В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Интегрированный, практико- ориентированный проект на тему: «Калейдоскоп профессий»


Панина Елена Геннадьевна, Евдокимова Елена Ивановна

Московская область, Раменский район, д.Островцы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №18

Дошкольное образование








Интегрированный, практико- ориентированный проект на тему:

«Калейдоскоп профессий»

средняя группа№1 «Божьи коровки»
























январь - февраль 2019 год.

«Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны, и актуальны и важны:
Спасатель, фермер, гувернёр, телеведущий и актёр, автомеханик, финансист и менеджер и визажист…
И ты скорее подрастай, профессией овладевай,
Старайся в деле первым быть и людям пользу приносить»

.

Актуальность проекта: 

Профессия – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений. Как же выбрать профессию? Очень важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела. Нужно ли детям дошкольного возраста знакомиться с профессиями? Мы думаем нужно. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за его интересами и склонностями, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.

Проблема проекта:

Наши наблюдения за детьми в игре, индивидуальные беседы с ними о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, привели к выводу о том, что дети мало знают о профессиях: их название, предметах - помощниках, содержании трудовой деятельности; у них не сформировано уважение к труду взрослых.

Чтобы расширить знания о разнообразии профессий нами и было принято решение о проведении проекта «Калейдоскоп профессий»

Тема проекта: «Калейдоскоп профессий»

Тип проекта: Интегрированный, практико – ориентированный

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: среднесрочный с 28.01.2019 по 22.02.2019г

Руководители проекта: воспитатель группы –Елена Ивановна Е; Елена Геннадьевна.

Участники проекта: дети, родители.

Возраст детей: 4-5 года

Цель: расширять представления детей о профессиях, в том числе и профессиях их родителей; воспитывать чувство уважения к труду взрослых, формировать у детей среднего дошкольного возраста первичные трудовые навыки.


Задачи:

  • Познакомить детей со значением слова «профессия»;

  • Расширить знания детей о профессиях;

  • Сформировать четкие представления о профессиях: библиотекарь, пожарный, полицейский, продавец, почтальон, парикмахер, швея, космонавт, воспитатель, повар и другие. 

  • Обогащать представления детей о профессиях родителей;

  • Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изо и других видах деятельности.

  • Научить детей составлять небольшие рассказы.

  • Формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам, желание оказывать помощь.

  • Познакомить детей с литературными произведениями по тематике.




Интеграция образовательных областей в проекте «Калейдоскоп профессий».

  • Познавательное развитие

  • Социально-коммуникативное развитие

  • Речевое развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

  • Физическое развитие

Ожидаемый результат:  

  • Расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей)

  • Пополнится словарный запас, обозначающий профессии людей, предметы, материалы, орудия труда, действия, результат.

  • Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

 

1 этап Мотивационный:

  • Разработка плана проекта.

  • Определение темы проекта;

  • Формулировка цели и задач проекта;

  • Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов по данной теме.

  • Создание развивающей среды в группе.

  • Подбор художественной литературы о профессиях.

  • Подбор материала для продуктивной деятельности.

  • Составление тематического планирования мероприятий.

  • Картотека дыхательных, пальчиковых, дидактических и подвижных игр.

  • Подбор наглядного материала.

  • Информировать родителей о проекте.

  • Подготовка консультаций, рекомендации для родителей.

  • Подготовить презентации о профессиях.

  • Подготовить экскурсии на кухню, в прачечную ДОУ


2 этап: Проблемно- деятельностный .

План реализации проекта.


Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах деятельности

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей


Познавательное развитие:

Тема «Кому что нужно для работы»

Цель: познакомить с названиями профессий, атрибутами, необходимыми для некоторых профессий, содержанием трудовой деятельности представителей некоторых профессий; учить называть слова – действия. См. конспект перспективного планирования по программе «Детство»

Познавательное развитие:

Тема: «Врачи – наши помощники»

Цель: закреплять представление о труде врача, знание о витаминах; воспитывать уважение к людям, которые заботятся о нашем здоровье. / см. стр 142 Н. С. Голицына


Познавательное развитие:

Тема: «Кто работает на транспорте?»

Цель: познакомить с обобщающим понятием «транспорт»; уточнить представления о труде водителя; дать представления о правилах дорожного движения. См. стр 124 Н. С. Голицына



Познавательное развитие:

Тема: «Наша армия»

Цель: формировать первоначальное представление об особенностях военной службы; уточнить представления о родах войск; воспитывать чувство гордости за нашу армию, желание быть похожими на сильных и смелых российских солдат. См. стр Н.С. Голицына



Математическое развитие:

Тема: «Что мы знаем о профессиях и геометрических фигурах?»

Цель: познакомить с геометрической фигурой полукругом; упражнять в сравнении предметов по величине, в счете до 5; закреплять знания о профессиях. См. конспект перспективного планирования по программе «Детство»


Математическое развитие:

Тема: «Мы едем на автобусе»

Цель: уточнить представление о труде водителя. Познакомить с порядковым счетом в пределах 5. Закрепить представление о значении слов: сегодня, вчера. Расширять представления о правилах поведения в транспорте. см. стр 125 Н.С. Голицына


Математическое развитие:

Тема: «Военные и танки»

Цель: закреплять представления о родах войск и военной службе; упражнять в понимании независимости количества предметов от их формы и величины; закреплять умение сравнивать предметы по высоте; упражнять в различении геометрических фигур. См. стр Н.С. Голицына

Математическое развитие:

Тема: «Машины на нашей улицы»

Цель: закреплять представления о правилах дорожного движения и сигналах светофора. Учить сравнивать две группы предметов, выраженный рядом стоящими числами 4 и 5.Упражнять в сравнении 4- 5 предметов по высоте. Закрепить употребление в речи слов: высокий, пониже, еще ниже, самый низкий, справа, слева, впереди, сзади. См. стр.132 Н. С. Голицына


Художественное- эстетическое развитие:

Лепка:

Тема: «Лепка пирожного для куклы»

Цель: продолжать знакомить с названиями профессий. Показать важность каждой профессии. Лепить знакомые предметы; учить детей отрезать нужное количество пластилина с помощью стеки; учить собирать пирожное из отдельных деталей, чередуя цвета.


Художественное- эстетическое развитие:

Рисование:

Тема: «Повар»

Цель: систематизировать знания детей о различных профессиях и профессии повара; закрепить навыки декоративного рисования и композиционные навыки. См. конспект перспективного планирования по программе «Детство»



Рисование (нетрадиционная техника рисование ватными палочками)

Тема: «Галстук для папы»

Цель: изготовление подарка для пап на 23 февраля. см. конспект


Рисование:

Тема: «Молоток или расческа?»

Цель: развивать эстетическое отношение к окружающему, передавать в рисунке образ человека труда, изображая фигуры людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами. См. конспект


Рисование:

Тема: «Наши Защитники»

Цель: закреплять представления о родах войск. Учить изображать фигуру человека, передавая особенности одежды. См. стр. 140 Н.С. Голицына

Аппликация:

Тема: «Украсим посуду узором»

Цель: учить аккуратно намазывать детали и приклеивать их на бумагу в форме чашки воспитывать интерес к изобразительному творчеству.

Художественно – эстетическое развитие

Коллективная работа в нетрадиционной технике из макаронных изделий.

Тема: «Профессии которые мы выбираем»

Цель: расширять представления детей о профессиях через разные виды изобразительной деятельности, воспитывать детей с уважением относиться к труду людей. См. конспект


Развитие речи

Тема: «Профессии»

Цель: познакомить детей с профессиями врача, повара, шофера. Повторить профессии людей, работающих в группе; формировать обобщающее понятие «профессия»; продолжать формировать умение использовать в речи, простые распространенные и сложно – подчиненные предложения. Воспитывать уважение к труду людей. См. конспект перспективного планирования по программе «Детство»


Развитие речи.

Тема: «Профессии. Составление рассказа»

Цель: Активизировать словарь детей. Учить составлять рассказ по сюжетной картине. Учить отвечать на вопросы полными ответами, предложениями из 3-5 слов. Воспитывать уважение к труду взрослых. Развивать внимание, внимание, мышление.

Развитие речи.

Тема: «Повар»

Цель: систематизировать знания детей о различных профессиях и профессии повара; вызвать интерес к литературе; учить рассуждать о поступках героев. См. конспект перспективного планирования по программе «Детство»





Развитие речи

Тема: «День Защитника Отечества»

Цель: формировать представления детей об армии, продолжать развивать разговорную речь. см. конспект

Музыкальное и физическое развитие проводят специалисты ДОУ



  • Утренняя гимнастика – проводит воспитатель см. Л.И. Пензулаева (январь - февраль)

  • Игра «Профессии» с мячиком «Су – джок» / см. картотеку


  • Артикуляционная гимнастика / см. картотеку

Экскурсии по детскому саду:

  • Знакомство с профессией повар

  • Беседа «Профессия – повар». Рассматривание иллюстраций.

Экскурсия на пищеблок. Знакомство с поварами.

Рассказ повара о своей профессии. Рассматривание посуды на кухне.

  • Рассматривание предметов – помощников

Знакомство с профессией – прачка. Экскурсия на прачку

Цель.

Познакомить детей с профессией прачка.

Развивать познавательный интерес у детей.

Воспитывать уважение к труду прачки. Подчеркнуть общественную значимость её труда.

Воспитывать бережное отношение к чистым вещам – результату её труда.


  • Знакомство с профессией медсестра

Рассматривание иллюстраций о труде медицинской сестры.


  • Знакомство с профессией дворник

  • Беседа «Труд дворника».

Наблюдение за работой дворника во время прогулок

Развитие речи:

  • Составление рассказов по теме «Профессии»

Цель:

Учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение.


  • Составление рассказов о профессии родителей

  • Разучивание стихов о различных профессиях

  • Рассматривание фотографий родителей с изображением их на своих рабочих местах

- Заучивание с детьми считалок

  • «Профессии»

- Заучивание с детьми физминутки

  • «Профессии»

  • «Много профессий на свете у нас»

-Пальчиковая гимнастика

  • «Профессии»;

  • «Дружба».

Дыхательная гимнастика

  • «Дровосек»

  • «Кузнец»

  • «Ткачиха»

Рассматривание иллюстраций о профессиях.

Пословицы, поговорки о профессии.

Загадки о профессиях

Цель: Закреплять умение детей отгадывать загадки. Создать хорошее настроение.

- Чтение художественной литературы:

Цель: учить внимательно слушать и отвечать на вопросы

  • К. Чуковский «Айболит»;

  • К. Чуковский «Телефон»;

  • Л. Громова «Детский доктор»,

  • В. Маяковского «Кем быть». 

  • С. Маршак "Почта"

  • С. А. Маршак «А что у вас?

  • С. Михалков «Дядя Степа»

  • С. Маршак «Мы военные»

Беседа о профессиях.

Цель: познакомить с названиями профессий, показать важность каждой профессии. Узнать у детей, какие профессии людей они знают.

Беседа «Что же такое профессия?»


Цель: формировать понятие о профессии, знакомим с профессиями в детском саду.

Беседа «Кем работают твои мама и папа?».

Цель: расширять представления о профессиях, формировать умение отвечать полным предложением.

Беседа "Кем я хочу быть".

Цель: расширять словарный запас, развивать диалогическую речь. 

Беседа «Кто работает у нас в детском саду».

Цель: обогащать словарный запас детей, воспитывать уважение к людям труда.

Беседа «Профессия – пожарный».

Цель: закреплять представления о профессии пожарного.

Беседа «Какая профессия самая важная»

 Цель: продолжать расширять представления о профессиях, дать понятие детям, что все профессии важны.

Беседа «Военные профессии»

Цель: формировать представления детей о профессиях военного, их разновидности; развивать познавательный интерес детей к профессии пап, желание быть похожим на папу; воспитывать уважение к профессии военного, как защитника нашей родины. 


Изобразительная деятельность – рисование

Тема: «Что нужно повару»

Цель: учить самостоятельно выбирать тему рисунка, доводить.

Изготовление подарка для пап на 23 февраля.

Тема: «Галстук для папы»

Цель: закреплять навыки детей нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками.

Коллективная работа в нетрадиционной технике из макаронных изделий. Тема: «Профессии, которые мы выбираем»

Цель: развивать способность осуществлять детскую дизайнерскую деятельность.

Презентация «Все профессии нужны, все профессии важны»

Цель: расширять и обобщать представление детей о

профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие

интереса к различным профессиям, в частности к профессиям

родителей и месту их работы. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых.

Презентация «Военные профессии»

Цели: познакомить детей с «военными» профессиями. Развитие интереса к военным профессиям.


Конструирование из бумаги.

Тема: «Врачебный чепчик»

Цель: учить складывать лист бумаги, тренировать способность работать руками, следуя устным инструкциям, развивать внимание, память и пространственное воображение.

Конструирование из строительного материала

Тема: «Дом для друзей»

Цель: учить детей различать и называть детали конструктора; развивать мелкую моторику; уметь использовать свойства и качества предмета (цвет, форма, размер); развитие творческого воображения.

Тема: «Мы – строители»

Цель: развивать у детей интерес к конструированию; расширять представления о профессии строителя; закреплять названия строительных деталей.

  • Сюжетно-ролевые игры:

«Салон красоты».

Цель: совершенствовать умение объединятся в игре, распределять роли, согласовывать действия. 

«Больница»

Цель: Вызвать у детей заинтересованность к профессии врача; воспитывать сопереживание, чуткое отношение к больному, культуру общения.

«Мы - водители»

Цель: Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Учить самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; способствовать формированию умения применять знания для творческого развития сюжета игры; помогать детям усваивать основные моральные нормы; воспитывать честность в отношениях; упрочить формы культурного, доброжелательного обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

«Магазин».

Цель: создать условия для развития интеллектуальных и личностных качеств детей посредством формирования социального опыта детей средствами игровой деятельности.

Дидактические игры

Д/игра «Разрезные картинки»

Цель: учить правильно собирать изображение из отдельных частей.

 Д/игра «Кто больше назовет профессий».

Цель: обогащать словарный запас, воспитывать уважение к людям труда

 Д/и «Четвертый лишний».

Цель: развивать умение дифференцировать предметы, закреплять названия профессий.

Д/игра «Чудесный мешочек».

Цель: развитие воображение, тактильные ощущения.

  Д/игра «Все профессии важны»

Цель: знакомить детей с различными профессиями; их названиями, назначением, расширять кругозор и словарный запас.

Д/игра «Пазл профессий»

Цель: учить правильно собирать изображение.

Д/игра: «Добавь слово»

Цель: учить строить простые предложения. (У повара кастрюля; у продавца игрушка; у врача бинт и т.д.)

Д/и «Летает, шагает, плавает»

Цель: способствовать развитию моторно-двигательного внимания. Воспитатель показывает детям картинки пехотинца, моряка, летчика, танкиста. Дети имитируют движения.

- Подвижные игры:

«Почта»

Цель: учить детей выполнять задание.

Подвижные игры

«Мы — шоферы».

Цели:

продолжать развивать двигательную активность детей;

поощрять стремление отражать в игровой деятельности знания о труде взрослых.

«Мы веселые ребята»

Цель: упражнять в беге в разных направлениях.

- Наблюдения за живой и неживой природой: (см. Т.Г. Кобзеву «Организация деятельности детей на пргулке»

Труд

  • Хозяйственно — бытовой труд в группе

  • «Моем игрушки»

Дежурство по столовой.

Цель: закреплять умение правильно сервировать столы. 

Труд на участке.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым. 

Раскрашивание раскрасок — профессии

Рисование инструментов и оборудования, использование в своих работах трафаретов

Рассматривание иллюстраций по теме проекта

Лепка – овощи и фрукты для повара. Кондитерские изделия – кондитеру.


Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин»

Цель: создать условия для развития интеллектуальных и личностных качеств детей посредством формирования социального опыта детей средствами игровой деятельности.

«Больница»

Цель: Вызвать у детей заинтересованность к профессии врача; воспитывать сопереживание, чуткое отношение к больному, культуру общения.


Настольно- печатные игры по теме проекта: «Разрезные картинки», «Пазлы», «Мозаика», «Лото» и др.

Цель: на развитие мышления, мелкой моторики.


 




Взаимодействие с родителями

_________________________________________

Консультация «Как рассказать детям о своей профессии»

Подготовить мини проект по теме: "Профессии в моей семье".


Встреча с интересным человеком:

  • папа Даши П — работник полиции «Наша служба и опасна, и трудна…»

  • мама Платона — инструктор по йоге, «О важности профессии»

  • мама Ксюши — медсестра. Проблемная ситуация «Что случилось с куклой Катей»

  • мама Софии и Виктории – кондитер, мастер – класс «Украсим кексы»

  • мама Даши О – пограничник, «О важности профессии»











Организация предметно- пространственной среды

_____________________________________________


Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов по данной теме.

Подбор художественной литературы в рамках проекта.

Подбор материала для продуктивной деятельности.

Картотека пальчиковых, дидактических и подвижных игр.

Подбор наглядного материала.

Распечатать раскраски по теме проекта,


В уголок художественное творчество подготовить и внести пластилин, карандаши, краски, бумагу и др.


Костюмы, атрибуты для сюжетно –ролевых игр,







3 этап - Творческий: Самореализация всех участников проекта.

Продукт проекта:

  • Создание альбома «Калейдоскоп профессий»

  • Физкультурный досуг «Мы мальчики хоть куда» посвященный Дню защитника Отечества

Цель: расширять представления детей о государственном празднике и защитниках Отечества, воспитание патриотических чувств.

  • Коллективная работа в нетрадиционной технике из макаронных изделий. Тема: «Профессии, которые мы выбираем»

Цель: развивать способность осуществлять детскую дизайнерскую деятельность.

Рефлексия:

  • Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта

  • Собран и систематизирован весь материал по теме проекта

  • У детей появился интерес к данной теме;

  • Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых

  • Дети знают и называют большое количество профессий, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.

  • Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.

  • У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

  • У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы

Такая работа позволила нам систематизировать представления детей, вызвать интерес к профессиональной деятельности взрослых. Дети стали задавать много вопросов, связанных с профессиональной деятельностью взрослых. Интереснее стали игры, где дети подражали взрослым и воспроизводили их действия, присваивали себе роли продавцов, воспитателей, врачей, поваров.

Склонность детей к определенным ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.




Список используемой литературы:

1.Н.С.Голицына Конспекты комплексно – тематических занятий в средней группе; Интегрированный подход. – М.; Издательство «Скрипторий 2003», 2014, - 224 с.

2.Шорыгина Т. А. "Профессии. Какие они?" М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

3.Л.А.Уланова, С.О. Иордан Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет, Издательство «Детство – пресс» Санкт - Петербург

4. Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Издание 2-е – Ростов, Н. Д.: Феникс, 2007.

5.Т.Ю. Бардышева «Занятия по развитию речи в детском саду» Из-во: «Совершенство», 2003.

6.Н.В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика». Детство Пресс

7.Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика»

8. Комплекс занятий по программе «Детство»

9. Интернет – ресурсы.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru