В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Программа внеурочной деятельности "Рукопашный бой"

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 муниципального

образования город-курорт Геленджик






Рабочая программа внеурочной деятельности


по конкретному виду внеурочной деятельности



Секция «Рукопашный бой»


Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1-4 классы)

Возраст обучающихся: 7-12 лет

Направление: спортивно-оздоровительное.


Количество часов: 135ч. (1 класс- 33 часа, 2 -4 классы по 34 часа в год)



Составитель: Благодер В.Г.















Геленджик-2013 г.







Пояснительная записка.

В условиях дополнительного образования все большую актуальность приобретает военно-патриотическое воспитание младших школьников, основанное на традиционной многовековой культуре Российского казачества, в том числе казачества Кубанского.

Рабочая программа «Рукопашный бой» составлена на основе авторской программы: В.И. Лях, А.А. Даневич «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы М., «Просвещение», 2010 год.

Решение задач физического воспитания учащихся на ступени начального общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • Содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

  • Обучение основам базовых видов двигательных действий;

  • Дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей.

В рамках реализации этой цели программа по рукопашному бою для обучающихся начальной школы будет способствовать решению следующих задач:

– укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма обучающихся;

– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, посредством технических действий рукопашного боя;

– освоение знаний о физической культуре и спорте в целом и, о рукопашном бое в частности, истории рукопашного боя и его современном развитии;

– обучение навыкам, умениям, техническим действиям в рукопашном бое, в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздо­ро­вительной деятельности, организации самостоятельных занятий;

– воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности

формирование новых качеств личности на основе:

сущности российской духовности, народности, естественных законов жизни, духовных традиций кубанского казачества;

  Данная программа по военно-спортивному развитию учащихся классов казачьей направленности на основе традиций кубанского казачества, рассчитанная на 4 года обучения, направлена на техническую подготовку кубанских казаков. Программа составлена с уклоном физического воспитания, общефизической и военно-прикладной подготовки.

Для занятий рукопашным боем в 1–4 классах в программе отводится 1 урок в неделю, что составляет в целом 34 часа в учебном году во 2-4 классе и 33 часа – в 1 классе.















2. Учебно-тематический план

 

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеуади

торные


1 год обучения






Основы знаний о военной культуре кубанского казачества

 

 В процессе занятий

Изучение понятия культура , традиционная ( этническая ) и её состав.


Рукопашный бой:





2.1. Овладение техникой приемов.



8

Изучение техники приёмов.

2.2. Развитие координационных способностей.



9

Различные упражнения на совершенствование координационных способностей.

5

2.3. Развитие силовых способностей.



8

Различные упражнения на совершенствование и развитие силовых способностей.

6

2.4. Развитие силовой выносливости.



8

Приобретение и совершенствование силовой выносливости.

Итого:

33

 

 33


 

2 год обучения

 

 

 

 

1

Основы знаний о военной культуре кубанского казачества

 

 В процессе занятий

Изучение понятия культура , традиционная ( этническая ) и её состав.


Рукопашный бой:





2

2.1. Овладение техникой приемов.



8

Изучение техники приёмов.

3

2.2. Развитие координационных способностей.



10

Различные упражнения на совершенствование координационных способностей.

4

2.3. Развитие силовых способностей.



8

Различные упражнения на совершенствование и развитие силовых способностей.

5

2.4. Развитие силовой выносливости.



8

Приобретение и совершенствование силовой выносливости.

Итого:

34

 

 34



3 год обучения





1

Основы знаний о военной культуре кубанского казачества

 

 В процессе занятий

Изучение понятия культура, традиционная (этническая ) и её состав.


Рукопашный бой:





2

2.1. Овладение техникой приемов.



8

Изучение техники приёмов.

3

2.2. Развитие координационных способностей.



10

Различные упражнения на совершенствование координационных способностей.

4

2.3. Развитие силовых способностей.



8

Различные упражнения на совершенствование силовых способностей.

5

2.4. Развитие силовой выносливости.



8

Приобретение и совершенствование силовой выносливости.

Итого:


34

 34

 


4 год обучения





1

Основы знаний о военной культуре кубанского казачества

 

 В процессе занятий

Изучение понятия культура , традиционная ( этническая ) и её состав.


Рукопашный бой:





2

2.1. Овладение техникой приемов.



8

Изучение техники приёмов.

3

2.2. Развитие координационных способностей.



10

Различные упражнения на совершенствование координационных способностей.

4

2.3. Развитие силовых способностей.



8

Различные упражнения на совершенствование силовых способностей.

5

2.4. Развитие силовой выносливости.



8

Приобретение и совершенствование силовой выносливости.

Итого:

34


34


Итого:

 135

  135

 


3. Содержание обучения.


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Основы знаний о военной культуре кубанского казачества

(В процессе занятий)

Правила безопасного поведения в местах занятий по физическому воспитанию: в спортивном зале, на спортивной площадке.

Понятие культура, традиционная народная (этническая культура) и ее состав

Требования к одежде на занятиях в различных условиях.

Гигиена борца.

О закаливании и его влиянии на организм.

Виды единоборств.

пословицы и поговорки кубанского казачества;

- бытовые традиции казаков и их этикет (семья, курень, общество, жилье);

-оружие кубанских казаков;

- воинский фольклор, полковые песни;

- имена героев кубанского казачества; - осознанное отношение к своему здоровью, образу и стилю жизни;

- воинский фольклор, полковые песни;

- имена героев кубанского казачества; - осознанное отношение к своему здоровью, образу и стилю жизни

- основы военной службы;

- прикладные виды спорта (полоса препятствий, канат);

- приемы оказания первой медицинской помощи при травмах и ушибах;

- усовершенствовать навыки оказания первой медицинской помощи;


квалифицированное оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

О значении физической культуры для здорового образа жизни.

О здоровом образе жизни, его значении для человека и преимуществах по сравнению с нездоровым образом жизни.

Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы.

Рукопашный бой

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Овладение техникой приемов – 8 часов.

Стойки и передвижения в стойке.

Освобождение от захватов.

Захваты рук и туловища.

Приемы борьбы за выгодное положение.

Кувырки вперед и назад через голову.

Упражнения по овладению приемами страховки.

Борьба за предмет.

Борьба за предмет

Борьба за предмет.

Кувырки вперед из положения стоя.

Падение набок в обе стороны.

Казачья пика, ее устройство. Передвижение типы ударов, техника защиты, учебные поединки.

Техника рукопашного боя без оружия. Отработка элементов техники рукопашного боя без оружия «здороваться».

Техника: «здороваться», «казачий крест», передвижения и их типы, «казачий вьюн», рубка лозы, основы фехтования, учебные поединки.

Учебные поединки - отработка изученных техник рукопашного боя.

Моделирование критических ситуаций: самооборона на основе изучаемых техник.

Упражнения для развития меткости на дальнем расстоянии

Обработка навыков техники с нагайкой и плеткой. Упражнения для развития меткости, ловкости.

Развитие координационных способностей (9-10 часов)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

9 часов

10 часов

10 часов

10 часов

Движение строевым и походным шагом.

Перестроения в шеренгу и колонну

Движение строевым и походным шагом, выход из строя и возвращение в строй; отход подход к начальнику, атаману, отдание воинского приветствия в движении и на месте.

Строевые приемы в движении, действия в составе парадного расчета (повороты «направо», «налево», «кругом» в движении.);


Техника рукопашного боя без оружия и с оружием;


Подвижные игры: «Пятнашки», «Третий лишний», «Выталкивание из круга», «Бой петухов», «Перетягивание в парах», «Бой всадников».

Народные игры кубанских казаков, включающие физические упражнения: кувырки, перекаты, падения.

Техника прыжка в длину и высоту. Упражнения для развития ловкости.

Повороты в движении (направо, налево, кругом). Строевые приемы с оружием. Действия в составе народного расчёта.

Специальные комплексы упражнений по физической подготовке с уклоном военно-прикладных боевых искусств;

На гимнастической скамейке. Упражнения на равновесие — в стойке на одной ноге махи другой ногой, вращение рук в различных направлениях, вращение туловища; прыжки на двух ногах, с одной на другую; сидя на скамейке, поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног, сидя верхом на скамейке, поочередные наклоны к правой и левой ногами; наклоны к ноге, поставленной на скамейку; сидя на скамейке, прогибаясь, коснуться головой носков и вернуться в и.п.; поднимание и опускание ног в седе углом на скамейке; сидя на скамейке с зафиксированными ногами, наклоны назад (ноги закреплены за другую скамейку, за нижнюю перекладину гимнастический стенки или удерживаются партнером); лежа на спине, садиться и ложиться на скамейку; в том же и.п. сгибаясь, доставать ногами скамейку за головой); прыжки через скамейку на двух (одной) ногах, стоя к ней лицом, спиной, боком; ходьба и бег по наклонной скамейке (скамейку закрепить за рейку гимнастической стенки); лежа на наклонной скамейке ногами вверх, руки за головой, сгибание и разгибание туловища;

Развитие силовых способностей - 8 часов.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

8 часов

8 часов

8 часов

8 часов

Силовые упражнения. Парные упражнения в кувырках и падениях. Перетягивание каната. Перетягивание гимнастической палки.

Упражнения для развития силы, гибкости, выносливости, ловкости.

Игры за овладение обусловленным предметом (мячом, палкой и т.п.) для формирования навыков маневрирования, сохранения позы, совершенствования атакующих и защитных действий, развития скоростных и скоростно-силовых качеств.

Акробатические упражнения: кувырки вперед из упора присев, скрестив голени, из основной стойки, из стойки на голове и руках, из стойки на руках до положения сидя в группировке, до упора присев, с выходом на одну ногу, в стойку на лопатках; кувырки до упора присев, в стойку на одном колене, в упор стоя, ноги врозь, через стойку на руках; длинный кувырок с прыжка, через препятствие; кувырок через левое (правое) плечо; перевороты боком; комбинации прыжков.

Элементы акробатики и самостраховки

Развитие силовой выносливости - 8 часов.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

8 часов

8 часов

8 часов

8 часов

Кроссовая подготовка: 500м.

Кроссовая подготовка: 500м.

Кроссовая подготовка: 1000 м.

Кроссовая подготовка: 1000 м.

Подвижные игры и эстафеты: с элементами бега, прыжков, ползания, лазания, метаний, кувырков; с переноской, расстановкой и собиранием предметов; переноской груза; с сохранением равновесия; со скакалками, набивными мячами, элементами спортивных игр; комбинированные эстафеты с применением перечисленных элементов в различных сочетаниях

Сочетание бега и ходьбы. Прыжки со скакалкой. Единоборства в парах. Борьба за территорию.

Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений; на средние и длинные дистанции; по пересеченной местности (кросс), с преодолением различных препятствий; змейкой; вперед, спиной вперед, боком; с высоким подниманием бедра, касаясь пятками ягодиц, с поворотом на носках; в равномерном и переменном (с ускорениями) темпе; мелким и широким шагом; с изменением направления и др.

Прыжки: в длину и высоту с места и с разбега; на одной и двух ногах; со сменой положения ног; с одной ноги на другую; с двух ног на одну; с одной ноги на две; вперед, назад, боком, с поворотами, с вращением; выпрыгивание на возвышение разной высоты; спрыгивание с высоты; в глубину; через скакалку;


4. Предполагаемые результаты реализации программы

Результаты освоения программного материала представлены метапредметными, предметными и личностными результатами.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся. Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия рукопашным боем для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности. Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий.

 

Результат реализации программы: здоровый физически, психологически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни ученик.


По окончании 1 года обучения учащиеся должны:


знать

уметь

- понятие культура, традиционная народная (этническая культура) и ее состав;

- понятие традиция, традиционная (народная) культура;

- специальные комплексы упражнений по физической подготовке с уклоном военно-прикладных боевых искусств;

- элементы строя;

- простейшие элементы рукопашного боя;

- приемы оказания первой медицинской помощи при травмах и ушибах;

- выполнять специальные комплексы упражнений по физической подготовке с уклоном военно-прикладных боевых искусств;

- изготовить муляж или выполнить рисунок казачьей формы и отдельные его элементы;

- зарисовывать и фотографировать этнографические объекты;

- петь походные казачьи песни


По окончании 2 года обучения учащиеся должны:


знать

уметь

- пословицы и поговорки кубанского казачества;

- бытовые традиции казаков и их этикет (семья, курень, общество, жилье);

- оружие кубанских казаков;

- специальные комплексы упражнений, игры;

- технику рукопашного боя;


- исполнять бытовые песни казаков;

- осознанно относиться к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- усовершенствовать навыки оказания первой медицинской помощи;

- движение строевым и походным шагом, выход из строя и возвращение в строй; отход подход к начальнику, атаману, отдание воинского приветствия в движении и на месте.


По окончании 3 года обучения учащиеся должны:


знать

уметь

- воинский фольклор, полковые песни;

- имена героев кубанского казачества; - осознанное отношение к своему здоровью, образу и стилю жизни;

- применять приобретенные знания и практические умения по основам военной службы;

- строевые приемы в движении, действия в составе парадного расчета (повороты «направо», «налево», «кругом» в движении.);

- сформированность устойчивой потребности в осознанном отношении к

своему здоровью и здоровому образу и стилю жизни;


По окончании 4 года обучения учащиеся должны:


знать

уметь

- воинский фольклор, полковые песни;

- имена героев кубанского казачества; - осознанное отношение к своему здоровью, образу и стилю жизни

- основы военной службы;

- квалифицированное оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

- прикладные виды спорта (полоса препятствий, канат);

- применять приобретенные знания и практические умения по основам военной службы;

- сформированность устойчивой потребности в осознанном отношении к своему здоровью и здоровому образу и стилю жизни;

-владеть прикладными видами спорта (полоса препятствий, канат);

- строевые приемы в движении, действия в составе парадного расчета (повороты «направо», «налево», «кругом» в движении.);

- сформированность устойчивой потребности в осознанном отношении к своему здоровью и здоровому образу и стилю жизни;

- владение техникой рукопашного боя без оружия и с оружием;

- квалифицированное оказание первой медицинской помощи пострадавшим;


5. Формы контроля

Для отслеживания результативности выполнения программного материала предполагаются различные виды диагностик:

- вводная (констатирующая) - проводится в начале учебного года для определения у воспитанников уровня здоровья, физической подготовленности, мотивации к занятиям,

социально-психологической комфортности;

- текущая - проводится на различных этапах обучения для оценки степени освоения программного материала;

- итоговая - проводится в конце учебного года для определения динамики личностного роста ребенка (теоретические знания, физическое развитие, уровень технической подготовки, изменения психических процессов).

Определение уровня психофизического состояния и технической подготовки воспитанников проводится на основе участия в спортивных соревнованиях, праздниках, турнирах.

Динамика личностного роста воспитанников после каждого года обучения отслеживается по следующим показателям:

- физические качества (ловкость, быстрота, выносливость, сила);

- психологические качества (коммуникативность, внимание).

Подведение итогов реализации программы на каждом году обучения осуществляется в форме итоговой аттестации. Аттестация включает в себя демонстрацию навыков, полученных в ходе обучения; проверку теоретических знаний методом опроса.

 

6. Методические рекомендации


Успешное выполнение учебного курса программы возможно при соблюдении определенных методических рекомендаций в процессе уё реализации.

В настоящих условиях велика роль компетенции педагогов в вопросах традиционной культуры и фольклора, физической подготовки и военного искусства.

Преподавание фольклора и традиционной культуры, физической культуры и начальной военной подготовки требует определенной компетенции преподавателей в вопросах этнографии,истории, географии, филологии, музыкального и изобразительного искусства, физической культуры и военного искусства, как кубанского казачества, так и современного.

Учебный курс выстроен только на основе традиций кубанского казачества. И именно по этому обязывает преподавателей обратить внимание на крайнюю нежелательность использования материалов по фольклору и традиционной культуре других областей России, Украины. Совпадение текстовой основы не обеспечивают равноценной замены кубанским материалом.

Подача материала программы не может быть только теоретической: наряду с теоретическими часами включены практические и выездные занятия, которые позволят учащимся осмыслить культуру не только интеллектуально, но акустически, визуально, чувственно. Вследствие этого необходимо активно включать в курс встречи с членами казачьего общества, посещать выставки, участвовать в народных праздниках и военно-спортивных состязаниях.

Одним из важнейших компонентов программы является творчество учащихся: изготовление имитаторов оружия, макетов, рисунков, обрядовых атрибутов, исполнение песен. На практических занятиях, используя накопленную информацию, учащиеся могут изготавливать уменьшенные модели, макеты, муляжи казачьего оружия и т.д.

Объективный и систематический контроль учебной работы обучающихся содействует повышению уровня преподавания, улучшению организации занятий, формированию у воспитанников ответственности за качество своей деятельности. Полученные результаты обучения дают возможность внести

необходимые коррективы в содержание и организацию образовательного процесса, служат основанием для поощрения воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями и навыками.


 7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1

В.И.Лях, А.А.Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Москва. «Просвещение», 2010 г.

1

2

В.И. Ковалько. Поурочные разработки по физкультуре. Москва, «Вако», 2003 г

1

3

Список литературы для педагога.

1 . «528 ответов на разные вопросы духовной жизни» Москва 1992

2. Г.Э. Адамович. Белорусские асилки. - Минск, 1994.

3. Г.Э. Адамович За грудки. - Минск, 2004.

4. С.Г. Александров Народные подвижные игры кубанского казачества: Учебно-метод. пос. Краснодар: КГАФК, 1997. — 83 с.

5. Н.И. Бондарь Традиционная духовная культура кубанского казачества //Традиционная культура и дети. — Краснодар: изд-во эксп. центра развития образ., 1994, с. 35.

6. «Дикорастущие лекарственные растения СССР» А.Ф. Гаммермкн. Москва, 1976

7. Б.В. Горбунов Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX- начала XX века: Историко-этнографическое исследование. М: Коорд.-мет.центр разв-я прикладной этнографии. Института этнолог, и антрополог. РАН, 1997. -170 с.

8. Б.В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1981.Т. 1.-985 с.

9. «Слава Тебе, Господи, что мы - казаки!» автор-составитель Б. А. Алмазов.

10. О.В. Матвеев Слово о Кубанском казачестве. — Краснодар: Советская Кубань, 1995. — 464с.

11. «Отчизны верные сыны»// под редакцией А.И. Анохина, Москва., 2004г.

  1. «Казачий календарь»,составитель - Владимир Левченко, Москва.

Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 год /Под общ. ред. В.Н. Ратушняка. — Краснодар: Советская Кубань,

1996. — 656 с.

  1. Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост. Л.Б.Мартыпенко, И.В. Уварова. -Краснодар: КГУ, 1993, - 65 с.

  2. А.И. Слуцкий, А.Н. Мануйлов. Материалы к библиографии по этнографии и фольклору кубанских казаков //Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М., 1995, с. 345-364.

  3. Учебно-методическое пособие по разделу «Основы подготовки к военной службе» региональной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»// под общей редакцией В.А. Бесплеменова и Ю.Я. Леонтьева, Краснодар , 1997 г.

17. «Энциклопедия выживания» Борис Кудряшов., Краснодар., «Советская Кубань».

1-2


Список литературы для учащихся.

  1. Народное слово о Великой Отечественной войне. Фольклор, записанный на Кубани. Краснодар, 1995.

  2. Песни и частушки периода Великой отечественной войны.

  3. Л.Б. Мартыненко, И.В. Уварова. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Краснодар, 1993

  4. В.Г. Захарченко Народные песни Кубани. Т. 1-2. Краснодар, 1997.

  5. «Энциклопедия выживания» Борис Кудряшов., Краснодар., «Советская Кубань».

  6. «Казачий календарь»,составитель - Владимир Левченко, Москва.

8. Б.В. Горбунов Традиционные рукопашные состязания в народной культуре

восточных славян XIX- начала XX века: Историко-этнографическое

исследование. М: Коорд.-мет.центр разв-я прикладной этнографии. Института этнологии, и антропологии. РАН, 1997. -170 с.

  1. Б.В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский

язык, 1981.Т. 1.-985 с.

  1. «Слава Тебе, Господи, что мы - казаки!» автор-составитель Б. А. Алмазов.

10.«Православные праздники» Москва.

2-5

2. Технические средства обучения


Мультимедийный комплекс

1

3. Экранно-звуковые пособия


Аудиоплеер

1

4. Оборудование класса


Спортивный инвентарь

комплект


 

 

 

 

















Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru