В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

КОНЦЕПЦИЯ «ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. Б.С. НЕКЛЮДОВА» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕНГИЛЕЕВСКИЙ РАЙОН





КОНЦЕПЦИЯ



«ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ»







Крупновой Любови Александровны

преподавателя художественного отделения

декоративно - прикладного класса

первой квалификационной категории





г. Сенгилей 2018г.


Содержание:


  1. Актуальность Концепции творческого развития детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования детских школ искусств.

  1. Цели и задачи

  2. Принципы


  1. Основные механизмы в реализации Концепции.

  1. Средства и направления для творческого развития детей дошкольного возраста в условия дополнительного образования детских школ искусств.

  • Разработка и адаптация комплекса рабочих программ для творческого развития детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования детских школ искусств.

  • Применение различных форм методов обучения для успешного усвоения программы детьми дошкольного возраста в системе дополнительного образования детских школ искусств.

  1. Ожидаемые результаты Концепции

  2. Заключение

  3. Список литературы







  1. Актуальность Концепции

творческого развития детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования детских школ искусств.

Век новых технологий и развития информационного общества ставит задачи перед системой дополнительного образования стать открытым вариативным образованием, миссия которого - развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. А также социализации человека в современном обществе.

В чем же преимущества дополнительного образования, если сравнить его с другими видами формального образования:

  1. свободный личностный выбор деятельности;

  2. индивидуальное развитие человека;

  3. вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;

  4. доступность знаний и информации для каждого ребёнка

  5. адаптация к возникающим изменениям в условиях современного общества

Социокультурная роль дополнительного образования это мощная мотивация внутренней активности саморазвития детей и подростков в области первичного познания искусства и культуры, а также возможность дальнейшего творческого развития, стремление к труду, спорту. Анализируя выше сказанное, система открытого вариативного дополнительного образования обеспечивает развитие конкурентоспособную личность, общество и государство.

В системе дополнительного образования ключевую роль играют детские школы искусств. Это учреждения, где дети могут получить необходимый уровень знаний в области искусства и развитие своего таланта и творческого потенциала.

Каждый из родителей считает, что его малыш талантлив и хочет, чтобы ребёнок был всесторонне развит, и это желание понятно. Среда, в которой растёт и развивается ребёнок дошкольного возраста, формирует в его сознании определённую картинку окружающего мира и думающие родители стремятся занять малыша увлекательными и интересными зачастую творческими занятиями. В развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста немаловажную роль играют не только родители, но и преподаватели детских школ искусств. Ещё на раннем этапе воспитания ребёнка важно понять его стремления и увлечения, не навязывать ему то или иное занятие, а лишь поощрять его желания и тягу к творчеству. В этом большую помощь оказывают преподаватели детских школ искусств. Нужно осознавать, что ребёнок будет развиваться только в той сфере, которая отвечает его интересам. Преподаватели и родители должны дать малышу возможность попробовать себя в каждом из творческих процессов. Получив необходимый уровень знаний, в той или иной области, родители и дети смогут определиться в дальнейшем его обучении в области искусства или направить развитие своего ребёнка в другое русло.

Дети дошкольного возраста обладают большими возможностями для творческого развития в различных видах деятельности. В этом возрасте у них формируются способы сознательного управления своим поведением, телом, умение активно думать, фантазировать, размышлять на различные темы, появляется потребность к самостоятельной деятельности и инициатива.

Творческое развитие детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования в детских школах искусств заключается в знакомстве с удивительным, незнакомым и бесконечно изменяющимся миром. Многогранность творческого процесса окружает малышей музыкой, песнями, искусством танца и художественного мира, познанием окружающей действительности…

Это может быть, как изобразительное искусство, так и пение или посещение танцевального кружка, сюжетные ролевые игры, лепка из глины или пластилина, а также игра на музыкальных инструментах.

  1. Цели и задачи Концепции творческого развития детей дошкольного возраста в условия дополнительного образования детских школ искусств.

На базе МБУ ДО «ДШИ им. Б.С. Неклюдова» МО «Сенгилеевский район» на протяжении многих лет отделение раннего развития и ведёт плотную работу с детьми дошкольного возраста, а именно с детьми от 4 до 6 лет. Преподавателями разработаны программы сроком обучения 2 года. За этот период обучения дети получают знания в художественной, хореографической, музыкальной областях. Нововведением стало изучение окружающего мира и первичное знакомство с актёрским мастерством.

Предметы, которые предоставлены на выбор родителям и их детям: «Хоровое пение», «Развитие музыкальных способностей», «Ритмика», «Рисунок и лепка», «Ознакомление с окружающим миром», «Азбука театра», «Умелые ручки».

Целями Концепции:

  • творческое развитие и личностное самоопределение детей;

  • предоставление на изучение широкого спектра предметной области с учётом интересов детей и их родителей

Задачи Концепции:

  • развитие творческой личности и самоопределение ребёнка с целью дальнейшего полноценного обучения в школе искусств;

  • мотивация малышей к познанию, творчеству, труду, искусству;

  • создание необходимых условий образовательной среды для социализации детей дошкольного возраста;

  • расширение области изучения предметов в сфере творческого развития детей;

  • разработка оценочной системы достижений детей дошкольного возраста, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в творческом развитии.

  1. Принципы Концепции:

  • системность;

  • комплексность;

  • гармоничность;

  • вариативность;

  • гибкость и открытость;

  • адекватность требования и нагрузок;

  • индивидуальный темп работы с детьми дошкольного возраста;

  • принцип творческого развития личности.

  • культурно ориентированный принцип и целостное представление о мире и месте человека в нем

  1. Основные механизмы в реализации Концепции.

  1. Средства и направления для творческого развития детей дошкольного возраста в условия дополнительного образования детских школ искусств.

Каждый ребёнок неповторим и индивидуален. В процессе творческого развития и самореализации малыш имеет способность сохранять и защищать свою особенную сущность, проявляющуюся в его взаимодействии с миром: природой, людьми, культурой.

Основными средствами и направлениями в реализации Концепции творческого развития детей дошкольного возраста в условия дополнительного образования детских школ искусств являются:

  • привлечение средств массовой информации;

  • соответствие заявленному статусу;

  • высокий профессиональный уровень подготовки преподавательского состава;

  • повышения уровня квалификации преподавателей дополнительного образования;

  • разработка и адаптация широкого спектра рабочих программ в соответствии с уровнем развития детей дошкольного возраста;

  • свобода выбора предметных областей для творческого развития детей дошкольного возраста;

  • тесное взаимодействие и сотрудничество с различными учреждениями разного уровня и типа и партнёрство;

  • создание здоровой конкурентной среды;

  • систематическое повышение качества предоставляемой услуги; независимая оценка качества деятельности преподавателей;

  • работа с семьями и индивидуальный подход к каждому ребёнку; введение интегрированных (комплексных) занятий для детей дошкольного возраста;

  • учёт достижений детей в процессе получения знаний, умений и навыков;

  • открытый доступ граждан к полной и объективной информации о результатах творческого развития детей дошкольного возраста на отделении раннего развития;

  • использование лучших традиций и успешной практики творческого развития детей дошкольного возраста в условиях системы дополнительного образования;

  • выявления и распространения лучших практик (гранты, конкурсы, стажировочные площадки);

  • привлечение семей из сельской местности;

  • совместные семейные досуговые мероприятия;

  • проведение дополнительной информационно-просветительской кампании для мотивации семей к вовлечению детей в занятия дополнительным образованием;

  • расширение разнообразия проектов и творческих инициатив для детей дошкольного возраста;

  • традиционное проведение летней творческой смены в период летних каникул.

Разработка и адаптация комплекса рабочих программ для развития творческой деятельности детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования детских школ искусств.

Для разработки рабочих программ по предметам нужно это учитывать и независимо от того, какую программу воспитания и обучения мы будем реализовывать, содержание ее и дошкольного образования должно быть направлено на решение трёх немаловажных важных задач:

  • сохранение здоровья ребёнка;

  • развитие базовых качеств личности;

  • предоставление равных стартовых возможностей.

В противном случае чрезмерное увлечение расширением объёма содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что, в первую очередь, отражается на ребёнке. Нужно чётко определять границы между желанием преподавателя «больше дать ребёнку», и «психическими и физическими возможностями малыша дошкольного возраста».

Разрабатывая программу необходимо предусмотреть взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, игрой и другими видами развивающей деятельности

Исходя из принципов гармоничности творческого развития детей дошкольного возраста, ребёнок должен органично войти в современный мир.

При подборе, разработке или адаптации программы для детей дошкольного возраста необходимо базироваться на задачах:

  • развитие у детей творческой активности, воображения, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, гуманного отношения к окружающим и всячески добиваться этого в поведении, поступках дошкольников;

  • способствовать развитию познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;

  • укрепление физического и психического здоровья.

Творческая работа с детьми дошкольного возраста должна строиться как увлекательная проблемно – игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Применение различных форм и методов для успешного усвоения программы детьми дошкольного возраста в системе дополнительного образования детских школ искусств.

Воспитательную и образовательную работу надо так строить, чтобы она стимулировала развитие каждого ребёнка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями.

Движущей силой развития особенностей детей дошкольного возраста является не только образование, но и творческое развитие. Все вместе должно рассматривается преподавателями как целостная форма деятельности, направленная на гармоничное развитие особенностей дошкольников.

Формы творческого развития дошкольников

Индивидуальные формы: конструктивная деятельность, самостоятельная работа, участие в различных конкурсах, сюжетно – ролевые и дидактические игры.

Групповые формы: беседа, наблюдение, творческие мастерские, выставки, экскурсии, интерактивные игры, уроки в форме: «Ярмарка идей», драматизация.

Фронтальные формы: словестная и наглядная передача информации всем учащимся и ее обсуждение, традиционные, комплексные и тематические занятия, творческое сотрудничество.

Методы творческого развития дошкольников

  1. Метод нравственного представления:

  • решение маленьких логических задач (загадки, ребусы);

  • приучение к размышлению;

  • беседы на этические темы;

  • рассматривание иллюстраций;

  • просмотр познавательных видеофильмов, диафильмов;

  • решение творческих коммуникативных ситуаций;

  • придумывание сказок и рассказов;

  1. Создание у детей практического творческого опыта:

  • правила поведения в обществе;

  • пример положительного опыта взрослого;

  • демонстрация творческой активности;

  • целенаправленное наблюдение;

  • разыгрывание творческих ситуаций

Важно обеспечить дошкольников всем необходимым инструментом, а далее он, опираясь на свой опыт и фантазию, реализует задуманную идею. При этом ребёнок уже должен владеть средствами и способами творчества, то есть иметь понятие о ритмике, о пении и музыке, знать, как делаются поделки и аппликации. Такую возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу особенностей ребёнка даёт деятельность интегрированного характера.

Интегрированная деятельность – прекрасная возможность избежать перегрузок дошкольников. Освободив время для игры, мы сохраним тем самым их физическое, психическое и социальное здоровье, а игра, как мы знаем одно из видов творческой активности малышей и развития творческих особенностей  дошкольника.

 Интеграция - это глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей  дошкольного возраста. Она призвана охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности. Каждый цикл интегрированных занятий включает в себя создание коллективной композиции в виде игр. Это могут быть разнообразные игры: дидактического характера, подвижные, драматизация, сюжетно-ролевые игры. Необходимо включать в процесс воспитания и образования и изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную…

Интегрированная деятельность должна быть максимально содержательна, насыщенна не только образовательным процессом, но и вызвать у детей познавательную активность и интерес к предмету.

Занятия подобного рода объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; учат творчески мыслить, сопереживать, фантазировать; способствует формированию коллективных взаимоотношений.

Творчество в своём развитии предполагает две стороны – замысел и способы его выражения, которые в единстве обеспечивают развитие творчества в той или иной деятельности. Причём, особо важное внимание должно уделяться не конечному результату, а самому творческому процессу.

В работе с детьми дошкольного возраста и развития у них творческих способностей важное место занимает практическая деятельность, когда малыши самостоятельно или при помощи взрослого, создают что-то новое.

Вопрос ценности конечного результата не так важен, и заострять внимание на оценке деятельности не стоит, для нас важен и бесценен сам процесс творчества осуществляемый ребёнком. Развитие творчества детей дошкольного возраста неразрывно связано с игрой, и иногда даже не видна грань между игрой и творчеством. Но именно при таком подходе детишки испытывают огромный душевный подъем, у малышей «горят глаза» и взрослые отмечают самобытность и оригинальность творчества малыша. Детское творчество подразделяется на три этапа:

1.Формирование замысла. Этап возникновение идеи. На первых парах ребёнку должны помогать преподаватели или родители, ведь ему ещё сложно самостоятельно придумывать новые идеи.

2. Реализация замысла.

3. Анализ творчества. На третьем этапе происходит логическое завершение творческого процесса. Малыш должен научиться анализировать проделанную работу, а взрослые обязаны помогать ему в этом, задавая наводящие вопросы.

Для малышей дошкольного возраста важно, когда их поощряют, поддерживают в творческих начинаниях, оказывают необходимую помощь его поисковой активности. Главное в творческом процессе с детьми дошкольного возраста важно запомнить, что их не нужно учить, с ним надо делиться своим опытом и знаниями, предоставлять свободу для творческой активности. Каждый творческий процесс нужно наполнять сюжетом, который можно развивать, обсуждать и делать конкретные выводы, развивая, таким образом, кругозор и творческие способности ребёнка.

Творческое развитие детей дошкольного возраста процесс сложный, но вместе с тем увлекательный, уникальный и очень значимый для каждого ребёнка.

  1. Ожидаемые результаты Концепции

Реализация Концепции творческого развития детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детских школ искусств:

  • максимальный охват детей в возрасте от 4 до 6 лет;

  • мотивация и обеспечение возможности выбора из предоставленного разнообразия видов творческой деятельности на основе собственных интересов и увлечений детей;

  • созданы дошкольникам условия в самоопределении и увеличение числа дошкольников готовых продолжать для дальнейшего обучения в детской школе искусств по определённому виду творческой деятельности;

  • продуктивность досуга дошкольников;

  • целостность педагогического процесса;

  • перспектива творческого развития каждого ребёнка;

  • проявление творческого самовыражения;

  • эмоциональная отзывчивость;

  • творческое мышление и выразительность речи;

  • интерес к народному творчеству;

  • свободная творческая атмосфера и ориентирование в пространстве и времени;

  • быстрая адаптация в социуме;

  • коммуникативные, волевые качества и активная творческая позиция;

  • поддержка прав детей на участие в дополнительном образовании;

  • формирование мотивации к здоровому образу жизни;

  • формирование на ранних этапах развития подрастающего поколения гражданской позиции и патриотизма.

Современная педагогическая практика в условиях дополнительного образования детских школ искусств это информационно-объяснительные и деятельностно-развивающие технологии обучения, формирующие широкий спектр личностных качеств ребёнка. Важными становятся не только получение знаний, но и способы усвоения и переработки полученной информации, развитие творческого потенциала дошкольников и их познавательных сил.

  1. Заключение

Творческая деятельность дошкольника основана на воображении. Именно на основе воображения и создаются игры ребёнка. Воображение развивается в процессе накопления впечатлений, образных представлений, а для этого необходимо давать как можно больше пищи для восприятия образов, взятых из жизни, из книг, что даёт возможность ребёнку проявить свои творческие возможности. Развивая творческие способности весь процесс обучения должен быть: пронизан игрой, решением творческих задач, постоянным стимулированием творческой активности, детской фантазии. Мотивировать ребёнка может грамотное педагогическое руководство. Как показала практика, данная форма работы с детьми дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детских школ искусств вызывает большой интерес у родителей и огромное желание детей поучаствовать в творческом процессе.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент психического и физического здоровья.

Стремясь развить индивидуальность, мы берём во внимание творческое развитие детей, так как именно в дошкольный возраст это «плодородная почва» для гармоничного развития личности и ориентирует на всестороннее их развитие.













  1. Список литературы

  1. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.-110с.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464с.

  3. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1958.-42-67с.

  4. Бугрименко Е.А. Формирование осознанного отношения к слову. // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста.- М., Педагогика, 1988.-73-76с.

  5. Васильева А.И. Совершенствование обучения в детском саду. Минск, 1980.

  6. Воробьева Д.И. Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. СПб.: ЛГОУ, 1996.- 112с.

  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96с.

  8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. 1966. № 6.

  9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934.

  10. Гргорьева М.Р. Интелектуально развивающие занятия со старшими дошкольниками. – Волгоград: Учитель 2009. – 136с.

  11. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр, спектакли. – М.: ВАКО, 2011.256с.

  12. Гуткина Н.И. Психологическая подготовка детей к школе в группах развития. // Активные методы в работе школьного психолога. М., Изд. АПН СССР, 1990.-3-11с.

  13. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии.- Вопросы философии. 1980, №12.

  14. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения: опыт теоретического исследования. М., 1986.-120с.

  15. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И.. М.: Просвещение, 1989.-127.

  16. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., Просвещение. 1985.

  17. Казакова Т.Г. Интеграция видов изобразительной деятельности (программа: задачи, принципы, содержание) // Дошкольное воспитание: традиции и современность. М., 202.- 4-8с.

  18. Кравцова Е.Е. Игра в дошкольном возрасте. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.- М., 1991.- № 2/6.-24-39с.

  19. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.- 152с.

  20. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности во второй младшейгруппе детского сада. Конспекты занятий. – 2 е издание. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-96с.

  21. Лыкова А.И. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «Карапуз» 2009, - 208с.

  22. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.- 240с.

  23. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. // Вопросы психологии.1990.- № 1.-16с.

  24. Цуканова С.П./ Бетц Л.Л. Речевые праздники и развлечения в детском саду. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.-112с.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru