В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Проект детский познавательно-исследовательский, творческий: «Маленькие огородники» для детей 3- 4лет





Панина Елена Геннадьевна, Евдокимова Елена Ивановна

Московская область, Раменский район, д.Островцы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №18

Дошкольное образование








Проект детский познавательно-исследовательский, творческий:

«Маленькие огородники»

для детей 3- 4лет

C:\Users\Userr\Desktop\визитная карточка группы\новый подписи\мал огор.jpg
























Поговорка:

Всякому овощу свое время.



Актуальность и социально-экономическая значимость: Как только ребенок родился, он становиться первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о условиях необходимых для их роста. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о огородных культурных растениях. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, художественно-эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Проблема проекта: Можно ли вырастить лук, фасоль и горох в помещении? Как выращивать лук, горох и фасоль, как за ними ухаживать и что они любят?

У детей младшего дошкольного возраста интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный - с 04.04.2018г. – 30.04.2018г.

Руководители проекта: Воспитатели- Панина Е.Г., Евдокимова Е.И.


Участники проекта: дети, родители,


Возраст детей: 3-4года

Идея проекта: Во время прогулки воспитатель показала детям огород на территории детского сада и нашу грядку на которой мы будем сажать лук, горох и фасоль, затем спросила детей можно ли вырастить все эти овощи в помещении: дети все дружно ответили, что нет и поэтому у нас родилась идея провести познавательно-исследовательский, творческий проект «Маленькие огородники» и узнать, как растут овощи (лук, горох, фасоль)






Цель проекта: Формирование у детей интереса к познавательно - исследовательской деятельности по выращиванию огородных культурных растений (лук. горох, фасоль) в комнатных условиях. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую и творческую деятельность.


Задачи проекта:

  1. Сформировать мотив участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;

  2. Обогащать представления о растениях и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности;

  3. Сформировать представление о жизни овощей, как живых существ (они растут, могут быть здоровыми и больными).

  4. Дать наглядное представление детям о необходимости света и тепла для роста;

  5. Развивать интерес к развитию и росту растений, наблюдательность и любознательность;

  6. Формировать представления о структуре трудового процесса;

  7. Развивать интерес к посадке растений (лук), посеву крупных семян (фасоли, гороха);

  8. Развивать умение узнавать и называть части растения.

  9. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе;

  10. Совместно со взрослым устанавливать взаимосвязь «цель — результат» в труде.

  11. Формировать чувство ответственности при уходе за растениями: вовремя полить, рыхлить почву;

  12. Способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.

Интеграция образовательных областей в проекте «Маленькие огородники».

Познавательное развитие (ведущая деятельность – познавательно-исследовательская, игровая) беседы, обсуждения, дидактические игры.

Художественно-эстетическое развитие (ведущая деятельность –творческая) рассматривание иллюстраций, участие детей и родителей в конкурсе по оформлению «Огорода на окне».

Социально-коммуникативное развитие (ведущая деятельность – коммуникативная, игровая практическая) беседы, обсуждения, дидактические игры.

Речевое развитие (ведущая деятельность –коммуникативная) беседы, обсуждения, заучивание потешек, пословиц, стихотворения, чтение и пересказ сказок.

Физическое развитие (ведущая деятельность – двигательная) подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, зрительная гимнастика. Режимные моменты (интеграция разных видов деятельности) самообслуживание, использование проблемных ситуаций, КГН, игра и т.д. Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами –совместное творчество, консультирование, рекомендации, творческие задания и т.п.



Ожидаемый результат:

  1. Дети познакомятся с культурными огородными растениями;

  2. Дети знают и применяют полученные знания по уходу за культурными огородными растениями;

  3. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений;

  4. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала;

  5. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру;

  6. Формирование у детей уважительного отношения к труду;

  7. Создание в группе огорода на подоконнике;

  8. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье. Активно участвуют в подготовке материалов для обучения детей, подборка семян для посадки, в организации и оформлении огорода на подоконнике.



1 этап Подготовительный.


Содержание деятельности воспитателя и детей:

- определение темы Проекта;

- формулировка цели и определение задач;

- Сбор материала необходимого для реализации проекта

Организация предметно – развивающей среды по теме проекта;

материал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, фото, семена,

муляжи овощей, материалы для посадки);

- составление плана основного этапа Проекта;

Работа с родителями:

- беседа с родителями о предстоящей работе;

- подготовка семян и луковиц;














2 этап: Проблемно- деятельностный.

План реализации проекта.


Совместная деятельность воспитателя и детей по работе над проектом

Взаимодействие с родителями

Организация предметно- пространственной среды

- Беседа «Волшебные семена», Дидактическая игра «Чье семечко?»

Цель: Обобщить представления детей о семенах и росте, и развитии овощей, развивать самостоятельные обследовательские действия, воспитывать познавательный интерес к жизни растений;

- Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений;

- Игра - беседа «Огород»

Цель: Рассказать детям для чего необходимы человеку овощи, закрепить знания какие существуют виды овощей, особое внимание уделить луку, гороху, фасоли

- Беседа «Как вода помогает растениям?»

Цель: способствовать появлению стремление пожалеть растение: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага);

учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями

- Исследуем вместе с детьми

Цель эксперимента: Выяснить, почему от лука плачут;


- Практическая деятельность: Посадка лука, гороха и фасоли

Цель: развивать умение планировать процесс посадки огородных культур, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать познавательный интерес и желание ухаживать за посадками

- Опыт – наблюдение за ростом лука, гороха, фасоли

Цель: Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.

- Труд в уголке природы

Цель: Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)


- Оформление дневника наблюдений

Цель: Зафиксировать наблюдение за растениями, через художественное творчество (рисование лука, гороха и фасоли)

- Дидактические игры:

. «Угадай на ощупь»

Цель: Формировать знания о признаках овощей, развивать речь, логическое мышление;

. «Что сначала, а что потом?»

Цель: закрепить знания детей об основных стадиях роста овощей. Развивать внимание, связную речь.

. «Собери из частей целое»

Цель: научить ребенка видеть целостный образ по его отдельным частямигра развивает внимание, память, мышление, мелкую моторику.

- Рассматривания алгоритма роста гороха, фасоли

Цель: Познакомить детей с алгоритмом роста семени.

- Изготовление настольного театра «Сказка про горох»

Цель: Помочь детям вспомнить знакомые сказки; вызвать желание рассказать о том, что случилось с героями произведений, подсказывая им нужные слова.  Учить детей совместному со взрослым пересказу сказки «Сказка про горох».

- Лепка из соленого теста: Коллективная работа

«Стручок гороха»

Цель: Продолжать учить детей лепить из соленого цветного теста. Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое), придавливание, загибание, соединение. Познакомить детей со словами: горсть. Ввести в активный словарь слова: горох, горошек, горошина. Закрепить знания о цвете, упражнять в назывании цвета. Развивать память, фантазию, мелкую моторику кистей рук.

Воспитывать сосредоточенность, аккуратность.


- Разгадывание загадок об огородных культурах.

- Чтение худ. литературы «Сказка про горох и фасоль»

Цель: Продолжать учить детей слушать художественные произведения и пересказывать их с использованием мнемотаблицы

- Чтение сказки «Пых», «Веселый огород», «Спор овощей»

- «Терапевтическая сказка о полезных овощах». 

- Чтение пословиц об овощах
- Подвижные игры

«Ходят капельки по кругу»

Цель: Формировать умение выполнять бег, не наталкиваясь друг на друга с согласованием движения рук и ног. Формировать умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку. Развивать движение разнообразных форм двигательной активности. Развивать быстроту и ловкость. Развивать слуховое внимание и умение двигаться по словам текста. Воспитывать дисциплинированность и активность

- Мешочки, наполненные горохом или фасолью «Пронеси мешочек на голове» (равновесие)

«Перешагни (обойди между) мешочками»; (координация движений)

 «Помни мешочек в руках» (мелкая моторика

«Перепрыгни через мешочек» (прыжки)

- Сюжетно-ролевые игры:

Закрепление знаний детей в сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Овощной магазин», «Накорми куклу обедом»


  • - беседа с родителями «Огород на окне.

Цель: Обсудить участие в конкурсе «Огород на окне», сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта;

- консультация для родителей «Огород на окне»

Цель: Просвещать родителей по данной теме;


- консультация для родителей «Лук от семи недуг»

- предложить родителям приобрести для проведения проекта контейнеры, землю, луковицы для посадки;


- домашние задания: просмотр и обсуждения мультфильма «Веселый огород»;


- подборка литературы про овощи с участием родителей;


- предложить родителям приобрести семена фасоли и гороха для проведения проекта;


- помощь родителей в оформлении «Огорода на окне»;


- консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье»

Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания.


- домашнее задание: Прочитать совместно с детьми сказку про горох, помочь детям пересказать сказки.

- предложить родителям совместно с детьми дома изготовить иллюстрацию огородные культуры (лук, горох, фасоль) и описание к ним.


- помощь родителей в создании мультфильма своими руками в смешанной технике «Сказка про горох».


- Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август

-иллюстрации: Огорода, овощей и т.д. по теме проекта,

-распечатанные раскраски- лук, горох, фасоль.

- карандаши,

-краски гуашевые,

- цветная бумага – изготовление стручков фасоли и гороха для мультфильма;

- соленое тесто для лепки гороха и фасоли;

- карты наблюдений за ростом лука, гороха и фасоли;

-костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

- подбор художественной литературы по тематике,

- строительный материал: палочки от мороженного- для изготовления домика, колодца и забора по сказке.

- подбор и просмотр мультфильмов и видеоматериала об огороде и что растет на грядках;

- рекомендуемый материал речевого сопровождения к проекту –загадки, пословицы;

- подборка и изготовление дидактических игр по теме проекта.













3 этап - Творческий: Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов и решили, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах


Продукт проекта:

  • Участие в конкурсе ДОУ «Огород у нас хорош, все что хочешь здесь сорвешь»

  • Мультфильм своими руками «Сказка про горох»;

  • Оформление дневника наблюдений;

  • Презентация проекта «Маленькие огородники»

  • Изготовление альбома иллюстраций с описанием огородных культур (лук, горох, фасоль) сделанные совместно родители и дети.



Рефлексия:

  • Дети называют и различают культурные огородные растения (лук, горох, фасоль) (25% - 80%);

  • У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях;

  • В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений;

  • Дети увидели многообразие посевного материала;

  • Дети стали бережнее относиться к растительному миру;

  • В группе был создан огород на окне;

  • Дети стали более уважительно относиться к труду;

  • Проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растениям, дети научились работать вместе, помогать друг другу.


 

 











Список использованной литературы:

  1. Вербенец А.М., Сомкова О.Н., О.В. Солнцева Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология - СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2015 год.

  2. Воронкевич О.А. Детские экологические проекты – СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2014 год.

  3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2003 год.

  4. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. – Волгоград: ТЦ «Учитель», 2002.

  5. Масленникова О.М., Филиппенко А.А., Экологические проекты в детском саду – Волгоград: ТЦ «Учитель», 2008 год.

  6. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А., Березина Т.А., Н.О. Никонова. Образовательная область «Познавательное развитие» (Методический комплект программы Детство) - СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2016 год.

  7. И. А. Лыкова Лепка из соленого теста с детьми 3-4 лет – Москва. «Мозаика-Синтез», 2017 год.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос