В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Отряд Бабочки

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Учитель биологии Шаруха Галина Николаевна


Урок по предмету: биология животные 7 класс

УМК В. В. Латюшин, В. А. Шапкин


Тема урока «Тип: Членистоногие. Класс: Насекомые.

Отряд: Бабочки».


Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.


Цель: Выявить особенности животных отряда бабочки, отличающие их от насекомых других отрядов.


Задачи:

Образовательные:

изучить основные особенности строения, жизнедеятельности и развития бабочек;

рассмотреть значение чешуекрылых в природе и жизни человека.


Развивающие:

продолжить развитие логического и образно-чуствительного мышления, творческих способностей учащихся.


Воспитательные: продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения к природе, потребности охраны животного мира.


Оборудование:

Таблицы: «Капустница», «Тутовый шелкопряд», «Отряд насекомых».

Плакаты и рисунки с изображением бабочек.

Карточки задания для групповой работы, карточки для ответов.

Выставка книг «Бабочки».

Коллекция «Вредители важнейших сельскохозяйственных культур».

Компьютер, проектор, экран.

Видеоролики: самые красивые бабочки планеты;

Удивительное превращение;


Ход урока.


  1. Систематизация знаний учащихся.


Ответы учащихся на вопросы учителя:


1. Какой тип животных мы изучаем?

2. Почему тип Членистоногие получил такое название?

3. Какие классы объединяет тип Членистоногие?

4. Животных, какого класса мы с вами изучаем?

5. Назовите признак, который дал название данному классу.


Итак, подводим итоги сказанному: (чтение стихотворения):


У всех членистоногих, скажу без промедления,

Конечности имеют членистое строение,

На несколько отделов разделено их тело,

Отделы – из сегментов, такое, братцы, дело.

Скелет у них наружный – хитиновый покров,

Он защитить, способен от всяческих врагов.

Всё это характерные особенности многих животных,

Относящихся к типу членистоногие.


Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют,

Всё это насекомые, они и там и тут.

Отрядов очень много, нам все не перечесть,

Но всё-таки особенности основные есть:

У насекомых тело состоит из трёх отделов,

На голове два усика и сложные глаза,

Особенно большие имеет стрекоза.


А как же насекомые по свету расселились?

Да дело в том, что крылья у многих появились,

Они отходят от груди, внимательнее посмотри

Три пары ног ещё у них отходят от груди,

Так быстро бегают, к примеру, трудяги муравьи.

Вот что ещё хотел бы я сказать в заключение-

Дыхание – трахейное, развитие – с превращением.


  1. Вводная часть.


Для каждого любителя природы бабочки – это праздник души. Богатство красок и полёт – то стремительный, то неторопливый – вот что замечают большинство из нас. Бабочки – это прекрасные творение живой природы, вершина её художественного мастерства, шедевр эволюции.

Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее.

Вот и мы с вами сегодня на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты. Поэт А.Майков писал:


« Долина вся в цветах,

Над этими цветами –

Рой пестрых бабочек,

Цветов летучих рой!».

http://www.zooeco.com


http://www.youtube.com/watch?v=YCNmbUQBqDU


Видеоролик: самые красивые бабочки планеты


Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки. С этими животными мы и будем знакомиться на уроке.

На уроке мы постараемся выяснить: действительно ли бабочки произошли из цветов, оторвавшихся от растений; познакомимся с разнообразием бабочек; узнаем об особенностях этих животных, размножении, значении.


Тема урока: Бабочки, или Чешуекрылые.


Классификация бабочек:

Царство – животные.

Тип – Членистоногие.

Класс – насекомые

Отряд – Бабочки, или Чешуекрылые.


Исследователи насекомых насчитывают около 110 тыс. различных бабочек.

Наука, изучающая бабочек – лепидоптерология.

Размеры бабочек разнообразны. Самая большая бабочка на Земле – совка ночница, из Южной Америки! Размах её крыльев достигает 32 см. Самая маленькая бабочка – карликовый мотылёк. Размах её крыльев составляет только 22 мм.

Можно сказать , что величина гусеницы зависит от величины бабочки. Длина самых больших гусениц – 15 см.

Выясним характерные особенности животных отряда Бабочек, или Чешуекрылые.


Первый признак отряда: Их характерное отличие – крылья, покрытые плоскими чешуйками.

Две пары крыльев бабочки пронизаны, как у всех крылатых насекомых, сетью жилок. Жилки представляют собой хитиновые трубочки, придающие крылу необходимую прочность. Внутри жилок проходят трахеи и нервы.

Крылья покрыты слоем цветных чешуек, совокупность которых создаёт яркую окраску. Поэтому бабочек называют чешуекрылыми.

Если неосторожно коснуться пальцем крыла бабочки, то окраска побледнеет или вовсе исчезнет и в этом месте крыло станет прозрачным. Чешуйки, покрывающие крыло разноцветные с фигурными вырезами. На крыле они расположены в строгом порядке и рядами, причём каждый ряд чуть прикрывает нижний, как чешуя рыб (рис. 62 и 63 учебника).

Температура влияет на окраску бабочки (табл.IV из книги А.А.Яхонтова «Зоология для учителя» т.1).

У большинства видов дневных бабочек окраска имеет покровительственное значение. Благодаря такой окраске бабочки становятся малозаметными на лугу и на пестрых цветах. Яркая окраска бабочек может быть и предупреждающей, как бы говорящей врагам, что насекомое опасно или несъедобно, а также мимикрия, например бабочка стеклянница и шершень имеют сходство в окраске. Чешуйки отсутствуют лишь у очень немногих бабочек.


Второй признак отряда: Тело всех без исключений бабочек покрыто чешуйками.


Третий признак отряда: Ротовой аппарат.


У большинства чешуекрылых ротовой аппарат – хоботок. Он приспособлен для высасывания нектара из цветов, в покое свернут спиралью. Хоботок образован вытянутыми нижними челюстями.


Какой тип развития бабочек?

- развитие с полным превращением.

Какие стадии проходят насекомые с таким типом развития?

- 4 стадии. Это яйцо --- личинка --- куколка --- взрослое насекомое.

Как называется личинка бабочки?

- личинка бабочки называется гусеница.


Я вам сейчас прочитаю стихотворение Э.Успенского, а вы найдите ошибку, которую допустил автор данного стихотворения.


Этот странный дом без окон

У людей зовется кокон,

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нём,

Спит без просыпа всю зиму,

А зима промчалась мимо.

Март, апрель, капель, весна…

Просыпайся, Сонюшка,

Под весенним ярким солнышком!

Гусеницы не до сна

Стала бабочкой она!


Ответ учащихся. В коконе должна была находиться не гусеница, а куколка, так как у бабочки развитие происходит с полным превращением.

Одни бабочка зимуют в стадии яйца, другие – в стадии куколки, а третьи – во взрослом состоянии.

http://www.zooeco.com



http://www.youtube.com/watch?v=qp5Pc3wav2Q



Видеоролик «Удивительное превращение» 5:24



У Л. Стекольникова есть стихотворение.


Скупое солнце улыбнулось,

И, земля белым - бела,

Уже крапивница проснулась

И вылетела из дупла.


Блестит над гривою бурьяна

Комочком рыжего огня.

Гляжу – и радостно, и странно

На сердце стало у меня.


Повсюду снег, тяжелый, плотный,

В ушах звенит от тишины,

А бабочка в простор холодный

Летит разведчицей весны …


Во взрослом состоянии зимуют: крапивница, лимонница, адмирал, дневной павлиний глаз.


Бабочки ещё интересны тем, что они способны совершать путешествия.


Сообщение учащихся.


Я расскажу о бабочках - путешественницах.

Давно люди замечали, что бабочки временами собираются большими стаями и улетают из страны. В одной средневековой летописи сообщается о том перелёте, который смертельно напугал жителей французского города Дижон. Не птицы, не азиатская саранча, а обыкновенные бабочки, миллионы бабочек летели над городом. Черной тучей они закрыли все небо, солнце померкло над головами людей.

В 1745 году на немецкую деревню Харра опустилась такая огромная стая бабочек – капустниц, что жителям показалось, будто среди жаркого лета внезапно разбушевалась снежная метель.

Массовые перелёты бабочек наблюдались и в другие годы. На морских побережьях находили многокилометровые белоснежные поля из полуживых капустниц. Они перелетали через море против ветра и, как только достигали берега, в изнеможении падали на прибрежный песок.

Как же можно изучать перелёты бабочек? Чтобы пометить птицу, ей надевают на лапку металлическое кольцо. Кольцевание птиц помогло учёным выяснить много вопросов, связанных с перелётами. Но на бабочку кольцо не наденешь, даже самоё маленькое и легкое. Поэтому учёные помечают её особой безвредной и стойкой краской – наносят кисточкой несколько полосок снизу на крыло. В Германии всех бабочек помечают зелёными красками, в Швейцарии – красными, в Австрии – жёлтыми.

Таким образом узнали, что при перелётах бабочки строго придерживаются избранного направления и не отклоняются далеко в сторону. Если на их пути попадаются высокие горы, то бабочки предпочитают перелетать их, а не огибать. Однажды наблюдали стаю бабочек на высоте – 2 000 м. над землей! Скорость их полёта хорошо изучена на капустнице. В безветренную погоду и против ветра силой до четырёх баллов капустница летит со скоростью от двух до четырёх метров в секунду. Это значит, что в час бабочка пролетает 36 километров!

Известны и другие бабочки путешественницы: репейник, совка – гамма, луговая желтушка, адмирал, вьюнковый бражник. (Т.И.Жукова «Часы занимательной биологии» стр. 60-61).

Тем, кто хочет узнать побольше о перелётах бабочек, надо прочитать книгу М.Акимушкина «Куда? И как?» («Мысль»,1965 г.), «Миграция животных» Дж.Клаудсли.Томпсон стр. 70-74, «Тайны живой природы» стр. 120-121.


http://www.zooeco.com

Видеоролик


http://www.youtube.com/watch?v=v6HhwTna014


«Миллионы бабочек заполнили небо Индии» (1:13)



А теперь поговорим о значении бабочек. Для этого вы будете должны выполнить задания, выполнив задания, мы познакомимся с некоторым значением бабочек.


Задание для первой группы:

«Собрать народные приметы»

Соедините предлагаемые ниже начало и конец фраз так, чтобы можно было

прочитать пять народных примет. Сделайте вывод.


1. Ночные бабочки в дом влетают…

2. Бабочка крапивница в ясную погоду стремится укрыться в защищенном месте…

3. Аполлон летит и нектар собирает…

4. Ночные бабочки в дождь летают …

5. Гусеницы соснового шелкопряда не выходят из гнезда …


А)… быть буре

Б)… сильный ветер предвещают.

В)… быть солнечной погоде

Г) … быть грозе.

Д) … тепло предвещают.


Правильные ответы: 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-Д, 5-А.

Вывод: по поведению бабочек можно предсказывать погоду.


Задание для второй группы:

«Установите соответствие»

Поместите бабочку рядом с её гусеницей. Сделайте вывод.


1.Гусеница, поедающая мех.

2.Гусеница, поедающая листья капусты.

3.Гусеница, поедающая хвою.

4.Гусеница, поедающая мякоть яблок.

5.Гусеница, поедающая всходы озимых.

6.Гусеница, поедающая семена пшеницы.


А) …зерновая совка;

Б) …шелкопряд – монашенка;

В) …шубная моль;

Г) …яблонная плодожорка;

Д) … озимая совка;

Е) … капустная белянка.

Правильные ответы: 1-В, 2-Е, 3-Б, 4-Г, 5-Д, 6-А.

Вывод: гусеницы многих бабочек наносят серьёзный ущерб хозяйственной деятельности человека.



Задание для третьей группы.

«Составьте стихотворение»

Из разных строчек (они записаны ниже) составьте стихотворение, чтобы строчки подходили друг к другу по смыслу и рифмовались. Прочитайте данное стихотворение.

(строчки переставлены в пределах четверостишия).


Пищей они служат птицам и зверькам,

Ящерицам, земноводным, даже паукам.

Для чего в природе бабочки нужны?

Мы сейчас об этом вам сказать должны.


Чтоб потом образовались из цветов плоды,

Также могут бабочки опылять цветы,

Шелковые нити поставляет шелкопряд.

А для человечества много лет подряд.


В них любовь и сказки, счастье и мечта.

Бабочки – природы нашей красота,

Пусть живут и радуют бабочки наш взор,

Пусть наполниться их светом весь земной простор.


А теперь ответим на вопрос: что можно сказать о сходстве бабочек и цветов?

Ответ учащихся: И бабочки и цветы являются украшением нашей природы.


А сейчас Вам 3 минуты для ответа на тесты.

Ответы вносите в таблицу ответов.



Номер вопроса



1


2


3


4


5


6



7


8


9


10

Буква правильного ответа













Тест – опросник


На каждый вопрос найдите правильный ответ. Запишите его буквенное обозначение (А.Б.В и тд.) в таблицу.


1.Какой характерный признак отличает большинство животных от растений?

А. Наличие размножения

Б. Ограниченный рост.

В. Способность к фотосинтезу.


2.Какой общий признак характеризует тип Членистоногие?

А. Членистые конечности.

Б. Мешковидно тело.

В. Две пары усиков.


3. У большинства насекомых:

А. Три пары ног.

Б. Четыре пары ног.

В. Пять и более пар ног.


4. К насекомым относится:

А. Тарантул.

Б. Беззубка.

В. Комар.


5. Характерный признак отряда Бабочки:

А. Передние крылья превращены в твердые надкрылья

Б. Крылья покрыты чешуйками.

В. Задние крылья превращены в жужжальца.


6. Как расположены чешуйки на крыльях бабочки?

А. Отдельными скоплениями.

Б. Черепицеобразно налегают друг на друга.

В. Беспорядочно.


7. Суперособенность, характерная для всех бабочек без исключения:

А. Шесть ног.

Б. Крылья покрыты чешуйками.

В. Тело покрыто чешуйками.


8. Подражательное сходство бабочки стеклянницы и шершня называется:

А. Мимикрия.

Б. Покровительственная окраска.

В. Меняющаяся окраска.


9. На какой стадии развития бабочка питается листьями растений?

А. На стадии гусеницы.

Б. На стадии куколки.

В. Во взрослом состоянии.


10. В чём, по вашему мнению, заключается сходство бабочек с цветами?

А. Бабочки и цветы имеют одинаковое строение.

Б. Бабочки и цветы являются украшением нашей природы.

В. Бабочки и цветы одинаково размножаются.


Задание на дом: параграф 18, отряд Бабочки.

Выполнять задания (по выбору): составить ребус; кроссворд; приготовить презентацию; составить мультфильм «Развитие бабочки».

10


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подробнее
Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru