Муниципальное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2
сельского поселения «Село Хурба»
Комсомольского муниципального района
Хабаровского края
КОНСПЕКТ / КАРТА УРОКА
ПО ИСТОРИИ РОССИИ
В 6 КЛАССЕ
«Усиление Московского княжества»
подготовил
учитель истории
Гуменюк Валентин Куприянович
Хабаровский край, Комсомольский район, п Хурба
Ул. Добровольского дом 4 кв 39
«Авторская разработка»
6 класс
ИСТОРИЯ РОССИИ
РАЗДЕЛ 1. ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУСЬ
Глава 3. Московская Русь в 14 – 15 вв.
Урок по теме: «Усиление Московского княжества» (первый урок в главе №3)
Учебник: Данилов А.А. История. Россия с древнейших времён до конца 15 века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций с прилож. на электрон. носителе /А.А. Данилов; Рос. Академ. Наук. Просвещение, 2014.
Образовательные ресурсы (школьные и внешкольные):
Учебник: Данилов А.А. История. Россия с древнейших времён до конца 15 века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций с прилож. на электрон. носителе /А.А. Данилов; Рос. Академ. Наук. Просвещение, 2014. Атлас для 6 класса по истории России, комплект контурных карт для 6 класса по истории России, интерактивная доска.
Образовательное
пространство расширяется
за счет чтения научно-популярной и
художественной литературы: Данилевский
И. Н. Древняя Русь глазами современников
и потомков. IХ – ХII. – М. 1998, Данилов А.
А. История России IХ –ХIХ вв. Справочные
материалы. –М. 1998, Обухова Л. А. «Рассказы
и чтения по русской истории» - М. 1995,
Ворожейкина Н. И. «Рассказы по родной
истории»- М. 1998.
Ресурсы интернет сети: http://www.youtube.com/watch?v=ZfeNI4FHR8Y /Культура Руси в 13-15 вв./;
http://www.youtube.com/watch?v=VJ662UiwnNQ /Русская культура XVI века/;
http://www.youtube.com/watch?v=7ZS27sabCQU /Презентация Культура Руси XIV-XVI веков/;
http://www.youtube.com/watch?v=nn90-O4J06c /Россия VS Запад ( XVI век)/;
http://www.youtube.com/watch?v=4_lMlGn53zk /Русское храмовое искусство 12-15 веков/;
http://www.youtube.com/watch?v=U4nh_B4ClQk /Сокровища русского искусства. Архитектура Московского государства. Фильм 2. Часть 1/;
http://www.youtube.com/watch?v=n3ouYNLWh2o /Иван Калита/;
http://www.youtube.com/watch?v=DbA_gnyY6Eo / Иллюстрированная история Российского государства. - 12 Иван Калита/;
http://www.youtube.com/watch?v=Z-8gD0EKg3g / Древнерусская архитектура/.
Тип урока: урок изучения нового материала
Личностные результаты:
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Предметные результаты:
-
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
-
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
-
формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
-
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
-
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
-
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
-
Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
-
формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
-
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
-
Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Метапредметные результаты:
-
включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
План урока:
-
Предпосылки объединения Русских земель.
-
Борьба Москвы и Твери.
-
Правление Ивана Калиты (1325 – 1340).
-
Причины возвышения Москвы.
Понятия и термины: дань, колым, трехпольный севооборот, баскак, калита.
Базовое содержание урока |
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) |
Ценностный компонент урока |
Универсальные учебные действия |
||
Смысловые блоки содержания |
Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|||||
Определение темы урока. Актуализация опорных знаний учащихся |
Ознакомьтесь с высказыванием В.О. Ключевского в рубрике «О главном» на странице 49 учебника. Как вы понимаете смысл слов О.В. Ключевского? Прочитать абзац номер 1 на странице 50 учебника. Учащимся предлагается составить к тексту абзаца №1 стр. 50 вопросы. Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдет речь? (тема урока) |
Учащиеся знакомятся с текстом рубрики « О главном» Размышляют. Высказывают различные точки зрения. Учащиеся составляют вопросы к тексту абзаца №1: 1.Что такое феодальная раздробленность? (Феодальная раздробленность - это распад одного государства на отдельные маленькие феодальные государства, управляемые одним феодалом). 2. Что нужно сделать для свержения ордынского владычества? (объединение всех земель в единое государство). 3. Между какими княжествами развернулась борьба За великокняжеский ярлык? (Московским и Тверским). 4. Какое княжество одержало победу в борьбе за великокняжеский ярлык? ( Московское). Высказывают предположения о теме урока |
Учащиеся осознают, что необходимо предпринять для свержения ордынского владычества Формулируют тему урока |
Умение структурировать знания. Формулирование ответов на поставленные вопросы. |
|
Формулирование задач урока |
Приём «Линия времени», учитель вычерчивает на доске линию, на которой обозначает основные этапы изучения темы, проговаривает важные моменты, обращает внимание учащихся на выделенные разделы темы в учебнике, предлагает учащимся на основе их названий сформулировать задачи урока С чем нам сегодня предстоит познакомиться на уроке? |
Называют основные этапы урока (соответственно выделенным разделам урока в тексте учебника. Опираясь на информацию в рубрике «Вы узнаете» стр. 50 учебника учащиеся формулируют задачи урока: - определить предпосылки объединения Русских земель; - выяснить, как происходила борьба между Московским и Тверским княжествами; - установить причины возвышения Москвы; - сформировать представление о политике первых московских князей. |
Формулируют цель урока, высказывают свои предположения по формулировке задач урока |
Способность ставить цели, задачи. Осознанное речевое Высказывание в устной форме, формулирование ответов на вопросы учителя |
|
Создание мотивационной установки |
Учитель предлагает представить себя автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? |
Предлагают свои варианты изучения темы |
Анализируют свои знания по данной теме Формулирование ответов на вопросы учителя |
Мысленно переносятся в прошлое для поиска ответов на вопросы Принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. |
|
|
|||||
1.Предпосылки объединения Русских земель |
Работа в парах. Задача составить схему кластер (выделить предпосылки объединения Русских земель (приём «Кластер», таблица №1) |
Учащиеся заполняют кластер (ключевое слово кластера «Предпосылки объединения Русских земель», вокруг указываются основные причины (например, восстановление хозяйства, возрождение разрозненных городов: Владимир, Суздаль, Торжок, Москва, в конце 14 века на Руси стали изготавливать огнестрельное оружие, усовершенствование земледельческих орудий труда, торговля между княжествами, развитие земледелия и ремесел, единство людей северо-восточной Руси (говорили на одном языке, общие культурные традиции). |
Учащиеся заполняют схему кластер «Предпосылки объединения Русских земель» Представляют результаты наработок
Поиск информации, умеют определять понятия, вступать в речевое общение, работать с таблицей |
Умение конкретизировать информацию, выделять главное |
|
2. Борьба Москва и Твери |
Учащимся предлагается выполнить задания рубрики «Мои исторические исследования» страница 52 учебника. Проанализируйте территориальный рост Московского и Тверского княжеств 14 в. |
Устный ответ учащихся на основе анализа карт атласа: - учащиеся демонстрируют территорию Московского княжества в начале 14 века. - выделяют границы Тверского княжества в начале 14 века. - определяют по карте земли присоединенные к Москве в 1300 -1340 гг. |
Отвечают а вопросы с рубрики «Мои исторические исследования» Поиск информации, умение читать карту, обобщать представленную картографическую информацию, вступать в речевое общение. |
Развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений Самостоятельное выделение и формулирование ответов, осуществление анализа представленной информации |
|
3. Правление Ивана Калиты (1325-1340гг.) |
Просмотрите видеофрагмент http://www.youtube.com/watch?v=n3ouYNLWh2o /Иван Калита/ |
Просматривают видеофрагмент, отвечают на вопросы: -почему Московское княжество стало при Иване Калиты сильнейшим на Руси. |
|
|
|
|
Учащимся предлагается ознакомиться с п.4 «Причины возвышения Москвы» стр. 53 учебника. Выписать в свою тетрадь предпосылки усиления Москвы (результаты оформит в виде таблицы №2) |
Учащиеся заполняют таблицу №2 «Причины возвышения Москвы» , представляют полученные результаты
|
Учащиеся исследуют содержание учебника, отмечают в таблице причины возвышения Москвы, аргументируют свой ответ |
Развитие у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений |
|
|
|||||
Первичная проверка знаний |
Блиц опрос «Иван Калита»: Класс получает задание, дать характеристику Ивана Калиты? -назовите интересы и цели какой общественной группы он выражал на разных этапах своей деятельности? -оцените средства, применяемые им для достижения поставленных целей. -выразите своё личное отношение к нему |
Учащиеся аргументировано отвечают на вопросы |
аргументируют свой ответ |
Самостоятельное выделение и формулирование ответов, осуществление анализа представленной информации |
|
|
|||||
Рефлексия содержательная |
Изучая тему урока «Усиление роли Московского княжества», какие действия вы совершали на уроке? С какими источниками информации вы работали? |
Учащиеся называют свои действия, работа с текстом параграфа, рубрикой «Мои исторические исследования», анализ карты атласа «Московское княжество13-14 вв, научились выделять главное в тексте, представлять полученную информацию в виде схем, таблиц |
Анализируют свою деятельность на уроке |
Осуществление поиска существенной информации по воспроизведению в памяти |
|
Рефлексия эмоционального состояния |
Приём «Зарядка» Оцените отдельные компоненты урока (содержание, методы, формы работы, взаимодействие с одноклассниками ит.д.) и вырази свое отношение к ним с помощью следующих движений:
|
Учащиеся выполняют соответствующие действия |
Анализируют свое эмоциональное состояние, оценивают свое настроение на уроке |
|
|
|
|||||
Обязательное задание |
Прочитать параграф номер 16 (стр. 50-53); Задание: Составьте вопросы к рисунку на стр. 52 (записать в тетради) |
Читают задания и формулируют уточняющие вопросы учителю |
|
|
|
Дополнительное задание (по выбору или желанию) |
Показать на контурной карте территорию Московского государства в 14 веке |
Формулируют уточняющие вопросы учителю |
Подготавливают контурную карту |
Умение работать с картографическими источниками информации |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица №1
Предпосылки
объединения Русских земель
Таблица № 2
Причины возвышения Москвы
№ |
Предпосылки возвышения |
1. |
Москва - перекрёсток торговых путей, выгодное транспортно -географическое положение, защищенность территории густыми лесами и землями других княжеств |
2. |
Выгодное положение удалённость от Золотой Орды. |
3. |
Мудрый князь. |
4. |
Малодетность московских князей. |
5. |
Поддержка православной церкви. |
6. |
Покровительство ордынских ханов. |
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Аппликация из раскрашенной бумаги как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Многофункциональная развивающая ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды ДОО»