Проектирование воспитательно-образовательного процесса
на основе комплексно-тематического планирования
в подготовительной группе ДОУ
Автор: Сорочкина Елена Владимирована
воспитатель высшей категории
МБДОУ- детский сад «Радуга»
р.п.Лысые Горы Лысогорского района
Саратовской области.
2014
Проектирование воспитательно-образовательного процесса на основе комплексно-тематического планирования
в подготовительной группе ДОУ
Сентябрь
Блок
Здравствуй наш весёлый детский сад!
Месяц |
Срок |
Тема |
Цели |
Итоговое мероприятие |
сентябрь |
1 неделя |
«Мы – будущие школьники» |
Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам; закреплять знания детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т. д. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми; положительные представления о профессии учителя и «профессии» ученика. |
Праздник для дошколят «Страна знаний». |
2 неделя |
«Мой детский сад» |
Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка, обратить внимание на произошедшие изменения: покрашено здание, площадка, новая группа, новые игровые зоны…; расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, повар, медицинская сестра, дворник). |
Экскурсия «Знаете ли вы свою группу?»; Спортивный досуг «сильны, ловким вырастай». |
|
3 - неделя |
«Моя семья» |
Расширять представления о членах семьи, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Формировать понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, электронная почта), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. |
Фотостенд и мероприятие «Моя родослов-ная». |
|
4 неделя |
«Моя страна» |
Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; расширять представления детей о родном крае, своей стране; воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны; расширять представления о родном городе, о его достопримечательностях, людях, которых в нем живут. Знакомить с культурой, праздниками, традициями России. |
Развлечение «Славяне – значит славный народ»; поход по экологической тропе. |
Октябрь
Блок
Осень, осень в гости просим!
Месяц |
Срок |
Тема |
Цели |
Итоговое мероприятие |
октябрь |
1 неделя |
«Народные традиции» |
Формировать представление о культурных традициях семьи. Воспитывать уважительное и почтительное отношение к пожилым членам семьи. |
Концерт ко Дню пожилых людей |
2 неделя |
«Труд людей осенью» |
Расширять знания детей об осени; продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями; расширять представления о труде взрослых на полях, огороде; рассказать о злаковых культурах и откуда хлеб «на стол пришел; закреплять знания об овощах, фруктах и ягодах; рассказать о пользе овощей, фруктов и ягод для человека как источнике витаминов и жизненной силы; продолжать знакомить со способами заготовки: консервирование, соление, маринование и т.д. |
Викторина « Загадки с грядки»; Акция «Хлеб- всему голова!» |
|
3 неделя |
«Осенняя пора» |
Формировать обобщённые представления об осени как о времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Расширять представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе и деятельности человека; последовательности изменений в среде обитания и в жизни растений и животных в сезон: осень дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха, часто идут холодные дожди, бывают заморозки, почва промерзает, дуют холодные ветры, иногда выпадает снег; растения приспособляются к сезонным изменениям – сбрасывают листья кустарники и деревья, вянет трава; плоды и семена продолжают жизнь растений в следующем благоприятном сезоне; в земле остаются корни травянистых растений, из которых вырастут новые растения. Формировать представление о том, что животные приспосабливаются к жизни осенью по-разному (насекомые прячутся под кору деревьев, под опавшие листья, в землю; перелетные птицы улетают, некоторые звери линяют и т.д. |
Презентация «Белые журавли»; Выставка детских работ «Осень, осень в гости просим!»; сбор осенних листьев, создание коллективной работы с самыми красивыми листьями. |
|
4 - 5 неделя |
«Осенины» |
Формировать обобщенные представления об осени как времени года. Учить устанавливать связи между состоянием деревьев, растений и условиями среды; выявлять причины происходящих изменений в природе (осенью); уточнить и расширить представления детей о лесе, его осенних дарах; расширять представления о традициях и обычаях народов России встречать осенние праздники; продолжать знакомить детей знакомить с народными песнями, играми, хороводами, плясками. |
Физкультурный досуг «Весёлые старты»; Посиделки «Осенины» |
Ноябрь
Блок
Осенняя ярмарка
Месяц |
Срок |
Тема |
Цели |
Итоговое мероприятие |
ноябрь |
1 неделя |
«Наша Родина –Россия» |
Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней; знакомить с историей России, гербом, флагом, мелодией гимна; рассказать о людях, прославившихся Россию, о том, что Российская Федерадиция (Россия) – огромная многоциональная страна. Объяснять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. |
Акция «Единство народное». |
2 неделя |
«Транспорт» |
Систематизировать знания детей о разных видах транспорта; учить наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении; продолжать знакомство с дорожными знаками; расширять представления о работе ГИБДД; учить детей правильному поведению на улице и в общественном транспорте. Воспитывать уважение к труду людей, работающих на транспорте. |
Спортивный досуг «Дорога в город». |
|
3 неделя |
«Наш безопасный мир» |
Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения. Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения. Предавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе. |
Викторина «Правила безопасности выполняй - здоровым, крепким, вырастай!». |
|
4- недели |
«Народная культура» |
Расширять представления детей о народной культуре и традициях. Продолжать знакомить с разными жанрами фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные); расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов; воспитывать интерес к декоративно- прикладному искусству; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства; углубить знания детей о роли мамы в их семье и в их жизни; воспитывать доброе, заботливое отношение к маме; развивать интерес ребенка к своим близким. |
Вечер игр «Город мастеров» (День рождения осенних именинников); Праздник «День Матери». |
Декабрь
Блок
В гости к Деду Морозу!
Месяц |
Срок |
Тема |
Цели |
Итоговое мероприятие |
декабрь |
1 неделя |
«Здравствуй, зимушка- зима!» |
Расширять представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе и деятельности человека зимой; закрепить представления об особенностях существования растений зимой, об образе жизни и поведении животных зимой; формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; умения ориентироваться в круглогодичном народном и православном календарях. |
Папка- ширма «Зимушка- зима»; выставка детского творчества «Здравствуй, зимушка- зима!». |
2 неделя |
«Юный эколог» |
Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе). Развитие познавательного интереса к миру природы; формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении. |
Зимний физкультурный досуг «Зима, зима белоснежная пришла»; поход по экологической тропе. |
|
3 неделя |
«Подарки к Новому году» |
Сформировать некоторые понятия и представления о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения; привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении; воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности; закладывать основы праздничной культуры; вызвать стремление поздравить с праздником и доставить радость родным: преподнести подарки, сделанные своими руками, а также благодарить близких за подарки и сюрпризы. |
« В мастерской у Деда Мороза» (продуктивная деятельность); презентация «Новый год у ворот!». |
|
4- недели |
«Скоро, скоро Новый год!» |
Расширять представления детей о народной культуре и традициях; представления детей о Новом годе, как добром празднике. О том, что: в это время проводятся утренники, новогодние спектакли, бывают каникулы, совместные с семьей новогодние развлечения и поездки; люди желают друг другу счастья, здоровья, добра, дарят подарки; вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке; формировать представление о Новом годе, как о начале календарного года (времена года; цикличность, периодичность и необратимость времени; причинно-следственные связи; зимние месяцы; особенности Нового года в теплых странах и др.). |
Новогодний вечер по сказке «Сказка, придуманная под Новый год». |
Январь
Блок
Волшебные узоры зимы.
Месяц |
Срок |
Тема |
Цели |
Итоговое мероприятие |
январь |
1 неделя |
«Колядки Матушки- зимы» |
Познакомить дошкольников с обычаями и традициями русского народа через нравственные беседы о событиях и главных особенностях зимних праздниках, приметах, о народных играх, о русских сказках, о народных промыслах и игрушках и др… Воспитание личности ребёнка; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости, эстетического отношения к зимним явлениям; умения ориентироваться в круглогодичном народном и православном календаря. |
Выставка детского творчества (конструирование из бумаги и аппликация) «Рождественская Елочка»; презентация « В гости к Рождественской ёлочке»; развлечение «Пришла Коляда – отворяй ворота!». |
2 неделя |
«Зимние забавы» |
Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), о деятельности людей в городе, на селе: о безопасном поведении зимой. Создать условия для положительного эмоционального подъема у воспитанников во время проведения активного отдыха на открытом воздухе; развивать интерес к зимним видам спорта; к спортивным играм, забавам и развлечениям, использование которых обогатит содержание прогулки в зимнее время. |
Конкурсы детей: «Снежная пекарня», «Лучший узор на снегу»; выставка детского творчества (рисование, аппликация) «Зимние забавы»; зимний физкультурный досуг «Зимние забавы». |
|
3 неделя |
«В мире сказок» |
Обобщить знания детей о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей. Обеспечивать формирование у детей целостной картины мира, развивать способность творчески воспринимать реальную действительность и особенности ее отражения в художественном произведении, приобщать к социально – нравственным ценностям. |
Изготовление «Книги сказок» (рисование); викторина для детей «Сказки - наши друзья» |
|
4 недели |
«Я вырасту здоровым»» |
Продолжать способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения; формировать представление о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья. Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения. |
Выставка детского творчества (рисование) «Страна Здоровья»; утренник зимних именинников. |
Февраль
Блок
Папа, мама, я – дружная семья!
Месяц |
Срок |
Тема |
Цели |
Итоговое мероприятие |
февраль |
1 неделя |
«Зима - весёлая и снежная пора!» |
Закреплять знания о зиме, зимних явлениях. Обобщать знания путём введения новой информации о животном мире полярных районов; развивать у детей конкретные представления об основных потребностях знакомых детям растений и животных – в свете, тепле, влаге, месте обитания и защите от врагов; воспитывать положительное отношение к природному и животному миру. |
Выставка детского творчества (лепка, рисование и аппликация) «Животные Севера»; прогулка в природу « Птицы и животные зимой нашего края»; развешивание кормушек для птиц. |
2 неделя |
« Навстречу Олимпиаде!» |
Познакомить детей с историей возникновения Олимпийских игр, олимпийскими традициями: их символах, эмблеме, талисманах, гимне; расширять знания о зимних видах спорт; развивать у детей интерес к олимпийским соревнованиям, желание следить за их ходом. воспитывать чувство патриотизма, любви к спорту, гордости за свою Родину, приобщение к здоровому образу жизни |
Выставка детского творчества «Зимние виды спорта» (рисование, аппликация); презентация для детей и родителей «Олимпийские зимние игры». |
|
3 неделя |
«Наши Защитники» |
Воспитывать в детях отвагу, мужество, любовь к Родине, желание служить Отечеству, защищать тех, кто в этом нуждается; воспитание патриотической гордости за Родину. |
Папка- ширма «Верность Отечеству»; выставка детского творчества (рисование) «Я с папой»; изготовление подарков « Кроссовки для папы» (конструирование, ручной труд); фотовыставка «Наши Защитники»; праздник «Олимпиада с папой». |
|
4 неделя |
«Прощай, Зима!» |
Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы, помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы; продолжать знакомить детей с народным календарем, с русскими народными играми; воспитывать интерес к русскому народному творчеству; познакомить с историей народного праздника Масленица; главными символами и традициями праздника: угощение блинами, сжигание соломенного чучело, катание на санях; побуждать детей радоваться пробуждению природы: петь весенние песни, исполнять пляски; познакомить, как просить прощения друг у друга, у своих родителей, бабушек и дедушек. |
Папа- ширма «Традиции празднования Масленичной недели»; праздник «Открываем широкую Масленицу!». |
Март
Блок
Букет для мамы
Месяц |
Срок |
Тема |
Цели |
Итоговое мероприятие |
Март |
1 неделя |
«Нет милее дружка, чем родная матушка» |
Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, воспитывать у мальчиков представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами. |
Выставка детского творчества (рисование) «Мы с мамой»; праздник к 8 Марта «В лягушачьем царстве». |
2 неделя |
«Народная культура и традиции» |
Знакомить детей традициями и обычаями, народным творчеством; расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира); воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства. |
Смотр – конкурс «Наши мамы мастерицы»; презентация «Зимняя сказка Гжели»; выставка детского творчества народных росписей (рисование). |
|
3 неделя |
«Весну привечаем, весну встречаем» |
Познакомить детей с традициями и историей весеннего праздника «Сороки», формирование чувства любви и уважения к традициям русского народа, умение принимать осмысленное и активное участие в народных праздниках, уметь объяснять их значение; дать представление о перелетных птицах, раскрыть взаимосвязь между неживой и живой природой; воспитывать экологическую культуру дошкольников, расширять знания детей о птицах воспитывать бережное отношение к окружающей природе и прививать любовь к птицам. |
Выставка детского творчества (аппликация, лепка») «Грачи прилетели»; тематический концерт «Новоселье птиц». |
|
4 неделя |
«В мире природы» |
Расширять представления детей о весне; развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения: весной становится теплее, греет и ярко светит солнце, вырастают и зацветают растения, появляются насекомые, птицы прилетают; расширять представления о правилах безопасного поведения на природе (особенно весеннего разлива речки). Воспитание бережного отношения к ней. |
Викторина «Что? Где? Когда?»; поход по экологической тропе. |
Апрель
Блок
Солнечный хоровод у берёзки
Месяц |
Сроки |
Тема |
Цели |
Итоговое мероприятие |
Апрель |
1 неделя |
«Пробуждение природы» |
Обобщать знания и систематизировать их о характерных весенних изменениях в природе; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; уточнять представления о комнатных растениях, учить описывать их внешний вид, описывая существенные особенности; познакомить с ролью света, тепла, влаги для растений; формировать у детей обобщенные представления о жизни животных, о прилёте птиц в весенний период; воспитывать любовь к родной природе, знать правила поведения в ней. |
Изготовление плаката «Бережное отношение живой природе» ; физкультурный досуг «Что мы знаем о природе». |
2 неделя |
«Космическое путешествие» |
Расширять представления о космосе: солнечная система, планета Земля, Луна, героическая профессия- космонавт; познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина, его первым полетом; праздником «День космонавтики»-12 апреля; расширять представления об изобретениях человечества в области космонавтики, о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни. |
Выставка детского творчества (рисование, лепка) «Хочу быть космонавтом»; праздник «Если очень захотеть, можно в космос полететь». |
|
3 неделя |
«Пасха- праздник праздников» |
Поддерживать в детях радостное ожидание праздника Пасхи; познакомить детей с православным преданием о пасхальном яичке. Способствовать развитию речи детей, используя потешки, заклички; воспитывать положительный интерес к р.н. песням, хороводам, и пляскам; познакомить с искусством миниатюры на яйце, с символикой росписи яиц; воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций. |
Выставка детского творчества (рисование на яйце) «Чудо- писанки»; Праздник Пасхи; презентации: « Христианская семья и её ценности»; «Детям о Пасхе». |
|
4 неделя |
«Всё начинается с семени» |
Углублять и расширять представления о растениях, особенностями их жизни размножения; закреплять знания о растениях леса, луга, поля; различать их по внешнему виду; познакомить с лекарственными растениями; приучать к труду в природе; формировать бережное отношение к природе.
|
Выставка детского творчества (рисование); «Дом под крышей голубой»; праздник ко Дню Земли «Весна пришла и сказку нам принесла». |
Май
Блок
Солнечный хоровод у берёзки
Месяц |
Сроки |
Тема |
Цели |
Итоговое мероприятие |
Май |
1 неделя |
«Весна – Красна» |
Расширение представлений детей об изменениях в природе, происходящих весной. Формировать у детей обобщенные представления о весне, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных при знаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе. |
Выставка детского творчества (рисование) «Моя Лысогория»; праздничный досуг «Дадим шар земной детям»; утренник весенних именинников. |
2 неделя |
«Никто не забыт, ничто не забыто! |
Осуществление патриотического воспитания. Воспитание любви к Родине, родному краю. Формирование представлений о празднике, посвященном Дню Победы. Познакомить детей с памятниками героям Великой Отечественной войны. Рассказывать о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. Показать преемственность поколений защитников Родины: от древних богатырей до героев Великой Отечественной войны. |
Праздник «День Победы»; презентация «Военные профессии». |
|
3 неделя |
«Вся семья вместе и душа на месте!» |
Показать значимую роль семьи для каждого человека. Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях. Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всем родным ( маме и папе, бабушке, дедушке, сестрёнке и т.д.). Доставить удовольствие и радость от совместного общения. |
Мероприятие «День семьи»; выставка детского творчества (рисование) «Моя семья». |
|
4 неделя |
«До свидания, детский сад!» |
Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) на тему прощания с детским садом и поступления в школу. Продолжать углублять представления детей о дальнейшем обучении, дать элементарные знания о специфике школы. Поддерживать в детях радостное ожидание последнего праздника в детском саду. |
Выпускной праздник «Уплывает наш кораблик!». |
Список литературы:
1«А у наших у ворот, развесёлый хоровод» М.А. Михайлова. Ярославль: Академия Холдинг, 2002 г.;
2 «Быть здоровыми хотим» М.Ю. Картушина. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2004;
3.Журналы:
« Музыкальная палитра» № 2, 4- 2011 г.; № 5- 2008г;
«Музыкальный руководитель»-№ 2- 2004г;
4.«Народные праздники в детском саду» М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова-Мозаика – Синтез, 2005.
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Театрализованная деятельность как эффективный способ развития речевых навыков у детей раннего и дошкольного возраста»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Перфорирование как нетрадиционная техника декоративно-прикладного творчества для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Здоровьесберегающие технологии как средство развития эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Воспитатель и родители: формы и секреты успешного сотрудничества (ФГОС ДО)»