В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Рабочая программа по природоведению для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение) природоведение. 5 класс. Федоровская Т.А.

Получить подборку Войдите для скачивания файлов




МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»


Принято

городским методическим

объединением учителей

начальных классов

Протокол № от августа 2013г.

Утверждаю

Директор МБОУ школы№12 В.М. Егорова Приказ № от августа 2013г.




Рабочая программа

по природоведению

для 5 класса

специального (коррекционного) образования VIII вида

(надомное обучение)

на 2013- 2014учебный год.


Рабочая программа составлена на основе программы

Авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Под редакцией В.В.Воронковой








Составитель: Федоровская Т.А. учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной целью курса природоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.


Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека

  • установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений

  • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.

  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.


Рабочая программа курса «Природоведение» в 5 классе СКОУ VIII вида составлена на основе программы В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках.


Программа рассчитана на 34 ч в год, 1 ч – в неделю.


Учебник:

Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / И.В. Романов, Р.А. Петросова. – М: «Дрофа», 2012


Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:

  1. Окружающий нас мир

  2. Изменения в жизни природы

  3. Наша Родина – Россия

  4. Увлекательные путешествия в мир природы

  5. Рядом с нами

  6. Коротко о главном


Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность обучающихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития школьников с ОВЗ, их познавательных возможностей и интересов.

Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения.


Учебно-тематический план (34 ч)

Тема

Кол.часов

Окружающий нас мир

1

Изменения в жизни природы

11

Наша Родина – Россия

5

Увлекательные путешествия в мир природы

12

Рядом с нами

4

Коротко о главном

1



СОДЕРЖАНИЕ


Окружающий нас мир

Человек и природа


Изменения в жизни природы

Календарь природы. Погода. Температура воздуха. Вода в воздухе. Осадки. Ветер. Прогноз погоды. Смена дня и ночи. Суточные часы. Сутки в жизни растений и животных. Смена времён года. Осень. Зима. Весна. Лето. Многолетние изменения в природе. Многообразие живых организмов


Наша Родина - Россия

Российская Федерация. Города и сёла. Москва – столица России. Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые. Природа России. Заповедники и национальные парки


Увлекательные путешествия в мир природы

Лес. Растения леса. Грибы. Лесной дом и его обитатели. Птицы леса. Змеи и ящерицы. Насекомые леса.

Луг. Луговые травы. Животный мир луга.

Обитатели почв.

Болото. Растения болот. Птицы болот.

Вода на Земле. Животные морей и океанов. Жизнь на границе двух сред


Рядом с нами

Культурные растения. Сад. Цветочно-декоративные растения. Огород. Поле. Природа и наше будущее


Коротко о главном

Вопросы и задания для повторения. Краткий словарь


Закрепление знаний на практике:

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.

Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в местный краеведческий музей.

Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на приусадебном участке; ведение дневников (о наблюдениях).

Ожидаемые результаты освоения программы:

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Практика взаимодействия с окружающим миром

  • Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;

  • Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;

  • Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны уметь:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

  • связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

  • выполнять рекомендуемые практические работы;

  • соблюдать правила безопасности труда;

  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Обучающиеся должны знать:

  • обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
    природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

  • расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

  • основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.


Календарно-тематическое поурочное планирование по природоведению в 5 классе – 34 ч


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Информационное обеспечение

Дата

Окружающий нас мир (1ч)

Человек и природа. Окно в природу «Далёкий остров»

1

комбинированный

с.8,10


Изменения в жизни природы (11 ч)

Календарь природы. Погода. Температура воздуха

1

комбинированный

с.14,16,18


Вода в воздухе. Осадки. Ветер

1

комбинированный

с.20,23


Прогноз погоды. Человек и его здоровье «Погода и мы»

1

комбинированный

с.27,28;зад.8-9


Смена дня и ночи. Суточные часы

Человек и его здоровье «Режим дня школьника»

1

комбинированный

с.30,32,34;зад.10-11


Сутки в жизни растений и животных

Окно в природу «Синичка-лазоревка»

Человек и его здоровье «Утренняя зарядка»

1

комбинированный

с.36,39,41;зад.12-13


Смена времён года

1

комбинированный

с.43;зад.14-16


Осень. Окно в природу «Осенние приготовления»

Зима. Окно в природу «Спасаясь от зимней стужи»

1

комбинированный

с.44,47,48,50


Весна. Лето. Человек и его здоровье «Без болезней круглый год»

1

комбинированный

с.52,54,57


Многолетние изменения в природе

1

комбинированный

с.58;зад.17


Многообразие живых организмов

1

комбинированный

с.61


Изменения в жизни природы

1

обобщение и систематизация знаний

зад.1-7


Наша Родина – Россия (5 ч)

Российская Федерация. Города и сёла

1

комбинированный

с.66,68;зад.18,19


Окно в природу «Один день нашей Родины». Москва – столица России

1

комбинированный

с.69,72;зад.20,21


Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые

1

комбинированный

с.74,77;зад.22,23


Природа России. Заповедники и национальные парки

1

комбинированный

с.79,82;зад.24,25


Окно в природу «Полуостров Кони»

1

комбинированный

с.85;зад.26-28


Увлекательные путешествия в мир природы (12 ч)

Лес. Растения леса. Грибы

1

комбинированный

с.90,92,94


Лесной дом и его обитатели. Окно в природу «Лесные охотники»

1

комбинированный

с.97,100;зад.29


Птицы леса. Окно в природу «Ночная тишина»

1

комбинированный

с.102,105;зад.31


Змеи и ящерицы. Насекомые леса. Человек и его здоровье «Встречи в лесу»

1

комбинированный

с.106,108,110;зад.33


Луг. Луговые травы

1

комбинированный

с.113,115;зад.34


Животный мир луга. Окно в природу «Насекомые луга»

1

комбинированный

с.118,120;зад.35


Обитатели почв. Окно в природу «Крот»

1

комбинированный

с.123,125


Болото. Растения болот

1

комбинированный

с.126,128;зад.37


Птицы болот. Окно в природу «Комары»

1

комбинированный

с.130,133;зад.38


Вода на Земле. Животные морей и океанов

1

комбинированный

с.134,138;зад.39


Жизнь на границе двух сред. Окно в природу «Зимняя жизнь бобра»

1

комбинированный

с.141,145


Увлекательные путешествия в мир природы

1

обобщение и систематизация знаний

зад.30,32,36


Рядом с нами (4 ч)

Культурные растения. Сад. Цветочно-декоративные растения. Окно в природу «Жабы»

1

комбинированный

с.148,150,153,155


Огород. Окно в природу «Сорняки». Поле

1

комбинированный

с.156,159,160


Природа и наше будущее

1

комбинированный

с.163


Рядом с нами

1

обобщение и систематизация знаний

зад.40-43


Коротко о главном (1 ч)

Страницы юного натуралиста

1

обобщение и систематизация знаний

зад.44-50



Список литературы


  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.

  2. Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / И.В. Романов, Р.А. Петросова. – М.: «Дрофа», 2012



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru