
31 31 |
|
|
Признаки параллельности прямых |
Фронтальный опрос |
|
П. 24-25, вопросы 1-5, задачи 188-190 из учебника |
|
|
|||
32 32 |
|
|
Практические способы построения параллельных прямых |
Проверка навыков построения геометрических фигур |
Раздаточный материал |
П. 26, вопрос 6, задачи 191, 192, 194 из учебника |
|
|
|||
33 33 |
|
|
Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» |
Тестирование |
|
Задачи 193, 195 из учебника |
|
|
|||
34 34 |
|
|
Аксиома параллельных прямых |
|
Презентация |
П. 27-28, вопросы 7—11, задачи 196, 198,200 из учебника |
|
|
|||
35 35 |
|
|
Свойства параллельных прямых |
Решение задач по алгоритму |
|
П. 29, вопросы 12-15, задачи по готовым чертежам |
|
|
|||
36 36 |
|
|
Свойства параллельных прямых |
Фронтальный опрос Самостоятельная работа |
|
П. 29, вопросы 13—15, задачи 204-206 |
|
|
|||
37 37 |
|
|
Решение задач по теме «Параллельные прямые» |
Индивид.задания |
Раздаточный материал |
Задачи 208, 210-212 из учебника |
|
|
|||
38 38 |
|
|
Решение задач по теме «Параллельные прямые» |
Геометрический диктант |
|
Задачи по готовым чертежам |
|
|
|||
39 39 |
|
|
Решение задач |
|
|
Работа над ошибками |
|
|
|||
40 40 |
|
|
Решение задач. Подготовка к контрольной работе |
Тестирование |
Раздаточный материал |
Подготовительный вариант контрольной работы |
|
|
|||
41 41 |
|
|
Контрольная работа3. Параллельные прямые |
Тематический контроль |
Раздаточный материал |
повторение |
|
|
|||
42 42 |
|
|
Работа над ошибками |
Геометрический диктант |
|
Индивидуальные задания |
|
|
|||
|
|
|
Глава IV Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 ч))
|
|
|||||||
43 43 |
|
|
Сумма углов треугольника |
Проверка навыков построения геометрических фигур |
Презентация |
П. 30, вопросы 1-2, задачи 224, 228 (а), из учебника |
|
|
|||
44 44 |
|
|
Решение задач |
Фронтальный опрос |
Раздаточный материал |
№ 230 |
|
|
|||
45 45 |
|
|
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
Самостоятельная работа |
|
П. 32, вопрос 6, задачи 236-237из учебника, работа над ошибками |
|
|
|||
46 46 |
|
|
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
Индивид.задания |
Раздаточный материал |
П. 32, вопросы 6-8, задачи 242,244,245 из учебника |
|
|
|||
47 47 |
|
|
Неравенство треугольника |
|
Презентация |
П. 33, вопрос 9, задачи 250 (а, в), 251,239 из учебника |
|
|
|||
48 48 |
|
|
Решение задач. Подготовка к контрольной работе |
Фронтальный опрос |
|
Задачи 296-298 из учебника |
|
|
|||
49 49 |
|
|
Контрольная работа 4. Сумма углов треугольника. |
Тематический контроль |
Раздаточный материал |
повторение |
|
|
|||
50 50 |
|
|
Работа над ошибками |
Тестирование |
|
Индивидуальные задания |
|
|
|||
51 51 |
|
|
Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства |
|
Презентация |
П. 34, вопросы 10—11, задачи 255, 256, 258 из учебника |
|
|
|||
52 52 |
|
|
Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников |
Геометрический диктант |
|
П. 34, задачи 260, 263 |
|
|
|||
53 53 |
|
|
Признаки равенства прямоугольных треугольников |
|
|
П. 35, вопросы 12-13, задачи 262, 264,265 из учебника |
|
|
|||
54 54 |
|
|
Прямоугольный треугольник. Решение задач |
Индивид.задания |
|
П. 36, задачи 268-270 из учебника |
|
|
|||
55 55 |
|
|
Расстояние отточки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми |
|
|
П. 37, вопросы 14-18, задачи 272, 277 |
|
|
|||
56 56 |
|
|
Построение треугольника по трем элементам |
Проверка навыков построения геометрических фигур |
Раздаточный материал |
П. 38, вопросы 19—20, задачи 287, 289, 274 из учебника |
|
|
|||
57 57 |
|
|
Построение треугольника по трем элементам |
Самостоятельная работа |
|
Задачи 290,
|
|
|
|||
58 58 |
|
|
Построение треугольника по трем элементам. Решение задач |
Фронтальный опрос |
|
Прочитать задачу 293, решить задачи 294, 295, 281 из учебника |
|
|
|||
59 59 |
|
|
Решение задач |
Решение задач по алгоритму |
|
Задачи 315 (а, б, в), 314 из учебника |
|
|
|||
60 60 |
|
|
Решение задач. Подготовка к контрольной работе |
Индивид.задания |
Раздаточный материал |
Задачи 308, 309, 315 (ж, з, и) из учебника |
|
|
|||
61 61 |
|
|
Контрольная работа 5. Прямо угольный треугольник. Построение треугольника потрем элементам |
Тематический контроль |
|
повторение |
|
|
|||
62 62 |
|
|
Работа над ошибками |
Самостоятельная работа |
Раздаточный материал |
Повторить главу I, вопросы 1—21 |
|
|
|||
|
Повторение курса геометрии за 7 класс |
|
|||||||||
63 63 |
|
|
Повторение темы «Начальные геометрические сведения» |
Фронтальный опрос |
|
Повторить главу II, вопросы 1-15, записать подробное решение четырех задач по готовым чертежам |
|
|
|||
64 64 |
|
|
Повторение темы«Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник» |
Фронтальный опрос |
|
Повторить главу III, вопросы 1—15, продолжить решение задач по готовым чертежам |
|
|
|||
6 65 |
|
|
Повторение темы «Параллельные прямые» |
Фронтальный опрос |
|
Повторить главу IV, вопросы 1-18, записать подробное решение четырех задач по готовым чертежам |
|
|
|||
67 66 |
|
|
Повторение темы «Задачи на построение» |
Индивид.задания |
|
Задачи 352, 356, 361 из учебника |
|
|
|||
68 67 |
|
|
Контрольная работа 6(итоговая) |
Тематический контроль |
Раздаточный материал |
повторение |
|
|
|||
69-7 68 |
|
|
Резерв |
|
|
|
|
|
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Изобразительная деятельность дошкольников с использованием нетрадиционных материалов: вовлекаем в творческий процесс, развиваем воображение, воспитываем инициативу»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»