В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Семинар-практикум для педагогов дошкольной организации "Проектные технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\баннер на работу.gif




«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы у них всегда было что делать».

Я.А. Коменский

Тема семинара-практикума: Проектные технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель: создать условия для овладения педагогами образовательных технологий нового поколения.

Форма проведения: деловая встреча

Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Подготовительная работа: самостоятельное изучение педагогами методических пособий: «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, «Проектная деятельность дошкольников» В.А. Деркунская, «Технологии проектной деятельности в ДОУ» Е.С. Евдокимова.

Пояснительная записка

Данный материал носит объёмный характер и не может быть реализован в течение одного семинарского занятия. На практике нами было проведено три занятия, посвященных проблеме проектирования: «Образовательные технологии деятельностного типа в работе с детьми дошкольного возраста», «Проект – как технология деятельностного типа» и «Проектные технологии – от теории к практике». Занятия сопровождались мультимедийными презентациями. Для того чтобы общение было интерактивным, воспитателям задавались вопросы, давались небольшие задания в ходе изучения теоретического материала, разбирались практические ситуации, проводилась рефлексия.



План проведения:

  1. Введение в проблему.

  2. Технологии деятельностного типа.

  3. Теоретические основы проектирования как технологии деятельностного типа.

  4. Методика проектирования.

  5. Система педагогического планирования проектной деятельности.

  6. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход семинара:

Слайд 2

Генри Томас Бокль (1821-1862), английский историк-философ, социолог, позитивист сказал: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны – те, в которых человек наиболее деятелен».

Эти слова не утратили своей актуальности и сегодня, а в связи с изменениями в дошкольном образовании приобрели новое современное звучание. Сегодня успешный человек – это человек, обладающий такими качества как гибкость, мобильность, умение отказаться от стереотипов, накопившихся годами, умение взглянуть на ситуацию с разных точек зрения, найти 101 решение там, где все остальные найдут только 99. В связи с этим изменился и социальный заказ, предъявляемый дошкольному образованию. Современный ребёнок на пороге начальной школы это в первую очередь овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность…, способный выбрать себе занятие и партнёров (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, «Целевые ориентиры образования»). В этой ситуации педагог обязан владеть образовательными технологиями деятельностного типа и в первую очередь проектной технологией.

Слайд 3

Основная цель и результат применения технологий деятельностного типа состоит не в изменении предметов внешнего мира, а в изменении воспитанника как субъекта деятельности.

К технологиям деятельностного типа относятся:

  • технология проектного обучения;

  • технология развивающего образовательного взаимодействия;

  • технология создания образовательных ситуаций (Гогоберидзе А.Г.);

  • технология игровых обучающих ситуаций;

  • технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности «Дошкольник и рукотворный мир», автор М.В. Крулехт, программа «Детство».

Отличительный признак технологий такого типа – это наличие деятельности. В любой деятельности выделяют компоненты: цель, средства, действия,

результат и оценка.

Слайд 4

!Задание педагогам

  • Выделите компоненты к следующим продуктам деятельности: платье, борщ, конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД).

Пример:

Цель: хочу сшить красивое платье, чтобы пойти на день рождения к подруге.

Средства: деньги для покупки ткани, ниток, фурнитуры, швейная машинка, швейные принадлежности.

Действия: выберу фасон, рассчитаю количество ткани, пойду в магазин, куплю всё необходимое; раскрою ткань, сошью.

Результат: платье готово.

Оценка: платье получилось очень красивое, хорошо сидит по фигуре, не стыдно одеть к подруге на день рождения.


Слайд 5

Рассмотрим отличия традиционного объяснительно-иллюстративного метода от деятельностного подхода применительно к компонентам деятельности.

Таблица 1

Компоненты деятельности в разных подходах.

Компонент деятельности

Объяснительно-иллюстративный метод

Деятельностный подход

Цель – предполагаемый результат

Задаётся педагогом

Определяется совместно с детьми (может измениться в процессе деятельности). В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели

Средства – способы осуществления деятельности

Используются внешние методы

Опора на внутренние мотивы

Действия – основной элемент деятельности

Инвариативные (без вариантов), предусмотренные педагогом

Вариативны, изменяются в ходе деятельности, имеется возможность индивидуального выбора

Результат – конечный продукт

Уровень освоения знаний, умений и сформированность навыков

Сформированность личностных качеств, позитивные внутренние изменения

Оценка – критерий достижения результата

Оценка даётся педагогом и сравнение с эталоном

Ребёнок имеет возможность самостоятельно оценить свою работу, вклад в общее дело, при необходимости сравнить с эталоном. Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения


Слайд 6

?Вопрос педагогам

  • Организация какой деятельности принесёт ребёнку больше пользы (при деятельностном подходе).

  • По какому типу педагогу проще организовать детскую деятельность (при традиционном, объяснительно-иллюстративном методе).


Слайд 7

Из истории проектирования.

Основы проектного обучения были разработаны и апробированы американским ученым, сторонником так называемой «прагматической педагогики» Джоном Дьюи во второй половине XIX века. Основным убеждения сторонников Дж. Дьюи было: «Истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо общества».

В России метод проектов активно применялся в практике преподавания С.Т. Шацким и группой его сторонников, но в 1931 году постановлением Центрального комитета партии был запрещен, как противоречащий идеям марксизма-ленинизма. Возрождение интереса к идеям Дж. Дьюи в конце XX связано с тем, что бучение пугало абстрактностью, схоластичностью, оторванностью от жизни, направленностью на заучивание (зубрежку) теоретических знаний.


Слайд 8

Разработкой проектных технологий в разное время занимались:

  • Полат Евгения Семёновна (1937-2007г.г.), доктор педагогических наук;

  • Селевко Герман Константинович, академик, руководитель Центра развития и саморазвития личности Международной академии педагогического образования;

  • Поддьяков Александр Николаевич, изучавший исследовательскую инициативность детей дошкольного возраста;

  • Веракса Николай Евгеньевич, профессор, доктор психологических наук;

  • Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, занимающийся психологией детской одарённости и проблемами исследовательского обучения и проектирования в современном образовании;

  • Евдокимова Елена Сергеевна, автор книг, посвящённых детскому проектированию;

  • Деркунская Вера Александровна

  • Свирская Л., Пахомова Н.Ю. и другие.


Слайд 9

Главная идея метода проекта для дошкольного образования: быть вместе от формулировки идеи и выбора содержания проекта, планирования, выбора места и роли каждого в выполнении общего плана (индивидуально, в партнёрстве или в команде), активного действия по своему собственному плану, в своём темпе, в своей логике, привлечения нужных ресурсов (материалов, технических средств, источников знаний и умений) до анализа, коррекции и оценки результатов и до осмысления и применения (презентации).

?Вопрос педагогам

  • Быть вместе с кем? (не только быть вместе с детьми, но и привлекать к проектной деятельности родителей, сотрудников детского сада, работниками библиотек, музеев и т.д.).


Слайд 10

В различных источниках встречаются разные классификации проектов, мы рассмотрим классификацию по характеру доминирующей в проекте детской деятельности.

Виды проектов

  • творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

  • исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);

  • информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный на подоконнике лук), в оформлении группы (поделки к Новому году), в подготовке к сюжетно-ролевой игре (атрибуты), во взаимодействии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания);

  • творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры)

?Вопрос педагогам

  • Как вы думаете, с детьми какого возраста можно начинать использовать проектные технологии; с детьми младшего дошкольного возраста, предпочтительнее использовать какой вид проекта?


Слайд 11

Безусловно, что, что говоря о детском проектировании, необходимо учитывать возраст детей. Е Евдокимова выделяет три уровня развития проектной деятельности дошкольников [5].

  1. Подражательно-исполнительский (3.5-5 лет)

Отсутствие жизненного опыта не позволяет ребенку проявить самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Ведущая роль – у взрослого. Ребенок – «заказчик» проекта. Осуществление происходит на подражательно-исполнительском уровне.

  1. Развивающий (5-6 лет)

Накопление социального опыта, развитие самостоятельности. Дошкольники самостоятельно находят проблему, уточняют цель, выбирают необходимые средства для достижения цели. Помощь взрослого незначительна и дифференцирована.

  1. Творческий (6-7 лет)

Интенсивно формируются все стороны личности ребенка. Роль взрослого – развитие творческой активности, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.


Слайды 12,13,14

Рассмотрим подробнее особенности проектирования на каждом возрастном этапе.

Таблица 2.

Уровни развития проектной деятельности.

Особенности развития

Методика

Подражательно-исполнительский (от 3,5 – 4 до 5 лет)

не могут самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей;

активная роль принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» (явно или неявно для себя) детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников;

осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.

интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей

постановка цели проекта, его мотивация;

привлечение детей к участию в планировании и реализации намеченного плана;

совместное движение взрослого и детей к результату;

совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Развивающий (5-6 лет)

могут не только принять проблему, но и самостоятельно ее выделить, уточнить цель, т. к. к этому возрасту дети уже накапливают определенный социальный опыт: общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности – умеют согласовывать свои действия, оказывать друг другу помощь;



способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности;

выделение взрослым или детьми проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон;

совместное определение цели проекта, мотивы предстоящей деятельности, прогнозирование результата;

планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта;

выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого;

обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач;

совместное определение перспективы развития проекта


Творческий (6-7 лет)

способны к творческому проектированию, которое обусловлено высоким уровнем познавательного и личностного развития детей



Высшая степень проблемности присуща такой познавательной задаче (Д.Б. Эльконин), в которой ребенок:

1. сам формулирует проблему,

2. сам находит ее решение,

3. решает,

4. самоконтролирует правильность этого решения.


постановка детей в определенные условия; выделение (взрослым или детьми), проблемы отвечающей потребностям или детей, или обеих сторон;

самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата;

планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера); определение средств реализации проекта; выполнение детьми проекта;

решение творческих споров, достижение договоренности; взаимообучение, помощь друг другу;

обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач;

определение перспективы развития опыта.



Вопрос о продолжительности проекта в дошкольном возрасте до сих пор остаётся дискутивным и разные авторы предлагают разные временные отрезки, но все сходятся во мнении, что все проекты можно разделить на краткосрочные, среднесрочные и длительные.

?Вопрос педагогам

  • Какова длительность краткосрочного проекта?

  • Как долго может длиться проект?


Слайд 15

Проанализировав разные мнения и приняв во внимание психологические особенности детей дошкольного возраста, мы можем сделать вывод: краткосрочный проект может быть реализован в течение одного занятия или НОД (20-30 минут), максимальная длительность проекта не должна превышать 3-5 дней из-за неустойчивости интересов и слабой сохранности мотивации. Долгосрочный проект, длящийся месяцами, из увлекательного совместного дела превращается в мероприятие, в котором заинтересован лишь один воспитатель.


Слайд 16

Рассматривая уровни развития проектной деятельности в каждом возрасте, и формулируя главную идею, мы уже коснулись последовательности проектной деятельности и её этапов.

Этапы проекта:

  1. формулировка идеи и выбора содержания проекта

  2. планирование

  3. выбор места и роли каждого в выполнении общего плана (индивидуально, в партнёрстве или в команде)

  4. активное действие по своему собственному плану, в своём темпе, в своей логике

  5. привлечение нужных ресурсов (материалов, технических средств, источников знаний и умений)

  6. анализа и коррекции в процессе проектной деятельности

  7. оценка результатов

  8. осмысление и применение (презентации).


Слайд 17

?Вопрос педагогам

  • С чего начинается проект? (с постановки проблемы, с интересного для детей события и т.п.)


Для того чтобы проект «заработал» он должен стать значимым и важным для ребёнка, другими словами ребёнка нужно заинтересовать, увлечь, замотивировать.


Слайд 18

Существует три типа мотивации: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности. Цель введения в образовательную деятельность этих мотиваций – удовлетворение потребности ребенка в своей значимости, компетентности, состоятельности; побуждение детей к освоению новых знаний и умений. Рассмотрим подробнее мотивационную составляющую проектной деятельности.

1 тип мотивацииигровая мотивация. Цель: реализация потребности ребенка в своей значимости и компетентности через решение практических и интеллектуальных проблем, возникших у игровых персонажей.

2 тип мотивации – мотивация общения в условиях помощи взрослому. Цель: способствовать реализации потребности детей чувствовать свою необходимость, значимость, возможность получения одобрения; развивать интерес детей к совместной деятельности с педагогом.

3 тип мотивации – мотивация личной заинтересованности. Цель: поддерживать желание ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным, побуждать его к созданию разных предметов для собственного употребления.


Слайд 19

!Задание педагогам

  • Определите тип мотивации:

Пример 1

В группе появляется странный игровой персонаж, он ничего не может рассказать, только плачет и повторяет слов «Япония». Высказывается предположение, что, наверное, он прибыл из страны Японии и очень хочет вернуться домой, нужно ему помочь (проект «Япония»).

Пример 2

На информационном стенде появляются картинки неизвестных предметов , воспитатель предлагает детям до завтрака рассмотреть их и подумать, что же это может быть. Если дети затрудняются, воспитатель может сделать подсказку в виде еще 1-2 картинок, на которых можно узнать старинные игрушки. В процессе совместного обсуждения дети приходят к выводу – странные предметы, изображенные на картинках это игрушки.

Естественно, у детей возникает желание узнать о том, какими игрушками играли наши предки (проект «Игрушки из бабушкиного сундука»).

Пример 3

Воспитатель обращается с просьбой к детям помочь испечь печенье к чаю. Оказывается она (воспитатель) никогда этого не делала. Все вместе выясняют, какие продукты нужны, где их можно взять и какие действия совершить. Затем приступают к реализации (проект «Как хлеб на стол пришёл»).



Создание мотивационной ситуации – лишь первый шаг в реализации проекта, но от того, насколько тщательно педагог продумает мотивационную составляющую, зависит качество полученных результатов.

Исходя из основных этапов, попытаемся алгоритмизировать проектную деятельность.

Слайд 20

Алгоритм реализации проекта

Шаг 1

Выбор темы проекта, мотивация детей к совместной деятельности с учётом выбранного типа мотивации.

Шаг 2

Формулировка идеи проекта, выдвижение гипотезы (не обязательно), определение результата проекта (обязательно).

Шаг 3

Заполнение карты детских идей.

Карта детских идей может представлять собой панно с разноцветными кармашками, куда дети и воспитатель вкладывают картинки со схематическими изображениями, либо лист бумаги (формат не менее А4) с таблицей, заполненной пиктографическими записями или печатным текстом (для детей старшего возраста). Опыт показывает, что даже 3-4 летние дети хорошо ориентируются в мире символов и знаков, если эта работа проводится педагогом в системе.







Слайд 21


Таблица 3

Карта детских идей (проект практической направленности).

Что? (будем делать)

Из чего? С помощью чего?

Кто?





Таблица 4

Карта детских идей (проект информационной направленности).

Что уже знаем?(об объекте или явлении)

Что хотим узнать?

Где найдём информацию? Что нужно сделать, чтобы узнать?





Когда ребёнок отвечает на вопросы: «Что я (мы) хотим сделать?», «Из чего будем делать?», «Как будем делать по порядку?», «Что нужно (можно) преобразовать?», происходит формирование субъектности детской деятельности.

Важно! В карте указываются авторы предложенных идей, карта помещается на видном месте, в течение проектной деятельности в неё вносятся дополнения, при подведении итогов проекта карта идей анализируется.


Слайд 22

Шаг 4

Составление плана проекта.

В процессе неформального общения с детьми определяются шаги по достижению результата (цели) проекта, выясняется, что нужно сделать в первую очередь, что потребует помощи взрослых, распределяются роли (в старшем дошкольном возрасте). План проекта может быть записан (текстово или символически) и помещен на информационное поле (доска, мольберт) проекта вместе с картой идей.

Шаг 5

Проживание темы проекта (реализация проекта).

Реализация намеченных мероприятий, совместное поэтапное продвижение к заранее определённому результату.

Важно! Все образовательные моменты выстраиваются в логике личностно-ориентированного и деятельностного подходов.

Шаг 6

Заключительный этап, подведение итогов, рефлексия:

  • анализ карты идей (что получилось, что нет и почему).

  • обсуждение степени участия каждого в проектной деятельности.

  • создание момента эмоционального переживания полученных результатов.

  • организация ситуации поощрения и награждения, чаепитие.

  • презентация результата проекта детям другой группы, родителям (не всегда).

Важно! Полученный продукт помещается на видное место для «любования», затем используется детьми в самостоятельной деятельности.


Слайд 23

Продукты детской проектной деятельности:

  • альбомы («Мой город», «Лето», «Защитники Отечества», «Автомобили» и т.п.);

  • книжки-самоделки, рукописные энциклопедии, плакаты, проспекты;

  • тематические выставки (материалы по определённой тематике, поделки);

  • театральная атрибутика (билеты, афиши, декорации);

  • макеты и коллажи;

  • атрибуты к сюжетно-ролевым играм;

  • мини-музей (подбор и изготовление предметов) и многое другое.


Слайд 24, 25, 26, 27, 28, 29

Ещё одним важным моментом в проблеме использования проектных технологий является вопрос календарно-тематического планирования.

Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде календарно-тематического плана образовательной работы с детьми и содержать следующую информацию:

  • тема проекта;

  • сроки реализации;

  • цель и задачи;

  • мотивационная ситуация;

  • итоговое мероприятие или результат проектной деятельности;

  • наполнение образовательных центров (в соответствии с темой проекта);

  • планируемая работа с родителями (партнёрами) в рамках реализации проекта.

В блоках НОД (непосредственно-образовательная деятельность) и ОДРМ (образовательная деятельность в режимных моментах) планируемая образовательная деятельность, связанная с реализацией проекта. В планах должна фиксироваться также индивидуальная (подгрупповая) работа детей над проектом.

Может быть разработана специальная проектная карта, в которой указаны виды коллективной деятельности, через которые реализуются отдельные этапы проекта.

Может быть использована матрица проекта, содержащая необходимую информацию об этапах образовательной работы по проекту.

?Вопрос педагогам

  • С какими трудностями может столкнуться педагог в процессе проектной деятельности? (у детей не развито умение планировать собственную деятельность, недостаточно сформированы исполнительские навыки; отсутствует социально-значимое пространство предъявления результатов проектной деятельности; у педагогов недостаточно знаний из-за чего происходит смешение продуктивной и проектной деятельности, реализация проекта не отличается от реализации содержания тематического блока).



Метод проектов является хорошим способом сделать жизнь детей более яркой и насыщенной, позволяет в процессе значимой для ребенка деятельности формировать определенные интегративные качества личности, но в тоже время данная технология очень затратна по времени, требует от педагогов большой подготовки, знания методики проектирования, терпения, уважения к ребенку и веры в его возможности.

Для того чтобы подвести итог семинара можно провести «тайное голосование». Участникам семинара предлагается нарисовать на листочке бумаги смайлик с улыбкой, смайлик с грустным выражением лица или смайлик с нейтральным выражением (таблица 5). Листочки складываются в четыре раза и передаются ведущему для подсчёта голосов. В результате можно узнать какое впечатление от данного семинара-практикума осталось у педагогов. Как правило, смайликов характеризующих негативное отношение к теме семинара, не бывает/

Таблица 5

Отношение педагогов к содержанию семинара.

Символ

Отношение педагога к семинару






Обязательно буду использовать проектные технологии в работе с детьми, начну это делать в ближайшее время.






Я ещё не конца разобралась в этом вопросе и не знаю, буду ли применять эту технологию в практике работы с детьми.






Я ничего не поняла в методике проектирования и не считаю, что её применение принесёт пользу детям. Я не буду использовать данную технологию.





Слайд 30

Для развития у педагогов рефлексивных навыков используется приём «Пять строчек по правилам» или синквейн. Синквейн – от англ. cinquin

5-строчная стихотворная строка, возникшая в США в начале XX века. Использовалась в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи. Этот приём полезен также как инструмент для синтезирования сложной информации (ВикипедиЯ).

Синквнйн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам:

1 строчка – это название темы

2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях

3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы

4 строчка – фраза из четырех слов, оказывающая отношение автора к теме

5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Пример:

Проектные технологии.

Интересные, нужные.

Действуют, развивают, способствуют.

Сегодня проекты просто необходимы.

Проект – это здорово!


Слайд 31

После подведения итогов семинара и проведения рефлексии ведущий зачитывает проект решения семинара-практикума:

  1. Воспитателям второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп разработать план/матрицу проекта, тема на выбор (исходя из потребностей и интересов детей данной группы).

  2. Представить свои разработки в виде презентаций на заключительном занятии семинара-практикума «Проектные технологии в работе с детьми дошкольного возраста».

  3. Лучшие разработки проектов, апробированные в практической деятельности включить в методичку «Проект – от теории к практике».


Слайд 32

Слова, сказанные очень давно, но не утратившие актуальности в наше время.























Список использованной литературы:


  1. Атемаскина Ю. Технология проектного обучения в работе с дошкольниками//Детский сад от А до Я.2008.№3.13-18

  2. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – Мозаика-Синтез, 2008.

  3. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. – Центр педагогического образования, 2013.

  4. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание.2003.№3.С20-24

  5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2006.

  6. Косолапова Н.Г. Формирование поисково-исследовательского поведения у дошкольников в процессе создания проектов. – Иркутск, 2008.

  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е.С.Полат. М.,1999.


Фотографии взяты на сайтах:

www.wikipedia.org

www.selevko.net

www.psyJournals.net

www.petrsu.ru

www.teachervspu.wordpress.com

www.herzen.spb


При разработке данного семинара были использованы материалы курсов повышения квалификации Института дополнительного образования ФГБОУ ВПО «ВСГАО» по темам «Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ», «Теория и практика поликультурного образования детей дошкольного возраста» (г. Иркутск, 2013 г.)

16


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос