В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровый ребенок»









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа «Здоровый ребенок»

физкультурно-спортивной направленности

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год











Автор-составитель: Галкина Елена Александровна

педагог дополнительного образования










г. Пласт

2019

Содержание


Название раздела

страниц

Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы


1.1

Пояснительная записка


1

1.2

Цель и задачи программы


2

1.3

Содержание программы


3

1.4

Планируемые результаты


4

Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий


2.1

Календарный учебный график


5

2.2

Учебный план


6

2.3

Условия реализации программы


9

2.4

Формы аттестации


10

2.5

Оценочные материалы


11

2.6

Методические материалы


12

2.7

Список литературы


13
















Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы


    1. Пояснительная записка


Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития как умственного, так и физического. В этом возрасте ребенок получает и усваивает информацию в несколько раз больше, чем в период школьного обучения.

Плавание благоприятно воздействует на детский организм и является общепризнанным.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по плаванию «Здоровый ребенок» направлена на привлечение детей дошкольного возраста к занятиям плаванием.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Устав МКУ ДО «Аквамарин», нормативные и локальные акты учреждения.

Актуальность программы обусловлена тем, что основной причиной возникновения несчастных случаев в водной среде является неумение плавать и правильно вести себя в сложных, экстремальных ситуациях. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.

Отличительной особенностью является то, что процесс реализации данной программы осуществляется в крытом бассейне (малая ванна) МКУ ДО «Аквамарин».

Новизна программы заключается в том, что обучение детей дошкольного возраста плаванию начинается с погружений под воду.

Педагогическая целесообразность

Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствуют развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу.

Срок реализации программы 1 год, 36 недель, 36 занятий.

Наполняемость группы 12 человек.

Основной формой проведения занятий является урок

Способы определения результативности

Контрольный опрос, тестирование, спортивное мероприятие.





    1. Цель и задачи программы


ЦЕЛЬ: Формирование начальных знаний у детей дошкольного возраста о физической культуре через уроки плавания, приобщение к здоровому образу жизни

Задачи программы:

Обучающие:

  • Овладеть жизненно необходимым навыком плавания

Развивающие:

  • Развивать двигательную культуру

Воспитательные:

  • Приобщать к здоровому образу жизни






























    1. Содержание программы


Раздел 1. Теоретическая подготовка (1 час)


Теоретическая подготовка играет важную роль и является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Теоретические занятия проводятся в начале занятия по 3- 5 минут.

Форма организации занятий: инструктаж, беседа.

Вид деятельности: рассказ

Тема: Правила поведения в бассейне и техника безопасности на занятиях

Способствует формированию  знаний о правилах поведения в бассейне и техники безопасности на занятиях плаванием.

Тема: Влияние физической культуры на организм человека

Формирует  знания о влиянии физических упражнений на организм человека.


Раздел 2. Плавательная подготовка (34 часа)


Практическая подготовка направлена на овладение жизненно необходимого навыка - умения плавать, обучению облегченного способа плавания.

Форма организации занятий: Урок, подвижная игра, спортивное мероприятие.

Вид деятельности: Урок, игра.

Жизненно необходимые навыки плавания (21 час)

Тема: Ознакомления с плотностью и сопротивлением воды (3 часа)

Формирует представление о плотности и сопротивлении воды.

Тема: Погружения и открывание глаз в воде (5 часов)

Способствует преодолению страха при погружении и открыванию глаз в воде.

Тема: Всплывание и лежание на воде (5 часов)

Способствует формированию  навыка – умения держаться на воде.

Тема: Выдохи в воду (3 часа)

Нацеливает на умение выполнять вдох – выдох в воду.

Тема: Скольжение на груди (5 часов)

Формирует умение – скользить.

Обучение облегченному способу плавания (13 часов)

Тема: Обучение технике движений ногами при плавании кролем на груди (4 часа)

Нацеливает на выполнение правильных движений ногами при плавании кролем на груди.

Тема: Обучение технике движений руками при плавании кролем на груди (3 часа)

Нацеливает на выполнение правильных движений руками при плавании кролем на груди

Тема: Координация движений при плавании облегченным способом (6 часов)

Способствует формирование координации движений при плавании облегченным способом – кроль на груди.

Раздел 3. Промежуточная и итоговая аттестация (1 час)

Форма организации: Контрольный опрос, тестирование

Вид деятельности: Урок

Тема: Промежуточная аттестация (2 часа)

    1. Планируемые результаты


В результате освоения программы обучающиеся

будут знать:

- правила поведения в бассейне и технику безопасности на занятиях;

- о влиянии физической культуры  на организм человека

уметь:

- без боязни держаться на воде и уметь плавать;

- выполнять самостоятельно упражнения;

- играть.

Планируемый итоговый результат реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - приобретение начальных знаний у детей дошкольного возраста о физической культуре, сформированный жизненно необходимый навык плавания и здорового образа жизни.























Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий


2.1. Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

Начало освоения программы

1 октября 2019г.

Начало учебного года

1 октября 2019г.

Окончание учебного года

30 июня 2020г.

Продолжительность учебного года

(учебные часы)

36 часов

Входной контроль знаний

1.10-01.12 (октябрь-ноябрь)

Текущий контроль успеваемости

В течение всего периода освоения программы

Промежуточная аттестация обучающихся

01.12-25.12


Итоговая аттестация

20-31 мая 2020г.

Продолжительность учебных занятий

30 минут

Каникулы зимние

01-03января

Дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками

04.11; 07.01; 23.02; 08.03; 01.05; 09.05; 12.06







2.2 Учебный план


п/п

Название раздела (темы)

Количество часов

Форма аттестации

I

Теоретическая подготовка

1


Правила поведения в бассейне и техника безопасности на занятиях


Контрольный опрос

Влияние физической культуры  на организм человека

Контрольный опрос

II

Плавательная подготовка

34


Жизненно необходимые навыки плавания

21

Тестирование


Ознакомления с плотностью и сопротивлением воды

3


Погружения и открывание глаз в воде

5


Всплывание и лежание на воде

5

Тестирование


Выдохи в воду

3

Тестирование


Скольжение на груди

5

Тестирование


Обучение облегченному способу плавания

13

Тестирование


Обучение технике движений ногами 

при плавании кролем 

4


Обучение технике движений руками  при плавании кролем на груди

3


Координация движений при плавании облегченным способом

6


III

Итоговая аттестация

1

Контрольный опрос

Тестирование



Содержание учебного плана


Раздел 1. Теоретическая подготовка (1 час)


Тема: Правила поведения и техника безопасности на занятиях (в начале занятия 3-5 минут)

Теория: Беседа по правилам поведения и технике безопасности на занятиях

Каждый обучающийся должен знать и соблюдать следующие правила поведения в бассейне:

  • Не бегать в помещении бассейна;

  • Внимательно слушать задание и выполнять его;

  • Входить в воду только по разрешению преподавателя;

  • Спускаться по лестнице спиной к воде;

  • Не стоять без движений в воде;

  • Не мешать друг другу, окунаться;

  • Не наталкиваться друг на друга;

  • Не кричать;

  • Не звать нарочно на помощь;

  • Не топить друг друга;

  • Проситься выйти по необходимости;

  • Выходить быстро по команде педагога.

Тема: Влияние физической культуры на организм человека (в начале занятия 3-5 минут)

Теория: Беседа о влиянии физической культуры на организм человека.

Фундамент физического здоровья закладывается в детстве. Занятие физической культурой и спортом положительно влияют на развитие и укрепление организма человека.

В результате систематических занятий плаванием совершенствуется сердечнососудистая и дыхательная системы, осуществляется коррекция нарушений осанки, лучше развиваются физические качества, осуществляется общее укрепление организма.


Раздел 2. Плавательная подготовка (34 часа)


Жизненно необходимые навыки плавания (21 час)

Тема: Ознакомления с плотностью и сопротивлением воды (3 часа)

Практика: Упражнения на ознакомления с плотностью и сопротивлением воды

Упражнения на освоение с водой и снятие чувства страха перед непривычной средой, упражнения на ознакомление со свойствами воды.

Тема: Погружения и открывание глаз в воде (5 часов)

Практика: Упражнения на погружения

Упражнения для снятия чувства страха, упражнения на погружения, упражнения на открывание глаз в воде.

Тема: Всплывание и лежание на воде (5 часов)

Практика: Упражнения на всплывание и лежание на воде

Упражнения у поручня, упражнения без опоры.

Тема: Выдохи в воду (3 часа)

Практика: Упражнения на выдохи в воду

Упражнения у поручня, упражнения без опоры.

Тема: Скольжение на груди (5 часов)

Практика: Упражнения на скольжение

Упражнения с опорой в движении, упражнения в движении без опоры.

Обучение облегченному способу плавания (13 часов)

Тема: Обучение технике движений ногами при плавании кролем (4 часа)

Практика: Выполнение упражнений для ног при плавании кролем

Упражнения для разучивания движений ногами у поручня, упражнения для разучивания движений ногами с опорой в движении и без неё.

Тема: Обучение технике движений руками  при плавании кролем на груди (3 часа)

Практика: Выполнение упражнений для рук при плавании кролем на груди

Упражнения для разучивания движений руками у поручня, упражнения для разучивания движений руками с опорой в движении и без неё.

Тема: Координация движений при плавании облегченным способом (6 часов)

Практика: Упражнения на координацию движений

Упражнения на координацию с опорой, упражнения на координацию движений без опоры.

Раздел 3. Промежуточная и итоговая аттестация (1 час)


Тема: Промежуточная и итоговая аттестация

Практика: Тестирование.

Промежуточная аттестация проводиться в середине учебного года.

Промежуточная аттестация по темам пройденного теоретического материала проводиться в форме контрольного опроса.

Промежуточная аттестация по плавательной подготовке проводиться в форме: Тестирования.

Итоговая аттестация проводиться по истечению срока реализации программы.

Итоговая аттестация по темам пройденного теоретического материала проводиться в форме контрольного опроса.

Итоговая аттестация по плавательной подготовке проводиться в форме: Тестирования.


















2.3 Условия реализации программы


Обучение плаванию детей дошкольного возраста по программе проходит в крытом бассейне (малая ванна), расположенном в здании МКУ ДО «Аквамарин», по адресу улица Титова – 2, г. Пласт.

Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 30 минут.

Решению поставленных задач способствуют следующие методы и формы работы.

Формы проведения занятий: обучающее занятие, закрепляющее занятие, беседа, игра, итоговое занятие, спортивное мероприятие.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Кадровое обеспечение

Инструктор по гигиене – ответственный за состояние здоровья обучающихся, при необходимости оказывает медицинскую помощь.

Педагог дополнительного образования - ответственный за проведение занятий, согласно образовательной программе. Несет ответственность за безопасность обучающихся на воде.

Матрос спасатель – ответственный за безопасность на воде (производит наблюдение за обучающимися в воде, находясь в помещении бассейна), оказывает помощь в подготовке плавательного инвентаря. Следит за дисциплиной в душевой комнате перед началом и по окончании занятий.

Организационно-педагогические основы деятельности

Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

К занятиям по плаванию допускаются дети без противопоказаний по состоянию здоровья, при наличии медицинской справки. Количество детей в группе не должно превышать 12 человек.

Для достижения ожидаемого результата в учреждении МКУ ДО «Аквамарин» создаются все условия для реализации программ дополнительного образования. Наличие бассейна (малая ванна), необходимого спортивного инвентаря и оборудования.

Малая ванна имеет размер: длина - 10 метров, ширина - 6 метров, минимальная глубина - 0,9 метров, максимальная глубина - 1,1 метра.

Материально-техническое обеспечение программы

Инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности и страховки обучающихся во время занятий в бассейне: Спасательные круги, нарукавники, поплавки, разделительная дорожка, длинный шест, нудлсы.

Пособия предназначенные для наиболее эффективной организации занятий в бассейне: Плавательные доски, резиновые, пластмассовые, тонущие игрушки, шайбы, обручи, мячи разного размера.





2.4 Формы аттестации


Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, аналитический материал (диагностика знаний), методические разработки (тестирование).

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: Открытый урок, спортивное мероприятие, фото.

Промежуточная аттестация проводиться в середине учебного года.

Промежуточная аттестация по темам пройденного теоретического материала проводиться в форме контрольного опроса.

Промежуточная аттестация по плавательной подготовке проводиться в форме: Тестирования.

Итоговая аттестация проводиться по истечению срока реализации программы.

Итоговая аттестация по темам пройденного теоретического материала проводиться в форме контрольного опроса.

Итоговая аттестация по плавательной подготовке проводиться в форме: Тестирования.

Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в форме протокола.
























2.5 Оценочные материалы


В качестве методов диагностики результатов теоретической подготовки используется контрольный опрос по пройденным темам, по общей физической и плавательной подготовке - тестирование. В течение года применяется метод наблюдения.


Теоретическая подготовка

Контрольный опрос

Ф.И.

Теоретический материал



Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

«+» владеет знаниями теоретического материала

«-» не владеет знаниями теоретического материала


Плавательная подготовка

Тестирование

Ф.И.

ребенка

Гигиенические процедуры

Дыхание

Скольжение на груди

Участие в играх

Плавание кролем

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация



Критерии оценивания - оптимальный, допустимый, недопустимый

Оптимальный уровень (4-5 баллов) - упражнение выполняется уверенно, с соблюдением основных требований к технике данного упражнения

Допустимый уровень (3 балла) - упражнение выполняется уверенно, но есть незначительные ошибки в выполнении данного упражнения

Недопустимый уровень (1-2 баллов) – упражнение не выполняется, либо выполняется неуверенно, есть грубые ошибки в выполнении данного упражнения











2.6 Методические материалы


п/п

Раздел

Форма занятия

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

I

Теоретическая подготовка


Инструктаж

Беседа

Вербальный

Наглядный

Объяснительно-илюстративный


Плакаты

Иллюстрации

Методическая разработка Н.Михайловой

Мультимедийный проектор

II

Плавательная

подготовка

Занятие

Урок

Игра

Вербальный

Наглядный


«Обучение плаванию в детском саду» Т.И.Осокиной



Спасательные круги

Нарукавники Обручи

Плавательные доски

Поплавки Нудлсы

























2.7 Список литературы


Список литературы для педагогов


  1. Буйвола Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый — №15. С. 567-572. 2018г.— URL https://moluch.ru/archive/95/21459/

  2. Булгакова Н.Ж. Плавание / М: Физкультура и спорт , 2017г.

  3. Белиц-Гейман С.В. Плавание/ М: Просвещение, 2014г.

  4. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей детского сада / Осокина Т.И. и др. - М.: Просвещение, 1991г.

  5. Карпенко Е.Н. «Плавание: игровой метод обучения» / Москва, 2018г.

  6. Методическая разработка Н. Михайловой 18.03.2018г. [Электронный ресурс] https://anatomiya-zdoroviya.ru/zdorove-tela/dvigatelnaya-aktivnost/dejstviya-po-okazaniyu-pomoshhi-utopayushhemu.html

  7. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ [Электронный ресурс] .— URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/


Список литературы для обучающихся

1. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. М: Физкультура и спорт, 2018г.

2. Велитченко В.К. Как научиться плавать /М.:Терра-Спорт, 2015г.

3. Коротков Н.М. «Подвижные игры» / Москва, «Знание», 2016г.

Список литературы для родителей

1.Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь – плавание /М.: ООО «Издательство АСТ», 2017г.

2. Мухортова Е.Ю. Обучение плаванию малышей /Москва «Физкультура и спорт» - 2017г.

3. Карпенко Е.Н. «Плавание: игровой метод обучения» / Москва, 2018г.
















Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 11500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru