В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Развитие гибкости детей 6-9 лет с использованием экспериментальной методики

Ульихина В.В., тренер-преподаватель

ТОГБОУ ДО «ОДЮСШ» г.Тамбов

Развитие гибкости детей 6-9 лет с использованием экспериментальной методики

Анализ многочисленных литературных данных показывает, что проблема возрастного развития и совершенствование морфо-функциональных способностей, т.е. физических качеств у детей 6-9 лет нуждается в экспериментальной разработке.

Среди различных видов двигательных способностей, казалось бы, незаметную роль играет гибкость. Но по данным последних исследований, гибкость следует относить к качествам, характеризующим здоровье и функциональную молодость человека.

Объектом исследования являются дети 6-9 лет, занимающихся спортивной гимнастикой.

Предмет исследования – развитие гибкости у детей 6-9 лет в процессе тренировок в ОДЮСШ.

Предполагалось, что использование специально разработанного комплекса упражнений, при условии технически правильного выполнения, выбора объема и интенсивности работы, позволит увеличить гибкость детей 6-9 лет.

Применение этого метода заключалось в том, что были определены контрольные упражнения, выполнение которых давало бы показатели развития гибкости.

В качестве таких тестов были выбраны следующие упражнения:

- выкрут скакалки из основной стойки, скакалка внизу. Данное упражнение характеризует гибкость в плечевых суставах. Измеряется расстояние от большого пальца правой руки до большого пальца левой руки; (результат фиксировался в см).

- наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамейке. Данное упражнение характеризует гибкость в тазобедренном суставе и позвоночном столбе. Измеряется расстояние от края скамейки до третьего пальца руки; (результат фиксировался в см).

- «мост» из положения лежа на спине. Данное упражнение характеризует гибкость в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночного столба и общий уровень подвижности суставов. Измеряется расстояние от пальцев рук до пяток; (результат фиксировался в см).

- «шпагат» продольный. Данное упражнение характеризует гибкость в тазобедренном суставе. (Результат фиксировался в см).

Педагогический эксперимент заключался в том, что были отобраны две группы – экспериментальная и контрольная.

В начале эксперимента в обеих группах было проведено предварительное тестирование уровня развития гибкости. Результаты фиксировались и подлежали сравнению.

Контрольная группа занималась по программе предусмотренной для детско-юношеских спортивных школ. В экспериментальной группе проводились занятия по предложенной нами методике.

По истечении срока педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах было проведено повторное тестирование уровня развития гибкости. Результаты сравнивались, по ним определялась эффективность методики развития гибкости.

В каждой группе занимающиеся показали приблизительно одинаковые результаты в тестовых испытаниях.

Анализ полученных результатов занимающихся перед началом эксперимента, в которых использовались контрольные упражнения, показывает, что по всем четырем показателям, испытуемые контрольной и экспериментальной группы не являются статистически достоверными (P>0,05). Это позволяет говорить об однородности контрольной и экспериментальной групп (табл. 1).

Таблица 1

Результаты предварительного тестирования

детей 6-9 лет (средние данные)

п/п

Контрольные упражнения

Группы

(n=20)

Статистические показатели

Достоверность различий

M

±σ

±m

t

P(t)

1.

Выкрут скакалки

контрольная

60,1

5,24

1,84


0,8


>0,84

экспериментальная

60,6

5,39

1,64

2.

Наклон вперед, стоя на гимн. скамейке

контрольная

10,7

3,08

0,97


0,07


>1,0

экспериментальная

10,9

3,08

0,97

3.

«мост» из положения лежа на спине

контрольная

50,9

4,87

1,54


0,04


>1,0

экспериментальная

52,0

4,87

1,54

4.

«шпагат» продольный

контрольная

11,2

2,98

1,2


1,1


>1,0

экспериментальная

11,7

2,98

1,2


В экспериментальной группе для развития гибкости были использованы три специально разработанных комплекса. Первый комплекс, включал в себя 10 упражнений на развитие гибкости в плечевом суставе, второй комплекс – 11 упражнений на развитие гибкости в поясничном отделе, третий комплекс – 10 упражнений на развитие подвижности в тазобедренном суставе. Упражнения выполнялись с постепенным увеличением амплитуды, темпа и количества повторений.

Методика развития гибкости на занятиях в спортивной школе заключалась в чередовании максимальных напряжений с последующим расслаблением отдельных частей тела, постепенное расслабление одних групп мышц в сочетании с напряжением других. При этом мы соблюдали основное методическое требование – выполнять упражнение до появления легко терпимой боли.

Повторное тестирование было проведено через год на втором этапе педагогического эксперимента. В результате чего нами были получены следующие данные (табл. 2).

Таблица 2

Результаты повторного тестирования

детей 6-9 лет (средние данные)


п/п

Контрольные

упражнения

Группы

(n=20)

Статистические

показатели

Достоверность

различий

M

±σ

±m

t

P(t)

1.

Выкрут

скакалки

контрольная

57,1

5,89

1,94

1,1

>0,05

экспериментальная

52,2

8,34

2,66

2,20

<0,05

2.

Наклон вперед, стоя на гимн. скамейке

контрольная

7,0

2,66

0,92

2,1

<0,05

экспериментальная

5,6

2,92

0,92

2,8

<0,05

3.

«мост» из положения лежа на спине

контрольная

47,8

4,85

1,53

0,9

>0,05

экспериментальная

40,2

3,88

1,22

1,4

>0,05

4.

«шпагат»

продольный

контрольная

7,2

2,97

0,99

2,0

<0,05

экспериментальная

5,4

3,11

1,0

3,15

<0,05


Статистический анализ результатов повторного тестирования показал, что в обеих группах происходили положительные изменения в уровне развития гибкости детей, однако темпы их прироста были разными. Так, в контрольной группе – «выкрут скакалки» – упражнение для развития подвижности в плечевых суставах, результат улучшился на 4,9%; в наклоне вперед, стоя на гимнастической скамейке – на 34,5%; в положении «мост» – на 6,1%; в продольном «шпагате» – на 17,8%. Отмечены достоверные различия в наклоне вперед, стоя на гимнастической скамейке и в продольном «шпагате» (P<0,05).

В экспериментальной группе произошли следующие изменения: в упражнении «выкрут скакалки» результат улучшился на 15,5%; в наклоне вперед, стоя на гимнастической скамейке – на 48,6%; в положении «мост» – на 22,7% (P>0,05); в продольном «шпагате» результат вырос на 53,8%. Сдвиги большинства результатов изучаемых показателей статистически достоверны (P<0,05).

Это позволяет говорить о том, что влияние экспериментальной методики оказало более значительное влияние на развитие гибкости детей 6-9 лет, занимающихся гимнастикой в спортивной школе.

Специалистами установлено, что сама по себе гибкость представляется, как способность человека выполнять движения с большей амплитудой.

Развитие гибкости определяется эластичными свойствами мышц, строением суставов, связок, равно как и особенностями центрально-нервной регуляции тонуса мышц.

Проводя процесс совершенствования гибкости, мы руководствовались общедидактическими методами: дозирования нагрузки, систематичности тренировочного процесса.

Результаты педагогического эксперимента позволили установить, что экспериментальная группа превзошла контрольную в системе изучаемых показателей в среднем на 19,3%.

Такие эффективные изменения в экспериментальной группе произошли вследствие применения специальных упражнений для развития гибкости детей 6-9 лет в спортивной гимнастике.

Дальнейшее использование данной методики в обеих группах на тренировочном этапе позволило повысить качество учебно-тренировочной работы, повысился уровень выполнения разрядов обучающимися.

Так, на начало эксперимента в экспериментальной группе 50% - имели первый юношеский разряд, 20% - второй юношеский разряд, 30% - без разряда. В контрольной группе 40% - имели первый юношеский разряд, 30% - второй юношеский разряд, 30% - без разряда.

По окончании эксперимента в экспериментальной группе 60% выполнили 3 взрослый разряд, 20% - первый юношеский разряд, 20% - второй юношеский разряд.

По окончании эксперимента в контрольной группе 40% выполнили 3 взрослый разряд, 30% - первый юношеский разряд, 30% - второй юношеский разряд.

Сравнительный анализ данных показывает, что в результате применяемой методики развития гибкости в экспериментальной группе на 20% больше обучающихся выполнили третий взрослый разряд, что говорит о результативности применяемой методики, повышении качества тренировочного процесса.






СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Аркаев Л.Я. Как готовить чемпионов: Учеб. пособие для специалистов гимнастики и родственным ей видам спорта/ Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 328с.

  2. Анцыперов В.Б. Методика развития гибкости: Метод. рекомендации для студентов ин-тов физической культуры и тренеров детско-юношеских школ/ В.Б. Анцыперов. – Волгоград: 1991. – 18 с.

  3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие/ Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 223 с.

  4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов: Учеб. пособие для студентов ин-тов физической культуры/ Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 330 с.

  5. Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей: Метод. пособие/ А.Д. Викулов, И.М. Бутин– Ярославль: Верхне-Волжское изд-во,1996. – 123 с.

  6. Гимнастика и методика ее преподавания: Учеб. для студентов ин-тов физической культуры/ под ред. Н.К. Меньшикова. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 463 с.

  7. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов ин-тов физической культуры/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Adema, 2000. – 288 с.

  8. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Выпуск 2.: Пособие/ М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982. – 176 с.

  9. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Выпуск 3: Пособие/ М.В. Гамезо.. – М.: Просвещение, 1982. – 153 с.

  10. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: Учеб. пособие/ В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 124 с.

  11. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для специалистов ДОУ/ А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1985. – 271с.

  12. Куликов Л.М. К развитию теории общей спортивной подготовки:/ Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков. //Теория и практика физической культуры. – 1998. №8 – С. 20-22.

  13. Коц Я.М. Физиология мышечной деятельности: Учеб. пособие/ Я.М. Коц. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 447 с.

  14. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика:Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Ю.В. Менхин. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 312с.

  15. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике: Пособие/ Ю.В. Менхин. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 226 с.

  16. Менхин Ю.В. Методические основы физической подготовки гимнастов:/ Ю.В. Менхин// Теория и практика физической культуры. 1997. №6 – С. 26, 39, 40.

  17. Менхин Ю.В. Начала гимнастики: Учеб. пособие для специалистов по гимнастике/ Ю.В. Менхин. – Киев. Здоровье, – 1980. – 272с.

  18. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учеб. для ф-тов физического воспитания/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 321с.

  19. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для специалистов физ. культуры/ Л.П. Матвеев. – М.: Просвещение, 1991. – 450 с.

  20. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки: Учеб. пособие для специалистов физ. культуры/ Н.Г. Озолин– М.: Физкультура и спорт, 1970. – 480 с.

  21. Попов В.Б. 1001 упражнение для здоровья и физического развития: Метд. пособие/ В.Б. Попов. – М.: АСТ Астрель, 2002. – 208 с.

  22. Петров В.К. Грация и сила: Метод рекомендации/ В.Б. Попов. – М.: Советский спорт, 1989. – 64 с.

  23. Пузик В.И. Возрастная морфология скелетной мускулатуры человека: Метод. пособие для специалистов/ В.И. Пузик. – М.; Академия педагогических наук РСФСР, 1961. – 224 с.

  24. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов: Учеб. для специалистов физич. культуры/ В.Н. Платонов. – М.; Физкультура и спорт, 1986. – 286с.

  25. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для специалистов/ А.В. Петровский. – М.; Просвещение, 1979. – 288 с.

  26. Рунова М.А. Формирование оптимальной двигательной активности:/ М.А. Рунова.// 2000. №6 – С. 30.

  27. Спортивная гимнастика: Учеб. для ин-тов физической культуры/ Под ред. Ю.К. Гавердовский, В.М. Смолевский. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 327 с.

  28. Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания. – М.; Физкультура и спорт, 1987. – 336 с.

  29. Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости. – М.; Физкультура и спорт, 1970. – 60 с.

  30. Солодков А.С. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная: Учеб. для высш. учеб. заведений физич. культуры/ А.С. Солодков Е.Б Сологуб. – М.; Терра-спорт, Олимпия пресс, 2001. – 520 с.

  31. Степанкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: ACADEMA, 2001. – 365 с.

  32. Укран Л.М. Методика тренировки гимнастов: Учеб. пособие для специалистов физ. культуры/ Л. М. Укран, И.В. Шефер, Л.К. Антонов, В.Б. Коренберг. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 171с.

  33. Теория и методика гимнастики: Учеб. для фак-тов физ. воспитания/ Под ред.В.И. Филипповича. – М.: Просвещение, 1971. – 448с.

  34. Фомин Н. А. Возрастные основы физического воспитания: Учеб. пособие для специалистов физ. культуры/ Н. А. Фомин, В. П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 176 с.

  35. Филин В.М. Воспитание физических качеств у юных спортсменов: Учеб. пособие для студентов физ. культуры/ В.М. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – С. 63.

  36. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: ACADEMA, 2002. – 480 с.

  37. Шипилина И.А. Хореография в спорте: Учеб. пособие для специалистов физич. культуры/ И.А. Шипилина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224с.




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 8200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru