В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Конспект+презентация урока русского языка, 3 класс. Тема: "Фонетика и состав слова"





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3

г. Вольска Саратовской области»




Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока: «Фонетика и состав слова»

Класс: 3А

Автор урока: Андреева Ирина Ивановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории,

МОУ СОШ №3 г.Вольска Саратовской области,

Тип урока: отработки умений и рефлексии

УМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 класс








Образовательная цель: закрепить знания о фонетике; совершенствовать умение сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции; повторить изученные признаки родственных слов; проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа; совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление из причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.)

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий-понятий, алгоритмов.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы

Будем думать, отвечать

И друг другу помогать.

-Ребята, а мне хочется пожелать вам удачно справиться со всеми заданиями сегодняшнего урока. И пусть пословица «С малой удачи начинается большой успех» станет девизом нашего урока.

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.


(слайд 1)

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)


II. Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

Итак, вперед – время не ждет, к повторению и новым открытиям нас зовет.

1. На экране: стар.сть, п.ход, н.винки, зав.рной, сам.лет. (слайд 2)

-Посмотрите на экран.

-Как вы думаете, каким может быть здание к данной группе слов?

-Можете вы сразу решить какую букву надо писать?

- Какие звуки слышим? Какие буквы напишем? (слайд 3)

-Назовите часть слова, в которой была пропущена буква. (слайд 4)


2. Ребята, мы с вами увлеклись выполнением задания, а уже пора определиться с темой урока. Ориентируясь на первое задание, можете ли вы определить тему.

(«Повторение фонетики и состава слова») (слайд 5)

Урок закрепления даст нам понять,

Что мы умеем и что должны знать.

3. Для чего нам нужны знания о звуках и буквах русского языка, о составе слова? Какие задачи поставим перед собой сегодня на уроке?

(1. Вспомним и закрепим знания о фонетике;

2. Будем сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции;

3. Обобщим знания о частях слова;

4. Будем развивать орфографическую зоркость

5. Развивать память и внимание.)

4. У вас на партах есть карточки самоконтроля. На них записан план урока, перечислены задания, которые вы будете выполнять на уроке и графа самооценки. Как в ней работать вы уже знаете, не забывайте фиксировать в ней свои достижения.


Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос.

Аргументированно объясняют постановку той или иной буквы.

( Надо знать место орфограммы в слове и правила проверки)


Определяют тему урока.





Составляют план работы на уроке.






Настраиваются на серьезную работу

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)


Планирование учебного сотрудничества (К)

III. Локализация индивидуальных затруднений

Цель этапа: осознание места и причин собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

5.Посмотрите на план. Сейчас нам предстоит выполнить письменную работа – чистописание. Обратим свои взоры снова на экран.

- Буквы, которые вы будем писать на строчке чистописания вы должны отыскать сами. Итак, первая буква

1) находится в корне слова, в котором имеются все составные части, обозначает парный звонкий твёрдый согласный звук. Какая это буква? (в)

2) находится в корне сложного слова, в приставке прилагательного. Какая это буква? (а)

- Какие буквы вы записали? (в а………

- А теперь продолжите этот ряд до конца строки, записывая дальше все гласные буквы в алфавитном порядке (а, е, е, и, о, у, ы, э, ю, я)

-На 2-ой строчке запишите слова: стар.сть, п.ход, н.винки, зав.рной, сам.лет,

выделите часть слова со вставленной буквой.

6. А я еще хочу усложнить вам задачу и надеюсь, что вы справитесь.

Работать будете в группе, задание устное. Итак, задание:

Исключите из цепочки слов по одному лишнему слову по какому-либо признаку. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

(1.заварной - прил., 2.самолет - сложное слово, 3.новинки – мн.ч.)



Опорный текст. Индивидуальная работа.



Задание на развитие внимания, памяти.



Взаимопроверка в парах.


Самооценка в листах контроля.



Работа в группе.

1 ряд -1группа, 2 ряд -2 гр.,

3 ряд-3гр.)

Отвечает –один.


Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)






Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Цель этапа: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

7. Закрепление знаний о фонетике (слайд 6)

-1 группа: Сколько гласных букв в русском языке? (10) А звуков? (6: а, о, ы, и, у, э)

-2.группа: Какие гласные буквы могут обозначать мягкость предшествующего согласного звука? (я, е, и, ю, е)

-3группа: Какие гласные буквы могут обозначать сразу два звука и какие?

(я-йа, ю-йу…)

-1 группа: Когда эти буквы обозначают два звука?

-2 группа: Какие позиции гласных звуков сильные? (под ударением)

-3 группа: Какие позиции гласных звуков слабые? (безударные)

- Молодцы! Эти знания пригодятся вам в нашей дальнейшей работе.

Ответы на вопросы, работа с интерактивной доской


Работа в группах

(разделить вопросы для групп)

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

V. Реализация построенного проекта

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий

6. Откройте учебник с.139 упр. 1. Прочитайте стихотворение.

- Кто главные герои этого стихотворения? А как вы думаете, действительно у краба нет жабр?

Тропические земляные крабы всю жизнь проводят на суше, обитая на голых пустынных участках, где над песками гордо высятся огромные пальмы и кактусы. Этих крабов можно встретить на расстоянии нескольких километров от моря, где в поисках пищи они рыщут по прогалинам, заросшим колючим кустарником. Питаются эти крабы листьями и другой зеленью.

Основная проблема для сухопутных крабов — борьба с высыханием. Эту задачу они решают несколькими способами. Во-первых, высыханию препятствуют плотные известковые покровы тела, во-вторых, крабы выходят на охоту только ночью или после сильных тропических ливней, в сухое время скрываясь в подземных норах. Кроме того, настоящие жабры у сухопутных крабов преобразовались в «легкое».


- А теперь давайте вернемся снова к тексту стиха, прочитаем и ответим на вопросы:

- Являются ли выделенные слова однокоренными? (нет)

- Подберите однокоренные слова к слову – жалоба – (жаловаться, жалобщик)


7. Выполните фонетический разбор слов:

I вар. – пляж – ; II вар. – краб –

На партах есть карточка-помощница. Вы можете, в случае затруднения. воспользоваться подсказкой, но имейте в виду, что при выставлении самооценки вы учтете это. (Карточка - помощница

1. Запиши слово.

2.Запиши транскрипцию слова.

3.Укажи количество букв.

4.Укажи количество звуков.

5.Проведи отдельно разбор каждого звука.)

8. Давайте обобщим всё то, что мы с вами повторили по фонетике.

Звуки (слайд 9)

гласные согласные

ударные безударные звонкие глухие мягкие твёрдые

(щчй) (жшц)

парные непарные

(бвгджз) (лмнрй) п парные непарные

(пфктшс) (чщцх)


9. Физминутка (слайд 10)


Слайд 7 - о сухопутных крабах


Жабры, жабр – формы одного слова;

жабры, жабу, жалобу – разные корни.











Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос.






Карточка - помощница

(для слабоуспевающих)



(слайд 8) - проверка

Составление кластера











Слайд (музыкальный)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка )











Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)




Контроль, коррекция, оценка )









Использование знако-символических средств; выполнение логических операций (П)






VI. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение

10. Закрепление знаний о составе слова

-А что образуют звуки и буквы в устной и письменной речи? (слова, предложения, тексты)

-Да, слова объединяются в предложения, предложения – в большие и маленькие тексты. Послушайте мой рассказ и постарайтесь найти в нем слово, которое повторяется несколько раз. (слайд 11)

« Как прекрасен осенний лес! Мы часто бродим в ближайшем лесу. Яркие краски радуют взгляд. Поэты о лесе сочиняют стихи. Художники пишут картины о красоте леса».

-Так что это за слово? (лес)

Сейчас я еще раз буду читать текст, а вы в тетради на следующей строке поставьте цифру 1 и запишите через запятую это слово, именно в той форме, как оно звучит в тексте. 1. Лес, в лесу, о лесе, леса.

-Что вы можете сказать об этой цепочке слов? (форма одного слова)

Выделите окончания, основы слов. Расскажите все, что знаете об окончании. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Давайте вместе проверим, что у вас получилось. (слайд 13)


11.А что вы знаете о значении леса в жизни человека?

Как люди могут помочь природе? (сажать больше деревьев)

А давайте мы прямо сейчас посадим дерево, но, конечно, же дерево мы посадим необычное – словообразовательное.

- Но сначала вспомним, какие части есть у дерева.

(Корень, ствол, ветви, листья)

-А какая часть самая главная? ( Корень)

На нем будут вырастать новые слова. У нашего будущего дерева корень -уч- .

Что бы оно выросло, надо ответить на вопросы:

- Как с помощью этого корня называют вас? (ученики)

- Почему вас так называют? (т.к. учимся)

- Как называют того человека, который учит? (учитель)

- Вспомните пословицу, в которой есть сразу два слова с этим корнем. (Ученье – свет, а неученье – тьма.)

Запишите эти слова на вторую строку. Выделите корень.

2. Ученики, учимся, учитель, ученье, неученье.

- Какие это слова? (Однокоренные) Почему их так называют?

(У этих слов общий корень, они близкие (родственные) по значению)

- Что такое корень?

Корень – это общая часть однокоренных слов.

Вот какое красивое необычное дерево выросло.


12.Раз у нас необычное дерево, так и цветок, растущий под этим деревом тоже не совсем обычный. Он похож на лесную ромашку, но называют его довольно странным именем - приставочник.

-Как вы думаете, почему?

На лепестках – приставки.

Образуйте с помощью этих приставок и корня -уч- новые слова.

Запишите их на третьей строке (записывать будем по одному слову с каждой приставкой) и выделите приставки.

3.Разучивание, выучить, обучение, доучить, проучить, изучать, поучать, научивший, подучить.

Что такое приставка? Для чего она служит?

Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.


13. Пора выходить нам из леса. Но на пути - речка. А мостик через нее сломан.

На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам.

-Полученные слова запишите на четвертой строке.




гнездо ёнок

сова ышк

ветер к

береза ок

коза ик

мост очк

4. Гнездышко, совенок, ветерок, березка, козочка, мостик.

Вот и мостик!

Выделите суффиксы. Что такое суффикс? Для чего он служит?

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Фронтальная работа: индивидуальные ответы на вопрос.










(слайд 12)


Индивидуальная письменная работа.


Взаимопроверка.


Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос.








(Слайд 14)








(слайд 15)

Проверка по слайду


Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос. Вывод




(Слайд16)





(Слайд17)


Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос.

Вывод



(Слайд19)





Индивидуальная письменная работа.


Взаимопроверка.





Индивидуальная письменная работа



(Слайд 20) Обсуждение типовых затруднений

(если возникли)


Вывод








Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)















Учит выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (Р)


Участие в диалоге, в общей беседе; выполнение принятых правил речевого поведения, культуры речи (К)









Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П)


Соблюдение основных норм устной и письменной речи (К)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха

14. Посмотрите на пронумерованные строки. Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли.

(Окончание, основу, корень, приставку, суффикс.)

Как называется такой разбор слова? (Разбор слова по составу)

-Вспомните, пожалуйста, способы словообразования. (Суффиксальный, приставочный, суффиксально-приставочный и сложные слова).


-Предлагаю вам проверить умение составлять слова. Работаем в группах.

-Итак, к слову лес составьте и запишите однокоренные слова по заданным схемам:

1) корень, суффикс, окончание (лесной, лесник, лесок)

2) сложное слово с соединительной гласной о (лесоруб, лесовод, лесовоз)

3) приставка, корень, суффикс, окончание (пролесок, перелесок)

15. Учебник с.141 упр.4 «Помоги Наде» (Устно)


Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос.





Работа в группах

Решение задач творческого уровня.



Индивидуальная устная работа


Познавательные действия: действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации.




Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

VIII. Включение в систему знаний и повторения.

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

16.Блиц-опрос по теме «Состав слова» или игра «Плюс, минус»

-На следующей строчке в тетради вы записываете ответы в виде знаков «+» или «-».

Если утверждение верное - «+», если неверное- «-»

1. Приставка – это часть слова (+)

2. Приставка служит для связи слов в предложении. (-)

3. Суффикс в слове стоит перед корнем (-)

4. Суффикс служит для образования новых слов (+)

5. Корень - это главная часть слова (+)

6. Основа слова – это часть слова без приставки (-)

Проверка по образцу.


Самооценка

Правильный ответ:

+ - - + + -


Решение орфографических задач (П) 

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

17. Быстро время пролетело и идёт к концу урок.

Так давайте без задержки подведём всему итог.

Оцените свою работу на уроке. Работу класса

а) Удалось решить поставленные задачи?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить знания?

б) На обратной стороне «Карты самоконтроля» есть «шкала цвета». Если у вас больше значков «v» в графе 1 –оставьте – желтый стикер, остальные - уберите.

Если больше значков «v» в графе 2 –оставьте – зеленый стикер, остальные - уберите.

Если больше значков «v» в графе 3 –оставьте – красный стикер, остальные - уберите.

Красный цвет – цвет победы! Вы получаете за урок оценку «5», у кого остался зеленый стикер – «4». Ну, а если у вас желтый цвет, –повторите дома пройденные темы.

Домашнее задание (по выбору)

Перед тем, как предложить вам домашнее задание, я хочу, чтобы вы нашли в учебнике на с.141 упр.5 «Угадай, что это за слово». Интересно задание?

Так вот, домашнее задание будет таким: вы выбираете не меньше 2-х слов (больше можно - каждый выбирает нагрузку по силам) из 8 данных и придумывает загадку для одноклассников.








Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)



Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос