В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Развитие учебной деятельности воспитанника во внеурочной деятельности и дополнительном образовании детей в контексте ФГОС программа «Экологическая тропинка»

11




Российская Федерация

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом №1 г.Новошахтинска











Развитие учебной деятельности воспитанника

во внеурочной деятельности и дополнительном образовании

детей в контексте ФГОС

программа «Экологическая тропинка»













Подготовила воспитатель Юшкова И.И.










Новошахтинск 2014г


Программа «Экологическая тропинка»


«Все мы пассажиры одного корабля по имени “Земля”

и пересесть из него просто некуда”

Антуан де Сент-Экзюпери

Пояснительная записка

Экологическое воспитание личности ребенка является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Проблема сохранения живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремлённости к прогрессу.

Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках природоведения. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности. Продуктивная и хорошо организованная экологическая деятельность будит в детях творческое начало. Наблюдения за живой Природой способствуют пониманию важности природных процессов, значимости Природы в нашей жизни.

Активное общение детей и взрослых в процессе экологической деятельности, формирование и выражение собственного мнения, востребованность результатов работы помогает личности ребёнка формироваться полноценно, без искусственных ограничений и комплексов.

Цель: формирование у ребят экологической культуры, настрой на доброжелательное отношение ко всему живому, формирование универсальных умений.

Задачи:

  1. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;

  2. Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);

  3. Создание условий для развития познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности воспитанника с педагогом и сверстниками;

  4. Способствовать совершенствованию универсальных умений воспитанников.

В результате реализации программы создаются условия для формирования следующих универсальных учебных действий, соответствующих требованиям ФГОС НОО:

  • в сфере личностных универсальных учебных действий планируется формирование внутренней позиции воспитанника, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;

  • в сфере регулятивных универсальных учебных действий воспитанники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять поставленную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • в сфере коммуникативных универсальных учебных действий ребенок

научится адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, овладение приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей.

  • в сфере познавательных универсальных учебных действий воспитанники приобретут навыки осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.







Содержание программы:













Тематическое планирование

«Жизнь на Земле»



Содержание






Задачи



Вид деятельности

Мифы о Земле


Развивать познавательный интерес.


Беседа, презентация


Земля – планета жизни














Закреплять понятие о Земле, красоте Земли. Человек как природопользователь, уничтожающий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

Устный журнал «Наш дом – планета Земля, конкурс рисунков

Среда обитания






Расширять знания о смене естественных и регулярных изменений, их взаимосвязи.

«Природные ритмы» - наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Ведение дневника.


Экологические традиции Донского края








Экологическое развитие личности ребенка в условиях национально-региональных традиций, воспитания любви к родному краю.

Беседа – информация, «Уникальность нашего района-степная зона»,

С любовью к родной планете


Воспитывать бережное отношение к природе; формировать гражданскую позицию

Конкурсы: «Опасная зона», «Как уменьшить отходы, загрязняющие землю?», «Собери пословицу», час экологии «Самая прекрасная планета»







«Удивительные обитатели»



Содержание




Задачи




Вид деятельности


Разнообразие природного мира

Продолжать знакомить с многообразием живого мира. Обобщать представление детей о взаимосвязях в живой природе. Правила поведения в природе.


Беседы, презентации: «Растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек», викторина «Бегает, прыгает, летает».

Почему книга Красная - исчезающие растения и животные.

Расширять знания воспитанников о редких и исчезающих видах растений и животных, Красной книге и ее значении. Формировать бережное отношение к природе.

«Жалобная книга природы». Рассматривание Красной книги, знакомство с правилами ее составления, нахождение нужного экземпляра в книге.


Растения – украшение планеты

Обратить внимание на красоту растений. Развивать познавательный интерес.

Конкурс рисунков «Путешествие в мир цветов». Игра «Имена в названиях цветов», разгадывание кроссвордов «Цветочный калейдоскоп»

Зеленая аптека

Углублять знания ребят о лечебных свойствах растений, умение различать и называть их. Учить применять знания на практике, в повседневной жизни.

Воспитывать любовь к родному краю, к природе и заботливое отношение к сохранению редких растений.

Викторины: «Знатоки целебных трав» «Лекарственные растение Донских степей», «Планета целебных растений», «Растения - помощники человека», сбор лекарственных растений

Загадки растений



- Растения -потребители отходов.

- Растения - химики.

- Растения-путешественники.

- Растения - мастера гидравлики.

- Растения - физики.

- Как растения передают

информацию.

- Растения-биологические часы.

-На что еще способны растения


Обогащение детей знаниями об удивительных и уникальных растениях мира.




Изучение литературы и интернет - ресурсов по интересным фактам в жизни растений. Конкурс знатоков «Хочу все знать»

Загадки животного мира

Углублять знания воспитанников о животном мире; воспитывать грамотное отношение к природе.

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. Экологический журнал: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных». Игровые приемы: «Эрудит», «Лесные заморочки».

Сто вопросов, сто ответов

Формирование любознательности

Час интересных сообщений о животном и растительном мире

КТД "Мастерская Самоделкина"

Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности. Формирование практических навыков.

Изготовление кормушек для птиц, уход за комнатными растениями, трудовые десанты на клумбе, посадка деревьев.



«Секреты неживой природы»



Содержание




Задачи




Вид деятельности


Царство почвы - уникальный мир природы


Формировать понятие почвы как природного тела и как основного средства с/х производства. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию — почве

Экологический урок "О чудесной кладовой", «Живой мир почвы»,

«Потери почвы и ее охрана», «Растения - санитары почвы?»










Вода - чудо природы

Закреплять знания о круговороте воды в природе, об экологической целостности природы; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к воде

Экологические уроки «Капля живой воды» «Приключения Росинки», Экологические рассказы: «Нефть в море», «Отчего погибли киты», практические занятия «Обычная вода, но это интересно!»

конкурс творческих работ «Вода для жизни»

Прозрачный невидимка (воздух)


Значение атмосферы для жизни на Земле

Урок: «Растительный покров Земли - ее легкие», «Загрязнения воздуха». Беседа – информация: «Озоновые дыры», Кислотные дожди», «Воздушные процедуры и здоровье человека».








«Эта хрупкая планета»



Содержание




Задачи




Вид деятельности


Цивилизация – начало борьбы с природой

Формирование разумного и бережного отношения к природным ресурсам

Беседа – информация: «Экологический бумеранг», «По страницам Чёрной книги», диспут «Человек – варвар или созидатель?»


Бомбы замедленного действия" на нашей планете

Формирование ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни

«Вода - её гибель

наша гибель»,

«Воздух -

изменения в глобальном масштабе»,

«Что делать с мусором»,

«Химикаты - яд - "приданое" цивилизации»


Природа – помощник

Утверждение активной гуманной позиции школьников, исключение потребительского отношения к природе

Экологический урок «Растения и животные на службе у человека», «Солнце - как источник энергии», классный час «Беспредельное использование человеком природных богатств», «Человек проникает в тайны природы»

Сохранить природу – сохранить будущее

Расширение осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности

Урок: «Боль природы», конкурс рисунков и плакатов «Поможем природе», экологическая игра «Не проходите мимо!»






Литература

  1. ВИПКРО Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения /Владимир/ 2010г Составители: С. В.Низова, Е. Л.Харчевникова Методические рекомендации по разработке программы внеурочной деятельности.

  2. Александрова Ю.Н. Юный эколог/ Волгоград/ Учитель/ 2010г.

  3. Безруков А. Занимательная география/ Москва/ АСТ-ПРЕСС/ 2010г.

  4. Гаев Л. Наши следы в природе / Москва / Недра / 2012г.

  5. Крылов Г. Растения здоровья / Новосибирск / 2012г.

  6. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения / Новокузнецк / Изд. ИПК / 2007г.

  7. Лебедев Н.Н. Занимательные вопросы по природоведению / Москва /Учпедгиз / 2010г.

  8. Моисеев В. Наедине с природой / АУРИКА / 2010г.

  9. Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики / Москва / просвещение / 2009г.

  10. Плешаков А.А. Зеленые страницы / Москва / просвещение / 2008г.

  11. Скребцова М. Природа – глазами души / Москва / 2012г.

  12. Смирнова Н.П. По материкам и океанам / Москва / Просвещение / 2007г.

  13. Тарабарина Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов / Ярославль / «Академия развития» / 2006г.

  14. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты / Ярославль / «Академия развития» / 2006г.

  15. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология / Москва / ООО Издательство «Астрель» / 2000г.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подробнее
Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru