В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Кооперация в обучении

Файл прикреплен к материалу: Кооперация в обучении
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов



Кооперация в обучении: групповая работа










































Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи.

И.Г. Песталоции



I Введение

Современное общество стремительно усложняется на наших глазах. Базовых качеств грамотного человека – умений читать, писать, считать – уже не достаточно. Выпускник школы должен быть конкурентноспособен на рынке труда, т.е. обладать коммуникационной компетентностью, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения. Поэтому, навыки кооперации, которые ранее стихийно формировались социальной средой, теперь необходимо осваивать в школе.

Обществу нужны люди, обладающие такими личностными качествами, как активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества можно развивать в процессе самостоятельной учебной деятельности на уроке, поэтому в своей работе считаю важным кооперацию в обучении и воспитании учащихся, организацию их сотрудничества в процессе обучения.

Главные задачи, которые я ставлю перед собой, - это формирование опыта групповой творческой деятельности учащихся через овладение ими навыками самостоятельного получения знаний, создание системы уроков, на которых учащиеся включены в активную и продуктивную деятельность с использованием разных форм групповой работы на уроках химии.

Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.











II Психолого и методико-педагогическое обоснование

История возникновения кооперации в обучении теряется в глубокой древности. Высказывания о пользе взаимного обучения можно найти у Квинтилиана и Сенеки. Ян Амос Коменский в "Великой дидактике" оценил обращённую речь как катализатор мышления. Он советовал ученику искать того, кому можно бы было объяснить изучаемое. В конце 18 века Дж. Ланкастер и Андре Белл использовали систему взаимного обучения школьников в Англии.

Во второй половине 19 века групповую работу пропагандировал Джон Дьюи (США).

"Лабораторно-бригадная форма обучения" были популярны и в 1918 – 1920 гг. В это время А.Г. Ривин за 10 месяцев работы в группе добился успешного освоения учениками полного курса гимназии, расчитанного на 4 года.

Процедура разработки и проведения занятия с использованием групповой работы (по А.Ю. Уварову)

  1. Подготовительный этап. Включает следующие шаги: точное осознание целей использования данной технологии, определение проблемы, подбор структур групповой работы согласно целям, подготовку оснащения.

Учитель должен спланировать:

  • Как организовать рабочее пространство;

  • Какое количество учеников должно быть в группе;

  • Кто должен входить в каждую группу;

  • Как обеспечить условие положительной взаимозависимости;

  • Какие материалы подготовить и когда их раздать учащимся.

  1. Выполнение учебного задания. Учитель предлагает учащимся задания, объясняет содержание и цель работы, говорит о способе индивидуальной оценки работы.

На этом же этапе учащимся необходимо напомнить правила работы в группе:

  • Свободный обмен мнениями (каждый имеет право вносить свои мнения, предлагать свои варианты, выдвигать идеи; каждому предоставляется право на ошибку).

  • Уважение к мнению каждого участника (мнение, высказанное участником дискуссии, не должно остаться без внимания, оно должно быть услышано).

  • Терпимость к критике.

Учитель на этом этапе обеспечивает режим "саморегуляции" старается не вмешиваться в работу групп, но при необходимости приходит на помощь тем, у кого возникли вопросы, следит за соблюдением дисциплины.

  1. Общий вывод из результатов, рефлексивное осмысление каждым участником проделанной работы и своего участия в ней.

Работа в условиях кооперации – весьма эффективный режим учебной работы. Кооперация в обучении позволяет лучше освоить материал и дольше его помнить.

Кооперативное обучение – это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединённых для решения общей задачи.

Наука химия – трудная для понимания наука для большинства учащихся школы. Но, китайская мудрость гласит: не бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься. Учителя только открывают двери, дальше вы идете сами.

































III Актуальность темы

Выбранная мной тема является актуальной, так как деятельность в условиях кооперации обеспечивает:

  • более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса;

  • повышается уровень осмысления материала;

  • растёт число нестандартных решений, чаще выдвигаются новые идеи, предлагаются неожиданные варианты решения задач;

  • происходит резкое повышение интереса к учению;

  • формируется позитивное отношение к изучаемому материалу;

  • работа в группе открывает возможности общения. Учащиеся учатся правильно оценивать свои поступки.

  • Происходит формирование дружественной и доброжелательной обстановки в классе.

  • Работа в группе стимулирует познавательную мотивацию и способность повышенного интереса к химии.
























IV Теоретическое обоснование

Неслучайно Л.С.Выготский писал:"То, что дети могут сегодня сделать только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно".

Так что же представляет собой групповая форма учебной деятельности?

  1. Класс разбивается на несколько небольших групп (от 3 до 6 человек).

  2. Каждая группа получает своё задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп, либо дифференцированными.

  3. Внутри каждой группы между её участниками распределяются роли.

  4. Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, выводами, оценками.

  5. Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Комплектование учебных групп провожу с учётом учебных возможностей учащихся, при этом более работоспособные показали себя группы гетерогенного состава, в которых были объеденены и сильные и средние, и слабые учащиеся. Слабоуспевающие учащиеся имеют возможность получить дополнительные разъяснения. Благодаря контролю со стороны сильных учащихся они делают меньше ошибок. Средние учащиеся в условиях групповой работы оперативно решают непонятные вопросы, овладевают эффективными способами решения задач. Полезна групповая работа и для сильных учащихся: помогая товарищам усваивать учебный материал, они перепроверяют и укрепляют свои занания, умения и навыки. Во время работы в группе учащиеся обмениваются информацией, взаимно оценивают знания, сопоставляют ответы, ищут, где были допущены ошибки.

При правильной организации работы в группе создаётся атмосфера демократизма, дружеского общения, ответственности за результат совместной работы.

Работа в группе приучает каждого её участника выслушивать мнение товарища, учиться доказывать правильность своих ответов, вырабатывать коллективное решение, переживать за успех общего дела.

Учащиеся развивают приёмы мыслительной деятельности, что существенно повышает их учебную активность. У учащихся формируются навыки самоконтроля.

Приобретение исходного минимума знаний предполагает прочность закрепления изучаемого материала в долговременной памяти учащихся.

"Пустая голова не рассуждает, чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более она способна рассуждать".

П.П. Блонский





V Цель и задачи педагогической деятельности

Основная задача учителя – сделать изучаемый материал предметом мысли, размышления для каждого учащегося.

Очень важно сформировать у учащегося умение работать в команде, представлять себя и результаты своей деятельности, достигать поставленной цели, обучать и обучаться.

Кооперативное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания.


VI Ведущая педагогическая идея

Основная педагогическая идея – это развитие творческого потенциала учащихся различного уровня развития, возможностей и индивидуальных особенностей.


VII Система работы по кооперации в обучении

Формы групповой работы

Групповая форма – организация постоянной группы из 4-6 человек с одинаковой или разной успеваемостью.

Парная форма – главное при организации парной учебной деятельности взаимообучение и взаимоконтроль. Группе предлагается вопрос. В течение 5-10 минут группы обсуждают поставленный вопрос, стараясь выработать коллективное мнение или подготовить вывод. Затем представитель каждой группы докладывает всем сформулированный ответ.

Главная цель такой технологии – подтолкнуть учащихся к высказыванию своих мнений и к активному участию в дискуссии.

Задания, которые даются, сводятся к следующему:

-найти решение проблемы;

- сделать вывод;

- применить свои умения.

Преимуществом такой технологии является то, что в неё вовлекаются все учащиеся.

Применений групповых и парных методов обучения позволяет мне повышать качество образования.

Оценка работы группы

В своей работе я применяю несколько приёмов оценки, в зависимости от характера групповой работы, материала и её места в системе занятий по проблеме:

  • Все члены группы получают одинаковые отметки, но кто защищает проект группы, получает дополнительные баллы.

  • Индивидуальная отметка каждого.

Групповую форму работы на уроке можно разделить на четыре типа по методу обучения:

- объяснительно- иллюстративный;

- репродуктивный;

- эвристический (частично-поисковый);

- исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод групповой работы. Значение этого метода состоит в том, что "учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию". В условиях групповой работы функция передачи информации переходит от учителя к ученику – консультанту. Например, такой метод групповой работы можно применять при решении расчётных задач.

Решение химических задач – один из важнейших приёмов логического мышления, предполагает мыслительную деятельность, использование различных мыслительных операций.

На уроке химии я предлагаю задачи с неполной информацией о веществе, когда предположения необходимо подтвердить расчетами.

1 группа (4 человека)

Задача 1. Почти за две тысячи лет до нашей эры при дворе китайского императора жил старик садовник. Фруктовые плоды, которые он выращивал в императорских садах, славились по всему Китаю. Росло там и небольшое грушевое дерево – подарок индийского магараджи, которое плодоносило только раз в 10 лет, когда лето было очень жаркое. В прохладное лето плоды не вызревали.

Однажды весной Богдыхан приказал садовнику: "Я хочу этой осенью получить зрелые плоды с грушевого дерева. Если выполнишь моё желание, получишь столько золота, сколько весят груши. Нет – будешь казнён".

Лето выдалось холодное, и не было никакой надежды, что груши созреют, но садовник снял недозрелые груши, разложил их в своей комнате и стал окуривать ладаном. Произошло чудо – зелёные несъедобные груши превратились в великолепные янтарно-желтые плоды. Однако, когда посланцы Богдыхана появились в доме садовника, он бесследно исчез, унеся с собой тайну дозревания груш.

О каком газообразном веществе идёт речь, если при его сгорании образовались оксид углерода (IV) массой 1,76 г и вода массой 0,72 г? Относительная плотность паров этого вещества по азоту – 1.

2 группа (4 человека)

Задача 2. Это вещество впервые в 1825 г. получил М. Фарадей. И назвал его карбюрированным водородом. Затем Либих дал этому веществу другое название, а в 1865 г. немецкий ученый А. Кекуле предложил его структурную формулу. Это вещество горит сильно коптящим пламенем. Пары его с воздухом образуют взрывную смесь.

О каком веществе идёт речь, если при сгорании 3,9 г его образовались оксид углерода (IV) массой 13,2 г и вода массой 2,7 г? Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 39.

Напишите структурную формулу этого вещества.

3 группа (4 человека)

Задача 3. В старой арабской легенде говорится, что некий алхимик в поисках "элексира жизни" стал перегонять некое вещество, к которому добавил поваренной соли и получил совершенно необычное вещество. Он попробовал его и обнаружил одурманивающее действие. Изумлённый поразительными свойствами вещества прогонять печаль и вызывать бодрость алхимик решил, что ему удалось открыть "воду жизни". В качестве лекарства, под названием "живительные капли" это вещество применил итальянский алхимик Раймонд Люлий. Но вскоре хвалебные оды сменились проклятиями в адрес этого органического вещества – этого "великого лжеца" прозванного чумой 21 века.

О каком веществе идёт речь, если при сгорании 2,3 г его образовались оксид углерода (IV) массой 4,4 г и вода массой 2,7 г. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 1,59.

4 группа (4 человека)

Задача 4. Этот углеводород открыл в 1836 г. Э.Дэви, а в 1862 г. М.Бертло синтезировал его из угля и водорода. Это бесцветный газ, малорастворим в воде, легче воздуха, входит в состав светильного газа. Смесь его с воздухом взрывоопасна.

О каком веществе идёт речь, если при его сгорании образовались оксид углерода (IV) массой 8,8 г и вода массой 1,8 г. относительная плотность этого вещества по водороду 13.

Решая задачи, учащиеся более глубоко и полно усваивают учебный материал, при этом у них формируются умения применять приобретённые знания на практике. Решение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет установить связь химии с другими науками, особенно с физикой и математикой, развивает умение логически мыслить, воспитывает самостоятельность.

Предлагаю нестандартные задачи по теме "Кислород".

Задания по группам:

Задача для 1 группы. Напишите уравнения реакций в соответствии со схемой превращений:

+D +D

ABCBD

В этой схеме А – газ, необходимый для дыхания; В – простое вещество желтого цвета; С – удушливый газ, в два раза тяжелее кислорода; D – газ с неприятным запахом тухлых яиц.

(А – кислород; И – сера; С – оксид серы (IV); D – сероводород)

Задача для 2 группы. Простое вещество А образуется из газообразного вещества Б во время грозы. Вещество А неустойчиво и легко превращается в вещество Б. В веществе Б сгорает вещество В красного цвета, образуя вещество Г черного цвета. Если на вещество Г подействовать газообразным веществом D, которое значительно легче воздуха, можно получить вещество В. Определите состав веществ А, Б, В, Г, D и напишите уравнения упомянутых реакций.

(А – озон, Б – кислород,, В – медь, Г – оксид меди (II); D – водород)

Задача для 3 группы. В лаборатории имеются вещества: перманганат калия, нитрат калия, хлорат калия. Какое из этих веществ нужно использовать, чтобы получить максимальный объем кислорода? Ответ подтвердите расчетами.

Результаты групповой работы учащиеся сдают в письменной форме.

Ученики решают задачу, совершая действия. Проводя опыт, они приобретают навыки, необходимые для дальнейших действий. Такое обучение приводит к более глубокому усвоению информации, поскольку всё выученное ассоциируется с конкретными действиями и событиями, а не с абстрактными символами и общими принципами. Таким образом, знания и действия сочетаются и взаимно влияют друг на друга.

Знания усваиваются только в процессе совершения действий. Действия формируются только в процессе усвоения знаний.

Репродуктивный метод групповой работы. Основная задача, которая должна быть решена с помощью репродуктивного метода, - это, используя систему заданий, сформировать у учащихся умения применять полученные знания. На мой взгляд, такая форма групповой работы является наиболее эффективной. Так на уроке химии в 8 классе по теме "Степень окисления" я вначале объясняю понятие "степень окисления" и даю учащимся алгоритм определения степени окисления элементов в бинарных соединениях. Затем вместе с классом рассматриваем несколько примеров. После этого класс разбивается на пять групп. Перед группами ставится задача – овладеть умением определять степень окисления элементов в бинарных соединениях. Осуществляю общий контроль за работой групп, если есть необходимость, то оказываю помощь и корректирую их действия. После 15 – 20 минут групповой работы по одному учащемуся от каждой группы выходят к доске. На классной доске заранее пишу пять столбиков химических формул (для каждой учебной группы).

В заключение урока делаем выводы.

Такой формой групповой работы пользуюсь при формировании умений составлять схемы строения атомов, определять степени окисления элементов по формулам веществ; составлять химические формулы, зная степень окисления, решать расчётные задачи, составлять химические уравнения.

Эвристический или исследовательский метод групповой работы. Групповая работа, в основу которой положен эвристический или исследовательский метод обучения, готовит учащихся к самостоятельному решению проблем, придаёт работе групп творческий характер.

При изучении вопроса о выборе оптимальных условий для производства аммиака ставлю перед учебными группами вопрос: "Почему, несмотря на то что синтез аммиака – реакция экзотермическая, процесс в нарушение принципа Ле Шателье ведут при повышенной температуре?" После обсуждения ответа на вопрос внутри группы, учащиеся приходят к правильному выводу.

При изучении серной кислоты вместе с учащимися составляем обобщающие схемы, отражающие общие и специфические химические свойства серной кислоты. После этого учащиеся делятся на четыре группы и выполняют задания.

Задания группам:

  1. Почему техническая серная кислота коричневого цвета?

Зимой между рамами окон иногда помещают сосуд с концентрированной серной кислотой. С какой целью это делают?

  1. Охарактеризуйте области применения серной кислоты. На каких свойствах серной кислоты основано её применение?

  2. Концентрированная серная кислота при нагревании реагирует с ртутью и серебром подобно тому, как она реагирует с медью. Составьте уравнения этих реакций и укажите окислители и восстановители.

  3. Распознайте тремя способами растворы серной кислоты и хлорида натрия (пробирки № 1и № 2). Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

Исследовательский метод групповой работы. Большое внимание я уделяю практической направленности обучения, поэтому для достижения целей урока использую различные виды химического эксперимента.

Практическая работа по теме: "Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот" (10 класс – профильный уровень)

Учащиеся выполняют работу в группах по 2 человека.

Внимание! Соблюдайте осторожность при работе с кислотами! В опытах, сопровождаемы выделением газов (взаимодействие магния или карбоната кальция с уксусной кислотой), пробирку крепите в пробиркодержателе, остерегайтесь выбрасывания реакционной смеси!


Выполнение работы:

1 группа:

  • Опыт 1 – отношение уксусной кислоты к индикаторам.

  • Опыт 2 – отношение уксусной кислоты к металлам.

2 группа:

  • Опыт 1 – отношение уксусной кислоты к индикаторам.

  • Опыт 2 – отношение уксусной кислоты к основным оксидам и основаниям.

3 группа:

  • Опыт 1 – отношение уксусной кислоты к индикаторам.

  • Опыт 2 – отношение уксусной кислоты к солям.

Проанализировав результаты проведённых опытов, дайте объяснения наблюдаемым явлениям.

Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

Ведущее место в преподавании химии занимает школьный химический эксперимент. Это основной и специфический метод обучения, который непосредственно знакомит с химическими явлениями и одновременно развивает познавательную деятельность учащихся. Справедливо отмечено"…умение выполнять практическую работу, провести лабораторный опыт или решить задачу экспериментально, применяя в различных связях знания и практические умения, а также выполнить наблюдения в ходе эксперимента, получить нужный результат, выполнить правила техники безопасности, обобщать экспериментальные данные – все это воспитывает самостоятельность действий учащихся".

Групповая экспериментальная работа по теме: "Гидролиз солей» (11 кл.)

Соблюдайте правила безопасности.

1 группа. В трёх пробирках находятся водные растворы солей: нитрат калия, хлорид магния, сульфат аммония. Используя нейтральный лакмус, определите, в какой пробирке находится каждая соль. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

2 группа. Выданы водные растворы солей: сульфат меди (II), ацетат бария, хлорид калия. Используя нейтральный лакмус, определите, в какой пробирке находится каждая соль. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

3 группа. Используя лакмус и метилоранж определите, в какой пробирке находится водный раствор соли: хлорид железа (III), карбонат натрия, сульфат натрия. Уравнения реакций напишите в молекулярном и ионном виде.

Результаты этой работы учащиеся сдают в письменной форме.

Применение групповой формы организации познавательной деятельности на уроках химии в сочетании с другими формами и методами дает больше возможности для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Коллективная организация работы позволяет одновременно осуществлять разделение и кооперацию труда. При этом успешная работа каждого ученика зависит от результатов деятельности его товарищей, что само по себе даёт воспитательный эффект.

Главный учебный ресурс групповой работы – возможность свободно общаться. Суммирование идей вслух, выслушивание объяснений, выслушивание товарищей и предложение своих объяснений – главные виды речевого взаимодействия членов группы.

Несмотря на то, что в ходе групповой работы создаётся единый групповой продукт, я постоянно подчеркиваю индивидуальную ответственность и стараюсь оценить каждого ученика.

Большое значение имеет обучение в команде. Достигается это только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над проблемным вопросом, подлежащим изучению.

Задача каждого учащегося состоит не в том, чтобы выполнить какое-то задание, а в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, и вся команда знала об его успехе. Вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым её членом, поскольку успех зависит от вклада каждого.

Самое главное на уроке – смоделировать способ изучения материала, способ получения знаний, чтобы с его помощью каждый ученик усвоил необходимые ему фактические сведения.

Например, мы рассматриваем материал на атомарном, молекулярном и вещественном уровнях согласно взаимосвязи ʺсостав – строение - свойстваʺ. Овладев данным способом, учащиеся любой группы без труда могут охарактеризовать изучаемый материал на любом уровне.

Очень важным этапом урока является рефлексия и оценка знаний. Учащиеся выполняя задания в группах уже оценивают себя. Ученики учатся адекватно себя оценивать и для них самая большая радость, когда их отметка и отметка учителя совпадают. Я считаю что учить надо на уроке. В конце каждого урока стараюсь оценить нашу совместную деятельность и задаю учащимся какой-нибудь вопрос, который позволит перекинуть мостик к следующему уроку.







VIII Заключение

Главная задача учителя – организовать собственную деятельность учащихся, в том числе и умственную, управлять учебным процессом, а учащихся – учиться, учить себя.

Таким образом, в процессе обучения химии групповая работа может применяться на всех этапах усвоения знаний учащихся как одно из условий активизации учебной деятельности школьников.

Результативность

Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении. Но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединенные в одну группу привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения.

Смысл группового обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.


























IX Список литературы


  1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать? – М., 2001.

  2. Блонский П.П. Память и мышление. – М., 2003.

  3. Ворожейкина Н.И. Активизация учебной деятельности. – М., 2000.

  4. Выготский Л.С. Культурно-историческая теория психического развития. – М., 1998.

  5. Закатова И.Н. Развитие социально-педагогических функций общеобразовательной школы в современных условиях. – М., 1996 -16 с.

  6. Лакоба С.Е. Методика преподавания химии в условиях современной школы: пособие/С.Е. Лакоба, Л.Я. Толкач. – Гродно: ГрГУ, 2011 – 111с.

  7. Лысенкова С.Н. Когда учиться легко. – М.: Педагогика, 1985.

  8. Некрашевич И.В. Школьный репититор. Химия 8-11 класс (СД с мультимедийной обучающей системой) – СПб.: Питер, 2008 – 304 с.: ил. – (серия "Школьный репетитор")

  9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000 – с. 272.

  10. Хуторский А.В. Современная дидактика. – М., 2005.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru