В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Разработка сценария совместной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 5-7 лет на тему «Русские народные песенные жанры»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 131 компенсирующего вида

Невского района Санкт-Петербурга






Международный конкурс-фестиваль педагогического мастерства


«Радуга творческих идей: традиции, инновации, качество»


Номинация

«Внедрение современных инновационных образовательных технологий в структуру урока».


Разработка сценария совместной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 5-7 лет.


Тема работы: «Русские народные песенные жанры»








Автор: Костичева Ирина Григорьевна

Должность: Музыкальный руководитель

Преподаваемый предмет: Музыка

Телефон: 8-921-753-26-35

Адрес электронной почты: xaritowa@mail.ru











Санкт-Петербург


2018

Разработка сценария совместной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 5-7 лет. «Русские народные песенные жанры»


Тема: Русские народные песенные жанры.

Цель: Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка, путем обобщения материала о русских народных песенных жанрах.

Задачи:

1.Коррекционно-Образовательные:

  • Закрепить усвоенный материал о русских народных песенных жанрах: частушка, колыбельная песня, потешка, закличка;

  • Продолжать развивать способность различать русские народные песенные жанры: частушка, потешка, закличка, колыбельная;

  • Продолжать накопление слуховых представлений об интонационно стилистических особенностях русских народных песенных жанрах: колыбельная, потешка, частушка, закличка;

  • Способствовать развитию певческих навыков

2.Коррекционно-Развивающие:

  • Развивать творческую импровизацию: вокальную и инструментальную;

  • Формировать координацию речи с движением; развивать общие речевые навыки, внимание, быструю реакцию на смену текста и музыкального материала;

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук;

  • Способствовать формированию навыка равномерного глубокого вдоха и выдоха;

  • Развивать потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности.

3.Коррекционно-Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к русским народным песенным жанрам;

  • Формировать патриотические чувства.

Тип занятия: Комбинированный.

Методы:

  • Метод эмоциональной драматургии

  • Метод слуховой и зрительной наглядности

  • Метод игры

  • Метод театрализации

  • Словесный метод: беседа

  • Метод обобщения

  • Метод перспективы и ретроспективы

Основные понятия, звучащие в ходе занятия:

  • Частушка

  • Потешка

  • Закличка

  • Колыбельная

Образовательные технологии:

  • Информационно-коммуникативные

  • Социально-коммуникативные

  • Здоровьесберегающие

Музыкальный материал: Р.н.мел. «Здравствуй, гостья-Зима»; «Русская народная мелодия» обработка А.Агафонникова; р.н.мел. «Ах ты, береза»; р.н. мел. «Ай тари, тари, тари»; р.н.закличка «Жаворонки, жаворонушки»; р.н.закличка «Солнышко»; р.н.мел. «Во саду ли, в огороде»; фрагмент р.н. колыбельной «спи-ка, милое дитя» в исполнении В.Рябковой; р.н.мел. и текст «Частушки»; р.н. мел. и текст «Рассказали масленка».

Оборудование: Фортепиано; музыкальный центр; проектор; компьютерная презентация; два картонных домика; детские шумовые музыкальные инструменты (трещотки, маракасы, бубны, «шумелки» из бросового материала, ложки); заготовки букв к слову «ПЕСНЯ»; 2 куклы бибабо; магнитная доска; раскрашенные «воротики» из фанеры (дуга).

Основные этапы занятия:

  1. Вход. Организация

  2. Введение в тему

  3. Музыкально-ритмические движения

  4. Дыхательное упражнение с движением

  5. Вокальная пальчиковая гимнастика «Ай, тари, тари, тари»

  6. Слушание музыки

  7. Исполнение заклички с движениями

  8. Движения под музыку, импровизация

  9. Слушание музыки

  10. Вокальная импровизация

  11. Исполнение частушек и игра на музыкальных инструментах

  12. Обобщение

  13. Выход. Исполнение песни.

Используемые сокращения слов: М.Р. – музыкальный руководитель

Предварительная работа:

  1. Ознакомление детей с русским народным бытом.

  2. Знакомство с малыми формами русских народных жанров: потешки, заклички, прибаутки, сказки, колыбельные песни, считалки, дразнилки, игры.

  3. Разучивание песенных русских народных жанров: частушка, потешка, закличка, колыбельная. Сравнительный анализ представленных жанров.

  4. Просмотр видео о Масленице – русский народный праздник. На материале к Масленице разучен и прослушан соответствующий репертуар: частушки, песни, заклички.

  5. Знакомство с р.н. песенным жанром – Колыбельная. Выявление характерных особенностей жанра, вокальная импровизация на различные тексты колыбельных. Релаксация.

  6. Повторение танцевальных движений: хороводный шаг, «топотушки», «поскоки».

  7. Выполнение массажа друг другу и самомассажа, на материале р.н. потешек.

  8. Разучивание дыхательных упражнений с элементами р.н. потешек; и музыки колыбельных песен.

















Ход занятия

1.Вход. Организация.

Вход детей под р.н. мелодию «Здравствуй, гостья Зима».

Приветствие детей в русско-народном стиле.

М.Р.: Здравствуйте, добры молодцы.

Мальчики поют, по звукам мажорного трезвучия: Здравствуйте. (с рус. нар. поклоном в конце)

М.Р.: Здравствуйте, красны девицы.

Девочки поют, по звукам мажорного трезвучия: Здравствуйте (с рус. нар. поклоном в конце)

2.Введение в тему.

М.Р.: Ребята, обратите внимание, какие мы красивые и нарядные. Дело в том, что нас позвали в гости в одну интересную сказочную деревню «Смешки». Сейчас, мы туда отправимся.

Путь до деревни лежит через широкие поля, густые леса, но вы не переживайте, у нас с вами есть замечательный проводник – музыка, она подскажет куда и как нам идти. Услышите спокойную музыку – в поле вышли, идем хороводным шагом, как только музыка изменится, станет веселой и подвижной – в лес попали, идем «топотушками».

3.Музыкально-ритмические движения.

Дети на слух, самостоятельно, определяют тип и способ движения; с изменением музыки, выполняют соответствующие движения. Медленная, размеренная музыка – хороводный шаг. Подвижная, плясовая – «топотушки».

Хороводным шагом двигаются друг за другом, оттягивая носочек. У девочек руки придерживают сарафан, у мальчиков – стоят на поясе. Спину дети стараются держать прямо, голову не опускать. («Русская народная мелодия» обработка А.Агафонникова).

«Топотушки» - Руки на поясе. Ноги чуть согнуты в коленях. Спина прямая. Дети двигаются маленькими шагами, наступая на всю стопу. (р.н.мел. «Ах ты, береза»)


На экране появляется слайд с изображением деревни, окружённой забором, на заборе висит замок.

М.Р.: Ребята, до деревни мы дошли, но, смотрите, каким большим забором она окружена, а на воротах висит замок. Что необходимо найти, чтобы открыть его?

Дети: Ключ.

М.Р.: Верно, только ключ, без подсказки, трудно отыскать. Позовем ветер-ветерок, он везде летает, все обо всем знает и подскажет где ключ искать.

4.Дыхательное упражнение с движением.

На вдох – вращение кистями с медленным подниманием рук вперед-вверх; на выдох – опускание рук через стороны.


Слайд. Звучит шум ветерка и голос, читающий на распев:

Чтоб попасть в деревню «Смешки»,

Нужно спеть, друзья, потешки.

Как только потешку дружно споете,

Тут же замочек и отомкнёте.

М.Р.: Ребята, а кто может подсказать, что такое потешки?

Ответы детей.

На случай, если дети не ответят, то помочь им наводящими вопросами, или напомнить.

Потешки – короткие песенки, стишки с элементарными игровыми движениями, для развлечения маленьких детей. Во время проигрывания или пропевания потешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешек – развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние.

М.Р.: Давайте исполним с вами потешку «Ай тари, тари, тари», чтобы найти ключ и открыть замок.

5. Исполнение вокальной пальчиковой гимнастики

«Ай, тари, тари, тари»

Исполняю совместно с детьми р.н.потешку «Ай тари, тари, тари».

Слова и музыка народные, движения автора.

Для того, чтобы дети исполнили потешку ярко и выразительно, показ М.Р. должен быть соответствующим. С помощью своего показа, добиваться эмоционального отклика и исполнения потешки детьми, следить за точностью выполнения движений пальцев, рук и ног по тексту.

«Ай, тари, тари, тари.»

Ай тари, тари, тари , Сгибаем пальцы к запястью

Куплю Маше янтари. «Фонарики»

Останутся деньги, Загибаем 4 пальца от мизинца

Куплю Маше серьги. 4 пальца согнуты в кулачок, большим трогаем мочки ушей

Останутся пятаки, Пальцы сгибаем в колечко (от указательного к большому)

Куплю Маше башмаки. Шлепки по коленям, либо «топотушки»

Останутся грошки, Потирание ладоней

Куплю Маше ложки.            «Едим», вращательные движения правой рукой                     

Останутся полушки, Хлопки

Куплю Маше подушки. Ладошки рук соединяем, кладем под правое, затем левое ухо.


На экране появляется новый слайд. Ворота открываются. Звучат торжественные фанфары.

Появляется

Петрушка с приветственной речью:

Проходите, не стесняйтесь

По деревне прогуляйтесь!

В каждый домик заходите,

Буквы там, вы находите

И, как только их найдете –

Слово быстро соберете,

А затем уж и прочтете,

Сила наша в чем, поймете!

М.Р.: Ребята, смотрите, вот и первый дом. Давайте к нему подойдем, присаживайтесь.

Дети и М.Р. подходят к дому, который расположен рядом с фортепиано, садятся на стулья.

М.Р.: Вам, наверное, интересно узнать кто живет в доме, какие песни поет, и в этом, нам опять поможет музыка. Слушаем музыку и стараемся понять, что звучит.

6.Слушание музыки.

Ставлю аудиозапись заклички «Жаворонки, жаворонушки», сл. и муз. русские народные.

Если дети сразу не смогут разобрать слова, исполнит закличку самостоятельно еще раз.

«Ой, жаворонки, жаворонушки.

Прилетите к нам, принесите нам

Лето теплое, унесите от нас Зиму холодную».

М.Р.: Ребята, что за песня звучала?

Ответы детей.

Если дети будут в чем-то сомневаться, то вывести их, наводящими вопросами, к ответу – закличка.

Заклички – короткие песенки, для того, чтобы вызывать различные природные явления и не только: солнце, дождик, птичек, масленицу, лето, весну, зиму и т.п. Кликать- звать.


М.Р.: Совершенно верно, в домике живут сестрички, по прозвищу Заклички!

Захожу за дом, одеваю куклы бибабо:

Мы сестрички-заклички,

Сестрички-невелички.

Всех к себе зазываем,

Дружно петь предлагаем!

Исполните закличку, скажем, где буквы заветные спрятались.


М.Р.: Ребята, какую закличку мы с вами знаем?

7.Исполнение заклички с движениями.

Вокальное исполнение заклички «Солнышко» (р.н.закличка из сборника Картушиной М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. –М. 2017.)

Солнышко, покажись, «Фонарики»

Красное, нарядись.

Поскорей, не робей, Хлопки в ладоши

Нас, ребят, обогрей!

Добиваться яркого, выразительного, мелодически озвученного исполнения. Часто слова в закличке «Покажись» и «Нарядись», дети поют по слогам. Для того, чтобы «смягчить» эти слова, нужно попросить детей немного выделить первые слоги слов и стараться их распевать, продлевать по звучанию гласные звуки, а конце петь чуть тише.


М.Р.: Ребята, сестрички-заклички сказали, что заветные буквы спрятались под 3-м стульчиком в 1-м ряду.

Дети находят буквы «П» и «Е» и мы их крепим на магнитную доску.

8.Движения под музыку, импровизация.

М.Р.: Пора нам двигаться к следующему дому, а находится он за ручейком, чтобы к дому дойти и ноги не промочить, мы будем с вами скакать.

Вспоминаем, как можно скакать: на одной ноге, на другой, на двух ногах, поскоками. Дети самостоятельно выбирают себе движение и двигаются по залу «змейкой» друг за другом под музыку р.н.мел. «Во саду ли, в огороде»


На экране появляется изображение второго дома.

М.Р.: Ребята, вот мы и добрались до второго дома, а теперь внимательно послушаем, что в нем происходит, какая музыка звучит?

9.Слушание музыки.

Звучит фрагмент р.н. колыбельной «спи-ка, милое дитя» в исполнении В.Рябковой. Дети называют характерные особенности колыбельной песни, а также для кого они исполнялись.


М.Р.: Все верно, в этом доме девица живет,

Колыбельные с утра до вечера поет,

И чтобы букву, у нее, заветную получить,

Нам нужно колыбельную сочинить.

10.Вокальная импровизация.

Сочинять будем на такой текст:

«Колыбельную пою,

Баю- баюшки- баю…»

Я исполняю первую строчку, на различные колыбельные мотивы, а дети придумывают свою мелодию на текст «баю-баюшки-баю».

По окончании вокальной импровизации, звучат торжественные фанфары.


Слайд.На экране появляется следующая подсказка о том, где лежит следующая буква.

«К зеркалу подойдете – букву найдете!»

Дети находят букву «С», крепим ее к магнитной доске.

М.Р.: Ребята, в сказочной деревне, остался только один дом, в который мы не заглянули. (Указываю на дом около окна, перед которым стоит стол с различными шумовыми детскими музыкальными инструментами, накрытыми скатертью.) В этом доме живут подружки-хохотушки, а зовут их всех – частушки. Кто помнит, что такое частушка?

Ответы детей.

Частушки - короткие веселые песенки с шутливым текстом, которые исполнялись на праздниках и посиделках. Частушки, часто, пели под гармошку или балалайку.

М.Р.: Частушки-веселушки, приготовили для нас сюрприз. (Снимаю скатерть со стола). Для того, чтобы получить заветные буквы, нам нужно с вами дружно спеть частушки и подыграть себе на любом, выбранном вами, музыкальном инструменте.

11.Исполнение частушек.

Дети выбирают себе инструменты, встают в линию или полукругом и исполняют частушки:

  1. Скоро свет, скоро свет,

Скоро рассветает.

Скоро Маслена придет,

Кто нас покатает?

  1. Со крутого бережка

Осыпалась земелюшка.

Из-за милого дружка

Ругает вся семеюшка.

  1. Ставь мамаша самовар,

Золотые чашки.

Ко мне миленький идет

В розовой рубашке.

  1. Ты Егорка Егорок,

Подожди меня годок.

Мать коровушку продаст,

За Егорушку отдаст.

  1. Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче маслена неделя –

Будте счастливы как мы.

На проигрыш, дети играют на музыкальных инструментах.

После исполнения частушек, дети кладут инструменты на стол. М.Р. находит подсказку с надписью: «За дом зайдите, буквы найдите». Находим последние две буквы и составляем слово.

Читаем слово – ПЕСНЯ.

12.Обобщение.

М.Р.: Ребята, оказывается, сила деревни «Смешки» в песне, а как вы думаете, почему? (ответы детей)

Чтобы попасть в деревню мы исполняли Потешку. В первом доме пели Закличку, во втором – колыбельную, а в третьем частушки, а все вместе – это русские народные песенные жанры. А жанр – это как раз то, что помогает нам отличить колыбельную от потешки, потешку от заклички, поскольку у каждой из этих песен есть свои характерные отличительные особенности.

Итак, сила деревни «Смешки» в песне. Песня – душа человека, она делает жизнь ярче и богаче, с песней можно радоваться и грустить. Без песен скучно будет жить.

М.Р.: Итак, наше путешествие подходит к концу, пора прощаться с жителями сказочной деревни «Смешки» и отправляться обратно в детский сад. Только в этот раз мы с вами не пойдем, а поедем. (Достаю дугу с лентами). Занимайте места. (дети берут ленты в руки, выстраиваются парами друг за другом). Отправляемся, а чтобы нам было веселей ехать, будем петь веселую песню.

13. Выход. Исполнение р.н. песенки «Рассказали Масленка».


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 12100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос