Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №95»
Познавательно-
исследовательский проект
«В гостях у госпожи Картофелины»
воспитатель Назарова Е. Б.
Курск 2016
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители (законные представители).
Вид проекта: информационно- исследовательский.
Длительность проекта: октябрь-декабрь 2016.
Актуальность: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости картофеля в жизнедеятельности человека.
Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников исследовательских интересов, повышение познавательной активности в рамках экологической деятельности в союзе с педагогами и родителями.
Личностно- ориентированные задачи:
Развивать исследовательские умения и навыки: задавать вопросы; собирать совместно со взрослыми необходимую информацию (источники- художественная литература, встреча со специалистами, беседа с воспитателями и родителями, просмотр видеофильмов); делать выводы и умозаключения; представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, плакат, фоторепортаж, книжки- малышки, альбом, коллаж).
Образовательные задачи:
-
развитие исследовательского интереса детей;
-
обогащение активного словаря детей (тема огород, урожай, овощи)
Воспитательные задачи:
Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
Ожидаемый результат:
Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Расширение связей специалистов в ДОУ.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Полученные интеллектуальные продукты:
-
Презентация: «История появления картофеля в Европе», мультимедийная игра «Что лишнее»
-
Методические разработки образовательной деятельности по теме.
-
Коллаж: «Вот какие овощи! Полезно- вредно».
-
Альбомы со стихами и загадками, пословицами, рассказами о картофеле, песнями.
-
Книжки- малышки со сказками про картофель собственного сочинения.
-
Поделки из картофеля
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
-
Выбор темы, обозначение проблемы.
-
Определение цели и задач проекта, его мотивации.
-
Составление плана работы над проектом.
-
Подготовка домашних заданий для семьи.
Практический:
-
Изучение информационных источников по вопросам.
-
Сбор и систематизация материалов.
-
Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта.
-
Осуществление взаимодействия между участниками проекта (беседа, консультация. Информационный стенд)
-
Обсуждение и оказание помощи в изготовлении продуктов проекта.
-
Оформление и подбор необходимых материалов исследования.
Завершающий:
-
Рефлексия- анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.
-
Мультимедийная презентация проекта.
Сценарий
проведения творческой мастерской
по проекту «В гостях у госпожи Картофелины»
Ведущий (педагог- психолог): Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас !
На примере проекта «В гостях у госпожи Картофелины» , проведенного в нашем ДОУ, познакомим вас, с применением инновационных технологий в образовательной деятельности . А именно: использование ИКТ (презентация, интерактивная игра), использование нестандартного оборудования, экспериментально-исследовательская деятельность, использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
Наша цель - презентация полезной информации, которую Вы сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.
А перед тем как начать нашу работу я попрошу Вас оценить собственное эмоциональное состояние при помощи тест – бабочек. У Вас в программке есть 3 бабочки. Я попрошу Вас поднять ту, цвет которой Вам наиболее импонирует. (Желтая бабочка – положительный эмоциональный фон, Вы готовы к увлекательной работе; красный – ваш эмоциональный фон непонятен, возможно я готова к работе; синий – мне скучно, я не настроен на рабочий процесс).
А теперь попробуем оценить состояние всей группы. Какой цвет преобладает?(ответы участников).
А сейчас свою бабочку, посадите, пожалуйста, на свою ладонь. А я расскажу вам одну легенду.
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил:
как вы считаете, что ответил мудрец?
Мудрец ответил: “Всё в твоих руках”.
Так и в нашей работе и жизни: важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя любимым, красивым, нужным, а главное – успешным.
Сегодня, уважаемые коллеги, также все в ваших руках, мы предлагаем Вам настроиться на получение полезной информации и положительных эмоций. Именно это для нас будет значить, что наши труды ненапрасны.
Появляется Картошка.
Картошка: Здравствуйте, уважаемые гости!
Я – Картошка!
Всем плодам я голова,
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
В жарком масле, вот смотри,
Стать могу картошкой фри!
И для чипсов – веришь, нет –
Я – главнейший компонент!
Меня любят и взрослые, и дети. И в больших городах, и в маленьких деревнях. И в праздник, и в обычный день всегда мне за столом почётное место.
А вы картошку любите?
Знаете, как её сажать?
Умеете за картошкой ухаживать?
Кто мой самый главный вредитель?
Что едят у картошки: вершки или корешки?
Какую форму имеют картофельные клубни?
А вы знаете, откуда у нас появился картофель? Хотите узнать?
Исторической родиной картошки является Южная Америка, индейцы Перу с успехом ее выращивали еще 4000 лет назад, при этом они не только ввели растение в культуру, но и вывели более сотни разнообразных сортов.
“Папа”. Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздник урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков, мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.
500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Да и откуда было знать, если до Родины картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов еще не доплывал.
Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, были семена, клубни, зерна новых, неизвестных Европе растений.
На корабле, вместе с захваченной мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа - картошка… Тут начались ее путешествия по суше. Сначала она разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же картошка перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку - холщовый мешок.
В Европе не сразу поняли, что главное у картошки - клубни. Вместо того чтобы выкопать из земли клубни, с кустов собрали зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебряном блюде подавались гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола… Ведь ели картошку не с того конца.
Второй после Испании европейской страной, где обосновался картофель, стала Ирландия. Это случилось в 1588 году в результате гибели у ирландских берегов во время бури Непобедимой или Великой армады, которая была направлена Мадридом на завоевание Англии. В выброшенных на берег кораблях ирландцы нашли картофель, научились его выращивать, и картофель стал основным продуктом питания. У ирландцев даже появилась поговорка: «Картофель и супружество – две слишком серьезные вещи, чтобы с ними шутить».
Во Франции картофель, прозванный «земляными яблоками», стал известен в 1600 году. Поначалу непривычный продукт французскими врачами был признан ядовитым, а в 1630 году парламент и вовсе запретил разводить картофель во Франции. И лишь спустя почти 100 лет вследствие голода, опустошившего за год до того Западную Европу, Французская Безанская академия объявила конкурс на решение жизненно важного для населения вопроса “быть или не быть”, сформулированного, правда, более прозаично: “Указать растения, которые в период неурожая могли бы заменить обычно употребляемые людьми в пищу и способ их использования”. В ответ академия получила семь рукописей, в которых все авторы особое внимание обратили на южноафриканскую культуру - картофель. Премия была присуждена работе бывшего военного фармацевта Антуана Огюста Пармантье, изложившего способ приготовления из картофеля крахмала и использования клубней для приготовления хлеба без пшеничной муки.
Передают,
что как-то Пармантье удалось уговорить
короля отведать блюдо из картофеля.
Блюдо понравилось королю, а там уже в
высоких кругах французского общества
пошла мода на картофель.
Но прежде чем
король отведал картофель, была вот какая
история.
Цветы картофеля, принесенные
Пармантье во дворец Людовика XVI, вызвали
бурю восторгов. Сам король стал носить
их у себя на груди, в петлице пиджака, а
королева украсила ими прическу.
Людовик
распорядился ежедневно подавать
картофель к обеду. Придворные последовали
его примеру.
Но французских крестьян
пришлось приучать к новой культуре
хитростью. Когда картофель на посадках,
сделанных Пармантье, созревал, около
грядок ставили охрану. На ночь охрану
убирали. Крестьяне, думая, что охраняют
что-то важное, ночью тайком выкапывали
клубни, варили и ели их, а позже стали
сажать на своих огородах. А этого
Пармантье и добивался. Очень скоро
французские крестьяне по достоинству
оценили новую культуру.
Простые люди
Франции сохранили об Антуане-Огюсте
Пармантье благодарную память: каждый
год на его могиле цветут кусты картофеля.
А вот в Россию картофель привёз Пётр 1, но люди не сразу поняли полезность картофеля и даже бунтовали. Тогда Пётр 1 издал указ.
«Приказываю всем боярам и дворянам, купцам и крестьянам выращивать плоды под названием картуфель и употреблять их в пищу. За неповиновение сечь всех розгами. В чём и подписуюсь Пётр 1»
Вот так и пошёл распространяться картофель не только в Европе, но и на Руси.
До внедрения картофеля в питание населения России, основным корнеплодом, выращиваемым повсеместно, была репа. На втором месте — брюква. Ими засеивались поля, про них сочинялись сказки. Про картофель русских сказок нет именно по этой причине. Но постепенно картофель вытеснил репу, так как из одного семечка репы вырастала одна репка, а из одного клубня картофеля до 10 и более картофелин. Мы сейчас и не представляем своей жизни без картофеля.
Вот лишь немногие исторические факты происхождения и распространения картофеля.
А сейчас предлагаем вашему вниманию интерактивную игру, в которую очень любят играть дети, и цель которой развитие памяти, мышления и речи.
Педагог- психолог проводит презентацию авторской интерактивной игры при помощи компьютера, проектора и экрана.
Картошка:
Картофель
применяется и в различных отраслях
промышленности. И одна из них пищевая:
Самый
главный овощ этот.
Расскажу вам по
секрету,
С этим овощем рецептов,
Как
загадок и ответов,
Больше тысячи,
наверно,
И все необыкновенны!
Вот
такой вот овощ этот!
Думать тут совсем
немножко,
Все узнали вы картошку.
Слово предоставляется нашему шеф-повару
Повар: Из картошки много блюд
Приготовить можно
И простых и сложных:
Её варят, жарят, трут,
На костре её пекут
Нет вкуснее в целом мире,
Чем картошечка в мундире.
Так вкусно, аж аппетит разыгрался. А хотите красиво выложить картофельное пюре на блюдо, украсить его?
Повар приглашает желающих из зала, предлагает им украсить блюда из картофеля, показывает образцы на фото и экране.
Повар: А пока Вы занимаетесь творчеством, я расскажу несколько интересных фактов о картофеле.
Снова появляется Картошка.
Картошка: Сначала картофель разводили больше как лекарственное растение. Имеется свидетельство о том, что в польском городе Вроцлаве в конце XVI века почти каждый аптекарь разводил картофель и следующая отрасль применения картофеля фармацевтика. Слово нашему доктору.
Доктор:
Доктор предлагает желающим опробовать на себе маску из картофеля, ванночку для рук из картофельного отвара, маску от кашля на грудь. Рассказывает о полезных свойствах картофеля и применении его в медицине.
Картошка: Всем известно физкультура укрепляет дух и тело,
Много разных упражнений выполняем ежедневно.
Что бы было интересней заниматься спортом нам
Применяем много разных мы методик и программ.
Можно даже необычный применить здесь инвентарь,
И картошка в этом деле нам поможет так и знай!
Наше путешествие с картошкой продолжается и для того что бы немного отдохнуть я приглашаю вас в спортивный зал.
Все участники проходят в спортивный зал, где их уже ожидает инструктор по физвоспитанию.
Инструктор по ФИЗО: А теперь давайте с вами поиграем.
Физминутка
Лето наступило,
Солнышко сияет,
И картофель наш
Быстро прорастает. Тянут руки вверх
Ветер сильный дует. Качаются
И грохочет гром. Топают ногами
А картофелю всё это нипочём.
Снова в синем небе
Солнышко сияет,
И картофель снова
Быстро прорастает. Тянут руки вверх
Картофель вырос, пора собирать урожай. Наклоны
-
Детям очень интересно заниматься физкультурой с нетрадиционными предметами. Так, для профилактики плоскостопия можно использовать простую картошку.
Игры:
1. Переложи картошку из одного тазика в другой.
-
Покатай ступней картофелину.
Командные игры:
-
Попади в цель картофелиной.
-
Посади картошку и убери урожай.
-
Собери гусеничку из картофеля разной величины
Картошка: Отдохнули? Продолжим нашу экскурсию.
Все участники творческой мастерской проходят в изостудию.
ПДО по ИЗО:
- Мы использовать картошку можем повсеместно,
Даже можно из нее приготовить тесто.
Даже в творчестве она занимает место:
Штампованием, друзья, сделаем картину,
И окажемся мы с вами, все в морских глубинах.
Дорогие друзья, сейчас мы с вами выполним коллективную работу в технике штампования. В качестве штампов мы будем использовать … картофель!
ПДО по ИЗО проводит мастер- класс в техниках штампования, рисования и аппликации.
ПДО по ИЗО: Ой, какая досада! У меня закончился клей. Как же нам теперь закончить нашу работу?Аааа, я придумала, и в этом нам снова поможет картофель!
Картошка: Ну что же, и здесь картошка нам поможет. Уважаемые гости, пройдите в нашу научную лабораторию.
Научный сотрудник: Здравствуйте, уважаемые коллеги. А вы знаете почему варёный картофель рассыпчатый? (предположения коллег). Картофель рассыпчатый, потому что содержит крахмал или картофельную муку.
Научный сотрудник предлагает определить действительно ли в картофеле есть крахмал. Капаем пипеткой йод на срез картофелины. Картофель окрасился в сине-фиолетовый цвет, что подтверждает наличие крахмала. Научный сотрудник: А для чего нужен крахмал? (чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки). Сравним одинаково ли количество крахмала в яблоке и картошке. На срез яблока также капаем йод. Цвет менее интенсивный , чем в картофеле. Значит там крахмала меньше.
- Из творческой мастерской поступил заказ на изготовление клея. Вот сегодня мы с вами и попробуем его изготовить.
Сначала мы с вами попробуем получить крахмал из картофеля. Потому что крахмал будет основой нашего клея, или правильнее – клейстера.
Научный сотрудник предлагает желающим участвовать в изготовлении крахмала.
- Перед вами тёртый картофель, посмотрите как он потемнел, посинел – это от нетерпения. Положите небольшое количество картофеля на марлю, и опустите в воду. Посмотрите, вода стала мутная и остался осадок на дне стакана. Слейте аккуратно воду, осадок на дне это и есть крахмал. Его высушивают и получают крахмал.
Научный сотрудник из заранее заготовленного материала готовит клейстер: наливает из термоса небольшое количество кипятка в крахмал, участники размешивают палочками.
- Пожалуйста, Ваш заказ готов! Можете нести его в изостудия и доделать свою творческую работу!
Картошка: Ну что же, коллеги, вернемся в мастерскую.
С помощью свежеприготовленного клея из крахмала участники доделывают аппликацию.
ПДО по ИЗО: Ну вот и готов результат нашего творчества!
Картошка: А теперь пора возвращаться в зал!
Все гости поднимаются в музыкальный зал, занимают свои места.
Ведущий (педагог- психолог): Наше увлекательное путешествие подошло к концу. Я предлагаю оценить нашу работу. Перед вами мольберт, это - яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек. Я предлагаю Вам прикрепить бабочку того цвета, который будет соответствовать вашему мнению, а именно:
— понравился мастер- класс, буду применять в своей работе - пусть прилетят бабочки жёлтого цвета.
— Неплохо было, н о о том, буду ли я применять этот опыт работы — не знаю не знаю, пусть прилетят бабочки красного цвета
— Ничего не поняла по теме, было скучно, тоскливо - пусть прилетят бабочки синего цвета.
(Пока участники приклеивают бабочек, звучит музыка «От улыбки станет всем светлей…»)
Педагог- психолог делает выводы о проделанной работе, эмоциональном фоне мероприятия: Спасибо всем! Приглашаем Вас, дорогие гости, к столу, чтобы попробовать угощения из картофеля.
Мультимедийная презентация проекта
«В гостях у госпожи Картофелины» -
пошаговые комментарии к слайдам.
Уважаемые коллеги! Сегодня вы стали участниками познавательно-исследовательского проекта «В гостях у госпожи Картофелины», который был реализован в нашем дошкольном учреждении в период с октября по декабрь 2016 года, презентацию которого мы предлагаем вашему вниманию. В реализации проекта принимали участие педагоги, воспитанники учреждения, а так же родители. Была обозначена проблема по данной теме, определены цель и задачи проекта, его мотивации. Составлен план работы над проектом. Были подобраны и изучены информационные источники. Проведен сбор и систематизация материалов. Обозначили различные формы работы с детьми и родителями в ходе реализации проекта. Осуществили формы взаимодействия между участниками проекта (беседа, консультация. Информационный стенд).
Слайд №1,2,3,4,5,6,7,8.
Педагогами была создана и продемонстрирована детям мультимедийная презентация «Откуда к нам пришел картофель», из которой малыши узнали об истории картофеля, пути его проникновения в Европу и Россию, а также много других интересных фактов об этом овоще. Слайд №9.
В ходе реализации проекта совместно с родителями были изготовлены книжки-малышки, в которых были собраны стихи, пословицы, поговорки, разные интересные факты о картошке. Слайд №10.
Была организована фотоэкскурсия по знаменитым местам мира, где есть памятники и музеи картошке. Слайд №11.
Совместно с детьми был оформлен коллаж о вкусных и полезных продуктах.
Слайд №12.
Воспитанники группы 5-6 лет вместе с воспитателями занимались необычным оформлением блюд из картофеля. Слайд №13,14.
Воспитанники групп 6-7 лет самостоятельно приготовили и съели блюда из картофеля и других овощей. Слайд №15,16,17.
Были проведены НОД по изучению свойств картофеля и получению из него крахмала. Слайд №18,19.
В качестве эксперимента были высажены клубни картофеля, которые дали свои плоды. Слайд №20,21,22.
На занятиях по изо деятельности картофель был применен в качестве штампов для рисования. Ребята создали замечательные картины. Слайд №23,24,25,26,27.
Была организована фотовыставка репродукций картин, которые посвящены картошке. Слайд №28.
Организована и проведена выставка поделок «Чудо из картошки» где было проявлено совместное творчество родителей и детей. Слайд №29,30,31,32.
Психолог нашего детского сада разработала авторскую интерактивную игру развивающую память, мышление и речь, и активно применяет ее в своей работе. Слайд №33.
Нашла свое применение картошка и на занятиях по физкультуре. Оказалось что она – не только продукт питания, но и один из видов нетрадиционного оборудования для физкультуры и профилактики плоскостопия. Слайд №34,35.
С большим интересом ребята посмотрели мультфильм «Картошка» из серии «Лунтик и его друзья». Слайд №36.
Воспитанники группы детей 3-4 лет посетили пищеблок детского сада, а повара порадовали их блюдами из картофеля. Слайд №37.
Еще одним домашним заданием было приготовление традиционного блюда из картофеля дома, вместе с родителями. Слайд №38,39,40,41,42,43,44,45.
Веселым окончанием проекта было проведение развлечения «В гостях у госпожи картошки». Слайд №46,47.
В ходе реализации проекта поставленные задачи и цель были достигнуты и с успехом решены.
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Театрализованная деятельность как эффективный способ развития речевых навыков у детей раннего и дошкольного возраста»
- Вебинар «Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности современного педагога ОО. Использование интерактивных методов обучения»
- Вебинар «Профилактика аддиктивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, реализующих АООП»