Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Николаевска
Волгоградской области
Тема: «Методические приемы в педагогической технологии системы эффективных заданий, используемые при обучении определения видов углов».
Учитель Пастухова С. А.
2014 год
Цель: - познакомить с методическими приемами в педагогической технологии системы эффективных заданий, используемыми при изучении видов углов для учащихся 4 класса на уроках математики.
Задачи:
- рассмотреть различные виды упражнений геометрического характера, применяемые на различных этапах урока, направленные на развитие пространственного воображения, графического мышления, ориентирования в пространстве в рамках геометрического материала.
- организовать профессиональный диалог о том, как данные упражнения способствуют механизму формирования УУД младших школьников на примере данной темы.
- способствовать развитию оперативной памяти, выработке внимания, логического мышления, воображения, взаимопонимания путем мотивационных упражнений применяемых учителем при изучении геометрического материала.
Актуальность, постановка проблемы.
Я начну свой мастер-класс со следующего эпиграфа: «Предмет математика настолько серьезен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным» Блез Паскаль.
.
При проведении уроков математики обучения геометрическому материалу в школе часто возникают проблемы при формировании навыков пространственного воображения, логического мышления обучающихся. Поэтому при определении содержания нужно понять, что именно наиболее трудно дается детям в начале изучения геометрического материала в школе.
Навыки пространственного воображения и умения самостоятельно представлять и строить точки, отрезки, прямые, углы, треугольники и другие геометрические фигуры с помощью линейки и карандаша у них не сформированы. Необходимы методические приемы, эффективные задания , система специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на мыслительные процессы ребенка.
Методические приемы в педагогической системе эффективных заданий, которые я использую для определения видов углов, я разбила на следующие группы:
Блок учебной информации. Основные элементы опыта.
Я назову их в следующем порядке:
1 группа, которую я выделила это упражнения для ориентирования в пространстве;
Например я использую такие задания:
- нахождение различных видов углов в окружающей обстановке;
- какие виды углов вы знаете?
(прямой, тупой, развернутый)
- приведите примеры, где вы встречаете виды углов в окружающей обстановке?
- определите на глаз, какой угол тупой? (на доске)
- с помощью чего мы можем это проверить? (модели прямого угла)
- давайте проверим, возьмите модель прямого угла и проверьте?
(выходит и проверяет на слайде)
- можно дать задание более сложное.
- какой угол равен углу А?
- как мы это проверим?
(путем наложения)
- давайте проверим.
-скажите, данные упражнения способствуют формированию каких УУД у младших школьников? (познавательные – решение проблемы; регулятивные – прогнозирование. и т. д.)
Ко 2 группе, я отнесла упражнения для развития графического мышления;
Это такие задания.
- изображение минутной стрелки на циферблате часов;
(перед вами карточки)
Нарисуйте минутную стрелку на циферблате часов так, чтобы угол между стрелками был острым, прямым, тупым и развернутым.
- как проверить, что получились правильно нарисованные углы?
(моделью прямого угла?)
- проверьте.
- построение на нелинованной бумаге на глаз прямого угла, тупого угла, острого угла.
(возьмите нелинованную бумагу, и на глаз нарисуйте прямой угол, тупой угол, острый угол)
|
- покажите, что у вас получилось?
- эту работу можно выполнять и в парах.
-скажите, данные упражнения способствуют формированию, каких УУД у младших школьников?
(коммуникативные – если работать в паре; логические, постановка и решение проблемы и т. д.)
К 3 группе, я отнесла упражнения на развития внимания это такие как;
- проведение физкультминутки согласно теме.
(давайте с вами немного отдохнем) Встаньте.
Физкультминутка: Игра “Такие разные углы”.
Учитель называет виды углов; ученики показывают угол движением рук;
(объясняю) (показываю на доске и с помощью голоса называю детям виды углов, выполняют различные команды)
Острый – движение рук (“руки вверх”)
Тупой – движение рук (одна в сторону, другая вверх)
Развернутый – развести руки в стороны
Прямой – сказать: “Ай, да угол!”
МОЛОДЦЫ, САДИТЕСЬ!
- работа по карточкам: рассматривание рисунка и вписывание пропущенных слов.
(перед вами карточки впишите нужные углы)
Рассмотрите рисунок и впишите пропущенные слова.
Лучи ВС и ВD– стороны угла_______ .
Лучи ____ и _____ стороны угла ABD.
Точка ____ – вершина угла CBA.
Какие углы изображены на рисунке?
Ответ:_____________
Проверь работу соседа по парте и оцени его.
- тест на припоминания углов, когда надо совместить угол и его название.
(поработаем в парах)
Тест «Углы» на припоминание
|
А. острый угол. |
||||
|
Б. тупой угол. |
||||
|
В. Прямой угол. |
||||
|
Г. Развернутый угол. |
||||
Ответ: |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
-скажите, данные упражнения способствуют формированию, каких УУД у младших школьников?
(познавательные – общеучебные, логические, постановка и решение проблемы; коммуникативные - выражение мысли, монолог, диалог; регулятивные – контроль и коррекция, оценка и т. д.)
К 4 группе, я отнесла упражнения для развития логического мышления;
- например такие как, отгадайте ребус.
- какое слово у вас получилось?
- заполнение таблицы, нахождение верного утверждения. Напротив каждого утверждения укажите “да”, если вы согласны с утверждением, и слово “нет”, если вы не согласны.
- это задание вы можете выполнить как самостоятельно, так и в группе и в паре.
Утверждение |
да / нет |
1. Половина развернутого угла – прямой угол. |
да |
2. Любой угол, больше прямого – или тупой, или развернутый. |
да |
3. Любой угол, меньше развернутого – тупой. |
нет |
4. Сумма острого и прямого углов – тупой угол. |
Да |
5. Разность развернутого угла и тупого угла – острый угол. |
да |
- давайте проверим (читаю утверждения, дети отвечают хором)
- возьмите модель угла и найдите свою команду по цвету.
- у вас в конвертах лежит модель угла, найдите по цвету свою команду.
- вы разбились на команды, а теперь постройтесь в порядке возрастания углов.
- МОЛОДЦЫ.
-скажите, данные упражнения способствуют формированию, каких УУД у младших школьников?
(познавательные – общеучебные, логические, постановка и решение проблемы; регулятивные – целеполагание, планирование и прогнозирование, контроль и коррекция, оценка, волевая саморегуляция; коммуникативные – сотрудничество, постановка вопросов, разрешение конфликтов, речевые умения (выражение мысли, монолог, диалог и т. д. , личностные - смыслообразования)
- вы разбились на малые 4 группы и готовы самостоятельно выполнить серьезные задания, которые лежат в конверте для каждой группы, откройте конверт и приступите к выполнению заданий.
Практическая работа
1 группа
1. Назовите углы в порядке возрастания.
А К
К Е И Л
К
Р В У
Е Т
Ответ: __________________________________
2. Каких углов не бывает
В) тупых А) гладких Р) развернутых
Н) острых О) прямых
Ответ: __________________________________
2 группа
1. По вершинам углов угадайте фамилию древнегреческого математика, который произнес такие слова.
«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед».
А К
Н Е И Л
К
Р В У Е Т
М
З Й
ОТВЕТ: ______________________________________
2. При постановке какого слова получится неверное утверждение:
«Угол имеет …………….»?
Т) стороны О) вершину
Ч) длину Н) градусную меру
ОТВЕТ: ______________________________________
3 группа
На рисунке 5 геометрических объектов. Четыре из них
объединены одним общим признаком. Пятый объект к ним не подходит. Найди его.
Ответ:_______________________________________
2. Каким угол не бывает?
В) тупым е) гладким р) острым
Н) развернутым о) прямым
Ответ:_______________________________________
4 группа
1. Среди углов, изображенных на рисунке, найдите все прямые углы и запишите их номера в ответе.
8
4
2
6 9
1
3
5
Ответ:_______________________________________
2. Какой угол на рисунке лишний? Запиши название в ответе.
Р О Л
З С
Д К У Т М Р Ж В Ч О
Ответ:_______________________________________
5 группа
Выполни тест.
1. стороны угла – это ……………………
А) отрезки В) лучи Г) прямые
2. для измерение углов используется …………………
А) линейка Б) треугольник Г) транспортир
3. единица измерения углов ………………….
А) сантиметр Б) гектар В) градус
4. на рисунке изображен угол ………………
М
N
Р
А) MNP N) NMP K) M
5. на рисунке изображен………………..
А) прямой угол
Б) острый угол
В) тупой угол
- давайте проверим работу в группе.
- поделитесь ответами.
- работа в группах способствует формированию, каких видов УУД у младших шклдбников?
Данные методические приемы в педагогической технологии системы эффективных заданий можно использовать на различных этапах урока, применяя при этом разные формы работы: индивидуальную, парную, групповую, фронтальную. Моим детям очень нравится такие виды упражнений, они с удовольствием их выполняют. Есть определенные результаты. Дети успешно различают виды углов, применяют полученные знания на практике. Учителя нашей школы, побывав у меня на уроках математики, стали использовать некоторые виды заданий на своих уроках. Они отмечают, что данные приемы являются эффективными, повышают мотивацию, познавательную активность учащихся. Дети учатся применять полученные знания на практике.
Вы можете также взять себе в методическую копилку данные виды упражнений и попробовать их выполнить со своими учениками.
Главное на этих уроках:
-создание и поддержание познавательного интереса учащихся;
-экономное расходование времени урока;
-тренинг умственных действий;
-положительный уровень межличностных отношений.
Мне было приятно с вами работать. Надеюсь, что наш мастер – класс вызвал интерес к данной проблеме, пробудил у вас желание попробовать дать такие упражнения своим детям в классе.
Рефлексия.
Я бы хотела, чтобы вы оценили нашу работу заполнив карточки.
Мне понравился мастер класс тем, что.......... |
|
Я в свою методическую копилку возьму данный материал потому, что............... |
|
Приложение 1 (у каждого в файле).
Нарисуйте минутную стрелку на циферблате часов так, чтобы угол между стрелками был острым, прямым, тупым и развернутым.
|
Приложение 2 (у каждого в файле).
Рассмотрите рисунок и впишите пропущенные слова. Лучи ВС и ВD– стороны угла_______ . Лучи ____ и _____ стороны угла ABD. Точка ____ – вершина угла CBA. Какие углы изображены на рисунке? Ответ:_____________
Проверь работу соседа по парте. |
Приложение 3 (у каждого в файле).
Заполните таблицу, найдите верное утверждение. Напротив каждого утверждения укажите “да”, если вы согласны с утверждением, и слово “нет”, если вы не согласны.
Утверждение |
да / нет |
1. Половина развернутого угла – прямой угол. |
|
2. Любой угол, больше прямого – или тупой, или развернутый. |
|
3. Любой угол, меньше развернутого – тупой. |
|
4. Сумма острого и прямого углов – тупой угол. |
|
5. Разность развернутого и тупого углов – острый. |
|
_____________________________________________________________________________
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Методика работы с неговорящими детьми с ОВЗ по чтению и развитию речи ФГОС НОО
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Международный вебинар «Новые технологии для нового поколения. Интерактивная инфографика в детском саду как современный тренд в мнемотехнике»