УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА ПЕНЗЫ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств «Квинта» г. Пензы
«Рассмотрено» Педагогическим советом МБУДО ДШИ «Квинта» г. Пензы « » 2019 г. |
«Утверждаю» Директор МБУДО ДШИ «Квинта» г. Пензы ______________ М.В. Сафронова « » 2019 г.
|
Рабочая программа
по предмету
«Беседы об искусстве»
Для 1-4 классов,
обучающихся по общеразвивающей общеобразовательной программе «Основы изобразительного искусства»
Срок реализации программы 4 года
(разработана и составлена на основе программ:
- «Беседы об искусстве», составленной Карабановой Н.В.
г. Пенза 2012 г.
- «История искусства», составленной Фатыховой А.А.
г. Пенза 2009 г.)
Составитель: преподаватель изобразительного искусства первой категории МБУДО ДШИ «Квинта» г. Пензы
Кальманова Ю.Ю.
Пенза, 2019
Пояснительная записка
Изобразительное искусство для детей - это прямой путь к всестороннему гармоничному развитию личности учеников. Беседы об изобразительном искусстве способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию мировоззрения: сферы их духовных интересов и убеждений, нравственного и эстетического идеалов.
Беседы об искусстве основаны на демонстрации и обсуждении произведений искусства; также урок может приобретать форму лекции, семинара, экскурсии, кино-урока и так далее. Такие беседы прививают у детей интерес к прекрасному, расширяют представления об окружающем мире, дают знания о великих творениях различных эпох, развивают художественное восприятие у учащихся. Ученики приобретают умение видеть прекрасное, любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения, учатся преобразовывать действительность по «законам красоты».
Программа поможет ребенку войти в музейную среду и увлекательный мир изобразительного искусства, формировать представления о жанровых и видовых особенностях искусств, различных художественных техниках, познакомит с крупнейшими ведущими художественными музеями страны и мира. В том числе обязательным является знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, отстаивавших в борьбе идеалы своего времени, что способствует постижению духовного опыта человечества.
Цель программы:
Сформировать устойчивый интерес учащихся к изобразительному искусству, потребность в творческом самовыражении. Развить особое художественно-эстетическое восприятие мира. Способствовать созданию уникальной для каждого ученика модели мира, развитию творческого потенциала (формированию стратегии и навыков построения бесчисленного множества реальностей, часть из которых становится основанием для переустройства окружающей нас действительности), построению системы отношений школьника с окружающей действительностью.
Задачи:
Обучающие:
Обучить теоретическим знаниям о видах, жанрах и языке ИЗО (на примерах коллекции Русского музея), темах, сюжетах и содержании искусства Древней Руси, России 18-20в.в., стилях и направлениях, о развитии искусства древнейших зарубежных цивилизаций (Древнего Египта, Греции, Рима, Византии), а также зарубежного искусства (Западной Европы) в период с 10 по 20в.в..Дать представление о современном искусстве.
Выработать навыки анализа произведения искусства, учитывая конкретную историческую обстановку, в которой оно возникло.
Развивающие:
Развивать зрительно-образную память, ассоциативное мышление, творческое воображение, речь, чувственно-эмоциональную сферу, эстетическое чувство понимания прекрасного, нравственные идеалы, художественный вкус, механизмы поиска и создания личностных смыслов, индивидуальную картину мира (модель), потребность в самовыражении через творчество.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству, отзывчивость на идейно-эстетическое воздействие искусства, единство содержания и формы произведения, понимание общественного значения данного произведения, формировать объективность и самостоятельность оценки позиции автора, связь содержания искусства с личным опытом, творческую активность.
Требования к уровню подготовки учеников
Ученик должен знать виды и жанры изобразительного искусства; иметь представление об искусстве как составной части культурного наследия человечества; иметь представление о работе с книгой по искусству.
Оценка успеваемости по данной программе производится один раз в полугодие в форме зачета (ученик обязан предоставить реферат по заданной теме).
Условия реализации:
Современные подходы в преподавании изобразительного искусства предполагают следующие направления деятельности учителя-художника:
-организация проектно - художественно-творческой и исследовательской деятельности учащихся;
- формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства;
Занятие проводится 1 час в неделю, в год 34 часа. Курс рассчитан на 4 года обучения.
Помимо применения традиционного оборудования и демонстрационных материалов, требуется введение современных средств обучения (мультимедийное оборудование).
Календарно-тематический план
1 класс
1 полугодие
№ |
Наименование темы задания |
Количество часов |
Дата |
1 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
2 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
3 |
|
1 час |
|
|
2 часа |
|
|
|
1 час |
|
|
4 |
Рождение картины.
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
Итого за полугодие |
17 часов |
|
2 полугодие
№ |
Наименование темы задания |
Количество часов |
Дата |
1 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
2 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
3 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
4 |
|
2 часа |
|
|
1 час |
|
|
5 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
Итого за полугодие |
17 часов |
|
|
Итого за год |
34 часа |
|
2 класс
1 полугодие
№ |
Наименование темы задания |
Количество часов |
Дата |
1 |
|
1 час |
|
|
2 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
2 |
|
2час |
|
|
2 час |
|
|
|
1 час |
|
|
3 |
|
1час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
4 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
Итого за полугодие |
17 часов |
|
2 полугодие
№ |
Наименование темы задания |
Количество часов |
Дата |
1 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
2 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
3 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
4 |
|
1 час |
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
|
1 час |
|
|
5 |
|
1 час |
|
|
|
||
|
1 час |
|
|
|
Итого за полугодие |
17 часов |
|
|
Итого за год |
34 часа |
|
3 класс
1 полугодие
№ |
Наименование темы задания |
Количество часов |
Дата |
1 |
|
1 час |
|
|
|
2 часа |
|
|
|
2 часа |
|
|
|
2 часа |
|
2 |
|
2 часа |
|
|
|
2 часа |
|
|
|
2 часа |
|
|
|
2 часа |
|
|
|
2 часа |
|
|
Итого за полугодие |
17 часов |
|
2 полугодие
№ |
Наименование темы задания |
Количество часов |
Дата |
1 |
|
8 часов |
|
|
|
5 часов |
|
|
|
2часа |
|
|
|
2 часа |
|
|
Итого за полугодие |
17 часов |
|
|
Итого за год |
34 часа |
|
4 класс
1 полугодие
№ |
Наименование темы задания |
Количество часов |
Дата |
1 |
|
2 часа |
|
|
|
4 часа |
|
|
|
4 часа |
|
|
|
4 часа |
|
2 |
|
1 часа |
|
|
|
2 час |
|
|
Итого за полугодие |
17 часов |
|
2 полугодие
№ |
Наименование темы задания |
Количество часов |
Дата |
|
|
3 часа |
|
|
|
4 часа |
|
|
|
4 часа |
|
|
|
6 часов |
|
|
Итого за полугодие |
17 часов |
|
|
Итого за год |
34 часа |
|
Содержание программы
1 класс
Тема 1. Что такое искусство. Вводная беседа.
Вводная беседа. Определение значение искусства в человеческом обществе, его главная функция. Основные виды искусства, изобразительное искусство.
Тема 2. Ты пришел в музей.
История Михайловского дворца. Собрание Государственного Русского музея: живописные полотна, скульптура, произведение декоративно-прикладного и народного искусства. Музей это экспозиционные залы, реставрационные мастерские, обширные запасники, многочисленные и разнообразные выставки.
Тема 3. Как смотреть картину. Язык живописи, язык художественных образов.
Язык живописи, язык художественных образов.
Тема 4. Рождение картины в мастерской художника .
Инструменты и материалы живописца. Рассказ о работе мастера.
Постижение тайны искусства, творчества и мастерства.
Тема 5. Рождение картины. Что такое картина? (От натуры к художественному образу).
Что такое картина? Путь от творческого замысла к воплощению. Этюд, эскиз, композиция.
Тема 6. Рождение картины. (От замысла к воплощению)
Процесс поиска выражения идеи произведения, собственного «Я».
Федор Брауни - «Смерть Камиллы, сестры Горация», «Медный Змий».
Василий Поленов – «Христос и Грешница»
Павел Филонов – картины из цикла «Мировой расцвет».
Тема 7. Пейзаж.
Содержание пейзажа как жанра живописи. Пейзаж в разные исторические эпохи 18-19 века, конец 19-начало 20 века. Проявление индивидуальности художника в искусстве пейзажа.
Тема 8. Натюрморт.
Что такое натюрморт. Интерпретация предметного образа в искусстве – зрительное богатство натуры, значение предмета как символа или метафоры. Функциональное, историческое, этнографическое значение образа предмета.
Тема 9. Портрет.
Понятие живописного портрета как жанра живописного искусства. Задачи и виды портрета (парадный, камерный, салонный, автопортрет). Проявление творческой индивидуальности художника в портрете. Художественно-образный язык живописного портрета.
2 класс
Тема 1. Русский портрет. Художник и время
Связь искусства портрета с исторической эпохой. Индивидуальная манера автора и художественный стиль эпохи. Значение художественной традиции, определяющей жизнеспособность искусства
Тема 2. Бытовой, исторический и батальный жанры.
Особенности, содержание и задачи того или иного жанра. Обзор и характеристика произведений данных жанров выдающихся русских живописцев.
Тема 3. Рисунок.
Специфика рисунка как вида графического искусства, его отличие от скульптуры и живописи. Разнообразие техник и материалов рисунка (графитный карандаш, уголь, пастель и пр.) Выразительные возможности техник. Роль графического материала в создании художественного образа.
Тема 4. Акварель.
Знакомство с «секретами» акварели. Особенности акварельной живописи. Технические приемы работы акварелью, материалы и инструменты художника – акварелиста. Различные методы работы акварелью (a la prima, лессировка, «по сырому»).
Тема 5.Скульптура.
Скульптура - как вид изобразительного искусства. Главное качество скульптуры - объемность. Роль разных точек зрения и пространственной среды в восприятии скульптурного произведения.
Виды скульптуры (станковая, декоративная и монументальная), понятия «круглая скульптура», «рельеф». Выразительные средства скульптуры.
Тема 6. Гравюра.
Гравюра - как вид изобразительного искусства. Особенности печатной графики, ее техническое разнообразие (ксилография, резцовая гравюра – офорт, линогравюра, литография.) Выразительные возможности искусства гравюры. Искусство книжной графики. Особенности печатной графики.
Тема 7. Народное искусство.
Особый жизненный уклад как основа народного творчества во всех его проявлениях. Роль природной и бытовой среды в складывании образной системы народного творчества.
Различные виды народного искусства (игрушки, ткачество, резьба по дереву, кузнечное ремесло, народная деревянная архитектура)
3 класс
Тема 1.Что такое изобразительное искусство.
Изобразительное искусство как отражение реального мира. Многообразие видов изобразительного искусства, отношение к миру, которое выражали в своих произведениях художники разных времен и народов. Важно познакомить учащихся с основополагающим для всех видов искусства понятием «художественный образ».
Оборудование: диафильмы, диапозитивы, подлинные произведения декоративно-прикладного искусства (по усмотрению преподавателя).
Тема 2. Архитектура. Её язык и материалы.
Архитектура вокруг нас, ее эмоциональное воздействие. Язык архитектуры – объёмы и их различные комбинации. Гармония постройки с окружающей средой. Различные типы архитектурных сооружений, различные материалы. Оборудование: диафильмы, диапозитивы, « греческий храм», «средневековый собор», «древнерусский храм» и так далее.
Тема 3.Скульптура. Виды скульптуры и выразительные средства .
Осязательный реальный объем - основное художественное средство скульптуры. Определение монументальной и станковой скульптуры. Многообразие скульптурных материалов: пластилин, глина, мрамор, бронза, дерево. Виды рельефа.
Оборудование: диапозитивы со скульптурных произведений разных времён (желательно в различных материалах).
Практическое задание: выполнение несложного изображения (низкий и высокий рельеф).
Тема 4. Живопись, виды живописи и ее материалы.
Живопись - один из основных видов изобразительного искусства. Понятие «монументальная живопись» и её виды: мозаика, фреска, витраж. Станковая живопись и особенности, тематическое многообразие. Разнообразие живописных материалов и техник.
Оборудование: работы студентов ПХУ, диапозитивы, иллюстрации с картин художников, различные краски: акварель, гуашь, темпера, масляные краски.
Тема 5. Жанры живописи.
Жанровое многообразие живописи. Знакомство с основными жанрами живописи: историческими, бытовым, портретом и его разновидностями, батальным, анималистическим, натюрмортом, пейзажем. Необходимо сопровождать анализом оттенки впечатления, добиваясь действительно художественного восприятие произведения учащимися.
Оборудование: это занятие рекомендуется провести на экспозиции художественного музея.
Тема 6. Графика, её особенности. Графические материалы.
Графика - как самостоятельный вид искусства и как самостоятельное средство, подготовительный этап в работе над картиной, рисунок, набросок, эскиз. Графические материалы – карандаш, перо, тушь, уголь, сангина, пастель и их особенности.
Оборудование: иллюстрации рисунки художников эпохи Возрождения, иллюстрации Н.В.Кузьмина.
Практическое задание: выполнение несложных изображений, используя различные графические материалы.
Тема 7. Виды печатной графики.
Возможность тиражирования - одна из их особенностей гравюры. Знакомство с технологией выполнения различных видов печатной графики: линогравюры, ксилографии, литографии, офорта.
Оборудование: иллюстрации работ В.Фаворского, Е. Кибрика, подлинные эстампы. Желательно посещение мастерской художника – графика.
Практическое задание: выполнение гравюры на картоне или линогравюры.
Тема 8. Декоративно-прикладное искусство его особенности и виды.
Единство формы и материала в декоративно-прикладном искусстве. Польза и красота в произведении декоративно-прикладного искусства. Понятие «орнамента». Соподчинение «узора» и формы предмета. Разнообразие видов декоративно-прикладного искусства.
Оборудование: диапозитивы греческих ваз, подлинные произведение из стекла, фарфора, предметы мебели в экспозиции музея.
Тема 9. Основы описания и анализа произведения искусства.
На примере живописного произведения (по выбору педагога, например, А. Венецианова «Вот-те и батькин обед») дать понятие композиционного строя, способы выделение главного в композиции: масштабность, использование света и т.д. Предложив обучающимся использовать 4 параметра при анализе картины: определение настроения, что на картине изображено и выделение главного, определение художественных средств, которые художник использовал, определение результата, которого художник добился, применяя эти средства. Дать учащимся самостоятельно охарактеризовать какое-либо произведение.
Оборудование: репродукции произведений различных художников (по выбору педагога).
Тема 10. Первобытное искусство.
Познакомить учащихся с различными точками зрения на проблему причины и условия возникновения первобытного искусства. Рассмотреть значение и функции, которые выполняли всевозможные изображения в первобытном обществе: передача информации, опыта, символический и магический смысл. Конструкция жилище первобытного человека - начало архитектуры. История открытия наскальной живописи (конец 19 века). Основные памятники: пещера Альтамира (Франция), Капова пещера (Россия).
Оборудование: фильмы «Как родилось искусство», книга А. П. Окладникова «Утро искусства», Л.,1967 г., «Зарождение искусства».
Практическая работа: зарисовки жилища первобытного человека, зарисовки предметов.
Тема 11. Искусство Древнего Египта.
Рассказать о роли заупокойного культа и религии в целом в искусстве Древнего Египта, отметить грандиозность сооружений, проследить эволюцию архитектурных сооружений. Отметить особенности древнеегипетской скульптуры на примере изображения Рахотеп и Нафрет, фараона Хефрена: монолитность, связь с блоком, торжественность и важность позы. Повествовательный характер рельефа и связь его с иероглифическим письмом. Условность и плоскостность в изображении человеческой фигуры. Роль канона.
Оборудование: подборка диапозитивов по культуре Древнего Египта, каталог выставки «Сокровища гробницы фараона Тутанхамона», книга В. Замаровского «Их величества пирамиды» (М., 1986)
Практические упражнения: коллективная работа «макет древнеегипетского храма». (бумага, клей). «Древнеегипетский рельеф» - затонировав бумагу под песчаник, кистью передать характер египетского рельефа с его стилистическими особенностями, связанными с каноном.
Тема 12. Искусство Эгейского мира. Крит.
Артур Джон Эвене - первооткрыватель критской культуры. Исторические особенности критской культуры. Светский характер архитектурных сооружений. Дворец в Кноссе, его план и интерьеры. Характер декоративных росписей. Морской стиль вазописи.
Оборудование: диафильмы искусство острова Крит
Тема 13. Искусство Эгейского мира Микены.
Крепостной характер архитектуры Микен, «циклопическая кладка». «Львиные ворота в Микенах». Геральдическая композиция рельефа микенских ворот. Преобладание батальной тематики и сцен охоты в росписи стен и ваз. Гробницы. Оборудование: фильм «Культура Крита и Микен».
4 класс
Тема 1. Искусство Древней Греции. Общая характеристика и периодизация. Сформировать представление наследие Древней Греции. Культ рационализма и гражданственности в древнегреческом государстве. Влияние религиозных представлений на древнегреческое искусство. Основные периоды развития древнегреческого искусства: архаика, классика, эллинизм.
Оборудование: подборка «Древняя Греция».
Тема 2. Греческие архитектурные ордера типы храмов.
Познакомить учащихся с ордером как основой греческой архитектуры. Отметить, что в процессе формирования древнегреческой архитектуры возникли два стиля: дорический и ионический. Своеобразие дорического и ионического ордера даёт яснее почувствовать сравнение храма Геры в Пестуме и храма Ники Аптерос. Познакомить учащихся с типами храмов, которые сложились в архаический период: храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер.
Оборудование: подборка депозитов «архитектура Древней Греции» схема типов храмов.
Тема 3.Ансамбль афинского акрополя.
Познакомить учащихся с ансамблем Афинского Акрополя, отметить единство архитектурно - художественного замысла, сознательность асимметричного решения ансамбля. Показать, насколько продумана создателями ансамбля последовательность восприятия отдельных его элементов. Связать это с рассказом о ежегодном народном шествии в дни празднеств Панафиней.
Оборудование: схема планировки Афинского Акрополя, диапозитивы отдельных построек Акрополя.
Тема 4. Эволюция древнегреческой скульптуры.
Проследить эволюцию древнегреческой скульптуры от архаики до эллинистического периода. Отметить общие черты и различия архаической скульптуры (куросы) и древнеегипетской. Статуя Посейдона и «Дельфийский возничий» - произведения «строгого» стиля. Отметить общий высокий уровень скульптуры классического периода, интерес к передаче движения. Мирон «Дискобол». Скульптура Поликлета «Дорифор» - иллюстрация «канонов» Поликлета. Снижение гражданских идеалов, интерес к отдельной личности, её переживаниям в скульптуре эллинизма (Скопас, Пракситель, Лисипп). Оборудование: разборка диапозитивов «древнегреческая скульптура».
Тема 5.Вазопись Древней Греции.
Архаика - период расцвета ремесел, особенно керамики. Разнообразие форм. Развитие вазовых росписей от схематичных, отвлеченно - декоративных изображений с композициями сюжетного характера. Особенности чернофигурной вазописи.
Классика - период преодоления в вазописи плоскостности и условности. Расцвет краснофигурной вазописи. Работы выдающихся древнегреческих вазописцев: Клития и Эрготима, Евфрония, Ефримида, Брига.
Оборудование: диапозитив.
Практические упражнения: копирование сюжетов вазописи.
Тема 6. Искусство Древнего Рима.
Рассматривая искусство Древнего Рима, необходимо отметить два этапа в его развитии: Римская республика и Римская империя. Важно показать, что древнеримская архитектура до некоторой степени теряет органичную гармонию, характерную для древнегреческих храмов, но вносит свой значительный вклад в развитие светской архитектуры (термы, базилики, амфитеатры, акведуки). Форум Романум - общественный характер древнеримской архитектуры.
Оборудование: диапозитивы архитектура Древнего Рима
Тема 8. Римский скульптурный портрет.
Проследить эволюцию древнеримского скульптурного портрета. Показать что внешнее сходство - исходные требования, определявшееся культом предков - древних римлян. Реализм и психологизм скульптурного портрета. Живописный фаюмский портрет.
Оборудование: фильм « Римский скульптурный портрет»
Тема 9. Искусство Византии.
Показать связь искусства Византии с религией. Знакомство с памятниками раннехристианского искусства (росписи римских катакомб). Рассматривать Византийский храм в сравнении с древнегреческим, обратив внимание на усиление внимания к внутреннему пространству в архитектуре Византии. Анализ конструкции храма Святой Софии в Константинополе. Характеристика основных принципов планировки, получившего распространение в Византии крестово-купольного храма. Живописный строй византийских мозаик (мозаики церкви Сан-Витале в Равенне). Иконопись и книжная миниатюра.
Оборудование: диапозитивы, иллюстрации.
Практическое занятие: попытка передать колористический строй мозаика Равенны (из цветной бумаги мозаика).
Тема 10. Искусство Западной Европы 11-12 веков (романское) .
Познакомить с исторической обстановкой, в которые создавались памятники романского искусства - политическая раздробленность Европы, объединяющая сила религии, ведущая культурная роль церкви и монастырей. Храм - средневековая модель мира. Эволюция средневекового храма от римской базилики до образцов развитой романской архитектуры с крестовыми сводами. (Нотр-дам ла Гранд в Пуатье (Франция), (собор в Вормсе (Германия). Особенности романской скульптуры.
Оборудование: диапозитивы, фильм «романское искусство».
Тема 11. Искусство Западной Европы 12-14 веков (готическое).6 часов.
Выделить основные моменты, в которых развивалось средневековое искусство - утрата монастырями былой власти, рост городов, увеличение числа и знания ремесленных цехов, усиление королевской власти. Готический собор – центр общественной жизни. Важно показать синтез различных видов искусства в готическом соборе. На примере скульптурных групп из собора в Реймсе и Наумберге показать значение психологизма в готической скульптуре. Светоцветовое решение интерьера - значение витражей.
Оборудование: фильм «Готическое искусство»,
Практическое упражнение: композиция «средневековый город».
Методические рекомендации
Методы и формы работы:
Виды занятий могут быть разнообразными:
- рассказ;
- лекции;
- семинар;
-беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимания;
- демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать учебный материал;
- киноурок;
- организации экскурсии в музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
как и формы учеников:
-работа с книгой;
-анализ произведения;
-выполнение заданий на классификацию произведений и т.д.
Восприятие и художественный вкус представляют собой субъективные процессы, их развитие имеет, прежде всего, психологические основания. Развитие и применение наивысших эстетических критериев и правил может происходить в обучении только лично и личностно. Умение замечать прекрасное развивается лишь в процессе собственного опыта в творческой деятельности, чувственном переживании искусства, а только затем в соприкосновении с великими произведениями мировой художественной культуры.
В основе восприятия и оценки художественного произведения лежат следующие компоненты:
- первичное восприятие (зрительный охват полотна, созерцание и разглядывание);
-ощущение эмоций от увиденного;
- анализ сюжета и создание первичного понимания произведения;
- анализ изобразительных средств, использованных автором произведения;
- анализ и восприятие символического ряда произведения;
- позиционные переходы в пространстве произведения: «автор» - «зритель» - «герой произведения» - «герой эпохи» - «какой-либо дополнительный персонаж» и т.д. ;
- создание разнообразных вариаций зрительных конструкторов по поводу различных элементов картины: представление картины в иных формах, красках, изменении композиции и т.д.;
- ощущение редких эмоций;
- соотношение увиденного в картине с собственным опытом, воспоминаниями;
- создание своего понимания произведения, личностного смысла;
- формулирование суждений для выражения собственного мнения;
Организация рефлексии с использованием компонентов в классе может существенно помочь детям открыть собственный путь к пониманию искусства. Опыт обучения детей в данной области показывает, что большинство учеников способны глубоко переживать сопричастность с искусством только в том случае, если «струны их души входят в резонанс» с увиденным или услышанным.
Поэтому сначала необходимо помочь учащемуся приобрести опыт творческой деятельности, развивая анализ и рефлексию, затем освоить «язык искусства» и лишь после этого организовывать посещение картинных галерей, выставок и музеев - тогда они приобретают иной смысл для ребенка. При этом важно тщательно спланировать и продумать первые «встречи» детей с шедеврами мировой культуры. Имеет смысл подготовить их к таким «походам». Для начала полезно выбрать небольшое количество произведений, отвести время для индивидуального восприятия. Полезно организовать беседу о том, «как можно смотреть картину», вспомнив при этом весь опыт восприятия собственных произведений в классе. По итогам общения с каждой картиной необходимо устроить обмен мнениями и творческую дискуссию. Комментарии учителя должны быть завершающими в такой дискуссии. Не стоит выбирать произведения, которые изначально будут не понятны детям. Например, многие картины основаны на сложных библейских сюжетах или мифологии, знаний которых нет у детей или они у них слишком сильно различаются.
По мере развития собственного опыта творческой деятельности, освоения законов изобразительного искусства, личностной самореализации, восприятия и анализа художественных произведений, их оценки, у школьников начинают складываться собственные предпочтения и эстетические критерии, которые в комплексе и приводят к развитию собственного художественного вкуса.
Занятия полезно строить в интеграции с литературой, музыкой и театром.
Список литературы
-
Соколова Н.Д. Русский музей – детям. Беседы об изобразительном искусстве - Санкт-Петербург: « ДЕТГИЗ – Лицей», 2003.
-
Энциклопедия для детей Том 7. Часть 1,часть 2 .2-е изд., испр.- М.: АСТ, 2006.
-
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.- М.: «АСТ – Пресс», 2000
- Международный вебинар «Организация экологического образовательного пространства в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Рисование стеклянными шариками (Marble Painting) как нетрадиционная техника рисования для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар "Основы хореографии для детей дошкольного и младшего школьного возраста"