Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 муниципального
образования город-курорт Геленджик
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол № 1
от 31.08.2011 года
Председатель педсовета
___________Чернышева В.Г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по конкретным видам внеурочной деятельности
Курса «ОФП»
Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1-4 классы)
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Направление: спортивно-оздоровительное.
Количество часов: 135ч. (1 класс- 33 часа, 2 -4 классы по 34 часа в год)
Составитель: Благодер В.Г., Поплаухина Н.Б.
Геленджик-2011 г.
I. Пояснительная записка
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидение, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело» находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся. Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать валеологически обоснованный учебно-воспитательный процесс в школе.
Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п.
Программа ОФП рассчитана на обучающихся 6,5-11 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, проведение тестирования по физической подготовленности обучающихся и участие в соревнованиях. Предметом обучения для данного возраста является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. Программа является учебно-познавательной и массовой;
Цель программы: оздоровление учащихся путём повышение психической и физической подготовленности школьников к постоянно меняющимся условиям современной действительности.
В процессе обучения ребёнок воспринимает информацию – основную и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество исполнения, вносит коррективы. Особая роль педагога состоит в правильном выборе методов и приёмов обучения, которые должны соответствовать предыдущему опыту учащегося, его знаниям и умениям. Ввиду интенсивности биологического развития ребёнка, к нему необходим индивидуальный подход, который и обуславливает задачи программы:
Образовательные:
-
ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
-
формировать правильную осанку;
-
обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
-
изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
-
формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
Развивающие:
-
развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
-
совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
-
прививать жизненно важные гигиенические навыки;
-
содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
-
стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
-
формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Оздоровительные:
-
улучшать функциональное состояние организма;
-
повышать физическую и умственную работоспособность;
-
способствовать снижению заболеваемости.
Таблица тематического распределения часов
№ п/п |
Разделы, темы |
Программа |
Рабочая программа по классам |
|||
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4кл. |
|||
|
Основы теоретических знаний |
20 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
Двигательные действия и навыки» |
115 |
28 |
29 |
29 |
29 |
|
Итого |
135 |
33 |
34 |
34 |
34 |
-
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего, час |
Количество часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
|
Аудитор ные |
Внеуади торные |
||||
|
I год обучения |
33 |
|
|
|
1 |
Правила техники безопасности на занятиях. |
1 |
1 |
|
Изучение основных правил. |
2 |
Страховка, предупреждение травм, оказание ПМП. |
1 |
1 |
|
Изучение основ страховки и оказания ПМП. |
3 |
Сведения о строении и функциях организма человека. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. |
1 |
1 |
|
Изучение функций организма, понятие гигиена , врачебный контроль. |
4 |
Закаливание организма |
1 |
1 |
|
Специальные упражнения на закаливание организма. |
5 |
Места занятий, инвентарь и уход за ним. Терминология основных упражнений и действий. |
1 |
1 |
|
Изучение терминологии основных упражнений. |
6 |
Легкоатлетические упражнения. |
6 |
|
7 |
Разнообразные упражнения лёгкой атлетики. |
7 |
Подвижные игры и эстафеты. |
8 |
|
6 |
Различные игры и эстафеты с инвентарём и без. |
8 |
Гимнастика. |
8 |
|
7 |
Разнообразные гимнастические упражнения. |
9 |
Упражнения ЛФК. |
6 |
|
8 |
Специальные упражнения ЛФК. |
Итого: |
33 |
5 |
28 |
|
|
|
II год обучения |
34 |
5 |
29 |
|
1 |
Правила техники безопасности на занятиях. |
1 |
1 |
|
Закрепление правил техники безопасности. |
2 |
Страховка, предупреждение травм, оказание ПМП. |
1 |
1 |
|
Закрепление правил страховки. |
3 |
Сведения о строении и функциях организма человека. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. |
1 |
1 |
|
Изучение строения организма , гигиены человека. |
4 |
Закаливание организма |
1 |
1 |
|
Специальные упражнения на закаливание организма. |
5 |
Места занятий, инвентарь и уход за ним. Терминология основных упражнений и действий. |
1 |
1 |
|
Уход за инвентарём , изучение терминологии основных упражнений. |
6 |
Легкоатлетические упражнения. |
|
|
8 |
Разнообразные легкоатлетические упражнения. |
7 |
Подвижные игры и эстафеты. |
|
|
6 |
Подвижные игры и эстафеты с инвентарём и без. |
8 |
Гимнастика. |
|
|
7 |
Разнообразные гимнастические упражнения. |
|
Упражнения ЛФК. |
|
|
8 |
Специальные упражнения ЛФК. |
Итого: |
34 |
5 |
29 |
|
|
|
III год обучения |
|
|
|
|
1 |
Правила техники безопасности на занятиях. |
1 |
1 |
|
Закрепление правил техники безопасности. |
2 |
Страховка ,предупреждение травм, оказания ПМП. |
1 |
1 |
|
Закрепление изученного. |
3 |
Сведения о строении и функциях организма человека. Гигиена ,врачебный контроль и самоконтроль. |
1 |
1 |
|
Изучение врачебного контроля и самоконтроля. |
4 |
Закаливание организма |
1 |
1 |
|
Разнообразные упражнения на закаливание организма. |
5 |
Места занятий, инвентарь и уход за ним. Терминология основных упражнений и действий. |
1 |
1 |
|
Повторение изученного. |
6 |
Легкоатлетические упражнения. |
8 |
|
8 |
Упражнения из лёгкой атлетики. |
7 |
Подвижные игры и эстафеты. |
6 |
|
6 |
Игры и эстафеты с инвентарём и без. |
8 |
Гимнастика. |
8 |
|
8 |
Различные гимнастические упражнения. |
9 |
Упражнения ЛФК. |
7 |
|
7 |
Специальные упражнения ЛФК. |
Итого: |
34 |
5 |
29 |
|
|
|
IV год обучения |
|
|
|
|
1 |
Правила техники безопасности на занятиях. |
1 |
1 |
|
Закрепление правил техники безопасности. |
2 |
Страховка, предупреждение травм, оказание ПМП. |
1 |
1 |
|
Оказание страховки и ПМП самими учащимися. |
3 |
Сведения о строении и функциях организма человека. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. |
1 |
1 |
|
Изучение строения организма и его функций. |
4 |
Закаливание организма |
1 |
1 |
|
Различные упражнения на закаливание организма. |
5 |
Места занятий, инвентарь и уход за ним. Терминология основных упражнений и действий. |
1 |
1 |
|
Закрепление терминологии основных упражнений и действий. |
6 |
Легкоатлетические упражнения. |
9 |
|
8 |
Разнообразные легкоатлетические упражнения. |
7 |
Подвижные игры и эстафеты. |
6 |
|
6 |
Игры и эстафеты с инвентарём и без. |
|
Гимнастика. |
8 |
|
7 |
Разнообразные гимнастические упражнения. |
9 |
Упражнения ЛФК. |
6 |
|
8 |
Специальные упражнения ЛФК. |
Итого: |
34 |
5 |
29 |
|
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с образовательной программой школы курс ОФП изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени составляет 135 часа. Основное время (115 ч.) отводится на раздел «Двигательные действия и навыки».
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
3. Содержание предметного курса
1 класс (33 часа )
1). Основы теоретических знаний (5 часов).
Правила техники безопасности на занятиях в большом и малом залах, на спортивной площадке, в лесу и на природе. Расположение групп и обучающихся во время занятий.
-
Общие сведения о травмах и причинах травматизма. Страховка и самостраховка. Оказание первой медицинской помощи при травмах.
-
Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижности суставов.
-
Основные правила личной гигиены. Гигиена сна, питания и занятий физическими упражнениями. Пульс, частота дыхания, жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Утомляемость и работоспособность. Врачебный контроль, самоконтроль.
-
Гигиеническое значение водных процедур. Правила применения солнечных и воздушных ванн. ЗОЖ. Утренняя гимнастика и ее значение для здоровья и воспитания волевых качеств человека.
-
Ознакомление с местами занятий по отдельным видам программы. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований. Гигиена одежды и обуви. Правила пользования спортивным инвентарем и оборудованием.
-
Двигательные качества, развиваемые в результате занятий. Название основных гимнастических элементов и упражнений. Спортивная терминология.
2). Двигательные действия и навыки (28 часов).
Развитие основных двигательных качеств : гибкость, быстрота, прыгучесть. Совершенствование навыков естественных видов движений.
Упражнения на гибкост : наклоны с предметами и без предметов; упражнения на растяжение мышц у опоры и на гимнастических матах; упражнения в парах.
Упражнения на развитие быстроты : беговые эстафеты , челночный бег, бег по10 – 30 метров.
Упражнения на развитие прыгучести : прыжки со скакалкой, в высоту, в глубину , с места , многоскоки.
Строевая подготовка : Простейшие команды на месте и в движении; повороты на месте; смыкание и размыкание в шеренге, в колонне; перестроения на месте и в движении.
Легкоатлетические упражнения : беговые упражнения с высоким поднятием бедра и с захлестыванием голени; , на двух, на одной, с ноги на ногу; многоскоки, прыжковые упражнения правым и левым боком; ходьба в приседе и полуприседе; прыжки "лягушкой";
Подвижные игры и эстафеты : эстафеты с предметами и без предметов, с преодолением препятствий. "Смена мест", "Становись - разойдись", "Брось - поймай", "Подвижная мишень", "Прокати быстрее мяч", " Вызов номеров "
2 класс (34 часа).
1). Основы теоретических знаний (5 часов).
Правила техники безопасности на занятиях в большом и малом залах, на спортивной площадке, в лесу и на природе. Расположение групп и обучающихся во время занятий.
-
Общие сведения о травмах и причинах травматизма. Страховка и самостраховка. Оказание первой медицинской помощи при травмах.
-
Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижности суставов.
-
Основные правила личной гигиены. Гигиена сна, питания и занятий физическими упражнениями. Пульс, частота дыхания, жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Утомляемость и работоспособность. Врачебный контроль, самоконтроль.
-
Гигиеническое значение водных процедур. Правила применения солнечных и воздушных ванн. ЗОЖ. Утренняя гимнастика и ее значение для здоровья и воспитания волевых качеств человека.
-
Ознакомление с местами занятий по отдельным видам программы. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований. Гигиена одежды и обуви. Правила пользования спортивным инвентарем и оборудованием.
-
Двигательные качества, развиваемые в результате занятий. Название основных гимнастических элементов и упражнений. Спортивная терминология.
2). Двигательные действия и навыки (29час).
Развитие основных двигательных качеств: гибкость, быстрота, ловкость, выносливость, сила, прыгучесть. Совершенствование навыков естественных видов движений.
Упражнения для развития гибкости: наклоны с предметами и без предметов; упражнения на растяжение мышц у опоры и на гимнастических матах; упражнения в парах; задания на максимальную амплиеуду движений ; акробатические упражнения.
Упражнения на развитие быстроты: челночный бег; бег по 10-30 метров; беговые эстафеты; бег с хода; стартовый разгон; ведение мячей с максимальной скоростью.
Упражнения на ловкость: прыжки с поворотами; перемещения в сочетании с упражнениями; перемещения с предметами; броски; эстафеты с предметами и комбинированными заданиями; полоса препятствий.
Упражнения на выносливость: круговая тренировка; кроссовый бег, интервальный бег; походы многократные повторения заданий и упражнений.
Упражнения на силу: подтягивания в висе ; отжимания; упражнения на мышцы брюшного пресса; упражнения на верхний плечевой пояс и мышцы ног у опоры . Упражнения на развитие прыгучести: многоскоки; бег по кочкам; прыжки со скакалкой, в Строевая подготовка. Простейшие команды на месте и в движении; повороты на месте; смыкание и размыкание в шеренге, в колонне; перестроения на месте и в движении.
Легкоатлетические упражнения: беговые упражнения с высоким поднятием бедра и с захлестыванием голени; семенящий бег; прыжки с подскоком, на двух, на одной, с ноги на ногу; многоскоки, прыжковые упражнения правым и левым боком; ходьба в приседе и полуприседе; прыжки "лягушкой";
Гимнастика. Передвижение по гимнастической стене вверх, вниз , преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания , переползания; Комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; хождение по наклонной скамейке;
Элементы спортивных игр.
Баскетбол. Передвижения; остановки; ведения мяча правой и левой рукой в движении; броски одной и двумя руками с места, ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом.
3 класс (34 часа).
1). Основы теоретических знаний (5 часов).
Правила техники безопасности на занятиях в большом и малом залах, на спортивной площадке, в лесу и на природе. Расположение групп и обучающихся во время занятий.
-
Общие сведения о травмах и причинах травматизма. Страховка и самостраховка. Оказание первой медицинской помощи при травмах.
-
Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижности суставов.
-
Основные правила личной гигиены. Гигиена сна, питания и занятий физическими упражнениями. Пульс, частота дыхания, жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Утомляемость и работоспособность. Врачебный контроль, самоконтроль.
-
Гигиеническое значение водных процедур. Правила применения солнечных и воздушных ванн. ЗОЖ. Утренняя гимнастика и ее значение для здоровья и воспитания волевых качеств человека.
-
Ознакомление с местами занятий по отдельным видам программы. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований. Гигиена одежды и обуви. Правила пользования спортивным инвентарем и оборудованием.
-
Двигательные качества, развиваемые в результате занятий. Название основных гимнастических элементов и упражнений. Спортивная терминология.
2). Двигательные действия и навыки (29час).
Упражнения для развития гибкости: наклоны с предметами и без предметов; упражнения на растяжение мышц у опоры и на гимнастических матах; упражнения в парах; задания на максимальную амплиеуду движений ; акробатические упражнения.
Упражнения на развитие быстроты: челночный бег; бег по 10-30 метров; беговые эстафеты; бег с хода; стартовый разгон; ведение мячей с максимальной скоростью.
Упражнения на ловкость: прыжки с поворотами; перемещения в сочетании с упражнениями; перемещения с предметами; броски; эстафеты с предметами и комбинированными заданиями; полоса препятствий.
Упражнения на выносливость: круговая тренировка; кроссовый бег, интервальный бег; походы многократные повторения заданий и упражнений.
Упражнения на силу: подтягивания в висе ; отжимания; упражнения на мышцы брюшного пресса; упражнения на верхний плечевой пояс и мышцы ног у опоры . Упражнения на развитие прыгучести: многоскоки; бег по кочкам; прыжки со скакалкой.
Строевая подготовка. Простейшие команды на месте и в движении; повороты на месте; смыкание и размыкание в шеренге, в колонне; перестроения на месте и в движении. Дистанция, интервал, движение в колонне и фронтальным методом. Исполнительные и предварительные команды.
Легкоатлетические упражнения: беговые упражнения с высоким поднятием бедра и с захлестыванием голени; дриблинг; семенящий бег; прыжки с подскоком, на двух, на одной, с ноги на ногу; многоскоки, прыжковые упражнения правым и левым боком; ходьба в приседе и полуприседе; прыжки "лягушкой"; бег с ускорением.
Гимнастика. Передвижение по гимнастической стене вверх, вниз, горизонтально, спиной к опоре; переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания, переползания; хождение по наклонной скамейке; лазанье по канату в два и три приема; комплексы упражнений избирательной направленности на отдельные группы мышц ;
подтягивания и отжимания; упражнения в равновесии.
Элементы спортивных игр.
Баскетбол. Передвижения; остановки; ведения мяча правой и левой рукой в движении; броски одной и двумя руками с места, ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и сменой мест. Эстафеты с мячами; Подвижные игры "Бросай - поймай", "Выстрел в небо".
4 класс (34 часа).
1). Основы теоретических знаний (5 часов).
Правила техники безопасности на занятиях в большом и малом залах, на спортивной площадке, в лесу и на природе. Расположение групп и обучающихся во время занятий.
-
Общие сведения о травмах и причинах травматизма. Страховка и самостраховка. Оказание первой медицинской помощи при травмах.
-
Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижности суставов.
-
Основные правила личной гигиены. Гигиена сна, питания и занятий физическими упражнениями. Пульс, частота дыхания, жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Утомляемость и работоспособность. Врачебный контроль, самоконтроль.
-
Гигиеническое значение водных процедур. Правила применения солнечных и воздушных ванн. ЗОЖ. Утренняя гимнастика и ее значение для здоровья и воспитания волевых качеств человека.
-
Ознакомление с местами занятий по отдельным видам программы. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований. Гигиена одежды и обуви. Правила пользования спортивным инвентарем и оборудованием.
-
Двигательные качества, развиваемые в результате занятий. Название основных гимнастических элементов и упражнений. Спортивная терминология.
2). Двигательные действия и навыки (29час).
Упражнения для развития гибкости: наклоны с предметами и без предметов; упражнения на растяжение мышц у опоры и на гимнастических матах; упражнения в парах; задания на максимальную амплитуду движений ; акробатические упражнения.
Упражнения на развитие быстроты: челночный бег; бег по 10-30 метров; беговые эстафеты; бег с хода; стартовый разгон; ведение мячей с максимальной скоростью.
Упражнения на ловкость: прыжки с поворотами; перемещения в сочетании с упражнениями; перемещения с предметами; броски; эстафеты с предметами и комбинированными заданиями; полоса препятствий.
Упражнения на выносливость: круговая тренировка; кроссовый бег, интервальный бег; походы многократные повторения заданий и упражнений.
Упражнения на силу: подтягивания в висе ; отжимания; упражнения на мышцы брюшного пресса; упражнения на верхний плечевой пояс и мышцы ног у опоры . Упражнения на развитие прыгучести: многоскоки; бег по кочкам; прыжки со скакалкой.
Строевая подготовка. Простейшие команды на месте и в движении; повороты на месте; смыкание и размыкание в шеренге, в колонне; перестроения на месте и в движении. Дистанция, интервал, движение в колонне и фронтальным методом. Исполнительные и предварительные команды.
Легкоатлетические упражнения: беговые упражнения с высоким поднятием бедра и с захлестыванием голени; дриблинг; семенящий бег; прыжки с подскоком, на двух, на одной, с ноги на ногу; многоскоки, прыжковые упражнения правым и левым боком; ходьба в приседе и полуприседе; прыжки "лягушкой"; бег с ускорением.
Гимнастика. Передвижение по гимнастической стене вверх, вниз, горизонтально, спиной к опоре; переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания, переползания; хождение по наклонной скамейке; лазанье по канату в два и три приема; комплексы упражнений избирательной направленности на отдельные группы мышц ;
подтягивания и отжимания; упражнения в равновесии.
Элементы спортивных игр.
Баскетбол. Передвижения; остановки; ведения мяча правой и левой рукой в движении; броски одной и двумя руками с места, ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и сменой мест. Эстафеты с мячами; Подвижные игры "Бросай - поймай", "Выстрел в небо", игра в мини-баскетбол; броски в щит, в кольцо.
Футбол. Передвижение игроков скрестными и приставными шагами; удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и передней частью подъема; " остановка катящегося мяча; ведение мяча между стойками с обводкой стоек; эстафеты с ведением мяча ногами, подвижные игры "Передал - садись"; "Бросок ногой"
4. Предполагаемые результаты программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся по ОФП являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
В результате освоения программного материала
Учащиеся I класса должны:
иметь представление: |
уметь: |
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности; - о способах изменения направления и скорости движения; - о режиме дня и личной гигиене; - о правилах составления комплексов утренней зарядки; |
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; - выполнять комплексы упражнений утренней зарядки физкультминуток; - играть в подвижные игры; - выполнять передвижения в ходьбе, беге , прыжках разными способами; - выполнять строевые упражнения. |
Учащиеся II класса должны:
иметь представление: |
уметь: |
- о зарождении древних Олимпийских играх; - о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития; - о правилах проведения закаливающих процедур; - об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки; |
- определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости ); - вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью; - выполнять закаливающие водные процедуры ( обтирание ); - выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки; - выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча; - выполнять комплексы упражнений для развития равновесия; |
Учащиеся III класса должны:
иметь представление: |
уметь: |
- о физической культуре и её содержании у народов Древней Руси; - о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных; -об особенностях игры в футбол, баскетбол, волейбол; |
- составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации; - выполнять комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений для освоения технических действий игры в футбол, баскетбол и волейбол; - проводить закаливающие процедуры ( обливание под душем ); - составлять правила элементарных соревнований, выявлять лучшие результаты в развитии силы, быстроты и координации в процессе соревнований; - вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений; |
Учащиеся IV класса должны:
знать и иметь представление: |
уметь: |
- о роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии; - о физической подготовке и её связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения; - о физической нагрузке и способах её регулирования; - о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма; |
- вести дневник самонаблюдения; - выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации; - подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой; - выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по упрощённым правилам; - оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, лёгких ушибах и потёртостях; |
V. Формы контроля
Контрольные испытания представляют собой демонстрацию уровня физической подготовленности обучающихся; проводятся согласно плану работы объединения четыре раза в год. Это спортивные соревнования, эстафеты, тетирование.
Активно используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), при которой учащиеся принимают активное участие в оценке своей деятельности и выставления отметок. В соответствии с этой технологией и требованиями ФГОС учащиеся должны чётко знать и понимать цели своего образования, знания, которые они получают, умения, которые они осваивают.
Формой контроля являются контрольные упражнения.
Для I класса:
Контрольные упражнения |
Уровень |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
|
Мальчики |
Девочки |
|||||
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз |
11 - 12 |
9 - 10 |
7 - 8 |
9 - 10 |
7 -8 |
5 - 6 |
Прыжок в длину с места, см |
118 - 120 |
115 - 117 |
105 - 114 |
116 - 118 |
113 -115 |
95 -112 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях |
Коснуться лбом колен |
Коснуться ладонями пола |
Коснуться пальцами пола |
Коснуться лбом колен |
Коснуться ладонями пола |
Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого страта, с |
6,2 – 6,0 |
6,7 – 6,3 |
7,2 – 7,0 |
6,3 – 6,1 |
6,9 – 6.5 |
7,2 – 7,0 |
Бег 1000 м |
Без учёта времени |
Для II класса:
Контрольные упражнения |
Уровень |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
|
Мальчики |
Девочки |
|||||
Подтягивание в виса лежа согнувшись, кол-во раз |
14 - 16 |
8 - 13 |
5 - 7 |
13 - 15 |
8 -12 |
5 - 7 |
Прыжок в длину с места, см |
143 - 150 |
128 - 142 |
119 - 127 |
136 - 146 |
118 -135 |
9108 -117 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях |
Коснуться лбом колен |
Коснуться ладонями пола |
Коснуться пальцами пола |
Коснуться лбом колен |
Коснуться ладонями пола |
Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого страта, с |
6,0 – 5,8 |
6,7 – 6,1 |
7,0 – 6,8 |
6,2 – 6,0 |
6,7 – 6.3 |
7,0 – 6,8 |
Бег 1000 м |
Без учёта времени |
Для III класса:
Контрольные упражнения |
Уровень |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
|
Мальчики |
Девочки |
|||||
Подтягивание в висе лежа согнувшись, кол-во раз |
5 |
4 |
3 |
12 |
8 |
5 |
Прыжок в длину с места, см |
150 - 160 |
131 - 149 |
120 - 130 |
143 - 152 |
126 -142 |
115 -125 |
Ходьба на лыжах 1 км. мин. с |
8.00 |
8.30 |
9.00 |
8.30 |
9.00 |
9.30 |
Бег 30 м с высокого страта, с |
5,8 – 5,6 |
6,3 – 5,9 |
6,6 – 6,4 |
6,3 – 6,0 |
6,5 – 5,9 |
6,8 – 6,6 |
Для IV класса:
Контрольные упражнения |
Уровень |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
|
Мальчики |
Девочки |
|||||
Подтягивание в висе, кол-во раз |
6 |
4 |
3 |
|
|
|
Подтягивание в висе лёжа согнувшись, кол – во раз |
|
|
|
18 |
15 |
10 |
Бег 60 м |
10.0 |
10,8 |
11,0 |
10,3 |
11,0 |
11,5 |
Бег 1000 м |
4.30 |
5,00 |
5,30 |
5,00 |
5,40 |
6,30 |
Плавание 50 м |
Без учёта времени |
|||||
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с |
7,00 |
7,30 |
8,00 |
7,30 |
8,00 |
8,30 |
6. Методические рекомендации
По содержательной направленности программа является физкультурно-спортивной. Она составлена на основе материала, который дети получают на уроках физической культуры в школе. Основной формой работы является групповое учебно-тренировочное занятие по расписанию. Весной и осенью занятия проводятся на открытом воздухе. Предлагаемая программа направлена на реализацию следующих принципов: вариативности, достаточности и сообразительности, постепенности и систематичности. При организации занятий следует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования, а так же правила безопасности занятий по физической культуре и спорту.
Для повышения эффективности занятий необходимо широко использовать учебное оборудование: гимнастические стенки, рукоход, гимнастические скамейки, скакалки, набивные мячи, мячи баскетбольные, волейбольные, теннисные, волейбольную сетку, гимнастические маты и различный малый инвентарь для эстафет и игровых заданий, гимнастические палки.
Изучение теоретического материала программы осуществляется в виде десятиминутных бесед до или после практических занятий.
В целях обеспечения контроля уровня общей физической подготовки членов секции, а также повышение их интереса к занятиям необходимо проводить в виде соревнований по контрольным упражнениям (тестам).
Важнейшие требования к занятиям: обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями.
ФГОС предусматривает проблемный характер изложения и изучения материала, требующий деятельностного подхода. На занятиях по ОФП это поддерживается специальным методическим аппаратом, реализующим технологию проблемного диалога. Начиная с 23 классов введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке целей, ставятся вопросы для актуализации необходимых знаний.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
-
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1
Библиотечный фонд
-
Былеева Л.В. "Подвижные игры", Москва, "Просвещение", 1974г.
-
Глазырина Л.Д. "Методика преподавания физической культуры", Москва, 2004.г.
-
Зверев С.М. "Программы спортивных кружков и секций для внеклассных учреждений", Москва, "Просвещение", 1986г.
-
Качошкин В.Н. "Физическое воспитание в начальной школе", М., "Просвещение", 1978г.
1
Оборудование зала
Спортивный инвентарь: канат, гимнастические скамейки, маты, шведская стенка, мячи, скакалки, обручи и др.
По мере необходимости
-
СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от ______ 2011 г. № 1 ______________ /Н.В. Матюшевская/ |
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР _____________/ В.Г. Благодер/ ____________ 2011 г. |
Согласовано
заместитель директора по УВР
____________ В.Г. Благодер
31.08.2013 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
муниципального образования город-курорт Геленджик
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Курса ОФП
Классы: 3 «А», 3 «В», 3 «Б»
Учитель: Галкина Наталья Борисовна
Количество часов: всего 34 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Благодер В.Г., Поплаухиной Н.Б., утвержденной педсоветом МБОУ СОШ № 5,
протокол № 1 от 30 августа 2012 года
Согласовано
заместитель директора по УВР
____________ В.Г. Благодер
31.08.2012 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
муниципального образования город-курорт Геленджик
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Курса ОФП
Классы: 2 «А», 2«Б», 2 «В»,
Учитель: Поплаухина Наталья Борисовна
Количество часов: всего 34 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Благодер В.Г., Поплаухиной Н.Б., утвержденной педсоветом МБОУ СОШ № 5,
протокол № 1 от 30 августа 2012 года
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Монотипия как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Игры с правилами - эффективная форма развития волевой регуляции и произвольной концентрации внимания дошкольников»