В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Рабочая программа по природоведению для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)




МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»


Принято

городским методическим

объединением учителей

начальных классов

Протокол № от августа 2013г.

Утверждаю

Директор МБОУ школы№12 В.М. Егорова Приказ № от августа 2013г.




Рабочая программа

по природоведению

для 5 класса

специального (коррекционного) образования VIII вида

(надомное обучение)

на 2013- 2014учебный год.


Рабочая программа составлена на основе программы

Авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Под редакцией В.В.Воронковой








Составитель: Федоровская Т.А. учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной целью курса природоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.


Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека

  • установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений

  • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.

  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.


Рабочая программа курса «Природоведение» в 5 классе СКОУ VIII вида составлена на основе программы В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках.


Программа рассчитана на 34 ч в год, 1 ч – в неделю.


Учебник:

Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / И.В. Романов, Р.А. Петросова. – М: «Дрофа», 2012


Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:

  1. Окружающий нас мир

  2. Изменения в жизни природы

  3. Наша Родина – Россия

  4. Увлекательные путешествия в мир природы

  5. Рядом с нами

  6. Коротко о главном


Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность обучающихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития школьников с ОВЗ, их познавательных возможностей и интересов.

Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения.


Учебно-тематический план (34 ч)

Тема

Кол.часов

Окружающий нас мир

1

Изменения в жизни природы

11

Наша Родина – Россия

5

Увлекательные путешествия в мир природы

12

Рядом с нами

4

Коротко о главном

1



СОДЕРЖАНИЕ


Окружающий нас мир

Человек и природа


Изменения в жизни природы

Календарь природы. Погода. Температура воздуха. Вода в воздухе. Осадки. Ветер. Прогноз погоды. Смена дня и ночи. Суточные часы. Сутки в жизни растений и животных. Смена времён года. Осень. Зима. Весна. Лето. Многолетние изменения в природе. Многообразие живых организмов


Наша Родина - Россия

Российская Федерация. Города и сёла. Москва – столица России. Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые. Природа России. Заповедники и национальные парки


Увлекательные путешествия в мир природы

Лес. Растения леса. Грибы. Лесной дом и его обитатели. Птицы леса. Змеи и ящерицы. Насекомые леса.

Луг. Луговые травы. Животный мир луга.

Обитатели почв.

Болото. Растения болот. Птицы болот.

Вода на Земле. Животные морей и океанов. Жизнь на границе двух сред


Рядом с нами

Культурные растения. Сад. Цветочно-декоративные растения. Огород. Поле. Природа и наше будущее


Коротко о главном

Вопросы и задания для повторения. Краткий словарь


Закрепление знаний на практике:

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.

Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в местный краеведческий музей.

Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на приусадебном участке; ведение дневников (о наблюдениях).

Ожидаемые результаты освоения программы:

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Практика взаимодействия с окружающим миром

  • Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;

  • Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;

  • Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны уметь:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

  • связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

  • выполнять рекомендуемые практические работы;

  • соблюдать правила безопасности труда;

  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Обучающиеся должны знать:

  • обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
    природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

  • расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

  • основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.


Календарно-тематическое поурочное планирование по природоведению в 5 классе – 34 ч


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Информационное обеспечение

Дата

Окружающий нас мир (1ч)

Человек и природа. Окно в природу «Далёкий остров»

1

комбинированный

с.8,10


Изменения в жизни природы (11 ч)

Календарь природы. Погода. Температура воздуха

1

комбинированный

с.14,16,18


Вода в воздухе. Осадки. Ветер

1

комбинированный

с.20,23


Прогноз погоды. Человек и его здоровье «Погода и мы»

1

комбинированный

с.27,28;зад.8-9


Смена дня и ночи. Суточные часы

Человек и его здоровье «Режим дня школьника»

1

комбинированный

с.30,32,34;зад.10-11


Сутки в жизни растений и животных

Окно в природу «Синичка-лазоревка»

Человек и его здоровье «Утренняя зарядка»

1

комбинированный

с.36,39,41;зад.12-13


Смена времён года

1

комбинированный

с.43;зад.14-16


Осень. Окно в природу «Осенние приготовления»

Зима. Окно в природу «Спасаясь от зимней стужи»

1

комбинированный

с.44,47,48,50


Весна. Лето. Человек и его здоровье «Без болезней круглый год»

1

комбинированный

с.52,54,57


Многолетние изменения в природе

1

комбинированный

с.58;зад.17


Многообразие живых организмов

1

комбинированный

с.61


Изменения в жизни природы

1

обобщение и систематизация знаний

зад.1-7


Наша Родина – Россия (5 ч)

Российская Федерация. Города и сёла

1

комбинированный

с.66,68;зад.18,19


Окно в природу «Один день нашей Родины». Москва – столица России

1

комбинированный

с.69,72;зад.20,21


Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые

1

комбинированный

с.74,77;зад.22,23


Природа России. Заповедники и национальные парки

1

комбинированный

с.79,82;зад.24,25


Окно в природу «Полуостров Кони»

1

комбинированный

с.85;зад.26-28


Увлекательные путешествия в мир природы (12 ч)

Лес. Растения леса. Грибы

1

комбинированный

с.90,92,94


Лесной дом и его обитатели. Окно в природу «Лесные охотники»

1

комбинированный

с.97,100;зад.29


Птицы леса. Окно в природу «Ночная тишина»

1

комбинированный

с.102,105;зад.31


Змеи и ящерицы. Насекомые леса. Человек и его здоровье «Встречи в лесу»

1

комбинированный

с.106,108,110;зад.33


Луг. Луговые травы

1

комбинированный

с.113,115;зад.34


Животный мир луга. Окно в природу «Насекомые луга»

1

комбинированный

с.118,120;зад.35


Обитатели почв. Окно в природу «Крот»

1

комбинированный

с.123,125


Болото. Растения болот

1

комбинированный

с.126,128;зад.37


Птицы болот. Окно в природу «Комары»

1

комбинированный

с.130,133;зад.38


Вода на Земле. Животные морей и океанов

1

комбинированный

с.134,138;зад.39


Жизнь на границе двух сред. Окно в природу «Зимняя жизнь бобра»

1

комбинированный

с.141,145


Увлекательные путешествия в мир природы

1

обобщение и систематизация знаний

зад.30,32,36


Рядом с нами (4 ч)

Культурные растения. Сад. Цветочно-декоративные растения. Окно в природу «Жабы»

1

комбинированный

с.148,150,153,155


Огород. Окно в природу «Сорняки». Поле

1

комбинированный

с.156,159,160


Природа и наше будущее

1

комбинированный

с.163


Рядом с нами

1

обобщение и систематизация знаний

зад.40-43


Коротко о главном (1 ч)

Страницы юного натуралиста

1

обобщение и систематизация знаний

зад.44-50



Список литературы


  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.

  2. Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / И.В. Романов, Р.А. Петросова. – М.: «Дрофа», 2012



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru