В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Подвижная игра как средство формирования физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

C:\Users\1\Desktop\мама\logo (1).png

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области

(МДОБУ ДС № 5 Тынденок г. Тынды)



Международный Конкурс педагогического мастерства

«Академия педагогических проектов: опыт, инновации, перспективы»




Номинация

«Исследовательская и проектная деятельность педагога»




Тема работы

Педагогическая система работы

Подвижная игра как средство формирования физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.









Автор: Гасратова Зинфира Абдуллаховна


Воспитатель 1 квалификационной категории


телефон____________________________

Адрес электронной почты zin.gasratowa@yandex.ru






Тында

2019г.

Актуальность.

Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств - одна из основных задач современного общества. В любом обществе здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства, оно - бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества.

К сожалению, в нашей стране, наблюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различные отклонения здоровья, отстает в физическом развитии. Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей младшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова от 30% до 40% детей дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Сегодня в среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20–27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1 % ежегодно. По данным прогнозов, 85 % этих детей – потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений – снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях – это потеря в здоровье, развитии, знаниях.

В дошкольный период двигательная активность – удовлетворённая потребность организма в движении – является необходимым условием нормального развития ребёнка, одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. Двигательная активность обусловливает развитие моторики и физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, настроение.

Благодаря двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма.

Одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста является игра. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры эффективно влияют на деятельность сердечно -сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка. Перед дошкольными учреждениями стоят важные задачи развития двигательной активности и оздоровления детей, но для решения указанных задач в практике не всегда учитывается влияние основного вида деятельности дошкольников - игры.

Таким образом, проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

Исходя из актуальности, была поставлена цель работы: повышение эффективности, реализации задач по физическому воспитанию дошкольников на основе использования подвижных игр.

С учетом цели были определены задачи:

  • реализовать общие образовательные задачи по физическому воспитанию;

  • развить интерес к игре;

  • воспитывать самооценку и самоконтроль.

Работа по теме велась на протяжении трех лет и состояла из этапов:

  1. Организационный - выбор и определение темы самообразования. Планирование работы по теме. Подбор методической литературы, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.

  2. Теоретический – изучение, анализ методической литературы, теоретическое обоснование проблемы. Формирование и оформление методической копилки (составление примерного перспективного плана, картотеки игр, стихов, потешек и т.д.)

  3. Практический - педагогическая диагностика физического развития детей. Подбор и разработка игр, способствующих развитию физических качеств дошкольников. Разработка конспектов НОД, развлечений, прогулок. Проведение НОД, игр в режиме дня.

  4. Итоговый - проведение консультаций для педагогов и родителей по теме. Проведение открытой НОД. Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.


  1. Понятие физических качеств и их формирование в старшем дошкольном возрасте.

Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля за физическим развитием, физической подготовленностью и работоспособностью ребёнка.

В ФГОС выделена отдельная образовательная область «Физическое развитие», где отдельными задачами выделены:

  • Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

  • Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.

  • Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

  • Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях, основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании), игровых, спортивных занятиях.

Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазании, при метании предметов.

Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.

К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту), их сочетание (скоростносиловые качества), ловкость, а также координационные способности.

Гибкость - определяет степень подвижности опорно-двигательного аппарата и имеет особое значение для здоровья. Способность выполнять повороты и круговые движения в суставах тела свидетельствует о хорошем физическом состоянии человека. Показателем гибкости служит наибольшая амплитуда движения.

Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в минимально короткий отрезок времени. Она относится к числу консервативных, т. е. трудно развиваемых, качеств человека. Развитие быстроты во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству.

Выносливость - является одним из важнейших физических качеств человека, характеризующих его физическое состояние. Она тесно связана с уровнем развития кардио - респираторной системы организма и уровнем общей работоспособности. Это качество обеспечивает длительность выполнения работы без снижения ее интенсивности и эффективности. Различают два вида выносливости: общую и специальную. Общая выносливость – способность долго выполнять физическую работу с участием большинства мышечных групп. Специальная выносливость – способность долго выполнять физическую работу, направленную на определенную двигательную деятельность, с участием определенной группы мышц.

Сила – взаимодействие психикофизиологических процессов организма человека, позволяющих преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Качество силы выражается через совокупность силовых способностей. Различают собственно-силовые способности (статическая сила), которые проявляется при статической работе (мышцы при этом не изменяют свою длину), и скоростносиловые способности.

Важнейшим фактором, от которого в решающей мере зависят успешность обучения новым двигательным действиям и совершенствование ранее разученных упражнений, является координация. Под координационными качествами понимается способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в меняющихся условиях, выполнять движения точно и рационально.

Ловкость – более общее по сравнению с координацией понятие. Это комплексное качество обеспечивает рациональное и быстрое выполнение движений в меняющихся условиях.


2. Подвижная игра – ее определение, специфика и роль в формировании физических качеств, старшего дошкольника

 Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, Правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые по разному способствуют всестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную социальную направленность.

  1. Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.

  2. Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных). Одухотворенность и выразительность движений в таких играх чрезвычайно важны.

  1. Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми. Игры с мячом вырабатывают координацию движений, формируют у детей чувство ритма. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. Отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие.

  1. Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, предполагающего соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т. д.), в которых соревнуются в игре.

  1. Этот принцип является основополагающим и в играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей при подведении итогов игры: необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе, то есть его собственные достижения, ведь у каждого ребенка свои особенности, свои возможности, определяемые состоянием здоровья, сенсорным и двигательным опытом.

  1. В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.

  2. Подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Подвижные игры классифицируют:

  • По возрасту;

  • По степени подвижности ребенка (игры с малой, средней, большой подвижностью);

  • По видам движений (игры с бегом, метание и т.д.);

  • По содержанию (п/и с правилами и спортивные игры).

Подвижные игры с правилами:

  • Сюжетные игры;

  • Несюжетные игры.

Спортивные игры:

  • Баскетбол;

  • Городки;

  • Настольный теннис;

  • Хоккей;

  • Футбол и другие.

Сюжетные подвижные игры:

  • Игры типа перебежек, ловишек;

  • Игры с элементами соревнования;

  • Игры-эстафеты;

  • Игры с предметы (мячи, обручи, кегли и т.п.);

  • Игры-забавы (используются в работе с самыми маленькими детьми).

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.


  1. Выявление уровня развития физических качеств детей, старшего дошкольного возраста

Для выявления уровня развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста, использовала диагностические тесты физического воспитания дошкольного возраста М.А. Руновой, Г.Н. Сердюковской:

    1. Тест на определение скоростных качеств (быстроты) – бег на 30 м с высокого старта;

    2. Тест на определение координационных способностей (челночный бег);

    3. Тест на определение выносливости;

    4. Тест на определение скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места).



Проведенное исследование позволило условно разделить старших дошкольников на три группы – с высокими, средними и низкими показателями развития физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации).

22 % детей - показали высокие показатели физической подготовленности. Все задания были выполнены на высоком уровне. Дети этой группы отличаются быстротой и уверенностью действий, в случае неудачи не отступают от цели, а прилагают максимум, усилий для достижения намеченного результата, умеют самостоятельно принимать решения, находить целесообразный способ действий, сдерживать свои чувства и желания. Им свойственно отсутствие сомнения и страха при выполнении упражнений, высокое чувство активности и самостоятельности, умение слушать воспитателя, выполнять его указания и поручения.

46 % детей – показали средние показатели уровня развития физических качеств. Таких детей характеризуют неравномерность развития физических качеств, разноплановость двигательного поведения. Наряду с высокими показателями силы, быстроты, имеют средние показатели координации и допускают ошибки в технике сложных видов движений (прыжки). Часть детей этой группы даже при постоянном побуждении упражнение выполняют некачественно, уклоняются от заданий, требующих длительного волевого напряжения. Однако есть и такие, которые проявляют педантичную исполнительность в выполнении рекомендаций, но при неудачах или допускаемых ошибках снижают активность действий и не обращают внимания на то, качественно они выполняют задание или нет.

32% детей – показали низкий уровень развития физических качеств и в основном низкие количественные и качественные показатели при выполнении тестовых заданий. Эти дети почти не прилагают усилий, чтобы заставить себя работать. В ситуациях, требующих решительности, энергичности действий, проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха. Им свойственно состояние угнетенности в связи с неудачами, неумение подавлять в себе отдельные желания. Только в достаточно простой обстановке они обнаруживают некоторую активность, которая по мере возникновения новых трудностей уступает место более привычным формам поведения (пассивность, безразличие и т.п.).

Таким образом, работа по формированию физических качеств с помощью подвижных игр с детьми выделенных групп должна строиться с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития.

4. Использование подвижных игр в формировании физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Опираясь на данные диагностики, был разработан тематический план проведения занятий по развитию физических качеств дошкольников, оформлена картотека игр, план кружка «Ярмарка игр».

Работа по физическому развитию детей осуществлялась с использованием разных подвижных игр, которые включались в содержание занятий, прогулки, спортивных развлечений.

В процессе отбора содержания подвижных игр учитывала ряд условий.

  1. Классификацию игр по тем двигательным качествам, которые они развивают.

    На силу


    1. Перетягивания, сидя на полу

    2. "Лошадки"

    3. Бег раков

    4. Соревнование тачек

    5. Скалка - подсекалка

    6. Белый тополь, зеленый тополь

    На быстроту

    1. Встречная эстафета с бегом

    2. "День и ночь"

    3. Переправа в обручах

    4. Эстафета с кубиками

    5. "Ипподром"

    6. "Вороны и воробьи"

    7. "Тень"

    8. "Воевода"

    9. Все к своим флажкам

    10. "Косари"

    На гибкость

    1. "Скороходы"

    2. "Прыгуны и ползуны"

    3. "Мостик и кошка"

    4. "Постройте мост"

    5 "Займи свободный мат"

    6. "Альпинисты»

    На выносливость

    1. Прихлопни комара

    2. Салки по кругу

    3. "Обезьяньи салки"

    4. Гонки с выбыванием

    5. "Белые медведи"

    6. "Голубки"

    7. "Колдун"




















  2. Выбор игры. 

Подбирая игру, прежде всего, обращалась к Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования. От рождения до школы. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Перечень игр составляла с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста. Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не подбирала игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия.

Строго определяла место игры в режиме дня. Игры более динамичные использовала на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.

На второй прогулке проводила разные по двигательной характеристике игры. Но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не разучивала новые игры.

  1. Создание интереса к игре.

 На протяжении всей игры старалась поддерживать интерес детей к ней разными средствами. Но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям.

Приемами создания интереса использовалась, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

  1. Объяснение игры.

 Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности - интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.

  1. Распределение ролей в игре.

Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль - всегда соблазн.

Распределение ролей использовала как удобный момент для воспитания поведения детей. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность в том, что ребенок выполнит важное поручение. Назначение на главную роль - наиболее распространенный прием. Выбор обязательно мотивировала. Например, "Маша первая услышала зазывалочку и быстро прибежала. Она и будет затейница или Ларочка загадала лучшую загадку про нашу игру. Пусть она назначит лису".

Для назначения на ведущую роль использовала считалочки. Они предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот будет водить.

  1. Руководство ходом игры.

Контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов. На этом этапе следила за движениями дошкольников: поощряла удачное исполнение, подсказывала лучший способ действия, помогала личным примером.

Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Всех детей надо обязательно похвалить.

  1. Варьирование и усложнение подвижных игр.

  2. Подвижные игры - школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры усложняла. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

· увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);

· усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают);

· изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);

· сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный);

· провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);

· усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать; увеличить число ловишек и т.д.)

Методика проведения подвижных игр.

Ребенок старшей дошкольной группы уже должен уметь владеть основными движениями, хотя еще недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны. Кроме того, все эти движения лучше всего развиваются в играх. При проведении подвижных игр с детьми старшего возраста учитывала анатомо-физиологические особенности детей, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость.

Заметила, что дети проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая это, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми строго регулировала и ограничивала. Следила, чтобы игра не была слишком продолжительной.

Дети дошкольного возраста активны, самостоятельны, любознательны, стремятся незамедлительно и одновременно включаться в проводимые игры, а во время игры стараются в сравнительно короткий срок добиваться заданных целей; им еще не хватает выдержанности и упорства. Их настроение часто меняется. Они легко расстраиваются при неудачах в игре, но, увлекшись ею, вскоре забывают о своих обидах.

Правила игры всегда излагала кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложенное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Иногда рассказывала об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Сигналы в играх подаю не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива.

Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в подвижных играх, которые зачастую имеют сюжетно-образный характер. Для детей этого возраста очень привлекательными могут быть игры с элементами таинственности, неожиданности.

В старшем дошкольном возрасте старалась не проводить командные игры. Постепенно, с приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности, включала в занятие игры с элементами соревнования в парах (в беге, гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча). В дальнейшем разделяла детей на несколько групп и проводила с ними соревновательные игры типа эстафет с простыми заданиями. При разделении игроков на соревнующиеся группы учитывала соответствие характера игровых действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявляла немедленно.

Преимущественное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа "догоняй - убегай" и с увертыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия (начерченный "ров") и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Каждая игра состоит в основном из одного-двух вышеперечисленных видов движений, причем обычно они применяются обособленно или попеременно и лишь изредка - в сочетаниях.

Для проведения большинства игр использовала яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Инвентарь должен быть легким, удобным по объему, соответствовать физическим возможностям детей. Так, набивные мячи весом до 1 кг можно использовать лишь для перекатывания и передач, но не для бросков; а для игр лучше использовать волейбольные мячи.

Проведение подвижных игр планировала во время физкультурного занятия. После приема пищи, если это физкультурное занятие, то оно должно быть примерно через 20 минут. Если занятие умственного характера, использовала упражнения физкультминуток.

Также подвижные игры включала в различные режимные моменты в течение дня и во время прогулок на свежем воздухе.

В работе с детьми дошкольного возраста основными задачами на прогулке считаю:

знакомство детей с различными видами движений и создание вариативных условий для их систематического выполнения;

закрепление умений ориентироваться в пространстве, действовать совместно, участвовать в коллективных играх и игровых упражнениях;

создание благоприятных условий для развития творчества детей, в том числе в движениях, и положительного эмоционального состояния.

Успешно решать эти задачи возможно лишь при рациональном сочетании разных видов и форм двигательной деятельности под руководством педагога.

С целью совершенствования движений и закрепления игровых умений и навыков новый материал, предлагаемый на дополнительных физкультурных занятиях, я увязывала с играми и упражнениями на прогулках.

Важно было позаботиться также о соответствии игр временам года. Так, зимой знакомила детей с играми «Зима пришла», «Белые медведи», «Берегись, заморожу», «В гости к Снеговику», «Снежная карусель», а на участке организовала катание на санках, скольжение по ледяной дорожке, ходьбу на лыжах. Зима предоставляет естественные условия для организации двигательной активности детей. На зимней площадке, покрытой снегом, можно проводить игры, включающие разнообразные движения (ходьба, бег, кружение, прыжки, бросание снежков и т.д.). Снежный покров вызывает у детей особый интерес к таким движениям, как ходьба и бег след в след; ходьба широким шагом; подпрыгивание до ветки и стряхивание с нее снега; спрыгивание в снежный сугроб с невысоких пеньков; перешагивание через снежный ком, а также метание снежков.

На прогулке важно, чтобы все дети участвовали в организованной двигательной деятельности. Считаю, что ее лучше проводить двумя подгруппами, составленными с учетом индивидуального подхода - разного уровня двигательной активности.

Каждая подгруппа выполняет свое двигательное задание в игровой форме. Например, дети с высоким и средним уровнем двигательной активности выполняют упражнения на развитие внимания и точности выполнения движений (ходьба на лыжах по дорожке с обходом крупных предметов), а воспитатель контролирует качество их выполнения. Дети второй подгруппы (с низким уровнем двигательной активности) выполняют задания на быстроту движений, на скорость, например, «Догони саночки», «Добеги до Снеговика», «Быстро возьми и положи предмет». Подвижная игра, общая для обеих групп, предлагается с учетом функциональных возможностей детей. Малоподвижные дети быстро устают, поэтому подвижная игра повторяется не более двух-трех раз. Игры и игровые упражнения для детей первой подгруппы носят более сложный характер. Они могут повторяться, три-пять раз в зависимости от желания детей, к которым следует предъявлять более строгие требования: добиваться четкого выполнения условий и правил игры.

Стремлюсь к тому, чтобы дети могли выполнить, роль ведущего в игре. Педагог постепенно вовлекает в игры всех детей. Содержание подвижных игр усложняется и обновляется по мере усвоения движений детьми. Это, не меняя основного содержания и правил игры, повышает интерес детей, побуждает их к самостоятельности, творческой активности. Так, сначала в игре «Поезд» дети просто идут друг за другом, везя за собой санки, затем поднимаются на небольшую горку и на санках спускаются друг за другом, соблюдая определенные интервалы. Через некоторое время, когда дети освоят предлагаемые движения, продолжают игру: спустившись с горы, дети гуляют по лесу, имитируя движения животных и птиц: бегают, подскакивают, приседают, лепят из снега фигурки и т.п.

Перед проведением игр и игровых упражнений тщательно готовлю физкультурно-игровой материал, выбираю игры с учетом возраста и сезона года, продумаю ход прогулки, распределяю роли. Считаю, что важно и самому педагогу принимать активное участие в играх и упражнениях: это поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и их интерес к разным формам двигательной активности. Известно, что дошкольники любят играть в знакомые им подвижные игры под руководством воспитателя, но если в течение недели проводить игру, не внося никаких изменений, то двигательная активность детей резко снижается и интерес к играм падает. С детьми в новую игру проводила в течение двух-трех дней подряд, затем усложняла двигательные задачи, вносила новые пособия или игрушки. Если это не нарушает хода игры, дети привыкают действовать в измененных условиях, что важно для повышения их двигательной активности.

Работу по формированию у дошкольников физических качеств осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители на родительских собраниях, семинарах и беседах знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по физическому развитию дошкольников, получают консультативную помощь по вопросам развития физических качеств. Для формирования заинтересованности родителей по проблеме я проводила следующие мероприятия:

- анкетирования;

- родительские собрания;

- создание мини-библиотеки по вопросам физического развития дошкольников;

- подборка тематических консультаций в папке для родителей, индивидуальные и групповые консультации;

- участие родителей воспитанников в занятиях, развлечениях, эстафетах, праздниках («Весёлая семейка», «Семейные страты» и др.);

- оформление буклетов по физическому воспитанию.

Уверена, что все мероприятия помогают наладить более тесное и эффективное взаимодействие с родителями, и создают атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

Таким образом, для развития физических качеств детей-дошкольников применяла подвижные игры не только на физкультурных занятиях, но и в режимных моментах, во время прогулки детей на свежем воздухе. Работу проводила в тесном контакте с родителями воспитанников.

На заключительном этапе для выявления уровня развития физических качеств детей, старшего дошкольного возраста использовала те же диагностические тесты физического воспитания дошкольного возраста М. А. Руновой, Г. Н. Сердюковской.


Проведенное исследование показало, что количество детей с высокими и средними показателями развития физических качеств возросло, а количество детей с низким показателем развития физических качеств уменьшилось.

Таким образом, опыт работы показал, что значение подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, отражают такие общие характерные черты, как взаимоотношение играющих, с окружающей средой и познание реальной действительности. Подвижная игра характеризуется как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств.

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка. Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Активное движение, обусловленное содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умений и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.


Список литературы

1. Абдульманова Л. В. Воспитание физической культуры у детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2004. - 115.

2. Адашкявичене Э. Й. Спортивные упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1992.

3. Аксенова Н. Формирование двигательной активности. Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание№6. - 2000. - С.30-48.

4. Алексеева Н. П. Воспитание игровой деятельности. Книга для учителя. - М: "Просвещение".

5. Антонов Ю. Е. "Здоровый дошкольник 21 века", М., 2000

6. Болотина Л. Р. Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. - М.: Изд. Центр "Академия", 1998.

7. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание. - 2006. - №3. - С.117-122.

8. Викулов А. Д. "Развитие физических способностей детей", Ярославль, 1996

9. Глазырина Л. Д. Физическая культура - дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

10. Дегтярев И. П. Физическое развитие. Киев 2005 - С.23-48

11. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975

12. Кудрявцев В. Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. - М., 1998.

13. Клевенко В. М. Быстрота как развитие физических качеств. - Москва 2008. - 290 с.

14. Новоселова С. Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. - 1997. - №3. - С.84-87.

15. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003. - 143 с.: ил.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 12100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос