УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ТРЕХГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков
«Уральские камушки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ШАХМАТНАЯ ШКОЛА»
Возраст учащихся: 6-14 лет
Срок реализации: 21 день
Автор-составитель:
Катаев Юрий Иванович,
педагог дополнительного образования
г.Трёхгорный – 2019г.
РАЗДЕЛ №1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Я люблю шахматы, потому что это хороший отдых: они заставляют работать головой, но как-то очень своеобразно.
Л. Н. Толстой
Сегодня летние оздоровительные лагеря привлекают большое внимание и невозможно отрицать их значимость. Ведь летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. В этот период дети имеют возможность снять усталость, психологическую нагрузку, которая накопилась у них за год. Летнее время это большая площадка и как нельзя более благоприятная пора для развития творческого потенциала детей, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в различных сферах деятельности. Летний лагерь - это система, способствующая развитию ребенка как личности, его духовного и творческого саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
Предлагаем Вам шахматы – прекрасный и волшебный мир!
Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы.
Сегодня все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир – неординарны и проявляются очень рано. Задача нас, взрослых - предложить ребенку эффективный игровой метод развития своих способностей.
Игра в шахматы – мощный инструмент гармоничного развития интеллекта. Она развивает изобретательность и логическое мышление, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Только шахматы наиболее полно развивают с малых лет такое ценнейшее качество, как умение составлять жизненные планы из нескольких последовательных шагов. Исследования показали, что шахматы оказывают колоссальное влияние на развития мышления учащихся и приводят к повышению успеваемости по другим предметам. Как заметил исполнительный директор Российской шахматной федерации Александр Бах: «Шахматы развивают стратегическое мышление, память, логику и в целом интеллект».
Программа «Шахматная школа» универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. После реализации программы дети станут самокритичнее, привыкнут самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Гиперактивные ребята станут спокойнее и уравновешеннее, непоседы научатся сосредотачиваться на одном виде деятельности, а флегматики привыкнут ценить время и научатся многое успевать!
Стратегия программы состоит в том, чтобы предоставить каждому воспитаннику возможности, опираясь на собственный опыт, знания, достижения, образовательный уровень, инициативу, реализовать собственный творческий потенциал во внеурочное время.
Формы работы: групповые занятия, занятия в парах, включающие в себя: специально подобранные игры, упражнения, задания, соревнования.
Срок реализации: по продолжительности программа реализуется в течение летней лагерной смены. Срок реализации: июнь 2019 г.
-
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: создание благоприятных условий для развития творческого и интеллектуального потенциала детей, организации досуга обучающихся во время летних каникул.
Задачи:
Личностные
- сформировать положительное отношение к данному курсу, умение признавать собственные ошибки.
Метапредметные
Регулятивные:
- учить отслеживать цель шахматной деятельности, адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.
Познавательные:
- обучить располагать фигуры на шахматной доске;
- играть друг с другом, используя приобретенные знания;
- решать элементарные шахматные задачи.
Коммуникативные:
- воспитывать умение сотрудничать с товарищами при игре в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Предметные
Учить:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
На 1 отряд
№ п/п |
Тема |
Общее количество часов |
в том числе |
Формы контроля |
|
теоретические (час) |
практические (час) |
||||
1 |
Шахматная доска |
|
|
0,5 |
Опрос, беседа, практическая работа |
2 |
Шахматные фигуры |
|
|
0,5 |
Опрос, практическая работа |
3 |
Начальная расстановка фигур |
|
|
0,5 |
Практическая работа |
4 |
Ходы и взятие фигур |
|
|
2,5 |
Практическое занятие, соревнование |
ИТОГО: |
|
|
4 |
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Тема 1. Шахматная доска
Теория
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Практика. Дидактические игры и задания.
-
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
-
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
-
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
Тема 2. Шахматные фигуры
Теория
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король
Практика. Дидактические игры и задания.
-
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый учащийся на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
-
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
-
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе педагога в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
-
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
-
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
-
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
Тема 3. Начальная расстановка фигур
Теория
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Практика. Дидактические игры и задания.
-
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
-
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
Тема 4. Ходы и взятие фигур
Теория.(основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Практика
-
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Закрепление на практике теоретических знаний. Соревнование между отрядами. Подведение итогов работы за смену. Награждение.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы учащиеся получают комплекс знаний и приобретают определенные умения и навыки.
В результате изучения содержания программы должны
знать
-
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, ничья;
-
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
-
правила хода и взятия каждой фигуры.
уметь
-
ориентироваться на шахматной доске;
-
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
-
правильно расставлять фигуры перед игрой;
-
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
-
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Характеристика средств, необходимых для реализации программы
Для успешной реализации данной программы имеется достаточное количество инвентаря, наличие учебного кабинета и турнирного зала.
Оборудование |
Количество |
Доска демонстрационная с комплектом демонстрационных фигур |
1 штука |
Шахматы с шахматной доской |
15 комплектов |
Шахматные часы |
15 комплектов |
Компьютеры |
|
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Система стимулирования в лагере предполагает отрядное и индивидуальное поощрение детей через вручение дипломов, грамот, призов и памятных подарков.
В течение смены проводится диагностика, которая направлена на выявление достижений детьми планируемых результатов освоения программы «Шахматная школа».
Задания для диагностики составляются по принципу заданий для проверки знаний в рамках любого раздела дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Способы определения результативности:
- входной контроль – опрос на знания игры в шахматы;
- диагностическое обследование по усвоению программы;
- диагностика результатов участия в турнирах.
- Формы подведения итогов:
- индивидуальная беседа;
- опрос;
- решение практических задач;
- участие в товарищеских встречах (соревнования);
- участие в лагерном шахматном турнире.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Входной контроль (Приложение №1).
2. Диагностические задания по оценке уровня освоения программы (Приложение № 2).
3. Итоговое тестирование (Приложенеи № 3).
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у воспитанников устойчивый интерес к данному виду деятельности.
1. Методы создания положительной мотивации учащихся:
-
Эмоциональные: ситуации успеха, поощрения и порицания, свободный выбор задания, удовлетворение от хорошо выполненной работы.
-
Волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний, информирование о прогнозируемых результатах образования.
-
Социальные: развитие интереса быть полезным обществу, ЦДТ, школе, семье, создание ситуации взаимопомощи и заинтересованности в результатах коллективного труда.
-
Познавательные: опора на субъективный опыт ребенка, решение творческих задач, создание проблемных ситуаций.
2. Словесный метод – вопрос-ответ. Такая форма как вопрос-ответ учит детей быстро реагировать, способствует концентрации памяти и внимания, развивает логическое мышление.
3. Наглядный метод - при котором происходит показ иллюстраций, наглядных пособий, просмотр шахматных партий на компьютере.
4. Игровые методы и творческие задания. Эти методы наиболее эффективны в занятиях с младшими школьниками. Закрепление знаний и навыков в игровых формах повышает интерес к обучению, помогает сосредоточиться, благотворно влияет на эмоциональное состояние ребёнка и способствует раскрытию способностей.
5. Метод обобщения. Этот метод является достаточно интересным на занятиях. Происходит активизация опыта ребёнка, закрепление полученных знаний.
6. Метод оценки (друг друга) и самооценки – когда происходит рефлексия (анализ действий сверстников и самого себя и сравнение своего поведения и образа мыслей с поведением и образом мыслей остальных).
7. Поисковый метод применяется тренером на всех этапах обучения и предоставляет детям возможности самостоятельного поиска путей решения, поставленной задачи.
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Калиниченко Н.П. Практикум по шахматной тактике. - СПб, 2014.
-
Костров В.В. Шахматный решебник. Развлечение. СПб: Издательский дом Литература, 2016.
-
Петрушин Н.М. Шахматный учебник для детей. – Ростов на Дону: Феникс, 2016.
-
Пожарский В. Шахматный учебник. М.: Феникс,2015.
-
Трофимова А. Учебник юного шахматиста. М.: Феникс, 2014.
-
Интернет ресурсы:
https://www.metod-kopilka.ru/itogovyy_test_po_shahmatam-57657.htm
https://урок.рф/library/shahmati_shkole_094058.html
Приложение 1
Входной контроль по программе «Шахматная школа».
Опрос.
-
О каком правиле всегда должен помнить шахматист во время игры?
-
Начинается игра, соперник сидит напротив вас. Что необходимо сделать?
-
Какая страна родина шахмат?
-
Что означает слово «шахматы» в переводе с персидского языка?
-
Цель игры в шахматы?
-
Как выглядит шахматная доска?
-
Сколько полей на шахматной доске?
-
Самая главная шахматная фигура?
-
Назови среди фигур фигуру, которая ходит только вперед.
-
Как ходит шахматный конь?
-
Как ходит шахматный слон?
-
Как ходит ладья?
-
Как ходит ферзь?
-
Как ходит король?
-
Как называется нападение на короля?
-
На что должен рассчитывать шахматист, желающий выиграть партию?
Приложение 2
Приложение 2
Диагностические задания по оценке уровня освоения программы
Цели: выявить умение правильно располагать шахматную доску, шахматные
фигуры и пешки на шахматной доске, знание названий шахматных фигур,
действий с шахматными фигурами и пешкой.
Задание № 1.
Инструкция: Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску.
Задание № 2.
Инструкция: Давай поиграем в игру «Школа». Это твои ученики, как их зовут?
Задание № 3.
Инструкция: Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску для кукол.
Задание № 4.
Инструкция: Посади своих учеников каждого на свое место.
Задание № 5.
Инструкция 1: Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 2: Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 3: Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Критерии оценки:
Высокий уровень – правильно выполняет задание самостоятельно.
Средний уровень - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или выполняет самостоятельно, но допускает 1-2 ошибки.
Низкий уровень – выполняет задание неправильно.
Приложение 3
Тест
(в каждом вопросе выберите один правильный ответ)
1. С какого шахматного поля начинается крайняя левая вертикаль:
а) с1 б) h1 в) a1 г) g1
-
Какая диагональ самая длинная:
а) a8 – h1 б) b1 – h7 в) d1 – h7 г) f1 – h3
-
Как ходит ладья:
а) по вертикали б) по горизонтали
в) по диагонали г) по вертикали и горизонтали
-
Слон ходит:
а) буквой «Г» б) по горизонтали
в) по диагонали г) по диагонали и горизонтали
-
Какую фигуру лучше срубить ферзю:
а) слона
б) ладью
в) коня
г) пешку
-
Кто не может поставить мат королю в один ход:
а) ферзь
б) ладья
в) конь
г) слон
Тест
Приложение 4
ТУРНИР ПО ШАХМАТАМ
между отрядами ДОЛ «Уральские камушки»
№ |
Участник |
№ отряда |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Очки |
Место |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Начат: _______________ 20____г. Окончен:___________________ 20____г.
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС