Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 муниципального
образования город-курорт Геленджик
Рабочая программа внеурочной деятельности
по конкретному виду внеурочной деятельности
Секция «Рукопашный бой»
Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1-4 классы)
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Направление: спортивно-оздоровительное.
Количество часов: 135ч. (1 класс- 33 часа, 2 -4 классы по 34 часа в год)
Составитель: Благодер В.Г.
Геленджик-2013 г.
Пояснительная записка.
В условиях дополнительного образования все большую актуальность приобретает военно-патриотическое воспитание младших школьников, основанное на традиционной многовековой культуре Российского казачества, в том числе казачества Кубанского.
Рабочая программа «Рукопашный бой» составлена на основе авторской программы: В.И. Лях, А.А. Даневич «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы М., «Просвещение», 2010 год.
Решение задач физического воспитания учащихся на ступени начального общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
Содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
-
Обучение основам базовых видов двигательных действий;
-
Дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей.
В рамках реализации этой цели программа по рукопашному бою для обучающихся начальной школы будет способствовать решению следующих задач:
– укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма обучающихся;
– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, посредством технических действий рукопашного боя;
– освоение знаний о физической культуре и спорте в целом и, о рукопашном бое в частности, истории рукопашного боя и его современном развитии;
– обучение навыкам, умениям, техническим действиям в рукопашном бое, в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, организации самостоятельных занятий;
– воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности
– формирование новых качеств личности на основе:
сущности российской духовности, народности, естественных законов жизни, духовных традиций кубанского казачества;
Данная программа по военно-спортивному развитию учащихся классов казачьей направленности на основе традиций кубанского казачества, рассчитанная на 4 года обучения, направлена на техническую подготовку кубанских казаков. Программа составлена с уклоном физического воспитания, общефизической и военно-прикладной подготовки.
Для занятий рукопашным боем в 1–4 классах в программе отводится 1 урок в неделю, что составляет в целом 34 часа в учебном году во 2-4 классе и 33 часа – в 1 классе.
2. Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего часов |
Количество часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
||
Аудитор ные |
Внеуади торные |
|||||
|
1 год обучения |
|
|
|
|
|
|
Основы знаний о военной культуре кубанского казачества |
|
В процессе занятий |
Изучение понятия культура , традиционная ( этническая ) и её состав. |
||
|
Рукопашный бой: |
|
|
|
|
|
|
2.1. Овладение техникой приемов. |
|
|
8 |
Изучение техники приёмов. |
|
|
2.2. Развитие координационных способностей. |
|
|
9 |
Различные упражнения на совершенствование координационных способностей. |
|
5 |
2.3. Развитие силовых способностей. |
|
|
8 |
Различные упражнения на совершенствование и развитие силовых способностей. |
|
6 |
2.4. Развитие силовой выносливости. |
|
|
8 |
Приобретение и совершенствование силовой выносливости. |
|
Итого: |
33 |
|
33 |
|
||
|
2 год обучения |
|
|
|
|
|
1 |
Основы знаний о военной культуре кубанского казачества |
|
В процессе занятий |
Изучение понятия культура , традиционная ( этническая ) и её состав. |
||
|
Рукопашный бой: |
|
|
|
|
|
2 |
2.1. Овладение техникой приемов. |
|
|
8 |
Изучение техники приёмов. |
|
3 |
2.2. Развитие координационных способностей. |
|
|
10 |
Различные упражнения на совершенствование координационных способностей. |
|
4 |
2.3. Развитие силовых способностей. |
|
|
8 |
Различные упражнения на совершенствование и развитие силовых способностей. |
|
5 |
2.4. Развитие силовой выносливости. |
|
|
8 |
Приобретение и совершенствование силовой выносливости. |
|
Итого: |
34 |
|
34 |
|
||
|
3 год обучения |
|
|
|
|
|
1 |
Основы знаний о военной культуре кубанского казачества |
|
В процессе занятий |
Изучение понятия культура, традиционная (этническая ) и её состав. |
||
|
Рукопашный бой: |
|
|
|
|
|
2 |
2.1. Овладение техникой приемов. |
|
|
8 |
Изучение техники приёмов. |
|
3 |
2.2. Развитие координационных способностей. |
|
|
10 |
Различные упражнения на совершенствование координационных способностей. |
|
4 |
2.3. Развитие силовых способностей. |
|
|
8 |
Различные упражнения на совершенствование силовых способностей. |
|
5 |
2.4. Развитие силовой выносливости. |
|
|
8 |
Приобретение и совершенствование силовой выносливости. |
|
Итого: |
|
34 |
34 |
|
||
|
4 год обучения |
|
|
|
|
|
1 |
Основы знаний о военной культуре кубанского казачества |
|
В процессе занятий |
Изучение понятия культура , традиционная ( этническая ) и её состав. |
||
|
Рукопашный бой: |
|
|
|
|
|
2 |
2.1. Овладение техникой приемов. |
|
|
8 |
Изучение техники приёмов. |
|
3 |
2.2. Развитие координационных способностей. |
|
|
10 |
Различные упражнения на совершенствование координационных способностей. |
|
4 |
2.3. Развитие силовых способностей. |
|
|
8 |
Различные упражнения на совершенствование силовых способностей. |
|
5 |
2.4. Развитие силовой выносливости. |
|
|
8 |
Приобретение и совершенствование силовой выносливости. |
|
Итого: |
34 |
|
34 |
|
||
Итого: |
135 |
135 |
3. Содержание обучения.
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|||
Основы знаний о военной культуре кубанского казачества (В процессе занятий) |
||||||
Правила безопасного поведения в местах занятий по физическому воспитанию: в спортивном зале, на спортивной площадке. |
||||||
Понятие культура, традиционная народная (этническая культура) и ее состав |
||||||
Требования к одежде на занятиях в различных условиях. |
Гигиена борца. |
О закаливании и его влиянии на организм. |
||||
Виды единоборств. |
пословицы и поговорки кубанского казачества; - бытовые традиции казаков и их этикет (семья, курень, общество, жилье); -оружие кубанских казаков; |
- воинский фольклор, полковые песни; - имена героев кубанского казачества; - осознанное отношение к своему здоровью, образу и стилю жизни; |
- воинский фольклор, полковые песни; - имена героев кубанского казачества; - осознанное отношение к своему здоровью, образу и стилю жизни - основы военной службы; - прикладные виды спорта (полоса препятствий, канат); |
|||
- приемы оказания первой медицинской помощи при травмах и ушибах; |
- усовершенствовать навыки оказания первой медицинской помощи; |
квалифицированное оказание первой медицинской помощи пострадавшим; |
||||
О значении физической культуры для здорового образа жизни. |
О здоровом образе жизни, его значении для человека и преимуществах по сравнению с нездоровым образом жизни. |
|||||
Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы. |
||||||
Рукопашный бой |
||||||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|||
Овладение техникой приемов – 8 часов. |
||||||
Стойки и передвижения в стойке. |
Освобождение от захватов. |
Захваты рук и туловища. |
Приемы борьбы за выгодное положение. |
|||
Кувырки вперед и назад через голову. |
Упражнения по овладению приемами страховки. |
Борьба за предмет. |
||||
Борьба за предмет |
Борьба за предмет. |
Кувырки вперед из положения стоя. |
Падение набок в обе стороны. |
|||
Казачья пика, ее устройство. Передвижение типы ударов, техника защиты, учебные поединки. |
Техника рукопашного боя без оружия. Отработка элементов техники рукопашного боя без оружия «здороваться». |
|||||
Техника: «здороваться», «казачий крест», передвижения и их типы, «казачий вьюн», рубка лозы, основы фехтования, учебные поединки. |
||||||
Учебные поединки - отработка изученных техник рукопашного боя. |
||||||
Моделирование критических ситуаций: самооборона на основе изучаемых техник. |
||||||
Упражнения для развития меткости на дальнем расстоянии |
||||||
Обработка навыков техники с нагайкой и плеткой. Упражнения для развития меткости, ловкости. |
||||||
Развитие координационных способностей (9-10 часов) |
||||||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|||
9 часов |
10 часов |
10 часов |
10 часов |
|||
Движение строевым и походным шагом. Перестроения в шеренгу и колонну |
Движение строевым и походным шагом, выход из строя и возвращение в строй; отход подход к начальнику, атаману, отдание воинского приветствия в движении и на месте. |
Строевые приемы в движении, действия в составе парадного расчета (повороты «направо», «налево», «кругом» в движении.); |
Техника рукопашного боя без оружия и с оружием; |
|||
Подвижные игры: «Пятнашки», «Третий лишний», «Выталкивание из круга», «Бой петухов», «Перетягивание в парах», «Бой всадников». |
||||||
Народные игры кубанских казаков, включающие физические упражнения: кувырки, перекаты, падения. |
||||||
Техника прыжка в длину и высоту. Упражнения для развития ловкости. |
||||||
Повороты в движении (направо, налево, кругом). Строевые приемы с оружием. Действия в составе народного расчёта. |
||||||
Специальные комплексы упражнений по физической подготовке с уклоном военно-прикладных боевых искусств; |
||||||
На гимнастической скамейке. Упражнения на равновесие — в стойке на одной ноге махи другой ногой, вращение рук в различных направлениях, вращение туловища; прыжки на двух ногах, с одной на другую; сидя на скамейке, поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног, сидя верхом на скамейке, поочередные наклоны к правой и левой ногами; наклоны к ноге, поставленной на скамейку; сидя на скамейке, прогибаясь, коснуться головой носков и вернуться в и.п.; поднимание и опускание ног в седе углом на скамейке; сидя на скамейке с зафиксированными ногами, наклоны назад (ноги закреплены за другую скамейку, за нижнюю перекладину гимнастический стенки или удерживаются партнером); лежа на спине, садиться и ложиться на скамейку; в том же и.п. сгибаясь, доставать ногами скамейку за головой); прыжки через скамейку на двух (одной) ногах, стоя к ней лицом, спиной, боком; ходьба и бег по наклонной скамейке (скамейку закрепить за рейку гимнастической стенки); лежа на наклонной скамейке ногами вверх, руки за головой, сгибание и разгибание туловища; |
||||||
Развитие силовых способностей - 8 часов. |
||||||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|||
8 часов |
8 часов |
8 часов |
8 часов |
|||
Силовые упражнения. Парные упражнения в кувырках и падениях. Перетягивание каната. Перетягивание гимнастической палки. |
||||||
Упражнения для развития силы, гибкости, выносливости, ловкости. |
||||||
Игры за овладение обусловленным предметом (мячом, палкой и т.п.) для формирования навыков маневрирования, сохранения позы, совершенствования атакующих и защитных действий, развития скоростных и скоростно-силовых качеств. |
||||||
Акробатические упражнения: кувырки вперед из упора присев, скрестив голени, из основной стойки, из стойки на голове и руках, из стойки на руках до положения сидя в группировке, до упора присев, с выходом на одну ногу, в стойку на лопатках; кувырки до упора присев, в стойку на одном колене, в упор стоя, ноги врозь, через стойку на руках; длинный кувырок с прыжка, через препятствие; кувырок через левое (правое) плечо; перевороты боком; комбинации прыжков. |
||||||
Элементы акробатики и самостраховки |
||||||
Развитие силовой выносливости - 8 часов. |
||||||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|||
8 часов |
8 часов |
8 часов |
8 часов |
|||
Кроссовая подготовка: 500м. |
Кроссовая подготовка: 500м. |
Кроссовая подготовка: 1000 м. |
Кроссовая подготовка: 1000 м. |
|||
Подвижные игры и эстафеты: с элементами бега, прыжков, ползания, лазания, метаний, кувырков; с переноской, расстановкой и собиранием предметов; переноской груза; с сохранением равновесия; со скакалками, набивными мячами, элементами спортивных игр; комбинированные эстафеты с применением перечисленных элементов в различных сочетаниях |
||||||
Сочетание бега и ходьбы. Прыжки со скакалкой. Единоборства в парах. Борьба за территорию. |
||||||
Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений; на средние и длинные дистанции; по пересеченной местности (кросс), с преодолением различных препятствий; змейкой; вперед, спиной вперед, боком; с высоким подниманием бедра, касаясь пятками ягодиц, с поворотом на носках; в равномерном и переменном (с ускорениями) темпе; мелким и широким шагом; с изменением направления и др. |
||||||
Прыжки: в длину и высоту с места и с разбега; на одной и двух ногах; со сменой положения ног; с одной ноги на другую; с двух ног на одну; с одной ноги на две; вперед, назад, боком, с поворотами, с вращением; выпрыгивание на возвышение разной высоты; спрыгивание с высоты; в глубину; через скакалку; |
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты освоения программного материала представлены метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся. Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия рукопашным боем для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности. Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий.
Результат реализации программы: здоровый физически, психологически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни ученик.
По окончании 1 года обучения учащиеся должны:
знать |
уметь |
- понятие культура, традиционная народная (этническая культура) и ее состав; - понятие традиция, традиционная (народная) культура; - специальные комплексы упражнений по физической подготовке с уклоном военно-прикладных боевых искусств; - элементы строя; - простейшие элементы рукопашного боя; - приемы оказания первой медицинской помощи при травмах и ушибах; |
- выполнять специальные комплексы упражнений по физической подготовке с уклоном военно-прикладных боевых искусств; - изготовить муляж или выполнить рисунок казачьей формы и отдельные его элементы; - зарисовывать и фотографировать этнографические объекты; - петь походные казачьи песни |
По окончании 2 года обучения учащиеся должны:
знать |
уметь |
- пословицы и поговорки кубанского казачества; - бытовые традиции казаков и их этикет (семья, курень, общество, жилье); - оружие кубанских казаков; - специальные комплексы упражнений, игры; - технику рукопашного боя; |
- исполнять бытовые песни казаков; - осознанно относиться к своему здоровью и здоровому образу жизни; - усовершенствовать навыки оказания первой медицинской помощи; - движение строевым и походным шагом, выход из строя и возвращение в строй; отход подход к начальнику, атаману, отдание воинского приветствия в движении и на месте. |
По окончании 3 года обучения учащиеся должны:
знать |
уметь |
- воинский фольклор, полковые песни; - имена героев кубанского казачества; - осознанное отношение к своему здоровью, образу и стилю жизни; |
- применять приобретенные знания и практические умения по основам военной службы; - строевые приемы в движении, действия в составе парадного расчета (повороты «направо», «налево», «кругом» в движении.); - сформированность устойчивой потребности в осознанном отношении к своему здоровью и здоровому образу и стилю жизни; |
По окончании 4 года обучения учащиеся должны:
знать |
уметь |
- воинский фольклор, полковые песни; - имена героев кубанского казачества; - осознанное отношение к своему здоровью, образу и стилю жизни - основы военной службы; - квалифицированное оказание первой медицинской помощи пострадавшим; - прикладные виды спорта (полоса препятствий, канат); |
- применять приобретенные знания и практические умения по основам военной службы; - сформированность устойчивой потребности в осознанном отношении к своему здоровью и здоровому образу и стилю жизни; -владеть прикладными видами спорта (полоса препятствий, канат); - строевые приемы в движении, действия в составе парадного расчета (повороты «направо», «налево», «кругом» в движении.); - сформированность устойчивой потребности в осознанном отношении к своему здоровью и здоровому образу и стилю жизни; - владение техникой рукопашного боя без оружия и с оружием; - квалифицированное оказание первой медицинской помощи пострадавшим; |
5. Формы контроля
Для отслеживания результативности выполнения программного материала предполагаются различные виды диагностик:
- вводная (констатирующая) - проводится в начале учебного года для определения у воспитанников уровня здоровья, физической подготовленности, мотивации к занятиям,
социально-психологической комфортности;
- текущая - проводится на различных этапах обучения для оценки степени освоения программного материала;
- итоговая - проводится в конце учебного года для определения динамики личностного роста ребенка (теоретические знания, физическое развитие, уровень технической подготовки, изменения психических процессов).
Определение уровня психофизического состояния и технической подготовки воспитанников проводится на основе участия в спортивных соревнованиях, праздниках, турнирах.
Динамика личностного роста воспитанников после каждого года обучения отслеживается по следующим показателям:
- физические качества (ловкость, быстрота, выносливость, сила);
- психологические качества (коммуникативность, внимание).
Подведение итогов реализации программы на каждом году обучения осуществляется в форме итоговой аттестации. Аттестация включает в себя демонстрацию навыков, полученных в ходе обучения; проверку теоретических знаний методом опроса.
6. Методические рекомендации
Успешное выполнение учебного курса программы возможно при соблюдении определенных методических рекомендаций в процессе уё реализации.
В настоящих условиях велика роль компетенции педагогов в вопросах традиционной культуры и фольклора, физической подготовки и военного искусства.
Преподавание фольклора и традиционной культуры, физической культуры и начальной военной подготовки требует определенной компетенции преподавателей в вопросах этнографии,истории, географии, филологии, музыкального и изобразительного искусства, физической культуры и военного искусства, как кубанского казачества, так и современного.
Учебный курс выстроен только на основе традиций кубанского казачества. И именно по этому обязывает преподавателей обратить внимание на крайнюю нежелательность использования материалов по фольклору и традиционной культуре других областей России, Украины. Совпадение текстовой основы не обеспечивают равноценной замены кубанским материалом.
Подача материала программы не может быть только теоретической: наряду с теоретическими часами включены практические и выездные занятия, которые позволят учащимся осмыслить культуру не только интеллектуально, но акустически, визуально, чувственно. Вследствие этого необходимо активно включать в курс встречи с членами казачьего общества, посещать выставки, участвовать в народных праздниках и военно-спортивных состязаниях.
Одним из важнейших компонентов программы является творчество учащихся: изготовление имитаторов оружия, макетов, рисунков, обрядовых атрибутов, исполнение песен. На практических занятиях, используя накопленную информацию, учащиеся могут изготавливать уменьшенные модели, макеты, муляжи казачьего оружия и т.д.
Объективный и систематический контроль учебной работы обучающихся содействует повышению уровня преподавания, улучшению организации занятий, формированию у воспитанников ответственности за качество своей деятельности. Полученные результаты обучения дают возможность внести
необходимые коррективы в содержание и организацию образовательного процесса, служат основанием для поощрения воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями и навыками.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
||
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* |
||||
1 |
В.И.Лях, А.А.Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Москва. «Просвещение», 2010 г. |
1 |
||
2 |
В.И. Ковалько. Поурочные разработки по физкультуре. Москва, «Вако», 2003 г |
1 |
||
3 |
Список литературы для педагога. 1 . «528 ответов на разные вопросы духовной жизни» Москва 1992 2. Г.Э. Адамович. Белорусские асилки. - Минск, 1994. 3. Г.Э. Адамович За грудки. - Минск, 2004. 4. С.Г. Александров Народные подвижные игры кубанского казачества: Учебно-метод. пос. Краснодар: КГАФК, 1997. — 83 с. 5. Н.И. Бондарь Традиционная духовная культура кубанского казачества //Традиционная культура и дети. — Краснодар: изд-во эксп. центра развития образ., 1994, с. 35. 6. «Дикорастущие лекарственные растения СССР» А.Ф. Гаммермкн. Москва, 1976 7. Б.В. Горбунов Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX- начала XX века: Историко-этнографическое исследование. М: Коорд.-мет.центр разв-я прикладной этнографии. Института этнолог, и антрополог. РАН, 1997. -170 с. 8. Б.В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1981.Т. 1.-985 с. 9. «Слава Тебе, Господи, что мы - казаки!» автор-составитель Б. А. Алмазов. 10. О.В. Матвеев Слово о Кубанском казачестве. — Краснодар: Советская Кубань, 1995. — 464с. 11. «Отчизны верные сыны»// под редакцией А.И. Анохина, Москва., 2004г.
Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 год /Под общ. ред. В.Н. Ратушняка. — Краснодар: Советская Кубань, 1996. — 656 с.
17. «Энциклопедия выживания» Борис Кудряшов., Краснодар., «Советская Кубань». |
1-2 |
||
|
Список литературы для учащихся.
8. Б.В. Горбунов Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX- начала XX века: Историко-этнографическое исследование. М: Коорд.-мет.центр разв-я прикладной этнографии. Института этнологии, и антропологии. РАН, 1997. -170 с.
язык, 1981.Т. 1.-985 с.
10.«Православные праздники» Москва. |
2-5 |
||
2. Технические средства обучения |
||||
|
Мультимедийный комплекс |
1 |
||
3. Экранно-звуковые пособия |
||||
|
Аудиоплеер |
1 |
||
4. Оборудование класса |
||||
|
Спортивный инвентарь |
комплект |
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Рабочая папка руководителя районного методического объединения учителей начальных классов
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО