В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Программа внеурочной деятельности «Мой инструмент - компьютер» для учащихся 2-4 классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»




Утверждена на заседании научно-методического совета МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Протокол № 3 от 14.11.2013 г.




Программа внеурочной деятельности

«Мой инструмент - компьютер»

для учащихся 2-4 классов

срок реализации 3 года





Составитель Семенова И.В.,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 9 г. Надыма



г. Надым

2013 г.

I. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мой инструмент - компьютер» рассчитана на учащихся 2-4 классов, не изучающих предмет «Информатика» в начальных классах, реализуется в рамках модели «1 ученик: компьютер» и направлена на реализацию требований стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которая обеспечивает становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности. Разработка и внедрение образовательных решений в рамках модели «1ученик: 1компьютер» являются одной из наиболее актуальных задач современного образования. Учащимся, с которыми начата работа по модели «1 ученик: 1 компьютер», предстоит освоить учебный нетбук и установленное на нем программное обеспечение. Личный нетбук в качестве универсального инструмента обучения может успешно применяться на всех без исключения уроках и внеурочных занятиях.

Цель данной программы: переход учащихся на новый уровень информационной грамотности, приобретение навыков работы с мультимедийными источниками.

Задачи:

  • освоить работу с программным оборудованием персонального компьютера, программными средствами обработки текста, графики, звука, видеоизображений анимации для успешного решения учебных и творческих задач;

  • научиться способами организации, поиска, отбора, упорядочивания и преобразования информации;

  • научиться создавать проекты с использованием освоенных способов действий;

  • развивать познавательный интерес учащихся, интеллектуальные и творческие способности с помощью средств ИКТ при изучении различных учебных предметов и во внеучебной деятельности;

  • приобрести опыт применения информационных технологий в коллективной и индивидуальной творческой деятельности.


Со 2 класса в школе реализуется модель мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер». Основной особенностью модели «1 ученик: 1 компьютер» является возможность организовывать обучение не только в школе, но и за ее пределами. Данная модель предлагает школьникам, преподавателям и родителям новые пути и средства для плодотворного взаимодействия и саморазвития как в урочной так и во внеурочной деятельности.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные учащимися на базе данной программы, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении различных предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для развития качеств личности, т.е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.




II. Общая характеристика учебного процесса


Процесс познания невозможно ограничить строгими нормами. Дети всегда будут стремиться заглянуть за горизонт. Задача взрослых - обеспечить надежную и эффективную базу для организации учебного процесса и при этом предоставить возможности идти вперед, смотреть дальше, знать больше.

В основе реализации данной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития учащихся;

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого учащегося (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Структура программы предполагает изучение следующих разделов:

  1. Знакомство с компьютером.

  2. Редакторы: текст, графика, музыка.

  3. Интернет.

  4. Создание текстов.

  5. Создание печатных публикаций.

  6. Создание электронных публикаций.

  7. Логические головоломки.

Данные разделы не привязаны к конкретному программному обеспечению. В каждом разделе возможно использование одной из нескольких компьютерных программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. Выбор программы осуществляет учитель. Такой подход не только дает свободу выбора учителя в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определённый кругозор.


III. Формы контроля.

Изучение каждого раздела (кроме раздела «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения модуля после знакомства учеников с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания.


IV. Описание места данной программы в плане внеурочной деятельности

Программа рассчитана на учащихся 2-4 классов по 1 часу в неделю и предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться. Начинать проведение занятий в рамках данной программы возможно с любого класса в рамках реализации модели «1 ученик:1 компьютер». Рекомендованная наполняемость учебных групп – 12-15 учащихся. Общий объём учебного времени составляет по 34 часа в год.


IV. Планируемые результаты


В результате изучения данной программы на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Учащиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.



V. Содержание программы «Мой инструмент - компьютер»


Раздел 1. Знакомство с компьютером.

Компьютеры в школе. Техника безопасности при работе с компьютером. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерное меню. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов).


Раздел 2. Редакторы: текст, графика, музыка

Создание и хранение информации. Текстовый и графический редакторы. Выделение, перенос, копирование. Обработка текстов. Дизайн текста. Определение дизайна. Выделения, выравнивания. Классификация шрифтов. Размер, курсив, жирность. Построение таблиц. Табличная информация. Средства построения таблиц.

Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись.

Фотокамера, сканер, монитор, принтер. Устройство и работа цифровой фотокамеры. Цифровая фотография. Преимущества и недостатки цифровой фотографии.

Устройство и работа сканера, монитора, принтера. Оптическое разрешение цифровой матрицы, сканера, монитора, принтера. Музыкальный редактор. Видеоизображение.


Раздел 3. Интернет.

Интернет. Поисковые системы. Поиск и хранение информации. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Скорость передачи, алгоритмы обработки. Схема обработки информации. Обработка на компьютере. Работа с электронной почтой, школьным сайтом и использование ресурсов Интернета. Безопасность работы в интернет. Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем.


Раздел 4. Создание текстов.

Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев. Возможности и ограничения компьютерной технологии подготовки документов. Классификация ошибок ввода, алгоритмы исправления, тренинг. Приёмы редактирования. Символ конца строки. Разрезание и склейка строк. Вставки и удаления. Панель форматирования. Знаки форматирования. Стили. Вставка картинок. Проектирование стилей для книжной страницы. Изготовление страницы. Специальные символы. Тире, дефис. Нумерация страниц. Маркированные и нумерованные списки. Вложенные списки. Оглавление. Проектирование обложки. Рамка.


Раздел 5. Создание печатных публикаций.

Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений; схемы, отражающие расположение и соединение предметов; схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.


Раздел 6. Создание электронных публикаций.

Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Гиперссылки в публикациях. Создание электронной публикации с гиперссылками. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.


Раздел 7. Логические головоломки.

Компьютерные игры и головоломки по учебным предметам. Алгоритмика. Исполнители.



VII. Материально техническое обеспечение образовательного процесса:


      1. Оборудование: персональный компьютер учащегося, компьютер учителя, медиапроектор, интерактивная доска.



      1. Программные ресурсы:

  1. операционные системы и служебные инструменты;

  2. информационная среда школы (сайт школы, среда «Сетевой город. Образование);

  3. текстовый редактор для работы с текстом;

  4. графический редактор для обработки растровых и векторных изображений;

  5. музыкальный редактор;

  6. редактор подготовки презентаций;

  7. редактор видео, редактор звука;

  8. среды для дистанционного сетевого онлайн- и офлайн-взаимодействия.

      1. Используемые мультимедийные продукты:

  1. Программно-методический комплекс «Роботландия»

  2. Программно-методический комплекс «Мир информатики»

  3. Клавиатурный тренажер


VIII. Календарно-тематическое планирование и основные виды деятельности



п/п

Тема

2 класс

3 класс

4 класс

  1. Знакомство с компьютером

4

4

4

Компьютеры в школе. Техника безопасности при работе с компьютером. Основные устройства компьютера.

1

1

1

Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол.

1

1

1

Файлы. Папки (каталоги). Операции над файлами и папками (каталогами). Сменные носители.

1

1

1

Создание и представление проекта.

1

1

1

  1. Редакторы: текст, графика, музыка

9

9

9

Создание и хранение информации. Текстовый редактор. Обработка текстов. Выделение, перенос, копирование.

1

1

1

Дизайн текста. Выделения, выравнивания. Классификация шрифтов. Размер, курсив, жирность.

1

1

1

Построение таблиц. Табличная информация. Средства построения таблиц.

1

1

1

Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись.

1

1

1

Устройство и работа цифровой фотокамеры. Цифровая фотография.

1

1

1

Устройство и работа сканера, монитора, принтера.

1

1

1

Музыкальный редактор.

1

1

1

Видеоизображение.

1

1

1

Создание и представление проекта.

1

1

1

  1. Интернет

4

4

4

Поисковые системы. Поиск и хранение информации. Поисковые запросы. Безопасность работы в интернет.

1

1

1

Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Обработка на компьютере.

1

1

1

Работа с электронной почтой, школьным сайтом и использование ресурсов Интернет.

1

1

1

Создание и представление проекта.

1

1

1

  1. Создание текстов

6

6

6

Компьютерное письмо. Текстовые редакторы.

1

1

1

Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов. Классификация ошибок ввода, алгоритмы исправления

1

1

1

Дизайн текста. Приёмы редактирования. Панель форматирования.

1

1

1

Нумерация страниц. Маркированные и нумерованные списки. Вложенные списки. Оглавление.

1

1

1

Клавиатурные тренажёры.

1

1

1

Создание и представление проекта.

1

1

1

  1. Создание печатных публикаций

4

4

4

Виды печатных публикаций. Иллюстрации в публикациях.

1

1

1

Схемы в публикациях.

1

1

1

Таблицы в публикациях.

1

1

1

Создание и представление проекта.

1

1

1

  1. Создание электронных публикаций

5

5

5

Виды электронных публикаций. Программы для создания электронных публикаций

1

1

1

Гиперссылки в публикациях.

1

1

1

Вставка звуков и музыки в электронные публикации

1

1

1

Вставка анимации и видео в электронные публикации

1

1

1

Создание и представление проекта.

1

1

1

  1. Логические головоломки.

2

2

2

Компьютерные игры и головоломки по учебным предметам.

1

1

1

Алгоритмика. Исполнители.

1

1

1

итого

34

34

34



Список использованной литературы


  1. Горячев А.В. Программа «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии» // Официальный сайт ОС «Школа 2100»: http://www.school2100.ru/uroki/elementary/inform.php

  2. Дендебер И.А., Извекова Е.В., Васильева Н.И. Фотография и видеосъемка в практике реализации ФГОС на первой и второй ступенях обучения //Школа управления образовательным учреждением. – С.-Пб, 2013.- № 09 (29). – С.51.

  3. Лобанов А. Догнать и … опередить стандарты// Управление школой: Методический журнал для школьной администрации. – Издательский дом Первое сентября , 2013.- № 7-8.- С.57-59.

  4. Ярмахов Б. Б. «1 ученик: 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе. Москва, 2012.

  5. Ярмахов Б. Б., Патаракин Е. Д., Буров В. В., Шустов С. Б. Летний цифровой лагерь: модель 1:1 / Народное образование, 2009.- № 3.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подробнее
Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru