В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Интегрированный, практико- ориентированный проект на тему: «Калейдоскоп профессий»


Панина Елена Геннадьевна, Евдокимова Елена Ивановна

Московская область, Раменский район, д.Островцы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №18

Дошкольное образование








Интегрированный, практико- ориентированный проект на тему:

«Калейдоскоп профессий»

средняя группа№1 «Божьи коровки»
























январь - февраль 2019 год.

«Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны, и актуальны и важны:
Спасатель, фермер, гувернёр, телеведущий и актёр, автомеханик, финансист и менеджер и визажист…
И ты скорее подрастай, профессией овладевай,
Старайся в деле первым быть и людям пользу приносить»

.

Актуальность проекта: 

Профессия – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений. Как же выбрать профессию? Очень важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела. Нужно ли детям дошкольного возраста знакомиться с профессиями? Мы думаем нужно. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за его интересами и склонностями, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.

Проблема проекта:

Наши наблюдения за детьми в игре, индивидуальные беседы с ними о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, привели к выводу о том, что дети мало знают о профессиях: их название, предметах - помощниках, содержании трудовой деятельности; у них не сформировано уважение к труду взрослых.

Чтобы расширить знания о разнообразии профессий нами и было принято решение о проведении проекта «Калейдоскоп профессий»

Тема проекта: «Калейдоскоп профессий»

Тип проекта: Интегрированный, практико – ориентированный

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: среднесрочный с 28.01.2019 по 22.02.2019г

Руководители проекта: воспитатель группы –Елена Ивановна Е; Елена Геннадьевна.

Участники проекта: дети, родители.

Возраст детей: 4-5 года

Цель: расширять представления детей о профессиях, в том числе и профессиях их родителей; воспитывать чувство уважения к труду взрослых, формировать у детей среднего дошкольного возраста первичные трудовые навыки.


Задачи:

  • Познакомить детей со значением слова «профессия»;

  • Расширить знания детей о профессиях;

  • Сформировать четкие представления о профессиях: библиотекарь, пожарный, полицейский, продавец, почтальон, парикмахер, швея, космонавт, воспитатель, повар и другие. 

  • Обогащать представления детей о профессиях родителей;

  • Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изо и других видах деятельности.

  • Научить детей составлять небольшие рассказы.

  • Формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам, желание оказывать помощь.

  • Познакомить детей с литературными произведениями по тематике.




Интеграция образовательных областей в проекте «Калейдоскоп профессий».

  • Познавательное развитие

  • Социально-коммуникативное развитие

  • Речевое развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

  • Физическое развитие

Ожидаемый результат:  

  • Расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей)

  • Пополнится словарный запас, обозначающий профессии людей, предметы, материалы, орудия труда, действия, результат.

  • Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

 

1 этап Мотивационный:

  • Разработка плана проекта.

  • Определение темы проекта;

  • Формулировка цели и задач проекта;

  • Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов по данной теме.

  • Создание развивающей среды в группе.

  • Подбор художественной литературы о профессиях.

  • Подбор материала для продуктивной деятельности.

  • Составление тематического планирования мероприятий.

  • Картотека дыхательных, пальчиковых, дидактических и подвижных игр.

  • Подбор наглядного материала.

  • Информировать родителей о проекте.

  • Подготовка консультаций, рекомендации для родителей.

  • Подготовить презентации о профессиях.

  • Подготовить экскурсии на кухню, в прачечную ДОУ


2 этап: Проблемно- деятельностный .

План реализации проекта.


Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах деятельности

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей


Познавательное развитие:

Тема «Кому что нужно для работы»

Цель: познакомить с названиями профессий, атрибутами, необходимыми для некоторых профессий, содержанием трудовой деятельности представителей некоторых профессий; учить называть слова – действия. См. конспект перспективного планирования по программе «Детство»

Познавательное развитие:

Тема: «Врачи – наши помощники»

Цель: закреплять представление о труде врача, знание о витаминах; воспитывать уважение к людям, которые заботятся о нашем здоровье. / см. стр 142 Н. С. Голицына


Познавательное развитие:

Тема: «Кто работает на транспорте?»

Цель: познакомить с обобщающим понятием «транспорт»; уточнить представления о труде водителя; дать представления о правилах дорожного движения. См. стр 124 Н. С. Голицына



Познавательное развитие:

Тема: «Наша армия»

Цель: формировать первоначальное представление об особенностях военной службы; уточнить представления о родах войск; воспитывать чувство гордости за нашу армию, желание быть похожими на сильных и смелых российских солдат. См. стр Н.С. Голицына



Математическое развитие:

Тема: «Что мы знаем о профессиях и геометрических фигурах?»

Цель: познакомить с геометрической фигурой полукругом; упражнять в сравнении предметов по величине, в счете до 5; закреплять знания о профессиях. См. конспект перспективного планирования по программе «Детство»


Математическое развитие:

Тема: «Мы едем на автобусе»

Цель: уточнить представление о труде водителя. Познакомить с порядковым счетом в пределах 5. Закрепить представление о значении слов: сегодня, вчера. Расширять представления о правилах поведения в транспорте. см. стр 125 Н.С. Голицына


Математическое развитие:

Тема: «Военные и танки»

Цель: закреплять представления о родах войск и военной службе; упражнять в понимании независимости количества предметов от их формы и величины; закреплять умение сравнивать предметы по высоте; упражнять в различении геометрических фигур. См. стр Н.С. Голицына

Математическое развитие:

Тема: «Машины на нашей улицы»

Цель: закреплять представления о правилах дорожного движения и сигналах светофора. Учить сравнивать две группы предметов, выраженный рядом стоящими числами 4 и 5.Упражнять в сравнении 4- 5 предметов по высоте. Закрепить употребление в речи слов: высокий, пониже, еще ниже, самый низкий, справа, слева, впереди, сзади. См. стр.132 Н. С. Голицына


Художественное- эстетическое развитие:

Лепка:

Тема: «Лепка пирожного для куклы»

Цель: продолжать знакомить с названиями профессий. Показать важность каждой профессии. Лепить знакомые предметы; учить детей отрезать нужное количество пластилина с помощью стеки; учить собирать пирожное из отдельных деталей, чередуя цвета.


Художественное- эстетическое развитие:

Рисование:

Тема: «Повар»

Цель: систематизировать знания детей о различных профессиях и профессии повара; закрепить навыки декоративного рисования и композиционные навыки. См. конспект перспективного планирования по программе «Детство»



Рисование (нетрадиционная техника рисование ватными палочками)

Тема: «Галстук для папы»

Цель: изготовление подарка для пап на 23 февраля. см. конспект


Рисование:

Тема: «Молоток или расческа?»

Цель: развивать эстетическое отношение к окружающему, передавать в рисунке образ человека труда, изображая фигуры людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами. См. конспект


Рисование:

Тема: «Наши Защитники»

Цель: закреплять представления о родах войск. Учить изображать фигуру человека, передавая особенности одежды. См. стр. 140 Н.С. Голицына

Аппликация:

Тема: «Украсим посуду узором»

Цель: учить аккуратно намазывать детали и приклеивать их на бумагу в форме чашки воспитывать интерес к изобразительному творчеству.

Художественно – эстетическое развитие

Коллективная работа в нетрадиционной технике из макаронных изделий.

Тема: «Профессии которые мы выбираем»

Цель: расширять представления детей о профессиях через разные виды изобразительной деятельности, воспитывать детей с уважением относиться к труду людей. См. конспект


Развитие речи

Тема: «Профессии»

Цель: познакомить детей с профессиями врача, повара, шофера. Повторить профессии людей, работающих в группе; формировать обобщающее понятие «профессия»; продолжать формировать умение использовать в речи, простые распространенные и сложно – подчиненные предложения. Воспитывать уважение к труду людей. См. конспект перспективного планирования по программе «Детство»


Развитие речи.

Тема: «Профессии. Составление рассказа»

Цель: Активизировать словарь детей. Учить составлять рассказ по сюжетной картине. Учить отвечать на вопросы полными ответами, предложениями из 3-5 слов. Воспитывать уважение к труду взрослых. Развивать внимание, внимание, мышление.

Развитие речи.

Тема: «Повар»

Цель: систематизировать знания детей о различных профессиях и профессии повара; вызвать интерес к литературе; учить рассуждать о поступках героев. См. конспект перспективного планирования по программе «Детство»





Развитие речи

Тема: «День Защитника Отечества»

Цель: формировать представления детей об армии, продолжать развивать разговорную речь. см. конспект

Музыкальное и физическое развитие проводят специалисты ДОУ



  • Утренняя гимнастика – проводит воспитатель см. Л.И. Пензулаева (январь - февраль)

  • Игра «Профессии» с мячиком «Су – джок» / см. картотеку


  • Артикуляционная гимнастика / см. картотеку

Экскурсии по детскому саду:

  • Знакомство с профессией повар

  • Беседа «Профессия – повар». Рассматривание иллюстраций.

Экскурсия на пищеблок. Знакомство с поварами.

Рассказ повара о своей профессии. Рассматривание посуды на кухне.

  • Рассматривание предметов – помощников

Знакомство с профессией – прачка. Экскурсия на прачку

Цель.

Познакомить детей с профессией прачка.

Развивать познавательный интерес у детей.

Воспитывать уважение к труду прачки. Подчеркнуть общественную значимость её труда.

Воспитывать бережное отношение к чистым вещам – результату её труда.


  • Знакомство с профессией медсестра

Рассматривание иллюстраций о труде медицинской сестры.


  • Знакомство с профессией дворник

  • Беседа «Труд дворника».

Наблюдение за работой дворника во время прогулок

Развитие речи:

  • Составление рассказов по теме «Профессии»

Цель:

Учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение.


  • Составление рассказов о профессии родителей

  • Разучивание стихов о различных профессиях

  • Рассматривание фотографий родителей с изображением их на своих рабочих местах

- Заучивание с детьми считалок

  • «Профессии»

- Заучивание с детьми физминутки

  • «Профессии»

  • «Много профессий на свете у нас»

-Пальчиковая гимнастика

  • «Профессии»;

  • «Дружба».

Дыхательная гимнастика

  • «Дровосек»

  • «Кузнец»

  • «Ткачиха»

Рассматривание иллюстраций о профессиях.

Пословицы, поговорки о профессии.

Загадки о профессиях

Цель: Закреплять умение детей отгадывать загадки. Создать хорошее настроение.

- Чтение художественной литературы:

Цель: учить внимательно слушать и отвечать на вопросы

  • К. Чуковский «Айболит»;

  • К. Чуковский «Телефон»;

  • Л. Громова «Детский доктор»,

  • В. Маяковского «Кем быть». 

  • С. Маршак "Почта"

  • С. А. Маршак «А что у вас?

  • С. Михалков «Дядя Степа»

  • С. Маршак «Мы военные»

Беседа о профессиях.

Цель: познакомить с названиями профессий, показать важность каждой профессии. Узнать у детей, какие профессии людей они знают.

Беседа «Что же такое профессия?»


Цель: формировать понятие о профессии, знакомим с профессиями в детском саду.

Беседа «Кем работают твои мама и папа?».

Цель: расширять представления о профессиях, формировать умение отвечать полным предложением.

Беседа "Кем я хочу быть".

Цель: расширять словарный запас, развивать диалогическую речь. 

Беседа «Кто работает у нас в детском саду».

Цель: обогащать словарный запас детей, воспитывать уважение к людям труда.

Беседа «Профессия – пожарный».

Цель: закреплять представления о профессии пожарного.

Беседа «Какая профессия самая важная»

 Цель: продолжать расширять представления о профессиях, дать понятие детям, что все профессии важны.

Беседа «Военные профессии»

Цель: формировать представления детей о профессиях военного, их разновидности; развивать познавательный интерес детей к профессии пап, желание быть похожим на папу; воспитывать уважение к профессии военного, как защитника нашей родины. 


Изобразительная деятельность – рисование

Тема: «Что нужно повару»

Цель: учить самостоятельно выбирать тему рисунка, доводить.

Изготовление подарка для пап на 23 февраля.

Тема: «Галстук для папы»

Цель: закреплять навыки детей нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками.

Коллективная работа в нетрадиционной технике из макаронных изделий. Тема: «Профессии, которые мы выбираем»

Цель: развивать способность осуществлять детскую дизайнерскую деятельность.

Презентация «Все профессии нужны, все профессии важны»

Цель: расширять и обобщать представление детей о

профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие

интереса к различным профессиям, в частности к профессиям

родителей и месту их работы. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых.

Презентация «Военные профессии»

Цели: познакомить детей с «военными» профессиями. Развитие интереса к военным профессиям.


Конструирование из бумаги.

Тема: «Врачебный чепчик»

Цель: учить складывать лист бумаги, тренировать способность работать руками, следуя устным инструкциям, развивать внимание, память и пространственное воображение.

Конструирование из строительного материала

Тема: «Дом для друзей»

Цель: учить детей различать и называть детали конструктора; развивать мелкую моторику; уметь использовать свойства и качества предмета (цвет, форма, размер); развитие творческого воображения.

Тема: «Мы – строители»

Цель: развивать у детей интерес к конструированию; расширять представления о профессии строителя; закреплять названия строительных деталей.

  • Сюжетно-ролевые игры:

«Салон красоты».

Цель: совершенствовать умение объединятся в игре, распределять роли, согласовывать действия. 

«Больница»

Цель: Вызвать у детей заинтересованность к профессии врача; воспитывать сопереживание, чуткое отношение к больному, культуру общения.

«Мы - водители»

Цель: Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Учить самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; способствовать формированию умения применять знания для творческого развития сюжета игры; помогать детям усваивать основные моральные нормы; воспитывать честность в отношениях; упрочить формы культурного, доброжелательного обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

«Магазин».

Цель: создать условия для развития интеллектуальных и личностных качеств детей посредством формирования социального опыта детей средствами игровой деятельности.

Дидактические игры

Д/игра «Разрезные картинки»

Цель: учить правильно собирать изображение из отдельных частей.

 Д/игра «Кто больше назовет профессий».

Цель: обогащать словарный запас, воспитывать уважение к людям труда

 Д/и «Четвертый лишний».

Цель: развивать умение дифференцировать предметы, закреплять названия профессий.

Д/игра «Чудесный мешочек».

Цель: развитие воображение, тактильные ощущения.

  Д/игра «Все профессии важны»

Цель: знакомить детей с различными профессиями; их названиями, назначением, расширять кругозор и словарный запас.

Д/игра «Пазл профессий»

Цель: учить правильно собирать изображение.

Д/игра: «Добавь слово»

Цель: учить строить простые предложения. (У повара кастрюля; у продавца игрушка; у врача бинт и т.д.)

Д/и «Летает, шагает, плавает»

Цель: способствовать развитию моторно-двигательного внимания. Воспитатель показывает детям картинки пехотинца, моряка, летчика, танкиста. Дети имитируют движения.

- Подвижные игры:

«Почта»

Цель: учить детей выполнять задание.

Подвижные игры

«Мы — шоферы».

Цели:

продолжать развивать двигательную активность детей;

поощрять стремление отражать в игровой деятельности знания о труде взрослых.

«Мы веселые ребята»

Цель: упражнять в беге в разных направлениях.

- Наблюдения за живой и неживой природой: (см. Т.Г. Кобзеву «Организация деятельности детей на пргулке»

Труд

  • Хозяйственно — бытовой труд в группе

  • «Моем игрушки»

Дежурство по столовой.

Цель: закреплять умение правильно сервировать столы. 

Труд на участке.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым. 

Раскрашивание раскрасок — профессии

Рисование инструментов и оборудования, использование в своих работах трафаретов

Рассматривание иллюстраций по теме проекта

Лепка – овощи и фрукты для повара. Кондитерские изделия – кондитеру.


Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин»

Цель: создать условия для развития интеллектуальных и личностных качеств детей посредством формирования социального опыта детей средствами игровой деятельности.

«Больница»

Цель: Вызвать у детей заинтересованность к профессии врача; воспитывать сопереживание, чуткое отношение к больному, культуру общения.


Настольно- печатные игры по теме проекта: «Разрезные картинки», «Пазлы», «Мозаика», «Лото» и др.

Цель: на развитие мышления, мелкой моторики.


 




Взаимодействие с родителями

_________________________________________

Консультация «Как рассказать детям о своей профессии»

Подготовить мини проект по теме: "Профессии в моей семье".


Встреча с интересным человеком:

  • папа Даши П — работник полиции «Наша служба и опасна, и трудна…»

  • мама Платона — инструктор по йоге, «О важности профессии»

  • мама Ксюши — медсестра. Проблемная ситуация «Что случилось с куклой Катей»

  • мама Софии и Виктории – кондитер, мастер – класс «Украсим кексы»

  • мама Даши О – пограничник, «О важности профессии»











Организация предметно- пространственной среды

_____________________________________________


Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов по данной теме.

Подбор художественной литературы в рамках проекта.

Подбор материала для продуктивной деятельности.

Картотека пальчиковых, дидактических и подвижных игр.

Подбор наглядного материала.

Распечатать раскраски по теме проекта,


В уголок художественное творчество подготовить и внести пластилин, карандаши, краски, бумагу и др.


Костюмы, атрибуты для сюжетно –ролевых игр,







3 этап - Творческий: Самореализация всех участников проекта.

Продукт проекта:

  • Создание альбома «Калейдоскоп профессий»

  • Физкультурный досуг «Мы мальчики хоть куда» посвященный Дню защитника Отечества

Цель: расширять представления детей о государственном празднике и защитниках Отечества, воспитание патриотических чувств.

  • Коллективная работа в нетрадиционной технике из макаронных изделий. Тема: «Профессии, которые мы выбираем»

Цель: развивать способность осуществлять детскую дизайнерскую деятельность.

Рефлексия:

  • Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта

  • Собран и систематизирован весь материал по теме проекта

  • У детей появился интерес к данной теме;

  • Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых

  • Дети знают и называют большое количество профессий, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.

  • Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.

  • У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

  • У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы

Такая работа позволила нам систематизировать представления детей, вызвать интерес к профессиональной деятельности взрослых. Дети стали задавать много вопросов, связанных с профессиональной деятельностью взрослых. Интереснее стали игры, где дети подражали взрослым и воспроизводили их действия, присваивали себе роли продавцов, воспитателей, врачей, поваров.

Склонность детей к определенным ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.




Список используемой литературы:

1.Н.С.Голицына Конспекты комплексно – тематических занятий в средней группе; Интегрированный подход. – М.; Издательство «Скрипторий 2003», 2014, - 224 с.

2.Шорыгина Т. А. "Профессии. Какие они?" М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

3.Л.А.Уланова, С.О. Иордан Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет, Издательство «Детство – пресс» Санкт - Петербург

4. Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Издание 2-е – Ростов, Н. Д.: Феникс, 2007.

5.Т.Ю. Бардышева «Занятия по развитию речи в детском саду» Из-во: «Совершенство», 2003.

6.Н.В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика». Детство Пресс

7.Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика»

8. Комплекс занятий по программе «Детство»

9. Интернет – ресурсы.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 8200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru