В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по географии для 10-11 классов. Профильный курс


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Лицей №3
им. . А..С. . Пушкина"

_____________ Денисова Т.А.

подпись

_______________ 2010 г.


СОГЛАСОВАНО



Зам. директора по УВР ________ Митрофанова Л.В.

подпись


РАССМОТРЕНО

на заседании МО,
протокол № ____
от ____ ________ 200__ г.

Руководитель МО
____________ Жаркова О.С.

подпись











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ

ДЛЯ 10 – 11-х КЛАССОВ

Профильный курс



( 3 часа в неделю, 102 часа в год)





Белоусова В.В.,

учитель высшей категории
МОУ «Лицей №3

им. А.С. Пушкина»










Саратов

2010









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ

ДЛЯ 10 – 11-х КЛАССОВ

Профильный курс



( 3 часа в неделю, 102 часа в год)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

География 10-11 кл ( Профильный уровень)


Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта по географии (профильный уровень), утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • примерной программы по географии (профильный уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • федерального перечня учебников, утвержденного приказом от 7 декабря 2005 г. № 302, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.


Изучение географии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:


  • освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития; места и роли географии в системе наук, жизни общества, решения его проблем; для подготовки к продолжению образования в выбранной области;

  • овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;

  • развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой; навыков грамотного решения бытовых и профессионально-ориентированных задач;

  • воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам; социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;

  • использование разнообразных географических знаний и умений в быту и в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности; обеспечении безопасности жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.

Цели. Изучение географии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем, для подготовки к продолжению образования в выбранной области;

  • овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;

  • развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;

  • воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;

приобретение компетентности в сфере: элементарного метеорологического, геологического, гидрологического, ландшафтного, геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 210 учебных часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах. Примерная программа рассчитана на 210 часов.

Особое значение при профилировании географии в старших классах имеет значительный объем резервного времени, который составляет 30 часов и предусматривает, возможность включения географии в 2 модуля — социально-экономический и естественно-географический.

География, как мы уже отмечали, особый предмет, который объединяет в своем содержании основы физической и социально-экономической географии, т. е. естественно-научный и обществоведческий блоки. В этой связи при организации профильного обучения определенной специализации резервное время может перераспределяться для более глубокого изучения соответствующих этой специализации курсов, выполнения практических и творческих работ определенной тематики.

Примерной программой определен минимально допустимый предел учебного времени на каждый блок содержания для универсального преподавания географии на профильном уровне.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На профильном уровне назовем следующие:

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивание своей гражданской позиции, формулирование своих мировоззренческих взглядов;

выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований, оценивание и корректировка своей деятельности в окружающей среде;

осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности;

конструктивное восприятие определенных явлений современной жизни, объемное определение своих возможностей и своего вклада в общий результат;

владение навыками организации и проведения индивидуальной и коллективной деятельности.

Результаты обучения

Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности выпускника средней школы являются следующие:

осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;

умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;

умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.

Формирование географической компетентности учащихся на профильном уровне служит достижению соответствия географического образования реальностям окружающей среды в личностном, общественном, территориально-пространственном измерениях.


При формировании тематического плана учитывалась последовательность тем, предложенная в Примерной программе по географии для среднего (полного) общего образования на профильном уровне, а также наличие учебно-методического материала для изучения тем. Однако, учитывая особенности последовательности изучения разделов географии в основной школе, считая необходимым опереться на опыт учащихся при её изучении, сложившуюся у них модель предмета, последовательность тем в средней школе несколько изменена автором рабочей программы при сохранении количества часов.


Основными формами организации учебных занятий в старшей школе при изучении географии на профильном уровне являются лекции, комбинированные уроки, практические занятия, тестирование, семинары, экскурсии.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;

  • смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;

уметь

  • применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;

  • характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;

  • проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;

  • решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития;

  • описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;

  • геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;

  • понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.

Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности выпускника средней школы являются следующие:

осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;

умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;

умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.

Формирование географической компетентности учащихся на профильном уровне служит достижению соответствия географического образования реальностям окружающей среды в личностном, общественном, территориально-пространственном измерениях.


Оценочные практические работы

  1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

  2. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.

  3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира.

  4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

  5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

  6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.

  7. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой восьмерки».

  8. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

  9. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.

  10. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.

  11. Составление характеристики Канады.




Используемый УМК:


Учебник: Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 г.


Географический атлас. 10 класс. – М.:Дрофа,2008.


Дополнительный УМК:

Гладкий Ю. Н., Лавров С.Б . Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 г.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.

Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.

В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2007.

Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль. 10 – 11 классы. – М.:Дрофа 2005.

Сиротин В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. - М.:Дрофа, 2004.

Мультимедийные обучающие программы:

География 9 класс. Россия: хозяйство и регионы

География 10 класс. Экономическая и социальная география мира

Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

Электронные и дисковые носители.

ЕГЭ по географии Москва 2007; 2008; 2009 год

Максаковский В.П. «Историческая география мира», Москва 2006

Григорьев А.А. «Экологические катастрофы», Москва 2001 гогод.

Акимов А.В. «Мировое население», Москва 1994 год.

Баландин Р.К. «Природа и цивилизация», Москва 1998 год.

География мирового хозяйства, Москва 2003 год.

Ломакин В.К. «Мировая экономика», Москва 2004 год.

Гладкий Ю.Н. «Разные страны и разные нравы», Москва 2003 год.

Небел Б. «Наука об окружающей среде», Москва 2004 год.

Максаковский В.П. «Глобальная география», Москва 2005 год.

Голубкин М.М. «Геополитическая география мира», Москва 2002 год.

Небел Б. «Наука об окружающей среде», Москва 2004 год.

«Экономическая газета»

Журнал «Экономист»

Ресурсы Интернет:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/География

  2. http://geo.1september.ru/

  3. http://geo-tur.narod.ru/

  4. http://www.geografia.ru/

  5. http://www.rgo.ru/

  6. http://www.alleng.ru/edu/geogr.htm

  7. http://geographer.ru/

  8. http://geo.rusolymp.ru/

  9. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RDlujwg(o9

  10. http://world.freeglobus.com/geography/

  11. http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/08/24/211081

  12. http://www.3planet.ru/

  13. http://www.eidos.ru/olymp/geo/index.htm

  14. http://geography.in.ua/

  15. http://az.lib.ru/janr/index_janr_18-1.shtml

  16. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1674c29e-22c3-4661-8f18-3674e800e099/

  17. http://www.electoralgeography.com/new/ru/

  18. http://prolis.ru/category/geografiya

  19. http://www.dragonlance.ru/world/geografiya/

  20. http://viki.rdf.ru/cat/geografiya/

  21. http://geography.name/

  22. http://www.alleng.ru/d/geog/geo009.htm

  23. http://www.5ka.ru/100/index.html

  24. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/jelt/index.php

  25. http://www.open-edu.ru/course/category.php?id=83

  26. http://armageddon2019.narod.ru/

  27. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/50206

  28. http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=26

  29. http://it-n.ru/board.aspx?cat_no=3436&BoardId=3439&tmpl=Thread&ThreadId=52664

  30. http://festival.1september.ru/

  31. http://www.book.narod.ru/stranoved/1.html

  32. http://school.mykostroma.ru/index.php?topic=167.msg432#msg432

  33. http://www.uroki.net/docgeo/docgeo17.htm


Содержание тем учебного курса

«Экономическая и социальная география мира».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(X-XI классы)

(210 часов)



Раздел. География как наука (не менее 30 часов)

История формирования географических идей.География в системе наук о Земле. Естественно-общественная сущность географии. Современные тенденции в развитии географической науки. Потенциал отечественной географии. Ключевые вопросы географии.

Структура географической науки. Природный блок географии. Физическая география. Отраслевые физико-географические науки. Общественный блок географии. Социально-экономическая география. Отраслевые социально-экономические географические науки. Картография. Дифференциация географии. Пути к интеграции географии.

Общегеографические представления о современной географической картине мира. Учение об окружающей среде. Учение о геосистемах. Учение о конструктивной географии. Учение о геоэкологии.

Взгляды отечественных и зарубежных ученых на общий объект географии. Научный поиск интегрирующего ядра географии.

Традиционные и новые методы географической науки – картографический, статистический, описательный, полевой, сравнительно-географический, математический, моделирования, аэрокосмический, геоинформационный. Географические прогнозы.

Практические работы.

Использование традиционных и новых методов географической науки для поиска обработки и представления географической информации.

Составление простейших географических прогнозов.


Раздел. Введение в общую географию (не менее 30 часов)

Объект, предмет и методы общей географии. Географическое технопространство и его составляющие, пространственно-временной подход его вещественному наполнению. Структура, свойства, функционирование, динамика, эволюция реального геотехнопространства на локальном, региональном и глобальном уровнях. Поляризация пространства. Функция места.

Территориальные системы. Пространственные модели в географии. Экологизация географии. Техносфера и географическая оболочка. Процессы в географическом пространстве – природные, техногенные, социально-экономические, геоэкологические. Изменения в географическом пространстве – глобальные, региональные, локальные. Тенденции изменения географического пространства. Управление развитием географического технопространства – экспертизы, мониторинг. Особенности географического пространства России.

Практические работы.

Изучение взаимосвязей природы, хозяйства, населения, экологических проблем родного края (своей местности) на основе непосредственных наблюдений, экскурсий, экспедиций, походов и других источников географической информации (статистических, аудиовизуальных, электронных, литературных).

Выявление и объяснение пространственно-временных отношений и взаимосвязей человека и его деятельности с окружающей географической действительностью.


Раздел. Введение в физическую географию (не менее 30 часов).

Физическая география как наука о природе Земли, сущность, структура, методы, источники информации. Частные физико-географические дисциплины. Важнейшие географические особенности Земли как планеты. Эколого-географическое и ресурсно-географическое изучение природы.

Географическая оболочка. Этапы развития географической оболочки, ее составляющих и представлений о ней. Закономерности эволюции географической оболочки, ее вертикальная и горизонтальная дифференциация. Цикличность и ритмичность процессов в географической оболочке.

Рельеф земной поверхности как результат действия эндогенных и экзогенных процессов, современное рельефообразование.

Учение о геосистемах. Ландшафтная сфера Земли. Мировой океан как часть географической оболочки. Природные комплексы как геосистемы, их компоненты, свойства и типы связей: вещественные, энергетические, информационные. Иерархия природных геосистем. Биосфера — планетарный природный комплекс.

Географические процессы и явления на суше и океане. Неблагоприятные и опасные природные явления. География природного риска.

Территориальные комплексы, ландшафты. Исторический обзор формирования представлений о природной целостности. Учения о ландшафтной оболочке, территориальном комплексе, ландшафте. Системность – основа их изучения. Природные компоненты и факторы в геосистеме межкомпонентной связи. Природный ландшафт. Ландшафтный синтез зональных геосистем. Планетарные, региональные, локальные геосистемы. Ландшафты, их классификация. Культурный ландшафт, его характерные черты и свойства.


Практические работы.

Решение ландшафтно-экологических задач. Изучение изменений природных комплексов разного ранга под влиянием деятельности человека. Составление географических характеристик природных и природно-антропогенных комплексов разного ранга.

Проведение ландшафтного синтеза зональных геосистем, характерных для различных регионов Земли. Ландшафтное картографирование.

Изучение круговорота основных веществ и энергии в географической оболочке; природных территориальных комплексах разного ранга. Ландшафтный анализ космических снимков.

Историко-культурное изучение антропогенного ландшафта.

Изучение принципов и правил создания культурных ландшафтов.


Раздел. Введение в геологию (не менее 10 часов)

Предмет и задачи геологии. Специфика геологических исследований. Земля и земная кора. Происхождение Земли, этапы ее развития. Минералы. Горные породы. Геологическая история Земли. Геологические процессы и их результаты. Магматизм. Выветривание. Перенос и отложение продуктов выветривания.

Геологические объекты и процессы. Развитие земной коры во времени. Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология. Тектоника литосферных плит.

Свойства литосферы: ресурсные, геодинамические, геохимические, геофизические, экологические. Геологическая среда как часть окружающей человека среды.

Практические работы.

Обоснование практического значения геологических знаний для обеспечения человечества минерально-сырьевыми ресурсами; инженерно-хозяйственной деятельности.

Изучение изменения геологической среды в результате деятельности человека.

Определение минералов и горных пород. Определение основных руководящих окаменелостей по образцам, муляжам или рисункам.

Сопоставление карт тектонического районирования и размещение важнейших месторождений полезных ископаемых с целью выявления взаимосвязей. Чтение геологических, тектонических карт и карты полезных ископаемых.

Изучение процессов выветривания, работы рек, подземных вод, ледников, морей, озер, болот и их результаты (на краеведческом материале).

Знакомство с геологическим строением участка местности по обнажениям горных пород (естественным и искусственным). Устройство горного компаса. Определение элементов залегания горных пород с помощью горного компаса.

Изучение обнажений горных пород: зачистка обнажения, зарисовка, фотографирование, отбор проб образцов. Производство простейшей геологической съемки своей местности.


Раздел. Введение в экономическую и социальную географию (не менее 50 часов).

Экономическая и социальная география как наука: ее сущность, структура, методы, источники информации. Система социально-экономико-географических научных дисциплин. Экономико-географическое положение, его виды, основные компоненты, методы оценки.

Экономико-географическое изучение природных ресурсов, их классификация, обеспеченность ими различных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономической оценке. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Комплексное освоение ресурсов.

География населения. Географические аспекты происхождения и расселения современного человека. Динамика численности населения Земли, концепция демографического перехода. Демографическая политика. Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы. Половозрастной состав населения, его занятость, уровень и качество жизни. Миграция. Геоурбанистика. Этногеография и география религий.

Оценка трудовых ресурсов и уровня обеспеченности ими населения. баланс трудовых ресурсов. Влияние этнических, исторических, географических особенностей на формирование трудовых навыков населения и развитие производства. Проблемы занятости и безработицы в странах мира. Управление процессом формирования и использования трудовых ресурсов.

География хозяйства. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их изменения под воздействием научно-технической революции. Факторы размещения производства. географическое разделение труда, факторы его развития. Международные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. География международных экономических связей. Специальные экономические зоны как элементы глобальной территориальной структуры хозяйства. Транснациональные корпорации и их роль в глобализации мировой экономики.

Политическая география и геополитика. Основные идеи и концепции формирования мирового геополитического пространства; территориально-политическая организация общества.

Страноведение и регионалистика. Функции, методы и тенденции развития. Цивилизационные регионы мира. География объектов природного и культурного наследия.

Современные географические проблемы развития России. Геополитические и географические проблемы развития России. Геополитическое и геоэкономическое положение России. Проблемы использования природно-ресурсного потенциала. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития страны. Демография и расселение. Геоэкологическая ситуация. Географические следствия формирования рыночных отношений. Регионы России.

Практические работы.

Учебное моделирование и проектирование развития и размещения населения и хозяйства России в будущем; республики, края, области, города, своей местности.

Экономико-географическая оценка природных ресурсов, их территориальных сочетаний, основных типов природопользования.

Составление простейших прогнозов роста и расселения населения мира, отдельных регионов и стран.

Определение специализации отдельных стран и районов. Составление экономико-географической характеристики основных отраслей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры.

Составление комплексных географических характеристик разных территорий: городов и населенных пунктов; районов; стран и крупных регионов.



Раздел. Природопользование и геоэкология (не менее 30 часов).

Вклад географии, геологии, геохимии, экологии в познание окружающей среды. Этапы развития геоэкологических знаний в эпоху научно-технического прогресса. Последняя четверть XX века – поле геоэкологических интересов, завязанных на сохранении благоприятной для жизнедеятельности человечества окружающей среды. Появление термина «геоэкология».

Связи человека с биосферой. Принципиальное качественное отличие человека от животных. Различия воздействия человека и биологических организмов на биосферу. Человек как целостное природно-биологическое, социокультурное, духовное существо. Техногенный мир и биосфера. Противоречия во взаимоотношении человека с окружающей средой.

Окружающая среда и ее слагаемые. Понятие «загрязнение окружающей среды». Понятие «воздушная среда». Основные виды и нормативы загрязнений воздушной среды. Целенаправленные изменения воздушной среды. Понятие «водная среда». Техногенные загрязнения, засорение и качественное истощение вод. Целенаправленные изменения водной среды. Понятие «биопочвенная среда». Основание для объединения почв с наземными растительно-животными организмами в единую систему. Техногенные нарушения и загрязнения биопочвенной среды. Целенаправленные изменения биопочвенного окружения человека. Понятие «геотехноморфологическая среда», прямые и косвенные ее изменения. Понятие «геологическая среда». Типы геологической среды. Основные техногенные воздействия на геологическую среду. Экологические свойства геологической среды.

Окружающая среда – природно-техногенное целое. Геоэкологическое единство окружающей среды. Взаимосвязи воздушной, водной и других сред в условиях города. Структура географической составляющей окружающей человека среды. Загрязнители как индикаторы взаимодействия слагаемых окружающей среды.

Процессы в окружающей среде. Глобальные, региональные, локальные изменения окружающей среды. Управление качеством окружающей среды.

Практические работы.

Определение прямых или опосредованных воздействий изменяющейся окружающей среды на здоровье и жизнедеятельность человека, а также на организмы.

Выявление взаимосвязанных «цепных реакций» в окружающей среде.

Анализ неблагоприятных для человека проявлений геоэкологических процессов (на примере своей местности).

Выявление источников естественного и техногенного загрязнения своей местности, района, города; основных типов загрязнений окружающей среды: механического, физического, химического, биологического; особо опасных загрязнителей окружающей среды и их воздействие на человека.

Учебное моделирование и проектирование техногенных изменений окружающей среды и их возможные последствия.

Резервное время – 30 часов.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;

  • смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;

уметь

  • применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;

  • характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;

  • проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;

  • решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития;

  • описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;

  • геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;

  • понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.

Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности выпускника средней школы являются следующие:

осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;

умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;

умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.

Формирование географической компетентности учащихся на профильном уровне служит достижению соответствия географического образования реальностям окружающей среды в личностном, общественном, территориально-пространственном измерениях.

Контроль уровня обученности.

.

Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.



Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.


  1. письменные


1. тесты

  1. ответы на вопросы


правильный ответ – 1 балл

0-49% - «2»

50-69% - «3»

70-89% - «4»

90-100% - «5»

2. Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.

  1. Работа по карте.


УМК

I. Учебники

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. Просвещение 2005

II. Дополнительная литература для учащихся.

  1. Максаковский ВП Географическая картина мира часть Т. 1,2,3.- Ярославль, Верхнее Волжское издательство, 1995.

  2. Кочнев С.А. Триста вопросов и ответов о Земле и Вселенной. Ярославль, Академия развития, 1999.

III. Литература для учителя.

  1. Смирнова В М Экономическая и социальная география мира дидактические материалы.- М.: Просвещение, 1996

  2. Перлов Л Е Дидактические карточки задания по географии 10 класс М Экзамен 2005

  3. Экономическая и социальная география мира поурочные планы составитель Ануфриева О. И Волгоград Учитель 2002

  4. Экзаменационные вопросы и ответы География 10 11 класс учебное пособие М Аст пресс 1999 составитель

  5. Мишняева Е Ю География 10 класс поурочные планы 1 2 части Волгоград Учитель Аст 2002 составитель Толмачева Е В

  6. Элькин Г Н Экономическая и социальная география мира поурочное планирование Санкт Петербург паритет 2003

  7. Нестандартные уроки в школе География у нас в гостях Япония составитель Романова А Ф Волгоград Учитель 2003

  8. Гладкевич Г И Зубаревич Н В Готовимся к экзамену по географии выпуск 1, 2, 3, 4. М 1998

  9. Я иду на урок географии История географических открытий книга для учителя М первое сентября 2000 составитель Лазаревич К С

  10. Максаковский В П Новое в мире Цифры и факты дополнительные главы к учебнику Экономическая и социальная география мира М Дрофа 1999

  11. География от урока к экзамену сборник задач книга для учителя Под ред Наумова А С Просвещение 2001

  12. Шатных А В Современный урок географии Часть 3 Методические разработки уроков географии 10 класс Школьная пресса 2002

  13. Петрова Н Н Тесты по географии 6 10 классы методическое пособие Дрофа 2001

  14. Пятунин В Б география 6 10 кл Контрольные и провероч ные работы Дрофа 2001

  15. Жекулин В.С. Введение в географию. Ленинград, Ленинг. Ун-т, 1989

  16. Максаковский В.П. Географическая культура.- М.: ВЛАДОС, 1998

  17. Почвоведение/ под ред. Кауричева И.С..- М., 1989

  18. Климатология /под ред Дроздова О.А. – Л, Гидрометеоиздат, 1989

  19. Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1977

  20. Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров. Глобальная география. Учебник для 11 класса. М. Просвещение , 2000

  21. В.Н. Холина. География человеческой деятельности. Учебник для 10-11 класса. М. Просвещение , 2002



IV. Материалы для тестирования


  1. Материалы для подготовки и проведения аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений /Составитель Сиротин В.И. – М.; Дрофа, 2001

  2. География. ЕГЭ, 2008. Тестовые задания. – М.: Просвещение 2008.

  3. География. Готовимся к ЕГЭ. – М.: Дрова, 2009

  4. Лиознер В.Л. География. 10 класс. Тесты. – М.: Дрофа, 2008.

  5. Симагин Ю.А., Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2008

  6. Хабибуллин Р.Х. Раздаточные материалы по географии 10 класс. – М.: Дрофа, 2008

  7. Сиротин В.И. География. Сборник заданий и упражнений. 6-10 класс.

М.: Дрофа, 2009

Оборудование

I. Нормативные документы

  1. Стандарт полного среднего образования по географии

  2. Авторские учебные программы по курсам географии старшей школы

II. Учебники

  1. Плисецкий Е. Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 10 кл. АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 20021

  2. Плисецкий Е. Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 11 кл. АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002

  3. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. Дрофа, 2005

  4. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 кл. 2001 Дрофа

  5. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. Просвещение, 2005

  6. Экономическая и социальная география мира. Дополнительные главы. 10 кл.

  7. Рабочая тетрадь по экономической и социальной географии мира. Комплект



II. Печатные / интеракивные пособия (карты):



  1. Внешние экономические связи

  2. Глобальные проблемы человечества

  3. Машиностроение и металлообработка

  4. Политическая

  5. Природные ресурсы

  6. Сельское хозяйство

  7. Текстильная промышленность

  8. Транспорт и связь

  9. Урбанизация и плотность населения

  10. Уровни социально-экономического развития стран мира

  11. Физическая

  12. Химическая промышленность

  13. Черная и цветная металлургия

  14. Экологические проблемы

  15. Экономическая

  16. Энергетика

  1. Австралия и Новая Зеландия (социально-экономическая)

  2. Африка (социально-экономическая)Европа (политическая карта)

  3. Зарубежная Европа (социально-экономическая

  4. Северная Америка (социально-экономическая)

  5. Центральная и Восточная Азия (социально-экономическая)

  6. Юго-Восточная Азия (социально-экономическая)

  7. Юго-Западная Азия (социально-экономическая)

  8. Южная Азия (социально-экономическая)

  9. Южная Америка (политическая карта)

  10. Южная Америка (социально-экономическая)


III. Мультимедийные обучающие программы

  1. География 10 класс. Экономическая и социальная география мира

  2. Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии

  3. Учебная геоинформационная система

  4. Интерактивные карты.


IV. ТСО

  1. Мультимедийный компьютер

  2. Средства телекоммуникации

  3. Мультимедиапроектор

  4. Интерактивная доска

  5. Принтер лазерный

  1. Принтер струйный цветной

  2. Сканер

  3. Видеомагнитофон

  4. Телевизор

  5. Слайд-проектор


V. Видеофильмы

  1. Крупнейшие города мира

  2. Корея

  3. Страны и народы Азии

  4. Страны и народы Африки

  5. Страны и народы Северной Америки

  6. Страны и народы Южной Америки

  7. Современная политическая карта мира

  8. Глобальные проблемы человечества

  9. Население мира


VI. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Коллекция производства:

    • шерстяных тканей

    • шелковых тканей

    • льняных тканей

    • хлопчатобумажных тканей

  2. Коллекция по производству чугуна и стали»

  3. Коллекция по нефть и нефтепродуктам

  4. Коллекция по производству меди

  5. Коллекция по производству алюминия

  6. Гербарий основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых в России

  7. Гербарий основных сельскохозяйственных культур мира



Примерная тематика рефератов


  1. Мировые природные ресурсы и проблемы рационального природопользования.

  2. Освоение богатств Мирового океана и охрана природных комплексов океана, как глобальная проблема человечества.

  3. Рекреационные ресурсы земного шара и индустрия туризма.

  4. Охрана окружающей среды обитания как глобальная проблема человечества.

  5. Сырьевая проблема как глобальная проблема человечества.

  6. Энергетическая проблема как глобальная проблема человечества.

  7. Демографическая проблема как глобальная проблема человечества.

  8. География религий. Влияние религий на экономические и социальные проблемы мира.

  9. География внешних миграций мира в XX веке.

  10. Национальные проблемы в отдельных странах. Пути и методы решения.

  11. Урбанизация как всемирный процесс. Современный этап и прогнозы на будущее.

  12. География крупных мегаполисов мира.

  13. Экономическая интеграция в Европе.

  14. Топливно-энергетическая проблема мира: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.

  15. География мирового сельского хозяйства: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.

  16. Продовольственная проблема мира. Сущность, возможные пути решения.

  17. Транспортная система мира. Её значение в формировании мирового хозяйства.

  18. нетрадиционные источники энергии и их использование человеком.

  19. Международные программы по охране природных ресурсов.

  20. Особенности урбанизации в различных странах мира.

  21. География христианства в современном мире.

  22. Историко-географический анализ транспорта мира: от телеги до аэробуса.

  23. Микрогосударства Европы.

  24. Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.

  25. Динамика численности населения в X веке, региональные отличия.

  26. особенности современного международного разделения труда.

  27. Экстенсивное и интенсивное Сельское хозяйство в современном мире.

  28. Внешнеполитические связи России с зарубежными странами.

  29. Типологические особенности развитых и развивающихся стран современного мира.

  30. Сравнительная характеристика трех «регионов слаборазвитости» в мире: Азии, Африки, Латинской Америки.

  31. Страноведение.

  32. Предпосылки и последствия мирового экономического кризиса.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п


Тема раздела


Кол-во часов

Практическая работа


10 класс

105

22

1

География как наука

30

6

2

Введение в Физическую географию

30

7

3

Введение в геологию

10

2

4

Введение в общую географию

25

4

5

Введение в экономическую и социальную географию

10

3

11 класс

105

23

1

Экономическая и социальная география мира. Страноведение


86


20

2

Природопользование и геоэкология

19

3



География мира 10 класс (профиль)

Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных и практических работ


Наименование разделов и тем

Форма урока

Практическая работа

Дата

Оборудо-

вание

Межпредм.

Связи

Повторение

Здоровьесберегающие

технологии

I полугодие









География как наука ( 30 часов)

  1. Предмет и задачи географии


Лекция



09

Физич., Политич. Карта мира, карта населен региональные экономические карты, атласы, к\к, учебник, схемы, табл. Интерактивные карты. Ресурсы Интернет, ИКТ


История,

Экономика, физическая география, экономич. Геогр России

Экономика, история

экология

История.

История


Урок осуществляется в условиях комфортности:

1. Санитарно-гигиенических:

А) Свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещение, подходящие по росту парты, расположение слабовидящих учащихся в соответствии с рекомендациями медико-санитарной службы, а также по желанию детей и родителей.

Б) Комфортный для человека уровень шума-10 дБ (Так журчит ручей и шумит листва). Обычный разговор «в спокойных тонах»-это 40 дБ. 70 дБ-это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного воздействия.

В)

Использование видеоэкранных средств обучения с учетом гигиенических правил.


2. Психологических:

А)Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении.

Б) Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей класса.

В) Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе.

Г) Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.


Здоровьесберегающие компоненты на уроке: -Утренняя гимнастика

- Динамические паузы

-Чередование поз во время урока

-Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока)

-Ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны , актуальности

-Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др.

-Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни (по возможности)

-Гармоничное сочетание обучения-воспитания-развития в учебной деятельности

-Плотность урока: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более-80%

-Темп завершения урока спокойный, учащийся должен иметь возможность задать учителю вопросы

-Учитель комментирует домашнее задание (объем, «риски». «опасные места». Наличие выбора)

-Система оценивания. Внимание! Стрессогенная ситуация.

Три варианта оценивания:

1. Ученик (самооценка)

2. Ученик-ученик (взаимооценка)

3. Ученик-учитель (корректирующая оценка и договор на окончательную оценку)


  1. Место географии в системе наук

Комбинирован

1. Анализ карт различной тематики.

09


  1. История формирования географических идей. Познание первобытных народов.

Комбинирован


09


  1. Географические сведения древних культурных народов.

Лекция


09


  1. География в античное время.

Лекция


09


  1. География средневековья.

Лекция


09


  1. Эпоха Великих географических открытий.

Комбинирован

2. Выполнение практикума по мультимедийному диску

09


  1. Развитие теоретической мысли в России XVII-XVIII вв.

Лекция


09


  1. География в Западной Европе в XVII-XIX в.

Лекция


09


  1. География в России в XIXXX в.

Комбинирован


09


11-12. Обобщение темы «История формирования географических идей»

Семинар

3. Выполнение практикума по мультимедийному диску

09


13. Методы географических исследований.

Лекция


10


14.Дифференциация географии. Пути к интеграции географии

Лекция


10


15. Общегеографические представления о современной географической картине мира

Комбинирован


10


16.Учение об окружающей среде. Учение о геосистемах

Лекция


10


17. Учение о конструктивной географии Учение о геоэкологии

Лекция


10


18. Методы географической науки

Комбинированный

4. Выполнение практикума по мультимедийному диску

10




19.Общегеографические методы

Комбинирован


10




20. Методы физической и социально экономической географии

Комбинирован


10




21.Географическая картина мира

Лекция


10




22.Язык географии

Лекция


10




23. Язык карты

Комбинирован


10




24. Географические прогнозы

Практическое занятие

5. Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящим на политической карте мира.


10




25-26. Использование традиционных и новых методов географической науки для обработки и представления географической информации

Практическое занятие

6.Характерист.

Политико-географического положения страны, его изменений во времени

11




27.Ключевые вопросы географии

Лекция


11




28 -29 Обобщение темы География как наука

Семинар


11




30. тестирование



11




Введение в Физическую географию (30 часов)

31.Физическая география наука о природе Земли

Лекция


11




32. Важнейшие географические особенности земли как планеты.

Лекция


11




33. Ресурсно-географическое изучение природы

Лекция


11




34. Географическая оболочка, этапы её развития

Комбинированный

7.Выполнение практикума по мультимедийному диску

11




35. Вертикальная и горизонтальная дифференциация географической оболочки.

Комбинирован


12




36. Цикличность и ритмичность процессов в географической оболочке.

Комбинированный

8. Выполнение практикума по мультимедийному диску

12




37. Учение о геосистемах. Рельеф земной поверхности.

Лекция


12




38. Современное рельефообразование. Круговорот.

Комбинированный

9. Анализ схем круговорота веществ и энергии.

12




39. Климат. Климатообразующие факторы.

Лекция


12




40. Закономерности изменения температуры воздуха и осадков.

Комбинированный


12




41. Классификация климатов.

Комбинирован


12




42. Изменение и колебания климатов.

Комбинированный

10. Описание климата по картам атласа

12




43. Внутренние воды мира. Классификация. Круговорот.

Лекция


12




44. Крупнейшие реки мира.

Комбинирован


12




45. Озера.

Комбинированный

11. Выполнен. Практикума по мультимедийному диску

12




46. Мировой океан.

Лекция


12





II полугодие








47. Биосфера – планетарный ПК.

Комбинирован


01



§1

48. Почва. Почвообразующие факторы.

Лекция


01




§2

49. Состав, свойства и режимы почв

Лекция


01




§3

50. Классификация почв.

Комбинированный

12. Выполнен. практикума по мультимедийному диску

01




§4

51. Ландшафтная сфера Земли.

Лекция


01




§5

52. Географические процессы и явления на суше и в океане.

Лекция


01



§6

53. Неблагоприятные и опасные природные явления.

Комбинирован


01



§7

54. География природного риска.

Лекция


01



§8

55. Учения о ландшафтной оболочке и территориальном комплексе. Природный ландшафт.

Лекция


01




§9

56. Культурный ландшафт.

Лекция


01



§10

57. Изучение принципов и правил создания культурных ландшафтов.

Комбинированный


01




§11

58. Составление географических характеристик природных и природно-антропогенных комплексов.

Практическое занятие

13. Выполнен. практикума по мультимедийному диску

01




§12

59-60. Обобщение по теме «Физическая география»

Тестирование


02



§13

Введение в геологию ( 10 часов)

61. Предмет и задачи геологии.

Лекция


02




§14

62. Выдающиеся геологи

Семинар


02



§15

63.Происхождение Земли этапы развития

Семинар


02



определения

64. Геологическая история Земли. Геохронология.

Лекция


02



определения

65. Геологические процессы. Магматизм и выветривание.

Комбинированный

14. Анализ карт

02



§16

66. Земля и земная кора.

Комбинированный


02



§17

67. Тектоника литосферных плит.

Лекция


02



§18

68. Минералы и горные породы.

Комбинирован


02



§19

69. Минеральные ресурсы.

Практическое занятие

15. Выполнен. практикума по мультимедийному диску

02



§20

70. Обобщение по теме «Введение в геологию»

Тестирование


02



§21

Введение в общую географию (25 часов )

71. Объект, предмет и методы общей географии.

Лекция



03




§22

72. Составляющие географического технопространства.

Лекция


03



§23

73-74. Особенности технопространства.

Лекция


03



§24

75. Территориальные системы

Комбинированный


03



§25

76. Пространственные модели в географии.

Практическое занятие

16. Выполнен. практикума по мультимедийному диску

03



§26

77. Экологизация географии.

Лекция


03



§1-2, т.1

78. Техносфера и географическая оболочка.

Лекция


03



§3-4, т.2

79-80. Процессы в географическом пространстве.

Комбинированный


03



§5-6, т.3-4

81. Изменения в географическом пространстве.

Комбинированный

17.Презентации

04



§7-8, т.5-6

82.Управление развитием географического технопространства.

Лекция


04



§9-10, т.7-8

83-84. Мониторинг и экспертиза географического технопространства.

Практическая работа.

18. Выполнен. практикума по мультимедийному диску

04



§11-12, т.9-10

85. Особенности географического пространства России.

Лекция


04



§13-14,

т.11-12

86-87. Особенности географического технопространства Саратовской области.

Комбинированный


04



§15-16,

Т.13-14

88-89. Географическое пространство Саратовской области: взаимосвязь природы, хозяйства, населения)

Проекты.

19. Презентации

04



§17, т.15-16

90-91. Экологические проблемы географической среды Саратовской области.

Экскурсия


04



§18-19,

Т.17-18

92-93. Обобщающий урок по теме

Семинар


05



§20, т.19-20

94-95. Тестирование



05



§21, т.21-22

Введение в экономическую и социальную географию( 10 часов)

96. Введение в экономическую и социальную географию мира. Географическая среда как сфера.

Лекция




05





§22-23,

т.23-24

97. Взаимодействия общества и природы

Лекция


05



§24,т.25-26

98-99. География мировых природных ресурсов.

Комбинированный

20. Составление картосхемы размещения крупных месторождений полезных ископаемых и районы их выгодных территориальных сочетаний.


05



§25, т.27-28 определения

100. Понятие ресурсообеспеченность оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира

Практическая работа

21. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира.


05



§26, т.29-30 определения

101. Загрязнение окружающей среды геоэкологические проблемы различных регионов различных типов природопользования пути сохранения качества окружающей среды

Комбинированный

22. Выполнен. практикума по мультимедийному диску

05



Т.31-32, определения

102. Техногенные загрязнения.

Семинар


05



Т.33-34

103. Основные понятия природопользования.

Семинар


05



т. 35-36

104-105. Обобщение темы природа и человек в современном мире

Тестиров.

Итог.повт.


05



Т.37-38, определения


География мира 11 класс (профиль)

Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных и практических работ


Наименование разделов и тем

Форма урока

Практическая работа

Дата

Оботудование

Межпредм.

Связи

Повторение

Здоровьесберегающие

технологии


I полугодие








Экономическая и социальная география мира. Страноведение (86 часов)

1. Концепции формирования мирового геополитического пространства.




Лекция



09

Физич., Политич. Карта мира, карта населен региональные экономические карты, атласы, к\к, учебник, схемы, табл. Интерактивные карты. Ресурсы Интернет, ИКТ


История,

Экономика, физическая география, экономич. геогр России

Экономика, история

экология

История.

История


Урок осуществляется в условиях комфортности:

1. Санитарно-гигиенических:

А) Свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещение, подходящие по росту парты, расположение слабовидящих учащихся в соответствии с рекомендациями медико-санитарной службы, а также по желанию детей и родителей.

Б) Комфортный для человека уровень шума-10 дБ (Так журчит ручей и шумит листва). Обычный разговор «в спокойных тонах»-это 40 дБ. 70 дБ-это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного воздействия.

В)

Использование видеоэкранных средств обучения с учетом гигиенических правил.


2. Психологических:

А)Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении.

Б) Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей класса.

В) Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе.

Г) Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.


Здоровьесберегающие компоненты на уроке: -Утренняя гимнастика

- Динамические паузы

-Чередование поз во время урока

-Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока)

-Ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны , актуальности

-Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др.

-Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни (по возможности)

-Гармоничное сочетание обучения-воспитания-развития в учебной деятельности

-Плотность урока: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более-80%

-Темп завершения урока спокойный, учащийся должен иметь возможность задать учителю вопросы

-Учитель комментирует домашнее задание (объем, «риски». «опасные места». Наличие выбора)

-Система оценивания. Внимание! Стрессогенная ситуация.

Три варианта оценивания:

1. Ученик (самооценка)

2. Ученик-ученик (взаимооценка)

3. Ученик-учитель (корректирующая оценка и договор на окончательную оценку)


2. Политическая карта мира. Типология стран.

Лекция


09


3. Государственный строй стран.

Комбинированный

1.Выполнение практикума по мультимедийному диску

09


4. Этапы формирования политической карты мира.

Лекция

2. Анализ политической карты мира

09


5. Политическая карта Европы

Комбинированный

09


6. Политическая карта Азии.

Комбинированный


09


7. Политическая карта Америки.

Комбинированный

09


8. Политическая карта Австралии и Океании.

Комбинированный


09


9. Характеристика ПГП страны

Практическое занятие

3.Анализ и составление карт различной тематики

09


10. Политическая карта и международные организации.

Комбинированный


09


11-12. Обобщение по теме «Политическая география».

Семинар


09


13. Тестирование.

Тестирование

10




14. Население мира.

Лекция


10




15. Демографическая политика стран мира.

Комбинированный

4 . Использование статистической информации разной формы и содержания

10




16-17. Структура населения.

Комбинированный

5. Анализ карт, статистических таблиц. Определение демографической ситуации политики в разных странах и регионах

10




18. Этногеография и география религий.

Лекция


10




19. Размещение населения.

Комбинированный

6. Анализ карты «Плотность населения»

10




20. Миграция населения.

Лекция


10




21. Гео-урбанистика. Урбанизация и мегаполисы.

Комбинированный


10





Комбинированный


10




22. Оценка трудовых ресурсов мира.

Практическое занятие

7. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

10




23. Проблемы занятости и безработицы в странах мира.

Комбинирован


10




24. Составление простейших прогнозов роста и расселения населения мира. Составление комплексной характеристики городов.

Практическое занятие

8. Анализ карт, диаграмма. Оценка особенностей уровня и качества жизни население в разных странах и регионах

11




25-26. Обобщение темы «Население мира»

Семинар


11




27. Тестирование.

Комбинирован


11




28. Мировое хозяйство МГРТ.

Лекция


11




29. НТР

Лекция


11




30. Воздействие НТР на отраслевую и территориальную структуры хозяйства.

Комбинирован

11




31. Факторы размещения производства.

Комбинированный

9. Выполнение практикума по мультимедийному диску

11




32. Международные экономические отношения.

Лекция


11




33. Мировой рынок товаров и услуг. Международный туризм.

Комбинированный

11




34. География промышленности. Энергетика. Топливная промышленность.

Комбинированный

10. Обозначение на контурной карте

12




35-36. Обрабатывающая промышленность.

Комбинированный

11. Составление таблицы. Анализ карт, статистических таблиц, диаграмм.

12




37. География сельского хозяйства. Растениеводство.

Комбинирован


12




38. Животноводство. Рыболовство.

Комбинирован

12. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья

12




39. Транспорт мира.

Комбинирован


12




40-41. Обобщение по теме «Экономическая география»

Семинар


12




42. Тестирование.

Тестирование


12




43. Региональное деление мира. Зарубежная Европа: состав, географическое положение.

Лекция

13. Анализ и составление карт различной тематики

12




44.Зарубежная Европа : природно-ресурсный потенциал, население, специализация хозяйства.

Комбинированный

12





II полугодие







45-46. Субрегионы Европы: Восточная, Западная ,Северная ,Южная

Практическое занятие

14.Характеристика факторов развития экономики Европы.

01



§1-2,

т. 39-40

47.Тестирование по теме Зарубежная Европа .

Тестирование

01



§3-4,

Т.41-42

48-49.Зарубежная Азия .

Комбинирован

15.Анализ политической карты мира

01



§5-6,

Т.43-44

50.Юго-Западная Азия.

Комбинирован


01



§7-8,

Т.45-46

51.Южная и Центральная Азия .

Комбинирован


01



§9-10,

Т.47-48

52.Японское чудо .

Лекция


01




§11-12,

Т.49-50

53.Культура Японии.

Комбинирован


01



§13-14,

Т.51-52

54.Экономико-географическая характеристика Китая

Практич. занятие

15. Эконом-географ. Характер. Китая

02



§15-16,

Т.53-54

55.Достижения и проблемы Индии

Практическое занятие

16. Выполнение практикума по мультимедийному диску

02



§17-18,

Т.55-56

56. Юго-Восточная Азия

Комбинирован


02



§19-20,

Т.57-58

57. Новые индустриальные страны

Лекция

17. Оценить природн. предпосылки в Индии для развития промышлен. и с/х.

02



§21-22,

Т.59-60

58.Тестирование по теме Зарубежная Азия

Тестирование


02



§23-24,

Т.61-62

59-61.Северная Америка США-страна без истории экономика районирование

комбинирован


02



§25-26,

Т.63-64

62.Определение специализации Канады

Практическое занятие

18. Выполнение практикума по мультимедийному диску

02



§27-28,

Т.65-66

63.Австралия

Комбинирован


02



§29-30,

Т.67-68

64.Тестирование по теме Северная Америка

Тестирование


02



§31-32,

Т.69-70

65-66.Латинская Америка

Лекция


02



§33-34,

т.71-72

67.Бразилия-страна –лидер региона

Комбинирован

19. Составить сравнительную характеристику двух стран Австралии и Бразилии с учётом их природных и социально-экономических особенностей.

03



§35-36,

Т.73-74

68-69.Страны Африки. Региональные различия

Лекция


03



§37-38.

т.75-76

70. ЮАР-лидер региона.

Комбинирован


03



§39-40,

Т.77-78

71.Тестирование по теме :» Латинская Америка и Африка «

Тестирование


03



§1-2

Т.79-80

72-74. Итоги темы :Страноведение и регионалистика .

Иогов. повтор


03



§3-4

Т.81-82

75.Геополитическое геоэкологическое положение России.

Комбинирован


03



§5-6,

Т.83-84

76.Проблемы природно-ресурсного потенциала России.

Лекция


03



§7-8

Т.85-86

77. Демографическая политика и проблемы.

Комбинирован


04



§9-10

Т.87-88

78. Геоэкологическая ситуация в стране.

Лекция


04



§11-12

Т.89-90

79-81. Регионы России.

комбинирован


04



§13-14

Т.91-92

82-83.Моделирование и проектирование развития и размещения населения и хозяйства России.

Практическое занятие

20. Выполнение практикума по мультимедийному диску

04



§15-16

Т.93-94

оределения

84-85.Обобщение темы:» Современные проблемы Росси»

Семинар


04



§17-18

Т.95-96

86.Вклад различных наук в познание окружающей среды.

Лекция





§19-20

Т.97-98

Природопользование и геоэкология ( 19 часов)

87.Этапы развития геоэкологических знаний в эпоху НТП.

Лекция


04



§21-22

Т.99-100

оределения

88.20 век –поле геоэкологических интересов .

Комбинирован

21. Определить взаимосвязи глобальных проблем человечества.

04



§23-24,

Т.101-102

оределения

89.Человек и биосфера.

Лекция


04



§25-26

Т.103-104

90.Воздействие человека и биологических организмов на биосферу.

Комбинированный


04



§41-42

Т.105-106

91.Человек как целостное природно-биологическое, социокультурное, духовное существо.

Лекция


04



§43,

Т.107-108

оределения

92.Техногенный мир и биосфера.

Лекция


04



§44,

Т.109-110

93.Противоречия во взаимоотношениях человека с окружающей средой.

Комбинированный

22.Выполнение практикума по мультимедийному диску

05



§45,

Т.111-112

оределения

94.Окружающая среда и ее слагаемые.

Лекция


05



§46

Т.113-114

95.Основные виды загрязнений воздушной среды.

Комбинирован


05



§47,

Т.115-116

96.Техногенные загрязнения воды.

Комбинирован


05



§48

Т.117-118


97. Техногенное загрязнение почв.

Семинар


05



Оределения

Т.119-120

98. Техногенное загрязнение геологической среды.

Семинар


05



Оределения

Т.121-122

99. Геоэкологическое единство окружающей среды.

Семинар


05



Оределения

Т.123-124

100. Управление качеством окружающей среды.

Комбинирован


05



Оределения

Т.125-126

101. Анализ неблагоприятных для человека проявлений геоэкологических процессов.

Комбинирован

23.Выполнение практикума по мультимедийному диску

05



Оределения

Т.127-128

102. Моделирование и проектирование техногенных изменений окружающей среды.

Комбинирован


05



Оределения

Т.129-130

103-105. Обобщение темы «Природопользование»

Комбинирован


05





ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕКЛАТУРА


Географические объекты (номенклатура). Знать положение, уметь показывать на карте:

Материки и их крайние точки:

Евразия - м. Челюскин, м. Пиай, м. Рока, м. Дежнева;

Северная Америка - м. Мерчисон, м. Марьято, м. Сент-Чарльз, м. Принца Уэльского; Южная Америка - м. Гальинас, м. Фроуорд, м. Кабу-Бранка, м. Париньяс;

Африка - м. Эль-Абьяд, м. Игольный, м. Альмади, м. Рас-Хафун;

Австралия - м. Йорк, м. Юго-Восточный, м. Стип-Пойнт, м. Байрон.

Полуострова: Аляска, Антарктический, Апеннинский, Аравийский, Балканский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Кольский, Корейский, Крымский, Лабрадор, Малакка, Малая Азия, Мангышлак, Пиренейский, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида, Чукотский, Юкатан.

Перешейки: Панамский, Суэцкий.

Острова: Азорские, Алеутские, Новая Британия, Багамские, Большие Антильские (Куба, Гаити, Ямайка, Пуэрто-Рико), Большие Зондские (Ява), Большой Барьерный риф, Британские (Великобритания, Ирландия), Гавайские, Гренландия, Земля Франца-Иосифа, Исландия, Канадский Арктический архипелаг, Кипр, Командорские, Корсика, Кука, Курильские, Мадагаскар, Малые Антильские, Малые Зондские, Малайский архипелаг, Марианские, Маршалловы, Новая Земля, Новосибирские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Новая Каледония, Ньюфаундленд, Огненная Земля, Пасхи, Сахалин, Северная Земля, Таити, Тайвань, Тасмания, Филиппинские, Шпицберген, Шри-Ланка, Японские (Хоккайдо, Хонсю).

Тектонические структуры:

1) древние платформы и их части: Австралийская, Антарктическая, Аф-рикано-Аравийская, Восточно-Европейская (Балтийский щит, Украинский щит, Белорусская антеклиза, Припятский прогиб, Оршанская и Брестская впадины, Полесская и Жлобинская седловины), Индийская, Южно-Китайская, Китайско-Корейская Северо-Американская (Канадский щит), Сибирская, Южно-Американская;

молодые платформы: Западно-Сибирская;

складчатые (геосинклинальные) пояса: Средиземноморский (Альпийско-Гималайский), Тихоокеанский (Огненное кольцо).

4) разломы (рифтовая система): Восточно-Африканские рифты.

Формы рельефа:

1)равнины:

а) впадины суши: Гхор, Долина Смерти, Кума-Манычская, Турфанская впадина, Эйр;

б) низины и равнины: Амазонская, Великая Китайская, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Индо-Гангская, Колхидская, Кура-Араксин-ская, Ла-Платская, Ленкоранская, Месопотамская, Миссисипская, Оринок-ская, Приднепровская, Прикаспийская, Причерноморская, Среднедунайская, Северо-Германская, Туранская, Ферганская долина, Центральноавстралий-ская (Центральная, Большой Артезианский бассейн), долина Черского; Бара-новичская, Лидская, Нарочанско-Вилейская, Оршанско-Могилевская, Полесская, Полоцкая, Прибугская, Слуцкая, Центральноберезинская;

в) возвышенности: Валдайская, Волыно-Подольская, Донецкий кряж, Лаврентийская, Приднепровская, Приволжская, Северные Увалы, Среднерусская, Центральные равнины; Белорусская гряда, Браславская, Витебская, Волковысская, Городокская, г. Дзержинская, Загородье, Копыльская гряда, г. Лысая, Мозырская, Новогрудская, Оршанская, Ошмянская, Минская;

г) плато и плоскогорья: Аравийское, Бразильское, Великие Равнины, Восточно-Африканское, Гвианское, Гоби, Декан, Западно-Австралийское, Патагония, Средне-Сибирское, Тургайское;



2) горы и нагорья:

Австралийские Альпы (г. Косцюшко), Алтай, Антарктические Анды (г. Винсон), Альпы (г. Монблан), Анды (г. Аконкагуа), Аппалачи, Апеннины, Армянское нагорье, Атлас, Балканы, Большой бассейн, Большой Водораздельный хребет, Большой Кавказ (г. Эльбрус), Верхоянский хребет, Восточные и Западные Саяны, Восточно-Африканское (г. Килиманджаро), Гималаи (г. Джомолунгма), Гиндукуш, Драконовы, Иранское, Казахский мелкосопочник, Капские, Каракорум, Карпаты, Копет-даг, Кордильеры (г. Мак-Кинли), Крымские (г. Роман-Кош), Куньлунь, Малоазиатское, Малый Кавказ, Мексиканское, Памир, Пиренеи, Скалистые, Скандинавские, Судеты, Тибет, Трансантарктические, Тянь-Шань, Уральские, Хибины, Центральный массив, Черского, Эфиопское.

Вулканы: Арарат, Везувий, Гекла, Казбек, Ключевская Сопка, Кракатау, Орисаба, Стромболи, Фудзияма, Эребус, Этна.

Пустыни: Аравийская, Атакама, Большая Песчаная, Большая пустыня Виктория, Гоби, Калахари, Каракумы, Кызылкум, Намиб, Руб-эль-Хали, Сахара, Сирийская, Такла-Макан, Тар.

Реки: Амазонка, Амударья, Амур, Ангара, Араке, Белый Нил, Брахма-путра, Висла, Волга, Ганг, Голубой Нил, Дарлинг, Днепр, Днестр, Дон, Дунай, Евфрат, Енисей, Замбези, Заравшан, Инд, Иртыш, Кагера, Кама, Колорадо, Колумбия, Колыма, Конго, Кубань, Кура, Ла-Плата, Лена, Лимпопо, Луара, Мадейра, Мараньон, Маккензи, Меконг, Миссисипи, Миссури, Мур-рей, Нева, Ниагара, Нигер, Обь, Огайо, Одра, Ока, Оранжевая, Ориноко, Парана, Печора, Рейн, Рио-Гранде, Святого Лаврентия, Северная Двина, Сена, Сырдарья, Тахо, Темза, Терек, Тибр, Тигр, Укаяли, Урал, Хуанхэ, Эльба, Эмба, Янцзы; Березина, Буг, Вилия, Друть, Западная Двина (Даугава), Неман, Припять, Птичь, Свислочь, Сож, Щара, Ясельда.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Каракумский, Рейн-Майн-Дунай, Панамский, Суэцкий; Вилейско-Минская водная система, Днепровско-Бугский.

Озера: Аральское, Байкал, Балхаш, Балатон, Боденское, Большое Невольничье, Большое Соленое, Верхнее, Виктория, Гурон, Женевское, Иссык-Куль, Каспийское, Ладожское, Лобнор, Маракайбо, Мичиган, Мертвое море, Мюриц, Ньяса, Онежское, Онтарио, Севан, Тана, Танганьика, Титикака, Чад, Эйр, Эри; Долгое, Дривяты, Лукомльское, Нарочь, Освейское, Червоное.

Водохранилища: Насер (Асуан); Вилейское, Заславское, Любанское, Осиповичское, Солигорское, Чигиринское.

Водопады: Анхель, Виктория, Игуасу, Ниагарский.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Моря: Адриатическое, Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Беллинсгаузена, Восточно-Китайское, Восточно-Сибирское, Гренландское, Желтое, Карибское, Карское, Красное, Лаптевых, Норвежское, Охотское, Росса, Саргассово, Северное, Средиземное, Уэдделла, Черное, Южно-Китайское, Японское.

Заливы: Бенгальский, Бискайский, Большой Австралийский, Гвинейский, Гудзонов, Кара-Богаз-Гол, Калифорнийский, Карпентария, Мексиканский, Персидский, Согне-фьорд, Финский.

Проливы: Баб-эль-Мандебский, Берингов, Босфор, Гибралтарский, Дарданеллы, Дрейка, Карские Ворота, Ла-Манш, Магелланов, Малаккский, Мо-замбикский, Па-де-Кале, Торресов.

Океанические желоба: Алеутский, Курило-Камчатский, Марианский, Пуэрто-Рико, Чилийский.

Океанические течения: Антарктическое, Бенгельское, Бразильское, Восточно-Австралийское, Гольфстрим, Западно-Австралийское, Западных ветров, Канарское, Калифорнийское, Куросио, Лабрадорское, Межпассатное противотечение, Мозамбикское, Мусонное, Перуанское, Северо-Атлантическое, Севе-ро-Тихоокеанское, Северное пассатное, Сомалийское, Южное Пассатное.

Ледники: Маласпина, Федченко.

Страны и группы стран: знать большую часть стран Европы, Америки, Азии, Африки, их столицы, промышленные центры; знать группы стран: “Страны большой семерки”, страны ЕС, ЗЕС, страны ОПЕК, новые индустриальные страны (НИС), страны НАТО, АСЕАН, АНЗЮС, ЛААИ, АПЕК (Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество).

Города и крупные промышленные центры: столицы государств, крупные города России и мира: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград, Самара, Саратов, Ярославль, Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Магнитогорск, Оренбург, Курск, Орел, Липецк, Воронеж, Белгород, Тула, Казань, Мурманск, Петрозаводск, Архангельск, Астрахань, Краснодар, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Омск, Новосибирск, Новокузнецк, Барнаул, Красноярск, Братск, Иркутск, Норильск, Улан-Удэ, Чита, Кызыл, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Комсомольск-на-Амуре, Магадан, Анадырь, Якутск, Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Атланта, Новый Орлеан, Сан-Франциско, Лос-Анжелес, Чикаго, Детройт, Кливленд, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль, Роттердам, Кёльн, Дуйсбург, Дортмунд, Эссен, Гамбург, Страсбург, Марсель, Гавр, Ницца, Женева, Милан, Генуя, Турин, Венеция, Стамбул, Кейптаун, Йоханнесбург, Калькутта, Бомбей, Мадрас, Шанхай, Нанкинь, Йокогама, Нагоя, Осака, Нагасаки, Хиросима, Сидней, Мельбурн.

Мегалополисы: Бостон-Вашингтон (“Бос-Ваш”), Чикаго-Питтсбург (“Чи-Питтс”), Сан-Франциско - Сан-Диего (“Сан-Сан”), “Рейн” (Кёльн, Дуйсбург, Дортмунд, Эссен и др.), “Токайдо” (Токио - г. Осака), Лондон-Ливерпуль (“Лонд-Лив”).

Порты: Санкт-Петербург, Хельсинки, Стокгольм, Лондон, Глазго, Ливерпуль, Гавр, Киль, Лиссабон, Афины, Венеция, Стамбул, Констанца, Амстердам, Роттердам, Марсель, Осло, Копенгаген, Новый Орлеан, Сан-Франциско, Каракас, Порт-о-Пренс, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Гавана, Кингстон, Кейптаун, Эль-Кувейт, Бомбей, Калькутта, Рангун, Бангкок, Сингапур, Джакарта, Сидней, Мельбурн, Токио, Йокогама, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Советская Гавань, Мурманск, Архангельск, Одесса, Новороссийск, Севастополь.

Бассейны и месторождения полезных ископаемых: КМА (Курская магнитная аномалия), Магнитогорск, Благодать, Костомукша, Горная Шория, Печорский бассейн, Подмосковный бассейн, Кузнецкий бассейн, Норильск, Никель, Бокситогорск. Рурский, Аппалач-ский, Донецкий, Кузнецкий, побережье Персидского залива, побережье Мексиканского залива, Заподносибирский, Тунгусский, шельф Северного моря, Курская магнитная аномалия, Речицкое, Асташковичское, Старобинское, Пет-риковское, Давыдовское, Мозырское, Житковичское, Лотарингия.

Промышленные районы и базы:

металлургические: Центральная, Уральская, Сибирская, Украинская, Закавказская, Казахстанская, Чикагский, Детройдский, Питтстбургский, Саарский, Лотарингский, Рурский, Верхнесилезский, Остравско-Карвинский, Северо-Восточный (Великобритания), Осакский, Аньшаньский, Баотоу;

химико-лесной комплекс: Северо-Европейская, Центральная, Волго-Уральская, Сибирская, Саскачеванский;

химической промышленности: Парижский, Лондонский, Северо-Восточный (Великобритания), Роттердамский, Антверпенский, Гамбургский, Рурский, Верхнесилезский, Северо-Чешский, Миланский, Шанхайский, Гуанчжоу, Абаданский.

Национальные парки, заповедники: Йеллоустонский, Кругера, Нгоро-Нгоро, Серенгети, Сан-Жуакин, Цаво; Беловежская пуща, Березинский, Бра-славские озера, Нарочанский, Полесский, Припятский.

Все европейские страны, государства СНГ и их столицы.

Крупнейшие и большие страны Америки, Азии, Африки, Австралии по территории (от 3,0 млн км2 и более до 0,6 млн км2) и численности населения (от 100 млн чел. и более до 50 млн чел.), их столицы: Аргентина (Буэнос-Айрес), Боливия (Ла-Пас), Бразилия (Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Канада (Оттава), Колумбия (Богота), Мексика (Мехико), Перу (Лима), США (Вашингтон), Чили (Сантьяго); Афганистан (Кабул), Бангладеш (Дакка), Вьетнам (Ханой), Индия (Дели), Индонезия (Джакарта), Иран (Тегеран), Китай (Пекин), Монголия (Улан-Батор), Мьянма (Янгон), Пакистан (Исламабад), Саудовская Аравия (Эр-Рияд), Таиланд (Бангкок), Турция (Анкара), Филиппины (Манила), Япония (Токио); Алжир (Алжир), Ангола (Луанда), Ботсвана (Габороне), Демократическая Республика Конго (Киншаса), Египет (Каир), Замбия (Лусака), Ливия (Триполи), Мавритания (Нуакшот), Мадагаскар (Антананариву), Мали (Бамако), Мозамбик (Мапуту), Намибия (Виндхук), Нигер (Ниамей), Нигерия (Лагос), Судан (Хартум), Танзания (Дар-эс-Салам), Чад (Нджамена), Эфиопия (Аддис-Абеба), ЮАР (Претория).

Все средние страны Америки, Азии, Африки, Австралии по территории (от 0,2 млн км2 до 0,5 млн км2) и численности населения (от 20 млн чел. до 49,9 млн чел.): Ирак, Республика Йемен, КНДР, Республика Корея, Лаос, Малайзия, Оман, Буркина Фассо, Габон, Гана, Гвинея, Зап. Сахара, Зимбабве, Камерун, Кения, Республика Конго, Кот-д'Ивуар, Марокко, Уганда, Центральноафрикан-ская Республика.

Экономически значимые страны: Сингапур, Израиль (Тель-Авив), Кувейт (Эль-Кувейт), ОАЭ (Абу-Даби),

Зависимые территории: Пуэрто-Рико (США), Гвиана (Франция), Новая Каледония (Франция).




1

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров