В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Развитие учебной деятельности воспитанника во внеурочной деятельности и дополнительном образовании детей в контексте ФГОС программа «Экологическая тропинка»

11




Российская Федерация

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом №1 г.Новошахтинска











Развитие учебной деятельности воспитанника

во внеурочной деятельности и дополнительном образовании

детей в контексте ФГОС

программа «Экологическая тропинка»













Подготовила воспитатель Юшкова И.И.










Новошахтинск 2014г


Программа «Экологическая тропинка»


«Все мы пассажиры одного корабля по имени “Земля”

и пересесть из него просто некуда”

Антуан де Сент-Экзюпери

Пояснительная записка

Экологическое воспитание личности ребенка является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Проблема сохранения живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремлённости к прогрессу.

Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках природоведения. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности. Продуктивная и хорошо организованная экологическая деятельность будит в детях творческое начало. Наблюдения за живой Природой способствуют пониманию важности природных процессов, значимости Природы в нашей жизни.

Активное общение детей и взрослых в процессе экологической деятельности, формирование и выражение собственного мнения, востребованность результатов работы помогает личности ребёнка формироваться полноценно, без искусственных ограничений и комплексов.

Цель: формирование у ребят экологической культуры, настрой на доброжелательное отношение ко всему живому, формирование универсальных умений.

Задачи:

  1. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;

  2. Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);

  3. Создание условий для развития познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности воспитанника с педагогом и сверстниками;

  4. Способствовать совершенствованию универсальных умений воспитанников.

В результате реализации программы создаются условия для формирования следующих универсальных учебных действий, соответствующих требованиям ФГОС НОО:

  • в сфере личностных универсальных учебных действий планируется формирование внутренней позиции воспитанника, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;

  • в сфере регулятивных универсальных учебных действий воспитанники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять поставленную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • в сфере коммуникативных универсальных учебных действий ребенок

научится адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, овладение приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей.

  • в сфере познавательных универсальных учебных действий воспитанники приобретут навыки осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.







Содержание программы:













Тематическое планирование

«Жизнь на Земле»



Содержание






Задачи



Вид деятельности

Мифы о Земле


Развивать познавательный интерес.


Беседа, презентация


Земля – планета жизни














Закреплять понятие о Земле, красоте Земли. Человек как природопользователь, уничтожающий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

Устный журнал «Наш дом – планета Земля, конкурс рисунков

Среда обитания






Расширять знания о смене естественных и регулярных изменений, их взаимосвязи.

«Природные ритмы» - наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Ведение дневника.


Экологические традиции Донского края








Экологическое развитие личности ребенка в условиях национально-региональных традиций, воспитания любви к родному краю.

Беседа – информация, «Уникальность нашего района-степная зона»,

С любовью к родной планете


Воспитывать бережное отношение к природе; формировать гражданскую позицию

Конкурсы: «Опасная зона», «Как уменьшить отходы, загрязняющие землю?», «Собери пословицу», час экологии «Самая прекрасная планета»







«Удивительные обитатели»



Содержание




Задачи




Вид деятельности


Разнообразие природного мира

Продолжать знакомить с многообразием живого мира. Обобщать представление детей о взаимосвязях в живой природе. Правила поведения в природе.


Беседы, презентации: «Растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек», викторина «Бегает, прыгает, летает».

Почему книга Красная - исчезающие растения и животные.

Расширять знания воспитанников о редких и исчезающих видах растений и животных, Красной книге и ее значении. Формировать бережное отношение к природе.

«Жалобная книга природы». Рассматривание Красной книги, знакомство с правилами ее составления, нахождение нужного экземпляра в книге.


Растения – украшение планеты

Обратить внимание на красоту растений. Развивать познавательный интерес.

Конкурс рисунков «Путешествие в мир цветов». Игра «Имена в названиях цветов», разгадывание кроссвордов «Цветочный калейдоскоп»

Зеленая аптека

Углублять знания ребят о лечебных свойствах растений, умение различать и называть их. Учить применять знания на практике, в повседневной жизни.

Воспитывать любовь к родному краю, к природе и заботливое отношение к сохранению редких растений.

Викторины: «Знатоки целебных трав» «Лекарственные растение Донских степей», «Планета целебных растений», «Растения - помощники человека», сбор лекарственных растений

Загадки растений



- Растения -потребители отходов.

- Растения - химики.

- Растения-путешественники.

- Растения - мастера гидравлики.

- Растения - физики.

- Как растения передают

информацию.

- Растения-биологические часы.

-На что еще способны растения


Обогащение детей знаниями об удивительных и уникальных растениях мира.




Изучение литературы и интернет - ресурсов по интересным фактам в жизни растений. Конкурс знатоков «Хочу все знать»

Загадки животного мира

Углублять знания воспитанников о животном мире; воспитывать грамотное отношение к природе.

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. Экологический журнал: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных». Игровые приемы: «Эрудит», «Лесные заморочки».

Сто вопросов, сто ответов

Формирование любознательности

Час интересных сообщений о животном и растительном мире

КТД "Мастерская Самоделкина"

Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности. Формирование практических навыков.

Изготовление кормушек для птиц, уход за комнатными растениями, трудовые десанты на клумбе, посадка деревьев.



«Секреты неживой природы»



Содержание




Задачи




Вид деятельности


Царство почвы - уникальный мир природы


Формировать понятие почвы как природного тела и как основного средства с/х производства. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию — почве

Экологический урок "О чудесной кладовой", «Живой мир почвы»,

«Потери почвы и ее охрана», «Растения - санитары почвы?»










Вода - чудо природы

Закреплять знания о круговороте воды в природе, об экологической целостности природы; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к воде

Экологические уроки «Капля живой воды» «Приключения Росинки», Экологические рассказы: «Нефть в море», «Отчего погибли киты», практические занятия «Обычная вода, но это интересно!»

конкурс творческих работ «Вода для жизни»

Прозрачный невидимка (воздух)


Значение атмосферы для жизни на Земле

Урок: «Растительный покров Земли - ее легкие», «Загрязнения воздуха». Беседа – информация: «Озоновые дыры», Кислотные дожди», «Воздушные процедуры и здоровье человека».








«Эта хрупкая планета»



Содержание




Задачи




Вид деятельности


Цивилизация – начало борьбы с природой

Формирование разумного и бережного отношения к природным ресурсам

Беседа – информация: «Экологический бумеранг», «По страницам Чёрной книги», диспут «Человек – варвар или созидатель?»


Бомбы замедленного действия" на нашей планете

Формирование ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни

«Вода - её гибель

наша гибель»,

«Воздух -

изменения в глобальном масштабе»,

«Что делать с мусором»,

«Химикаты - яд - "приданое" цивилизации»


Природа – помощник

Утверждение активной гуманной позиции школьников, исключение потребительского отношения к природе

Экологический урок «Растения и животные на службе у человека», «Солнце - как источник энергии», классный час «Беспредельное использование человеком природных богатств», «Человек проникает в тайны природы»

Сохранить природу – сохранить будущее

Расширение осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности

Урок: «Боль природы», конкурс рисунков и плакатов «Поможем природе», экологическая игра «Не проходите мимо!»






Литература

  1. ВИПКРО Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения /Владимир/ 2010г Составители: С. В.Низова, Е. Л.Харчевникова Методические рекомендации по разработке программы внеурочной деятельности.

  2. Александрова Ю.Н. Юный эколог/ Волгоград/ Учитель/ 2010г.

  3. Безруков А. Занимательная география/ Москва/ АСТ-ПРЕСС/ 2010г.

  4. Гаев Л. Наши следы в природе / Москва / Недра / 2012г.

  5. Крылов Г. Растения здоровья / Новосибирск / 2012г.

  6. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения / Новокузнецк / Изд. ИПК / 2007г.

  7. Лебедев Н.Н. Занимательные вопросы по природоведению / Москва /Учпедгиз / 2010г.

  8. Моисеев В. Наедине с природой / АУРИКА / 2010г.

  9. Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики / Москва / просвещение / 2009г.

  10. Плешаков А.А. Зеленые страницы / Москва / просвещение / 2008г.

  11. Скребцова М. Природа – глазами души / Москва / 2012г.

  12. Смирнова Н.П. По материкам и океанам / Москва / Просвещение / 2007г.

  13. Тарабарина Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов / Ярославль / «Академия развития» / 2006г.

  14. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты / Ярославль / «Академия развития» / 2006г.

  15. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология / Москва / ООО Издательство «Астрель» / 2000г.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru