Костюкова Африма Закиевна
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №8
Дошкольное образование
(на основе примерной образовательной программы
«От рождения до школы» автор Н.Е. Веракса)
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ. Тема: «ОДНАЖДЫ В ДЕРЕВНЕ»
Возраст детей: 6-7 лет
Цель: научить детей составлять описательный рассказ по памяти с помощью воспитателя.
Задачи:
-
Учить детей выделять и называть признаки внешнего вида коровы.
-
Активизировать словарь детей за счет использования существительных (кормилица, коровушка, травушка, водица, сливочки, вымя), глаголов (бодаться,
жевать, пастись, мычать)
-
Побуждать детей грамматически правильно строить предложения, согласовывая слова в роде, числе, падеже.
-
Развивать у детей умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, задавать вопросы.
-
Воспитывать желание помогать персонажам в трудной ситуации, интерес к русскому народному творчеству).
Оснащение занятия: домик-ширма «Деревенский домик», дерево, кусты, платковая кукла, кукла-оберег, картинка с изображением коровы, силуэтные картинки: «Собака», «Коровы» разной окраски (белая с черными пятнами, белая с рыжими пятнами и черная), «Теленок» (белый с черными пятнами), мольберт, забор.
Предварительная работа: чтение потешек про животных, составление рассказов описательных по картинкам, словесные игры «Кто что ест», «Назови детенышей животных», «Угадай по описанию», составление загадок о животных, разгадывание загадок, совместная деятельность – поездка к бабушке Матрене в деревню.
ХОД:
За ширмой панорама деревни. На переднем плане ширма «Деревенский дом».
Воспитатель с детьми входят в зал, здороваются с гостями, дарят им свои улыбки и хорошее настроение.
(Раздается негромкий плач)
Воспитатель: Ребята, вы слышите, или мне кажется? (начинает прислушиваться)
Дети или воспитатель: Кто-то плачет.
Воспитатель: Может кто то из гостей расстроился? (Диана спроси у гостей).
Воспитатель: А может среди нас кто-то так опечалился? (оглядываются)
Воспитатель, прислушиваясь: откуда же этот плач раздается? (открывает занавес и детям предстает ширма деревенского домика и панорама деревни).
Воспитатель: А вдруг кому-нибудь нужна наша помощь?
(заходит за ширму и надевает платковую куклу бабушки Матрены и выходит). Кукла плачет.
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это? Поздоровайтесь.
Дети: Бабушка Матрена, здравствуй.
Воспитатель: Узнаем, что у нее случилось? Дети спрашивают.
Бабушка Матрена (плачет): Ой, ребятушки мои пригожие, пропала кормилица моя. Помогите, пожалуйста, мне ее найти.
Воспитатель: А кто твоя кормилица?
Бабушка Матрена: Я вам про нее загадку загадаю, и тогда сами узнаете.
Загадка.
Окраска черно-белая
С рогами, но не смелая.
С виду добрая мордашка,
А зовут ее Милашка
На лбу рожки,
Сзади хвост
И большой солидный рост.
Воспитатель: …., ты догадался кто это. А ты …. А я думаю, что это коза. Почему вы решили, что это корова.
Дети: 1. Например, у нее есть рога, хвост, она дает молоко и говорит му-му.
Например, у нее есть рога, хвост и она дает молоко.
Воспитатель: А у козы тоже есть рога и она дает молоко.
Дети: она большая, у нее большой рост, она говорит му-му-му, а коза маленького роста и говорит она ме-ме-ме.
Если дети затрудняются, воспитатель зачитывает строчки про рост. Скажите, коза может быть большого роста? А корова?
Бабушка Матрена: Правильно вы догадались, ребята. У меня пропала моя кормилица – корова Милашка.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему бабушка Матрена называет свою корову кормилицей. Может корова кормит бабушку с ложки?
-
Дети: потому что корова дает молоко.
-
Воспитатель наводит на мысль: Чем же корова кормит бабушку? (дети молоком)
Воспитатель: А какие продукты можно сделать из молока? (Дети: творог, сметану, сливки, масло, кефир, сыр, йогурт.) Так вот почему бабушка называет ее кормилицей.
Воспитатель: ребята, поможем бабушке Матрене найти ее корову Милашку? А все коровы одинаково выглядят? (варианты ответов детей)
Воспитатель: Бабушка Матрена, а как же мы узнаем твою корову?
Бабушка Матрена: у меня есть фотография моей Милашки (показывает)
Воспитатель с детьми рассматривает картину (на картине корова жует траву)
Воспитатель:
- Корова какая? (какого цвета?) Дети: ( большая, черно-белая или белая с черными пятнами)
- Что у коровы есть? (рога, хвост, уши, копыта, вымя) (Воспитатель добивается полных ответов)
- Что любит есть корова? (жевать траву, пить воду)
- А зачем корове рога? (бодаться)
- А зачем ей хвост? (отмахиваться от мух)
- Что умеет корова делать? (мычать, пасется на лугу, жевать траву, бодаться, давать молоко).
- Что на шее у коровы? (колокольчик) Как вы думаете, зачем он?
Бабушка Матрена: Я так, ребята, люблю свою коровушку, так скучаю по ней. Послушайте, какую я потешку придумала про нее.
Потешка.
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль- то ей травушки нарву!
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, Милашенька моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Чистой водицы я коровушке налью.
Чтоб сыта была коровушка моя.
Чтобы сливочек Милашенька дала.
Воспитатель: Как бабушка называет свою корову?
Дети: коровушка, Милашенька, кормилица.
Воспитатель: Какие вы ласковые слова услышали в потешке ? (коровушка, травушка, Милашенька, водица, сливочки)
Воспитатель: А я, ребята вспомнила поговорку про корову.
Поговорка.
Корову не накормишь, молока не надоишь.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этой поговорке? (надо ухаживать за животными)
Бабушка Матрена: Ребята, вы запомнили как выглядит моя коровушка? А фотографию можно я оставлю себе, уж так мне тоскливо без Милашки моей.
Воспитатель: Хорошо, бабушка Матрена. Отправляемся на поиски.
Воспитатель: Кого же нам спросить про корову Милашку? (слышен лай собаки)
Воспитатель: (замечают собаку) Кто там сидит около куста? (картинка собаки) Давайте спросим, не видела ли она корову? (спрашивают несколько детей)
Ребенок: Собачка, ты не видела корову бабушки Матрены?
Собака: А, видела.
Это кто быстрее ветра мчится?
Пыль из-под копыт клубится,
Грива шелковая вьется,
Ржанье звонкое несется:
«Иго-го, иго-го, убегу я далеко!»
Дети: нет.
Воспитатель: А кого видела собака?
Дети: Лошадь.
Воспитатель: Почему вы так решили? (потому что быстро скачет, …потому что говорит иго-го, …потому что у нее есть грива).
Собака: А какая ваша корова? Что у нее есть?
Дети: Она белая с черными пятнами, у нее есть рога, говорит му-му …
Воспитатель: Мы тебе еще и покажем, какая наша корова (динамическое упражнение)
- У коровы бока крутые (руки на пояс)
- У коровы рога большие, (руками показать)
- У коровы большие ноги (наклониться к ногам)
- У коровы характер строгий (погрозить пальцем)
- У теленка как палки ножки (потопать ногами)
- У теленка смешные рожки (показать пальцами)
- Хвостик у теленка короткий (показать рукой)
- У теленка характер кроткий (покачать головой, улыбнуться).
Собака: Так вот какая корова. Видела я ее. Она на лугу пасется.
Воспитатель и дети идут на луг. На лугу картинки трех коров разного цвета (белая с черными пятнами, рыжая, черная)
Воспитатель: Ребята, кто это? Что они делают? (жуют, едят траву, пасутся.) Как же узнать, какая из этих коров Милашка? Чем она отличается от других коров?
Дети: корова Милашка белая с черными пятнами и на шее у нее есть колокольчик.
Воспитатель: Давайте позовем ее – Милашка! Милашка!
Корова: Что случилось, ребята?
Дети: бабушка Матрена тебя потеряла.
Корова: И правда, ребята, я сегодня далеко ушла от дома, пора возвращаться. Вы меня подождите, я только с подружками попрощаюсь (корову воспитатель убирает за ширму)
Воспитатель: Ребята, кто это из за куста выглядывает?
Дети: теленок.
Воспитатель: Кто такой теленок (детеныш коровы)
Воспитатель: Что ты здесь делаешь, теленок?
Теленок: Моей мамы долго не было и я пошел ее искать, вы не видели ее?
Воспитатель: Мы только что встретили одну нашу знакомую корову.
Теленок: Расскажите мне, какая ваша корова. Может это моя мама.
Воспитатель: Дети, вспомните и расскажите, какая наша корова, что у нее есть, что она умеет делать. Вспомните, как ее называет бабушка Матрена в своей потешке. Юля начнет, а остальные внимательно слушают и добавят, что Юля пропустит.
Ребенок дает описательный рассказ по памяти.
Например: Наша корова большая белая с черными пятнами, у нее есть рога, хвост, уши и копыта. На шее колокольчик. Она любит жевать траву. Пить воду, бодаться. Она мычит му-му. Корова дает молоко (наводящий вопрос от воспитателя: Как называет бабушка корову?) - кормилица, Милашка (по необходимости дети добавляют)
Теленок: Так это моя мама! А где она?
Воспитатель: Ребята позовите ее (Милашка!)
Воспитатель из-за куста выставляет картину коровы.
Теленок: Мама! Спасибо вам ребята.
Воспитатель: Ну вот все нашлись, пора идти домой к бабушке.
Возвращаются.
Бабушка Матрена: Моя Милашка, кормилица и теленочек с ней. Вот спасибо вам ребята.
Воспитатель: Какое мы дело с вами сделали ребята?
Дети: Доброе дело сделали – нашли корову, и теленку нашли маму.
Воспитатель: А почему мы смогли найти корову Милашку? (потому что правильно и много рассказали о корове)
Теленок: Мне так понравилось, как ребята рассказали о моей маме, вы расскажите о ней другим детям?
Дети: Да, расскажем.
Воспитатель: Но нам уже пора. Бабушка Матрена, приходи к нам в гости, ребята и тебе расскажут о твоей корове Милашке.
Бабушка Матрена: А я вам в благодарность хочу подарить куклу – берегиню, которая будет вас охранять.
Все прощаются и уходят.
Список литературы:
-
Бухвостова.С.С., Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. - Курск; Академия Холдинг, 2007
-
Григорьева Т.С., Программа Маленький актер для детей 5-7 лет-М: ТЦ Сфера 2012.
-
Копачевская Л.A. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями: Автореферат дис. канд. педагог. наук / Л.А. Копачевская. – М., 2000.
-
Кубасова О.В., Выразительное чтение. -М: Академия,2005.
-
Лазаренко О. И., Диагностика и коррекция выразительности речи у детей. - М.: ТЦ Сфера,2009.
-
Новиковская O.A. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях / О.А. Новиковская. – СПб: КОРОНА-пинт, 2005
-
Османова Г.А., Позднякова Л.А., Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков –СПб: КАРО
-
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994
-
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи
-
Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: АСТ; Харвест; Астрель, 2009.
-
http://www.docme.ru/doc/82773/intonaciya
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Международный вебинар «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста через сказки народов России в условиях реализации ФОП ДО»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»