Пояснительная записка
Рабочая программа для 10 класса по географии составлена в соответствии требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
№ |
Нормативные документы |
1 |
Закон «Об образовании в Российской Федерации» |
2 |
Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Министерства РФ от 05.03.2004 года № 1089 |
3 |
Примерная программа основного общего образования по географии (профильный уровень). |
4 |
Программа по географии Домогацких Е.М. Алексеевский. Н.И. География 10-11 класс. |
5 |
Федеральный перечень учебников (Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» от 19 декабря 2012 г. N 1067 г.) |
Специфика географии – ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек – природа – хозяйство – окружающая среда».
Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области.
Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности выпускника средней школы являются следующие:
-
осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;
-
умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;
-
умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.
Изучение географии на профильном уровне (биолого-географический профиль) направлено на достижение следующих целей:
-
освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем;
-
овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
-
развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;
-
воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
-
приобретение компетентности в сфере: элементарного геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в
10 классе на профильном уровне (биолого-географический профиль) 102-105 часов (3часа в неделю) .
В 10 классе изучаются следующие темы (разделы) курса:
- ГЕОГРАФИЯ, КАК НАУКА – 24ч.
- ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ГЕОГРАФИЮ – 30ч.
- ВВЕДЕНИЕ В ГЕОЛОГИЮ – 10ч.
- ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЮ – 30 ч.
- ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЮ – 6 часов ( изучение данного раздела будет продолжено в 11 классе).
В программе содержаться 12 обязательных практических работ, позволяющих обучающимся закрепить знания и отработать практические навыки работы с картами, атласами, справочниками, статистическими источниками и другими источниками географической информации.
Программа ориентирована на
учебник: Домогацких
Е.М., Алексеевский Н.И. География:
Экономическая и социальная география
мира. 10 класс. Книга 1.
Данный учебник входит в Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014. Номер учебника в перечне 2449.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
География. 10 класс. Профильный уровень.
Раздел. География как наука.
История формирования географических идей.География в системе наук о Земле. Естественно-общественная сущность географии. Современные тенденции в развитии географической науки. Потенциал отечественной географии. Ключевые вопросы географии.
Структура географической науки. Природный блок географии. Физическая география. Отраслевые физико-географические науки. Общественный блок географии. Социально-экономическая география. Отраслевые социально-экономические географические науки. Картография. Дифференциация географии. Пути к интеграции географии.
Общегеографические представления о современной географической картине мира. Учение об окружающей среде. Учение о геосистемах. Учение о конструктивной географии. Учение о геоэкологии.
Взгляды отечественных и зарубежных ученых на общий объект географии. Научный поиск интегрирующего ядра географии.
Традиционные и новые методы географической науки – картографический, статистический, описательный, полевой, сравнительно-географический, математический, моделирования, аэрокосмический, геоинформационный. Географические прогнозы.
Практические работы.
Использование традиционных и новых методов географической науки для поиска обработки и представления географической информации.
Составление простейших географических прогнозов.
Раздел. Введение в общую географию.
Объект, предмет и методы общей географии. Географическое технопространство и его составляющие, пространственно-временной подход его вещественному наполнению. Структура, свойства, функционирование, динамика, эволюция реального геотехнопространства на локальном, региональном и глобальном уровнях. Поляризация пространства. Функция места.
Территориальные системы. Пространственные модели в географии. Экологизация географии. Техносфера и географическая оболочка. Процессы в географическом пространстве – природные, техногенные, социально-экономические, геоэкологические. Изменения в географическом пространстве – глобальные, региональные, локальные. Тенденции изменения географического пространства. Управление развитием географического технопространства – экспертизы, мониторинг. Особенности географического пространства России.
Практические работы.
Изучение взаимосвязей природы, хозяйства, населения, экологических проблем родного края (своей местности) на основе непосредственных наблюдений, экскурсий, экспедиций, походов и других источников географической информации (статистических, аудиовизуальных, электронных, литературных).
Выявление и объяснение пространственно-временных отношений и взаимосвязей человека и его деятельности с окружающей географической действительностью.
Раздел. Введение в физическую географию.
Физическая география как наука о природе Земли, сущность, структура, методы, источники информации. Частные физико-географические дисциплины. Важнейшие географические особенности Земли как планеты. Эколого-географическое и ресурсно-географическое изучение природы.
Географическая оболочка. Этапы развития географической оболочки, ее составляющих и представлений о ней. Закономерности эволюции географической оболочки, ее вертикальная и горизонтальная дифференциация. Цикличность и ритмичность процессов в географической оболочке.
Рельеф земной поверхности как результат действия эндогенных и экзогенных процессов, современное рельефообразование.
Учение о геосистемах. Ландшафтная сфера Земли. Мировой океан как часть географической оболочки. Природные комплексы как геосистемы, их компоненты, свойства и типы связей: вещественные, энергетические, информационные. Иерархия природных геосистем. Биосфера — планетарный природный комплекс.
Географические процессы и явления на суше и океане. Неблагоприятные и опасные природные явления. География природного риска.
Территориальные комплексы, ландшафты. Исторический обзор формирования представлений о природной целостности. Учения о ландшафтной оболочке, территориальном комплексе, ландшафте. Системность – основа их изучения. Природные компоненты и факторы в геосистеме межкомпонентной связи. Природный ландшафт. Ландшафтный синтез зональных геосистем. Планетарные, региональные, локальные геосистемы. Ландшафты, их классификация. Культурный ландшафт, его характерные черты и свойства.
Практические работы.
Решение ландшафтно-экологических задач. Изучение изменений природных комплексов разного ранга под влиянием деятельности человека. Составление географических характеристик природных и природно-антропогенных комплексов разного ранга.
Проведение ландшафтного синтеза зональных геосистем, характерных для различных регионов Земли. Ландшафтное картографирование.
Изучение круговорота основных веществ и энергии в географической оболочке; природных территориальных комплексах разного ранга. Ландшафтный анализ космических снимков.
Историко-культурное изучение антропогенного ландшафта.
Изучение принципов и правил создания культурных ландшафтов.
Раздел. Введение в геологию.
Предмет и задачи геологии. Специфика геологических исследований. Земля и земная кора. Происхождение Земли, этапы ее развития. Минералы. Горные породы. Геологическая история Земли. Геологические процессы и их результаты. Магматизм. Выветривание. Перенос и отложение продуктов выветривания.
Геологические объекты и процессы. Развитие земной коры во времени. Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология. Тектоника литосферных плит.
Свойства литосферы: ресурсные, геодинамические, геохимические, геофизические, экологические. Геологическая среда как часть окружающей человека среды.
Практические работы.
Обоснование практического значения геологических знаний для обеспечения человечества минерально-сырьевыми ресурсами; инженерно-хозяйственной деятельности.
Изучение изменения геологической среды в результате деятельности человека.
Определение минералов и горных пород. Определение основных руководящих окаменелостей по образцам, муляжам или рисункам.
Сопоставление карт тектонического районирования и размещение важнейших месторождений полезных ископаемых с целью выявления взаимосвязей. Чтение геологических, тектонических карт и карты полезных ископаемых.
Изучение процессов выветривания, работы рек, подземных вод, ледников, морей, озер, болот и их результаты (на краеведческом материале).
Знакомство с геологическим строением участка местности по обнажениям горных пород (естественным и искусственным). Устройство горного компаса. Определение элементов залегания горных пород с помощью горного компаса.
Изучение обнажений горных пород: зачистка обнажения, зарисовка, фотографирование, отбор проб образцов. Производство простейшей геологической съемки своей местности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
-
особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
-
смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;
уметь
-
применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
-
характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
-
проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
-
решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
-
описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
-
геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
-
понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.
КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
(ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ)
Период |
Вид контроля |
Виды работ |
Тема |
1 полугодие |
Стартовый (входной) |
Тест |
За курс географии 9 класса |
Тематический |
Тест |
«География как наука» |
|
2 полугодие |
Тематический |
Тест |
«Введение в общую географию» |
Тематический |
Тест |
«География населения» |
|
Тематический |
Тест |
«Экономико-географическое изучение природных ресурсов». |
|
Тематический |
Тест |
«География хозяйства» |
|
Итоговый |
Тест |
За курс географии 10 класса |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Печатные пособия |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫН ПОСОБИЯ
|
Демонтстрационные пособия |
Настенные географические карты
|
Экранно-звуковые пособия |
Учебные видеофильмы «Океан и Земля: ступени познания» «География-1» «География -2» |
Технические средства обучения (средства ИКТ) |
|
Цифровые образовательные ресурсы |
(1С: образование) |
Учебно-практическое и лабораторное оборудование |
Глобус Теллурий
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
ОЦЕНКА «5» ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.
ОЦЕНКА «4» ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
ОЦЕНКА «3» ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;
затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
ОЦЕНКА «2» ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Самостоятельные письменные и контрольные работы.
ОЦЕНКА "5" ставится, если ученик выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.
ОЦЕНКА "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.
ОЦЕНКА "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух-трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
ОЦЕНКА "2" ставится, если ученик допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3" или если правильно выполнил менее половины работы.
ОЦЕНКА "1" ставится, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
-
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
-
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
-
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
-
Время выполнения работы: 10-15 мин.
-
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5.
-
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
-
Время выполнения работы: 30-40 мин.
-
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс /Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Практические и самостоятельные работы.
ОЦЕНКА «5». Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
ОЦЕНКА «4». Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
ОЦЕНКА «3». Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
ОЦЕНКА «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полно стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Умение работать с картой и другими источниками географических знаний.
ОЦЕНКА «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
ОЦЕНКА «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
ОЦЕНКА «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
ОЦЕНКА «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
ОЦЕНКА «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
- Вебинар «Рисование стеклянными шариками (Marble Painting) как нетрадиционная техника рисования для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Театр кукол и игрушек как эффективное средство эмоционально-эстетического воспитания: кукольные спектакли, игры-драматизации, эстрадные миниатюры»
- Международный вебинар «Организация экологического образовательного пространства в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «"От рождения до школы" как инновационная программа дошкольного образования: концепция, образовательные технологии, создание пространства детской реализации»
- Вебинар «Сказка и театрализованно-игровая деятельность - эффективное средство интеллектуального, речевого, эмоционального, художественно-эстетического и творческого развития ребенка»
- Вебинар «Речевое развитие в соответствии с ФОП ДО: основные задачи и содержание образовательной деятельности»