Урок №107 Дата__14.02.14 г.
Тема |
Обыкновенные дроби |
||
Тип урока |
Урока систематизации и обобщения знаний и умений |
||
Цели урока |
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях; закрепить навык выделения целой части из дроби; сложения и вычитания дробей; сложение и вычитание смешанных чисел; решение задач на дроби; усилить практическую направленность обучения. Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность, внимательность; развивать умение рационально планировать работу; осуществлять контроль за своей деятельностью. Воспитательные: формировать устойчивую мотивацию и интерес к учению; учить ясно и точно выражать свои мысли; проводить рефлексию деятельности ребенка, развивать умения работать в группе (паре). Предметные:обобщить и систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях. Личностные: формировать умения планировать свои действия в соответствии с учебным заданием; формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения; проявлять инициативу при выполнении заданий; осознать значимость обыкновенных дробей в практической жизни; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли; исправлять и дополнять ответы других учащихся. Метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; видеть математическую задачу в окружающей жизни; самостоятельно определять цель своего обучения; осуществлять контроль своей деятельности по эталону; строить логические рассуждения. |
||
Планируемые результаты |
Учащийся покажет все знания, полученные по теме: понятие обыкновенной дроби, правильные и неправильные дроби, смешанные числа, решение задач на дроби, преобразование неправильной дроби в смешанное число или натуральное число, преобразование смешанных чисел в неправильную дробь, решение примеров на сложение и вычитание смешанных чисел, решение уравнений с дробями. |
||
Основные понятия |
Обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби, неправильная и правильная дробь, смешанное число, целая часть смешанного числа, дробная часть смешанного числа, свойство дробной части смешанного числа, правило преобразования неправильной дроби в смешанное или натуральное число, правило сложения и вычитания смешанных чисел. |
||
Оборудование |
Учебник: Математика. 5 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, . В.Б. Полонский, М.С. Якир.-М.: Вентана-Граф, 2013. мультимедиа проектор, компьютер, карточки с задачей, карточки самооценивания, по три круга, имитирующие олимпийские медали, макеты-картинки апельсина и лимона, презентация |
||
Формы работы учащихся: |
Фронтально, в парах, групповая, самостоятельно. |
||
№ п/п |
Этап урока |
Предполагаемое время (мин) |
|
1 |
Организационный этап |
2 |
|
2 |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
2 |
|
3 |
Актуализация знаний |
4 |
|
5 |
Обобщение и систематизация знаний(м.диктант) |
10 |
|
Физминутка |
1 |
||
Применение знаний и умений в новой ситуации |
20 |
||
6 |
Рефлексия учебной деятельности. |
3 |
|
7 |
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу |
2 |
|
8 |
Информация о домашнем задании. |
1 |
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
-
формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов;
-
преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем;
• познавательными УУД:
-
собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;
• коммуникативными УУД:
-
высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностными УУД:
-
осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемые результаты обучения |
Предметные |
уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие обыкновенные дроби |
понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение |
умение решать основные типы задач на дроби |
понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение |
|
Регулятивные |
самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном |
самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму |
планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления |
совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними |
|
Познавательные |
закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на дроби; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, на сложение и вычитание смешанных чисел, задач по теме «Обыкновенные дроби». |
самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. |
Коммуникативные |
умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. |
совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Личностные |
формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе. |
самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Структура и ход урока
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Время (в мин) |
Формируемые УУД |
1. Организационный этап |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. |
Включаются в деловой ритм урока. |
2 |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. |
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. |
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. |
2 |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные:умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
3. Актуализация знаний |
Актуализация опорных знаний и способов действий. |
Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты. |
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. |
4 |
Познавательные:структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные:контроль иоценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
4. Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений. |
Показать разнообразие задач на дроби, решаемых в жизни. |
Организация и контроль за процессом решения задач. |
Работают у доски, в группах, по учебнику |
10 |
Познавательные:формирование интереса к данной теме. Личностные:формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка |
Смена деятельности. |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. |
1 |
|
4. Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений. |
Продолжение этапа №4. |
20 |
|
||
6. Рефлексия учебной деятельности |
Дать количественную оценку работы учащихся |
Подводит итоги работы групп и класса в целом. |
Учащиеся сдают карточки самооценивания. |
3 |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
7.Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. |
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. |
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. |
2 |
Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные:умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
8. Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания |
Дает комментарий к домашнему заданию |
Учащиеся записывают в дневники задание. |
1 |
|
№п \п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
|
Деятельность учеников |
||||||||||||
1 |
Организационный этап |
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Посмотрите и улыбнитесь им. Посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь. Ведь хорошее настроение помогает справиться с любыми трудностями. - Оцените уровень готовности к уроку. Кому-нибудь нужна моя помощь? - Подпишите корточки самооценивания. Не забывайте обращаться к ним в течение урока. - Ребята, как вы думаете, что записано на доске? (14; 2; 2). Расшифруйте. Ребята, какие числа называются смешанными? - Какой вариант ответа очень хорошо подойдет к записи сегодняшнего числа? - А какое число нельзя использовать и почему? |
2 |
Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания Смешанные числа, сегодняшняя дата. 14 2 Это число записано неверно, в дробной части смешанного числа должна быть только правильная дробь. |
||||||||||||
2 |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
-Давайте вспомним, в последнее время, над каким проектом мы с вами работали? - Для чего мы изучаем дроби? Может быть, эти знания нам не нужны в жизни? - Вспомните, все что мы изучали по данной теме, подумайте, над чем бы вы хотели еще поработать, и в своих листках самооценивания озвучьте данную проблему -Какие же цели урока вы перед собой поставили? -Итак! Мы начинаем! |
2 |
Писали рукописную книгу по теме «Обыкновенные дроби» - В кулинарии: рецепты блюд бывают в частях, дробях; в аптеках изготавливают лекарства по рецептам; при вступлении в наследство, определяют, какая доля наследства кому принадлежит. - Ученики записывают свою цель урока. - Вспомнить, какие дроби называются правильными и неправильными, как сравнивать дроби, как складывать и вычитать дроби, решать задачи на дроби |
||||||||||||
3 |
Актуализация знаний |
Слайд №1(Устно)
- Какой вывод можно сделать? Первый этап урока прошел, не забываем про самооценку. Продолжаем стремиться достигать цели. |
4 |
Учащиеся устно выполняют предложенные задания. 1)(половина, полчаса, 30 минут);(четверть, 15 минут); (треть, 20 минут);. - Одно и тоже можно сказать по – разному! |
||||||||||||
4 |
Обобщение и систематизация знаний. |
Слайд №2 Математический диктант (проверяем по эталону) -У кого за эту работу «5», «4», «3»? - Каким правилом пользовались? -Как сложить(вычесть) смешанные числа? Проанализируйте, воспользовавшись листком самооценки. |
10 |
Работа в группах Записывают решение в тетрадях, меняются тетрадями и проверяют по эталону, выставляют оценки. -Ученики поднимают руки. - Рассказывают правила сложения и вычитания смешанных чисел. - Самооценка. |
||||||||||||
5 |
Физминутка |
Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». |
1 |
|
||||||||||||
6 |
Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации |
- Ребята, какое мероприятие мирового масштаба проходит в эти дни в нашей стране? -Назовите дату начала игр в виде смешанного числа. - Каким вы думаете, каким должен быть спортсмен, чтобы попасть на олимпиаду? -Что для этого нужно делать? - А нам необходимо следить за своим здоровьем, заниматься спортом? Согласно легенде, греческий воин за долго до нашей эры после битвы при Марафоне пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин, чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и упал замертво. Марафонская дистанция включена в Олимпийские игры. (вызываю к доске ученика) №1 (марафонская дистанция) Длина марафонской дистанции 42км 192м. Дистанция разделена на 4 этапа одинаковой длин. Бегун пробежал три этапа. Сколько он пробежал? Сколько ему осталось бежать до финиша?
! Как можно сказать по-другому? 3/4
42 км 192 м - Каким должен быть спортсмен, пробегая такую дистанцию? Для сохранения и повышения иммунитета человеку необходимо употреблять продукты, содержащие витамин С. - В каких продуктах содержится витамин С? - Кто-нибудь слышал? - Я сейчас вам раскрою секрет, а вы внимательно слушайте и запоминайте (показываю апельсин и лимон) - Что вы видите на доске и у вас на столах? - Оказывается, в этих цитрусовых содержится большой запас витаминов. -Ребята, следующую работу я предлагаю выполнить в группах. У вас получится командный зачат, как на олимпиаде. В каком виде спорта он был и принес нашей команде ЗОЛОТО? №2 (Если хочешь быть здоров!) Суточная норма витамина С для взрослого человека – 80 мг. В 1 апельсине около 60 мг, а в 1 лимоне – 40 мг витамина С Необходимо выяснить: 1. Какую часть суточной нормы этого витамина получит организм человека при употреблении 1 апельсина? 2. Какую часть суточной нормы этого витамина получит организм человека при употреблении 1 лимона? 3.Сколько нужно съесть в сутки апельсинов, чтобы пополнить организм витамином ? 4. Сколько нужно съесть в сутки апельсинов, чтобы пополнить организм витамином ? 5. Какую часть апельсина нужно съесть, если вы съели один лимон? 6. Какую часть лимона нужно съесть, если вы съели один апельсин? Решите задачу и подумайте, как можно смоделировать на картинках данный ответ? - Придумайте другие задачи по этому макету дома. (выберите ответственного в группе, кто будет обосновывать ответ) - Макет, как обычно, можно приклеить в тетрадь! -Не забудьте оценить себя? -Приближаемся ли мы к цели? - Ребята, откуда мы с вами черпаем знания? - А что мы еще не повторили? №779 (1,2) стр. 199(два ученика выходят к доске и выполняют работу самостоятельно)
х = 6- 4, х = 25 - 8, х= 1 х = 16 Ответ: 1 Ответ: 16 |
5 10 5 |
ХХ зимние Олимпийские игры. 7 - Здоровым. Физически развитым. - Заниматься спортом, правильно питаться, соблюдать режим дня. Работа у доски 42км 192 м=42192м 42192/4=10548 (м) длина одной дистанции 42192 -(10548 ∙ 3)=10548 м (осталось пробежать) Ответ: этапа; 10 км 548 м; три четверти - Спортсмен должен быть выносливым на такой дистанции, важно чтобы он был здоров, чтобы у него был хороший иммунитет -Фигурное катание. Работают в группах.
Работа по учебнику - Из учебника. -Уравнения. |
||||||||||||
7 |
Рефлексия учебной деятельности. |
- Урок подходит к завершению. Подведем итог, выставим оценки! Оцените свою деятельность на уроке, воспользовавшись листом самооценки. - У кого какие результаты получились? -А на соревнованиях как оценивают деятельность спортсменов? - На столах перед вами лежат медали. Выберите ту медаль, которой вы сегодня достойны: |
3 |
-Выставляют оценки. - Получают медали. |
||||||||||||
8 |
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу |
- Ребята, понравился ли вам урок? -Что понравилось? -Мне хочется сказать вам СПАСИБО! |
2 |
|
||||||||||||
9 |
Информация о домашнем задании. |
-Урок заканчивается и заканчивается наша первая книга. - Составить тест к рукописной книге на 5 заданий. См. стр.202. Образец. |
1 |
|
Карточка самооценивания.
Ф. И. _______________________________________________
Система оценивания:
"+,+" - справился с задачей без затруднений,
"±" - справился с задачей, но возникали сложности,
"-, -" - не справился с задачей.
№ задания |
Задание |
Оценка |
1 |
Устный счет |
|
2 |
Математический диктант |
|
3 |
№1 |
|
4 |
№2 |
|
5 |
№779 |
|
6 |
Итого: ваша оценка за урок |
|
Если у вас: 10 - 9 «+» - ставим оценку «5»;
8 - 7 «+» - «4»;
6 –4 «+» - «3».
Макет апельсина и лимона .
№1 (Марафонская дистанция)
Длина марафонской дистанции 42км 192м. Дистанция разделена на 4 этапа одинаковой длины. Бегун пробежал три этапа. Сколько он пробежал?
Сколько ему осталось бежать до финиша?
-
Выразите ответ в виде дроби.
-
Дайте ответ на вопрос задачи в километрах и метрах.
№2 (Если хочешь быть здоров!)
Суточная норма витамина С для взрослого человека – 80 мг.
В 1 апельсине около 60 мг, а в 1 лимоне – 40 мг витамина С
Необходимо выяснить:
-
Какую часть суточной нормы этого витамина получит организм человека при употреблении 1 апельсина?
-
Какую часть суточной нормы этого витамина получит организм человека при употреблении 1 лимона?
-
Сколько нужно съесть в сутки апельсинов, чтобы пополнить организм витамином? (смоделировать)
-
Сколько нужно съесть в сутки лимонов, чтобы пополнить организм витамином ?(смоделировать)
-
Какую часть апельсина нужно съесть, если вы съели один лимон? (смоделировать)
-
Какую часть лимона нужно съесть, если вы съели один апельсин? (смоделировать)
Решите задачу и подумайте, как можно смоделировать на картинках данный ответ?
Самоанализ урока
Класс: 5.
Тема урока: Обыкновенные дроби
Тип урока: Урока систематизации и обобщения знаний и умений
Цели урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях; закрепить навык выделения целой части из дроби; сложения и вычитания дробей; сложение и вычитание смешанных чисел; решение задач на дроби; усилить практическую направленность обучения.
Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность, внимательность; развивать умение рационально планировать работу; осуществлять контроль за своей деятельностью.
Воспитательные: формировать устойчивую мотивацию и интерес к учению; учить ясно и точно выражать свои мысли; проводить рефлексию деятельности ребенка; развивать умения работать в группе (паре).
Предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях.
Личностные: формировать умения планировать свои действия в соответствии с учебным заданием; формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения; проявлять инициативу при выполнении заданий; осознать значимость обыкновенных дробей в практической жизни; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли; исправлять и дополнять ответы других учащихся.
Метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; видеть математическую задачу в окружающей жизни; самостоятельно определять цель своего обучения; осуществлять контроль своей деятельности по эталону; строить логические рассуждения.
Данный урок математики проводился согласно календарно-тематическому планированию и программы: Математика: программы: 5-9 классы /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,Е.В. Буцко. 2 изд., дораб. –М.: Вентана-Граф, 2013.- 112 с.
Урок полностью соответствовал возрасту обучающихся, их познавательным интересам. В группе обучается 22 человека: 15 мальчиков и 7 девочек. Все дети с разными учебными возможностями и способностями. У многих есть желание учиться, узнавать новое, стремятся к саморазвитию и самообразованию, но есть дети, которым нелегко справляться с предложенными заданиями. На уроке были активны, внимательны, работоспособны. Считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик».
В своей работе я планировала на каждом этапе урока сформировать следующие УУД:
1 |
Организационный этап |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2 |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
3 |
Актуализация знаний |
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
4 |
Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений. |
Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей |
5 |
Рефлексия учебной деятельности |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
|
6 |
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу |
Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
Формы работы: парно - групповая, индивидуальная, фронтальная, которые позволили обучающимся развивать навыки их самостоятельной деятельности, а также показали их творческую активность.
Этапы урока:
№ п/п |
Этап урока |
Предполагаемое время (мин) |
1 |
Организационный этап |
2 |
2 |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
2 |
3 |
Актуализация знаний |
4 |
5 |
Обобщение и систематизация знаний (м.диктант) |
10 |
Физминутка |
1 |
|
Применение знаний и умений в новой ситуации |
20 |
|
6 |
Рефлексия учебной деятельности. |
3 |
7 |
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу |
2 |
8 |
Информация о домашнем задании. |
1 |
технологической карте данного урока прописаны формируемые умения на каждом этапе урока (регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные), деятельность учителя и обучающихся (см.технологическую карту).
На протяжении всего урока учитывался новый уровень мотивации учащихся, который характеризуется самостоятельностью при постановке целей урока, поиске необходимой информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности.
Планирование урока построено на основе личностно-ориентированного подхода, когда в центре всей учебной деятельности на занятии стояла личность самого ученика.
На уроке были реализованы следующие принципы: принцип направленности обучения на комплексное решение задач; принцип доступности обучения.
Считаю, что основные цели данного урока – достигнуты. Структура урока выдерживалась: организационная часть, закрепление материала всей темы и инструкции по выполнению домашнего задания (вызов, осмысление нового материала, рефлексия).
Закрепление материала, что является основной частью этого типа урока, проходило в игровой форме. Были предложены задания, связанные с олимпийской тематикой и здоровым образом жизни.
Вся работа на уроке была направлена на активизацию познавательной деятельности обучающихся данного возраста.
Рефлексия позволила обучающимся выразить свое отношение к уроку: ответили на вопросы, обменялись своими мнениями, проговорили домашнее задание.
На мой взгляд, урок поставленных целей достиг.
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «“Нейространички”: эффективные упражнения на синхронизацию работы правого и левого полушарий головного мозга детей дошкольного и младшего школьного возраста»