В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

«Равноправное сотрудничество взрослого и ребёнка в условиях современного детского сада»


МУНМЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 15 «ТЕРЕМОК» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

«Равноправное сотрудничество взрослого и ребёнка в условиях современного детского сада»

Педагогический совет

Автор-составитель:

зам. зав. по ВМР

Стрельникова Л.Н.








2013-2014 учебный год

Тема педсовета: «Равноправное сотрудничество взрослого и ребёнка

в условиях современного детского сада».

Цель:  ориентировать педагогов на подход к ребёнку как к развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении его интересов и прав.

Форма проведения: КВН.

Вид педсовета: тематический

Участники: воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители.

Оборудование: 3 стола, стулья, ЖК-телевизор, цветная бумага, клей, степлер, ножницы, памятки, бланки оценивания команд.

Подготовительная работа:

  1. Оформление информационного листа о планируемом педсовете.

  2. Тематический контроль «Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности».

  3. Изучение материалов папки «Готовимся к педсовету».

  4. Подборка вопросов и заданий для проведения КВН.

  5. Разработка бланков оценивания команд.

  6. Подготовка памяток «Игры на развитие навыков эффективного общения «Давайте поиграем!».


Список литературы.

1. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.:

Питер, 2006.

2. Белухин Д.А. Личностно-ориентированная педагогика. / Моск. психол.-соц. ин-т. М., 2005.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Изд. корпорация «Логос», 1999.

4. Мальцева Э.А. Педагогика детского движения / Э.А. Мальцева, Н.М. Костина. – Ижевск. Изд. дом «Удмуртский университет», 2000.

5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

6. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

7. Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества: пособие для слушателей ИПК. – СПб., 1994.

8. Теория, история, методика детского движения: Информационный бюллетень № 4 / под ред. Т.В. Трухачевой – М., 1998. – №4.






План проведения педсовета.

1. Выступление заведующего на тему: «Сотрудничество как основной способ взаимодействия взрослых и детей в детском саду».

Ответственный: заведующий МБДОУ № 15 Егорова Е.В.

2. Справка по результатам тематического контроля «Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности».

Ответственный: зам. зав. по ВМР Стрельникова Л.Н.

3. КВН «Равноправное сотрудничество взрослого и ребёнка».

Ответственный: зам. зав. по ВМР Стрельникова Л.Н.

4. Представление презентации по взаимодействию с семьями воспитанников (видеофайл).

Ответственный: зам. зав. по ВМР Стрельникова Л.Н.

5. Памятка для педагогов «Игры на развитие навыков эффективного общения «Давайте поиграем!».

Ответственный: зам. зав. по ВМР Стрельникова Л.Н.

6. Вынесение решения педагогического совета.

Ответственный: заведующий МБДОУ № 15 Егорова Е.В.


Ход педсовета.

1. Выступление заведующего на тему: «Сотрудничество как основной способ взаимодействия взрослых и детей в детском саду».

На современном этапе развития педагогической науки происходит пересмотр понятия «педагогическое взаимодействие». Изучение этого понятия актуально, так как во взаимодействии происходит развитие личности ребенка, он учится ориентироваться в системе ценностей, от способа взаимодействия зависит результат воспитательного процесса. Взрослый взаимодействует с ребенком в различных социальных и педагогических системах, в частности и в детских общественных организациях (ДОО). Современная ситуация в детском движении обострила проблему взаимодействия взрослых и детей. Взрослый обладает наибольшей потенциальной степенью влияния на становление и развитие, как самой организации, так и личности подростков, осознание ими своих гражданских прав и свобод, освоение норм демократии. Объектом нашего исследования является взаимодействие взрослого и ребенка в ДОО. Чтобы разобраться в нем, обратимся к сущности понятия «взаимодействие».

Взаимодействие является одной из базисных философских категорий. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты [2. С. 305-322]. Под взаимодействием понимается совокупность процессов воздействия различных объектов друг на друга, их взаимообусловленность и изменение состояния или взаимопереход. Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами [1. С. 47]. Взаимодействие есть основа и условие установления самых разнообразных связей между объектами, включая причинно-следственные связи.

Существуют различные виды взаимодействия: социальное, межличностное, педагогическое, конфликтное и др. Нами будут рассмотрены понятия социального и педагогического взаимодействия. В словаре конфликтолога понятие «социальное взаимодействие» определяется как система взаимообусловленных социальных действий, связанных взаимной зависимостью, в которой действие одного субъекта является и причиной, и следствием ответных действий других субъектов [1. С. 48]. Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения [6. С. 37-58]. В Педагогическом энциклопедическом словаре «педагогическое взаимодействие» определяется как процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка [5. С. 269].

Педагогическое взаимодействие – это сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов – дидактического, воспитательного и социально-педагогического взаимодействия.

Под содержанием взаимодействия в Педагогическом энциклопедическом словаре понимается обмен между субъектами информацией, ценностными установками типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет избирательный характер.

Взаимодействие – это диалог воспитателей и воспитуемых, и воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная эффективность которого определяются тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем взаимодействуют [5. С. 269].

В процессе взаимодействия каждый из участников занимает определенную позицию. Иерархическая связь между участниками может осуществляться на нескольких уровнях. Уровневая позиция – это избранное по отношению к другому человеку положение, обозначающее определенную соподчиненность одного другому, это расположение субъектов по отношению друг к другу по вертикали.

Существует три позиции во взаимодействии.

1. Взаимодействие на равных – оптимальный вариант, когда воля одного человека сопрягается с волей другого. Признание человека как во взрослом, так и в ребенке, взаимное уважение личности субъектных сторон.

2. Взаимодействие с позиции «сверху» – когда один подавляет волю другого, это административное давление на ребенка как на маленького и неопытного человека.

3. Взаимодействие с позиции «снизу» – человек подчиняется воле другого, это преклонение перед природой детства и боязнь вмешаться в процесс развития ребенка.

Любое взаимодействие людей между собой подразумевает общение и совместную деятельность. Процесс педагогического взаимодействия также состоит из двух частей: педагогического общения и совместной деятельности педагогического содержания.

В педагогической деятельности выделяют два основных способа взаимодействия: воздействие и сотрудничество. Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и готовность ребенка их принимать, т.е. быть воспитуемым. Такие отношения ставят ученика в пассивную позицию, он лишь исполнитель того, что задано учителем. Педагогическое воздействие предполагает подчинение интересам одной стороны без учета интересов другой. Следовательно, воздействие не позволяет достаточно эффективно достигать поставленных целей.

Сотрудничество понимается Р.Х. Шакуровым [7. С.4] как такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга. Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-то задачи, движение к определенной цели. Развитие личности ребенка предполагает и его собственную активность в достижении целей, самостоятельность его выбора, который возможен только при сотрудничестве взрослого и ребенка.

Принципиальными характеристиками сотрудничества, считает Д.А Белухин, является равенство в общении и партнерство в совместной деятельности. [2. С. 116-130]. Равенство в общении обеспечивается, во-первых, взаимным уважением личности участников общения, а во-вторых – диалектическим принципом самого процесса общения – обучая и развивая учеников, сам педагог обучается и развивается с помощью своих воспитанников. Партнерство в совместной деятельности подразумевает наличие неких субъективных интересов у каждой из участвующих сторон, и в совместной деятельности учитываются интересы всех участников.

Мы рассматриваем взаимодействие как сотрудничество, выделяя при этом следующие признаки такого взаимодействия:

- равноправное, субъект-субъектное взаимодействие взрослого и ребенка, то есть равенство в общении и партнерство в совместной деятельности;

- взаимное уважение к личности участников взаимодействия;

- обмен определенными ценностями в процессе совместной деятельности;

- собственная активность ребенка в достижении целей, самостоятельность его выбора;

- возникновение оптимальных межличностных отношений, определяющих положительный характер совместной деятельности.

Эти признаки сходны с требованиями к характеру взаимодействия взрослого и ребенка в детской общественной организации (ДОО). Взаимодействие взрослого и ребенка в ДОО рассматривается через позицию. Роль и позиция педагога не должна противоречить сущностным особенностям ДОО.

До сих пор нет однозначности в представлениях о позиции взрослого в детской организации. Одни исследования показывают, что взрослый ближе к роли лидера в детском сообществе (Т.В. Трухачева, Д.Н. Лебедев, Е.Н. Сорочинская), другие, что взрослый ближе к роли руководителя детской группы (А.А. Деркач, Л.В. Малиновский). Данные позиции взрослого во взаимодействии с ребенком возникали в ходе исторических этапов развития ДОО и присутствуют в настоящее время. Руководитель как человек внешний несет в себе педагогическую позицию, это противоречит сущности ДОО. Лидер – человек, находящийся в структуре групповых взаимоотношений, ему делегируют полномочия члены ДОО, он участник групповой самодеятельности.

Позиция взрослого будет оптимальна, если он является соучастником, а не занимает позиции руководителя.

Личность взрослого – участника ДОО была изучена, но объектом изучения не являлось его взаимодействие с ребенком. Характер взаимодействия стал рассматриваться только в постпионерский период. Взрослые, являясь членами ДОО, привносят в атмосферу жизни детей воспитательные смыслы. Участвуя как партнеры в совместной деятельности, они помогают детям в приобретении и осмыслении нового социального опыта, в выработке адекватных способов взаимодействия с миром, ориентации в системе ценностей [8. С. 47-50]. Взрослые и дети вступают в диалог друг с другом (столкновение и осмысление опытов), вместе – в диалог с социальной системой (ценностей, идеалов, смыслов) и оказываются во внутреннем диалоге сами с собой (осознание нового опыта отношений) [4. С. 154-168]. Взрослый в общественном объединении является для ребенка своим человеком, который увлечен вместе с детьми общей целью, видит в каждом ребенке единомышленника, поддерживает его стремление к самосовершенствованию, строит отношения с ним на основе правды, терпимости, добра и веры. Демократизм, доверие и уважение в отношениях «взрослый – ребенок» – условие самореализации ребенка и развития личности взрослого [4. С. 77-79].

Итак, в ДОО в процессе взаимодействия с ребенком взрослый выполняет роль организатора совместной деятельности и реализует во взаимодействии позицию лидера. Он равный среди равных. Позиция по сравнению с ролью более целостная характеристика всего образа жизни человека, а роль – это только способ поведения человека в системе отношений. Через позицию взрослый выражает свои ценности, свое отношение к ребенку в процессе взаимодействия.

Несмотря на то, что в сложившихся коллективах за каждым человеком закреплена определенная роль, ее достаточно легко можно изменить, если это необходимо по условиям деятельности. Изменить же позицию можно только осознав ее, через изменение своих ценностей, уважая и принимая личность другого, ее достоинства и недостатки.

Для того чтобы взрослый реализовал роль равноправного члена объединения, ему необходимо уйти от позиции педагогического воздействия и перейти к сотрудничеству с ребятами как в деятельности, так и в процессе общения. Если взрослый занимает позицию педагога-манипулятора или няньки и взаимоотношения строятся через педагогическое воздействие, а не сотрудничество, то возникает отчуждение между взрослым и членами объединения, тормозится развитие самоуправления в организации, исчезает свобода выбора, а, следовательно, цели организации не будут достигнуты. Поэтому остро встает в практической деятельности взрослых – участников ДОО вопрос освоения новых технологий, таких как технологии педагогической поддержки и технологии сотрудничества.

2. Справка по результатам тематического контроля «Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности».

Приложение 1.

3. КВН «Равноправное сотрудничество взрослого и ребёнка».

3.1. Представление команд. Приложение 2.

- название команды;

- девиз команды;

- пантомима «Остановись, мгновение!»

3.2. Конкурс «Полдюжины вопросов».

(для каждой команды по 6 вопросов)

1.Раскройте понятие «Совместная деятельность взрослого и детей».

2. Объясните понятие «Самостоятельная деятельность детей».

3. Раскройте понятие «Учебная деятельность».

4. Перечислите необходимые условия для организации самостоятельной деятельности.

5. Назовите характерные особенности совместной деятельности.

6. Охарактеризуйте особенности организации учебной деятельности.

7. Сравните понятия «сотрудничество» и «взаимодействие».

8. Сравните понятия «взаимодействие» и «педагогическое взаимодействие».

9. Сравните понятия «социальная среда» и «предметно-развивающая среда».

10. Какие позиции партнёров во взаимодействии вы знаете?

11. Назовите основные способы взаимодействия.

12. Назовите характерные особенности сотрудничества.

13.При каких условиях взаимодействие становится сотрудничеством?

14.Раскройте цели и задачи технологии сотрудничества.

15.Назовите этапы работы по реализации технологии сотрудничества.

16.Представьте структуру НОД, с использованием технологии сотрудничества.

17.Назовите виды взаимодействия детей друг с другом.

18.Назовите основные принципы технологии сотрудничества.

3.3. Конкурс капитанов.

Представление педагогического эссе «Я и ребёнок – равноправные партнёры». Приложение 3.

3.4. Конкурс «Ты – мне, я – тебе».

Каждая команда задаёт команде соперников по три вопроса (каверзные, юмористические, решение проблемных ситуаций и др.)

3.5. Конкурс педагогических моделей «Хочу – могу – должен».

Из подручных средств изготовить модель «Сотрудничество взрослого и ребёнка». Приложение 4.

3.6. Подведение итогов. Заполнение бланков оценивания команд. Приложение 5.

3.7. Награждение команд.

4. Представление презентации по взаимодействию с семьями воспитанников.

5. Памятка для педагогов «Игры на развитие навыков эффективного общения «Давайте поиграем!». Приложение 6.

6. Вынесение решения педагогического совета.


Решение педагогического совета:

1. Систему работы МБДОУ «Детский сад № 15» по созданию условий для стимулирования детской инициативы и самостоятельности дошкольников признать удовлетворительной.

2. Продолжить работу по созданию условий для стимулирования детской инициативы и самостоятельности дошкольников, исправить ошибки, выявленные в ходе тематической проверки, рекомендации выполнить в срок.

Ответственные: педагоги ДОУ.

3. В целях повышения эффективности взаимодействия детей со сверстниками пополнить уголки ряженья и театрализации разнообразным материалом в соответствии с возрастом.

Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.

4. В группах старшего дошкольного возраста создать творческие мастерские для стимулирования детской инициативы и самостоятельности. Организовать выставку детских работ в преддверии новогодних праздников.

Ответственные: воспитатели групп старшего дошкольного возраста.

Срок: до 20.12.2013 г.

5.Рекомендовать педагогам ДОУ для повышения качества организации равноправного сотрудничества использовать игры на развитие навыков эффективного общения.

Ответственные: педагоги ДОУ.

Срок: постоянно.

6.Для повышения качества дошкольного образования педагогам ДОУ внедрить в педагогический процесс технологию сотрудничества и обеспечить равноправное, субъект-субъектное взаимодействие взрослого и ребёнка (равенство в общении и партнёрство в совместной деятельности).

Ответственный: зам.зав.по ВМР Стрельникова Л.Н.

Срок: постоянно.

7.Педагогу-психологу Липовой Е.М. изучить программу тренинга для детей 6-7 лет «Сотрудничество» и внедрить в работу.

Ответственный: педагог-психолог Липова Е.М.

Срок: срочно.








Приложение 1.

Справка по результатам тематического контроля

«Создание условий для стимулирования детской инициативы и самостоятельности».

Цель: оценить профессиональное мастерство педагогов по созданию оптимальных условий для развития детской игры; определить уровень развития игровых умений и навыков детей, степень проявления детской инициативы и самостоятельности при организации игры.

Отбор содержания контроля:

  • Наблюдение и анализ организации сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе, деятельности воспитателя в процессе организации игры.

  • Анализ игровых умений детей.

  • Анализ самостоятельной игровой деятельности детей.

  • Самоанализ воспитателя.

  • Планирование сюжетно-ролевых игр в каждой возрастной группе.

  • Анализ состояния игровой предметно-развивающей среды.

  • Информирование родителей о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка.

Сроки контроля: 11 – 15 ноября 2013 года.

Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2013 – 2014 учебный год.

Состав комиссии:

заведующий ДОУ Егорова Е.В.

зам. зав. по ВМР Стрельникова Л.Н.

Методы: анализ, наблюдение, самоанализ педагогов, выводы.

Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы ДОУ с целью оценки профессионального мастерства педагогов по созданию оптимальных условий для развития детской игры; определения уровня развития игровых умений и навыков детей, степени проявления детской инициативы и самостоятельности при организации игры.

Деятельность педагогов основывается на принципах Основной общеразвивающей программы МБДОУ «Детский сад № 15» и методических пособий Н.Ф. Губановой «Развитие игровой деятельности дошкольников», Н.В. Краснощёковой «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», в которых дана характеристика игры как ведущей деятельности дошкольников, показано её место в процессе психического развития ребёнка.

В ходе контроля были выявлены следующие результаты:

Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности.

В ходе наблюдения за сюжетно-ролевой игрой отмечено отсутствие системы в работе воспитателей. Дети не всегда умеют организовать игру самостоятельно, принять на себя какую-то роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре. Воспитатель чаще всего является наблюдателем детской игры, лишь немногие меняют свое положение в игре, выполняя сначала основную роль, потом вспомогательные роли, затем, в любое время прийти на помощь в случае возникновения трудной ситуации по сюжету.

Сюжетно-ролевые игры планируются в календарном плане воспитательно-образовательной работы в отдельном блоке на месяц. Тематика игр скудная, при планировании не учитывается интерес детей и появление в окружающей жизни новых понятий: супермаркет, президент и т.д. При анализе планов работы за октябрь и ноябрь 2013 года была отмечена система планирования, постепенное усложнение задач, использование методов и приёмов и планирование необходимых для игры атрибутов. Отмечено также, несоответствие поставленных задач возрасту детей в некоторых группах.

См. Таблицу 1 «Планирование сюжетно-ролевых игр в группах».

Планирование сюжетно-ролевых игр в группах Таблица 1.

Название игры

Задачи

1 гр. ран. возр.

2 гр. ран. возр


Дом

Парикмахерская

Больница

Гараж

Парикмахерская

Дом

Гараж

Больница

Учить принимать на себя роль, вступать в контакт, обозначать действия словами, использовать игрушки-заместители.


1 младшая группа

2 младшая группа

Задачи

Семья

Магазин

Больница

Мастерская

Парикмахерская

Строители

Автострада

Гараж

Дом

Парикмахерская

Гараж

Больница

Магазин

Строители

Учить принимать на себя роль, называть свою роль партнеру, свободно вступать в контакт, развёртывать игровое взаимодействие, парный ролевой диалог, обозначать действия словами, использовать игрушки-заместители.

Учить объединять сюжеты игр. Учить называть детали строителя.

1 средняя группа

2 средняя группа

3 средняя группа

Задачи

Семья

Больница

Парикмахерская

Магазин

Строители

Гараж

Магазин

Мастерская

Больница

Гаи

Шофёры

Автозаправка

Гараж

Парикмахерская

Корабль

Семья

Детский сад

Строители

Дом

Парикмахерская

Больница

Магазин

Гараж

Строители


Учить играть дружно, не ссориться. Помочь выбрать роли. Развивать интерес к профессиям, воспитывать чувство ответственности за выбранную роль. Прививать элементарные навыки социального общения. Развивать ролевой диалог. Закреплять умение брать на себя и выполнять определенную роль. Учить детей более сложным преобразованиям знакомых сюжетов и переходам к совместному придумыванию новых.

1 старшая группа

2 старшая группа

Задачи

Семья

Кафе

Парикмахерская

Магазин

Стройка

Монтажники

Кафе

Гараж

Больница

Больница

Автомастерская

Строители

Парикмахерская

Строители

Магазин

Дом

Автострада


Расширять и совершенствовать игровые замыслы детей. Формировать желание организовывать сюжетно0ролевые игры. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре. Соблюдать в игре ролевое взаимодействие и взаимоотношение.

Способствовать развитию ролевых диалогов. Развивать сюжет на основе полученных знаний об окружающей действительности.

1 подг. гр.

2 подг. гр.

Задачи

Магазин

Больница

Почта

Милиция

Строители

Парикмахерская

Школа

Гараж

Дом

Прачечная

Больница

Магазин

Пожарные

Гаи

Дом

Парикмахерская

Гараж


Создать условия для возникновения игры. Способствовать объединению сюжетов в игре. Продолжать учить детей определять правила игры игровые действия. Учить использовать предметы-заместители. Способствовать взаимодействию детей в игре, выбору для игры более интересных вариантов.

В каждой группе создана предметно-развивающая среда для организации свободной игровой деятельности детей. Воспитатели обновляют атрибуты для игры, используя при этом как готовые предметы, купленные в магазине, так и сделанные своими руками из бросового материала. Оригинальные атрибуты для игры в «Магазин» находятся во 2 подготовительной группе. В ходе тематического контроля ни в одной возрастной группе не было отмечено системы работы с родителями по организации игры.

Таким образом, следует сделать выводы: сюжетно-ролевая игра в детском саду организуется, дети владеют навыками игры. Воспитатели в системе планируют игровую деятельность, пополняют предметно-развивающую среду, изучают методическую литературу по организации игры, участвуют в семинарах-практикумах, повышают свое мастерство в вопросах организации сюжетно-ролевой игры.

Рекомендации:

  1. Создать и постоянно пополнять картотеку сюжетно-ролевых игр.

Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.

Срок: до 15.01.2014 года.

  1. Воспитателям разнообразить сюжетно-ролевые игры в соответствии с возрастом детей, зам. зав. по ВМР взять под наблюдение развитие игровой деятельности во всех возрастных группах, по необходимости организовать консультации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры.

Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.

Срок: до 15.01.2014 года.

  1. Воспитателям довести до родителей информацию о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей, создание атрибутов для игры.

Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.

Срок: до 15.01.2014 года.

  1. Продолжать систематически организовывать сюжетно-ролевые игры в каждой возрастной группе. Использовать накопленный опыт работы для распространения в городских методических объединениях.

Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.

Срок: до 15.01.2014 года.








Приложение 2.

Представление команды «Современный педагог»

Наш девиз: Ни шагу назад,

Ни шагу на месте,

А только вперед

И только все вместе.

РЭП:

1.Продвинутым идеям

Дать мощный старт

Поможет Федеральный

Государственный Стандарт!

Теперь я тоже в курсе

Дошкольных новостей.

Есть пять образовательных

И важных областей.

2.Вносим интеграцию

В каждый наш проект.

Мы не боимся нового,

Новому – РЕСПЕКТ! (хором)

Названия меняются,

Но остаётся суть.

Ты добрым и открытым

Педагогом будь!

3.Мы с вами – дошкольники,

Чудо-педагоги,

С детством навсегда

Пересекаются дороги.

Мы вечно будем молоды –

И это плюс! (хором)

Нам дарит море радости

Каждый карапуз.

Наши дети участвуют

В конкурсах различных

И всегда показывают

Результат приличный!

Рисунки – замечательны

И голоса – красивы.

Награды есть в городе

И даже по России!

Припев (хором) :

Пятнадцатый ДЕТСАД –

ЭТО РАЙ ДЛЯ РЕБЯТ!




Представление команды «В ногу со временем»

Как на южном склоне Урал-горы
Есть река не малая,
Большая река, полноводная,

Красавцем Уралом называется.

И стоит на левом берегу этой реченьки

Не много и не мало, уже 55 лет,
Город большой трудовой Гай-батюшка.

Славен город этот своей историей,
Много знатных людей проживало в нем.

Город - молодой центр промышленный,
Молод он своими школами, садами,
А еще новостройками, парками,

Проспектами и улицами.

На одной из таких улочек,
«Войченко» она называется,
Стоит двухэтажное здание,
На пчелиный улей оно похожее.
«Теремок» на вывеске написано,

Все воспитанники и воспитатели упорно трудятся,
Постигают науки разные,
Совершенствуются в гармоничном развитии.

Интересы у всех очень разные,
Увлекаемся предметами и рисованием,
Спортом, музыкой, театром, танцами.
А еще наш сад играет
В игры разные интернетовские.
Увлекаются играми, конкурсами,
Все, от мала до велика.

Мы в команде все очень разные,
разные группы в ней представлены;
Называемся мы «В ногу со временем»
Разные мы,
Но едины в общих увлечениях.

И девиз наш:

«Место в «Теремке» найдется,

Всем кто весел и смеется.
Дружат в нашем «Теремочке»

Папы, мамы, сынки и дочки»
С единым интересом и пристрастием
Мы в конкурсе будем участвовать.

Конкурсантам сердечно желаем:
«Ой, вы славные недруги наши!
Пусть проявится ум ваш острый,
Знанья крепкие, море фантазии,
На пути том тернистом конкурсном,
К достижению желанного лидерства.
Победит пусть сильнейший в конкурсе!»
Проигравшим сказать мы хотели бы:
«Друг мой, не падай духом ты.
К идеалу путей великое множество!»


Представление команды «Молодые педагоги»

Девиз:

Будем вместе мы всегда, как у радуги цвета.

Приветствие для жюри:

Мы для жюри подарим мыло,

Чтоб нас строго не журило.

Мы жюри подарим смех,

Чтобы было всем потех.

Ты жюри, жюри, жюри

Нас на тройки не суди,

А суди ты нас на пять,

Будешь нам ты помогать!

Судите правильно и справедливо,

Чтоб не пришлось кричать « судью на мыло»!

Приветствие соперников:

Мы веселая команда,

Не умеем мы скучать,

С нами ты посостязайся,

Ты рискуешь проиграть




















Приложение 3.

Эссе «Я и ребёнок – равноправные партнёры».

Команда «Современный педагог»

В детстве я мало посещала детский сад, потому что у меня была прекрасная бабушка - мудрая, добрая, ласковая женщина. А в детском саду я сидела на стульчике и аккуратно смахивала свои слезы платочком. Хотя, конечно, потом и появилась любимая воспитательница, на которую я смотрела во все глаза, для которой хотелось быть лучше всех. Появились и друзья, с которыми было весело играть, и с которыми мы даже пару раз убежали из сада домой. За что, конечно, были отруганы родителями и отправлены обратно в детский сад. Было порванное об качели любимое платье, шишки, ссадины, ссоры с подружками и «мирись, мирись, больше не дерись…»…Да много чего было. А еще была врач тетя Фая. Красивая, статная женщина, которая делала прививки и каждое утро раздавала нам по две желтых витаминки. А мы уже сидели вряд на стульчиках и ждали их, когда получали заветные шарики, то стучали ими друг о друга, игрались, теряли, расстраивались. А когда, рассасывая, доходили до кислого, мы прятали их под ковер.

В детстве я мало ходила в детский сад, но зато сколько воспоминаний! Сколько там пережито детских радостей и трагедий. Сколько услышано сказок о добре и зле. Сколько нарисовано рисунков… Дом с трубой, мама, папа, я и брат с сестрой, бабушка без морщинок, цветы до неба, а солнце с глазами, и всегда улыбается. Вы, рисовали такие рисунки? А в школе это рисовали? Нет. Уже нет. Ведь только в дошкольном детстве мы рисуем самое дорогое, самое родное и любимое. А сколько встречено людей, которых до сих пор вспоминаешь с улыбкой и только хорошим словом…

В моем детстве был еще один значимый человек – тетя. Учитель начальных классов. Я помню, когда она училась в педучилище и приезжала на редкие выходные, я бегала встречать ее на остановку. Она мне всегда привозила сладкие трубочки и мороженое. То ли трубочки с мороженым сделали свое дело, то ли тетя так завлекла меня своими тетрадками, альбомами с красивыми рисунками, бесконечными поделками и рассказами, но спустя 14 лет я поступила учиться в то же учебное заведение и даже училась у тех же преподавателей.

В детстве я мало ходила в детский сад, но став взрослой, хожу туда вот уже одиннадцатый год. Попала я в него случайно. Хотя, говорят, ничего не бывает случайным. К тому моменту, когда я отучилась, оказалось, что учителей и так много. В отделе образования предложили мне пойти в детский сад № 15. Там требовался воспитатель. Так я сюда и попала. И не жалею. Я не представляю себя в другой профессии. Какие бы небыли трудности, неприятности, и, как бы порой не опускались руки, мне хочется видеть эти любопытные глаза, отвечать на, порой, каверзные вопросы, открывать что-то новое для детей, учить их тому, чего они пока что не умеют. Потому что я помню людей из своего детства и мне есть на кого ровняться. Я помню себя в своем детстве, и я знаю, чем живет ребенок. Я помню, что детство пролетает очень быстро, его никогда не забудешь и не вернешь. Я помню, что я так мало ходила в детский сад…


Эссе «Я и ребёнок – равноправные партнёры».

Команда «В ногу со временем»


«Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности,

трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения,

не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная

договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь».
Я. Корчак

Самобытный русский педагог и учёный Константин Николаевич Вентцель всю свою научную и общественную деятельность посвятил изучению проблемы свободного воспитания. Он искал пути единения человека с окружающим миром.

По мнению К.Н. Вентцеля идеальное воспитательно - образовательное учреждение должно быть для ребенка местом счастья, радости, свободы. Для осознания детьми своих творческих способностей он отводил большую роль их непосредственному участию в планировании и организации своей жизнедеятельности, свободным искренним беседам воспитателей обо всех событиях жизни ребенка.

По моему мнению, воспитателю следует воспринимать ребенка как равного себе в возможностях развития индивидуальной личности; выборе возможных вариантов действия или осмысления сложившихся ситуаций; стараться не противодействовать свободным проявлениям ребенка, а поощрять таковые при условии, что они не нарушают права других людей и не опасны для здоровья. Одним из таких принципов является принцип ненасилия. «Применяемые наказания свидетельствуют о бедности и несостоятельности самого воспитателя» считал К. Н. Вентцель, и призывал к педагогическому такту воспитателя как основному ориентиру в выборе правильного образа действий, так как, по его мнению, все проступки детей связаны с невозможностью использования своей энергии в любимом деле. «Воспитатель должен быть другом, старшим товарищем, к которому дети обращаются по мере надобности за помощью».

Я могу отметить, что путь к современному обществу, построенному на принципах согласия, дружелюбия и уважения, на принципах толерантности, лежит через свободное воспитание детей - юных представителей этого самого общества. Детский сад должен быть "подобием семьи", между воспитателем и детьми должны быть непринужденные, доброжелательные, «семейные отношения» основанные на дружбе и взаимопонимании. Дети должны жить полной жизнью, и вся атмосфера детского сада - радостной, свободной в познании себя и окружающего мира, что несет в себе целостно-смысловое равенство ребенка и взрослого.

Однако вопрос в чем и как должна проявляться свобода в образовании или воспитании в широком смысле этого слова пока остается открытым, поэтому высказывание С.И. Гессена: «идеал свободного воспитания в своей критической части не увядаем, им обновлялась, и будет вечно обновляться педагогическая мысль»- не потеряло своей актуальности.

Воспитание – это всегда диалог. Жить – значит участвовать в диалоге. Поэтому принцип сотрудничества для эффективности воспитания просто необходим. В этот процесс должны быть включены следующие команды: воспитанники, их родители, воспитатель. На мой взгляд,  сотрудничество учит работе в коллективе, развивает общение, облегчает понимание, наполняет жизнь радостью, способствует развитию творчества. Позволяет воспитателям и родителям сохранить свой авторитет в глазах детей. Возникает взаимоуважение между участниками сотрудничества. Дружба начинается с улыбки, а сотрудничество с родителями с нахождения позитивных качеств в ребенке и сообщения об этом родителям. И еще, как воспитатель, я всегда стремлюсь к тому, чтобы коллектив группы сотрудничал с другими коллективами.

Всё у моих воспитанников есть: и увлечённость, и талант, и безграничный полёт фантазии, муки и радость творчества!  Они готовы принять всё новое, интересное, креативное,  всегда полны идей.  Я живу в одном с ними мире, мы вместе. Учимся вместе главному предмету – жизни в современном мире.

Мы собрались, чтоб вместе строить дом

Пусть этажи в нём разделяют лето

Стихи возводят зодчие – поэты,

А мы возводим счастье на потом.

Мы строим дом из сказки и мечты,

Сцепляя блоки строчками из песен,

Дух – из субботен,

Воздух – из воскресен,

А окна в мир – из детской доброты.

Пусть в этот дом всегда войдет малыш,

Он у порога скажет тихо «Здрасьте!»

И ты поймешь, какое это счастье

Строить дома, где к счастью не бывает крыш.


Эссе «Я и ребёнок – равноправные партнёры».

Команда «Молодые педагоги»

«Педагог – он вечно созидатель,

Он жизни учит и любви к труду.

Я педагог, наставник, воспитатель.

За что благодарю свою судьбу».


Мой путь к профессии воспитатель был долгим, хотя я со школы мечтала работать в детском саду. Может так сложились обстоятельства моей жизни, или судьба решила показать правильность моего желания, предоставив возможность сначала поработать в других сферах деятельности. Затем повернула мой путь к профессии воспитатель детского сада. Раньше я до конца не осознавала, что значит быть воспитателем.

Так что же такое воспитатель детского сада? Конечно же, человек! Человек, воспитывающий детей, любящий их, и поэтому он, и они счастливы. Доброта и милосердие должны быть присуще любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается от его отношения к делу и профессии вообще. Воспитатель как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Но самое главное, чем этот сосуд будет наполнен. И задача воспитателя заполнить этот сосуд добром, милосердием, творчеством, знаниями, умениями и навыками, что бы этот сосуд нес не только красоту, но и был полезным и востребованным для нашего общества.

Для меня профессия воспитателя детского сада - самая главная в мире профессия, что может быть трепетнее ощущения, обнявших тебя детских ручонок, доверчиво склоненной головки на твоем плече?

Теперь я не сомневаюсь в выборе профессии. Воспитатель для меня – это не просто профессия, это - состояние души, призвание. Мне очень нравится восточное изречение: «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии». Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ.

Шаг за шагом, день за днём я познаю азы профессии воспитателя. Теперь с уверенностью могу сказать, что в процессе работы оттачивается то, что дано природой. Оттачивается для того, чтобы подготовить детей, воспитанников моих, к пониманию и решению проблем связанных с разными сторонами реальной жизни, к жизнеспособному существованию, безопасному для самого себя и развитию в изменяющемся современном обществе.

Искусство быть педагогом так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в любую минуту. Воспитатель должен любить детей, жить для детей – без этого его работа не имеет смысла. Кроме того, ему всегда надо помнить о своем долге: ведь государство возложило на него большую ответственность – вырастить из ребенка достойного члена общества.

«Дети являются драгоценнейшим даром, ни с чем несравнимыми сокровищем», по выражению Я.А.Коменского. И деятельность воспитателя, как обладателя этого бесценного дара, должна быть почетной и ответственной. Жизнь в среде детей обязывает понимать их потребности, налаживать контакты с их родителями, вдумчиво относиться ко всему, что окружает, стойко переносить невзгоды беспокойной педагогической жизни.


Каждый день, спеша на работу, я думаю о своих детях, о встрече с их родителями, о взаимопониманиях с сотрудниками и коллегами, о предстоящих событиях сегодняшнего дня.

Я хочу, да нет, просто обязана научить детей понимать мир, в котором они живут, осознавать себя в этом мире. Каждый день ко мне приходят дети, я должна помочь им открывать что-то новое, ранее неизвестное, научить их мыслить, оценивать, анализировать, сопоставлять, обобщать. Пусть я сама еще не все знаю, не все умею, но я поделюсь тем опытом, которым обладаю. Я буду, счастлива, если мои знания помогут.





































Приложение 4.


Педагогическая модель «Хочу»



Педагогическая модель «Могу»



Педагогическая модель «Должен»

Приложение 5.

Бланк оценивания команд


п/п

Конкурсы

Оценка жюри

1

команда

2

команда

3

команда

1.

«Представление команд»

оценивается:

- музыкальность,

- эстетичность эмблемы,

- внешний вид команды, оригинальность представления,

- юмор

За каждый пункт по 1 баллу




2.

«Дюжина вопросов»

Оценивается: правильность и полнота ответа

Максимум: 5 баллов




3.

«Конкурс капитанов»

Оценивается:

- авторство,

- понимание участником проблемы,

- личностный характер восприятия проблемы и ее осмысление

- аргументация своей точки зрения с опорой на жизненные факты и личный социальный опыт За каждый пункт по 1 баллу




4.

«Ты – мне, я - тебе».

Оценивается: четкость вопроса, полнота и правильность ответов. При дополнении ответов командой, задающей вопрос, ей присуждается 1 очко.

Максимум: 5 баллов




5.

«Конкурс педагогических моделей»

Оценивается:

- соответствие материала заданной теме, - оригинальность,

- эстетика моделей




Итоги
















Приложение 6.

Давайте поиграем!

Совместная деятельность детей и воспитателя.

В течение дня ребёнок большую часть проводит в детском саду и как он проведёт этот день, зависит от воспитателя и от характера ребёнка. Дети, так же как и взрослые, имеют особенности своего характера. Наиболее всего дети подвержены агрессии, застенчивости, эмоциональной неуравновешенности, трудно находят контакт со сверстниками. Предлагаю игры на преодоление этих недостатков у детей дошкольников.

Игры, направленные на развитие навыков эффективного общения.

Умение общаться — непростой, но необходимый навык в современной жизни. Психологи определяют общение как процесс установления контактов. Способность к этому у всех разная. Если ребёнок тяжело вступает в контакт со сверстниками, ему нужна психологическая поддержка и помощь взрослого.

Предлагаемые игры вызывают положительные чувства по отношению к другим участникам, развивают речь, учат детей выделять хорошие качества о человеке, говорить о них, делать и принимать комплименты.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ. Участвуют все дети группы. Выбирается любая, но известная детям тема, например: «Мои игрушки», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю маме» и т .д. Один из участников - «гость» - садится в центре комнаты и отвечает на вопросы участников по теме.

ЦАРЕВНА НЕСМЕЯНА. Взрослый предлагает детям сказку-задание: чтобы развеселить Царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. Выбирается Царевна Несмеяна. Дети по очереди говорят о её положительных качествах. Когда Несмеяна будет согласна с названным качеством, она должна улыбнуться.

ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА. Дети становятся в круг, Ведущий даёт одному из участников мяч. Дети бросают мяч друг другу, называя слова вежливости. Затем игра усложняется. Ведущий просит называть только слова приветствия ( прощения, извинения, благодарности).

Игры на преодоление застенчивости.

Многие люди путают два совершенно разных понятия — застенчивость и скромность. И если скромность действительно украшает человека, то застенчивость создаёт много сложностей. Застенчивость характерна для многих детей. Психологи считают эту особенность реакцией на страх. Она возникает и закрепляется в определённый момент общения ребёнка с другими людьми. Помочь маленькому человеку преодолеть застенчивость и сформировать у него желание общаться со сверстниками непросто. Предлагаемые игры помогут ребёнку преодолеть чувство неуверенности в себе, избавиться от застенчивости, сформируют у ребёнка уверенность в своих силах, развивает речь, повышает самооценку.

СКАЗКА. Ребёнку предлагается придумать и рассказать сказку о человеке, которого зовут так же, как и его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Ирина — мирная, сказка о девочке, которая приносит мир в каждую семью.

РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ. Для разыгрывание различных ситуаций ребёнку можно предложить темы: «К тебе в гости пришли твои друзья. Как ты им покажешь свою комнату»? «Ты потерял игрушку. Как ты будешь её искать? Как ты попросишь друзей помочь тебе»?

СЕКРЕТ. Всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: бусинки, пуговицы, палочки небольшие, кусочки ткани; ребёнок зажимает кулачок с предметом и никому не показывает его. Это «секрет». Участники должны найти способ уговорить друг друга показать свой «секрет».

Я ЛУЧШЕ ВСЕХ УМЕЮ. Дети садятся в круг. Ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается (например: танцевать, петь, рисовать, заплетать косу и т.д). Затем дети по очереди показывают эти действия жестами.

Игры для коррекции эмоционально-неуравновешенного поведения детей.

Наблюдая детей, психологи говорят об эмоциональной неуравновешенности. Таким детям трудно, а иногда и не под силу, владеть своими эмоциями. Многие их действия бесконтрольны, а поведение может быть агрессивным. Все негативные эмоциональные проявления не возникают сами по себе, а имеют определённую, иногда скрытую причину. Занимаясь с ребёнком, учите осознавать свои эмоции и адекватно выражать их. Игры помогут преодолеть трудности эмоционального развития малыша, наладить контакт с беспокойным ребёнком, научат концентрировать внимание.

ИЗОБРАЗИ ЭМОЦИЮ. Дети садятся в круг. Ведущий раздаёт карточки, на которых написаны или нарисованы различные эмоциональные состояния: радость, интерес, гнев и т. д. Игроки должны изобразить при помощи мимики, жестов и выразительных движений ту эмоцию, которая показана у них на карточке. Остальные участники отгадывают, какое эмоциональное состояние пытается выразить их товарищ.

СЛУШАЕМ ТИШИНУ. По сигналу ведущего дети начинают делать все, что им хочется: прыгать, скакать, стучать. По второму сигналу дети садятся на стульчики и прислушиваются к тому, что происходит вокруг. После игры можно обсудить, какие звуки удалось услышать.

КЛУБОК. Если ребёнок сильно возбуждён или капризничает от переизбытка напряжения, предложите ему поиграть с клубком. Заранее приготовьте небольшой клубок шерстяной пряжи. Перематывая нитки, ребёнок успокаивается, становится серьёзным, концентрирует своё внимание. Игру можно разнообразить. Отрежьте несколько кусочков ниток разной длины. Пусть ребёнок сложит из них какую либо фигуру, а может быть, и целую картину.

Игры на развитие сплочённости группы.

Посещая детский сад, ребёнок большую часть времени находится в коллективе. Если коллектив дружный, сплочённый, то ребёнок легко адаптируется, получает положительные эмоции, чувствует себя уверенно и комфортно, занимается с большим желанием, меньше устаёт. На сплочённость коллектива влияет совместная деятельность, совместные увлекательные игры. Предлагаемые игры помогут ребёнку найти общий язык со сверстниками, вступать в контакт с группой детей,научат детей внимательности и аккуратности.

ПЕРЕДАЙ ПО КРУГУ. Дети садятся в круг. Педагог передаёт (пантомимикой) по кругу какой-либо предмет: «горячую картошку», «льдинку», «бусинку» и т. д. Важно, чтобы остальные участники могли догадаться, что передано, и этот предмет вернулся бы обратно к ведущему, не изменившись (пантомимика не должна меняться).

СЛУШАЙ ХЛОПКИ. Участники свободно двигаются по комнате. По сигналу воспитателя им необходимо объединиться в группы по несколько человек ( количество человек в группе зависит от количества хлопков, сделанных воспитателем). Если число участников в группе не совпадает с количеством хлопков, то группа сама должна решить, как выполнить условия игры.

АССОЦИАЦИИ. Ребёнок жестами, мимикой изображает другого участника игры, его особенности, привычки, манеру двигаться и т. д. Остальные дети отгадывают, кого из участников изображает ведущий.

ПУТАНИЦА. Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает игроков, тоже не разнимая рук игроков.

Игры на снятие агрессии у детей.

Агрессивность — довольно распространённое явление среди детей. Очень часто можно увидеть, как дети вступают в конфликт, провоцируют друг друга на ссору, вступают в драку со сверстниками. Агрессивность может проявляться у детей как вербальная (оскорбление словами), так и невербальная (драки, толчки и т. д.) Ребёнок должен понять, что он может с состоянием агрессии справится и сам , не доставляя никому неприятностей. Игры помогут ребёнку овладеть приёмами саморегуляции, способствуют выбросу негативных эмоций, успокоиться, развивают мелкую моторику.

МОНЕТКА В КУЛАЧКЕ. Дайте ребёнку в кулачок монетку и попросите его сильно сжать. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребёнок раскрывает его и показывает монетку. При этом рука ребёнка расслабляется.

РВЁМ БУМАЖКИ. Если вы видите, что ребёнок агрессивен или возбуждён, предложите ему несложную игру. Пусть он возьмёт лист бумаги или газету и разорвёт её на мелкие кусочки. Эта игра быстро успокоит ребёнка и поможет снять напряжение.

СЧИТАЕМ БУСИНКИ. Рассыпьте на столе крупные бусинки разных цветов и предложите сосчитать сначала все зелёные, затем красные, синие и т. д. В конце игры ребёнок поочерёдно складывает в коробочку или нанизывает на леску.

НАРИСУЕМ ГНЕВ. Предложите детям нарисовать гнев или человека в момент агрессии. Можно вспомнить ситуацию, в которой ребёнок испытывал чувство гнева и нарисовать её. В конце занятия все участники обсуждают рисунки и предлагают свои способы выхода из ситуации без проявления агрессии.




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 12100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос